какое повествование в библии самое важное
Священное Писание
Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).
Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков. Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.
Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.
Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.
Богодухновенность Священного Писания
Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.
При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).
Кто написал Библию
Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему.
Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.
Канон Священного Писания
Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный. Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.
Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания.
Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью. Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.
Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.
Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.
Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).
Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин.
Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических.
Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372).
Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке.
Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).
Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.
Уже к середине II века все четыре наших канонических Евангелия были известны по всем Церквам и Священным Писанием признавались только они. Живший тогда христианский писатель по имени Татиан предпринял попытку соединить все четыре Евангелия в единое повествование (свой труд он так и назвал — «Диатессарон», то есть «Согласно четырем»). Однако Церковь предпочла пользоваться всеми четырьмя евангельскими текстами в том виде, как они были написаны апостолами и евангелистами. Священномученик Ириней Лионский (II век) писал: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (Против ересей. Кн. 3, гл. 11).
Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке, потом его труд был переведен на греческий язык.
Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.
О чём повествует Библия?
Одна из предыдущих статей сделала более ясным наше понимание Библии, открыв нам её сущность. В другой статье наше доверие к Божьему Слову укрепилось благодаря тому, что мы увидели его источник. Теперь мы рассмотрим содержание Библии и её средоточие.
Библия состоит из двух частей — Ветхого Завета и Нового Завета. В ней шестьдесят шесть книг и много глав. При таком обилии материала на чём нам следует сосредоточиться, читая Библию?
Что является содержанием Библии?
Чтобы получить какое-то представление о книге, обычно мы смотрим её оглавление. Однако это совсем не поможет в случае с Библией. В её оглавлении вы увидите список из шестидесяти шести книг, но этот список не расскажет вам о том, что является темой Библии.
Посмотрев оглавление, вы можете сделать краткий обзор, листая страницу за страницей, чтобы получить какое-то впечатление о содержании Библии. Вы найдёте множество интересных, впечатляющих, трогательных и также печальных историй. Вы встретите вдохновляющую поэзию в Псалмах и наткнётесь на трудные для понимания отрывки в книгах пророков. И это только Ветхий Завет.
Продолжая, вы можете пролистать Новый Завет и найти повествование об Иисусе Христе, рассказы о первых апостолах, письма к различным людям и, наконец, последнюю таинственную книгу — Откровение.
После такого короткого обзора вы, возможно, спросите себя: «А что является средоточием Библии? О чём на самом деле она повествует?»
Неопределённый ответ
Вопрос «О чём повествует Библия?» может показаться странным, потому что даже люди, никогда не читавшие Библию, знают, что это книга о Боге. И в самом общем смысле это верно. Но если мы, верующие, тоже говорим, что «Библия повествует о Боге», то что конкретно мы имеем в виду?
Что говорит нам Библия
Библия сама рассказывает о том, что является её основной темой. Давайте рассмотрим несколько стихов:
1. Евангелие от Матфея 1:1:
Книга порождения Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама.
С первых же слов Нового Завета мы видим, что тема Нового Завета связана не с учениями или событиями, а с чудесной Личностью, Иисусом Христом.
Иисус Христос — это истинный и живой Бог, который стал настоящим человеком. Он пришёл, чтобы совершить искупление за нас и дать нам Свою вечную жизнь. Посредством Его жизни, растущей в нас, мы становимся Его выражением, чтобы исполнять Его замысел.
Итак, тема Нового Завета — это Иисус Христос. А что можно сказать о Ветхом завете? О чём повествует Ветхий Завет?
2. Евангелие от Луки 24:44:
Должно исполниться всё написанное обо Мне в Моисеевом Законе, Пророках и Псалмах.
Господь Иисус сказал эти слова Своим ученикам после того, как Он был распят и воскрешён. Почему Он упомянул Закон Моисея, Пророков и Псалмы? Понять это помогает примечание к этому стиху в Восстановительном переводе Нового Завета:
Моисеев Закон, Пророки и Псалмы — это три раздела Ветхого Завета, т. е. «все Писания» (ст. 27). Сказанное здесь Спасителем раскрывает, что весь Ветхий Завет представляет собой откровение о Нём и что Он является его центром и содержанием.
Обратите внимание на слова «обо Мне» в этом стихе. Хотя мы не встречаем имени Иисуса Христа в Ветхом Завете, Господь говорит нам, что Он фактически является темой и содержанием Ветхого Завета.
В Ветхом Завете грядущий Христос открывается через многие истории, пророчества, прообразы, предызображения и тени. А в Новом Завете Христос приходит как исполнение всего, что открыто о Нём в Ветхом Завете.
Таким образом, и Ветхий Завет, и Новый Завет раскрывают Иисуса Христа. Иисус Христос является центром и содержанием всех Писаний.
3. Откровение 22:21:
Благодать Господа Иисуса да будет со всеми святыми. Аминь.
Это последний стих Нового Завета. Здесь мы снова видим имя Иисус. Иисус — это первое имя, упоминаемое в Новом Завете, и оно также является последним. Благодаря первому и последнему стихам в Новом Завете — Мф. 1:1 и Отк. 22:21 — мы видим, что его главной темой и основным содержанием является чудесная Личность, Иисус Христос.
Откровение 22:21 — это не только последний стих Нового Завета, это также самое последнее слово всей Библии. Последнее слово Библии говорит о Господе Иисусе, а не о чём-то другом. Итак, на протяжении всех шестидесяти шести книг, от начала до конца, Иисус Христос — это главная тема Библии. Иисус Христос — это ответ на вопрос «О чём повествует Библия?»
Сосредоточиться на главном
Как у верующих, у нас должно быть не просто расплывчатое или общее понимание, что Библия — это книга о Боге. Это книга о вечном Боге, который во времени стал человеком, Иисусом Христом. Библия изобилует подробностями об Иисусе — Его природе, Его житии, Его свершениях, Его спасении. Ветхий Завет и Новый Завет полны откровения о Нём!
Если мы осознаем, что вся Библия сосредоточена на Христе как своей главной теме и содержании, то, приходя к Божьему Слову, мы тоже будем сосредоточены на Нём. Вместо того чтобы отвлекаться от Христа среди множества историй и второстепенных вопросов в Библии, мы будем активно искать Его в Слове и откроем для себя выдающиеся и необычайные богатства Христа, содержащиеся как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. Мы будем ещё больше ценить нашего дорогого Господа Иисуса, открывая в Божьем Слове то, какой Он чудесный.
Перевод с английского статьи сайта “Библии для Америки”. Используется с разрешения.
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».
Историческое повествование в Библии.
Обычно в Библии, как и в других книгах, обсуждаются три элемента повествований и рассказов: сюжет, персонаж и окружение. Мы будем называть их внутренними элементами (элементы в рассказе). Однако, чтобы понять их, нам необходимо допустить наличие рассказчика (автора) и аудитории (читателя), а также то, что историю подают с определённой точки зрения. Это мы назовём внешними элементами (которые не сразу заметны в рассказе). Сначала мы рассмотрим последние.
Внешние элементы: автор.
Для неискушённого читателя эта концепция достаточно проста: автор – человек, написавший рассказ. Однако литературоведы говорят об авторе, образе автора и рассказчике в тексте.
Автор – это человек, непосредственно написавший историю. Образ автора – текстуальное проявление этого (живого и дышащего) автора, то есть автор может о любой теме сказать намного больше, чем на самом деле сказал в данном тексте. Однако ради целей прочтения текста мы ограничены написанным. Вот эта ограниченная часть всех знаний автора, выраженная в конкретном тексте, и есть образ автора.
Это отличие помогает прояснить то, чем должно быть толкование. Оно не может быть актом прочтения мыслей, стремлением выйти за пределы слов и прокрасться в разум автора, чтобы догадаться, что он мог сказать по определённой теме. Напротив, это акт истолкования конкретного, записанного текста и того, что автор сказал в нём.
Рассказчик – это тот, кто рассказывает историю.
В Библии рассказчик почти всегда совпадает с имплицитным автором. Однако в других текстах авторы зачастую создают рассказчика, передающего историю, например, Измаил в романе Германа Мелвилла «Моби Дик» или Гекльберри Финн в «Приключениях Гекльберри Финна» Марка Твена.
