какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Лит. чтение К.И.Чуковский. Путаница. Небылица.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лит. чтение 19.01.16г.

Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника; выражать своё отношение к прочитанному; определять особенности юмористического произведения.

Оборудование: аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского, карточки (текст для речевой разминки, текст знакомство с биографией, слова для рифмовки).

I. Мотивация к учебной деятельности.-1 мин

У. Ребята, что значит «рабочее настроение»?

Д. Настроение хорошо поработать.

У. Я, надеюсь, у всех рабочее настроение?

У. Я рада, что вы готовы хорошо потрудиться на уроке.

II. Проверка домашнего задания. Какие стихи Даниила Хармса читали? Прочитайте одноклассникам. (Дети читают весёлые стихи)

III. Актуализация знаний, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

— Начнём урок чтения с речевой разминки.

-Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всё понятно

«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

-Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко:

— Прочитайте «жужжащим» способом

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

У . К какому жанру относится это произведение?

У. Кто хочет прочитать эту загадку с удивлённой интонацией?

У . Кто отгадал загадку?

У . Кто хочет прочитать эту загадку с весёлой интонацией?

У. Кто хочет прочитать скороговоркой?

У. Кто знает автора этой загадки?

Д. Мы встретились с затруднением.

У. Как нужно относиться к затруднениям?

Д. Не бояться, т.к. они помогают открывать новые знания.

IV Построение проекта выхода из затруднения.-

У. Какую цель урока поставим?

Д. Узнать автора загадки, познакомиться с новыми произведениями этого автора.

V. Реализация построенного проекта.

1. Подведение к теме урока.

— Вспомним, что влючает в себя «Устное народное творчество»

— Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр:

«По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит»

-Докажите, что это небылица.

Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

-Где мы можем найти необходимую нам информацию? (интернет, толковый словарь)

— Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей.

-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы. (её придумал один человек, автор)

— Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала.

Источник

Чем «Путаница» Чуковского похожа на небылицу?

Задания по литературе для 2 класса Чем «Путаница» похожа на небылицу?

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Сказка «Путаница» Корнея Чуковского по своему жанру конечно же относится к небылицам, ведь в ней описаны не просто сказочные события, в ней описано то, что невозможно в принципе. Самые обычные звери, кошки, утята, свиньи, медведь и прочие, вдруг начинают вести себя совершенно необычным образом. Тот же самый медведь вдруг начинает кричать петухом, а котята начинают хрюкать.

Только заяц пытается урезонить разбушевавшихся зверей.

Дальше происходят еще боле странные события. Лисички поджигают синее море. Это событие несомненно следует отнести к небывальщине. Зато пожар на море наконец образумил зверей, они бросились тушить море, а потом каждый занялся своим привычным делом.

Это сказка конечно относится к жанру Небылиц.

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

В ней автор заставил зверей вести себя необычным образом, наделил море способностью к горению, показал картину всеобщего переполоха. Мы смеемся, читая это=у сказку. Это несомненно небылица.

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Сказка «путаница» К.И.Чуковского не просто похожа на небылицу, а небылицей и является. звери поменялись голосами

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Море можно поджечь спичками, а потом тушить пирогами. Справляется с пожаром слабая бабочка. Это так интересно, когда всё не как на самом деле. Этим сказка и нравится. Дети сами понимают, что так не бывает, что нужно всё расставить по порядку.

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Ответы на печатную тетрадь по литературе за 2 класс можно найти на нескольких сайтах вот некоторые из них :

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

В данном задании нужно не просто составить текст-описание осеннего утра. Требует написать текст-описание осеннего утра, описанного писателем Михаилом Пришвиным в рассказе «Осеннее утро», того утра, которое ты представил себе после того, как прочитал это произведение.

Конечно, даже прочитав один и тот же рассказ, каждый это осеннее утро может увидеть по-своему, поэтому и тексты получатся разные.

Мой вариант текста-описания:

Осенним утром природа просыпается медленно. День не торопится вылезать из мягкой и теплой постели.

Уже начался листопад. Вот опадают листья с липы. Каждый из них кружится в воздухе в своем танце. Налетевший порыв ветра уносит листья с крыши к речке.

В такое утро хорошо грустить, но грусть эта легкая и светлая.

Бабье лето закончилось. Только к обеду солнце поднимается повыше. Каждый теплый день приносит радость. Вот-вот улетят в теплые края последние перелетные птицы.

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Учитываем, что это для 2 класса составляем маленький рассказ, который как и всё написанное начинается со вступления. Илья Муромец это не вымышленный русский герой-богатырь, он существовал на самом деле. Родился Илья в селе Карачарово, которое находилось возле города Мурома в простой крестьянской семье. Его родители уже были не молоды, когда Илья появился на свет. Отец Иван Тимофеевич и мать Ефросинья Яковлевна. Очень любил Илья своих родителей, и оттого сильно переживал, что не может помочь им ни в чём. До 33 лет он не мог ходить, у него не двигались ноги. Однажды пришли к нему странники и попросили воды. Илья огорчился поначалу, подумав, что странники смеются над ним, но получив от них целебный напиток неожиданно встал и подал им напиться. С этим напитком Илья обрел великую силу, с которой никто не мог потягаться, Свой дар (силу) он никогда не использовал на неправое дело. Враги земли Русской боялись Илью Муромца, а те кто не верил убеждались в этом в бою, Илья всегда побеждал. А отблагодарил он каликов тем, что постригся в монахи, когда понял что не вечно будет он жить на земле. С пострижением в монахи Илья смог защищать людей не только мечом, но и усердной молитвой к богу.

Для второклассников видео, представленное пониже, может быть будет сложноватым, но для подростков, да и для взрослых очень поучительное:

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Так что оба слова означают одно и то же в разных языках.

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Для подготовки к пересказу сначала дайте ребёнку прочитать нужное произведение, сказку или рассказ.

Необходимо чтобы ребёнок понял то, что написано на бумаге.

Не все могут это с первого раза. Попробуйте ребёнка спросить что он прочитал.

Возможно с первого раза у него получится пересказать сказку. Но если ребёнок не понимает, то о чём читает, то нужно ему помочь и возможно даже прочитать сказку для него. Дальше снова попросить его рассказать о чём сказка.

В помощь ребёнку можно составить план записав его на бумаге.

Предлагаю следующий план.

1 у лисы ледяная избушка, у зайца лубяная.

2 избушка лисы растаяла.

3 лиса выгнала зайца.

4 встреча зайца с собакой.

5 встреча с медведем.

7 встреча с петухом с косой.

8 петух просит лесу уйти три раза.

10 в избушке лубяной остались жить петух и заяц.

Такой план поможет сориентироваться ребёнку и запомнить последовательность действий (животных) в сказке.

Некоторые слова из сказки могут быть непонятны ребёнку например избушка лубяная.

Следующее слово, которое может быть непонятно это слово коса.

Непонятные слова также можно написать вместе с планом на один листочек.

Так сейчас запомнить сказку хорошо помогут иллюстрации к ней. Можно попросить ребенка к поставить иллюстрации в нужном порядке. Так сказку запомнят дети у которых лучше зрительная память.

Источник

Конспект урока по литературному чтению. К.И.Чуковский. Путаница. Небылица

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литературное чтение 2 класс

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.

Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности.

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Оборудование: аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского, карточки (текст для речевой разминки, текст знакомство с биографией, слова для рифмовки).

— Чему учимся на уроках чтения? (Чтению правильному и выразительному, пересказывать, читать стихи)

— А зачем мы этому учимся? (Чтобы получить полноту знаний при помощи чтения – книги, интернет, газеты)

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю, книге, словарю, интернету и т.д.).

— Начнём урок чтения с речевой разминки.

— Прочитайте «жужжащим» способом

Чудесный дом.

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

У. К какому жанру относится это произведение?

У. Кто хочет прочитать эту загадку с удивлённой интонацией?

У. Кто отгадал загадку?

У. Кто хочет прочитать эту загадку с весёлой интонацией?

У. Кто знает автора этой загадки?

Д. Мы встретились с затруднением.

У. Нужно ли бояться трудностей?

Д. Нет, т.к. они помогают открывать новые знания.

У. Значит у нас урок повторения или открытия новых знаний?

Д. Открытия новых знаний.

У. Почему вы не смогли назвать автора?

Д. Мы не изучали это произведение.

У. Назвать фамилию автора и сформулировать тему урока помогут отгадки.

“Пришла Муха на базар
И купила самовар ” Слайд “Муха-цокотуха”

“Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд” Слайд “Тараканище”

“Ох, не легкая это работа
– Из болота тащить бегемота!” Слайд “Телефон”

“Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой” Слайд “Мойдодыр”

“И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу” Слайд “Федорино горе”

Д. Автор Корней Чуковский. Слайд

У. Что вам известно про этого человека?

Д. Это детский поэт.

У. Правильно. Вы догадались, чья была загадка?

У. Да. Догадались, какая тема урока?

Д. Да. Знакомство с творчеством К.Чуковского. (На доске портрет)

IV. Целеполагание и постановка учебной задачи.

У. Какую цель урока поставим?

Д. Познакомится с творчеством Чуковского, его с новыми произведениями.

У. Вспомните план знакомства с новым произведением.

-Молодцы из ваших ответов получился план нашего урока. (на доске)

V. Реализация построенного проекта.

1. Знакомство с биографией писателя.

Выступление подготовленных учеников:

— Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель, переводчик, сказочник, критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге. Слайд

Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий. В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости». Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.

У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:

Он по улицам ходил,

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Слайд

И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.

Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр». Слайд

В народе Чуковского называли «дедушкой» ещё при жизни.

2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница». Учебник с.9 Слайд

У. Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского. Откройте учебник на с. 9 и прочтите название произведения».

— Как думаете, о чём будет произведение?

— А что означает слово путаница?

ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова). Слайд

— Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?

— Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?

У.После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в догадках.

— Познакомимся со словами, которые могут быть для вас непонятными

Паинька – ласковое название послушного ребёнка Слайд

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Слайд

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном. Слайд

Ушат – небольшая кадка с ушами. Слайд

— Прочитайте сначала «жужжащим» чтением. Подготовьтесь читать вслух. Посмотрим, кто был прав в догадках. (прослушивание).

У. Каков жанр произведения?

У. А можно это стихотворение отнести к небылицам? И почему?

У. Какие произведения мы называем небылицами?

Слайд

Небылица – В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.

Сегодня мы прочитали небылицу авторскую. Как вы думаете, что отличает её от народных?

Д. Её написал один человек.

Первичная проверка понимания

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Что показалось самым смешным?

— Что запомнилось сразу?

У. Назовите персонажей сказки.

У. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?

Д. Заинька – паинька.

У. Какое настроение создаёт поэт?

Аудио прослушивание небылицы.

У. – А сейчас отодвиньте стульчики, сядьте свободно, руки положите на колени, можете закрыть глаза и отдохните.

— Послушайте, как эту небылицу читает актёр. (аудиозапись небылицы)

3. Работа над произведением «Путаница»

Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки

У. Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

Д. (читают выразительно).

Выборочное чтение.

У. Что случилось с героями произведения?

Д. Они захотели разговаривать голосами других животных.

У. Почему им надоело говорить своими голосами?

Д. Наверное, они неразумные. От безделья. Пошалить захотелось.

У. Правильно ли они поступали?

У.Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?

Д. Кому велено чирикать –

Кому велено мурлыкать –

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!

У. К чему привела их шалость?

Чтение произведения до конца.

Выборочное чтение.

У. Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

У. Смогли бы они потушить море?

У. Кто потушил море? Зачитайте.

Д. Тут бабочка прилетала,

Стало море потухать –

У. Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?

Д. Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

У. Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?

У. Чему учит нас сказка?

VI. Включение в систему знаний. Слайд

Д. – Отвечали на вопросы.

Я читаю …

Я умею отвечать на вопросы….

Я могу в тексте находить подтверждающие мой ответ строки ….

У. – Молодцы! Какой пункт плана выполнили?

У.Я убираю 3 пункт плана. Читаем следующий пункт.

Работа в паре. Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.

«Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»

«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!»

«Мы хотим, как лягушата, квакать!»

«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»

Творческое задание. Игра «Подберите рифмы».

У. Работа в группе по 4 человека (раздать карточки). С партнёрами по плечу подберите рифмы к словам:

Котёнок (мамонтёнок, утёнок)

Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка)

Золотой (молодой, дорогой)

— Покажите с помощью сигнальных карточек как вы справились с заданиями.

У.Я убираю 4 пункт плана. Читаем следующий пункт.

VII. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вы запомнили о К.И.Чуковском?

— С каким произведением К.Чуковского познакомились?

— Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили произведение «Путаница» в учебник для 2 класс?

— За что себя похвалили бы?

— Кого хотели бы похвалить?

— Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

VIII. Домашнее задание. –любое по желанию

1.Подготовить выразительное чтение.

2.Выучить понравившийся отрывок наизусть.

3.Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению

4.Принести книги К.И.Чуковского

IX. Рефлексия УД.

Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу

На уроке я узнал, что…

Сегодня на уроке мне было трудно…

У. Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.

У. Благодарю за работу.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Я РАСТУ Сайт для детей и их родителей

какое произведение чуковского можно назвать небылицей какое произведение чуковского можно назвать небылицей какое произведение чуковского можно назвать небылицей какое произведение чуковского можно назвать небылицей какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Последние события

Тесты для малышей

какое произведение чуковского можно назвать небылицейПроверьте, умеют ли ваши малыши анализировать устный вопрос и находить ответ в виде картинки из нескольких вариантов.

Обведи, заштрихуй и раскрась

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Небольшая коллекция раскрасок с пунктирным контуром. Нужно обвести рисунок по контуру карандашом или фломастером. Некоторые рисунки требуется заштриховать по образцу, некоторые раскрасить.

Одежда для кукол. Профессии

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Как выглядит униформа у разных профессий. Вырежьте куколок и их одежду для разных профессий.

Игры шнуровки для детей своими руками

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Игры-шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и усидчивости. Сегодня в магазинах игрушек представлен огромный выбор развивающих шнуровок для детей, несмотря на это, игра-шнуровка, изготовленная своими руками с учетом пристрастий ребенка, принесет больше радости. Cделать её легко и быстро из подручных материалов, которые есть у вас дома.

Кубики Зайцева: методика обучения чтению детей

какое произведение чуковского можно назвать небылицей

Б. Н. Никитин считал, что развитие речи и чтения могут идти параллельно в процессе развития ребенка. Кубики Зайцева как раз и помогают в игровой, занимательно форме обучаться чтению, не создавая при этом никакой тяжелой и «учебной» обстановки.

Популярное

Небылицы. Корней Чуковский

К.И. Чуковский написал замечательную книгу о детской речи и детском фольклоре «От двух до пяти». Предлагаем вам одну главу из этой книги.

К.И. Чуковский написал замечательную книгу о детской речи и детском фольклоре «От двух до пяти». Предлагаем вам одну главу из этой книги.

Свинки замяукали:
Мяу! мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю! хрю! хрю!
Уточки заквакали:
Ква! ква! ква!
Курочки закрякали:
Кря! кря! кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
М-м-му-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Кукареку!

Это стихотворение написано, так сказать, по заказу и по рецепту ребенка. Я чувствовал себя столяром, который изготовил для своего младенца игрушку.
Важнейший признак этих игрушек – дети неизменно ощущают их как нечто забавное.
И все без исключения стишки, порожденные этими играми, – в глазах ребенка смешные стишки.
Чем яснее для него та правильная координация вещей, от которой он намеренно отступает в игре, тем сильнее в нем это ощущение смешного.
Недаром Коля Шилов так смеялся, когда ему удалось перевернуть знакомую фразу о звенящих колокольчиках и летающих птицах.

– Птички звенят, колокольчики летят! – сказал он на третьем году жизни и захохотал от такой еретической выдумки.

Это стремление создавать перевертыши – у здорового ребенка на каждом шагу. Тому же Коле Шилову не было еще и двух лет, когда он в шутку назвал тетю дядей и очень восхищался своей выдумкой:

– Дядя Маня! Дядя Маня!

Колина мать записала у себя в дневнике: «Как я его ни поправляю, он твердит свое, причем закатывается от смеха.
В другой раз вместо доброго утра он пожелал отцу спокойной ночи и при этом опять-таки хохотал громче всех».
Художник Константин Казанский сообщает мне, что его четырехлетняя дочь целыми часами поет:

Дам кусок молока
И кувшин пирога, –

и этим досаждает своей бабке, которая всякий раз поправляет ее.
В статье А.Н.Гвоздева о развитии детской речи приводится, между прочим, один перевертыш, придуманный мальчиком Женей, двух с половиною лет.
Мать сидела и вязала чулок. У Жени спросили, кто это, и он «явно нарочито» ответил:

– Папа.
– Что делает?
– Пишет.
– Что?
– Яблоко.

Женя ощутил эту путаницу как нечто комическое. И когда через две недели ему снова указали на мать и спросили, кто это, он засмеялся и снова ответил:

А потом указал на отца:

И опять засмеялся.
А трехлетняя колхозница Галенька сочинила про корову такие стихи:

Лупка в сено забралась
И у Галеньки снеслась.

И поясняла со смехом:

– Это я шутю так – ведь коровы не несутся. Несутся куры.

До какой степени милы младенцам веселые игры в такую нелепицу, я убедился в Летнем саду в Ленинграде. Не знакомый мне мальчик бегал возле моей скамьи и выкрикивал:

Бабочка ползучая,
Таракан летучая!
Бабочка ползучая,
Таракан летучая!

Когда я попытался внушить ему, что дело обстоит наоборот, ибо бабочки более способны к полетам, чем тараканы или, например, пауки, он рассердился и чуть не заплакал, так как больше всего ценил в своей песне именно обратную координацию вещей. Отбежав от меня к своей матери, которая сидела на противоположной скамье, он показал мне язык и еще громче запел:

Бабочка ползучая,
Таракан летучая!

Жажда играть в перевертыши присуща чуть не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни. Я получил от педагога-историка Е.А.Ивановой (Ст. Сещинская, Брянской области) подробный и очень интересный дневник о ее племяннике Вите. Там есть такая запись от 3 мая 1946 года, когда мальчику было два с половиной года.
«Витя смотрит картинки. Начинает шалить. Со смеющимися глазами показывает на бегущего страуса и говорит:

Раз пять со смехом повторяет это. Затем показывает на зайца:

– А я думал – это индюк!

Показывает на ласточку:

Смеется и добавляет:

Ему, видимо, кажется забавным, что он знакомых животных называет другими именами».
Вива Фисулати в письме пишет мне из Ужгорода (Закарпатская область) о своем племяннике Сереже (двух с половиною лет):
«У него новое увлечение – перевертыши. Он то и дело предлагает родным:

– Будем кушать на диване, а спать на столе.
– Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову.
– Возьмем дверь и откроем ключ!»

Елена Дмитриевна Таль, живущая в Перове под Москвой, сообщает о внучке Леночке:
«В один год одиннадцать месяцев Леночка стала шутить: про соль говорила, что она сладкая, про сахар – соленый. При этом лукаво глядела на нас и четко произносила: «Ха-ха».
Так же раскатисто смеялась трехлетняя Ира, когда ей пришла в голову такая нелепица:

– Красная Шапочка скушала волка.

Некоторые наблюдатели думают, что самая эта тяга к обратной координации вещей порождена в ребенке стремлением к юмору.
Мне кажется, что это не так.
Мне кажется, что остроумие здесь только побочный продукт, а первопричина этой тяги иная.
Возьмем, например, тот случай, о котором говорит Жорж Дюамель в своей книге «Игры и утехи». Это – книга о детях. В ней, между прочим, рассказывается, как одна девочка, которая, по обычаю французских детей, называла свою бабушку Maman Ma, а дедушку – Papa Pil, однажды окрестила их так:
– Maman Pil и Papan Ma, – то есть сама изобрела перевертыши не хуже тех, о которых мы сейчас говорили: мужчину наградила женским именем, а женщину – мужским.
Весьма возможно, что вначале эта обратная координация имен и людей была просто результатом обмолвки, но обмолвка понравилась девочке и тотчас превратилась в игру, подобно тому как в русском фольклоре навсегда утвердились обмолвки: «лыко мужиком подпоясано», «ехала деревня мимо мужика» и т.д.

Во всем этом эпизоде французский писатель видит лишь проявление детского юмора. Он говорит, что тени величайших мастеров каламбура должны бы померкнуть перед лицом этой остроумнейшей тринадцатимесячной девочки и что ребенку вообще присуще самое изысканное чувство комизма. Мне же кажется, что это явление сложнее. Я думаю, что в основе подобных причуд не юмористическое, а познавательное отношение к миру. Ибо давно уже стало общепринятой истиной, что именно посредством игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, нужных ему для ориентации в жизни.

Об этом написано множество книг, и с этим уже не принято спорить.

«Чтобы быть способным к цивилизации, человек должен пройти через детство, так как, не будь у него детства, посвященного забавам и играм, он навсегда остался бы дикарем».

«В играх он как бы начерно знакомится с миром».

«Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так как мы вполне можем сказать, что мы играем не потому, что нам дано детство, а детство нам дано для того, чтобы мы могли играть».

«Опыт ребенка почти всегда облекается в форму игры. Играть в детстве – то же, что накоплять опыт, а этот накопленный опыт порождает в свою очередь новые знания, новые чувства, новые желания, новые поступки и новые способности».

Игра может быть веселой забавой, но не в этом ее главная особенность.

В большинстве своих игр дети, напротив, бывают чрезвычайно серьезны. Привожу отрывок из своего дневника, относящегося к двадцатым годам: «Сейчас у меня под балконом бегает в высшей степени насупленный мальчик, который уже часа два является в своих собственных глазах паровозом. С унылой добросовестностью, словно исполняя какую-то необходимую, но трудную должность, он мчится по воображаемым рельсам и пыхтит, и шипит, и свистит, и даже выпускает пары. Никакого смеха в игре этой нет, а между тем она его любимейшая: все лето он предается ей с угрюмым азартом, совершая регулярные рейсы между рекою и домом. Во время этой игры у него и лицо паровозное, чуждое всему человеческому».

Если же те умственные игры, о которых у нас идет речь, кажутся ребенку смешными, это происходит, во-первых, от обратной координации предметов, которая сама по себе порождает в большинстве случаев эффекты комические; во-вторых, оттого, что эти игры всегда и неизменно ощущаются ребенком как игры. Играя во всякую другую игру, ребенок предается добровольному самообману, и чем сильнее этот самообман, тем увлекательнее игра. Здесь же наоборот: игра осуществляется постольку, поскольку этот самообман осознан, обнажен и выдвинут на первое место.

Конечно, всякая иллюзия, необходимая для осуществления игры, ограничена. Когда ребенок на взморье печет из песка пироги, он никогда не забывается настолько, чтобы проглотить свое печенье. Он всегда хозяин своих иллюзий и отлично знает те границы, в которых эти иллюзии необходимо держать. Он величайший реалист в своих фантазиях. Но ребенку, играющему в паровоз, игра доставляет тем большее удовольствие, чем больше он верит в созданную его воображением иллюзию. А ребенку, играющему в перевертыши, в «мир вверх ногами», игра доставляет удовольствие лишь в том случае, если он ни на минуту не забудет подлинного взаимоотношения вещей, полярно противоположного тому, которое он утверждает в игре, то есть – чем меньше он верит в созданную его воображением иллюзию.

Когда ребенок, намеренно перетасовывая качества немых и слепых, заставляет немого кричать, а слепого подглядывать, эта игра только потому и является для него игрой, что он доподлинно знает и помнит истинные качества немых и слепых. Здесь он не столько предается иллюзии, сколько разоблачает ее и таким образом служит торжеству реализма.

Осознание игры как игры, конечно, еще более способствует комическому действию, производимому ею, но, повторяю, не о комизме хлопочет ребенок, когда занимается этой игрой: главная его цель, как и во всякой игре, – упражнение новоприобретенных сил, своеобразная проверка новых знаний.

Ведь ребенок – и в этом вся суть – забавляется обратной координацией вещей лишь тогда, когда правильная координация стала для него вполне очевидной.

Когда представление о льде нерасторжимо связалось у ребенка с представлением о холоде, когда представление о землянике столь же прочно соединилось с представлением о лесе, когда понятие «рыба» навсегда прикрепилось к понятию «вода» – только тогда, но не раньше, ребенок начинает играть этими координатами понятий.

Чуть, например, он усвоил себе полезнейшую, нужнейшую истину, что горячее жжется, он с величайшим удовольствием воспринял шутливую народную английскую песню о том, как некий смешной человек обжегся холодной похлебкой.

Таким образом, эта смысловая игра всякий раз знаменует собой благополучное завершение какого-нибудь ряда условий, производимых ребенком для координации своих представлений. Это, так сказать, последняя веха на долгой и трудной дороге.

Предположим, что ребенок окончательно усвоил координацию крупного роста с силой и малого со слабостью, установил для себя навсегда, что животное чем больше, тем сильнее. Когда эта идея становится ясна окончательно, ребенок начинает ею играть. Игра заключается в том, что прямую зависимость он заменяет обратной. Большому приписываются качества малого, а малому – качества большого.

Эта игра выражается в бесчисленных детских стишках про самых ничтожных букашек, которые наделяются особенностями огромных зверей. Гибель маленькой мухи изображается в них как величайшая катастрофа вселенских размеров:

Всколебалося море,
Сыра земля застонала,
Стала муха тонути.

Столь же колоссальным изображается другое событие: падение комара с ветки дуба, причем для вящего оттенения игры многие существительные наделены увеличительным суффиксом:

Полетел комарище в лесище,
Садился комар на дубище,
Дуб под ним зашатался,
Комар весьма испугался,
Стукнуло, грянуло в лесе,
Комар с дуба свалился,
Упал он на коренище,
Сбил до костей плечище.

Это дурашливое наделение малого и легковесного качествами огромного и тяжелого есть один из самых распространенных видов перевертыша в детском фольклоре.
В английской народной детской песне простофиля Саймон сидит с удочкой над маленьким ведерком, дабы выудить оттуда кита.

Саймон, Саймон, простота,
Ловит удочкой кита!

В другой песне из того же цикла отряд портных, в числе двадцати четырех человек, отправляется походом на улитку, но чуть улитка показала им рога, они кидаются от нее врассыпную. Вот эта песня в приблизительном моем переводе:

Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей».
А как вышли за калитку
Да увидели улитку,
Испугалися,
Разбежалися.
Вот они какие,
Храбрые портные!

В данном случае мотивировкой этой обратной координации вещей служит забавная трусость портных. Но мотивировка может быть та или иная, лишь бы осуществлялась игра в обратную координацию вещей.

Чаще всего эта обратная координация мотивируется в детских стихотворениях глупостью: Саймон, ловящий маленькой удочкой большого кита, откровенно назван в этих стихах простофилей. Не умнее британского Саймона и наш русский Моторный, который пил-ел лапти, глотал башмаки. В Англии фигурируют в песнях и сказках знаменитые Готемские умники, несомненные родственники наших пошехонцев, которые на каждом шагу вместо логически необходимого действия совершают прямо противоположное. Эта мотивировка перверсии глупостью весьма удовлетворяет ребенка: он чувствует свое умственное превосходство над теми, кто обнаруживает такое глубокое незнание окружающего мира. «Сам-то я не такой!» – этому умственному самоудовлетворению ребенка и служат всевозможные детские песни и сказки о дураках, поступающих вопреки установленной координации вещей:

Что ни делает дурак,
Все он делает не так!

Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире: «Я-то не обожгусь холодной кашей»; «я-то не испугаюсь улитки»; «на дне моря я не стану искать землянику».

В этом проверочном испытании, в этом самоэкзамене – главное значение детской игры в перевертыши.

Для такого же «проверочного испытания» утвердился в детском фольклоре один из самых популярных перевертышей, начало которого я уже приводил на предыдущих страницах:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Лошадь ела кашу,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.

Этой же цели служит и другой перевертыш, который мне сообщили недавно:

Бочка сена,
Охапка воды,
Окорок капусты,
Кочан ветчины.

Здесь третья причина веселости, которую эти стихи-перевертыши неизменно вызывают в ребенке: они повышают его самооценку.

И эта причина – немалая, ибо ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения. Недаром он с утра до вечера жаждет похвал, одобрений и так любит тщеславиться своими превосходными качествами.

Для него невыносимо сознание, что он не способен к тем действиям, которые у него на глазах совершают другие. Что бы кто ни делал на глазах у двухлетнего мальчика, он в каждом видит соперника, которого ему надлежит превзойти. Он не может допустить и мысли, что кто-нибудь другой, а не он будет действующим, а стало быть, и познающим лицом в этом мире.

Дети только потому не пугаются собственной своей неумелости, что не подозревают об истинных размерах ее. Но, всякий раз как по какому-нибудь случайному поводу они почувствуют, до чего они слабы, это огорчает их до слез.

Ребенок хочет быть Колумбом всех Америк и каждую заново открыть для себя. Все руками, все в рот, – поскорее бы познакомиться с этим неведомым миром, научиться его делам и обычаям, ибо всякое непонимание, неумение, незнание мучает ребенка, как боль. Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы это жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний.

К счастью, ребенок не представляет себе всех колоссальных размеров того непонятного, которое окружает его: он вечно во власти сладчайших иллюзий, и кто из нас не видел детей, которые простодушно уверены, что они отлично умеют охотиться за львами, управлять оркестром, переплывать океаны и т.д.?

Великую радость должен почувствовать этот пытливый и честолюбивый исследователь мира сего, когда ему становится ясно, что обширные области знания уже прочно завоеваны им, что ошибаются другие, а не он.

Другие не знают, что лед бывает только зимой, что холодной кашей невозможно обжечься, что кошка не боится мышей, что немые не способны кричать «караул» и т.д. А он настолько утвердился в этих истинах, что вот – может даже играть ими.

Когда мы замечаем, что ребенок начал играть каким-нибудь новым комплексом понятий, мы можем наверняка заключить, что он стал полным хозяином этих понятий; игрушками становятся для него только те идеи, которые уже крепко скоординированы между собой.

Не нужно забывать, что именно координация, систематизация знаний и является важнейшей, хотя и не осознанной, заботой ребенка.
Умственная анархия невыносима для детского разума. Ребенок верит, что всюду должны быть законы и правила, страстно жаждет усваивать их и огорчается, если заметит в усвоенном какой-нибудь нечаянный изъян.

Помню, как опечалилась моя трехлетняя дочь, когда услыхала от взрослых, что по небу идет большая туча.

– Как же туча может идти, если у тучи нет ног? – спрашивала она со слезами.

Эти слезы объяснили мне многое. Ребенок только что усвоил с большим напряжением умственных сил, что обладание ногами есть единственное условие ходьбы, и вот взрослые (то есть непогрешимые) люди разрушают это обобщение явно противоречащим фактом, снова внося беспорядок в ту область его знаний о мире, которую он считал забронированной от всякого хаоса.

На ребенка ежедневно обрушивается такое количество путаных, отрывочных знаний, что, не будь у него этой благодатной тяги к преодолению хаоса, он еще до пятилетнего возраста непременно сошел бы с ума.

Поневоле ему приходится производить неустанную систематизацию всех явлений своего духовного мира, и нельзя не поражаться тому необычайному искусству, с которым совершается им эта труднейшая работа, а также той радости, с которой связана каждая его победа над хаосом.

До какой виртуозности доходит искусство ребенка систематизировать беспорядочно приобретенные клочки и обломки знаний, показывает хотя бы то обстоятельство, что он еще до пятилетнего возраста усваивает все самые прихотливые правила грамматики родного языка и научается мастерски распоряжаться его приставками, суффиксами, корнями и флексиями.

Являясь таким непризнанным гением систематизации, классификации и координации вещей, ребенок, естественно, проявляет повышенный интерес к тем умственным играм и опытам, где эти процессы выдвинуты на первое место.

Отсюда та популярность, которой в течение многих столетий пользовались в детской среде всевозможные стихи-перевертыши.

Если бы нашелся ученый, который захотел бы систематизировать все стихотворения этого рода, живущие во всемирном фольклоре, обнаружилось бы, что нет ни одной области в умственном обиходе ребенка (от двухлетнего до пятилетнего возраста), которой не соответствовал бы какой-нибудь особый, как бы специально для нее предназначенный стишок-перевертыш.

Даже те немногие русские и английские народные песенки, которые цитируются в этой главе, могут быть разбиты на группы, соответствующие отдельным этапам умственного развития детей.

В самом деле, приводимые выше стишки легко распадаются на такие отделы:

I. Перевертыши большого и малого
(Малому приписываются качества большого)
1. Комарище, упавший с дубища.
2. Муха, утопление которой описано как мировая катастрофа.

II. Перевертыши холодного и горячего
1. Холодному приписываются качества горячего: человек обжегся холодной похлебкой.
2. Горячему приписываются качества холодного: знойным летом дети скользят на коньках по льду.

III. Перевертыш еды
Съедобность несъедобных вещей: пил-ел лапти, глотал башмаки.

IV. Перевертыши одежды
1. Лыко мужиком подпоясано.
2. Мужик подпоясан топорищем.

V. Перевертыши явлений природы
1. Море горит.
2. В поле бежит корабль.
3. В лесу растет рыба.
4. В море растет земляника.

VI. Перевертыши ездока и коня
1. Конь скачет верхом на ездоке.
2. Ездок скачет не на коне, а на баране, корове, быке, козе, теленке, собаке, курице, кошке и т.д.

VII. Перевертыши телесных недостатков
1. Слепые видят.
2. Немые кричат.
3. Безрукие воруют.
4. Безногие бегают.
5. Глухие подслушивают.

VIII. Перевертыши действующих лиц
1. Ворота лают из-под собаки.
2. Мужик собакой бьет палку.
3. Деревня едет мимо мужика.

Таким образом, мы видим, что во всех этих путаницах соблюдается, в сущности, идеальный порядок.
У этого «безумия» есть система.
Вовлекая ребенка в «перевернутый мир», мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе, но, напротив, способствуем ей, ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой «перевернутый мир», чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным.

Эти нелепицы были бы опасны ребенку, если бы они заслоняли от него подлинные, реальные взаимоотношения идей и вещей. Но они не только не заслоняют их, они их выдвигают, оттеняют, подчеркивают. Они усиливают (а не ослабляют) в ребенке ощущение реальности.

В этом воспитательная ценность всех нелепиц такого рода. Мудрено ли, что двухлетние, трехлетние, четырехлетние дети обнаруживают такое пристрастие к ним в течение многих веков!

Для их ума – они чувствуют – это пища здоровая.
И если вообще полезны для ребенка его детские игры, помогающие ему ориентироваться в окружающем мире, тем более полезны ему эти умственные игры в обратную координацию вещей, – а я настаиваю, что это именно игры, почти ничем не отличающиеся от всяких других.

Вообще у нас далеко не всеми усвоено, какая близкая связь существует между детскими стихами и детскими играми.

Оценивая, например, книгу для малолетних детей, критики нередко забывают применить к этой книге критерий игры, а между тем большинство сохранившихся в народе детских песен не только возникли из игр, но и сами по себе суть игры: игры словами, игры ритмами, звуками.

Перевертыши есть такое же порождение игр.
Существенное достоинство этих игр заключается в том, что они по самой своей природе комические: никакие другие не подводят ребенка так близко к первоосновам юмора. А это задача немалая: воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна из непоследних задач воспитания.

Я потому и счел необходимым посвятить особую главу изучению явных и нарочитых бессмыслиц, дабы обнаружить, что даже такие бессмыслицы, которые, казалось бы, не смеют притязать на какой бы то ни было педагогический смысл, – даже они в высшей степени ценны, закономерны, полезны.

Эти стишки привлекли меня именно тем, что они презираемы с давних времен как вздорные и притом заведомо вредные; что нет такого доморощенного Фребеля, который не считал бы своим долгом охранять от них малых детей. Исследуя эти стишки в русском и отчасти зарубежном фольклоре, наблюдая из года в год, как реагирует на них малый ребенок, я в конце концов не мог не прийти к убеждению, что они опорочены зря, так как отвечают насущнейшим потребностям детского разума и служат немаловажным подспорьем в его познавательной деятельности.

Реабилитируя оклеветанные произведения народной поэзии, я тем самым пытаюсь установить непригодность наивно-утилитарных критериев, с которыми еще недавно подходили у нас ко всяким стихам для детей, да и сейчас еще подходят во многих статьях и рецензиях.

Здесь, на этом малом примере, мы в тысячный раз убеждаемся, что обывательский «здравый смысл» – ненадежная опора для всякого, кто ищет научно обоснованной истины. Здесь наглядная иллюстрация к тому положению, которое высказано в «Анти-Дюринге» Энгельсом: «Здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования».

Только выйдя на этот простор, мы могли обнаружить путем тщательного сопоставления и анализа фактов, что та категория явлений, которая обывательскому «здравому смыслу» представляется бессмысленной и вредной, на самом-то деле должна расцениваться как полезная, жизненно важная.

Я отнюдь не хочу сказать, что детей следует воспитывать только такими «бессмыслицами», но я думаю, что детская литература, из которой эти «бессмыслицы» выброшены, не отвечает многим плодотворным потребностям трехлетнего-четырехлетнего ребенка и лишает его полезнейшей умственной пищи.

Мне кажется, что неоспоримо право этого рода стихов занимать свое – может быть, и скромное – место в устной и письменной детской словесности и что те, кто изгоняет их из обихода детей, руководствуются отнюдь не какими-нибудь научными принципами, а так называемой логикой «здравого смысла», которая не всегда бывает верна.

Недаром К.Д.Ушинский, типичный представитель шестидесятых годов, ввел «Небывальщины» в свое «Родное слово».
И я дерзаю надеяться, что тот сердитый читатель, который потребовал от меня в грозном письме, чтобы я «не забивал головы наших ребят всякими путаницами», откажется от своих заблуждений и в конце концов разрешит мне и впредь сочинять вот такие стихи для детей:

Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите,
Помогите, помогите!»

Ибо после всего вышесказанного даже самый несмышленый догадается, что в подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной и что путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире. Я, по крайней мере, не знаю ни одного ребенка, который хоть на минуту был бы введен в заблуждение небылицами подобных стихов. Напротив, любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей – изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами. Словно для того и созданы эти стихи, чтобы стимулировать умственные силы ребенка для борьбы с извращением истины.

Когда я начинаю читать малышам про чудо-дерево, на котором растут башмаки, я знаю заранее, что они непременно заявят мне с величайшей горячностью, что таких деревьев не бывает на свете, что башмаки делаются так-то и так-то и покупаются там-то и там-то. Эта небылица тем и забавна для них, что ее легко опровергнуть и полемика против нее становится как бы игрой, при помощи которой малыши, так сказать, экзаменуют себя.

Для этой-то чрезвычайно полезной игры в фольклоре детей всего мира существует множество стихов-перевертышей, где порою каждая строка есть новое нарушение подлинной координации предметов.
Имеем ли мы право изгонять из обихода детей столь благотворную гимнастику мысли?

Эта статья была опубликована в 1924 году, и вскоре я с большим удовлетворением увидел, что предложенный мною термин «стихи-перевертыши» вошел в научную литературу о детях.

Все же меня часто беспокоил вопрос: не противоречат ли мысли, изложенные в этой статье, великим идеям и принципам современной советской науки о детях?

Нет ли какой-нибудь серьезной погрешности в выдвинутых здесь соображениях о той положительной роли, которую играют перевертыши в деле внушения детям правильных представлений об окружающем мире?

Недавно на этот вопрос был дан авторитетный ответ. Видный советский психолог проф. А.В.Запорожец с явным сочувствием изложил основную идею моей настоящей статьи в такой четкой и недвусмысленной формуле: «Старшие дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности».

Эти строки доставили мне живейшую радость: значит, я не ошибся, доказывая, что перевертыши есть один из путей к укреплению ребенка в реализме. Мысль, которая когда-то третировалась как пустой парадокс, ныне находит свое подтверждение в науке.

Правда, ученый говорит здесь не о стихах, но о сказках, поэтому любовь к перевертышам он приписывает старшим ребятам, но если бы речь у него зашла о с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *