какое поведение называют правопослушным
Правопослушное поведение,пон-ие и виды.
Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм. Когда же она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка, мы имеем дело с «подчиняющимся» конформизмом.
Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиваться их улучшения законным путем.
Степень конформности в поведении лица во многом зависит от того, насколько оно хочет отождествлять себя с социальной группой, а также от того, каким образом реагирует на него группа. Зависит она как от внутренних, так и от внешних факторов. Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конфортности, тем меньше вероятность отклонения от социальных норм.
Следует помнить, что не всякая сумма определенных индивидов может быть названа социальной группой. К ней следует относить совокупность людей, которых объединяют общие интересы, цели, примерно одинаковый уровень социальных и моральных ценностей.
В социальной психологии группы делят на:
Формальные, т.е. имеющие зафиксированную внешнюю структуру (отделение, экипаж, отдел).
Такие группы могут совпадать и не совпадать.
По социальной направленности группы делятся на социальные и антисоциальные. Между ними существует взаимосвязь, благодаря чему дефекты в функционировании социальной группы могут привести к ее перевоплощению в антисоциальную.
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Правомерное поведение и правонарушение
Понятие, виды, мотивы правомерного поведения
Абсолютное большинство участников общественных отношений ведет себя правомерно, то есть ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности. Это основная и преобладающая форма поведения субъектов — индивидуальных и коллективных.
Правомерное поведение охватывает, прежде всего, наиболее сознательную часть населения, иными словами, законопослушных или правопослушных граждан. А законоуважение — важнейшая черта правового государства, его высокой культуры — общей, политической, юридической, моральной, духовной. Следовательно, правомерное поведение — это такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями.
Такое поведение, как правило, признается правильным и справедливым большинством общества. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе «не запрещенное законом дозволено».
В сфере действия права поведение человека может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным (индифферентным).
Правомерное поведение — важнейшая социальная характеристика личности. В состав правомерного поведения входят следующие элементы:
В специальной литературе выделяются следующие виды и мотивы правомерного поведения.
Социально активное поведение. Это глубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан. Субъект нередко предпринимает решительные действия по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в их борьбе с преступностью.
Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними несогласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Но это все же правомерное поведение, как бы оно ни обеспечивалось, но подчинение закону налицо, следовательно, цели законодателя достигаются.
Привычное поведение. Согласно социологическим опросам примерно одна треть российских граждан соблюдает правовые нормы по привычке, не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Для них правомерное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни.
Конформистское поведение. Данный вид правомерного поведения — менее ценный, чем описанный выше, поскольку в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от «чужого мнения» и поэтому, как правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим. Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась.
Маргинальное поведение. Маргиналы — это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые «группы риска» и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного (маргинальность в переводе с латинского означает край, граница, промежуточность).
Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения индивида. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и другим, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и общественной практики идет речь — культуре, науке, этике, политике, праве.
Правонарушение: понятие, признаки, виды
Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.
Деяние может осуществляться в виде, как действий, так и бездействия.
Действие отличается активностью поведения субъекта (кража, драка, хулиганство, разбой, убийство, нанесение телесных повреждений, вымогательство и т. п.). Бездействие, напротив, характеризуется пассивностью: неисполнение служебных обязанностей должностным лицом (халатность), сон часового на посту или сторожа, охраняющего какой-либо объект; оставление человека в опасном для жизни состоянии, неоказание ему помощи; неуплата налога; неявка в суд и т. д. Словом, лицо обязано было по закону что-то сделать, но не сделало этого.
Противоправное поведение противостоит правомерному.
По своей направленности и содержанию эти понятия выступают как антиподы, характеризуются полярностью, непримиримостью — одно исключает другое.
Конечно, отдельно взятое правонарушение, особенно неуголовного характера, может и не представлять собой большой социальной опасности, но, взятые вместе, в совокупности, они подрывают основы нормальной жизни общества, режим законности и правопорядка.
Вред или ущерб, причиняемый правонарушением, может быть физическим, моральным, материальным, личным, организационным, а также значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, измеряемым и не измеряемым. Вред олицетворяет собой общественную опасность деяния и его нежелательность для общества и личности.
