какое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобой

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными 9 класс

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.
2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда оста­нутся в нашей памяти.
3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событи­ям, которые происходили на прошлой неделе.
4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

А3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.
2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.
3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) русскую песню (2) слушать (3) ко­торую без волнения (4) было невозможно.

1) 2
2) 1, 2
3) 1, 3
4) 2, 4

В1. Напишите вид придаточного в данном предложении.

За всё, что человек берёт, он платит собой (М. Горький).

C1. Как вы понимаете высказывание в задании В1?

Вариант 2

A1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.
3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…
4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоимен­но-определительное?

1) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет.
2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.
3) В двадцати километрах находилась станция, откуда можно было добраться до города на поезде.
4) Анекдоту, что ты рассказал, уже лет сорок.

А3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы «её первых стихов».
2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.
3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.
4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

1) 3
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 2, 4

В1. Выпишите из данного предложения слово, к которому относится придаточное.

Художник видит то, чего не видят остальные.

C1. Как вы понимаете высказывание в задании B1?

Ответ на тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными 9 класс
Вариант 1
А1-1
А2-4
А3-3
А4-1
В1. местоименно-определительное
Вариант 2
А1-3
А2-1
А3-2
А4-1
В1. то

Источник

Тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс

Тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Начинало смеркаться, когда я пришёл к комендантскому дому.
2) Она не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон улыбкой.
3) Я собрал книги, которые отложил раньше, и подошел к библиотекарю.
4) Он спросил, что мы будем делать летом.

А2. Какое предложение содержит местоименно-определительное придаточное?

1) Куда мы направлялись, я не знал.
2) Кто хочет, тот добьётся.
3) День пролетел так быстро, точно часы превратились в се­кунды.
4) Яблоня, под кроной которой мы спрятались, уже отцвела.

А3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Чтобы понять народ, надо вспомнить его историю.
2) Я долго смотрел на степь, по которой неслась тройка.
3) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от пло­щадки дома в дебри парка.
4) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я по-прежнему такой же нежный (1) и мечтаю только лишь о том (2) чтоб (3) скорее от тоски мятежной (4) воро­титься в низенький наш дом.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 2, 4

A5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед глазами ребят (1) расстилалась широкая река (2) по обеим берегам (3) которой (4) выросли дома.

1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 4
3) 1, 4
4) 2

В1. Сколько грамматических основ в предложении? Запишите ответ цифрой.

Я легко перелез через изгородь и пошёл по аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

В2. Определите вид придаточного в предложении:

Наступил день, когда мы двинулись в путь.

С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Л. Толстого:

«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».

Вариант 2

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.
2) Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака и их тени.
3) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
4) Она не любила, чтобы к ней приходили в старый дом.

А2. Какое предложение содержит местоименно-определительное придаточное?

1) Он спросил, отдохнула ли она после дороги.
2) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
3) Я догадываюсь, зачем ты хотел сюда приехать.
4) Кто любит, тот должен уметь и подождать.

А3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Вдруг рванул ветер с такой силой, что чуть не вырвал у Егорушки узелок и рогожку.
2) Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное под­нимается в душе его.
3) Он оглянулся и увидел в конце улицы угол дома, где он только что жил минувшим.
4) После чаю молодёжь пошла в диванную, в свой любимый уголок, где проходили все задушевные беседы.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:

Ты прохладой (1) меня не мучай (2) и (3) не спрашивай (4) сколько мне лет.

1) 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 4

A5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:

Вчера (1) я встретил старого знакомого (2) в жизни кото­рого (3) произошло немало интересного.

В1. Определите вид придаточного в предложении:

Счастье достаётся тому, кто много трудится.
(Леонардо да Винчи)

В2. Определите вид придаточного в предложении:

Мы оказались в месте, куда не ступала нога человека.

С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Леонардо да Винчи (см. задание В1).

Ответы на тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-4
А4-3
А5-4
В1. 2
В2. определительное
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-4
А5-3
В1. местоименно-определительное
В2. определительное

Источник

«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» (первый урок).

какое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобойкакое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобойкакое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобойкакое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобойкакое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобой какое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобой Цели урока:

повторить опознавательные признаки СПП;

знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;

формировать умение строить СПП;

Задачи урока:

Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных. развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты, развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; формировать умение пользоваться справочными пособиями;

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работа с текстами, взятыми из художественной литературы).

Тип урока – комбинированный.

Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь расставлять знаки препинания в СПП.

Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран, пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы

На каждом этапе урока самооценка. (Заполнение карточки)

Вьющееся растение – плющ.

Накидка от дождя – плащ.

Бывает звездной – ночь.

Доктор иначе – врач.

Маленькое серое животное– мышь.

Озимая культура – рожь.

Дамское украшение – брошь.

Слышится громкий – плач.

С любимым там рай – шалаш.

Индивидуальная работа по карточкам.(на доске) (приложение №1) (В 9)

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему. Сделать синтаксический разбор предложения.

… Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я думал что любовь погасла навсегда.

Укажите правильное утверждение:

Предложение — сложное бессоюзное предложение.

Предложение — сложносочиненное предложение.

Предложение — сложноподчиненное предложение.

4) Предложение — простое предложение с однородными членами.

— Сделать фонетический разбор слова вновь. (на доске) (индивидуально)

III . Словарная работа.( Слайд № 2)

Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

Скажите, пожалуйста, что обозначает слово изгнанник.

Изгнанник (книж.) – человек, который изгнан откуда – то. Жалкий изгнанник.

А теперь давайте подберём синонимы к слову изгнанник. (В1)

Изгнанник – отверженный (книж.), отщепенец, изгой.

Какие из слов является стилистически нейтральными? (изгой, отщепенец)

Жалкий изгнанник (прил. + сущ. ) имен., соглас.

V . А ктуализация знаний. Фронтальный опрос.

— Какие предложения называются сложноподчиненными?
— Назовите виды СПП.
— К словам каких частей речи в главной части относятся придаточные определительные?
— При помощи каких союзных слов присоединяются придаточные определительные к главной части?
— Как чаще всего располагаются придаточные определительные по отношению к главной части?
-В чем особенность местоименно-определительных предложений?

На предыдущих уроках вы познакомились с придаточными определительными
Сегодня в центре нашего внимания будут СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока

(Приложение. Слайд №3)

1. Определение целей урока.

Слайд № 4.
Давайте рассмотрим данные предложения и выявим особенности, характерные для СПП этого вида.
Материал для наблюдения.
1. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев. (В.Арсеньев)
2.Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф. Достоевский)
3. Только теперь мы заметили, где находились. (Г.Федосеев)
4. Я рад, что все так закончилось. (В. Крапивин)
5. Важно было то, что его никто не заметил. (М. Горький)

— Что объединяет все эти предложения? (Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП).
— Слова каких частей речи могут употребляться в качестве поясняемых? (Глаголы, имена существительные, наречия, СКС, прилагательные).
— Какие значения могут иметь поясняемые слова? (Значение мысли, речи, чувства, восприятия и некоторые др.)
-Каковы средства связи между частями СПП с придаточными изъяснительными? (Подчинительные союзы и союзные слова).
— Есть ли в главной части СПП с придаточной изъяснительной указательные слова? (Помимо союзов и союзных слов в придаточной части, в главной части могут быть указательные слова).
— Как чаще всего располагается придаточная изъяснительная по отношению главной части? (Находится после главной части).

Презентация опорной схемы. (слайд №7)

какое предложение содержит придаточное изъяснительное я не знаю где встретиться нам придется с тобой

Работа с учебником.

Что нового вы узнали, прочитав статью параграфа?

( присоединяются придаточные изъяснительные при помощи частицы ли, в роли союза)

Закрепление материала “СПП с придаточными изъяснительными”.

Заполнить таблицу. (Приложение № 2. )

Учитель: Ребята! Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом бы узнали только через 500 лет. Так силен ее свет, так велико расстояние, разделяющее нас. Сегодня на уроке мы поговорим об особом человеке, чей свет ума и сила таланта не померкнут и через 1000 лет. Сегодня мы вспомним Пушкина, тепло и задушевность поэзии которого освещают и согревают наши души по сей день. Итак, А.С. Пушкин.

На доске портрет А.С.Пушкина и иллюстрация с памятником А.С.Пушкину (автор Опекушин)

Вот слова, которые высечены на памятнике: (слайд№ 5)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Что это за предложение? (СПП.)

5.Работа с текстом (приложение №5)

1.Все жанры литературы к которым прикасался Пушкин несут на себе печать его гения.

2.Он вступил на литературное поприще в ту историческую эпоху когда уходила в прошлое культура 18 века.

3.Облик новой культуры сложился благодаря гению Пушкина.

4.Предметом его поэзии всегда была реальная жизнь которую поэт знал досконально. 5.Проникаясь духом изображаемой эпохи он стремился к тому чтобы история и герои полно и ясно выказывали себя.

6.Современники поэта отмечали что в лирике Пушкина “отличалась вся его душа”.

Определите тему и идею текста.(А1.)

Замените слово «выказывали» синонимом. (В1)

Найдите предложения с придаточными изъяснительными, зачитайте, докажите, задав вопрос. (В 7)

Выпишите 6 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.(В7)

Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте? (В7)

Выказывали – обнаруживали, показывали.

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

А1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.

2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в нашей памяти.

3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событиям, которые происходили на прошлой неделе.

4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

4) Друг — это тот, кому можно доверять.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.

2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.

3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) русскую песню (2) слушать (3) ко­торую без волнения (4) было невозможно.

В1. Напишите вид придаточного в данном предложении.

За всё, что человек берёт, он платит собой (М. Горький).

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, сти­хает.

4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет.

2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.

3) В двадцати километрах находилась станция, откуда можно было добраться до города на поезде.

4) Анекдоту, что ты рассказал, уже лет сорок.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ах­матовой в годы «её первых стихов».

2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.

3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.

4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

В1. Выпишите из данного предложения слово, к которому от­носится придаточное.

Художник видит то, чего не видят остальные.

Какую тему мы сегодня изучали?

9. Домашнее задание.

Повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

2. Из текста поэмы «Цыганы» подготовить дидактическую карточку из 6 предложений без знаков препинания по теме урока.

3. Исследование СПП с придаточными изъяснительными.

Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Постройте схемы СПП. Определите тип придаточных предложений. Сделайте вывод о том, как определить тип придаточных предложений в случае, если в роли скрепы выступает один и тот же союз или союзное слово. Сделайте вывод о том, какие союзы и союзные слова могут выступать в роли скрепы в СПП с придаточным изъяснительным.

Исследовательская работа. (Работа в паре)

Исследование СПП с придаточными изъяснительными. (приложение №3 )

Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Постройте схемы СПП. Определите тип придаточных предложений. Сделайте вывод о том, как определить тип придаточных предложений в случае, если в роли скрепы выступает один и тот же союз или союзное слово. Сделайте вывод о том, какие союзы и союзные слова могут выступать в роли скрепы в СПП с придаточным изъяснительным.

Вывод: одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды придаточных. Важно правильно задать вопрос

Индивидуальная исследовательская работа по роману «Евгений Онегин».

Работа по карточкам (см. приложение №4).
Выполняя следующее задание, используйте полученные знания о СПП с придаточными изъяснительными. Перед вами отрывки из романа Пушкина «Евгений Онегин». Выпишите из главы I IV строфы сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью, проанализируйте их по заданной схеме и подготовьте выразительное чтение отрывка:
а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;
б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;
в) где находится придаточная часть по отношению к главной;
г) употребляются ли указательные слова;

2 вариант (1 уровень сложности)

Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dendy лондонский одет-
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему. Сделать синтаксический разбор предложения.

… Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я думал что любовь погасла навсегда.

Укажите правильное утверждение:

Предложение сложное бессоюзное

Предложение — простое с однородными членами.

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

А1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.

2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в нашей памяти.

3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событиям, которые происходили на прошлой неделе.

4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

4) Друг — это тот, кому можно доверять.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.

2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.

3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) русскую песню (2) слушать (3) ко­торую без волнения (4) было невозможно.

В1. Напишите вид придаточного в данном предложении.

За всё, что человек берёт, он платит собой (М. Горький).

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, сти­хает.

4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет.

2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.

3) В двадцати километрах находилась станция, откуда можно было добраться до города на поезде.

4) Анекдоту, что ты рассказал, уже лет сорок.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ах­матовой в годы «её первых стихов».

2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.

3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.

4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

В1. Выпишите из данного предложения слово, к которому от­носится придаточное.

Художник видит то, чего не видят остальные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *