какое преподобного андрея критского
Преподобномученик Андре ́ й Критский
Дни памяти
Житие
Житие преподобномученика Андрея Критского
Преподобномученик Андрей Критский жил во время царствования императора-иконоборца Константина Копронима (741–775), который под страхом смерти приказал христианам убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы. Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно в храме святого мученика Маманта обличил еретика в гонении на истинную веру. В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея. По пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Через сто лет святому был написан канон преподобным Иосифом песнописцем. По молитвам преподобномученика Андрея исцеляются одержимые.
Богослужения
Молитвы
По́стнически преподвиза́вся на горе́,/ у́мная враго́в ополче́ния всеору́жием Креста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне./ Па́ки же ко страда́льчеству/ му́жески обле́клся еси́,/ уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры;/ и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га,// преподобному́чениче Андре́е, приснопа́мятне.
Му́жества тезоимени́тому благодаре́ние,/ я́ко благоче́стия тайноглаго́льнику,/ похва́льная воззове́м от любве́ тебе́, Богоблаже́нне,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ от вся́ких лю́тых ны спаси́, да пое́м:// ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.
Перевод: Мужеству одноименного (Андрей от греч. Ἀνδρέας — мужественный) возблагодарим, как объясняющего тайны Богопочитания, восславим и воззовем к тебе с любовью, Богоблаженный, но как имеющий дерзновение ко Господу, от всякого зла нас спаси, да поем: «Радуйся, отче всегда вспоминаемый».
Пра́зднует днесь Ца́рствующий град/ пра́здник пресве́тлый светоно́сныя Твоея́ па́мяти,/ вся́кий призыва́я град и страну́;/ ра́дуется бо, я́ко име́я сокро́вище ве́лие,/ многострада́льное твое́ те́ло,// Андре́е му́чениче, Правосла́вия свети́льниче.
Перевод: Празднует сегодня Царствующий город праздник пресветлый светоносной твоей памяти, всякий призывая город и страну, ибо радуется, имея, как великое сокровище, многострадальное тело твое, мученик Андрей, Православия светильник.
Святитель Андре ́ й Критский, архиепископ
Дни памяти
Житие
Краткое житие святителя Андрея, архиепископа Критского
Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14 году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679 году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 740 году.
Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий Покаянный канон, читаемый в храме Великим постом («Андреево стояние»). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснецы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.
Полное житие святителя Андрея, архиепископа Критского
Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.
Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685–695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх – богослов, учитель и гимнотворец.
Святитель Андрей написал много богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий Покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью – в четверг на утрени пятой седмицы.
Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.
На русском языке издано:
1. Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста (в пер. М.И. Богословского, впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора Михаил) – «Христианское чтение», 1836, I, с. 129-184. То же в отдельном издании: Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого поста (в пер. Филарета, митрополита Московского). М., 1873, в другой редакции. Перевод Великого канона был издан профессором Петербургской духовной академии Е. И. Ловягиным: «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в трех книгах». Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в ж. «Душеполезное Чтение», 1882, I, с. 232-261. В начале нашего столетия вышло издание Н.И. Кедрова: «Канон Великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтимый в первую неделю поста». М., 1915.
2. Беседа на Четверодневного Лазаря. – «Христианское чтение», 1826, XXII, с. 5 слл.
3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. – Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.
4. Похвальное слово святителю и Чудотворцу Николаю. – Там же, 1834, IV, с. 229 слл.
5. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. – Там же, 1836, III, с. 231 слл.
6. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. – Там же, 1839, III, с. 307 слл.
7. Проповеди – В кн.: «Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы». СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. «Воскресное Чтение», 1853; «Прибавления к Церковным ведомостям», 1898, № 36.
О святителе Андрее Критском и его Великом Каноне
вятитель Андрей Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства Святителя сохранилось известие о том, что он был немой, не мог говорить даже до семи лет. И только лишь после причащения Святых Христовых Тайн в семилетнем возрасте отверзлись его уста. И он смог не только хорошо учиться, но впоследствии своими словесными творениями принес великую славу Церкви Божией как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений, также один из самых лучших, ярких и плодотворных.
В возрасте 14 лет он был отведен родителями в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвящен Богу. По пострижении в монашество святой Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием Иерусалимской патриархии. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, монах Андрей, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви. Старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а святой Андрей был оставлен в Константинополе, и навсегда сохранил за собой прозвище «Иерусалимита», то есть «Иерусалимлянина».
Здесь он получил послушание возглавить Орфанотрофион, или Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Затем он был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир главного храма Византии.
20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя не только должную заботливость, но и обнаруживая дар вести хозяйственные дела. Так, здание сиротского дома при нем было надстроено, а Дом престарелых (Герокомион), который так же был ему поручен, несколько раз отремонтирован.
Здесь же в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил Церковь Божию, прославил множество святых, дни великопостные и пасхальные.
После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру — на остров Крит. Но в отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое носили предстоятели церквей.
На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, молитвами своими отгонял вражеские набеги прибрежных пиратов-арабов, а однажды, во время засухи, вымолил у Бога дождь, который обильно оросил поля критских христиан.
Трудился святитель Андрей и в составлении церковных песнопений, и в проповедании слова Божия.
Несколько раз святитель Андрей посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.
В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, и скончался там 4 июля 740 года. В этот день доныне совершается его память во всех Православных церквах.
Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост кроме Великого канона был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, к которому потом присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. На Пасху в самую ночь пелся канон Святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все Недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.
Многим святым Святитель написал каноны. Им же было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже преподобного Иоанна Дамаскина. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.
Великий канон является самым известным творением святого Андрея. Этот канон не является самым большим по объему, канон на Сретение Господне больше Великого, а канон на Рождество Предтечи почти такой же по объему, как и Великий канон. 250 тропарей,— кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею, — столько содержит Великий канон в своих 9-ти Песнях, среди которых есть и вторая Песнь.
Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы», — это слова о Святом Андрее.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех Песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». [«Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его]. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Меняется масштаб и соотношение восприятия ближних и всего мира. Вот такому смирению учит нас святой Андрей Критский.
Весь Ветхий Завет делает Святитель школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, а есть и увещание душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, и вместе с нами смиренно и горячо молиться.
Великий канон потому еще так любим, что он единственный из всех канонов ближе всего стоит к аскетическим монашеским творениям, изложенным в виде кратких изречений. Сам дух канонной поэзии происходит из монашеского миросозерцания, наставлений, размышлений.
Форма канона совсем не простая, она требует от слушателя и читателя осмысления истории, переживания ее в важнейших событиях-символах, на которые опирается ум: это суть ирмосы, воспевающие во всех канонах праздник или память святого через осознавание события дня, через столпы-вехи древней Священной Истории. Монах-песнотворец просит у Бога утвердить его ум «на недвижимом камени заповедей» Божиих. Все колеблющееся, все мятущееся должно уступить место кристальности и твердости предстояния пред Богом, когда и ум, и сердце, и все существо человека находится в той гармонии, которая давно утеряна людьми, но по-прежнему ищется и находится монахами. «Праксис и феория», — «делание и созерцание» воспеваются в четвертой Песни Великого канона. Святой Андрей как бы увлекается и забывает, что его слушают не одни только монахи, и в самых красивых и изящных строфах канона говорит о важнейшем соотношении этих двух состояний подлинного монашеского жития.
«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.
«Ты бо еси тайнник покаяния преизряднейший» — поет Церковь святому Андрею Критскому. Но быть таинником покаяния она призывает и каждого священника. Потому что после его смерти, после совершения его погребения и прощания с ним, по Уставу поются ирмосы Великого канона в то время, когда гроб почившего священника обносится вокруг храма перед самым погребением. Прощальная песнь духовных чад и прихожан со своим пастырем — ирмосы Великого канона! Прихожане поют самое дорогое из того, что они могут вспомнить о священнике: символ покаяния и изменения ума: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение…» Ибо ничто не ценится больше, чем пастырская помощь священника в покаянии. Священник как бы «открывает глаза» человеку, возвращает ему «изгнанного из мира сего» Бога, святых Ангелов, Пречистую Богородицу, всех Святых Его, всю полноту ожидающего нас Царства Небесного. И тогда получается, что Великий канон приобретает значение символа всей жизни Пастыря и пасомых, Батюшки и прихожан, символ спасения человека от греха и смерти.
Пусть никогда Великий канон не делается «памятником византийской литературы», а остается самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Пусть не только во время Великого поста она будет читаться, а в любое время года, чтобы как можно больше и полнее воспринять нам и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.
святитель Андрей Критский
Архиепископ Критский, богослов, участник VI Вселенского Собора, гимнограф, автор покаянного Великого канона.
Биография
Детство Андрея Критского. Начало христианского пути
Достоверных подробностей о жизни Андрея Критского известно не много. Местом его рождения является сирийский город Дамаск. Что же касается даты его рождения, она определяется весьма приблизительно: первой половиной или серединой VII века.
Известно, что до семи лет Андрей страдал немотой, от которой был исцелен Божественной силой в результате причащения Святых Христовых Таинств. Это чудо, конечно же, оставило в памяти ребенка неизгладимое впечатление, послужило причиной укрепления веры, утверждению в выборе жизненного пути.
Приблизительно в возрасте 14-15 лет, решив отложиться от суеты мира и быть ближе к Богу, Андрей удалился в Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного. Здесь, помимо трудов, связанных с послушанием и молитвой, он предался глубокому изучению Священного Писания и произведений отцов Церкви.
Проявив себя как благочестивый и ревностный подвижник, некоторое время спустя он был назначен на ответственную должность письмоводителя при дворе Феодора, руководителя Иерусалимской Патриархии, что, впрочем, не мешало ему заботиться о личном спасении и вести подвижническую жизнь.
Одним из важнейших этапов жизни святого Андрея стало участие в деятельности VI Вселенского Собора, созванного в целях противодействия ереси монофелитов, куда он был делегирован совместно с другими доверенными лицами. Возвратившись в Иерусалим, он привез с собой список соборных определений.
Вскоре Андрей был посвящен в диакона Софийской церкви Константинопольским Патриархом, когда прибыл в Константинополь по его приглашению (согласно другим биографическим данным, присутствуя на Соборе он уже имел чин архидиакона). Отмечают, что какое-то время отец Андрей исполнял при Софийской церкви роль попечителя о сиротах.
Служение Богу в чине архипастыря
Слава подвигов отца Андрея и его личные качества, такие как милосердие, красноречие, чувство ответственности, послужили тому, что в царствование императора Юстиниана II он удостоился посвящения в архиепископа Критского. Занимая эту должность, святой Андрей уделял много времени и сил борьбе за чистоту Православной веры. Кроме того, по его архипастырской инициативе и при его личном содействии возводились новые храмы, организовывались богадельни, приюты.
Отдаваясь делу служения и угождения Богу, святой прославился и как великий молитвенник. Сообщают, что однажды результатом его молитв стало спасение города Друмеоса от осаждавших его сарацинов, которые, так и не возымев успеха, вынуждены были позорно отступить. В другой раз, во время засухи, грозившей населению неурожаем, по его молитве на почву излился дождь.
Творчество Андрея Критского как писателя и песнотворца
За годы зрелой подвижнической жизни святой Андрей Критский обрел известность и на ниве писательства, песнотворчества. До нас дошли десятки его сочинений. Среди них выделяют слова на Богородичные и Господские праздники (чит.: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы; Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Слово в неделю Ваий).
Одно из наиболее известных произведений святого — Великий канон, читаемый ныне в храмах во время Великого поста. Правда, его современный текст содержит определенные изменения и дополнения, внесенные, в частности, преподобным Иоанном Дамаскиным, святыми Иосифом и Феодором Студитами (см: Великий канон Андрея Критского). Помимо отображения ветхозаветной истории и нравственных наставлений, канон отображает и личный опыт переживаний, раскаяния, благодатного общения святого Андрея Критского с Богом.
Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4
Христову Церковь цевницею языка твоего, / песнословя умильно, возвеселил еси, / богословием же Препетыя Троицы / славу всем сказал еси ясно, / тем тя, яко тайноглагольника, поем, / Андрее, пастырю Критский, / и величаем память твою, // Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Ин тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / Яже вещей истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Андрее, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Святитель Андрей Критский
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Свт. Андрей Критский
Андрей Критский автор Великого покаянного канона
Каждый год во время Великого поста в православных храмах читают Великий покаянный канон – самый длинный канон из существующих, хорошо известный любому воцерковленному человеку. Однако написавший этот канон святитель Андрей Критский, известен не только как его автор. Было в жизни этого святого и много других славных дел.
Краткое житие святого
Точная дата рождения Андрея Критского неизвестна. Большинство исследователей считают, что, скорее всего, он появился на свет в 660 году. О семье святого тоже сохранилось мало информации, известно лишь, что его родителей звали Георгий и Григория и что они жили в Дамаске, а также что они были христианами и воспитывали своих детей в христианской вере. Зато сохранилась информация о первом чуде, произошедшем в жизни будущего святителя, когда он был еще ребенком.
До семи лет Андрей не разговаривал, и все были уверены, что он останется немым на всю жизнь. А потом родители привели его в храм для Причастия – и после принятия Святых Христовых Тайн ребенок заговорил. Это удивительное событие произвело сильнейшее впечатление на всех присутствующих и, прежде всего, на самого Андрея. С тех пор, несмотря на свой юный возраст, мальчик все больше интересовался вопросами православной веры.
В детстве немой, теперь – оратор
Желание как можно лучше разобраться в этих вопросах и как можно глубже погрузиться в религию, в конце концов, привело его к решению полностью посвятить себя Богу. Примерно в 14 или 15 лет Андрей объявил родителям, что хотел бы стать монахом, и они отвезли его в монастырь преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме.
Там у юноши появилась возможность изучать труды многих святых отцов, живших до него, и он уделял этому занятию все свободное от служб и работы в монастыре время. За время своего послушничества Андрей показал себя ревностным христианином и очень умным, сообразительным человеком, так что после принятия пострига его назначили на высокую и требующую большой ответственности должность – нотария, то есть письмоводителя или, как сказали бы в наше время, секретаря иерусалимского патриарха Феодора.
Работа с патриаршими бумагами занимала много времени, но Андрей все равно продолжал изучать богословские тексты, стараясь использовать для этого каждую свободную минуту. При этом он был и довольно общительным человеком, много разговаривал с другими монахами и приходившими в монастырь мирянами, дискутировал с ними на религиозные темы.
Патриарх Феодор отметил его превосходные ораторские способности и посчитал, что их стоит использовать не только для богословских бесед с такими же христианами, но и для просвещения заблудших или не пришедших к вере людей.
Спор с монофелитами
Свт. Андрей Критский (фрагмент); Греция; XVI в.; мастер: Тзортзи (Зорзис) Фука; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат
Было это в 681 году, когда в Константинополе уже шел начавшийся осенью предыдущего года VI Вселенский собор. На нем разбиралось монофелитство, учение, возникшее среди христиан в 30-х годах VII века и по итогам этого собора признанное ересью. Последователи этого учения объявили, что, несмотря на то, что у Иисуса Христа было две природы, божественная и человеческая, он обладал только одной волей – «богочеловеческой», как они ее назвали. Другими словами, по их мнению, у Христа не было своей собственной человеческой свободной воли, с чем православны богословы, конечно же, не могли согласиться.
Патриарх Феодор решил отправить на этот собор своих представителей – двух пожилых священников, прекрасно разбирающихся в религиозных тонкостях, и молодого Андрея, к тому времени получившего сан архидиакона.
Иерусалимский патриарх не ошибся в своем выборе посланников. На соборе Андрей показал себя начитанным и глубоко разбирающимся в богословии человеком, сумевшим подобрать убедительные аргументы, объясняющие, в чем монофелиты неправы. В результате учение монофелитов признали еретическим – в том числе и благодаря выступлениям св. Андрея.
После окончания VI Вселенского собора константинопольский патриарх благословил архидиакона Андрею остаться в столице Византийской империи и возглавить там приют для сирот. Молодой монах отлично справился и с этим делом, однако руководство приютом не помешало ему продолжать самообразование, много читать и участвовать в богословских беседах, а кроме того, он начал писать собственные теологические труды и сочинять песнопения для церковных служб.
Андрей прослужил в Константинополе около 20 лет, а потом стал архиепископом и получил новое назначение – на остров Крит. В те годы это был один из самых дальних уголков христианского мира, так что работы у него там было предостаточно. Он руководил строительством храмов, а также домов для сирот и для одиноких пожилых людей, проповедовал и приобщал к вере новых людей и продолжал сочинять церковные гимны и каноны.
Предание гласит, что однажды архиепископ Андрей смог своими молитвами предотвратить вторжение на Крит арабских пиратов, которые собирались напасть на город Друмеос. В другой раз, во время сильной засухи, он молился о ниспослании на землю дождя, и эта молитва также была услышана.
Смерть в пути
По пути на Крит Андрей почувствовал себя совсем плохо и высадился на острове Лесбос, в деревне Эресос, расположенной недалеко от города Митилена. 4 июля 740 года его не стало.
Мощи вернулись на Крит
Архиепископ Андрей был похоронен в храме святой Анастасии в Митилене, который позже переосвятили в его честь. После того, как он был канонизирован в лике святителей, его мощи перевезли в Константинополь. Долгое время они хранились в монастыре, который тоже был освящен в его честь – в середине XIV века их видел там русский путешественник и паломник Стефан Новгородец, описавший в своих записках посещение этого монастыря.
После захвата Константинополя турками монастырь святого Андрея был разрушен, и местным христианам удалось сохранить лишь немногие его святыни. От мощей святителя Андрея сохранился небольшой фрагмент правой руки, который перевезли на Крит и который в наше время хранится в одном из храмов в городе Аркалохори.
День памяти
День памяти святителя Андрея, архиепископа Критского отмечается по православному календарю 17 июля.
Икон: образ с греческими крестами
Свт. Андрей Критский, греческая икона
На иконах святителя Андрея изображают в виде старца, потому что он прожил долгую жизнь, с Евангелием в руках, поскольку его деятельность была тесно связана с проповедью Христа. Его одеяние, как правило, покрыто узором из темных и светлых греческих – равносторонних – крестов.
Помощник кающихся и немых
К автору Великого покаянного канона можно обращаться в молитве с просьбой помочь искренне раскаяться в своих грехах и начать новую жизнь – то есть, сделать то, к чему он призывает в каноне. Кроме того, святителю Андрею Критскому, чудесным образом избавившемуся от немоты, молятся об исцелении от этого недуга.
Автор богослужебных текстов и мелодий
Святитель Андрей Критский оставил после себя около 70 канонов, самым известным из которых является Великий покаянный канон.
Также святой Андрей сочинил несколько десятков стихир. Причем его авторству принадлежат не только слова стихир и канонов, но и мелодии, на которые они исполняются.
Кроме богослужебных текстов сохранились и проповеди святителя, посвященные Господским и Богородичным праздникам, памяти святых. Сохранилось около 60 слов святителя Андрея Критского, 30 из них были изданы.
Главный труд его жизни
Самое длинное и самое известное произведение святителя Андрея Критского было написано им после участия в VI Вселенском соборе. Вероятно, к сочинению этого произведения его подтолкнуло общение с монофелитами и понимание того, как легко человек может поддаться ереси и как необходимо людям вовремя прийти к покаянию.
Великий канон состоит из 250 тропарей, то есть, строф, которые объединяются в 9 песней. Первые тропари – ирмосы – каждой песни рассказывают о тех или иных библейских событиях, по большей части из Ветхого завета, после чего следуют упоминания о разных грехах и о важности раскаяния. Себя автор Великого канона называет в нем более грешным, чем другие люди, и благодаря этому все его слова не выглядят излишне назидательными. Андрей Критский не поучает других, как им нужно каяться в своих грехах, он прежде всего говорит о себе – и призывает других людей к покаянию собственным примером.
Не исключено даже, что изначально святитель Андрей сочинил Великий канон не для исполнения в храме, а для себя, чтобы читать его келейно. Так считает, в частности, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов, изучающий наследие святителя уже больше 10 лет.
— Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления, — уверен исследователь. – Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его.
Обращения к святителю: молитва, тропарь, кондак и величание
К святителю Андрею Критскому можно обратиться с такой молитвой.
Молитва первая
О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.
Краткая молитва
«Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас».
Тропарь святому Андрею Критскому
Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Кроме того, в православии существует общий тропарь святителям, в котором меняются только их имена. Андрею Критскому этот тропарь читается следующим образом:
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, Яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче Андрее, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Кондак святителю Андрею:
Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.
Величание святителя Андрея:
«Величаем тя, святителю отче Андрее, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».
Кто же он в православии: с вятитель, преподобный или преподобномученик?
Святой Андрей, будучи архиепископом Критским канонизирован в лике святителей. В россии существует традиция называть его преподобным, видимо это связано с тем, что его труды пропитаны глубоким покаянием, самоукорением и познанием внутренней жизни души человека, что свойственно обычно монашескому деланию.
В святцах есть еще один св. Андрей Критский (741–775), прославленный в лике преподобномучеников. Он пострадал во времена иконоборчества при императоре Копрониме. На Руси его также очень почитали, о чем свидетельствую храмы, возведенные в честь него. День памяти его 30 октября.
Святитель Андрей Критский жил 14 веков назад. Сложно даже представить себе такой огромный промежуток времени, но еще удивительнее слушать в храме Великий канон, написанный этим человеком – слушать его слова о покаянии, словно доносящиеся к нам, в ХХ I век, из бесконечно далекого VI столетия.
Татьяна Алексеева
Акафист покаянный, составленный на основе Великого канона свт. АНдрея Критского
Предназначен для келейного чтения
Кондак 1
Возбранный Воеводо и Господи, Радосте кающихся рабов Твоих, к Тебе аз, грешный, в покаянии прибегаю. Приими мя, Отче, кающагося, не отрини слез моих и воздыханий сердечных и не презри во умилении Тебе зовущаго:
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Икос 1
Адаму первозданному поревновав аз в преступлении, наруших заповеди Бога моего, душу бо и тело оскверних деяньми лютыми. И с чего начну оплакивати свое скверное житие? Какое же положу начало нынешнему рыданию? Но прииди, окаянная моя душе, с плотию своею, исповедайся Создателю всех и возопий Ему со слезами:
Милостиве, воззри на мя оком Твоим благоутробным и приими мое теплое покаяние.
Милостиве, согреших аз паче всех человек, един аз согреших пред Тобою, но Ты, яко Бог, помилуй создание Твое.
Милостиве, яко блудница, проливаю и аз слезы, помилуй мя по благоснисхождению Твоему.
Милостиве, оскверних аз ризу плоти моея и очерних в себе созданное по образу Твоему и подобию.
Милостиве, помрачих аз душу свою страстными удовольствиями и весь ум соделах прахом.
Милостиве, наг аз лежу от добродетелей и стыждуся.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 2
Виждь, душе моя, яко конец приближается, близ при дверех Судия есть. Пробудися, размысли о делех своих, яже ты соделала еси, представи их пред очи твоя и пролей капли слез твоих; поведай со дерзновением дела и помышления твоя Христу и во умилении сердца возопий Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разумех аз, Спасителю мой, яко несть в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в коем аз не согреших бы умом, словом и произволением паче всех человек. Совесть обличает мя, совесть осуждает мя в злых делех моих. Но Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, избави и спаси мя, раба Твоего, Тебе вопиющаго:
Милостиве, согреших, согреших, продав душу свою греховным навыкам, якоже братия Иосифа.
Милостиве, якоже Каин, и аз принесох Ти жертву порочную: деяния скверная и житие непотребное, темже и осудихся.
Милостиве, от юности заповеди Твоя преступив, в унынии житие преидох, спаси мя милостию Твоею.
Милостиве, яко блудный сын, расточих и аз богатство свое в блуде и гладом душевным истаяваю, темже и вопию Ти: Щедрый, напитай мою душу благодатию Твоею.
Милостиве, весь аз уязвихся помышлениями моими, весь исполнихся ран, яко впадый в разбойники, но Ты, пришед, исцели мя.
Милостиве, внемли стенаниям души моея, приими слезы очей моих и очисти мя, кающагося.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 3
Силою Твоею, Спасе, изгнан бысть достойно Адам из Едема, яко не сохранив едину Твою заповедь; и сей седяше прямо рая и, свою наготу горько рыдая, вопияше: «Увы мне раю, раю мой прекрасный!» Аз же что постражду, Господи мой и Боже, отметая всегда животворная Твоя словеса? Но даждь ми время, да плачуся дел моих горько и Тебе воспою: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй во уме множество содеянных мною лютых, трепещу окаянный. И что убо сотворю, егда приидет Господь со тьмами ангел судити вселенней? Увы мне, увы! Боже отцев, прежде даже не затвориши ми дверь Твоего милосердия, к Тебе прибегаю, Щедре, и вкупе с Давидом вопию:
Милостиве, во гресех рожден есмь аз и приложих к язвам своим иныя раны, но помилуй мя, Отцев Боже.
Милостиве, яко Давид согреших Тебе и аз: ураних бо душу свою стрелою прелюбодейства, но, якоже и он, вопию Ти: помилуй мя по милости Твоей.
Милостиве, возбуди ум мой ко обращению, приими мя, кающагося, умилосердися к взывающему: согреших Ти, спаси.
Милостиве, ни странника, ни путника не введох аз под кров свой, отринув благое произволение самаритянки, темже и рыдаю: не лиши мя Твоего чертога.
Милостиве, сребролюбием одержимь есмь аз, темже, яко Гиезий, и осуждаюся.
Милостиве, произволением бых убийца совести душевней, вооружився на ню лукавыми моими деяньми.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 4
Буря грехов обыде мя, и кто прострет ми руку помощи, аще не Ты, возсиявый от Девы Иисусе. Спаси мя, вопию Ти, спаси, яко спасл еси Петра утопавшаго; да не потопит мене буря страстей. Приведи мя к пристанищу безмятежному, да с любовию воспою Ти: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша, яко одождив иногда Господь огнь, попали землю Содомскую, увы! — вопию,- душе, востани! — Да не опалит мя огнь геенский. Бежи от запаления, бежи от горящаго Содома, бежи от Божественнаго пламене, на горе спасайся, якоже Лот, взывая к Богу:
Милостиве, аще и согреших, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостиво, и милосердствуеши тепле, и поспешаеши, яко Отец, призывая блуднаго.
Милостиве, ризу скверную сотка ми грех во обличение моих самовольных страстей, обнажив мя первыя боготканныя одежды.
Милостиве, прилепихся аз к вещем земным и тяжким бременем обложен есмь.
Милостиве, украсих аз кумира плоти моея одеянием скверных помыслов, презрев внутреннюю Богообразную скинию.
Милостиве, погребох страстьми перваго образа красоту, юже, яко некогда драхму, взыскав, обрящи.
Милостиве, согреших, взываю Ти, яко блудница, един аз согреших пред Тобою, но приими, яко оныя, и моя слезы.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 5
Боготочную кровь Ты, Спасе, излиял еси на Кресте, да омыеши мя; дух предал еси, да мя приведеши Твоему Родителю; Едем затворенный отверзеся, вся тварь и вси языцы спасени покланяются Тебе и воспевают присно: Аллилуиа.
Икос 5
Видите, видите, яко Аз есмь Бог! — внемли, душе моя, Господа вопиюща, удалися прежняго греха и убойся Господа, яко Праведнаго Судии и Бога. Обратися, покайся, открый сокровенная, припади к Нему, яко блудный сын, со слезами и, бия в перси, глаголи Богу, вся ведущему:
Милостиве, изранен и изъязвлен есмь аз: се стрелы врага пронзоша душу и тело, темже и прибегох к Тебе со слезами.
Милостиве, яко мытарь, вопию Ти: очисти, очисти мя, никтоже бо сущих из Адама, якоже аз согреших Тебе.
Милостиве, сними тяжкое бремя грехов моих и остави ми прегрешения.
Милостиве, вольная моя и невольная согрешения, явная и тайная, ведомая и неведомая, простив, спаси мя.
Милостиве, буря страстей потопляет мя, и несть ми спасения, но простри и мне Твою руку, яко Петрови.
Милостиве, не затвори двери милосердия Твоего в День Судный, но отверзи я кающемуся Тебе горце.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 6
Пустыннолюбная горлица, глас Вопиющаго, Христов светильник Предтеча всем возгласи людем: «Покайтеся и предочиститеся»; и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи своя. Тецы убо и ты, душе моя, к Источнику жизни, да не увязнеши в беззаконныя сети, облобызай убо покаяние и воспой Христу: Аллилуиа.
Икос 6
Вонми, небо, и возглаголю, земле, внушай глас, кающийся к Богу. Кто бо от человек согреши тако, якоже аз: ум изранен, болезнует тело, немоществует дух, умножишася струпы. Врачу Благодатный, прежде даже до конца не погибну, спаси мя, тако Тебе вопиющаго:
Милостиве, Ты еси Бог, испытуяй сердца, истязуяй намерения и изобличаяй дела, попали терние грехов моих и яви мя чиста пред Тобою.
Милостиве, Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене, яко овцу, в тернии грехов погибающаго.
Милостиве, Ты еси мой Создатель, Тобою, Спасе, оправдаюся.
Милостиве, Ты еси жизни Источник, источи душе моей жизнь, оживотвори ю, дондеже не постиже мя кончина.
Милостиве, подобник бых иже при Нои грехи сотворшим, темже, якоже оныя, погружаюся в водах потопа.
Милостиве, не прикрых аз ближняго срамоты, совесть оскверних наглым языковещанием, уподобися сим Хаму отцеубийце.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 7
Хотя всем спастися и в разум истины приити, Ты, Сыне Божий, снизшел еси на землю, вочеловечився и призвав к покаянию разбойники и блудницы, и отверзл еси двери Царствия всем кающимся. Покаяния отверзи и мне двери, Жизнодавче, к Тебе бо утренюю и Тебе вопию: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное покаяние Богу принесоша Ниневитяне, егда Иона пророк возгласи им о погибели их, облекшеся во вретища и пеплом главы своя посыпающе, плач велий творяще, глаголюще: «Да отвратит Господь гнев Свой праведный». Восплачи убо и ты, душе моя, возстени к Богу, яко Ниневитяне, и тако глаголи:
Милостиве, Измаил изгнан бысть, яко порождение рабыни, да не постигнет мя сие за любострастие.
Милостиве, волею раболепствовах аз греху и, якоже Агарь, породих новаго Измаила — дерзость.
Милостиве, не отрини моления воспевающих Тя и просящим с верою прощение даруй.
Милостиве, помилуй, вопию Ти, помилуй, егда приидеши со ангелами воздати комуждо по достоянию деяний.
Милостиве, не презри создания Своего, аще и согреших паче всех человек. Ты — Господь вселенныя, аз же персть, и в Твоей власти отпустити грехи моя.
Милостиве, аще и оскверних душу и тело, но Ты, Спасителю мой, очисти, омый, соделай мя белее снега.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 8
Странна себе сотворих пред Тобою, Иисусе, предпочет кладязи хананейских помыслов паче Камене Твоего с источником премудрости и свиная мяса паче Пищи Небесныя. Темже, яко блудный сын, гладом истаяваю, не разумея пети: Аллилуиа.
Икос 8
Весь аз, уязвихся помышленьми моими и исполнихся ран, яко впадый в разбойники, и, видев мя, священник мимоиде и левит такожде, узрев лежаща в беде, презре. Но Ты Сам, Христе, возлей на мя масло и вино, тако Тебе вопиющаго:
Милостиве, яко фарисей, надмеваюся и, якоже он, дерзость пред Тобой сотворяю, но потреби во мне грех и сердце смиренно ми даруй.
Милостиве, вем, яко согреших пред Тобою, но кающася аз — приими мя, вопиюща — возстави, да не буду стяжанием и снедию врага, Сам умилосердися надо мною.
Милостиве, не послушах аз гласа Твоего, ни Писанию Твоему покорихся, темже и наг предстою пред Тобою.
Милостиве, нощь греха моего бысть ми тьмою и глубоким мраком, но Ты, Спасителю мой, сыном дне мя соделай.
Милостиве, увы мне, яко ум оскверних нечистотою, но молю благость Твою, омый мя в купели слез моих и, яко снег, убели одежду плоти моея.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 9
Ветхаго Завета вся привожду ти, душе моя, к подобию. Подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов, да пощадит тя Христос в День Судный и да сподобишися воспети Ему со всеми святыми: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя недоумевают, киими словесы побуждати мя к покаянию: ожесточися бо сердце во мне, и не имам аз ниже слез, ниже плача. Милостиве, Щедре, коснися сердца моего благостию Своею и Духом Владычним утверди мя, тучу слез пошли ми, рабу Твоему, Тебе молящемуся:
Милостиве, яко кровоточивая, прибегох к Тебе, касаяся воскрилий риз Твоих, да речеши и мне, якоже оной: «Вера твоя спасе тя».
Милостиве, источи ми струи живительныя из пречистых жил Твоих, напой мя, яко самаряныню, да не вжаждуся во век.
Милостиве, да будут Силоамом слезы моя мне, да омыю ими зеницы души моея и умом узрю Свет Твой присносущный.
Милостиве, приношу Тебе слезы очей моих и глубокие вздохи. Сердце вопиет во мне: «Боже, согреших пред Тобою; умилосердися, прости».
Милостиве, яко Дафан и Авирон, удалися от Тебе душа моя, темже и зову Ти: «Пощади, да не поглотит мя земля, якоже оных».
Милостиве, волны грехов моих покрыли мя суть, якоже всадники египетския Чермное море, но воззови мя из ада преисподняго и избави от тления живот мой.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 10
Спастися хотяй Божественнаго пламене, бежа Лот из Содома, якоже повеле ему Господь. Душе моя, аще и ты хощеши спастися, праведному подражай, бежи от пламени греха, бежи от пожара, вожделением безумным возжженнаго, не буди столп сланый, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский. Богу воспой: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Святый, время жития моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжанием, ни брашном чуждему, Сам умилосердися над вопиющим:
Милостиве, Ты еси пристанище необуреваемое, ускори и изми мя из глубины греха, да не отчаяния поглотит мя огнь.
Милостиве, аз есмь драхма погибшая, взыщи мя, возжжи Свой свет и обрящи Свой образ.
Милостиве, Давид убо сугубо согреши, обаче плакася горько, аз же паче сего зло содеяв, плодов не принесох Ти покаяния.
Милостиве, Соломон, некогда премудрый, возлюби распутных жен и от Бога отступи, сему же и аз подражах в мыслех постыдным произволением.
Милостиве, увы мне! В мерзостех сравнихся аз с Ахавом, душу бо содеяв свою виталищем плотских нечистот и сосудом гнусных страстей.
Милостиве, очернися вся доброта во мне, и от страстей светильник угасе, но умилосердися и воздаждь ми, якоже поет Давид, радование.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 11
Песнь чудную преднаписа Ти иногда Давид, егоже деяние обличает, еже содея, да ты, душе моя, покаешися и возстенеши, оставиши злая дела своя и, якоже он, возгласиши: «Помилуй мя, Тебе бо Единому согреших, всех Богу, Сам очисти мя по милости Твоей», — и да возможеши чистым сердцем пети Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светодавче Господи, ниспосли свет Твой и просвети сердце мое, душу мою от всякаго греха очисти, к Тебе бо, яко Иона, вопию, сице глаголя:
Милостиве, исчезают дни мои, яко сон, темже и плачу, яко Езекия на ложи, продли мою жизнь и да омыю своя согрешения.
Милостиве, яко разбойник, вопию: помяни мя! Яко Петр, плачу горько, яко мытарь, взываю: прости мя, Спасителю.
Милостиве, яко блудница, проливаю слезы, приими мое рыдание, якоже некогда жены хананейския.
Милостиве, Ты еси един Врач, уврачуй язвы души моея, возложи на ню пластырь, возлей масло и вино и даруй ми умиление и слезы.
Милостиве, яко кровоточивая, прикасаюся к воскрилиям риз Твоих и плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем.
Милостиве, изливаю слезы моя Тебе, яко сосуд мира на главу, приношу моление и прошу прощение ми даровати.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 12
Благодать Твою не отыми от мене, Благий Иисусе, аще бо и согреших паче всех человек, Ты еси Бог Милосердный, не хощеши смерти грешника, прощаеши кающихся и призываеши заблуждших. Освяти мя благодатию Своею и Дух правый обнови во утробе моей. Тебе бо в покаянии зову: Аллилуиа.
Икос 12
Плачу и рыдаю, Господи, о содеянных мною злых и благость Твою молю: плодов достойных покаяния не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде: сердце ми даруй присно сокрушенное, нищету же духовную, да сия Тебе принесу, яко приятную жертву. Спаси мя, Тебе вопиющаго:
Милостиве, виждь страх мой, виждь сокрушение души моея и прощение ми даруй.
Милостиве, Ты еси Судия мой и Бог, да внемлет сему душа моя и да отступит от всякаго греха, якоже Ты повелеваеши.
Милостиве, не вниди со мною в суд, не истязуй моя деяния, но презри, яко Щедр, прегрешения моя и спаси мя, Всесильне.
Милостиве, Тебе припадаю, согреших Ти, очисти, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Благоутробен, даждь ми слезы умиления.
Милостиве, поведах Ти грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша.
Милостиве, повержена мя пред враты Твоими, яко непотребнаго, не низведи мене во ад, но прежде конца даждь ми оставление прегрешений.
Милостиве, помилуй мя, падшаго.
Кондак 13
О Преблагий и Всещедрый Иисусе, вся тайная сердца моего и вся, яже содеях от юности моея даже до дне сего, исповедах Ти, Судии моему. Виждь стенание мое, виждь скорбь мою и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко Благоутробен, Тебе вопиющаго: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Адаму первозданному…» и 1-й кондак «Возбранный Воеводо…».
Молитва
Господи, Господи, се предстою пред Тобою, яко блудный сын, исповедуя грехи своя благости Твоей. Согреших Ти, Спаситель мой, согреших. От юности бо моея грех содеях и оскверних душу и тело деяньми лютыми. Согреших Ти, якоже праотцы наши Адам и Ева, преслушав заповеди Твоя; согреших, якоже Каин и яко вси людие грешницы Ветхаго и Новаго Завета. Ум очерних помыслами неподобными, сердце исполних нечистотою и всяким греховным чувством, волю ослабих леностию и склонностию ко греху. Весь обложен есмь язвами греховными, якоже впадший в разбойники; вси раны души моея источают гной. Кто исцелит мя? Или кто возставит мя из глубины греховныя жизни, аще не Ты, Врачу Благодатный? Сего ради к Тебе прибегох, Царю мой и Боже мой, слезно моляся. Уврачуй и исцели мя. Ум мой очисти от непотребных помыслов, сердце свободи от греховныя нечистоты, да возмогу чистым сердцем и умом славити Тя, Создателя моего и Бога. Волю мою укрепи на дела благая, во еже творити ми точию угодная Тебе и достойная Твоея Святыни. Прости ми всякое согрешение, вольное и невольное, и вся, яже в ведении и в неведении содеянное мною. Ты еси Сама Благость и Сама Любовь и имаши власть отпущати грехи, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.