какое предложение называется неполным

Неполное предложение: определение, примеры

Содержание:

Неполное предложение — синтаксическая конструкция, в которой недостаёт одного члена или группы членов. При этом пропущенное слово восстанавливается с помощью контекста или объясняется речевой ситуацией. Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. В выделенном неполном предложении сказуемое «говорит» восстанавливается из контекста. По источнику информации о пропущенном члене предложения различают:

Неполные предложения — полноценные коммуникационные единицы, постоянно использующиеся в речи. От полных они отличаются тем, что в рассматриваемых конструкциях те или иные элементы структуры опущены, а в полных словесно представлены все составляющие звенья.

Неполные предложения могут быть односоставными, с одним главным членом, и двусоставными, с полной грамматической основой. Чтобы различить их, необходимо достроить фразу — восстановить недостающие члены, и по получившейся структуре определить, каким было исходное предложение — двусоставным или односоставным.

Отличие неполных предложений от односоставных

Односоставные

Неполные

Смысл выражен ясно, контекста не требуется

Смысл не ясен без контекста или учета речевой ситуации

Исключается только подлежащее или сказуемое

Исключается любой член предложения

В односоставном назывном предложении допустим второстепенный член — определение. Восхитительная зима.

В неполном односоставном предложении с главным членом — подлежащим второстепенный член — обстоятельство, связанное с пропущенным сказуемым. Зима на стоянке в лесу.

Примеры незамещённых членов в неполных предложениях

Отметим: вариации сочетания пропущенных членов в неполных предложениях могут быть самыми разнообразными.

Эллиптические предложения — структуры особого типа, с отсутствием глагольного сказуемого, при этом не являющегося необходимым для понимания смысла высказывания. При этом в предложении есть второстепенные члены группы сказуемого. Для понимания смысла в данном случае нет необходимости ни в контексте, ни в речевой ситуации. Цель эллиптической конструкции:

В эллиптических предложениях подразумеваются глаголы со значением:

Пунктуационные особенности

Пропуск слова в устной речи отмечается паузой, на письме знаком тире. В большей части эллиптических предложений тире не является обязательным, однако есть исключения:

Пример разбора неполного предложения

Над степью — поднятая копытами лошадей пыль.

Источник

Неполные предложения. Отличия от назывных предложений

Неполные про­стые пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния с про­пу­щен­ным одним или несколь­ки­ми чле­на­ми, необ­хо­ди­мы­ми для пол­но­ты его стро­е­ния и смыс­ло­во­го содержания.

В рус­ском язы­ке по нали­чию или отсут­ствию необ­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на пол­ные и неполные.

Полные предложения

Полными явля­ют­ся про­стые дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых все его чле­ны как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные, име­ют­ся нали­цо, например:

Каждую осень я при­ез­жал в лес­ную дерев­ню и шел от нее к озе­ру (К. Паустовский).

Только не порви­те сереб­ря­ные стру­ны (В. Высоцкий).

Весело жить в такой зем­ле! (М. Лермонтов).

Не нагнать тебе беше­ной трой­ки! (Н. Некрасов).

Приведенные дву­со­став­ное и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем всех чле­нов, необ­хо­ди­мых по их струк­ту­ре. Смысл каж­до­го из них ясен и не нуж­да­ет­ся в опо­ре на преды­ду­щий кон­текст, то есть их мож­но цити­ро­вать в одиночку.

Признаки неполных предложений

В непол­ном пред­ло­же­нии про­пу­щен­ный член лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста, например:

В непро­лаз­ной тра­ве весь день копо­ши­лись и гуде­ли шме­ли. Иногда выры­ва­лись из тра­вы, с раз­ма­ху нале­та­ли на Машу, с трес­ком уда­ря­лись в лицо и со зво­ном поды­ма­лись вверх, выше скво­реч­ни (К. Паустовский).

Второе пред­ло­же­ние явля­ет­ся непол­ным. В нем про­пу­ще­но под­ле­жа­щее «шме­ли», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из содер­жа­ния пер­во­го пред­ло­же­ния. А если про­чи­тать толь­ко вто­рое пред­ло­же­ние, то будет неяс­но, о чём идет речь: кто или что под­ни­ма­лось из травы?

Значит, непол­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся по смыс­лу неса­мо­сто­я­тель­ным. Его выдер­ги­вать из кон­тек­ста нель­зя. Неполные пред­ло­же­ния часто исполь­зу­ют­ся в слож­ных предложениях:

Труд побуж­да­ет поле, а поле — чело­ве­ка (посло­ви­ца).

Золото испы­ты­ва­ют огнём, чело­ве­ка — тру­дом (посло­ви­ца).

В пер­вом слож­ном пред­ло­же­нии вто­рая дву­со­став­ная часть явля­ет­ся непол­ной, так как в ней про­пу­ще­но ска­зу­е­мое «про­буж­да­ет». Во сле­ду­ю­щем при­ме­ре вто­рая неопределенно-личная часть так­же харак­те­ри­зу­ет­ся непол­но­той из-за отсут­ству­ю­ще­го ска­зу­е­мо­го «испы­ты­ва­ют», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пер­вой части слож­но­го бес­со­юз­но­го предложения.

Нераспространённость непол­ных пред­ло­же­ний чаще все­го наблю­да­ет­ся во вре­мя диа­ло­га в раз­го­вор­ной речи.

-Ты где купал­ся утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюш­ка (И. Тургенев).

Примеры неполных предложений

При отсут­ствии в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мо­го или допол­не­ния на их месте ста­вит­ся тире, если эта непол­но­та под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но паузой.

С утра в поле коси­ли. Вечером тоже.

Тёркин мой — к огню побли­же, отги­ба­ет ворот­ник (А. Твардовский).

Сколько в жиз­ни вся­ких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).

Дела булоч­ной шли весь­ма хоро­шо, лич­но мои — всё хуже (М. Горький).

Алеша смот­рел на них, а они на него (Ф. Достоевский).

Из пафо­са у него выхо­дил крик, из неж­ных слов — слад­кая тянуч­ка, из-за пове­ли­тель­ных реплик рим­ско­го воина-патриция выгля­ды­вал рус­ский бранд­май­ор (А. Куприн).

Багровые листья кле­на и жёл­тые берез лежа­ли у ног жен­щи­ны (М. Горький).

Эллиптические предложения

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет одна раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, в кото­рых недо­ста­ю­щий член не вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из ситу­а­ции и не под­ска­зы­ва­ет­ся кон­тек­стом. Смысл таких пред­ло­же­ния поня­тен вне кон­тек­ста, например:

А за самым даль­ним лугом — поле, вспа­хан­ное плу­гом (С. Маршак).

В этом при­ме­ре про­пу­ще­но ска­зу­е­мое (рас­сти­ла­ет­ся, нахо­дит­ся, есть), кото­рое мож­но лег­ко вос­ста­но­вить по смыс­лу само­го пред­ло­же­ния. Это раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся эллип­ти­че­ски­ми. Это обо­зна­че­ние вос­хо­дит к тер­ми­ну «эллип­сис» (гре­че­ское сло­во elleipsis), кото­рым назы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра худо­же­ствен­ной речи, суть кото­рой состо­ит в наме­рен­ном про­пус­ке слов или фак­тов для при­да­ния тек­сту боль­шей выра­зи­тель­но­сти и динамичности.

какое предложение называется неполным

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка эллип­ти­че­ские выска­зы­ва­ния свя­за­ны с рече­вой ситу­а­ци­ей, кото­рая часто сопро­вож­да­ет­ся мими­кой, жеста­ми — невер­баль­ны­ми спо­со­ба­ми ком­му­ни­ка­ции. Синтаксический эллип­сис нахо­дит свое отра­же­ние в неко­то­рой свёр­ну­то­сти кон­струк­ций, их неполноте.

Она за дверь. А мать — ни сло­ва вслед.

