какое предложение не является сложносочиненным в нижнем этаже играла скрипка и кто то пел
Тест по русскому языку Пунктуация 8 класс
Тест по русскому языку Пунктуация для учащихся 8 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по 10 заданий и предназначен для повторения, изученного в 5-7 классах.
1 вариант
1. Укажите предложение, в котором есть знак разделения:
1) Идёшь и безмерно радуешься, увидев пучок зелени, растущей под защитою глыб.
2) Все солдаты уже погрузились в эшелон, а меня так и оставили на земле.
3) Следят они, сынок, всю ночь выслеживали.
4) Дом, который стоял на берегу, построил ещё старый бакенщик.
2. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?
1) Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
2) Солнце поднимается выше, и подбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы.
3) День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
4) Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики, подберёзовики.
3. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены):
1) В вазе лежали яблоки на столе было два апельсина.
2) В вазе лежали яблоки груши апельсины.
3) Погода сегодня солнечная и настроение улучшается.
4) Вдруг две большие собаки бросились на меня.
4. Укажите правильный вариант ответа:
Товары (1) выходя из стен (2) фабрики (3) вытесняли с рынка продукцию ремесленников.
1) на месте цифр 1, 3 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
2) на месте цифр 1, 2 должны стоять запятые, выделяющие причастный оборот
3) на месте цифр 1, 2 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
4) на месте цифр 1, 3 должны стоять запятые, выделяющие причастный оборот
5. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Солнце не растопило тучу и бесследно исчезло.
2) Осень уже раздела кусты лозняка и разбросала по песку его лимонные листья.
3) По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвёл алым огнём.
4) Вдруг дверь кабинета скрипнула и показалось незнакомое лицо.
6. Объясните постановку или отсутствие запятой в предложении:
Лес поредел ( ) и земля покрылась разноцветными листьями.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
7. Объясните постановку или отсутствие запятой в предложении:
Догорала на горизонте заря ( ) и синим туманом опутывала ночь всё вокруг.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужная запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
4) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна
8. Укажите верную характеристику предложения (знаки препинания не расставлены).
Когда припекло солнышко на пригорках появились бледные стебельки подснежников.
1) простое распространённое предложение
2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми
3) сложносочинённое предложение
4) сложноподчинённое предложение
9. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Перегонщик переправил лошадей вброд, потому что мост был ненадёжен.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Небо насупилось, и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.
4) В нижнем этаже играла скрипка и кто-то пел.
10. Какое предложение является сложносочинённым?
1) Я не знаю, где мы встретимся с тобой.
2) По радио диктор сказал, что такого засушливого лета не было тридцать лет.
3) Дом, в котором я живу, находится в новом микрорайоне.
4) Прозвенел звонок, и начался урок математики.
2 вариант
1. Укажите предложение, в котором есть знак разделения:
1) Ветер стихает, и вдруг туман сгущается.
2) Высокие сосны с курчавыми макушками, свисавшими до самой земли, заслонили солнце.
3) Колокольчик звонко плачет, хохочет и визжит.
4) Я знаю, что каждый человек рождается для счастья.
2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Подошёл котёнок к миске с молоком и ткнулся в неё мордочкой.
2) Все уснули и наступила долгожданная тишина.
3) Что ты, осень, рано в гости к нам пришла?
4) У лица была заполнена разными машинами: мотоциклами, легковыми, грузовиками.
3. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены):
1) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горку.
2) Автобус остановился и все вышли из него.
3) Осенний пожар окончательно погас и только молодой дубок пламенел несброшенной листвой.
4) Лесная дорожка вела к узкой ложбинке.
4. Укажите правильный вариант ответа:
Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
1) на месте цифр 1, 2 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
2) на месте цифр 1, 2 должны стоять запятые, выделяющие причастный оборот
3) на месте цифр 1, 3 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
4) на месте цифр 1, 2, 3 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
5. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Берёзы за одну ночь пожелтели и листья посыпались с них печальным дождём.
2) Плыть было тяжело и нерадостно.
3) Я выхожу на поляну и вижу густой старый ельник.
4) Над озером висели тяжёлые тучи и всё время сыпали мутным дождём.
6. Объясните постановку или отсутствие запятой в предложении:
Незаметно подошла весна ( ) и на берёзах распустились клейкие листочки.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
7. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении:
Тихо ночь ложится па вершины гор ( ) и лупа глядится в зеркало озёр.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна
4) сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
8. Укажите верную характеристику предложения (знаки препинания не расставлены):
Весной с юга к нам прилетают разные птицы скворцы грачи ласточки.
1) простое распространённое предложение, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом
2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми
3) сложносочинённое предложение
4) сложноподчинённое предложение
9. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Щука попалась большая, и с ней рыбак намучился.
2) Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз.
3) Заря погасла, и чёрная ночь опустилась на землю.
4) Я была уверена, что всё будет хорошо.
10. Какое предложение является сложносочинённым?
1) Люди считают, что встреча с чёрной кошкой приносит несчастье.
2) Друг — это человек, которому ты можешь доверять.
3) Через две недели у лисят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
4) Человек многого может достичь, если поставит себе высокую цель.
Ответы на тест по русскому языку Пунктуация
1 вариант
1-2
2-2
3-2
4-1
5-4
6-2
7-3
8-4
9-1
10-4
2 вариант
1-1
2-2
3-1
4-1
5-1
6-2
7-4
8-1
9-4
10-3
Зачет по русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ зачет 9 класс по РЯ.docx
Зачет №1. Сложносочинённые предложения
А1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение — в городищах.
4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
2) Пруд был тёмен, покоен, и лодка была точно приклеена к чёрной воде.
3) Старик смеялся, а матери всё это казалось милым сном.
4) Ни я тебе не могу дозвониться, ни ты мне.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Тут кто-то позвонил дяде по телефону и чем-то взволнованный он заторопил старика Якова.
2) Или грудь в крестах или голова в кустах.
3) Небо насупилось надвинулась тёмная туча и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.
4) Через две недели у лисят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.
1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
В1. Из данного предложения выпишите грамматические основы.
Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.
С1. Напишите, какова роль интонации в предложении.
Зачет №1. Сложносочинённые предложения
1) Правовое государство основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах.
2) Щука попалась большая, и с ней было много хлопот.
3) В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делении есть только враги.
4) Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Активную роль в борьбе за власть играет политическая элита общества, рядовые граждане тоже участвуют в этой борьбе через референдумы и избирательные кампании.
2) Заря погасла, и тёмная ночь опустилась на землю.
3) Ян держал в руке книгу, но глаза его были закрыты.
4) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Громадные гнедые кони обезумев рвались по вытоптанному хлебу.
2) Вдруг лодка натолкнувшись на что-то опрокинулась и мы очутились по пояс в воде.
3) И крута гора да миновать нельзя.
4) В нижнем этаже заиграла скрипка и кто-то запел.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Жизнь государства подчиняется определённым законам ( ) традиции тоже играют значительную роль.
1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
В1. Из данного предложения выпишите грамматические основы.
В саду было тихо, и на земле лежали тёмные тени.
С1. Напишите, какие отношения могут выражать сложносочинённые предложения. Приведите примеры.
Зачет №2 «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
1. Найдите сложноподчиненное предложение:
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели. Б) В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. В) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России. Г) В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение. Придаточное предложение в нем стоит…
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
А) перед главным предложением Б) после главного предложения В) в середине главного предложения
3. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес
. А) придаточное времени Б) придаточное определительное В) придаточное условное
4. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А) Я рассказал, где прошло мое детство. Б) Я поехал туда, где прошло мое детство. В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.
А) Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б) Когда знаешь, что труд твой ценят, легко работать.
А) Мы вышли на поляну, усеянную лесными цветами. Б) Где живу я, там леса густые, тайга непроходимая. В) Точно в цель попал твой мяч. Г) Ему очень приятно на нас смотреть, точно он вернулся домой из длительной командировки.
7. Укажите СПП, в котором придаточная часть находится в середине всего предложения. Знаки препинания не расставлены. А) Она принарядилась так как наряжались девушки в девятнадцатом году. Б) Завод на который направили молодого специалиста вскоре закрыли.
8. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А) придаточное сравнительное Б) придаточное условия В) придаточное времени
9. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А) Это и была школа, куда меня направили. Б) Я знал, куда меня направили. В) Я приехал туда, куда меня направили.
А) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. Б) Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
А) Если смотреть в окно на улицы, то ничего особенного там не увидишь. Б) Не глядя по сторонам, Роман быстро дошёл до школы. В) Несмотря на непогоду, мы выехали из дома очень рано. Г) Не смотрите мне вслед!
Зачет№3 «Бессоюзное сложное предложение»
1 . Определите бессоюзное сложное предложение
2.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
3. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
4. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени
5 . Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)
6.. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Лето припасает — зима поедает.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения
7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.
2) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.
3) Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие хранят.
4) Будет дождик — будут и грибки.
8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
9. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
10. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Зачет№3 «Бессоюзное сложное предложение»
Определите бессоюзное сложное предложение
2. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.
3. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
4. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
5. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)
6. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.
1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения
7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Любишь кататься — люби и саночки возить.
2) Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
3) Наступал вечер: шёл дождь, с севера порывисто дул ветер.
4) Только шагнули мы вперёд — из-за куста раздался выстрел.
8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные .
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
9. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
10. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Зачет №4. Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) И вот прошло пять веков как умер художник, а творения его живы.
2) В комнате своей он поднимал с пола всё, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, пёрышко, и всё это клал на бюро или на окошко.
3) В доме все уже легли, но никто не спал, и Наде всё чудилось, что внизу играют на скрипке.
4) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.
2) В начале XIV века происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, а исполнительная — советникам короля, которые выполняли роль правительства и получали законную силу лишь после клятвы в верности монарху.
3) На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.
4) Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление.
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вы долго выбирали дорогой товар (1) например (2) телевизор (3) но плохо проверили его работу в магазине (4) и унесли домой (5) где обнаружили серьёзные дефекты.
В1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном фрагменте стихотворения А. С. Пушкина.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Зачет №4. Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Сюжет баллады строится так, что рациональная логика поведения героини исчезает, а верх берёт логика чувства.
2) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.
3) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи, и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
4) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те.
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков, где был высокий отвесный берег, образовалась расщелина.
2) Это вышло так неожиданно, что пока я снимал ружьё с плеча и взводил курок, от кабана и след простыл.
3) На ярмарке случилось странное происшествие: всё наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка.
4) В большинстве стран верхняя палата всегда соглашается с властями, а нижняя — чаще бунтует; первая охраняет конституционный порядок, а вторая, если к тому есть серьёзные причины, стремится его изменить.
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Знаете (1) Андрей Иванович хорошо к вам относится (2) но (3) если его рассердить (4) то он может легко перемениться.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Чтобы защитить свои права (1) важно убедиться (2) что организация (3) куда вы обратились (4) хорошо зарекомендовала себя на потребительском рынке (5) и быть внимательным самому при выборе того или иного товара.
В1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном фрагменте баллады В. А. Жуковского «Светлана».
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке Божий храм
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме.
Контрольные вопросы к зачету №1
Тема «Сложносочиненные предложения»
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Когда в ССП употребляются соединительные союзы? Разделительные? Противительные? Приведите примеры.
Какое средство связи, кроме союзов, используется для соединения простых предложений в сложное?
Контрольные вопросы к зачету №2
Тема «Сложноподчиненные предложения»
Чем различаются ССП и C ПП
Какие средства связи в СПП вы знаете?
Какова роль указательных слов в СПП?
Какое место по отношению к главному предложению в C ПП могут занимать придаточные?
Какие смысловые отношения могут выражаться в CC П в зависимости от их строения?
Расскажите о видах СПП, приведите примеры.
Контрольные вопросы к зачету №3
Тема «Бессоюзные предложения»
Что является основным средством связи между простыми предложениями в БСП?
Приведите примеры бессоюзных сложных предложений с перечислительной, предупредительной, пояснительной и сопоставительной интонацией.
Какие знаки препинания ставятся между частями БСП? Когда ставится каждый из этих знаков? Приведите примеры на каждый случай.
Приведите примеры БСП, в которых между простыми предложениями возможны различные смысловые отношения: перечисления или причинные, перечисления или противопоставления.
Выбранный для просмотра документ зачет по РЯ 12.docx
Зачет №1 Тема «Лексика. Фразеология.»
Что изучает лексика:
а) словарный запас языка;
в) основные способы образования слов;
г) происхождение слова.
а) единица речи, служащая для выражения отдельного понятия;
б) основная единица языка;
в) то, что мы произносим;
3. Перечислите изобразительно-выразительные средства русского языка:
4. Дайте определение и приведите примеры
А1. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
А2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
А3. В каком ряду все слова близки по своему лексическому значению?
1) карандаш, стол, лампа 2) ученик, школа, портфель
3) сад, лес, береза 4) дом, изба, лачуга
А4. Какие слова не являются синонимами?
1) печально- грустно 2) советовать- рекомендовать
3) эффектный- эффективный 4) отличный- великолепный
А5. Какие устаревшие слова соответствуют современному понятию слова армия:
В1 Выберите правильный вариант ответа.
Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.
А) Он прошёл непростой житейский путь.
Б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.
Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.
Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.
В2.Укажите правильный вариант словосочетания.
а) гуманное решение б) гуманитарное решение
а) выглядеть комично б) выглядеть комически.
а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает
а) человеческий род б) человечный род.
а) обратный билет б) обратимый билет.
В3. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) К сожалению, в этот раз поражение одержала наша команда.
2) Опоздали мы с тобой и остались на бобах.
3) Имена многих героев прошлых войн канули в лето.
4) Всегда ты попадаешь не в глаз, а в бровь.
В4. В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?
Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню.
Непомерная гордыня обуяла этого человека.
Новый клуб – гордыня поселка.
В5. Замените слово (на) ЧЕЛЕ из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже.
Грядущие ГОДЫ таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
В6. Укажите предложение с фразеологизмом
а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании
б) Ты умеешь играть на скрипке?
в) Свою первую скрипку я подарила брату.
г) Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.
Часть С. Дать аргументированный развернутый ответ. Напишите, в чём вы видите значение фразеологизмов.
Зачет№2 « Морфология. Орфография»
А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
2) н..кого спросить, н..много надо
1) усе..нное блёстками платье
3) сказка о потёр..нном времени
А3. В какой группе слов в окончании пишется только И:
А) на полян. к стенк. в гербари..;
Б) в авиаци. на задани. в очеред..;
В) в акаци. в планетари. на полотенц…
А4. В какой группе прилаг. в суффиксах пишется –нн-:
А) туман..ый, явн..ый, курин..ый;
Б) осен..ий, оловян..ый, очарован..ый;
В) бешен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый;
Г) кон..ый, ран..ий, лебедин..ый.
А5. В каком ряду у всех глаголов 2-ого лица мн.ч. в окончании пишется –и:
а) сто..те, дума..те, слыш..те;
б) дер..те, ненавид..те, ход..те;
в) рису..те, пил..те, стреля..те;
г) услыш..те, стел..те, бре..те.
А7. Укажите наречия с буквой О на конце:
а) направ. влев. запрост..;
б) изжелт. справ. досыт…
А8. Какие прилаг. пишутся через дефис:
В1. Какое слово является именем числительным?
В2. В каком примере нет речевой ошибки?
1) Левый туфель немного жмёт.
2) По обоим сторонам улицы росли липы.
3) Человека, написавшего письмо, я не знаю.
4) Строительство закончат к двухтысяча одиннадцатому году.
В3. какой последовательности по разряду соответствует ряд: свой, себе, мне.
А) личное, притяжательное, возвратное;
Б) притяжательное, личное, возвратное;
В) притяжательное, возвратное, личное.
В4. Определите морфологическую принадлежность слов «твёрже» и «выше» из данного фрагмента стихотворения Г. Р. Державина.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид.
Зачет №3 «Синтаксис. Пунктуация»
А1. Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
А2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
С крыши капала вода ( ) и унылый звук её падения странно сливался со стуком часов.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А3. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?
1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то особенного.
2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.
3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ на берегу оживился.
4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.
А4. Какое предложение содержит придаточное условное?
1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?
2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин.
3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.
4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари выходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зелени появляются солнечные подпалины.
А6. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась заходящим солнцем.
2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что он есть а гораздо крупнее.
3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.
4) С юридической точки зрения колхозник не имевший паспорта был привязан к колхозу так же как когда-то крепостной к земле своего хозяина.
А7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.
2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно увидеть Волгу.
3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы, победить которых очень и очень нелегко.
А8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А9. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
В 2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
В3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).
Б. Я взглянул на небо … (следствие).
В. Здесь нельзя проехать … (причина).
В4. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, а также союз, связывающий части предложения.
1.Какие стили речи существуют?
2.В чем особенность каждого стиля?
3. Перечислите языковые средства, характерные для каждого стиля.
Задание 1. Определите, к какому из функциональных стилей относится данный отрывок. Развернуто докажите.
… Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое, образное воплощение японского национального характера…
Мало повторять эту излюбленную фразу туристских путеводителей. Надо объяснить, почему же так любят, так почитают японцы именно эти розовые соцветия.
Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды, превращают равнины в безбрежные моря.
Долгожданная пора пробуждения природы в стране начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Можно, по словам японских поэтов, любоваться ирисом в вазе, розой, приколотой к волосам, но цветение сакуры восхищает прежде всего своим неистовым множеством, самозабвенной, не знающей меры щедростью. (Ю. Овчинникова)
План-характеристика текста, относящегося к одному из функциональных стилей современного русского языка.
1. Назвать стиль, к которому относится данный текст.
2. Определить сферу функционирования данного стиля.
3. Определить жанр данного текста. Доказать, какие формальные признаки указывают на отнесенность данного стиля к определенному жанру.
4. Назвать общие особенности, характерные для данного стиля, к которому принадлежит выбранный вами текст. Подтвердить примерами, как они проявляются.
5. Выделить лексические особенности, характерные для данного текста и подтверждающие принадлежность его к указанному вами стилю.
6. Охарактеризовать синтаксические особенности, характерные для данного текста и подтверждающие принадлежность его к указанному вами стилю
Задание 2 Синтаксическая стилистика.
Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.
1. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.
2. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.
3. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.
4. Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.
Выбранный для просмотра документ критерии оценивания зачетов по РЯ.docx
Критерии оценивания к зачету № 1 по теме «Лексика. Фразеология»
Состоит из 4 заданий. К заданиям 1-2 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. (2 балла)
Ответы к заданиям 3-4 обучающиеся должны сформулировать самостоятельно. (4 балла)
Часть А включает 5 заданий с выбором одного правильного ответа. (5 баллов)
Часть В состоит из 6 заданий. В2 – 5 баллов, остальные задания по 1 баллу.( 10 баллов)
Часть С состоит из одного задания и представляет собой письменный развернутый ответ на вопрос с аргументацией. Не менее 150 слов. (14 баллов.)
Критерии оценивания к зачету № 2 по теме «Морфология. Орфография.»
Часть А включает 8 тестовых заданий. Задания А6, А8 оцениваются по 2 балла (11 баллов)
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу по тексту. Не менее 150 слов. (24 балла.)
Критерии оценивания к зачету № 3 по теме « Синтаксис. Пунктуация»
Часть А включает 9 тестовых заданий. Задания оцениваются по 1 баллу (9 баллов)
Часть В состоит из 4 заданий. Задания В1- 2 балла; За правильный ответ заданий В2, В3, В4 выставляются по 3 балла.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу по тексту. Не менее 150 слов. (24 балла.)
Критерии оценивания к зачету № 4 по теме «Стилистика»
Теоретическая часть. Состоит из 3 контрольных вопросов.
Часть А включает 9 тестовых заданий. Задания оцениваются по 1 баллу (9 баллов)
Часть В состоит из 4 заданий. Задания В1- 2 балла; За правильный ответ заданий В2, В3, В4 выставляются по 3 балла.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу по тексту. Не менее 150 слов. (24 балла.)
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Таблица пошагового оценивания сочинения.
Текст № 1 (По Ф.М. Достоевскому)