какое правило иллюстрирует это стихотворение шоколад шофер крыжовник
Олимпиада по русскому языку. 2-4 классы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Олимпиада по русскому языку.
1. Выберите и подчеркните из данных слов такие, в которых звук [Й’] не обозначен буквой
линейка, стайка, полью, гайка, ястреб, попугай
2. Составь слова по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из второго слова – второй слог, из третьего – третий слог.
3. Подбери синонимы (слова, близкие по значению). 4 б.
4. Запиши слова во множественном числе. 2 б.
5. Вставь подходящие по смыслу слова. 3 б.
Труслив как __________. Нем как ____________. Хитёр как ______________.
6. Какое правило иллюстрирует это стихотворение? 1б.
Я руки в воду опущу,
Я их в воде прополощу,
А может, я зажгу свечу,
А может, лампочку включу
7. Отгадай кроссворд. Вставьте слова с разделительным мягким знаком. 5 б.
5. Ягоды, сваренные в сахаре.
8. Какие словосочетания соответствуют друг другу? Соедини их стрелками.
Олимпиада по русскому языку.
3. Здание, ребята, лентяй, грусть, деревня
4. Столы, стулья, уши, люди.
5. Заяц, рыба, лиса, индюк, волк, осёл.
6. Чу-щу пиши с буквой У
7. Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.
1. Какое правило иллюстрирует это стихотворение?
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Жёлтый, чёрный, счёты, чёлка,
Шёрстка, жёлудь, шёпот, пчёлка.
Ответ: __________________________________________________________________ 1 б.
2. Подчеркни слова, в которых есть только мягкие согласные звуки.
лебёдушка, сирень, водитель, житель 1 б.
3. Запиши по две фамилии, образованные от:
4. Замените данные словосочетания близкими по смыслу фразеологизмами (устойчивыми сочетаниями слов).
5. Продолжи пословицы.
Жизнь дана на ________________________________________.
Нет скуки, коль _______________________________________.
Что посеешь, то и ___________________________. 3 б.
6. Укажи, какой частью речи являются подчёркнутые слова.
7. Найди общее начало для слов:
_____лик, ____тошка, ____та, _____ман, ______тон. 5 б.
8. Подчеркните словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.
Играть мячом, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит. 2 б.
9. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь. День сменила ночь. 2б.
10. Подберите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.
1. Правописание гласных О-Ё после шипящих в корне слова.
3. Множество вариантов
4. Бросать на ветер. Кашу не сваришь. Держать язык за зубами.
5. добрые дела; заняты руки; пожнёшь
6. глагол; существительное
8. водить за нос; подаёт надежды; сердце шепчет; проглотил язык
10. Бег – бегать – беглец – беглый;
Бел – белить – белила – белый
1. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными.
столовая___________________________________________________________________ 3 б.
2. Укажи, какой частью речи являются подчёркнутые слова.
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда – не знаю куда, __________________________________________________.
Скоро сказка сказывается, _________________________________________________.
Это всё присказка, _______________________________________________________. 3 б.
4. Составь из слов предложения и запиши их:
а) конь, был, это, конь, так, вот
б) чем, что, быть, вечер, может, кататься, в, зимний, санках, лучше, на
5. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей:
Язык без костей: что хочет, то и лопочет. ( ______________________________________).
Ел, да устал, спал, да намаялся. ( ____________________________________________ ) 2 б.
6. Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки. Ответ:_____________1 б.
7. Заключи, где надо, в кавычки имена существительные, собственные.
Книга Сын полка, кинофильм Семеро Смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Труд. 2 б.
8. Грамматическая арифметика.
Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. ________________
9. Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.
10. Замени иноязычные слова сложными русскими словами. Соедини стрелками. 5б
1. неизвестный учёный; учёный кот; часовой на посту; часовой механизм; школьная столовая; столовая ложка
2. Кто без кисти и белил (сущ.) крыши города белил? (глаг.)
Из-за холодных утренних рос (сущ.) хлеб рос (глаг.) медленно.
3. принеси то – не знаю что; да не скоро дело делается; а сказка будет впереди
4. Вот это был конь так конь!
В зимний вечер что может быть лучше, чем кататься на санках.
5. болтливый; ленивый
7. Книга «Сын полка», кинофильм «Семеро смелых», собака Отважная, семья Беликовых, рассказ «Чук и Гек», река Волга, город Самара, газета «Труд».
8. бабочка; черёмуха
9. излучать, окаменеть, заплатить, оправдать, пожаловаться, восторжествовать
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-249396
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дидактический материал «Занимательный русский язык»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Занимательный русский язык
учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»
Любое правило можно запомнить несколькими способами: как обыкновенное правило, помещённое в учебнике, можно зарифмовать его и выучить как стихотворение, а можно зарисовать, сделать схему. Как будете учить вы- выбирайте сами.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Коль в слове гласный под сомненьем,
Его проверьте удареньем.
И этот безударный гласный
Под удареньем станет ясным.
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Сомнительный согласный в корне
Порой стоит не в чёткой форме.
В проверке способ безотказный-
После него поставить гласный.
Буквы И,У,А после шипящих
Не пройдут на красный свет!
За шипящей- знает всяк-
Их писать нельзя никак.
Чудо, площадь, жизнь, прищурил!
Но пишите без сомненья:
Парашют, жюри, брошюра
С буквой Ю как исключенье.
Глагол как часть речи
А глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе,
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать- стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делает?»- есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает
Тоже дело выполняет.
НЕ с глаголом пиши раздельно:
НЕ был, НЕ хотел, НЕ знал.
Слитно пишутся исключенья:
Исключеньем то является,
Что без НЕ не употребляется.
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З и С
Запомни: З приставки не бывает.
Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.
З пишем в тех словах, что корень начинают:
С З приставкой слов не встретишь,
К слову З ты не прилепишь.
В слове СДАЧА З слышна,
Но стоять в нём не должна.
Сделал дело- так гуляй.
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова
Проблема в корне- не зевай!
Ё на Е скорей меняй!
А за корнем у глагольных
Букву ё пиши спокойно.
В именных за корнем О-
Это знаем мы давно.
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба,
Чокнуться, шотландец, шоры,
Чохом, шомпол и жонглёры,
Шорты, шовинизм и шок,
В существительном ожог.
И ещё совсем немного:
Жом, трещотка и изжога.
Краткие имена прилагательные с основой на шипящий
В кратких прилагательных
С основой на шипящий
Мягкий знак не пишется:
«Жгуч мороз бодрящий»
Если глагол второго спряженья,
А окончание без ударенья,
Пишем по лицам и числам подряд:
В первом они окончанья дают:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-222833
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Да здравствуют стихи, или Стихотворная форма как средство формирования предметных компетенций
За мною, слушатель мой смелый!
Я знаю, что ОГЭ, ЕГЭ
Тебе порядком надоело…
А вот стихи – другое дело!
«О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Великий Пушкин говорил
И на стихи нас вдохновил.
Их выразительно читаем
И часто сами сочиняем:
О Пушкине и Шукшине,
Чуть-чуть коряво, пусть с ошибкой,
Зато своё… Ответь улыбкой,
И поддержи, и подскажи.
Артист, писатель, режиссёр.
Знаток крестьянских нравов.
Он был талантливый актёр,
Сжигал дотла себя в ролях.
Не стало Васи Шукшина –
Калина красная повяла.
Но наша родина Алтай
Вовек его не забывала.
(Стихотворение Медведева Вовы о Шукшине)
Оно, бесспорно, помогает
Нам развивать воображение,
И речь, и память, и мышление
И часто побуждает нас
Словарный пополнять запас.
(Ведь в поисках иного слова
В словарь заглянешь ты не раз).
А сколько разных правил сложных
Стихами упростить возможно!
Запомнить легче, без сомнения!
На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
— Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Мы запомнить все готовы:
За шипящей в корне слова
Слышим О, а пишем Ё:
Жёсткий жёлоб, жёлтый шёлк.
Из одних слов-исключений
(В этом правиле их много,
Значит, нам нужна подмога):
Шорох, чопорный, трущоба,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шоколад, шоссе, шофер,
Шомпол, шорты и жонглёр,
Жом, изжога, шов и шорник,
Семь княжон едят крыжовник,
Шовинист, шотландец, жор,
Шоу, чокаться, вечор,
Шок, трещотка … и Шопен!
И забавно, и задорно.
Правда, логики здесь нет:
В этом случае, бесспорно,
Выручает нас сюжет:
Можно с этими словами
Сочинить смешной рассказ,
И весёлыми стихами
Вас порадовать сейчас.
Через лес скакал ЖОКЕЙ,
ЧОПОРНЫЙ ШОТЛАНДЕЦ в ШОРТАХ,
В КАПЮШОНе и ботфортах.
Он опаздывал на ШОУ,
Но услышал рядом ШОРОХ.
Вдруг порвался ШОВ на ШОРАХ,
Лошадь – в ШОКе: прыг в ЧАЩОБУ,
В непролазную ТРУЩОБУ.
Глядь – в лесу знакомый ШОРНИК.
Он, ОБЖОРА, ел КРЫЖОВНИК,
Хоть давно страдал ИЗЖОГОЙ.
Им тебя я полечить,
Но сначала починить
Вновь ЖОКЕЙ спешит на ШОУ.
Едет по ШОССЕ ШОФЕР,
Рядом с ним сидит ЖОНГЛЕР
С длинноногою красоткой,
ШОМПОЛами и ТРЕЩОТКОЙ.
(Говорят, он ЖОХ, артист
И опасный ШОВИНИСТ).
Льется музыка ШОПЕНа,
Слышен голос ШОУМЕНа.
Всем дано на удивленье!
Долго ЧОКАЛИСЬ ВЕЧОР
И решили: «Пусть ЖОНГЛЕР
Едет с нами на рыбалку:
Нынче ночью будет ЖОР!»
Сочиняем мы с улыбкой,
Пишем слово без ошибки!
Можно со стихотворения,
Всех детей без исключения,
Чтоб весёлым стал урок,
И пошёл ребятам впрок:
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за ясное положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
— Почему улыбаетесь, дети?
— Потому что без не нет слов этих.
Потерялась, исчезла частица,
Мы поможем её отыскать,
Здесь в приставку она превратится
Или в корень войдёт опять.
А что ещё мы видим тут?
Это не озеро, а пруд!
Не узкий, а широкий,
Не мелкий, а глубокий.
Антоним – за союзом а.
Как будем с не писать слова?
И на все случаи стихи
С метафорой, сравнением
Дома – вместо упражненья –
Чтобы непременно в нём
Звукописи был приём:
Плещутся волны в реке,
Лаская прохладную гладь.
Лодка плывёт вдалеке.
Светит луна… Благодать.
А теперь буду я очень рада
Побывать с вами в мире баллады.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
С детства знакомое стихотворение.
Знаем: Жуковского это творение.
Главное – пусть ребёнок поймёт:
Это художественный перевод,
Литературный. Есть и другой:
Фета стихи прочитаем с тобой:
Ребёнок милый, пойдём со мной.
Мы чудные игры затеем с тобой,
Долина цветами пестро поросла,
Одежд золотых моя мать принесла.
Та же баллада… Тогда, может быть,
Детям подстрочник её предложить?
«Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моём – много пёстрых цветов, у моей матери – много золотых одежд!»
Не путайте:
О и Ё после шипящих. Слова на правило
10 слов на правило О и Ё после шипящих
25 слов на правило О и Ё после шипящих
Списки на отдельные пункты правила
Ё в корне: бечёвка жёсткий, шёрстка, шёпот, учёба, пшёнка, дешёвый, шёлк, решётка, чёлка, жёлудь, жёрнов, почёт, чёрточка, пчёлы, чёрный, жёлтый, жёлоб, жёрдочка, щётка, щёчка, чечётка, причёска, чёлн, щёлка, пришёл, печёнка, щёголь, щёлкать.
О в корне: анчоусы, артишок, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жор, изжога, капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шоссе, шотландец, шофёр.
О в суффиксах существительных: холщовый, парчовый, камышовый, рубашонка, распашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, грошовый, книжонка, бумажонка, бочонок, одежонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка, медвежонок, мышонок, галчонок, лягушонок, грачонок, галчонок, бельчонок, верблюжонок, крольчонок, моржонок, ужонок, собачонок, волчонок, бочонок, барчонок, скворчонок, кукушонок, индюшонок, внучок, паучок, клочок, сачок, скачок, пучок, снежок, творожок, каблучок, значок, сучок, башмачок, сверчок, старичок, казачок, пирожок, морячок, кулачок, червячок, крючок, лучок, бычок, жучок, кабачок, бачок, табачок, судачок, пиджачок, колпачок, зрачок, дурачок, пятачок, новичок, мужичок, родничок, старичок, щелчок, волчок, бочок, чесночок, паучок, сундучок, стручок, язычок, смычок, светлячок, хомячок.
О в суффиксах прилагательных: кумачовый, сургучовый, чесучовый, алычовый, лапшовый, ершовый, лещовый, холщовый, борщовый.
О в окончаниях существительных: плащом, ткачом, бородачом, кирпичом, силачом, грошом, мячом, мечом, лучом, ключом, ножом, плечом, врачом, тягачом, шалашом, камышом, ковшом, борщом, лещом, багажом, палашом, гаражом, тиражом, грачом, ковшом, этажом, сургучом, ежом, ткачом, стукачом, хрящом, хлыщом, прыщом, клещом, гуляшом, беляшом, ершом, сычом, параличом, москвичом, палачом, слухачом, лихачом, пугачом, строгачом, толмачом, трюкачом, циркачом, скрипачом, главврачом, рубежом, стеллажом, бичом, блиндажом, дележом, виражом, ужом, вожжой, межой, саранчой, свечой, парчой, каланчой, лапшой, душой, бахчой, лапшой, пращой.
О в окончаниях прилагательных: большого, чужого.
О в суффиксах наречий: свежо, горячо.
Ё в окончаниях глаголов: стрижёт, сечёт, подожжёт, бережёт, сечёт, печёт
Ё в суффиксах отглагольных существительных: ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, размежёвка, протяжённость.
Ё в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: усечённый, обречённый, мочёный, огорчённый, зажжённый, печёный, сушёный, толчёный, смущённый, возмущённый, удручённый, упрощённый, протяжённый, напряжённый, раскрепощённый, бережёный, разгорячённый, завершённый, истощённый, копчёный, печёный, размежёванный, растушёванный, отрешённый
Суффикс ЁР: стажёр, ухажёр, ретушёр, дирижёр, массажёр, тренажёр.