Следует иметь в виду, что не всякое противоправное поведение образует правонарушение — надо, чтобы последнее было результатом свободного волеизъявления индивида, то есть осознанным и, следовательно, виновным. Например, противоправное поведение ребенка или душевнобольного, вообще недееспособного лица не является правонарушением, влекущим юридическую ответственность.
Закон предусмотрел также случаи, когда то или иное деяние формально подпадает под признаки какого-либо правонарушения, но в силу определенных обстоятельств не рассматривается как противоправное (малозначительность, необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.).
Правонарушение включает в себя ряд обязательных признаков, образующих его состав. Установление состава правонарушения является юридической квалификацией содеянного — весьма важной с правовой точки зрения логической операцией, непосредственно затрагивающей судьбу личности
Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к юридической ответственности. Отсутствие хотя бы одного из признаков данного понятия не дает полного состава, а значит, отпадает законное основание для возбуждения дела и привлечения лица к ответственности. Многие уголовные дела прекращаются именно изза отсутствия состава преступления.
В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, в свою очередь, раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков:
Под объектом правонарушения понимается то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Различают общие и специальные, или конкретные, объекты. В качестве общего объекта выступают правопорядок, интересы государства и общества, существующий социально-экономический и политический строй, сложившиеся общественные отношения. Специальные объекты — это конкретные блага, ценности (жизнь, честь, здоровье человека, собственность, имущество, безопасность и т. д.). Любое правонарушение наносит урон как общему объекту, так и конкретному.
Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К таким признакам (чертам, элементам) относятся следующие:
а) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние). Человек может мыслить как угодно, но он не может поступать как угодно. Ответственность может наступить только за действия, а не за мысли;
б) противоправность действия либо бездействия. Данное условие означает, что тот или иной поступок должен нарушать определенную норму права. Если же этого нет, то даже объективно опасное действие не может быть признано противоправным, а, следовательно, наказуемым (например, хирург делает сложную операцию, его действия опасны, но правомерны, никакой правовой нормы не нарушают);
в) вредоносный результат, ущерб, общественная опасность. Без таких последствий поступок не считается правонарушением. Ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности»;
г) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Косвенная связь не имеет значения для квалификации преступления и наступления ответственности.
Для более полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие факультативные (дополнительные) признаки и условия: место, время, способы совершения деяния; группой или в одиночку.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественные устремления злоумышленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения уголовно наказуемой акции. К субъективной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступления.
Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения.
Все это выражается понятием «вина» или «виновность».
Вина выступает в двух формах: умышленная и неосторожная.
В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожная вина также подразделяется на два вида: преступная самонадеянность или легкомыслие и преступная небрежность или халатность.
Прямой умысел — это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления. Косвенный умысел — это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия, либо относился к ним безразлично.
Самонадеянность (легкомыслие) — когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Небрежность (халатность) — когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Виды правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются, прежде всего, на преступления и проступки.
Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие санкции (например, лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение). Преступность всегда существовала и существует во всех странах мира с незапамятных времен.
Проступки — менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовноправовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности, и влекут за собой не наказания, а взыскания.
Различают следующие виды проступков:
Под гражданскими проступками (деликтами) понимается причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т. д. Санкции за такого рода правонарушения — возмещение морального или материального вреда, восстановление нарушенного права, исполнение лежащей на субъекте обязанности, принудительное взыскание долга и другие формы ответственности.
Под административными проступками понимается нарушение норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты, памятники истории и культуры, санитарно-гигиенические требования, правила противопожарной безопасности, эксплуатации транспорта и т. д. Типичные взыскания — штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток (за мелкое хулиганство), исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.
Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций, учреждений, предприятий, других государственных структур. Основные взыскания — выговор, замечание, понижение в должности, лишение премии, увольнение.
Материальные правонарушения (проступки) — это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям. Применяются главным образом правовосстановительные санкции — удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной вещи и т. д.
Процессуальные проступки — это, например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т. д. Санкция — принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу.
Правопослушное поведение
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Социальные нормы выступают основными проводниками влияния общественных отношений на индивидов. Включение человека в систему общественных отношений обеспечивается как за счет усвоения и реализации в его поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю той или иной группы в структуре общества, так и за счет формирования самим индивидом, усваивающим социально-нормативный способ организации деятельности, собственно «личностных» норм, с помощью которых человек предписывает себе определенную позицию, формы поведения и отношений. В процессах деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.
Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону — это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.
Нормативное поведение личности характеризуется рядом психологических особенностей и закономерностей. Оно развертывается в социальной проблемной ситуации, включает в себя процессы выработки и принятия нормативных решений, сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности. Особое влияние на нормативное поведение и на процесс выработки нормативного решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Люди со сходными нормативными системами, демонстрирующие похожие типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Выявление этих типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной проблемной нормативной ситуации.
При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т. е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.
Сознание, в свою очередь, улучшает приспособленность человека к внешнему миру. Сознание формирует внутренний план деятельности человека, его программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия, обладает способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире, осуществляет управление поведением человека.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира.
В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — прогнозирование последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.
Высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания. Наиболее очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности. Большинство исследователей согласны с тем, что осознание теснейшим образом связано с возникновением речи. С появлением языка у человека создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира — представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие наглядных восприятий — формируется механизм самосознания. Оно дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего привходящего, анализировать его и сопоставлять — сравнивать с внешним словом, изучать акт собственного сознания.
Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от ситуации способна оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии своего «Я», т. е. узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования человека, которое приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды. Избирательность отношения человека к группе и коллективу зависит от механизма психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности — от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета
Усвоение человеком необходимых социальных норм и включение их в систему внутренних регуляторов личности наиболее эффективно протекают в ходе общения и взаимодействия людей в нормативной ситуации и в ходе выработки коллективных нормативных решений, совместной групповой деятельности. В этих случаях нормы непосредственно интегрированы с условиями деятельности и успешным достижением групповых и общественных целей. Кроме того, они подкрепляются действенными коллективными санкциями. Для того чтобы личность овладела системами социальных норм, которые действуют в обществе и социальных группах, необходимо непосредственное, активное включение человека в сложные процессы социальных взаимодействий, в коллективную деятельность в различных сферах общественных отношений, необходима разнообразная общественная практика, участие в достижении и реализации социально значимых общественных целей и идеалов.
Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой.
Поведение каждого индивида в условиях внутри левого конфликта зависит как от факторов объективного порядка (основных характеристик, свойств ролевых требований), так и от субъективных факторов, центральным из которых является социально обусловленное истолкование человеком конкретного смысла и значения объективных требований. Причем именно субъективное истолкование непосредственно предрешает акт соответствующего поведения. При формировании сознания человек реализует свое отношение:
— к материальному миру вещей и явлений;
— к другим членам общества;
— к самому себе как личности и члену общества.
Аналогичные этапы можно выявить и в формировании правосознания, в котором появляются и обобщаются его компоненты:
— материальный мир приобретает качество принадлежности (частная, личная и государственная собственность);
— другие люди осознаются и охраняются в своей физической целостности и нравственном достоинстве нормами закона;
— личность объективирует и осознает свои действия и нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.
Виды ответственности можно классифицировать главным образом по видам ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, т. е. на основе объекта ответственности. Так, различают политическую, юридическую, моральную, профессиональную и другие виды ответственности. Говорят и об ответственности более конкретного характера, например: родительской, административной, материальной, дисциплинарной, уголовной и т. д. Конечно, все классификации условны, так как многие виды ответственности в действительности тесно переплетены между собой. В особенности это касается моральной и правовой ответственности, в той или иной мере присутствующих в других ее формах.
Общими для всех сопутствующих ответственности качеств является нормативность личности, ее лояльность к групповым стандартам и усердие в исполнении своих обязанностей.
Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, но и в том, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если, например, по его вине испорчена или уничтожена вещь. Именно такую ответственность следует воспитывать с детства: нужно не наказывать или грозить наказанием за порчу вещей, а сделать так, чтобы ребенок сам видел вред, который он нанес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности.
Формирование ответственности тесно связано с воспитанием гражданственности, ибо гражданственность — это прежде всего ответственность, долг — та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу.
Принято считать, что набор ролевых обязанностей личности в системе социальных отношений характеризует весь диапазон ее ответственности. Однако, поскольку процесс осознания личностью своей ответственности определяется многими факторами, субъективная ответственность иногда расходится с объективной. Подлинная, внутренняя ответственность личности предполагает ее активную жизненную позицию и усиление удельного веса самоуправления в обществе.
Обязанности, т. е. то, что подлежит безусловному исполнению, различаются в зависимости от выполняемых ролевых функций: служебных, семейных, общественных, гражданских и т. п. Виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность не только за что-то, но и перед кем-то, за кого-то, т. е. обнажают общественную ее сущность, раскрывают социальность и тем самым степень включенности личности в систему общественных отношений.
Таким образом, быть ответственным — это прежде всего признавать и защищать ценности своего окружения, своего класса и содействовать реализации его целей.
Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в своем поведении принятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность дать отчет за свои действия. Это подчеркивает в своих работах В. А. Сухомлинский, отмечая способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и осуществлять самоконтроль, а также вмешательство личности в окружающий мир.
Право — не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений.
Правовое регулирование базируется на соотношении прав и обязанностей личности и общества. Права и обязанности выступают как формы и способы реализации того минимума потребностей личности и общества, который обеспечивает существование социальной жизни.
Взаимоотношения государства и личности опосредуются системой юридических прав, свобод, обязанностей, которые очерчивают определенную сферу свободы личности, границы этой свободы. Будучи категориями политико-юридическими, права, свободы и обязанности являются также и этическими категориями, поскольку в них воплощены идеи гуманизма, справедливости, представления о добре, чести, достоинстве.
В своих отношениях с государством личность выступает в качестве гражданина. Понятие «гражданин» раскрывает специфические политико-юридические свойства личности, занимающие важное место в ее общей структуре, в ее социальных характеристиках. Личность есть субстрат тех общественных отношений, в которых протекает ее жизнедеятельность. Государство, разумеется, не сможет абстрагироваться от потребностей человека как природного существа, от моральных и культурных характеристик личности, ее психологической структуры. И, несмотря на то что во взаимоотношениях с государством на передний план выступают политико-юридические свойства личности, в них трансформируются и преломляются также все ее иные качества и структурные особенности, и в первую очередь — ее моральная направленность.
Как известно, структура личности представляет собой единство социально-типичных и индивидуально-своеобразных качеств. В отношениях с личностью государство ориентируется прежде всего на социально-типичные качества, характеризующие ее как представителя определенного класса, социальной общности и т. д. Эти качества формируются под воздействием всех элементов социальной системы — экономических отношений, политической организации общества, права, морали, культуры, духовного климата, образа жизни — и выражают те сложные и многообразные общественные связи, в которые включена личность.
Вместе с тем нельзя забывать и о специфике юридических прав и обязанностей, особенностях их воздействия на психологию личности. Эта специфика состоит в том, что, формируясь в общей системе социальных связей, социальных отношений, они официально закрепляются государством и обеспечиваются государственно-правовыми методами воздействия. Права и обязанности органично включены в общественные связи, в различные виды социальной деятельности людей. Они помогают личности осознавать свое место в общей системе социальных связей и оказывать воздействие на их дальнейшее развитие: опосредуют и регулируют правовые связи, которые представляют собой форму социальных связей, выражающую практические, субъективно мотивированные зависимости между личностью, обществом и государством, между различными людьми.
С социально-психологических позиций права и обязанности включаются в психологию личностей, социальных групп и классов. Преломляясь через психологию личности, права и обязанности опосредуют объективную действительность и индивидуальный опыт личности, тем самым способствуя переводу социального в индивидуальное. Специфика опосредования объективной действительности в системе прав и обязанностей состоит в том, что оно осуществляется в результате действия нормативных предписаний и выбора личностью отношения к правам и обязанностям, реализуемым в практической деятельности. Права и обязанности — это неотъемлемый компонент правового общения людей, в процессе которого происходит трансформация социального, выступающего как система нормативов, адресуемых поведению людей, в индивидуальное, т. е. психологическое осмысление, и переработка социального коллективного в личностную плоскость.
Личностное отношение к правам и обязанностям — это проявление степени усвоения социального, выражаемого в характере принимаемых решений, в мотивах, способах и средствах реализации юридических нормативов. Перевод юридических прав и обязанностей в личностную сферу, их усвоение — одна из важнейших форм социализации личности.
Однако права и обязанности входят в структуру личности не механически, а в преобразованном виде, в форме психологических феноменов. Интерпретация прав и обязанностей показывает сложность взаимодействия объективного и субъективного в структуре личности и на этой основе — систему взаимосвязанных компонентов внутренней структуры личности, через которую проявляют себя общественные силы.
Основные принципы взаимоотношений государства и личности — взаимная ответственность, гармоническое сочетание интересов — опираются на важнейшие категории морали — социальную справедливость, долг, ответственность, свободу, честь, совесть, гуманизм. Эти принципы выступают и как основания оценок любых конкретных ситуаций, объективирующих взаимосвязи государства и личности. Личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков. Это, конечно, не означает их независимости от воздействия со стороны правовой системы или отдельных ее элементов. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов может быть различным. Внешняя (т. е. правовая) обусловленность поведения личности зависит в первую очередь от содержания и формы выражения правовых предписаний, от наличия санкций, а также от способности правоприменительных органов гарантировать реализацию этих предписаний при помощи организационных и принудительных мер.
Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая активность проявляется как способ самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала.
При оценке личности основную роль играют ее социальное лицо и моральные качества. Для этого необходимо определить некоторые понятия.
Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве — действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности — убеждения. Мировоззрение — это система взглядов на окружающую человека объективную реальность.
Идеал — это высшая цель сознательных активных устремлений личности. Часто идеалы выражаются в конкретных образах.
Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за него. В структуру убеждений входят компоненты мышления, эмоций и воли.
Качества и формы направленности связаны с опытом и знаниями, навыками, умениями и привычками данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности.
К основным этическим категориям относятся понятия «долг», «достоинство», «совесть», «честь» и «счастье». Эти понятия имеют тысячелетнюю историю, они разрабатывались в самых различных этических теориях и учениях.
Долг — буквально означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие «долг» довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать, в результате чего у человека появляется обоснованная потребность выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности, с уровнем общественного сознания.
От понятия «долга» неотделимо понятие «честь». Это понятие в наиболее общем виде выражает общественное значение человека (как личности, гражданина, мастера своей профессии и т. д.). Оно выражает также соответствующее самосознание личности, т. е. стремление поддержать свою репутацию, добрую славу, достоинство. При этом понятия «честь» и «достоинство» неразрывно связаны между собой, второе как бы подтверждает и утверждает первое.
Достоинство и честь представляют собой не только осознание личностью общественной значимости своей профессии, любовь к ней и профессиональную гордость, но и постоянное стремление к нравственному совершенствованию, повышению квалификации и качества работы.
С чувством долга, чести и личного достоинства тесно связано понятие совести. В понимании совести, в отличие от других категорий морали, представлено внутреннее нравственное самосознание, сознание моральной ответственности человека за свое поведение, оценка своих мыслей, чувств и поступков сообразно с действующими в обществе нравственными нормами. Совесть — это внутренний нравственный судья человека. Совесть сочетается с такими социальными ценностями, как честность и правдивость, справедливость и нравственная чистота, уважение прав других людей и своих обязанностей.
Заключение
С первых стадий цивилизации право (разумеется, со многими различиями в разных странах) так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер — публичного и частного права.
Публичное право — это область «государственных дел», т. е. само устройство и сама деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, регулирование аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовное преследование и ответственность и т. д.; словом, институты, построенные на началах власти и подчинения, на отношениях субординации.
Частное (гражданское) право — это область «частных дел», т. е. статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования и др.; институты, построенные на началах автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненности между собой.
Список литературы
2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник – СПб., 2006.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.