какое поведение ребенка можно назвать асоциальным

Коррекция асоциального поведения у детей дошкольного возраста

какое поведение ребенка можно назвать асоциальным Алексей Алексеевич Токарев
Коррекция асоциального поведения у детей дошкольного возраста

Дети-дошкольники как «губки» все в себя впитывают. Агрессивная информационная среда, ухудшающаяся экология и ее много других причин могут спровацировать неадекватное поведение ребенкаребенка на неадекватное поведение. По словам родителей, дети становятся «не похожими сами на себя» и просят педагогов помочь как детям, так и самим родителям. Кто-то советует не обращать внимание, кто-то говорит, что все само образуется, однако, практика показывает, что на деле ничего само собой не проходит. Асоциальное поведение ребенка — это, можно сказать, крик о помощи «обратите внимание!» Взрослый не имеет право обойти стороной проблемы ребенка, тем более ребенка-дошкольника. Задается вопрос почему? А потому что это влияет на эмоциональное сосотояние ребенка, другими словами, если у ребенка есть нарушения в эмоцианальной сфере, то нарушения будут и в познавательной деятельности, ведь они взаимосвязаны.

Начну с того, что родителям важно донести объективную информацию об их ребенке. Сделать это таким способом, чтобы они смогли услышать и принять то, что им говорят. Психолог ни в коем случае не должен говорить родителям, что их ребенок плохой, что из него вырастет неизвестно что и т. д. Психологу следует попытаться выяснить с помощью родителей, с чем может быть связано неадекватное поведение (поступок) ребенка. Получив от родителей необходимую информацию, можно приступать к коррекционной работе с ребенком. Практка показывает,что педагогу-психологу в процессе работы нельзя упустить важный момент: коррекция будет действенной только при комплексном педагогическом подходе, когда в работу включены и воспитатель, и психолог и родители. Только при налаженной совместной работе педагогов и родителей со временем можно будет увидеть результат.

О женской инфантильности Интересно, до какого предела можно и нужно быть инфантильной женщине? И нужно ли вообще?Я в последние несколько лет замечаю, что у некоторых.

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Источник

Асоциальное поведение у детей и подростков

Содержание статьи

Особенности подросткового периода

Возраст перехода из детской жизни во взрослую с психологической точки зрения начинается и заканчивается индивидуально. Ребенок начинает стремиться к независимости, хочет найти свое место в социуме, а иногда и изменить ближайшее окружение. У него начинают возникать политические симпатии – нередко они противоположны родительским. Во взглядах проявляется категоричность и нетерпимость – юношеский максимализм. Поведение нередко становится неконтролируемым и агрессивным.

В переходном периоде возникают романтические отношения. Ребенок ищет свою сексуальную идентичность, начинает вести половую жизнь. Он может попробовать курить, употребить алкоголь или наркотики, стремится самостоятельно принимать решения и отвергает все, что кажется ему дискомфортным.

Асоциальное поведение

Асоциальное поведение – устойчивое отклонение от общепринятых норм. Формы асоциального поведения у подростков – эмоциональные, поведенческие и психотические расстройства, нарушения пищевого поведения, склонность к самоповреждению и самоубийствам, употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение. Возможны бродяжничество, участие в азартных играх, сквернословие, ложь, истерические припадки. Источник:
Т.Т. Бязрова
Социальная норма и социальные отклонения в поведении несовершеннолетних
// Актуальные вопросы современной науки, 2010

Виды асоциального поведения

Причины появления у детей

Биологические. Префронтальная кора головного мозга, ответственная за когнитивный контроль, только начинает развиваться. Поэтому при принятии решений мозг задействует лимбическую систему, ответственную за сферу эмоций. Поступки подростка кажутся взрослым нелогичными. В действительности маленький человек еще просто не в состоянии контролировать эмоциональные перепады и потребность в сильных ощущениях. Источник:
А.И. Папкин
Девиантное поведение и психологические пути его профилактики
// Вестник РУДН, Сер. «Психология и педагогика», 2007, №2, с.6-13

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Коррекция асоциального поведения

Девиантное поведение подростка требует незамедлительного реагирования. Схема коррекции включает:

Профилактика и предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних

Направлена на укрепление психического здоровья. Призвана усилить способность контролировать эмоции, отказаться от рискованных форм поведения в пользу альтернатив, выработать жизнестойкость, чтобы справляться с трудными ситуациями. Помогает сформировать благоприятную социальную среду и систему взаимоотношений.

Практические советы родителям

Доверьте ребенку бытовые обязанности, это тренирует ответственность и адекватную самооценку. Дети, следящие за чистотой своей одежды, быстрее наводят порядок в отношениях и делах. Когда ребенок знает, сколько пыли скапливается в комнате за неделю, он начинает ценить труд родителей и соблюдать собственные границы поведения. Источник:
Е.А. Петренко
Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
// Педагогическая наука и практика, 2017, №2(16), с.128-134

Заранее установите правила и санкции за их нарушения. Случайные наказания неэффективны. Кроме того, крик – это демотиватор, а физические наказания – насилие. Они разрушают эмоциональный контакт. В то же время, обсуждать негатив благодушным тоном не совсем логично – подростка просто запутают ваши сигналы. Вы вправе говорит тоном, адекватным ситуации, но не выходя за рамки. Следовать установленным правилам нужно обязательно.

Не используйте в качестве наказания запрет на общение с друзьями. Социальная жизнь и стремление соответствовать ожиданиям сверстников крайне важны для подростка.

С медицинской точки зрения, подросток – еще ребенок. Приобщение к вредным привычкам – это желание испытать новые сильные эмоции. Поэтому не читайте ему морали о здоровье и своих переживаниях, а давайте простые и рациональные объяснения последствий его поступков.

По возможности контролируйте поступление необходимого адреналина – например, путем совместного просмотра фильмов ужасов или катанием на американских горках.

Не принижайте проблемы ребенка и не сваливайте на него свои. Вместо этого выслушивайте, обсуждайте его чувства и делитесь опытом.

Если ребенок найдет понимание в семье, то не будет искать его в альтернативных сообществах. Если подростковый период проходит для вас слишком тяжело, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Источники:

Источник

Какое поведение ребенка можно назвать асоциальным

Ожидайте

Перезвоните мне

какое поведение ребенка можно назвать асоциальным

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какое поведение ребенка можно назвать асоциальным

Аннотация: В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?

Статья:

В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?

Девиантное поведение

Неадекватное поведение ребенка

В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.

Асоциальное поведение детей

Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:

Суицидальное поведение детей

Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.

К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.

Интеграция в социум

Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.

Источник

Асоциальное поведение младших школьников

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Асоциальное поведение младших школьников. Причины. Коррекционная работа.

Шатропова Юлия Але5ксандровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №49
Города Тюмени
Учитель начальных классов

Детство — подготовка к взрослой жизни. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернется нелегкой судьбой.

Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — беспризорное, неласковое, в котором ребенок потерялся, как ненужная вещь.

Асоциальное поведение (от англ. asocial — направленный против общества) — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл.

Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела.

Какие отклонения в поведении младших школьников мы сегодня наблюдаем? (относятся к асоциальным) Их много: грубость, агрессивность, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, безнадзорность (уходят из дома, прогуливают уроки, бесцельное время проведение вне дома), гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); интернет зависимость (одноклассники, контакты и т.д.), курение, употребление алкоголя и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. В начале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины, а затем грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей.

Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле — непознанных.

Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Эти девочки требуют, естественно, особо внимательного подхода, такта, доброжелательной мягкости.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего в младшем школьном возрасте они еще не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т. е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой читая морали невозможно. Профессор А.Б. Сахаров в работе «Правонарушение подростка и закон» отмечает, что 90 % несовершеннолетних правонарушителей — это те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали недостойные поступки, грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. В таких семьях дети видят дурной пример родителей, развиваются без семейного надзора, предоставлены сами себе, легко попадают под дурное влияние. Словом, как говорят педагоги и психологи, трудные дети — это чаще всего дети «трудных» родителей.

Причин, по которым ребенок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Выделим главные:

возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится все менее цивилизованным; (у нас гуманизм, гражданственность, патриотизм, а сейчас на первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера);

школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объемов и интенсивности занятий, повышении темпов;

большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласование между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе;

широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания — от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться;

интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей;

дефекты самооценки, завышение ее, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться;

неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;

отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность);

асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т. п.);

полное безразличие к ребенку (отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к ним) или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых;

сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка, бунт против ограничения самостоятельности;

замедленные темпы умственного, социального и морального развития;

Большую часть жизни ребёнок проводит в школе, и система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности трудного ребёнка, помощи ему в самоутверждении, и на обеспечение сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребёнка: учителей, классного руководителя, администрации и родителей.

Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта истина заложена в профилактическую деятельность по отношению к асоциальному поведению в начальной школе. Работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. В ней участвует классный руководитель, педагог – психолог, родители, педагоги, работающие в классе.

Основная цель профилактической работы – создание условий успешной социализации личности, не склонной к совершению правонарушений и преступлений.

Задачи профилактической работы:

Вести просветительскую работу по предупреждение асоциальных форм поведения младших школьников на основе развития духовно-нравственных компетенций личности, посредством разнообразных форм и методов, способствующих снижению правонарушений и преступлений.

Выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении, причины и условия, способствующие этому, и оказывать им психолого-педагогическую поддержку.

Проводить социально-педагогическую, психологическую коррекцию поведения младших школьников, находящихся в социально опасном положении через индивидуальную работу (консультации) с младшими школьниками и их семьями.

