какое практическое значение имеют явления
1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
Вещество может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии.
2. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
В металлургии: плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и др. Пар, полученный из воды при ее нагревании, используют на электростанциях в паровых турбинах.
Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.
3. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
Агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул.
4. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?
В газах при атмосферном давлении расстояние между молекулами много больше размера самых молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. Средняя кинетическая энергия молекул газа вполне достоточна, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. Поэтому, если газу не мешают стенки сосуда, его молекулы разлетаются.
В жидкостях и твердых телах, плотность которых во много раз больше плотности газа, молекулы расположены ближе друг к другу. Средняя кинетическая энергия их уже недостаточна для того, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения.
Поэтому молекулы в жидкостях и особенно в твердых телах не могут далеко удаляться друг от друга.
В каких агрегатных состояниях может находиться одно.
Вопросы:
1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
2. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
3 Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
4. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?
Ответы:
1. Одно и и то же вещество может находиться в зависимости от условий в различных агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом.
2. Явление перехода из одного агрегатного состояния в другое имеет огромное практическое значение, например в металлургии плавят металлы, чтобы получить сплавы или выплавляют из руды металлы, газы охлаждают до жидкого состояния, чтобы хранить и использовать в компактном виде, пример — жидкий азот в медицине, «сухой лед» из углекислого газа — для хранения продуктов и пр.
3. Агрегатное состояние любого вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул.
4. Молекулы газа, если их ничто не ограничивает, разлетаются, поскольку расстояние между молекулами газа гораздо больше, чем размеры самих молекул и притяжение молекул газа мало, средняя кинетическая энергия молекул газа достаточна, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. В жидкостях и твердых телах молекулы расположены гораздо ближе друг к другу, чем в газах. Средняя кинетическая энергия молекул в них недостаточна для совершения работы по преодолению сил молекулярного притяжения, поэтому молекулы в жидкостях и твердых телах не удаляются далеко друг от Друга.
8 класс
§ 12. Агрегатные состояния вещества
В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных состояниях, например в твёрдом, жидком или газообразном. Наглядным примером этому служат лёд, вода и водяной пар. Эти состояния называют агрегатными состояниями.
Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используют в практике. В металлургии, например, плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и др. Пар, полученный из воды при её нагревании, используют на электростанциях в паровых турбинах и для многих других технических целей. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.
В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озёр и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман или снег. Реки и озёра зимой замерзают, а весной снег и лёд тают.
Для понимания процессов, происходящих в природе, и умения управлять многими из них необходимо знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии. Следует изучить свойства каждого из этих состояний, а также знать, при каких условиях происходит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Мы уже знаем, что молекулы одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии ничем не отличаются друг от друга. То или иное агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул.
В газах при атмосферном давлении расстояния между молекулами много больше размера самих молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. Средняя кинетическая энергия молекул газа вполне достаточна, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. Поэтому, если газу не мешают стенки сосуда, его молекулы разлетаются.
В жидкостях и твёрдых телах, плотность которых во много раз больше плотности газа, молекулы расположены ближе друг к другу. Средняя кинетическая энергия их уже недостаточна для того, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения.
Поэтому молекулы в жидкостях и особенно в твёрдых телах не могут далеко удаляться друг от друга.
Вопросы:
1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
2. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
3. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
4. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?
§ 12. Агрегатные состояния вещества
В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных состояниях, например в твёрдом, жидком или газообразном. Наглядным примером этому служат лёд, вода и водяной пар. Эти состояния называют агрегатными состояниями.
Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используют в практике. В металлургии, например, плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и др. Пар, полученный из воды при её нагревании, используют на электростанциях в паровых турбинах и для многих других технических целей. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.
В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озёр и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман или снег. Реки и озёра зимой замерзают, а весной снег и лёд тают.
Для понимания процессов, происходящих в природе, и умения управлять многими из них необходимо знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии. Следует изучить свойства каждого из этих состояний, а также знать, при каких условиях происходит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Мы уже знаем, что молекулы одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии ничем не отличаются друг от друга. То или иное агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул.
В газах при атмосферном давлении расстояния между молекулами много больше размера самих молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. Средняя кинетическая энергия молекул газа вполне достаточна, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. Поэтому, если газу не мешают стенки сосуда, его молекулы разлетаются.
В жидкостях и твёрдых телах, плотность которых во много раз больше плотности газа, молекулы расположены ближе друг к другу. Средняя кинетическая энергия их уже недостаточна для того, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения.
Поэтому молекулы в жидкостях и особенно в твёрдых телах не могут далеко удаляться друг от друга.
Вопросы
1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
2. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
3 Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
4. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?
Урок физики по теме: «Агрегатные состояния вещества»
Цель урока: изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ.
Обучающая: формирование представлений о свойствах твердых тел, жидкостей,газов. Развивающая: развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы
Воспитательная: воспитание трудолюбия, интереса к предмету. Коррекционные: развитие зрительного восприятия и узнавания; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Тип урока: Урок усвоения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация, пробирка, лёд, картинки льда, воды, пара, рабочие тетради по физике
Ход урока
I. Орг. момент.
Проверка готовности к уроку, отчет дежурного ученика.
II. Актуализация знаний.
– Из чего состоит вещество?
— Что такое молекула?
– Дайте понятие «внутренняя энергия тела».
– От чего зависит внутренняя энергия тела?
— Как зависит скорость движения молекул от температуры?
III. Новый материал.
-Посмотрите на картинку какие вещества вы видите? ( Лёд, вода, пар) (слайд2)
-Какие это состояния вещества? (Твердое, жидкое, газообразное).
Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела.
Тема нашего урока «Агрегатные состояния вещества» (Слайд 3)
Какова цель нашего урока? ( Изучить свойства агрегатных состояний и их строение).
Где мы сможем использовать знания по этой теме? (Многие производства основаны на знаниях о поведении и свойствах веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях, для получения сплавов, работа паровых турбин, различные природные явления, круговорот воды, и т.д)
Опыт: Беру кусочек льда, кладу в пробирку, нагреваю. (Лед превращается в воду, вода превращается в пар).
— Назовите в каких агрегатных состояниях находилась вода? (Слайд 4)
-Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? (Ответы учащихся)
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (Ответы учащихся).
– Достаточно ли у вас знаний чтобы обьяснить отличия агрегатных состояний на основе особенностей молекулярного строения веществ?
— Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды.
Рассматриваем поочередно особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества (работа в группах с учебником на с. 30-31).
Сохраняется ли форма (твердого, жидкого, газообразного) тела при неизменной температуре?
Сохраняется ли объем (твердого, жидкого, газообразного) тела при неизменной температуре?
Как располагаются молекулы (твердого, жидкого, газообразного) тела.
Объяснить силы притяжения и отталкивания.
Возможен ли переход (твердого, жидкого, газообразного) тела в другое агрегатное состояние?
Учащиеся каждой группы заполняют таблицу отвечая на вопросы своей группы, представляют свои результаты и выводы с помощью интерактивной доски, остальные учащиеся записывают в тетрадь. (Слайд 5)