какое произведение написал данте

Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265–1321) поэт, литературовед, богослов и политический деятель эпохи Возрождения. Но в историю мировой литературы он вошёл как автор монументального эпического труда — «La divina commedia» («Божественная комедия»), отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь.

Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды, а позднее и его сын, а затем и внук – всем известный Данте Алигьери.

Родители смогли оплатить обучение Данте в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.

Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

Представление о юности поэта даёт его автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290.

Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.

В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и чёрными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов.

В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров — эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста.

Осенью того же года Данте вошёл в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорён к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию. Джемма Донати, женщина на которой Данте женился по политическим причинам уже после смерти Беатриче, осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского достояния.

В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом к правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору.

Вероятно, в это же время он написал трактат «О монархии» (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте нашёл убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии — Рай.

С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут за смертью последнего.

В 1483 году для захоронения Данте по заказу городского главы Бернардо Бембо скульптором Пьетро Ломбарди был изготовлен портрет поэта, сохранившийся до настоящего времени.

В 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. В базилике Санта-Кроче был устроен кенотаф, а позднее выяснилось, что монахи францисканцы из Равенны, не желая расставаться с прахом поэта, пробили стенку саркофага и выкрали его останки, которые тайно были погребены во францисканской обители в Сиенцо. В 1677 году прах поэта был помещён в деревянную раку, а когда после 1810 года в результате проводившейся Наполеоном секуляризации церковной собственности монахи покинули обитель, то гроб был спрятан под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте в Равенне.

Гроб с прахом Данте был обнаружен в 1865 году во время ремонта территории, прилегающей к церкви Сан Франческо. Найденный деревянный короб был опознан по эпитафии, вырезанной в 1677 году Антонио Санти. После этого останки были перенесены в мавзолей, из которого они изымались во время Второй мировой войны, когда город подвергался бомбардировкам. Место, где прятали саркофаг, в настоящее время отмечено мемориальной доской.

Одной из наиболее ранних литературных работ Данте является сборник «Новая жизнь», написана в форме прозиметрума — чередующихся фрагментов стиха и прозы. Принадлежит к числу наиболее ранних литературных произведений, написанных в Италии на итальянском языке (а не на латыни), — «Новая жизнь» способствовала кодификации тосканского диалекта. Новая жизнь — это автобиографическая исповедь, которая была написана Данте у могилы Беатриче.

Вершина творчества Данте является поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте — создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.

Фантастическое в творчестве автора

Фантастические элементы можно усмотреть, прежде всего, в «Божественной комедии», в которой Данте разрабатывает и детализирует христианский миф о загробном мире. Своё видение ада, рая и чистилища Данте строил из кусков реальной жизни. Поэт помещает известных ему деятелей Средневековья в обстановку описываемого мира, в тексте чётко просматриваются параллели с определёнными областями Италии. Однако поэт обрамляет реальных людей, реальные места мистическим антуражем загробного мира и необычными существами, смешивая христианскую и античную мифологию, как то демоны (Минос, Флегий), пёс Цербер, адские фурии, кентавр Несс, Люцифер, ангелы.

© По материалам сети Интернет

Примечание к биографии:

Заглавный портрет работы флорентийского художника Сандро Боттичелли, находится в частной коллекции в Швейцарии.

Второе изображение — фреска Доменико ди Микелино во флорентийском соборе (сер. XV в.), где показан Данте, увенчанный лавровым венком, в алой тоге, на фоне родного города.

Третья картина называется «Данте в изгнании» Доменико Пеларлини.

Четвёртый портрет принадлежит кисти Рафаэля, увидеть его можно в Ватиканском дворце.

Источник

Какое произведение написал данте

Данте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Данте Алигьери родился (по одной из версий) 21 мая 1265 во Флоренции. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству.

О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.

Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 он был изгнан и лишён гражданских прав, а затем и вообще приговорён к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.

В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292).

Затем были философские и политические трактаты — «Пир», «О народном красноречии», «Послания» — являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.

Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки, политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Данте волнует судьба Италии, раздираемой междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви.

«Божественная Комедия» — поэтическая энциклопедия Средних веков — непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.

Последние годы жизни поэт провел в Равенне, где незадолго до смерти завершил «Божественную комедию». Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 от малярии.

Источник

Биография

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.

Источник

Данте Алигьери

Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка.

Удивительно, но поэзия и философская картина мира этого неординарного, глубоко мыслящего и в высшей степени чувственного человека остаётся актуальной и интересной на протяжении более семи столетий.

Биография

О судьбе Данте Алигьери сохранилось мало информации, подтверждённой документальными источниками. Одним из первых людей, исследовавших жизнь поэта, был выдающийся писатель Раннего Возрождения, Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). На основании его трудов и автобиографичных текстов самого Алигьери и проводились многочисленные научные работы историков последующих эпох.

какое произведение написал данте

При этом все перипетии в судьбе Алигьери, равно как и формирование его мировоззрения, необходимо рассматривать лишь через призму бурных политических баталий, развернувшихся в средневековой Италии. На рубеже XIII – XIV столетий это был раздроблённый на множество мелких городов-государств и княжеств регион. Данте и его современники переживали непростой период, главными особенностями которого были отсутствие единства власти и постоянные противостояния между папским и императорским правлением. Неутихающие политические волнения во многом задали трагический тон жизненного пути поэта.

Происхождение

Ориентировочной датой рождения Данте Алигьери считается 1265 год. Он появился на свет во Флоренции (Firenze), одном из самых передовых городов Италии. Согласно преданию предки великого поэта происходили из знатного и состоятельного римского рода, и сыграли весомую роль в становлении тосканской столицы. Сохранившиеся до наших дней рукописи свидетельствуют о том, что прадед Данте принадлежал к аристократии и был посвящён в рыцари.

Образование

Крайне противоречивы мнения исследователей биографии поэта относительного его образования. По одной из версий в 80-х годах XIII столетия Данте был студентом Болонского университета (Università di Bologna) – самого престижного учебного заведения Европы. Творческое наследие Алигьери свидетельствует о высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках, и на протяжении всей жизни непрестанно занимался самообразованием, постигая новые горизонты.

Главным учителем и наставником Данте, имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом, был флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини (Brunetto Latini).

Творчество – ранний этап

Доподлинно неизвестно, когда именно Алигьери увлёкся сочинительством. Исследователи его текстов утверждают, что становление в творчестве осуществлялось под влиянием стихов известного итальянского поэта Гвиттоне д’Ареццо (Guittone d’Arezzo), хотя сам Данте, давая позже оценку своей деятельности, отрицал этот факт.

Особую роль сыграла литературная школа «Дольче стиль нуово» (Dolce stil nuovo), характерной особенностью которой было воспевание неземной любви к женщине и философское видение в величавом образе возлюбленной высшей божественной сущности. Недаром в переводе с итальянского название этого направления поэзии звучит как «сладостный новый стиль». Ярких представителей необычных для того времени стихотворных форм – Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti) и Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli), Алигьери считал не только друзьями, но и главными учителями в лирике.

Первый сборник произведений Данте, состоящий преимущественно из сонетов и небольшого фрагмента прозаического текста, вышел в свет примерно в 1283 – 1293 годах. Книга была написана на итальянском языке и носила название «Новая жизнь» (La Vita Nuova). Дебютные произведения Алигьери заключают в себе все элементы «Дольче стиль нуово»:

Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной, Беатриче, Данте увековечил, сделав его практически нарицательным.

Любовь и семья

Беатриче Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.

какое произведение написал данте

Второй раз они встретились и разговаривали на одной из улиц Флоренции спустя годы, когда юная красавица была уже замужней дамой, и любовь Данте к ней воспылала с большей силой. Беатриче умерла рано, в возрасте 24-25 лет, и это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью.

Спустя 1-2 года после кончины возлюбленной Алигьери женился на Джемме да Манетто Донати (Giemma da Manetto Donati), дочери влиятельного политика. Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.

Участие в политической жизни

Следуя семейной традиции, Данте Алигьери был активным участником событий на политической арене Флоренции. Первые упоминания о нём, как о государственном деятеле относятся к 1296 – 1297 годам. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. В 1300 – 1301 годах он был избран в коллегию приоров (орган власти, аналогичный современному городскому правительству).

Ожесточённая борьба развернулась между двумя враждующими политическими силами: гвельфами (guelfi), выступавшими за единство страны и домирирующее влияние понтифика, и гибеллинами (ghibellini), поддерживавшими власть императора Священной Римской империи.

Позже, в самой партии сторонников папы, господствовавшей в городе, произошёл раскол: она разделилась на «чёрных» и «белых». Первые по-прежнему поддерживали церковников, а вторые – ратовали за независимость Флорентийской республики (Repubblica fiorentina) от указов высшего духовенства и рассчитывали на укрепление монархии. Алигьери принадлежал к «белой» фракции гвельфов, остававшейся правящей силой до военного переворота 1302 года.

Скитания

В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял надежды вернуться на родину, но все его попытки оказались тщетными. Полный тревожных чувств он продолжал творить свои великие произведения даже в условиях скитальческого существования. Поэт жил в Вероне (Verona), под покровительством кондотьера, Бартоломео I делла Скала (Bartolomeo I della Scala), позже переехал в Болонью (Bologna), Луниджану (Lunigiana). В 1309 – 1310 годах Алигьери нашёл пристанище в Париже, но спустя непродолжительный период покинул Францию.

В это время германский король Генрих VII предпринял поход на Италию, одержимый идеей восстановить там полную императорскую власть. Он амнистировал всех изгнанников противоборствующих партий и пытался всячески примирить конкурирующие аристократические кланы. Данте, видевший в сильной монархии спасение для Италии, проникся очередной надеждой вернуться во Флоренцию. Однако, Генрих VII умер в 1313 году (многие историки склонны считать, что он был отравлен), а вместе с кончиной императора ослабли перспективы изгнанника вновь обрести родину.

По некоторым источникам Данте было предложило вернуться в дорогой для его сердца город при условии публичного отречения от политических идеалов, но гордый и верный своим убеждениям Алигьери отказался проходить унизительную процедуру.

В 1315 году сеньория вынесла повторный смертный приговор, вместе с ним навсегда развеялись мечты о Флоренции. В 1316-1317 годах правитель города Равенна (Ravenna), Гвидо Новелло да Полента (Guido Novello da Polenta), принял Алигьери, предложив ему должность при своём дворе.

Творчество в период зрелости

В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы:

Божественная комедия

Поэма «Комедия», получившая впоследствии благодаря Джованни Боккаччо название «Божественная» (т. е. «великолепная»), входит в список лучших произведений мировой литературы.

Данте трудился над её созданием почти 15 лет, и успел закончить последние строки незадолго до своей смерти. Первое печатное издание увидело свет в 1472 году. Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых включает в себя 33 песни:

В тексте поэмы встречаются как простонародные выражения, так и высокопарная лексика литературного языка. Особенность стиля – обилие аллегорических символов, наполненных глубокой смысловой насыщенностью, живописностью, реалистичностью и драматизмом. Все события повествуются от первого лица.

В основе сюжета – мистическая история героя, отправившегося после смерти возлюбленной в путешествие по загробному миру, в котором он проходит девять кругов ада, чистилище и сферы рая. В процессе странствия Данте встречает своих современников и знаменитых личностей прошлых эпох со всеми их радостями и печалями, политическими убеждениями и жизненными пристрастиями, и с позиции гуманиста и мудреца даёт моральную оценку совершённых деяний.

На протяжении нескольких столетий литературоведы по-разному толковали смысл «Божественной комедии», но всегда оставалось неизменным понимание величайшей ценности этого гениального произведения: поэма Алигьери представляет собой настоящую энциклопедию политической, культурной, религиозной и научной жизни средневековья.

Смерть

Данте скончался в 1321 году от малярии, он заразился смертоносной болезнью, возвращаясь из поездки в Венецию (Venezia), куда прибыл с миротворческой миссией, как посол правителя Равенны. Алигьери был похоронен в базилике Сан-Франческо (Basilica di San Francesco) с большими почестями, достойными великого гражданина своей страны. Позже его прах был перенесён в построенный недалеко от церкви мавзолей, так называемую Гробницу Данте (Tomba di Dante).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *