какое преступление достоевский считал самым страшным

Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

«Сострадание есть высшая форма человеческого существования» — писал Ф. М. Достоевский. Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой. Она, как считает Раскольников, тоже «преступила», только «убив себя» — девушке пришлось «пойти по желтому билету» (стать проституткой) ради спасения жизни голодавшей семьи. Она видит страдания Раскольникова и в то же время понимает его страстное желание справедливости. Герой романа крайне противоречив: с одной стороны — убийца «по совести», а с другой — отдает последние деньги, чтобы помочь страдающим, помогает семье Катерины Ивановны. Соня чувствует именно хорошую сторону натуры Раскольникова. И когда тот «объявляет» ей о своем страшном деянии, она сострадает ему, понимая, в какой страшный грех ввел он свою душу. Именно Соня постоянно говорит Раскольникову о необходимости повиниться в преступлении, причем не столько перед судом, сколько перед народом, людьми. В финале романа грешная душа героя наконец открывается добру и свету, который несет Соня и ее вера. Для них начинается новая жизнь. Так Достоевский показывает, что сострадание к душевным мукам любого человека, даже преступника, помогает ему обрести почву под ногами, снова вернуться к людям.

Дополнительный материал к направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»:

Материал для подготовки к итоговому сочинению

Источник

Какое наказание для преступника является самым страшным? Аргументы М. Горький «Старуха Изергиль», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Преступление — это противоправное деяние (действие или бездействие), которое наносит материальный ущерб или нарушает свободы других людей. Такой поступок всегда вреден или даже опасен для общества. За человеком, который совершил преступное деяние, всегда следует наказание. Но какое же наказание является для преступника самым страшным?

Ларра обладал высокомерием и гордыней, которая привела его к одиночеству и страданиям. Человек не может жить без других людей, так как является социальным существом. Поэтому люди посчитали это наказание самым ужасным. Вследствие чего, Ларра превратился в мрачную тень, которую никто не замечал.

Также самым страшным наказанием для преступника может являться его же совесть. В пример я могу привести произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников — бывший студент, ютится в убогой каморке, страдает постоянного недоедания и одевается в лохмотья. Он решается на убийство старухи-процентщицы, но из-за своего страха не решается понести наказание. Он несёт этот груз в себе и постепенно сходит с ума. Его начинают мучить кошмары и страшные ведения. Терзая свою душу, Раскольников понимает, что это самое мучительное для него наказание.

Хочу подвести итог и сказать, последствия совершенного злодеяния всегда тяжелы и неизбежны. Одни, мучаясь совестью, готовы сдаться, лишь бы обрести покой, другие же — не выдерживают жизни в одиночестве и готовы на всё, чтобы получить искупление своих грехов. Для каждого преступника самое страшное наказание бывает разным, так как все зависит от человека и от того чего он действительно боится.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какое наказание для преступника является самым страшным? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))

За преступлением следует наказание — это неизбежно. А что, если, например, преступника не поймали и не вынесли ему приговор? Выходит, он останется безнаказанным? Нет, провинившийся в любом случае будет наказан, причем самым жестоким и беспощадным методом – он накажет себя сам. Я считаю, что муки совести в итоге окажутся для преступника страшнее любого тюремного заключения.

Так, в своем романе «Преступление и наказание» Ф.

М. Достоевский ясно даёт понять, что любое, даже идеально спланированное, преступление не останется безнаказанным. Родион Раскольников после убийства старушки-процентщицы становится для себя самым главным врагом — собственные мысли сводят героя с ума, практически убивая его. Совершив преступление, Раскольников становится болен не только морально, но и физически — его лихорадит, ему мерещатся разные ужасы, он боится каждого шороха. И единственный способ избавиться от этой непрекращающейся боли — признаться в содеянном, раскаяться, причем сделать это искренне и осознанно. Сонечка Мармеладова помогает Родиону сделать это, и он наконец чувствует себя свободным, хоть и находится на каторге.

Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», также проходит через страшные муки совести после того, как изменяет своему любимому с Анатолем. После содеянного девушка становится сама не своя — выглядит болезненно и погружается в полнейшую апатию. Она буквально ненавидит саму себя, чувствует отвратительной и гадкой, недостойной своего возлюбленного и недостойной жизни в целом. Наташа находится в таком отчаянии, что пытается отравиться. Ей кажется, что она не заслуживает прощения вовсе — чувствует себя, как настоящая преступница. Собственные мысли загоняют Наташу в угол, уничтожают её.

Подводя итог, хочется вновь сказать о том, что самым жутким и безжалостным наказанием для любого преступника является он сам, его очернившаяся душа и прогнившая совесть. Он сделает себе так больно, как не сделал бы никто, ведь нет ничего страшнее для провинившегося, чем его собственные мысли.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чем заключается преступление и наказание Родиона Раскольникова

Самое страшное — это не преступление. Самое страшное — наказание. Самонаказание и саморазрушение после того, как человек преступит законы собственной совести — основная идея романа Достоевского. Анализ эпилога Преступления и наказания

какое преступление достоевский считал самым страшным

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает внутреннее состояние преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

какое преступление достоевский считал самым страшным

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Личностная характеристика

Раскольников характеризуется задумчивостью, скрытностью и мрачностью. Герой пытается избежать общества, он — некоммуникабелен и больше является приверженцем нигилизма и философии Ницше. Угрюмость Родиона спровоцировала его склонность к самоизоляции: бесполезные разговоры с другими людьми начинают вызывать у него раздражение.

Меланхолия Раскольникова соседствует со вспыльчивостью, иногда она переходит в холодность. Автор изображает героя с контрастными чертами. Читатель видит, что в нем пытаются бороться две противоположные личности, доминирующие по очереди в характере Родиона.

какое преступление достоевский считал самым страшным

Он нечасто показывает свои эмоции и чувства. Молодой человек избегает общества, объясняя свою неразговорчивость важными делами. Но, занятость Раскольникова — внутренняя, которая выглядит внешне как пассивность и лень. Равнодушие ко всему происходящему показывает гордую и высокомерную личность. Эти качества сочетаются с тщеславием и эгоизмом. Бедность не смогла победить Родиона, оставив властные черты. Кажется, что он беспричинно себя пытается превознести.

Хорошее образование привело к серьезности, самоуверенности и заносчивости. При этом в герое находятся и положительные качества, именно их увидела Сонечка. Это благородство и добродушие, чувство собственного достоинства. Главному герою не жалко денег, в которых он также нуждается: он часто поддерживает финансово Мармеладову, а один раз даже дал последние сбережения вдове — на похороны супруга.

Порфирий Петрович, который вел уголовное дело Раскольникова, отмечает, что он подлец, хоть имеет множество достоинств и талантов. Помимо философского дара, молодой человек хорошо владеет литературным языком.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

какое преступление достоевский считал самым страшным

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Теория избранности

Анализируя образ главного героя, для начала необходимо обратить внимание на то, каким образом добрый по своей сути молодой человек из приличной семьи смог совершить страшное преступление.

Тогда в России была очень популярна философская работа «Жизнь Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Он в ней утверждал, что все разделены на несколько категорий:

Последние являлись избранными и они могут проигнорировать законы, когда пытаются добиться цели, не стоит останавливаться перед убийством, мошенничеством и иными преступлениями. Этот труд во время создания «Преступления и наказания» прочитало множество людей, потому некоторые интеллектуалы возомнили себя именно «избранными».

какое преступление достоевский считал самым страшным

Этим героем являлся и Раскольников. Но его увлечение принципами жизни Наполеона III имело иную подоплеку. Родион был провинциалом, который совершенно недавно приехал в Петербург. С учетом его добродушного характера, который он нередко показывал в произведении, вначале молодой человек был наполнен самыми светлыми планами и надеждами.

Однако, пожив в столице определенное время, убедился в продажности и порочности горожан. Являясь высокоморальным человеком, Раскольников так и не приспособился к этой жизни. В итоге ему пришлось уйти на обочину: больным и нищим.

В это время чувствительная душа юноши, которая неспособна принять реальность, попыталась найти отраду, ей стала тема избранности, описанная Наполеоном III. Но у этой идеи было две стороны:

Каторжники и Соня

какое преступление достоевский считал самым страшным

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что — то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека — Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Главная идея

Описание главного героя романа «Преступление и наказание» помещено Федором Михайловичем Достоевским в центр произведения. От этого начинаются размышления автора о сути содеянного Раскольниковым и искуплении его вины.

Наказание пришло не во время ареста или ссылки. Родион почувствовал последствия случившегося, а также свою кару через давление совести, что наступило тут же после совершения преступления. Самоизоляция, сомнения, утрата контактов с семьей, общественный вакуум — это наказание страшней, чем каторга. От совести невозможно спрятаться или скрыться.

В этом произведении Достоевского содержится урок, то, чему писатель пытался научить читателя. Примером Родиона — придуманного главного персонажа — автор предостерегает людей от совершения такого рода преступления. Автор показывает, чем может грозить отступление от религии, нигилизм и опасная философия.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Краткая биография

В первой части Достоевский кратко описывает внешность героя, а также дает информацию о его социальном положении. Биография главного персонажа выглядит следующим образом:

какое преступление достоевский считал самым страшным

Достоевский в своем сочинении постепенно описывает этот персонаж: читатель в первую очередь изучает портрет Родиона, его внешний вид. С дальнейшим продвижением открываются другие грани натуры героя.

Образ Раскольникова писатель взял из настоящей жизни. В 1865 году некий Герасим Чистов во время попытки ограбления зарубил топором двух девушек-служанок. Именно этот человек был прототипом главного героя. Поскольку Чистов являлся старообрядцем, то есть «раскольником» — от этого и произошла фамилия Родиона.

Источник

Какие преступления вдохновили Достоевского

Достоевский любил читать уголовную хронику, а оказавшись на каторге, с большим интересом слушал рассказы о совершённых преступлениях. Разбираемся, какие реальные уголовные дела помогли писателю придумать роман «Преступление и наказание»

Романы Достоевского полны преступлений — но писатель не придумывал их сам, а брал из газетных криминальных сводок. К таким публикациям у него был особенный интерес: побывав на каторге и наслушавшись там историй от преступников, он научился видеть в подобных происшествиях общественный смысл и зачитывался криминальной хроникой до конца жизни. Некоторые из таких преступлений вспоминают и обсуждают между собой герои Достоевского. Другие же он переработал и вписал в события своих романов — яркой деталью или целой сюжетной линией. Примеры и того и другого можно найти в «Преступлении и наказании».

Дело Герасима Чистова: убийство двух женщин

Что произошло

Первые сообщения о двойном убийстве появились в московских и петербург­ских изданиях вскоре после преступления; потом вышли заметки о том, что злоумышленник схвачен. Но пиком интереса к делу Герасима Чистова стал сентябрь 1865 года, когда столичная газета «Голос» начала публиковать стено­графический отчет из зала суда. Из него читатели могли узнать кровавые под­роб­­ности дела и детали работы следователей.

Убийство произошло в Москве 27 января между 7 и 9 часами вечера. Герасим Чистов при­­шел на квартиру к своим родственникам Дубровиным, когда тех не было дома, а всё имущество осталось на попечении 62-летней кухарки Анны Фоми­ной. О том, что старуха будет одна, Чистов узнал накануне. За несколько не­дель до нападения он стал часто приходить в гости, общался с кухаркой, вти­рался к ней в доверие. Поэтому она впустила его в квартиру без вопросов и опа­сений. В тот момент у Фоминой гостила прачка Марья Михайлова, 65 лет от роду. Втроем они сели за стол, выпили водки, закусили солеными огурцами. Под пальто у Чистова был спрятан топор — острый, на короткой ручке. Чистов дождался, когда одна из старух отправится за новой закуской, и напал на вто­рую.

Эти детали преступления обвинитель восстановил по тому, в каком виде были обнаружены тела, и по характеру повреждений:

После этого Чистов обыскал возможные тайники, похитил хозяйские деньги, столовое серебро, золотые и бриллиантовые украшения, сторублевый лотерей­ный билет и покинул место преступления. Общая стоимость украденного иму­щества составила 11 280 рублей.

какое преступление достоевский считал самым страшным

какое преступление достоевский считал самым страшным

Расследование

На Чистова указали его родственники и знакомые, с которыми он встречался после происшествия. Он был задержан через сутки и вину свою категорически отрицал. Той же позиции он придерживался всё время следствия, а в суде все обвинения опровергал. Судил Чистова полевой военный суд: гражданские дела в нем рассматривались, если преступление было тяжким, а виновность подсу­ди­мого не вызывала сомнений и не требовала дополнительных следственных действий. Уникальным процесс сделало упорство Чистова. Оно же позволило прокурору в полной мере продемонстрировать работу стороны обвинения, пока­зать силу улик и дедукции.

Первым делом прокурор попытался избавиться от алиби, которое предоставил Чистов. Подсудимый утверждал, что в день убийства посетил нескольких своих знакомых, до каждого из которых добирался пешком, выпил чаю в трактире, а потом отправился в театр. Обвинитель разбил эти утверждения, доказав, что предложенное путешествие заняло бы у Чистова гораздо больше времени, чем тот утверждал:

«Он говорит, что вышел из лавки, от Покровской площади, в шесть часов вечера и пошел за Покровский мост Покровский мост находился на месте нынеш­него Электрозаводского моста. Покровская площадь — сейчас Покровские Ворота. к неизвестному ему торговцу железом; расстояние это, по плану Москвы, будет четыре версты с лишком Четыре версты — около 4,27 км. ; идти туда нужно никак не меньше часа — будет семь часов; от Покровского моста пошел к старшему шурину, на Бас­ман­­ную, — расстояние будет две версты; чтоб пройти их, потребуется пол­часа — будет половина осьмого; с шурином ходил на немецкий рынок и пил там чай; для этого надо времени не менее часа — будет восемь с половиною, и, наконец, от немецкого рынка в Малый театр — версты четыре; идти надо час — будет девять с половиною часов. Вот, по са­мому благоприятному для Чистова исчислению, открывается, что он не мог слушать поименованных им пьес. …Он не упомянул о пьесе „Взаимное обучение“ и дивертисменте, на которые он, по нашему рас­чету времени, мог попасть. Кроме того, Чистов принадлежит к расколь­никам, которые на представления не ходят…» «Голос», 1865, № 248.

Далее прокурор рассказал о счастливом обнаружении украденного имущества: спустя месяц его нашли закопанным в снегу у лавки, в которой работал Чис­тов. Обвинитель рассудил так: если бы убийцей был другой, он обяза­тельно успел бы реализовать добычу, продать украшения, потратить деньги. Однако всё осталось лежать в сугробе. Значит, это еще одна улика против Чис­това. На первых порах он спрятал украденное в знакомом ему месте, но потом уже ничего не смог с ним сделать из-за того, что был схвачен.

какое преступление достоевский считал самым страшнымВырезка из газеты «Голос», № 248, 1865 год Изображение предоставлено Анастасией Першкиной

Но главным обстоятельством, на которое напирал прокурор, было угнетенное душевное состояние Чистова после задержания и во время следствия:

«В деле есть сведения, что подсудимый Чистов в ночь с 27 на 28 января был в ужасном состоянии, изобличавшем происходившую у него вну­треннюю борьбу и пытку, которые способен выносить только человек, совершивший ужасное преступление…»

«В нем было замечено следователем сильное душевное волнение, выра­жавшееся по временам трясением рук и изменением в лице; при указа­нии найденных у его лавки билетов и вещей Чистов побледнел и обна­ру­жил признаки волнения в лице; подобное волнение в Чистове, не от­личающемся робостью характера, нельзя объяснить ничем другим, как внутренним сознанием своей вины и боязнью заслуженного нака­за­ния». «Голос», 1865, № 248.

Ключевыми свидетелями стали знакомые Чистова, которые виделись с ним в ночь после убийства и под присягой подтвердили, что подсудимый «весь дрожал, не мог ничего говорить, раза три выходил во двор». Этому же «сму­щению» обвиняемого была посвящена половина речи защитника, который пытался доказать, что свидетели по глупости оболгали Чистова, а тот в разго­ворах со следователем смущался, как любой нормальный человек, арестован­ный по подозрению в убийстве.

В итоге Чистов своей вины не признал. Последним его попытался уговорить священник: эта формальная процедура применялась с расчетом на то, что слова представителя духовенства будут убедительнее речей чиновников. Дело было направлено на дополнительное рассмотрение.

Что Достоевский взял в роман

Из хроники этого судебного процесса Достоевский взял сюжетную основу романа: тщательно подготовленное убийство, две жертвы, время происшествия между 7 и 9 часами вечера, топор в качестве основного орудия, спря­танные и неиспользованные украденные деньги. Также писателю могла понравиться работа следствия — внимание прокурора к деталям и к психо­ло­гическому состоянию героя.

Дело о фальшивом закладе: убийство коллежской советницы Дубарасовой

Что произошло

В августе 1865 года, когда в Москве как раз начался процесс над Чистовым, в Петербурге произошло еще одно убийство с ограблением, заинтересовавшее газеты. «Голос» сообщил о гибели коллежской советницы Анны Дубарасовой: нападение было совершено у нее в квартире. Обманом к ней проник мещанин Степанов: он сказал, что принес посылку от знакомых. Женщина пустила его в дом. За несколько дней до этого, уже задумав убийство и ограбление, Сте­панов соорудил фальшивку:

Оказавшись в квартире, он стал медленно распаковывать ящик. Когда Дуба­расова наклонилась посмотреть, почему посыльный так долго возится, он вы­та­щил приготовленный камень и ударил ее по голове. Женщина скончалась почти мгновенно, а преступник начал обыскивать квартиру. Его застала род­ствен­ница убитой Александра Дубарасова — на нее он также напал, но закон­чить дело не успел: женщина подняла крик, и сбежались соседи.

Расследование

Степанова поймали через несколько дней. Он категорически отрицал свою вину и требовал доказательств, что вторая женщина жива. Тогда следователи привезли Степанова в квартиру покойной, там он увидел выжившую Алексан­дру и гроб с телом Дубарасовой:

Что Достоевский взял в роман

Из материалов этого дела Достоевский мог позаимствовать идею с фальшивым закладом. Отправляясь к старухе-процентщице, Раскольников берет с собой муляж. Это была «просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величи­ной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. Эту дощечку он случайно нашел, в одну из своих прогулок… Потом уже он приба­вил к дощечке гладкую и тоненькую железную полоску… Сложив обе дощечки, из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, крест-накрест, ниткой; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую бе­лую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой, тоже накрест, а узелок прила­дил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком, и улучить таким обра­зом минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что „вещь“ деревянная». План Раскольни­кова увенчался успехом: Алена Ивановна, пытаясь распаковать заклад, отвер­нулась и не заметила, как убийца достал топор.

Дело фальшивых билетов: профессор всеобщей истории во главе мошенников

Что произошло

Убийства и их расследования были не единственной уголовной темой, инте­ресовавшей крупные газеты. На рубеже 1865–1866 годов «Московские ведомо­сти» публиковали материалы судебного разбирательства о подделке билетов внутреннего займа. Эти ценные бумаги появились годом ранее и стали попу­лярны у населения, так как предлагали нестандартную выплату процентов по облигациям. Каждый гражданин мог приобрести билет номиналом 100 руб­лей c обещанными 5 % годовых. Срок действия бумаги составлял 60 лет. При этом ежегодно Государственный банк проводил розыгрыши по типу обычной лотереи. В два барабана загружались бумажные трубочки с комбинациями цифр. Из первого вынимали два листка — так узнавали серию. Из второго — один, чтобы определить номер выигравшего билета. Победитель получал 200 ты­сяч рублей. Обладатель второго удачного билета претендовал на 75 ты­сяч. Всего за один тираж разыгрывалось 300 призов разного денежного досто­ин­ства на общую сумму в 600 тысяч. Вскоре в связи с возросшей популяр­ностью лоте­реи официально было разрешено продавать билеты за 105 и за 107 руб­лей; на бирже одну облигацию можно было приобрести за 150 рублей.

Появились и мошенники, которые хотели нажиться на популярности ценных бумаг. Преступники переделывали сторублевые билеты в пятитысячные и либо отдавали их зажиточным гражданам в обмен на настоящие деньги, либо от­прав­ляли подставных лиц разменивать бумаги в частных конторах. Как раз такой случай вскоре помог разоблачить шайку.

Расследование

В одну из московских контор пришел молодой человек, назвавшийся студен­том Виноградовым. Он предложил выкупить у него свидетельство государ­ствен­ного с выигрышем займа в 5000 рублей. Пересчитывая полученные деньги, он сбился и возбудил подозрения. Когда студента арестовали, он дал показания: выяснилось, что Виноградова наняли за 100 рублей, после чего по цепочке посредников следствие вышло на авторов преступной схемы. Одним из злых гениев был Александр Тимофеевич Неофитов, профессор все­общей истории в Практической академии коммерческих наук. Свое участие в преступном замысле Неофитов объяснил желанием побыстрее заработать денег и помочь матери:

Неофитов во всем сознался, но, как писали газеты, «не перед следователем, а перед своею совестью, как преступник он имел всю возможность дальнейшим запирательством снять с себя обвинение… Момент признания Неофитова был священным моментом пробуждения честной, не развращенной души его, увлекшейся соблазном. Он принес свое чистосердечное раскаяние чрез все следствия и теперь представляет его на суд, как очистительную жертву», — писали «Московские ведомости» (1865, № 3).

Что Достоевский взял в роман

На страницах «Преступления и наказания» это дело упоминает Лужин. Во время первой встречи с Раскольниковым он живо подключается к обсуж­дению убийства старухи-процентщицы, рассуждая о глобальных изменениях в обществе, которые подталкивают к нарушению закона не только представи­телей низших слоев, но и людей образованных. Ключевым моментом здесь стала именно личность Неофитова:

«…там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей билетов последнего займа с лотереей — и в главных участниках один лектор всемирной истории…»

Еще через несколько страниц детали дела обсуждают Раскольников и Заметов. В особенности их интересует казус студента Виноградова и то, как он мог попасться при пересчете денег. Раскольников высмеивает преступную схему вообще и поведение студента в частности, рассуждая, как бы он повел себя в такой ситуации:

Для Достоевского в этом деле была интересна каждая деталь: и сам факт уча­стия представителя образованного общества в такого рода преступлениях, и психологический момент в поимке студента, и раскаяние одного из главных преступников. Впрочем, ни следователи, ни газеты, ни Достоевский не могли предположить, что раскаявшийся Неофитов продолжит преступную деятель­ность уже в тюрьме. В 1877 году он станет одним из фигурантов дела о «Клубе червонных валетов» как участник группы фальшивомонетчиков, развернувших свою деятельность в Московском губернском тюремном замке, ныне Бутыр­ской тюрьме. Вместе с другими заключенными Неофитов наладил механизм подделки денежных знаков и систему поставки их за пределы тюрьмы.

P. S. Откуда Порфирий Петрович взял свой метод расследования

В ноябре 1864 года были утверждены новые судебные уставы. Они должны были вступить в силу в начале 1866-го. Достоевский работал над «Преступле­нием и наказанием» в последние дореформенные месяцы, когда еще действо­вали старые порядки. В первую очередь это касалось системы доказательств. Самым весомым считалось признание преступником своей вины — после этого можно было выносить приговор и спокойно закрывать дело. Скорейшее закры­тие дела и было главной целью всех судебных прений. Другие свидетельства и улики тоже имели силу, но значительно меньшую и не очень ценились сто­ро­ной обвинения, так как их можно было опровергнуть. По сути, оба процес­са — и следственный, и судебный — были направлены на то, чтобы убедить подо­зре­ваемого в необходимости сознаться в том, что он совершил страшное пре­ступление, что улики против него неопровержимы и от них некуда деться. После реформы главной целью суда станет установление истины. Признатель­ные показания окажутся в одном ряду с другими уликами и перестанут счи­тать­ся финальным аккордом процесса. Его исход будет зависеть от совокуп­ности многих факторов: улик, свидетельств, умения прокурора и адвоката аргумен­тировать свои позиции и от того, как на дело будет смотреть коллегия при­сяжных — главное нововведение реформаторов.­­­­­­

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *