какое произведение михаила булгакова в советском союзе было впервые напечатано лишь в 1966 году
История романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита».
Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.
Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия).
После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.
В первой редакции роман «Мастер и Маргарита» имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В», «Гастроль».
18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош», первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.
Вторая редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».
Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.
Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале называлась «Князь тьмы». В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.
В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.
Роман «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.
Булгаковские места в Москве
Основные события булгаковского романа «Мастер и Маргарита» разворачиваются в Москве, которая представлена в романе в таких эпизодах, как «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На Садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете».
Булгаковская Москва – это и Патриаршие пруды, и особняк Рябушинского ‑ Литературный институт, и особняк Маргариты на Остоженке, и «подвал Мастера» – Дом Пашкова, и гостиница Метрополь, и варьете, и знаменитый » Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302‑бис», и гастроном на Арбате, Александровский сад, Дорогомиловское кладбище, Лубянка, дом у Каменного моста, Торгсин на Смоленском рынке, Театр детских кукол в Замоскворечье, Брюсов переулок и др.
Патриаршие пруды. С аллей возле Патриарших прудов начинается знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Еще в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте существовали три пруда. В начале XIX в. два пруда были засыпаны. С тех пор уцелевший пруд хранит в своем названии память о «своих собратьях».
Торгсин. Слово «торгсин» ‑ это сокращение от словосочетания » торговля с иностранцами». Потом такие магазины назвали «Березка». Дом, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции, его строили с 1928‑го по 1933 год (архитекторы Маят и Олтаржевский) с элементами конструктивизма.
Мансуровский пер., 9. Дом, где жил Мастер. По воспоминаниям современников, когда‑то этот дом принадлежал артисту Малого театра Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому ‑ одному из первых ‑ прочитал свой роман.
Дом Драмлита. Лаврушинский пер., 17. Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова. Литовский стал прообразом критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.
Театр Варьете ‑ вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита», где происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Прототипом Театра Варьете послужил Московский мюзик‑холл, существовавший в 1926‑1936 годах и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 году по проекту архитектора Нилуса.
Рядом же есть сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазелло.
«Дом Грибоедова» ‑ в романе «Мастер и Маргарита» ‑ здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ ‑ крупнейшая литературная организация. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20‑е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане «Дома Грибоедова» отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников.
Нехорошая квартира ‑ квартира №50 в доме 302‑бис по Садовой улице ‑ квартира в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа Булгакова «Мастер и Маргарита». «Прототипами» «нехорошей квартиры» были две квартиры (50 и 34) в доме №10 по Большой Садовой улице, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного дома 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал родственник знаменитого ювелира Фаберже, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот). Дом описан как дом «302‑бис». Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером. Этот вымышленный большой номер должен был подчеркнуть нереальность происходящего.
Здание было построено в 1903 году архитектором Милковым для московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель.
С 1980‑х гг. «Булгаковская квартира» стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву. 15 мая 2004 года в доме №10 по адресу улица Большая Садовая на первом этаже был открыт «Культурно‑просветительский Центр, музей «Булгаковский Дом».
Викторина по творчеству М.А. Булгакова (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
М.А. Булгаков. Творчество.
1) В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на …, который с отличием закончил.
2) М.А. Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» в течение 11 лет. Работа над романом продолжалась даже при болезни автора. По сообщению Елены Сергеевны Булгаковой, вдовы писателя, перед смертью Михаила Афанасьевича последними словами о романе были: «Чтобы знали… Чтобы знали»… В каком году был впервые опубликован роман «Мастер и Маргарита»?
3) В 1926 году при проведении в квартире Булгакова обыска рукописи этого произведения были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького три года спустя.
Какое из произведений, написанных Булгаковым в 1925 г., не публиковалось в России до 1987 г. (более 60 лет)?
А) «Мастер и Маргарита»;
В СССР в 1930-е распространялась в самиздате. Впервые официально была опубликована в СССР в 1987 году в 6-м номере журнала «Знамя ». С тех пор неоднократно переиздавалась.
4) Пьесу эту о Ж. Б. Мольере Михаил Булгаков написал для Художественного театра в октябре — декабре 1929 года. 19 января 1930 года Булгаков читал пьесу во МХАТе, и театр принял её к постановке, но 18 марта пьеса была запрещена Главреперткомом. Только спустя три года, после того как состоялся разговор Сталина с автором, и после дополнительного вмешательства А. М. Горького в октябре 1931 года постановка пьесы была разрешена.
Назовите эту пьесу Булгакова:
А) «Зойкина квартира»;
Ответ: «Кабала святош». В марте 1932 года режиссёр Николай Горчаков приступил к репетициям, но только в начале 1936 года работа над спектаклем была завершена; премьера состоялась 16 февраля 1936. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в « Правде » от 9 марта 1936 года был запрещён.
5) Эту пьесу Булгакова очень любил Сталин. Может быть, она сохранила Булгакову жизнь. Если бы его арестовали, спектакль пришлось бы снять. Какую пьесу Сталин посмотрел во МХАТе пятнадцать раз?
Ответ: На “Дни Турбиных” вождь приезжал снова и снова, смотрел их раз 15 или 20, если не больше. Сидел в ложе, спрятавшись за занавеской. Также возможно, что из-за “Турбиных” его не выпускали за границу. Останься он у брата в Париже — и спектакль тоже запретили бы. Сталин лишился бы любимого зрелища.
В) «Мастер и Маргарита»;
Ответ: В повести «Роковые яйца» луч жизни, открытый профессором Персиковым, в чужих неумелых руках становится лучом смерти.
Это интересно! В повести утверждается, что анаконды вывелись из яиц. Но анаконда, как и все удавы, не откладывает яйца, а приносит живых детёнышей.
В какие годы разворачиваются действия в московских главах в романе «Мастер и Маргарита»?
Ответ: Все события в романе (в его основном повествовании) разворачиваются в Москве 30-х годов, в мае, с вечера среды до ночи на воскресенье).
8) В 1927 году Булгаков опубликовал этот рассказ. По тематике он отчасти примыкает к «Запискам юного врача», но большинство исследователей отрицает его принадлежность к циклу из-за множества отличий (как в содержании, так и просто в форме) и отсутствия каких-либо указаний на принадлежность его к «Запискам».
Какое произведение не входит в цикл рассказов «Записки юного врача» Булгакова?
А) «Полотенце с петухом»;
Вся история рассказа «Морфий» является воспоминанием врача Бомгарда о 1917 годе. Большую часть рассказа Бомгард читает дневник своего покойного друга, врача Полякова, который стал морфинистом.
Ответ: 16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве Персиков вошел в свой кабинет…
10) В своем «последнем закатном» романе Булгаков через блистательную фантастику дал поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения. Многие фразы из этого романа стали крылатыми : «Рукописи не горят», «…и только квартирный вопрос их испортил», «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут» и др. Назовите роман.
В) «Театральный роман»;
Г) «Мастер и Маргарита».
Ответ: «Мастер и Маргарита»
11) Роман «Мастер и Маргарита» приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Вспомните, каково было первоначальное название этого романа Булгакова.
А) «Рукописи не горят»;
Г) «Фантастическое событие».
12) Чей это портрет в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами»?
Ответ: Фрида (глава 23 «Великий бал у сатаны»).
13) Прототипом его стал брат матери Булгакова, Н.М. Покровский, врач-гинеколог, прекрасный хирург, который трудился в славившемся гуманными традициями Гинекологическом институте профессора В. Ф. Снегирева и был одним из его ближайших соратников.
Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику?
Ответ: Филипп Филиппович Преображенский — герой фантастической повести Михаила Булгакова « Собачье сердце » — учёный-медик, профессор, хирург-экспериментатор.
14) Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка, которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен.
Какое из произведений не является произведением М. Булгакова?
Б) «Один день Ивана Денисовича»;
Г) «Зойкина квартира».
В каком из произведений М. Булгакова отражены трагические события борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году?
16) Одно время Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены.
О какой пьесе Булгакова в газете «Правда» была напечатана разгромная статья?
В) «Зойкина квартира»;
17) Это произведение имеет подзаголовок «Восемь снов». Был опубликован только один отрывок при жизни Булгакова.
Какое произведение Булгакова Сталин назвал «антисоветским явлением»?
Ответ: 1929 г. Сталин называет «Бег» Булгакова антисоветским явлением.
18) Если А. Ахматова взяла в качестве псевдонима бабушкину фамилию, то Булгаков дал фамилию своей бабушки с материнской стороны своим любимым героям. Каким?
А) профессор Преображенский;
Ответ: Турбины. Мать М. Булгакова в девичестве Турбина.
Из-за чего Булгаков не оказался в эмиграции вместе с отступающими с Украины белыми войсками, куда он был мобилизован как врач?
А) из-за собственной болезни;
Б) просто не захотел ехать;
В) опоздал на поезд;
Г) были дела и на родине.
Ответ: Булгаков тяжело заболел и отстал от белых войск. После выздоровления к врачебной практике он уже не вернулся.
20) От Воланда Маргарита получила многие способности, которых не было у прежней Маргариты Николаевны.
Какой магический предмет, буквально возвращающий историческую память, подарил Воланд Маргарите «на память» после бала?
Б) золотую подкову с алмазами;
В) перстень со своего пальца;
− Так возьмите же это от меня на память, − сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: 186428092746
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Биография Михаила Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве (ныне Украина) в многодетной семье профессора Киевской духовной академии и учительницы.
В 1901-1909 годах учился в Первой киевской гимназии.
В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета.
В 1916 году Михаил Булгаков работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте Первой мировой войны (1914-1918). Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы в селе Никольском, а с сентября 1917 года — Вяземской городской больницы.
В марте 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где работал врачом.
В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием «Грядущие перспективы».
Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — «Сыновья муллы».
В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.
В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне», помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами «Гудок» и «Рабочий», журналами «Медицинский работник», «Россия» и «Возрождение».
В литературном приложении к газете «Накануне» были опубликованы «Записки на манжетах» (1922-1923), а также рассказы писателя «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни» (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» были опубликованы рассказы из цикла «Записки юного врача».
Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924) и «Роковые яйца» (1925), объединенные в сборник «Дьяволиада» (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть «Собачье сердце», более 60 лет пребывавшая в «самиздате».
Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия» (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.
Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. «Дни Турбиных» пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против «апологетичного» по отношению к белому движению спектакля и против «антисоветски» настроенного автора пьесы.
В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира» (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу «Бег» (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.
Пьеса «Багровый остров» (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.
В начале 1930 года его пьеса «Кабала Святош» (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.
В 1930 году пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал «Письмо правительству», прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.
Работая во МХАТе, написал инсценировку «Мертвых душ» по Николаю Гоголю.
В феврале 1932 года «Дни Турбиных» во МХАТе были возобновлены.
В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса «Мольер», биографическая повесть «Жизнь господина де Мольера», пьеса «Последние дни», роман «Мастер и Маргарита».
В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки «Мольера» Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.
В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер «Черное море» (1937, композитор Сергей Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Борис Асафьев), «Дружба» (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.
Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы «Батум» о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.
В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — последнее произведение Булгакова.
Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. В начале 1940 года он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.
10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
При жизни не увидели свет его пьесы «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Также после смерти писателя был опубликован «Театральный роман», в основу которого легли «Записки покойника».
Философско-фантастический роман «Мастер и Маргарита» до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале «Москва». Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.
Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.
В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).
26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.
Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации «Театрального романа» и «Мастера и Маргариты», переиздания в полном виде «Белой гвардии», издания большинства пьес.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников