какое поведение называют правоисполнительным
Какое поведение называют правоисполнительным
Учебник «Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии» известного специалиста в области общей и юридической психологии, доктора психологических наук, профессора М. И. Еникеева полностью соответствует учебной программе курса «Юридическая психология». Он широко апробирован в многолетней практике преподавания как в Московской государственной юридической академии (МГЮА), так и в других юридических учебных заведениях.
Данный учебник отличается глубоким современным научным содержанием, систематичностью, доступностью и тщательной дидактической проработанностью. В нем последовательно раскрываются основные проблемы правовой, криминальной и судебной психологии. Книга вооружает студентов необходимыми профессиональными знаниями по правовой социализации личности, психологическим особенностям преступников различных категорий, психологии познавательно-поисковой деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях.
Автор всесторонне рассматривает проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного и гражданского судопроизводства, систематизирует приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, исследует предмет и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Особенно актуальны рассмотренные в учебнике темы «Психология терроризма и массовых беспорядков», «Социально-психологические аспекты преступности», «Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений» и др.
В отличие от других подобных изданий настоящий учебник содержит подробное изложение общепсихологических основ юридической психологии. В нем рассматривается психология не только уголовного судопроизводства, но и гражданско-правовой регуляции.
Представляемая книга в значительной мере является результатом продолжительных научных исследований автора, которые воплотились в его докторской диссертации «Система категорий юридической психологии» и в ряде других кардинальных научных работ.
Профессор М. И. Еникеев разработал ряд фундаментальных научных проблем, существенных для криминологии и криминалистики, — факторы детерминации преступного поведения, психология личности преступника, психологические основы общей теории расследования и криминалистической диагностики, психология отдельных следственных действий, вопросы судебно-психологической экспертизы и др.
М. И. Еникеев является соавтором широко известной книги «Психология преступления и наказания» (М., 2000).
М. И. Еникеев стоял у истоков формирования юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Первая его работа «Судебная психология» была издана в 1975 году. Минвузом СССР была утверждена составленная им первая учебная программа по курсу «Общая и юридическая психология», а издательство «Юридическая литература» опубликовало первый систематический учебник «Общая и юридическая психология», утвержденный Министерством общего и профессионального образования. Последующие учебники М. И. Еникеева непрерывно совершенствовались в научном и методическом аспектах.
Предлагаемый читателю учебник может быть с полным основанием признан базовым для юридических вузов. Он будет полезен и интересен не только для студентов и преподавателей, но и для работников правоохранительных органов.
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии
В наше время изучение человека переросло в общую проблему всей системы научного познания. Вне психологических знаний не может развиваться ни одна отрасль гуманитарной науки. По словам лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, все современные науки должны иметь своей мерой человека. И уж вполне очевидно, что правоведение невозможно без человековедения.
Изучение юридической психологии возможно только на основе знаний по общей и социальной психологии. Нельзя понять мыслительную деятельность следователя без раскрытия сущности, структуры и закономерностей процесса мышления, а допрос свидетелей и других участников уголовного процесса будет малоэффективным без знания закономерностей ощущения, восприятия и памяти.
Между тем существующие учебные издания по юридической психологии не дают систематизированных знаний по психологии, а ограничиваются лишь эмпирическими психолого-образными рекомендациями по организации в основном уголовного судопроизводства. Не исследуются психологические основы гражданского правового регулирования и других отраслей права. Автор данного учебника стремился преодолеть указанные недостатки.
Среди значительной части юристов распространено мнение, что юридическая психология является лишь факультативным предметом в юридическом образовании. Психология не осмысливается еще как концептуальный источник права, как основной инструмент реализации права. Но вся исторически сложившаяся парадигма естественного права есть не что иное, как признание необходимости основывать право на естественных закономерностях человеческого поведения.
Однако в трактовке роли психологии в правовой регуляции нельзя допускать и неоправданного психологизма (свойственного отечественной психологической школе права Л. Петражицкого). Право в своей сущности — социально детерминированное явление. Оно призвано посредством обязательных норм реализовывать базовые социальные ценности данного общества. В механизме же правовой регуляции психологические проблемы выходят на передний план. Наряду с этим психологию нельзя рассматривать и как служанку правоисполнения. Сама теория права и правоприменения немыслима без учета психологии человека. Вне психологии невозможно составить представление о правосубъектной сущности современного права.
Знание юридической психологии — один из показателей профессиональной компетентности юриста.
Курс «Юридическая психология» раскрывает психологию правоисполнительного и правонарушающего поведения, существенные стороны правосознания, детерминацию и психологические механизмы преступного поведения, психологические основы эффективной познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, психологию коммуникативной деятельности следователя, систему приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, психологию отдельных следственных действий, проблему справедливости и эффективности уголовного наказания, психологические основы ресоциализации осужденных и др.
Изучая общепсихологические основы юридической психологии, необходимо экстраполировать каждый комплекс психологических проблем на определенную сферу юридической деятельности. Так, например, необходимо понимать, что закономерности ощущений и восприятия имеют первостепенное значение для оценочной деятельности следователя при производстве допроса, а без знания закономерностей памяти нельзя диагностировать ложность показаний, оказать мнемическую помощь допрашиваемому лицу.
Изучая структуру мышления человека в нестандартных ситуациях, читатель, по существу, уже знакомится с основами эвристического мышления следователя, а знакомясь с психологией организации социальной группы — подготавливается к усвоению, психологии групповых преступлений.
Весь курс юридической психологии следует понимать как раскрытие психологической стороны сущности права, правового регулирования.
Само законотворчество не может быть эффективным без учета психологии его адресатов, а понять и правильно оценить виновность нарушителя закона невозможно без выявления его мотивационных особенностей. При расследовании преступлений в условиях противодействия заинтересованных» лиц следователь должен быть вооружен научно обоснованной системой приемов правомерного психического воздействия, а для назначения судебно-психологической экспертизы необходимо знать предмет этой экспертизы, поводы обязательного и факультативного ее назначения. Уже из самого краткого анализа некоторых проблем юридической психологии становится очевидным, что психология для юриста — не второстепенный, факультативный предмет, а базовая основа его профессиональной компетентности.
Правосознание и правоисполнительное поведение
Правосознание — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и регуляцией правозначимого поведения; совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение людей, социальных групп, общества к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.
Правосознание — психологическая основа реализации права. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.
Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее право-значимых установок — вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.
Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.
Общественное правосознание — сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией — системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.
В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.
Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.
На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением личности о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни индивидуального правосознания проявляются при осознании личностью сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.
Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью компетентных взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.
В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.
Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.
В повседневном поведении людей существенное значение приобретают модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.
Оценочная сторона индивидуального правосознания выражается в личностном отношении человека к правовым явлениям, определении их смысла и значения.
Регулятивная функция правосознания связана с контролированием правозначимого действия и оценкой его результатов. Регулятивная сторона правосознания — проявление правосознания в действии, правомерном поведении.
Правомерное поведение — поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат основным устоям общества, выраженным в правовых нормах.
Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании — солидарности личности с правом или в правовом негативизме — отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью и осуществляется на установочном уровне.
Правосознание и связанные с ним правовая идеология и правовое мировоззрение — одна из основных сфер духовной жизни общества и личности, определяющих престиж права, его ценность и эффективность в данном обществе.
Правосознание — явление субъективное, социопсихическое. Оно в большей мере коррелирует с сущностью права, чем с отдельными правовыми нормами, с субъективным пониманием правомерности, правовой целесообразности; механизм общей оценки правозначимых явлений, нередко выражающийся не в обоснованных умозаключениях, а в правовой интуиции, чувстве правомерности и законности.
Однако в содержание правосознания входит и конкретно-смысловая трактовка правозначимых категорий и понятий. Это зависит от правовых традиций общества, от его социально-исторического опыта. Для российского общества характерна тенденция умаления правового значения многих социальных отношений. Различно и отношение к праву разных социальных групп. А эпоха советского тоталитаризма выработала у общества особое, «просительное» отношение к праву.
В последнее время резко возросла мотивация получения правовых знаний. Однако отдельные социальные слои и группы по-прежнему находятся в состоянии полной правовой безграмотности. Для большинства же членов нашего общества право ассоциируется только с императивным законом, а понятие «закон» — по-прежнему скорее связано с понятием «обязанности», но не с правами человека. Массовый правовой нигилизм постоянно подкреплялся нарушением закона со стороны властных структур.
В качестве же правовой идеологии и правового мировоззрения правосознание образует ядро правовой культуры общества, определяет уровень развития права в данном обществе, способность членов общества к правовому мышлению, научной организации законодательства, реализации правоприменительных, процедур.
Правосознание нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, его способностью к соционормативной саморегуляции.
Дефекты правосознания — не столько «правовые пробелы», сколько негативное отношение к социальным требованиям, противопоставление им узкоэгоистических, своекорыстных интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения — не дефекты правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти дефекты порождают.
Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три уровня:
В ряде случаев индивидуальное поведение личности может быть правомерным, законоисполнительным, но мотивы такого поведения могут иметь конъюнктурный характер. (Не лишенный прозорливости Остап Бендер в определенной мере проявлял социальную адаптированность, не желая вступать в конфликт с уголовным кодексом, но его поведение было близким к поведению асоциальному.)
Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений — проявления социально неадаптированного поведения.
Правосознание как отражательно-регулятивный психический механизм связано с различными объектами отражения.
В зависимости от специфики правозначимого объекта отражения можно выделить различные сферы правосознания. Они соответствуют различным отраслям права и видам правоотношений.
Как и сознание в целом, правосознание может быть теоретическим и эмпирическим.(обыденным).
В зависимости от конкретных носителей правосознание может быть массовым и локальным, стихийным и специализированным и, как уже отмечалось, общественным, групповым и индивидуальным.
Различные социальные общности обладают и своим уровнем общего психического развития, и определенным уровнем развития их правосознания. Вектор правосознания возвышается от асоциальных групп до глубоко социализированных слоев общества.
Праворегулирующие органы должны постоянно располагать объективной научной информацией о состоянии правосознания общества в целом и отдельных социальных общностей, осуществлять конкретное адресное воздействие на общности с критически низким уровнем правосознания.
Эффективность же правоприменения зависит от правосознания правоисполнителей, их социально-правовой компетентности. Многие правовые решения зависят от понимания юристом психологической сущности исследуемого им социального явления. Принимая решение по внутреннему убеждению, юрист должен быть уверен не только в том, что он правильно использова категории формального права, но и в том, что учел законы человеческого бытия, социально-психологические механизмы взаимодействия людей.
Осуществляя судопроизводство, юрист призван быть специалистом в области механизмов человеческого поведения, хорошо понимать те поломки этого механизма, которые он должен исправить.
Правосознание юриста должно быть правозащитным. Правосознание же населения зависит от состояния правопорядка в данном обществе. Оно особенно чувствительно к состоянию государственного управления обществом.
Коррумпированность значительной части российских государственных чиновников наносит непоправимый урон общественному сознанию, ведет к резкому отчуждению части, населения от власти и тех законов, которые эта власть принимает.
Наше общество бесповоротно вступило на путь цивилизованного развития. Однако экономические, идеологические и психологические травмы, нанесенные тоталитаризмом, остаются пока трудноисправимыми. Не только власть, но и само общественное сознание еще не вполне готовы к принятию и осуществлению кардинальной социальной реформации на основе личностной автономии, частной собственности и частной предпринимательской инициативы. Утрачен сам навык свободного частного бытия человека. Хорошие законы во многих случаях отторгаются плохими привычками, раболепием перед власть имущими чиновниками.
Социально-экономический кризис нашего общества сопровождается, к сожалению, резким возрастанием правового нигилизма. Преступные организации стали, по существу, самостоятельной не только экономической, но и политической силой. Дестабилизация государственного управления, дефекты правовой системы и практики правового регулирования резко снизили уровень массового правосознания. Неуважение к закону порождается и противостоянием региональных и федеральных законов. Инструкции местных начальников обретают большую силу, чем власть закона. Соблюдение прав человека ущемляется повсеместно. Между тем известно, что там, где нет законной свободы, там неизбежно торжествует власть беззакония. Подавляющее большинство населения не верит и в то, что перед законом все равны. 20% трудоспособного населения включено в криминальную экономику! На вопрос: «Каким способом можно взыскать долг с должника?» — 40,5% респондентов высказались за обращение к «крыше».
Примечательно и то, что в качестве «крыши» выступают не только криминальные элементы, но и ветеранские организации, бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, частные охранные фирмы, сотрудники налоговой службы и даже работники прокуратуры.
Противоречивость нашего бытия порождает противоречивость массового правосознания. Сформирована «парадоксальная личность, которая способна одновременно и принять, и отвергнуть социальные нормы».
Дестабилизационные процессы, возникшие в нашем обществе, вызвали резкое ослабление соционормативной саморегуляции. Возникло описанное еще Э. Дюркгеймом явление аномии, при котором люди сознательно уходят от обязывающих социальных норм из-за невозможности удовлетворения их насущных потребностей правомерными способами.
Недостаточная правовая организованность социально-экономического пространства приводит к массовому уходу людей в «дикое поле».
Ослабление связи личности с обществом неизбежно ведет к ее соционормативному саморазрушению. Личность уходит в малые замкнутые группы, игнорируя общенормативные требования больших социальных групп и общества в целом. И уже только в жестко организованных корпоративных группах личность может найти необходимые условия для своего существования. Такова социально-экономическая и социально-психологическая цена некомпетентных социальных перестроек. И было бы, по крайней мере, наивно объяснять возникшую в этих условиях массовую девиантность дефектами правосознания. Не правосознание само по себе, а реальные социально-экономические условия определяют особенности человеческого поведения.
Правосознание, конечно, регулирует правозначимое поведение членов общества, но само правосознание определяется условиями их повседневной жизни.
Раздел II. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 2. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
§ 2. Правосознание и правоисполнительное поведение
Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.
В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.
Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.
На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением личности о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни индивидуального правосознания проявляются при осознании личностью сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.
Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью компетентных взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.
В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.
Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.
В повседневном поведении людей существенное значение приобретают модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.
Оценочная сторона индивидуального правосознания выражается в личностном отношении человека к правовым явлениям, определении их смысла и значения.
Однако в содержание правосознания входит и конкретно-смысловая трактовка правозначимых категорий и понятий. И это зависит от правовых традиций общества, от его социально-исторического опыта. Для российского общества характерна тенденция умаления правового значения многих социальных отношений. Различно и отношение к праву различных социальных групп. А эпоха советского тоталитаризма выработала у общества особое, «просительное» отношение к праву [100].
В последнее время резко возросла мотивация получения правовых знаний. Однако отдельные социальные слои и группы по-прежнему находятся в состоянии полной правовой безграмотности. Для большинства же членов нашего общества право ассоциируется только с императивным законом. Понятие «закон» все еще больше ассоциируется с понятием «обязанности», а не с правами человека.
Массовый правовой нигилизм постоянно подкреплялся «презумпцией виновности».
В качестве же правовой идеологии и правового мировоззрения правосознание образует ядро правовой культуры общества, определяет уровень развития права в данном обществе, способность членов общества к правовому мышлению, научной организации законодательства, реализации правоприменительных процедур.
Правосознание нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, его способностью к соционормативной саморегуляции.
Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три уровня:
Определить уровень общей и правовой социализации личности можно лишь на основе выявления подлинных мотивов ее поведения.
В ряде случаев индивидуальное поведение личности может быть правомерным, законоисполнительным, но мотивы такого поведения могут иметь конъюнктурный характер. (Не лишенный прозорливости Остап Бендер в определенной мере проявлял социальную адаптированность, не желая вступать в конфликт с уголовным кодексом, но его поведение было близким к поведению асоциальному.)
Правосознание как отражательно-регулятивный, психический механизм связано с различными объектами отражения.
В зависимости от специфики правозначимого объекта отражения можно выделить различные сферы правосознания. Они соответствуют различным отраслям права и видам правоотношений.
Как и сознание в целом, правосознание может быть теоретическим и эмпирическим (обыденным).
Различные социальные общности обладают и своим уровнем общего психического развития, и определенным уровнем развития их правосознания. Вектор правосознания возвышается от асоциальных групп до глубоко социализированных слоев общества.
Праворегулирующие органы должны постоянно располагать объективной научной информацией о состоянии правосознания общества в целом и в отдельных социальных общностях, осуществлять конкретное адресное воздействие на общности с критически низким уровнем правосознания.
Эффективность же правоприменения зависит от правосознания правоисполнителей, их социально-правовой компетентности. Многие правовые решения зависят от понимания юристом психологической сущности исследуемого им социального явления. Принимая решение по внутреннему убеждению, юрист должен быть уверен не только в том, что он правильно использовал категории формального права, но и в том, что учел законы человеческого бытия, социально-психологические механизмы взаимодействия людей.
Осуществляя судопроизводство, юрист призван быть специалистом в области механизмов человеческого поведения, хорошо понимать те «поломки» этого механизма, которые он должен исправить.
Правосознание юриста должно быть правозащитным. Правосознание же населения зависит от состояния правопорядка в данном обществе. Оно особенно чувствительно к состоянию государственного управления обществом.
Массовая коррумпированность значительной части наших государственных чиновников наносит непоправимый урон общественному сознанию, ведет к резкому отчуждению части населения от власти и тех законов, которые эта власть принимает.
Наше общество бесповоротно вступило на путь цивилизованного развития. Однако экономические, идеологические и психологические травмы, нанесенные тоталитаризмом, остаются пока трудноисправимыми. Не только власти, но и само общественное сознание еще не вполне готовы к принятию и осуществлению кардинальной социальной реформации на основе личностной автономии, частной собственности и частной предпринимательской инициативы. Утрачен сам навык свободного, частного бытия человека. Хорошие законы во многих случаях отторгаются плохими привычками, раболепием перед власть имущими чиновниками.
Социально-экономический кризис нашего общества сопровождается, к сожалению, резким возрастанием правового нигилизма. Преступные организации стали, по существу, самостоятельной не только экономической, но и политической силой. Дестабилизация государственного управления, дефекты правовой системы и практики правового регулирования резко снизили уровень массового правосознания. Неуважение к закону порождается и противостоянием региональных и федеральных законов. Инструкции местных начальников обретают большую силу, чем власть закона. Соблюдение прав человека ущемляется повсеместно. Между тем известно, что там, где нет законной свободы, там неизбежно торжествует власть беззакония. Подавляющее большинство населения не верит и в то, что перед законом все равны. 20 % трудоспособного населения включено в криминальную экономику! [72] На вопрос: «Каким способом можно взыскать долг с должника?» 40,5 % высказалось за обращение к «крыше» [145].
Примечательно и то, что в качестве «крыши» выступают не только криминальные элементы, но и ветеранские организации, бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, частные охранные фирмы, сотрудники налоговой полиции и даже работники прокуратуры.
Противоречивость нашего бытия порождает противоречивость массового правосознания. Сформирована «парадоксальная личность, которая способна одновременно и принять, и отвергнуть социальные нормы» [158,94].
Дестабилизационные процессы, возникшие в нашем обществе, вызвали резкое ослабление соционормативной саморегуляции. Возникло описанное еще Э. Дюркгеймом явление аномии, при котором люди сознательно уходят от обязывающих социальных норм из-за невозможности удовлетворения их насущных потребностей правомерными способами.
Недостаточная правовая организованность социально-экономического пространства приводит к массовому уходу людей в «дикое поле».
Ослабление связи личности с обществом неизбежно ведет к ее соционормативному саморазрушению. Личность уходит в малые замкнутые группы, игнорируя общенормативные требования больших социальных групп и общества в целом. И уже только в жестко организованных корпоративных группах личность может найти необходимые условия для своего существования. Такова социально-экономическая и социально-психологическая цена некомпетентных социальных перестроек. И было бы по крайней мере наивно объяснять возникшую в этих условиях массовую девиантность «дефектами» правосознания. Не правосознание само по себе, а реальные социально-экономические условия определяют особенности человеческого поведения.
Правосознание, конечно, регулирует правозначимое поведение членов общества, но само правосознание определяется условиями их повседневной жизни.