Тем не менее такие выска­зы­ва­ния вполне ясны и не тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го кон­тек­ста или разъяснения.

Неполные и назывные предложения (отличия)

Неполные дву­со­став­ные пред­ло­же­ния не сле­ду­ет путать с одно­со­став­ны­ми назыв­ны­ми. Особенно такая опас­ность ошиб­ки суще­ству­ет тогда, когда назыв­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным, а непол­ное дву­со­став­ное пред­ло­же­ние не име­ет ска­зу­е­мо­го. В нем оста­лось толь­ко под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, и обсто­я­тель­ство или допол­не­ние, обо­зна­чен­ное так­же суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме, кото­рое, не заду­мы­ва­ясь, отно­сят к подлежащему.

На база­ре обыч­ная тол­чея (непол­ное дву­со­став­ное предложение).

Основное отли­чие состо­ит в том, что в назыв­ном пред­ло­же­нии может быть под­ле­жа­щее и целый кас­кад согла­со­ван­ных и несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, а в непол­ном дву­со­став­ном пред­ло­же­нии может отсут­ство­вать ска­зу­е­мое, но име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство — груп­па ска­зу­е­мо­го, например:

В этом пред­ло­же­нии при­сут­ству­ет под­ле­жа­щее (квар­ти­ра) и обсто­я­тель­ство (неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние «на тре­тьем эта­же»), кото­рое ука­зы­ва­ет на отсут­ству­ю­щее ска­зу­е­мое. Значит, это непол­ное дву­со­став­ное предложение.

Видеоурок

Источник

Какое предложение называется неполным

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕПОЛНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Общее понятие о неполном предложении

—Какую книгу ты читаешь?

Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ

понятен из контекста (языкового окружения). Определение «интересную» требует звена «книгу», слово «книгу» требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено «я».

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты

строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Неполные предложения часто встречаются в диалоге:

Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку.

2. На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:

-А что же слон? Он пришёл?

Неполными могут быть и односоставные предложения.

Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений: Землю солнце красит, а человека—труд.

Годы не птица: улетят—не воротишь. Ребёнку дорог пряник, а старцу — покой. Не срывай яблока, пока

зелено; созреет —само упадёт. (Пословицы) Грозовая туча заволокла небо, будто прикрыла землю

К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое—звено, подчиняющее второстепенные

члены (дополнения и обстоятельства):

Сила наша — в единстве, доблесть — в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине.

Знаки препинания в неполном предложении

Информация для учителя

При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.

Ряд ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.

Как уже было сказано, определённо-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена:

сказуемое в нём выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель

действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иду, иду, а до леса никак не дойду.

Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения: считаются двусоставными неполными, например:

Шёл, шёл, но до леса так и не дошёл.

В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.

Я бы тебе помог, если бы знал как.

В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в

форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.

Не являются неопределённо-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; см., например, второе предложение в следующем контексте:

Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.

Такие предложения также являются двусоставными неполными.

Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определённо-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределённо-личного необходимо учитывать также и значение –указание на то, что производитель действия неизвестен.

Источник

Неполные предложения – что это такое и в чем разница между контекстуально-неполными и ситуативно-неполными предложениями

Предложения, которые будут непонятны вне контекста или ситуации.

какое предложение называется неполным

Неполное предложение – это такое предложение, в котором нет некоторых слов. И поэтому оно само по себе вообще непонятно. Например: «Да, он классный» – о чем речь? Неясно, потому что использовано местоимение «он», а вместо какого «имени» оно использовано, мы не знаем. Ясность появится, если восстановить контекст: «Вам понравился фильм? Да, он классный».

Два типа неполных предложений

Бывают предложения контекстуально-неполные и ситуативно-неполные.

В контекстуально-неполных значение ясно из контекста, то из из того, что было сказано или написано ранее. Пример с классным фильмом как раз иллюстрирует контекстуальную неполноту.