Осуществлять индивидуальную работу с обучающимися, состоящими на разных видах учёта, с целью недопущения повторных правонарушений и преступлений.

Формировать у родителей ответственность за обучение и воспитание детей, за формирование здорового образа жизни детей, за формирование культурных традиций семьи через просветительскую работу с родителями и вовлечение их в организацию и проведение профилактических мероприятий.

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, педагог- психолог совместно с классным руководителем проводят диагностику семей и выявляет различные их категории. (Через анкетирование).

Основные направления профилактической деятельности:

    профилактика правонарушений и преступлений;

    профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

    профилактика отказов посещения школы;

    индивидуальная работa с учащимися;

    взаимодействие с педагогами школы.

    Основные направления коррекционной работы:

    выявление семей учащихся, находящихся в социально-опасном положении и составление банка данных;

    диагностика (причины и условия);

    планирование индивидуальной работы (классный руководитель, педагог-психолог);

    вторичная профилактика правонарушений и преступлений по индивидуальному плану;

    организация и контроль занятости младших школьников в свободное от учёбы время;

    ежедневное отслеживание посещаемости учебных занятий;

    посещение семей, состоящих на разных видах учёта;

    организация отдыха и летней занятости младших школьников;

    заседания психолого-педагогической службы с целью оказания помощи в обучении и воспитании обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    Основные формы профилактической работы:

    беседы и классные часы: («Правила поведения в школе». «Необдуманный поступок и его последствия», «В мире добрых дел» «Обязанности школьника». «В чем разница между правонарушениями и преступлениями?» «Энциклопедия хороших манер»,.);

    встречи с интересными людьми;

    конкурсы рисунков, социальных реклам: ( «Здоровье во имя будущего», «Дети и дорога», «Береги себя», «Расскажи о любимом животном»)

    минипроекты и проекты: («Безопасная дорога в школу», «Спорт и здоровье» и др);

    интеллектуально-познавательные игры: («Азбука дорожных знаков», «В стране здоровячков» )

    викторины на актуальные темы;

    акции: ( «Сбереги дерево», «Твори добро», «Помоги птицам!»);

    веселые старты, спортивные соревнования, походы;

    посещение и демонстрация театрализованных постановок;

    совместные праздники с родителями: («Дни Именинников», «День Матери», «Ласковые слова – маме» и т.д.);

    праздники с учащимися более старших классов: («Аты – баты, шли солдаты…», «День всех влюблённых»).

    Кроме того, просветительская работа по профилактике правонарушений проводится и с родителями обучающихся. Основные её формы – это:

    общешкольные родительские собрания;

    родительские собрания по параллелям;

    родительские собрания класса;

    индивидуальные встречи и консультации педагогов, психолога;

    привлечение родителей к общественной жизни класса: участие родителей в классных часах по профилактике и ЗОЖ, а так же в досуговых мероприятиях.

    Приведу темы родительских собраний по параллелям:

    1 класс «Мера ответственности родителей за воспитание ребенка».

    2 класс «Воспитание сознательной дисциплины», «Наказание и поощрение в семье».

    3 класс «Взаимоотношения в семье», «Поощрения и наказания в воспитании ребенка», «Трудности воспитания: ребёнок и агрессия».

    4 класс «О детской дружбе», «Проблема толерантности в семейном воспитании»

    На заключительных собраниях в мае рассматриваются вопросы летней занятости детей, классными руководителями заполняются бланки летней занятости по каждому ребёнку со слов родителей.

    Изучение структуры свободного времени детей и подростков показывает, что у значительной доли трудных преобладает бесцельное времяпровождение. Их досуг — это пассивное получение удовольствия от слушания эстрадной музыки, просмотра телепередач, бесцельное стояние в подъезде, шатание по улицам. Духовная пассивность, наклонность получать удовольствие с минимальными интеллектуальными затратами является благодатной почвой для развития всяческих отклонений. Следует вывод, что организация досуга школьников — чрезвычайно важное дело и лучшее средство профилактики отклоняющегося поведения.

    Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

    Помогает нам в этом и внеурочная деятельность учащихся, которая должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.

    Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Учащиеся начальной школы имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе.

    Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 100%. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки, клубы, объединения работают в различных направлениях. В этом учебном году учащиеся начальной школы посещают следующие кружки: общеинтеллектуального направления: «Инфознайка»; общекультурного направления: «Творческая мастерская», «Волшебная нить», «Конструирования», «Доноведение» и «Литературная гостиная», фольклорный кружок; оздоровительного направления «Тропинки к здоровью»; социального направления «Азбука пешехода»; научно-познавательного направления : «Логика». Многие дети посещают спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол (ДЮСШ), кружки ДДТ, танцевальные студии, художественную школу, музыкальную школу и т.д. Всё это помогает отвлечь их от улицы, от бесцельного время проведения, противоправных действий.

    И закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *