какое правительство в китае
Китайская народная республика: правительство и форма правления, население и площадь государства
Китай — это крупнейшее государство в Восточной Азии, названия в неформальной среде — Поднебесная и Срединная земля (от китайского Чжунго). Бесспорный лидер азиатско-тихоокеанского региона и кандидат в сверхдержавы. Страна больше не ассоциируется только с Великой китайской стеной или Великим шелковым путем: это государство передовых технологий, с самой быстро развивающейся экономикой в мире и всевозможных рекордов в различных областях — от инфраструктуры до космических разработок. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что социализм с китайской спецификой — это реально работающая модель государства, чьей целью является непрерывное развитие.
КНР и Китай — одно и то же
Китайская народная республика — официальное название государства с 1949 года. Не стоит путать с Китайской республикой, которой часто называют частично признанное государство Тайвань, о взаимоотношениях между двумя государствами будет сказано далее.
Территориальное деление
Согласно Конституции, Китай представляет собой унитарное государство с трехступенчатым административно-территориальным делением: провинции, уезды и волости. Наряду с провинциями выделяются автономные район, города центрального подчинения и специальные административные районы (их два, это Гонконг и Макао).
Список автономных районов Китая:
Города центрального подчинения обладают теми же полномочиями, что и провинции.
Если говорить об уровнях самоуправления, то к вышесказанным трем прибавляются еще два.
Пять уровней местного самоуправления:
Есть ли президент
Политический строй государства не предполагает наличие должности президента. Во главе стоит председатель Китайской народной республики, который, однако, переводится на английский язык как президент с 1982 года по решению парламента. Он избирается Всекитайским собранием народных представителей. Занимать этот пост разрешено не больше двух сроков подряд, каждый из которых составляет пять лет. С 2013 года и по настоящее время верховным лидером государства является Си Цзиньпин.
Форма правления
По форме правления Китай является однопартийной парламентской республикой. Главная политическая сила в стране — Коммунистическая партия Китая. Конституция декларирует, что государство представляет собой демократическую диктатуру народа, которая осуществляется рабочим классом.
Государственный язык
Официальным государственным языком является китайский, а в пределах автономий — языки других народов. Относится к сино-тибетской языковой семье, первоначально его носителем была этническая группа Хань. Представляет собой совокупность заметно отличающихся друг от друга диалектов, однако еще в первом десятилетии двадцатого века началась постепенная универсализация языка, что привело к созданию стандартов на основе северной группы диалектов. Устный стандарт называется путунхуа, письменный — байхуа, который лежит в основе современного литературного языка Китая. В мире насчитывается около 1,3 млрд человек, говорящих на китайском, он также является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций.
Внутренняя политика
Основным направлением внутренней политики государства является обеспечение стабильного уровня жизни населения и дальнейшее повышение его благосостояния. Суть совершенствования государственной системы управления заключается в укреплении власти закона, повышении роли законодательных органов различных уровней, уменьшение роли административного аппарата в экономической жизни, борьба с коррупцией.
Власти исходят из того, что социалистический выбор не противоречит использованию инструментов рыночной экономики и активную интеграцию в общемировой рынок. Деятельность правительства в сфере экономики направлена на либерализацию путем снижения налогов для среднего и малого бизнеса, так, например, в ноябре 2018 года были практически отменены налоги для частных предпринимателей.
Социальная сфера характеризуется стремлением уменьшить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, сокращением количества трущоб: в том же 2018 году было выделено около 200 млрд долларов из государственного бюджета на эти цели. Приоритетной целью является проведение пенсионной реформы, которая сгладила бы в разы отличающиеся пособия городских граждан и жителей сельской местности.
В целом, государство работает над созданием качественной социальной поддержки остро нуждающихся в ней слоев населения. Особое внимание уделяется науке и развитию всех ее значимых направлений. Важна и культурная составляющая, цель которой построение гармоничного духовного общества, опирающегося на идеи коммунистической партии и патриотизма.
Международные отношения
За последние двадцать лет роль КНР на внешней арене значительно возросла, некоторые исследователи склонны считать, что государство способно стать новым мировым лидером, упразднив однополярную систему международных отношений.
Само государство позиционирует основы внешнеполитической деятельности как обеспечение суверенитета и территориальной целостности, создания благоприятных условий для внутреннего роста, а также принципа невмешательства в дела третьих стран. Главенствует концепция мирного пути развития, рассмотрение близлежащих стран как добрососедствующих партнеров.
Первостепенной задачей считается воссоединение с Тайванем, который до сих пор не признает принцип существование одного Китая. Китай состоит в Организации Объединенных Наций с момента ее создания, являясь также постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Государство состоит в таких глобальных организациях, как:
Большое внимание уделяется региональному сотрудничеству.
КНР является членом в следующих организациях:
Значимый статус позволяет Китаю быть наблюдателем в ряде международных организаций.
Правительство
Государственное устройство КНР закреплено в Конституции, которая была обнародована и приведена в официальное действие 4 декабря 1982 года.
Всекитайское собрание народных представителей
Высшей законодательной формой власти в стране является парламент, который носит название Всекитайского собрания народных представителей. В его состав входят депутаты, избираемые от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения сроком на пять лет, их численность составляет 2987 человек. Преобладает число представителей Коммунистической партии Китая. Как правило, созыв сессии происходит в марте в течение одиннадцати-пятнадцати дней в столице КНР Пекине.
Основными функциями собрания являются:
Председатель КНР
Высшее должностное лицо государства — председатель КНР. Одновременно является генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Китая и председателем Центрального военного совета. Наряду с парламентом наделен законодательной властью. На эту должность может претендовать гражданин Китая, состоящий в Коммунистической партии, достигший сорокапятилетия и обладающий активным и пассивным избирательными правами.
К его полномочиям относятся:
Постоянный комитет
Постоянный комитет функционирует под контролем ВСНП и призван осуществлять деятельность в период между его сессиями. Состоит из председателя, заместителя председателя, начальника секретариата и членов, избираемых из числа Всекитайского собрания народных представителей. Все они не обладают правом занимать должности в иных государственных структурах, прокуратуре и органах суда. В настоящее время пост председателя занимает Ли Чжаньшу. Заседания Постоянного комитета проходят каждые два месяца.
Его основные функции:
Госсовет
Государственный совет КНР — это высший орган исполнительной власти.
Подконтролен парламенту государства. Уполномочен заниматься реализацией законов и постановлений, разработанных ВСНП. Наделен правом издавать нормативно-правовые акты, распоряжения и постановления в рамках своего ведения. Должность премьер-министра занимает Ли Кэцян, вице-премьеров — Хань Чжэн, Сунь Чуньлань, Ху Чуньхуа, Чжао Кэчжи. Насчитывается двадцать три министерства, а также присутствуют Государственный комитет по делам здравоохранения, Народный банк Китая, Национальное ревизионное управление КНР.
Коммунистическая партия
Правящей партией в государстве является Коммунистическая партия Китая, созданная еще в 1921 году. На сегодняшний день это единственная политическая сила страны, в руках которой сосредоточена вся полнота власти, не смотря на то, что номинально в парламенте представлены еще восемь мелких образований. В ее состав входят более 88 миллионов человек. Руководителем партии и Государственным секретарем является Си Цзиньпин. Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая — это высший руководящий орган партии, который осуществляется один раз в пять лет.
Официальные цели съездов партии заключаются в избрании Центрального комитета и внесений изменений в устав, однако в реальной жизни все ключевые решение принимаются заранее, а мероприятие призвано обнародовать результат.
Судебная власть
Структура судебной власти выглядит следующим образом: Верховный народный суд, местные суды, военные суды, суды железнодорожного и водного транспортов, морские портовые суды. Верховный народный суд — это суд высшей инстанции, призванный контролировать нижестоящие части системы. За его формирование ответственны Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный комитет. К местным народным судам относятся низовые народные, суды средней ступени и народные суды высшей ступени, являясь, соответственно, первой, второй и третьей инстанциями. Все три типа народных судов обязательно есть в каждой провинции.
Местные органы власти
Исполнительными органами государственной власти на местах являются местные собрания народных представителей. На уровне провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городских округов депутаты избираются нижестоящими представителями уездов, автономных уездов, городских уездов, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков, которые, в свою очередь, избраны непосредственно гражданами (то есть прямое голосование осуществляется только на уровне уездов и волостей). Срок деятельности первых ограничен пятью годами, вторых — тремя годами.
Основные функции СНП:
Тайвань
Тайвань — это остров в Тихом океане, а также второе название частично признанного государства Китайская республика, основанного в 1911 году. После победы коммунистического движения в 1949 году и взятия под свой контроль Мао Дзедуном материкового Китая правительство Чана Кайши было вынуждено бежать на остров Тайвань, где город Тайбэй был провозглашен новой столицей, а правительство объявлялось законным во всем Китае, несмотря на отсутствие реальной власти.
Вплоть до 1971 года мировое сообщество принимало легитимность власти Китайской республики, однако именно в это время право представительства Китая в ООН перешло к КНР. В 1990-е годы Тайвань отказывается от претензий на материковый Китай. Официально и КНР, и КР не признают суверенитет друг друга, более того, китайское правительство считает Тайвань своей административной единицей.
По состоянию на 2018 год независимость Китайской республики признана семнадцатью государствами. Является смешанной республикой по форме правления. Президентом избрана Цай Инвень в 2016 году, после чего межбереговые отношения между двумя странами заметно осложнились в связи с фактическим отказом властей Тайваня признать существование одного Китая, переговоры Пекина и Тайбэя были заморожены. Китайская народная республика — правительство и партия — считают воссоединение с Тайванем ключевым направлением во внешней политике государства.
Граничащие страны (описать тип отношений и с кем)
КНР граничит с четырнадцатью государствами:
Протяженность сухопутных границ составляет 22,8 тыс. км.
Российско-китайские отношения выстроены на принципах доверительного равноправного партнерства и стратегического взаимодействия. Структура контактов между двумя государствами является достаточно разветвленной, осуществляются ежегодные встречи глав государства, парламентов и правительств. Сейчас насчитывается более 300 двусторонних межправительственных соглашений, охватывающих практически все сферы кооперации. Особое внимание уделяется таким крупным мероприятиям, как международный форум «Один пояс, один путь» в Пекине, саммиты ШОС, БРИКС и АТЭС.
По данным Федеральной таможенной службы России, за первые пять месяцев 2018 г. объем российско-китайской торговли составил 40,8 млрд долл. Практически для каждого соседствующего государства Китай представляет собой важного торгово-экономического партнера с перевесом экспорта в пользу Китая. В первой декаде двухтысячных годов отчасти разрешились территориальные несогласия с республикой Индия, которая так же является важным рынком для КНР, однако стратегические отношения между Китаем и Пакистаном несколько настораживают южноазиатского гиганта, как и присутствие его военных кораблей в спорных частях Южно-Китайского моря.
В целом, правители Китая придерживаются позиции укрепления и развития отношений добрососедства, наращивания сотрудничества в инвестиционной и культурно-гуманитарных сферах, имея многочисленные посольства и консульства на территории вышеперечисленных государств.
Интересные факты
Китай — самобытная и удивительная страна контрастов, которой удается сочетать принципы социализма с рыночной экономикой, традиционную культуру с развлечениями западного мира. Китайцы разных провинций действительно могут не понимать друг друга из-за диалектов, а бегущая строка в эфире центральных телеканалов не для людей с ограниченными возможностями, а чтобы все жители государства получали информацию в одинаковом объеме.
Стоит отметить, что китайский язык — самый распространенный язык в мире. На 2018 год численность населения Китая составила 1 млрд 401 млн 295 тыс. 763 человека — безусловный мировой лидер, при этом ВВП государства по паритету покупательной способности граждан расположился также на первом месте.
Кстати, еще в 2016 году ВВП отдельно взятой провинции Кантон с центром в Гуанчжоу обогнал общероссийский ВВП.
Безналичная форма расчета превалирует над обычными деньгами, большинство китайцев используют приложения Wechat и Alipay, которые предусматривают возможность привязки банковской карты, чтобы оплатить товары и услуги: в 2018 году было совершено 58 млрд безналичных операций.
Если говорить о привычных нам социальных сетях и платформах Google, Facebook, Instagram, WhatsАpp, то они действительно заблокированы правительством, однако не в целях избавления населения от влияния других стран, а чтобы поддержать свои разработки, к тому же, если китайцу хочется легально пользоваться перечисленным, он может заплатить налог в размере 600 юаней (примерно шесть тысяч рублей) и радоваться жизни.
В октябре этого года был открыт самый длинный морской мост в мире, соединивший Гонконг-Чжухай-Макао. На его строительство было потрачено двадцать миллиардов долларов.
В Китае никто не заботиться об очередях, и если кто-то подошел позже остальных, то он вполне может оказаться первым, просто задав вопрос раньше остальных.
Нет привычного нам длительного декретного отпуска (всего лишь сто двадцать дней), поэтому современные китайцы не спешат заводить детей раньше тридцати лет, а если и решаются, то чаще всего ребенком занимаются бабушка и дед.
Видео
И представленного видео вы узнаете больше любопытных фактов о Китае.
Государственное устройство и политическая система Китая
Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна. Политика модернизации, начатая правительством в 90-х годах 20-го века, привела к тому, что тоталитаризм, пронизывающий всю структуру китайского общества, постепенно сменился авторитаризмом. Бурный экономический рост и рыночные реформы требуют более демократичных методов управления, постепенно трансформируя и идеологию.
Параллельная структура
Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, присваивая «Центру» все полномочия. Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали примерно параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.
Этим структурам помогают различные «массовые организации» — например, профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации, писательские и другие профессиональные ассоциации, охватывающие ключевые слои населения. Такие организации, с их чрезвычайно большим количеством членов, обычно служат линиями передачи информации и единообразного осуществления политики. В Китае не разрешается функционировать добровольным ассоциациям, которые полностью независимы от КПК и руководства правительства.
КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация базируется на нескольких административных подразделениях, и каждое из них возглавляет комитет КПК и «народное правительство».
Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.
Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК. Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область. Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.
Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.
В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК. Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК). Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.
С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно. Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов. Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.
Конституционные рамки
Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д., но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.
В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.
Структура органов власти
Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.
Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.
Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.
Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.
Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.
Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур. Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.
Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.
Роль Коммунистической партии
Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.
Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.
Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает. Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК. Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.
Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу. Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени. Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.
Теоретически, КПК устанавливает основные направления политики и широко контролирует их реализацию. КПК также берет на себя основную ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, несет ответственность за проведение политики КПК, принимая необходимые решения по мере возникновения вопросов.
Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин. Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве. До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.