Ситуативная неполнота возникает тогда, когда мы не используем слов, потому что все «и так понятно». Например, в мультике про Алешу Поповича есть такой момент – Змей Горыныч, который никогда не умел летать, бежит из избушки Бабы-Яги и вдруг… взлетает. Баба-Яга высовывается из окна и глазам своим не верит: «Ааа, полетел! Полетел!» Она не говорит, что полетел Змей Горыныч, потому что это понятно из ситуации.

Чем неполные предложения отличаются от односоставных

Односоставные предложения не обязательно неполные. Бывает так, что для выражения какой-то мысли достаточно использовать только подлежащее или только сказуемое. Автор их использует и получает полноценное предложение, в котором все понятно. Например: «Смеркается» – все ясно, то есть солнце садится, наступают сумерки. Или «Меня знобит» – тоже все понятно.

Другой пример – с предложениями, где только подлежащее: «Зима», «Бессонница» – тоже мысль ясна. Автор хочет просто констатировать факт, что на улице зима или что героя мучает бессонница.

Неполное предложение – это когда именно непонятно, не хватает чего-то, чтобы понять суть. Предложение «Мой друг поздравил ее» – неполное, даже несмотря на то, что оно ДВУсоставное. Потому что непонятно, кто имеется в виду под местоимением «ее».

Может ли неполное предложение быть распространенным

Да, конечно. Оно может быть даже очень распространенным. И все равно будет неполным, потому что что-то останется неясным: «Тогда я еще не понимал всей опасности происходящего и слепо верил в свои мечты». «Тогда» – это когда?

Очевидная неполнота, хотя предложение распространенное и второстепенных членов в нем напичкано очень много.

Почему появляются неполные предложения

Потому что мы стремимся к «экономии языковых средств». Это сложное и непонятное слово, давайте я вам его поясню. Стремиться экономить языковые средства – то есть стараться сказать как можно короче и быстрее. И полностью выразить мысль.

Из-за этого стремления подростки говорят не «Посмотри, какое интересное видео», а «Зацени видос».

Неполных предложений очень много в диалогах, потому что там из контекста понятно, о чем речь. И не приходится повторять одно и то же несколько раз:

– Я написала конспект на 10 страниц, а ты?
– Я тоже.

Этим «тоже» все сказано.

Функции неполных предложений

Главная функция – ускорять передачу информации.

Второстепенная – делать речь более приятной за счет удаления повторов.

Если бы авторы реплик не стремились к использованию неполных предложений, они бы говорили так:

– Я написала конспект на 10 страниц, а ты насколько страниц написала конспект?
– Я тоже написала конспект на 10 страниц.

Такие диалоги звучат очень назойливо, в них постоянно повторяется одно и то же.

О чем надо помнить

Когда вы используете в тексте неполные предложения, следите за тем, чтобы читатель не запутался. Например, ученик в сочинении пишет: «Автор показывает своего героя с разных сторон. Он хороший человек, но очень неуверенный в себе». «Он» – это герой или автор?

Учитель, может, поймет и простит, а вот на ЕГЭ и ОГЭ вы за такие ошибки лишитесь дорогих баллов.

В живой речи такая проблема тоже встречается, но там все проще. Вас спросят: «Что вы имеете в виду?» или просто «В смысле?» И вам придется уже полноценно объяснить, что вы хотели сказать.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на рассылку нашего сайта. Раз в неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи из рубрики Образование.

Посмотрите три подборки с курсами по русскому. Я постарался там собрать учебные программы от лучших педагогов России. Они помогут вам подготовиться к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ максимально быстро и недорого. Плюс, в подборках есть бесплатные пособия и справочники для скачивания.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, как вам статья. Если плохо – покритикуйте, чтобы я понял, что не так и поправил. Если все ок, напишите, что ок.

Я хочу, чтобы все статьи по Образованию были качественными, читались легко и приносили пользу.

Источник

2.6. Неполные предложения

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:

За ночным окном – туман (Блок);

в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;

в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:

План разбора неполного предложения

Мужики – за топоры (А.Н. Толстой).

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *