какое предложение содержит придаточное времени известны случаи

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 9 класс

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Какое предложение содержит придаточное времени?

1) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.
2) Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…
3) Скажите, когда отправляется поезд?
4) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

А2. Какое предложение содержит придаточное образа действия?

1) Минуло уже пять часов, как прервалась связь с берегом.
2) Будешь знать, как с ружьём баловать!
3) Футболисты постарались играть так, как советовал тренер.
4) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

А3. Какое предложение содержит придаточное места?

1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
3) Забрёл я в дальний лес, куда никто не заходил.
4) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Там где ветры слизали снег земля по ночам гулко лопается.
2) В том саду где мы с вами встретились ваш любимый куст хризантем расцвёл.
3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела словно в реку вылили масло.
4) Оттуда куда мы направлялись поднимался широким облаком дым от лесного пожара.

B1. Напишите нейтральный синоним союза, при помощи ко­торого придаточное предложение прикрепляется к главному.

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

C1. В чём особенность лексики стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (см. задание B1)?

Вариант 2

A1. Какое предложение содержит придаточное времени?

1) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
2) Я забыл, когда последний раз был в театре.
3) События начались в то утро, когда Костя проспал.
4) Когда барабанщик вошёл, Петя сел подальше от него.

А2. Какое предложение содержит придаточное образа действия?

1) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
2) Петя вёл себя так, как, казалось ему, вёл бы себя настоящий гусар.
3) Я не понял, как делать задание.
4) Прошла неделя, как договор был подписан.

А3. Какое предложение содержит придаточное места?

1) Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
2) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.
3) В избушке, где я ночевал, на столе горела лампа.
4) Оказались мы в глухомани, куда не ступала нога человека.

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Оттуда куда с лаем побежали собаки слышались крики.
2) Гром ворчал так долго что казалось он обегает кругом всю огромную землю.
3) Нынче в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов.
4) Стая ласточек так мелькала у воды как будто сеть раски­нули над прудом.

В1. Напишите вид придаточного в данном фрагменте.

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.

C1. В чём особенность лексики стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» (см. задание B1)?

Ответ на тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-3
А3-1
А4-3
В1. пока (до тех пор пока)
Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-1
А4-4
В1. (придаточное) сравнение

Источник

Сложноподчиненные предложения с придаточными места, времени, уступки

Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных частей: общее описание

Сложноподчиненное предложение — это сложное предложение, в котором одна грамматическая основа по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом (что, чтобы, как, так как, между тем как, прежде чем и т.д.).

Одна часть сложноподчиненного предложения является главной, другая — придаточной. Придаточная часть может находиться как после главной части (после распространяемого слова), так и перед ней (перед распространяемым словом). Например: Я знаю, что он придет; Что он получит — трудно сказать.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух и более частей. Например, сложноподчиненное предложение «Я часто вспоминаю о том, как мы впервые встретились в маленьком сквере, который когда-то был украшением нашей окраины и привлек всех влюбленных» состоит из трех предикативных частей.

В зависимости от того, какую роль играет придаточная часть, сложноподчиненные предложения делятся на разные типы.

Например, союз потому что указывает только на причинные отношения: Нельзя жить только сегодняшним днем, потому что завтра можно остаться без всего.

Союз если бы указывает только на условные отношения: Я был бы рад, если бы Вы посетили наше скромное поместье.

Здесь подчинительный союз что не указывает однозначно на определенный вид отношений между главной частью и придаточной. Нужно опираться на контекст. В первом случае мы наблюдаем объектные отношения, во втором — отношения степени и следствия, в третьем — причинные, в четвертом — условные отношения.

Союз может сам по себе не указывать на определенные отношения, в таком случае ведущую связующую роль берут на себя другие элементы, например, слово, к которому относится придаточная часть.

В примерах, приведенных выше, наличие в главной части соотносительного слова потому указывает, что придаточная часть имеет причинное значение, а наличие соотносительных слов при условии указывает на условное значение и т.п.

Союзы что, чтобы, как служат базой для образования сложных союзов, например, потому что, так что и др.; для того чтобы, с тем чтобы и др.; так как, между тем как, после того как и др. При этом основным носителем значения становится первая часть сложного союза.

В качестве членов предложения (соотносительных слов) могут быть использованы местоимения и местоименные наречия:

Например: Я поступаю так, как считаю нужным.

Предложение с придаточным уступки

Придаточное уступки указывает на действие, противопоставляемое действию, о кором говорится в главном предложении, и отвечает на вопрос несмотря на что?

Придаточное уступки присоединяется к главной части с помощью уступительного союза (пускай; пусть; хотя; несмотря на то что; даром что; невзирая на то что) или с помощью сочетания относительных слов как, что, когда бы, сколько с частицей ни.

В зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, определяются оттенки уступительного значения:

Придаточное времени

Придаточное предложение со значением времени уточняет время действия, о котором говорится в главном предложении, и может отвечать на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? Присоединение придаточного предложения к главному осуществляется с помощью подчинительных временных союзов с тех пор как, едва, когда, как только и др. Например: На душе становилось очень тоскливо, когда я вспоминал об этом.

Действие главной части может совпадать или не совпадать с действием, описанным в придаточной части, на всем его протяжении.
В предложениях со значением одновременности придаточная часть может прикрепляться союзами по мере того, как; в то время как; когда; пока (устарелыми покамест, как). Например: Когда флейта играла протяжно и тонко, собака выла; Покамест мы с тобой тут размышляем, пароход отплывает от берега.

В предложениях со значением разновременности действий придаточная часть может прикрепляться союзами до того как, после того как, с тех пор как, прежде чем, когда, пока, как только и др. Например: Она сильно изменилась с тех пор, как мы впервые встретились на этом острове. Когда на душе радостно, дела удаются быстрее.

Придаточное места

Придаточное предложение со значением места обозначает место действия или направление действия, о котором говорится в главном предложении, и может отвечать на вопросы где? куда? откуда? Например: Мы с тобой никогда не вернемся туда, где прошла наша юность. Наконец-то мы добрались до этого райского уголка, куда так долго стремились.

Соотносительные и союзные слова допускают разную сочетаемость. В следующем примере главные и придаточные части взаимозаменяемы:

Он вернулся оттуда,

куда его отправили по путевке.

откуда не хочется уезжать.

Знаки препинания

Части сложноподчиненного предложения (с любым количеством частей в его составе) разделяются запятой. На балу можно было встретить пышных барышень, которые знали толк в моде, потому что читали заграничные журналы.

Придаточное предложение может находиться внутри главного, в таком случае оно отделяется от главного запятыми с двух сторон. До озера, в котором плавали золотые рыбки, было рукой подать. Художник знал, что портрет, на который он потратил много сил, придется по душе его избраннице.

При использовании сложных союзов запятая ставится один раз: или перед указательным словом, или после него — перед простым союзом, если логическое ударение падает на указательное слово, выделяя его.

Пишу открытку, потому что нет бумаги (Чехов)

Пишу открытку только потому, что нет бумаги.

Источник

Цели: закрепить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными; дать общее представление о придаточных обстоятельственных, в том числе о придаточных времени и места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные времени и места; уметь различать союзы и союзные слова; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

В каких словах правописание приставки определяется её значением — “неполнота действия”?

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 122 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (§ 24, 25, с. 82—84).)

Как отличить союзы от союзных слов?

• Союзные слова — члены придаточных предложений, их можно заменить указательными местоимениями или местоименными наречиями, а союзы не являются членами предложений, их нельзя заменить словами самостоятельных частей речи.

• На союзные слова может падать логическое ударение, а на союзы — не может.

• Союзное слово обычно можно изъять из предложения без потери смысла, а союз — нельзя.

• После союзного слова можно поставить частицы же, именно, а после союзов — нельзя.

Все эти критерии надо использовать в сочетаниях или в совокупности, отдельно они редко “работают”.

Где, куда, откуда, кто, который, какой, чей, почему, зачем, сколько всегда являются союзными словами и не бывают союзами.

Когда является союзным словом в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда; в придаточном изъяснительном; в придаточном определительном.

Когда является союзом в придаточных времени, условия. Поставим вопросы, составим схемы, определим вид придаточных и средства связи; объясним постановку знаков препинания.

1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

[ ], (когда. ). Прибежали (когда?). Придаточное обстоятельственное (значение времени). Когда — союз.

2) Скажите, когда отправляется поезд?

3) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.

4) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость, тогда налетел второй селезень. (Ю. Коваль)

5) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.

Определение придаточных предложений места обычно не вызывает затруднений. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложности возникают с придаточными разного вида, у которых совпадает способ присоединения к главному предложению.

Определим вид придаточных предложений и составим схемы.

1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой)

2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [. туда], (где. ).

4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [. туда], (куда. ).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным времени и места, подберите примеры предложений с придаточными времени и места.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 124 — комментированное письмо.

2. Упр. 125 — обсуждение вопросов и заданий.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные места, времени?

— С помощью каких средств связи они присоединяются к главному предложению и к чему они относятся в главном?

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 126 — выразительное чтение, обсуждение заданий.)

III. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Определите вид придаточных, сделайте синтаксический разбор, составьте схемы предложений; определите особенности глагола-сказуемого в односоставном предложении; подберите синонимы к фразеологическому выражению.

1) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

2) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 128 — комментированное письмо.

2. Упр. 127 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.

3. Упр. 129 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

3. Творческое задание: сочинение-миниатюра

— Опишите с помощью сложноподчинённых предложений с придаточными места географическое положение своего города (села).

IV. Подведение итогов урока

Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр.

2. Упр. 130 (I или II часть по выбору учеников).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени»

какое предложение содержит придаточное времени известны случаи

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Савалеевская средняя общеобразовательная школа»

«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени»

Учитель русского языка

I квалификационной категории.

Тема урока: ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Цель урока: формирование умений:

1) распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных

предложений; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы

связи при­даточных времени с главными;

2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

3) производить синонимическую замену сложноподчи­ненных предложений с

Сначала едешь по извилистой колее; когда-нибудь расскажешь вкратце; постоянно проявляет инициативу; никогда не обидишь брата; завтра уедешь; когда-то в старинном замке; недавно предотвратил аварию; накануне праздника; просыпаешься ни свет ни заря; сдашь вовремя работу; вначале нужно отыскать в книге ци­тату.

II. Запись предложений.

Учащиеся должны найти обстоятельства времени, опре­делить, на какие вопросы они отвечают, чем выражены, к чему относятся.

1) Въехав во двор, Мишка спешился, привязал поводья к крыльцу. (М. Шолохов.) 2) И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы. (М. Горький.) 3) Поворачи­ваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.

III. Анализ предложений.

Учащиеся определяют тип придаточных, на какие во­просы они отвечают, чем связаны, что поясняют; составля­ют схемы предложений.

1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (М. Лермонтов.) 2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (Л. Толсто й.) 3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, по­несся по улице. (К. Симонов.) 4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (Пословица.) 5) Пока горел костер, было светло и тепло. 6) Когда я к нему ни приду, он всегда за рабо­той. 7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат.

IV. Изучение СПП с придаточными времени

1.Объяснение этой темы вполне можно поручить кому-то из заранее под­готовленных сильных учеников. По ходу объяснения заполняем соответству­ющие графы таблицы «Виды придаточных предложений». Различие в строе­нии и значении предложений, в которых придаточные присоединяются од­ним способом, рассмотрим на примере упражнения 80.

Поставить вопросы, сделать схемы, определить вид придаточных, объяс­нить постановку знаков препинания:

1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

[ ], когда (). Прибежали (когда?). Придаточное обстоятельственное (значе­ние времени).

2) Скажите, когда отправляется поезд?

[ ], (когда. ). Скажите (что?). Придаточное изъяснительное.

3) Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.
[ ], (когда. ). Случаи (какие?). Придаточное определительное.

4) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость,
тогда налетел второй селезень.
(Ю. Коваль)

Когда () и (), [тогда. ]. Налетел тогда (когда именно?). Однородные прида­точные обстоятельственные (значение времени). Оба придаточных относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, по­этому запятая между ними не ставится.

5) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.

6) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. ().

Когда () и (), [то. ], что (). Понял (когда?). Однородные придаточные об­стоятельственные (значение времени). Оба придаточных относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, поэтому запя­тая между ними не ставится. Понял (что?). Придаточное изъяснительное.

Упражнение выполняем устно, «по цепочке». Схемы 2-6-го предло­жений делаем на доске.

Выписать в рабочий словарь слова в рамках: канонада, балет, опера, эко­логия, экологический. Выяснить их происхождение по словарю иностранных слов. Составить с этими словами сложноподчиненные предложения с прида­точными места и времени.

VII. Занимательная лингвистика

(Петербуржец, петербурженка, петербуржцы; туляк, тулячка, туляки; воро-нежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец, архангелогородка, архан­гелогородцы; пермяк, пермячка, пермяки; курянин, курянка, куряне; нижего­родец, нижегородка, нижегородцы.)

Упр. 141 (устно; выполняется коллективно под ру­ководством учителя).

VIII. Тренировочные упражнения.

1. Запись предложений с заданием сравнить их; опре­делить вид придаточных, средства их связи с главным; со­ставить схемы.

1) Пока мы собирались, пришел отец.— Надо было ждать, по­ка пришлют кого-нибудь на помощь. 2) Уже более двух часов про­шло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.— С тех пор как брат вернулся домой, он ни разу не вспомнил о происшед­шем. 3) Я не знаю, когда это будет.— Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.— Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. 4) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем. (К. Паус­товский.)— Когда солнце спускалось к горизонту, ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине, покрывавшей луга. (К. Паустовский.)

2. Упражнения на синонимическую замену предложе­ний.

1. Составьте из двух простых предложений сложносо­чиненное и сложноподчиненное с придаточным времени.

1) Начало смеркаться. Влажно и терпко запахли стволы дере­вьев. 2) Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.

— В каком случае части сложных предложений более самостоятельны? В каком предложении — сложносочинен­ном или сложноподчиненном — временное значение высту­пает отчетливее?

2. Замените сложноподчиненное предложение простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричаст­ным оборотом. В каком случае замена невозможна?

1) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. (В. Арсеньев.) 2) Едва девушка взялась за калитку родного до­ма, силы покинули ее. 3) Когда вы продумываете поведение геро­ев прочитанной вами книги, попытайтесь дать оценку
их поступ­кам, поведению.

(Замена возможна, если сказуемые главного и придаточ­ного предложений обозначают действия одного и того же лица или предмета; во втором случае замена невозможна.)

Домашнее задание: упр. 147 (письменно), 149 (уст­но); выписать слова из рамочек (с. 68) в ученический словарь; найти в толковом словаре значение этих слов, запомнить их написание.

Источник

Придаточные предложения времени. Примеры

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни — это зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая обо­зна­ча­ет вре­мя совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние вре­ме­ни, какие име­ет осо­бен­но­сти в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным вре­ме­ни из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточным времени

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни явля­ет­ся одним из видов обсто­я­тель­ствен­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, кото­рое пояс­ня­ет всю глав­ную часть.

В нём сооб­ща­ет­ся о таком явле­нии (дей­ствии, собы­тии), кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с явле­ни­ем (дей­стви­ем, собы­ти­ем) глав­но­го пред­ло­же­ния, сле­ду­ет за ним или пред­ше­ству­ет явле­нию (дей­ствию, собы­тию), о кото­ром идёт речь в глав­ной части. Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни отве­ча­ет на вопросы:

когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?

Пока ещё не рас­та­ял снег на горе, пой­дём пока­та­ем­ся на лыжах.

Скворец вспорх­нул с лужай­ки, как толь­ко уви­дел под­кра­ды­ва­ю­ще­го­ся к нему рыже­го кота.

Перед тем как зава­рить чай, опо­лос­ни­те чай­ник кру­тым кипятком.

какое предложение содержит придаточное времени известны случаи

Временные союзы

Для свя­зи при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния вре­ме­ни с глав­ной частью исполь­зу­ют­ся под­чи­ни­тель­ные вре­мен­ные союзы:

Отношение одно­вре­мен­но­сти и после­до­ва­тель­но­сти про­те­ка­ния собы­тий выра­жа­ют­ся сою­за­ми, а так­же гла­голь­ны­ми фор­ма­ми вида и вре­ме­ни. Предложения, кото­рые обо­зна­ча­ют одно­вре­мен­ные собы­тия в глав­ной и при­да­точ­ной части, при­креп­ля­ют­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «пока», «когда», «как».

Пока Ваня умы­вал­ся, мама при­го­то­ви­ла яич­ни­цу и зава­ри­ла чай.

Когда при­гре­ло солн­це, мы зату­ши­ли костёр и дви­ну­лись дальше.

Для выра­же­ния раз­но­вре­мен­но­сти, когда дей­ствие глав­но­го пред­ло­же­ния сле­ду­ет за дей­стви­ем при­да­точ­но­го, исполь­зу­ют­ся вре­мен­ные сою­зы «когда», «после того как», «как толь­ко», «толь­ко что», «едва лишь» и пр.

После того как зацве­ли ябло­ни, неожи­дан­но нача­лись ноч­ные заморозки.

Когда дей­ствие глав­но­го пред­ло­же­ния пред­ше­ству­ет собы­ти­ям в при­да­точ­ной части, исполь­зу­ют­ся сою­зы «преж­де чем», «перед тем как», «до того как» и др.

Прежде чем поса­дить щег­ла в клет­ку, Андрей вымыл её и высу­шил на солнце.

В глав­ном пред­ло­же­нии могут быть ука­за­тель­ные сло­ва «тогда», «до тех пор», «после того» и др.

Они просну­лись уже тогда, когда в избе было совсем тем­но (А. Гайдар).

Этого вида при­да­точ­ные могут уточ­нять обсто­я­тель­ство вре­ме­ни, чаще выра­жен­ное наре­чи­ем, в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Утром, (когда?) как толь­ко мы ото­шли от бива­ка, тот­час же наткну­лись на тро­пу (В. Арсеньев).

Знаки препинания при составных союзах времени

Обычно при­да­точ­ное пред­ло­же­ние вре­ме­ни отде­ля­ет­ся запя­той от глав­ной части, если начи­на­ет или закан­чи­ва­ет слож­ное предложение.

Лишь взо­шло солн­це, сра­зу лес напол­нил­ся щебе­та­ньем птиц.

Из-под осу­нув­ших­ся сугро­бов потек­ли ручей­ки, когда при­гре­ло весен­нее солнце.

Придаточное пред­ло­же­ние, нахо­дя­ще­е­ся внут­ри глав­но­го пред­ло­же­ния, выде­ля­ет­ся запя­ты­ми в соот­вет­ствии с общим пра­ви­лом пунктуации.

Водитель гру­зо­ви­ка, преж­де чем оста­но­вить­ся, выгля­нул из кабины.

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни может при­со­еди­нять­ся состав­ны­ми под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «в то вре­мя как», «перед тем как», «преж­де чем», «до тех пор пока», «лишь толь­ко» и пр.

Если при­да­точ­ное пред­ло­же­ние вре­ме­ни начи­на­ет выска­зы­ва­ние, то состав­ной союз не рас­чле­ня­ет­ся на части. Запятая ста­вит­ся в кон­це при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, что­бы отде­лить его от главного.

Перед тем как вер­нуть­ся домой, девуш­ка зашла к подруге.

Как пра­ви­ло, не рас­чле­ня­ют­ся вре­мен­ные сою­зы «в то вре­мя как, «после того как», «до тех пора пока», если начи­на­ют слож­ное предложение.

В то вре­мя как зацве­ла сирень, по все­му посёл­ку раз­но­сит­ся её души­стый аромат.

После того как наша коман­да выиг­ра­ла матч, все хотят поздра­вить спортс­ме­нов с победой.

До тех пор пока не закон­чишь чер­тёж, даже не думай о перерыве.

Составной союз «до тех пор пока» по воле авто­ра факуль­та­тив­но делит­ся на части, если при­да­точ­ная часть нахо­дит­ся в сере­дине или в кон­це предложения.

Я не вер­нусь сюда до тех пор, пока ты не при­зна­ешь, что я прав.

Примеры предложений

Днем, когда солн­це зали­ва­ет школь­ный двор теп­лом, он пере­ли­ва­ет­ся раз­ны­ми оттен­ка­ми (Т. Хадасевич).

Пока закла­ды­ва­ли лоша­дей, Ибрагим вошёл в ямскую избу (А. Пушкин).

Каждый раз, когда я при­хо­дил, Олеся встре­ча­ла меня с сво­им при­выч­ным сдер­жан­ным досто­ин­ством (А. Куприн).

И гора пла­чет, как её кир­ка­ми бьют (Л. Леонов).

Утром, когда Корчагин проснул­ся, на дво­ре уже было свет­ло (Н. Островский).

А когда вос­хо­дит солн­це, ночь ста­но­вит­ся блед­ной и тём­ной (А. Чехов).

Учитель исчез из церк­ви, как толь­ко нача­лась служ­ба (Н. Лесков).

Пока ему зава­ри­ва­ли креп­кий чай, он сидел и мол­чал, про­дол­жая думать (К. Симонов).

И толь­ко небо засве­ти­лось, всё шум­но вдруг заше­ве­ли­лось, сверк­нул за стро­ем строй (М. Лермонтов).

Лишь утро осве­ти­ло пуш­ки и леса синие вер­хуш­ки, фран­цу­зы тут как тут (М. Лермонтов).

В то вре­мя как на при­гор­ках уже зеле­не­ла тра­ва, в лес­ных чащо­бах синел нетро­ну­тый снег (М. Пришвин).

С тех пор как заяц на камне поси­дел, про­шло доволь­но мно­го вре­ме­ни (М. Пришвин).

По мере того как раз­го­рал­ся костер, ярче осве­ща­лись высту­пав­шие из тем­но­ты кусты и ство­лы деревьев-гигантов (В. Арсеньев).

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *