какое правление по ж бодену является наилучшим
Билет 14 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЖАНА БОДЕНА
Жан Боден(1530—1596) — французский правовед, выдающийся политический мыслитель.
Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиозный и связанный с ним политический хаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государственного суверенитета. Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории.
Биография. Родился в семье, принадлежащей к среднему сословию. Боден закончил факультет права Тулузского университета, некоторое время преподавал в родном университете римское право. Адвокатская практика в Париже.
1575—1580 гг. — судья. 1576 г. — депутат третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане.
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566 г), «Шесть книг о республике» (1576 г.).
Логические основания политического учения:
Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем».
Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.
Основой государства является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как
дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи приводит к деградации государства.
Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это:
—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
—> власть абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэтому Боден критикует утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства — комплекс исключительных прерогатив:
—> право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти;
—> право войны и мира;
—> право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
—> правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;
—> определение мер и весов;
—> взимание налогов и податей.
Классификация форм правления государства в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену:
В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран.
Эффективность различных форм правления государства для обеспечения общественного порядка. Демократию Боден оценивает отрицательно: «народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного».
Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений.
Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Франции XVI в. — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к гражданам как к рабам.
Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства:
è крайне неравномерное распределение богатства;
è отсутствие свободы вероисповедания.
Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также законы, допускающие веротерпимость.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.
Политическое учение Жана Бодена
Жан Боден (1530-1596) – французский правовед, выдающийся политический мыслитель.
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).
Логическое основание политико-правового учения. Политическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.
Лучшему познанию права, полагал Боден, должно служить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительности глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой».
Содержание политико-правового учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем».
Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия государства им используется латинский термин «res publica» и его французский аналог «une Republique», но не современный французский термин «Etat»).
Боден понимает государство следующим образом: «Государство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приобретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отличать государство от шайки разбойников (в этой части Боден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента».
Вслед за Аристотелем Боден различает три вида социальной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.
Важнейший признак государства – суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.
Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, – это власть:
ü постоянная, которая отличается от временной, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
ü абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без согласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслителей, критически оценивших утопийское государство Томаса Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
ü единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства – комплекс исключительных прерогатив:
ü право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);
ü право объявлять войну и заключать мир;
ü право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
ü правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;
ü право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;
ü определение мер и весов;
ü взимание налогов и податей.
Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслителем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Аристотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.
Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден использует критерий принадлежности власти тому или иному суверену (табл. 6). Боден выделяет три формы правления: демократию; аристократию; монархию.
В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.
В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни личной добродетелью, ни соответствующим образованием».
В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран – это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, заключает Боден, «сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли».
Формы правления государства
Демократия | Аристократия | Монархия |
Суверенной властью обладает | ||
Большая часть граждан | Меньшая часть граждан | Одно лицо (король или тиран) |
Ж. Боден рассматривает различные формы правления государства с точки зрения их эффективности для обеспечения общественного порядка.
Демократию он оценивает отрицательно: «Народ – это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел – это все равно, что спрашивать совета у безумного».
Недостаток аристократии – неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общий недостаток демократии и аристократии, по Бодену, заключается в следующем: «В демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».
Лучшая форма правления государства для преодоления политического и религиозного кризиса – монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден был сторонником наследственной, а не выборной монархии. Выборная монархия – это всегда междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».
Идеальная форма государства для Франции XVI в., по Бодену, – легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх – законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх будет нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою собственную и относясь к гражданам как рабам.
Нестабильность форм правления государства определяется следующими факторами:
• крайне неравномерным распределением богатства;
• отсутствием свободы вероисповедания.
Следовательно, необходимы законы против ростовщичества, законы о наследовании имущества, а также законы, допускающие веротерпимость.
Содержание правовой теории. Как правовой мыслитель Боден сформулировал концепцию универсального права. Это право нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь это даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательства древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: «Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законодательные структуры всех или наиболее известных ему государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму».
Однако Боден признает зависимость законов от формы правления государства: «Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)».
Боден классифицирует законы и в зависимости от их источника. Он выделяет:
• законы, установленные Богом;
• законы, установленные природой;
• законы, установленные суверенной властью;
• законы, установленные народами;
• законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии – это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).
Исторический подход к праву привел Бодена к такому пониманию права, в основе которого лежит синтез правовых взглядов Фомы Аквинского, римских юристов, а также собственное понимание Боденом современных правовых систем.
Основная научная заслуга Бодена – это создание теории государственного суверенитета. Она сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной.
В XVII в. понятие суверенитета как абсолютной власти государства было воспринято английским философом Томасом Гоббсом. Государство у Гоббса стало представлять собой великого Левиафана – «смертного Бога», которому по силе в земной жизни никто и ничто не может противостоять. В XVIII в. суверенитет как абсолютную власть государства понимал и французский философ Жан-Жак Руссо. Но в отличие от Бодена и Гоббса носителем этой власти у Руссо могла быть только Общая Воля (Volontй Gftnftrale), которая исходила от народа как единого целого. Суверенитет, считал Руссо, никому нельзя передать. Боден же полагал иначе: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».
В XIX в. немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель предложил понимать государство как «шествие Бога в мире», наделив его абсолютной властью над индивидами, т.е. суверенитетом в трактовке Бодена. Только в государстве, писал Гегель, человек понимает кто для кого: человек для государства или государство для человека.
В XX в. теория государственного суверенитета Бодена подверглась основательной критике. Так, французский правовед Леон Дюги предложил отказаться от понятия суверенитета государства, которое приводит к представлению о неподотчетности государства. Дюги считал, что государство связано в своей деятельности нормой солидарности. Критически оценивал теорию государственного суверенитета также австрийский правовед Ганс Кельзен, признавая приоритет норм международного права над внутригосударственными нормами права.
Весьма скептически относился к концепции суверенитета государства французский религиозный философ Жак Маритен. Он полагал, что понятие «суверенитет» может быть применимо только к Богу, папе римскому или мудрецу. Это понятие необходимо исключить из политической философии, ведь оно «есть не что иное, как аналог понятия абсолютизм». Маритен считал, что «в сфере политики и в отношении тех людей и организаций, которые ответственны за земную судьбу людей, понятие суверенитета не может использоваться адекватно. Потому что, в конечном счете, ни одна земная власть не есть образ Бога и не является представителем Бога».
Но, несмотря на существенную критику, теория государственного суверенитета Бодена до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия решений на государственном уровне.
Электронная библиотека
Религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) отразили по сути ожесточенную политическую распрю, обескровили Францию. Государству грозила военная интервенция. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гра
жданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.
Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530 – 1596 гг.).
Юрист по образованию, Боден был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, а затем королевским прокурором в Лионе. Он занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка с помощью сильной королевской власти. Свои принципы рассмотрения политико-правовых проблем Боден впервые изложил в сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566 г.). Он приступил к изучению государства и политики на основе обобщения фактов, с учетом национальных систем положительного права.
Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576 г.). Под «республикой» Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т.е. государство вообще.
Открывается труд дефиницией государства. По определению Бодена, государство есть управление множеством семейств (или домохозяйств) и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения:
· в первой – рассматриваются основы социальной общности;
· во второй – формы государства;
· в третьей – институты;
· в четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними;
· в пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства;
· в шестой – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме.
Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйтво). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании Бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности еще и потому, что оно суверенно.
Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Суверенитет, утверждал Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством) означающим высшую власть повелевать. Суверенитет абсолютный тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Суверенитет постоянный тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока. Временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы прина
длежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было. Она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.
Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета:
1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;
2) решение вопросов войны и мира;
3) назначение должностных лиц;
4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции;
5) право помилования.
К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например, последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника.
В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Баден выделяет три формы государства:
1) демократию – государство, в котором все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми;
2) аристократию – государство, в котором меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности;
3) монархию – государство, в котором верховная власть принадлежит одному.
Стабильность различных форм государства Баден связывает с поощрением людей среднего достатка с помощью законов против ростовщиков, законов о наследстве, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации богатств в одних руках. Важно также не допустить раскола общества по религиозным вопросам путем защиты свободы вероисповедания государством. Целесообразность и прочность каждой формы правления зависит от исторических и природных особенностей стран и народов.
На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско, у южных народов развит ум, поэтому там и процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе разум и справедливость, на юге – религия. Поэтому жители севера и горцы, как правило, создают демократии или выборные монархии; юга и равнин чаше создают монархии. Народы востока – ближе к южным, народы запада – к северным.
Затем Баден рассуждает о преимуществах того или иного образа правления. Демократию и аристократию он отвергает, как неустойчивые формы. Симпатии Бадена на стороне наследственной монархии как формы, которая способна в условиях смуты навести порядок, сплотить страну. Монархия прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости (монарх не делит власть ни с кем: ни с аристократами, ни с народом). Монархия законная, или королевская – это государство, в котором подданные пользуются личной свободой и собственностью, повинуясь законам монарха, монарх – законам божественным и естественным.
Баден ограничивал суверена от скатывания абсолютной власти к произволу «божественным», «естественным» и «человеческим» законами, общими для всех народов. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречить этому праву. Таким образом, право частной собственности, право на индивидуальную семью, частную семейную жизнь является незыблемым требованием. Тем самым Баден отстаивает интересы восходящего третьего сословия.
По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные) и тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам пр
Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».
Баден высоко оценивал деятельность Генеральных Штатов как органа, представляющего интересы духовенства, дворянства и третьего сословия, сдерживающего стремление верховной власти к произволу. Особенно ценна для Бадена прерогатива генеральных штатов давать согласие на налоги, вводимые королем, ибо никто не имеет право брать чужое достояние без согласия владельцев. Лишь в крайнем случае монарх может по своей инициативе налагать подати для пользы Франции, но в случае злоупотребления Баден признает право за подданными на насильственное сопротивление в форме отказа платить налоги.
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Баден ставит вопрос о сложных государствах. Он различает два вида государственных соединения:
· федерацию – суверенитет принадлежит только союзу в целом, а не отдельным частям (пример: Священная Римская Империя германской нации).
· конфедерацию – союз, в котором каждый из членов сохраняет суверенитет (например, Швейцарская конфедерация).
Таким образом, главное положение теории Бадена сводится к идее государственного суверенитета – абсолютной и постоянной власти государства, не связанной законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуте. Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства.
Политико-теоретические взгляды Бодена по своему интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени. Боден убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета и вместе с тем очерчивал пределы деятельности государственной власти и возвышал достоинство права.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00