Рассказчик может пересказывать повествование от третьего или первого лица. Если повествование идёт от первого лица (я/мы), перспектива рассказчика более ограничена. Например, в книге Неемии имплицитный автор и рассказчик сам Неемия, и персонаж пересказывает события с собственной точки зрения, что делает его знание несколько ограниченным. Например, он должен ждать, чтобы ему рассказали о проблемах, вместо того чтобы знать о них независимо от кого-либо (напр., Неем. 5:68).
Внешние элементы: читатель.
Понятие «читатель» также может быть рассмотрено в трех аспектах. Это читатель, имплицитный читатель. Здесь мы не обсуждаем вопросы – очень популярные сегодня в литературоведении и библеистике, – связанные с теорией толкования «рецептивной критики», или «школы реакции читателя», в которой последний принимает участие в определении смысла текста.
Читатель – это собственно тот, кто читает произведение. В отношении Библии мы можем говорить о современных (мы) и древних читателях (первые читатели).
Образ читателя, или имплицитный читатель, – это тот читатель, к которому обращается автор произведения. Это читатель, на которого автор ориентируется при написании работы (вне зависимости от того, действительно ли этот человек читает произведение или нет). Сегодня очень важно помнить о разнице между читателем (нами) и образом читателя, так как изначально библейские тексты не были написаны для нас. Наша задача состоит в том, чтобы поместить себя в мир и мысли имплицитного читателя насколько это возможно. Обычно автор предполагает, что имплицитный читатель будет заинтересован и понятлив, поэтому компетентный писатель предвосхищает вопросы читателя и представляет всю необходимую информацию. Также информация может быть скрытой, но автор считает, что читатель поймёт смысл.
Адресат рассказчика – это человек, или группа, к которой непосредственно обращается рассказчик. Зачастую адресат не определён, или то же, что образ читателя. Однако иногда в Библии мы встречаем между ними различие. Например, Феофил – адресат Евангелия от Луки, тогда как имплицитный читатель – это любой ищущий истину об Иисусе. В Ветхом Завете адресатом 19 глав Притч является сын Соломона, а имплицитный читатель – любой верный израильтянин. Однако в повествованиях Ветхого Завета мы не встречаем выразительной разницы между образом читателя и адресатом рассказчика.
Внешние элементы: точка зрения.
Точка зрения, которую занимает рассказчик, чтобы поведать историю, важна и может помочь нам понять и оценить её. В повествовании было выделено пять различных точек зрения.
Во-первых, с психологической точки зрения «всеведущий рассказчик» может рассказать нам о тайных мыслях и чувствах персонажей. Выше мы упоминали пример проникновения рассказчика в мысли Агага (1 Цар. 15:32). Таково и повествование о мыслях Самсона, проснувшегося после того, как его голову обрили: «Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь» (Суд. 16:20аб). Рассказчик демонстрирует своё всеведение следующим комментарием: «А не знал, что Господь отступил от него» (16:20с). Здесь мы ясно видим, что точка зрения рассказчика отличается от точки зрения Самсона и намного превосходит её.
Во-вторых, с оценочной, или идеологической, точки зрения рассказчики иногда помещают себя в сам текст посредством непосредственных комментариев к действию или ситуации. Примером этого является комментарий, вставленный в повествование в конце книги Судей: «в те дни не было царя у Израиля» (Суд. 17:6; 18:1; 19:1; 21:25). В первой и последней ссылке добавлен следующий комментарий: «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Другим примером является фраза-оценка Давида и его сына Адонии: «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Цар. 1:6). Однако следует отметить, что такая точка зрения у библейских рассказчиков встречается относительно редко. Чаще всего их оценочная точка зрения видна из того, как они изображают своих персонажей, насколько избирательны они в отношении сообщаемой или умалчиваемой информации и тому подобное.
В-третьих, с пространственной точки зрения библейские рассказчики могут находиться везде. Например, в рассказе о Давиде и Вирсавии рассказчик находится с армией у Раввы («Они поразили аммонитян и осадили Равву» – 2 Цар. 11:1), с Давидом на крыше («Увидел с кровли купающуюся женщину» – 11:2) и с очищающейся Вирсавией («Когда же она очистилась от нечистоты своей» – 11:4). В книге Есфирь рассказчик свободно перемещается – и довольно быстро – между частными беседами Есфири и Мардохея, Аммана, его жены и друзей, царя и его придворных (Есф. 26).
В-четвёртых, с временной точки зрения рассказчик может поведать свою историю в строго хронологическом порядке с ограниченной временной перспективой или же пересказать события с меньшей привязкой ко времени. Мы уже упоминали ограничения точки зрения, присущей рассказам от первого лица, подобным книге Неемии. Книга Есфирь также разворачивается достаточно последовательно, что добавляет ей напряжённости. С другой стороны, книга Судей (2:6-10) начинается с ретроспекции, история Раав и двух израильских разведчиков содержит временную ретроспективу и её развёртывание (И.Нав. 2:16-21). Пример упоминания рассказчиком будущего содержится в комментарии к Суд. 14:4 о родителях Самсона: «Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая [отмстить] Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем».
В-пятых, с фразеологической точки зрения рассказчик может использовать лингвистические символы, чтобы указать, чью сторону он занимает в определённый момент времени. Пример того, как рассказчик переходит от своей точки зрения к точке зрения Илия в рассказе о посещении Анной святилища в Силоме: «Илий счел ее пьяною» (1 Цар. 1:13). Другой пример демонстрирует быстрый переход от всеведущего и вездесущего взгляда рассказчика к более ограниченной точке зрения персонажа в 1 Цар. 19:16: «И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа». Слово «вот» указывает на переход от вездесущего взгляда рассказчика к ограниченной перспективе персонажа, это слово передаёт степень удивления слуг, когда они вошли в комнату.
Внутренние элементы: сюжет.
В рамках самого повествования важную роль играют сюжет, персонаж и окружение. В общих чертах сюжет – это эквивалент последовательно разворачивающегося действия. Роберт Скоулз и Роберт Келлог утверждают, что сюжет – это «динамический, последовательный элемент повествовательной литературы. Как только любой персонаж или элемент повествования становится динамичным – он часть сюжета».
Все сюжеты строятся на конфликте и разрешении конфликта. Рассказы устремляются к кульминации, где конфликт разрешается. На высоком уровне в Библии встречается постоянный конфликт добра и зла, послушания и непослушания, Бога и сил зла. На низком уровне встречаем также конфликт между персонажами, системами ценностей, народами, людьми и Богом. Зачастую сюжет нанизывает конфликт на конфликт. С одной стороны, рассказ о возвышении Давида в 1 Цар. 16-31 – это конфликт между ним и Саулом как индивидуумами.
Внутренние элементы: персонаж.
Персонажи – это то, что оживляет сюжет. Действие рассказа не может протекать без героев. Широко признанной особенностью библейских персонажей является их реалистичное изображение. Они интересны и многомерны, не «плоски, статичны и непрозрачны», как в случае наиболее «простых» рассказов. Уникальной особенностью Библии в изображении своих персонажей является их прозрачность. Многие герои не только многомерны и интересны, но также изображены со всеми своими изъянами. Ни один из главных персонажей Ветхого Завета не показан исключительно в позитивном свете: Авраам, Сара, Иаков, Моисей, Аарон, Самсон, Самуил, Давид, ряд других. Повествования Ветхого Завета представляют их сложными человеческими персонажами из крови и плоти. Мы зайдем очень далеко, говоря, что только в повествовании (противопоставляя его другим литературным жанрам) мы можем действительно видеть внутреннюю жизнь героев. Как отмечают Скоулз и Келлог: «Наиболее важный элемент в изображении персонажей – внутренняя жизнь. Чем меньше этого в произведении, тем больше другие элементы повествования, такие, как сюжет, комментарий, описание, аллюзия и риторика, должны внести в него». Особенностью библейских повествований является то, что доступ к внутренней жизни персонажей в большой мере возможен благодаря диалогам. Это означает, что слова персонажей, с помощью которых авторы передают и то, как они сказаны, много говорят нам о внутренней сущности героев повествования.
Адель Бёрлин говорит о трёх типах персонажей: (1) зрелые (то, что другой автор назвал «выпуклым»), (2) типажи (которых другой учёный назвал «плоскими») и (3) агенты. Зрелые персонажи – это главные герои любой взятой истории, их изображают многопланово. Типажи характерны одной чертой или качеством. Агенты просто служат средством продвижения повествования вперёд, у них, как у персонажей, нет внутренне присущих качеств.
Примеры этих трёх вариантов персонажей можно найти в любом повествовании Ветхого Завета. В рассказе о Давиде и его жёнах Вирсавия выступает зрелым персонажем в повествовании о его старости и наследниках престола (3 Цар. 1,2). Она активно действует, говорит и выражает свои чувства, её влияние ощущается. В истории же о прелюбодеянии Давида Вирсавия является поводом к рассказу о грехах Давида, поэтому Бёрлин справедливо характеризует её как «агента». В рассказе о другой жене Давида – Авигее – мы видим только её позитивные качества как модели набожной женщины и жены. Таким образом, автор изображает её типажом.
Искусное изображение персонажей библейскими авторами ни в коем случае не приводит к выводу о том, что они не существовали, а просто являются литературными созданиями. Просто авторы изображали своих героев в тех аспектах, которые необходимо было осветить ради целей рассказов. Особенно это видно в изображении только что упомянутой Вирсавии: в одном эпизоде она выступает агентом, в другом – зрелым персонажем. Можно не сомневаться, что Авигея была более сложной личностью, чем это показано в 1 Цар. 25, несомненно, она согрешала в определённые моменты жизни (как утверждает Павел в Рим. 3:23). Но в данной главе автора интересуют только её многочисленные позитивные качества, проявившиеся при встрече с Давидом.
Внутренние элементы: окружение.
Окружение рассказа – это сцена, где разворачиваются события, декорации, на фоне которых они происходят. Это важная часть повествования, и его зачастую пренебрегают ради изучения сюжета или персонажа. Окружение может быть разнородным. Среди наиболее важных типов: географическое, временное, социальное и историческое окружение.
Географическое окружение, возможно, наиболее очевидное. События в повествованиях Ветхого Завета происходят в разных местах, включая пустыню, вершины гор, поля, города, дворцы, дома, пещеры. Писатели Ветхого Завета не имели свободы, которой обладают современные авторы, – в конце концов, они писали «историю», – но всё же интересно отметить роль, которую в их произведениях играют некоторые типы окружения. Например, встреча с Богом на вершине горы – это важная декорация: Моисей встречается с Богом на горе Синай (Исх. 19:32-34), Илия встретился с Богом на том же самом месте (1 Цар. 19). В обоих случаях явление Бога сопровождалось громом, молниями и явились Иисусу на другой горе, «горе преображения», сопровождаемые сиянием света и облаком (Лк. 9 и параллельные тексты).
Временное окружение значимо.
Те же самые персонажи – Моисей, Илия и Иисус, – каждый провёл сорок дней в пустыне один. Также имеют значение даты. Чтение Ездрой закона произошло в первый день седьмого месяца (Неем. 8:2). Это месяц, на который приходилось несколько важных праздников, включая День Искупления и праздник Кущей, и в который произошло несколько других значимых событий в истории Израиля.
Социальное окружение может сообщить важную информацию о персонаже или развитии сюжета. То, что Давид позаботился о хромом Мемфивосфее – сыне Ионафана, – многое говорит о его великодушии (2 Цар. 9). Поворот судьбы, сделавший неизвестную еврейскую девушку Есфирь женой императора, имевшей к нему неограниченный доступ, раскрывает нам большое провиденциальное участие Бога в этой истории.
Историческое окружение также играет важную роль как фон событий в библейских книгах, а также как фон композиции этих книг. События в книгах Ездры и Неемии описывают относительно мягкий характер Персидского господства – факт, известный также из внебиблейских источников. Свобода, подаренная народу Божьему и описанная в обеих книгах, была бы немыслима во времена ассирийского правления или относительно снисходительного вавилонского господства. С другой стороны, исторические декорации периода после пленения в композиции 1 и 2 Паралипоменон снабжают нас ключом к пониманию цели, метода и вести летописца.
Введение в исторические книги Ветхого Завета,