какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

Тест по логике с ответами

Укажите важнейшие причины зарождения логики как науки:

Выберите один ответ.

a. необходимость исторического видоизменения форм религии под видом рационального знания

b. чрезмерное количество мифов в древнем мире

c. развитие математики, естествознания и ораторского искусства Верно

d. рост числа педагогов без рабочих мест в древнем мире

e. политический вес Аристотеля

f. отсутствие развития в других областях духовной жизни

Баллов за ответ: 1/1.

Законы объективного мира представляют собой:

Выберите один ответ.

a. устойчивую, повторяющуюся связь явлений и событий Верно

b. зафиксированные людьми в письменном виде открытия

c. продукт конвенции ученых

d. лучшее доказательство хаотичности и бессмысленности мира

e. универсальное опровержение теодицеи

Баллов за ответ: 1/1.

Логика как наука зародилась:

Выберите один ответ.

a. в древности Верно

d. в эпоху Возрождения

Баллов за ответ: 1/1.

Найдите правильно построенное умозаключение:

Выберите один ответ.

a. Все адвокаты имеют юридическое образование. Этот человек имеет юридическое образование. Значит, он адвокат.

b. Если человек ничего не потерял, то он это имеет. Это человек не терял рога. Значит, он рогат.

c. Все, что золото, блестит. Эта вещь блестящая. Значит, она золотая.

d. Все лица, имеющие высшее образование, имеют диплом о высшем образовании. Перед нами человек с высшим образованием. Значит, у него есть диплом о высшем образовании. Верно

e. Многие студенты, получающие неудовлетворител ьные оценки на экзаменах, не готовятся к занятиям. Многие из тех, кто не готовится к занятиям, имеют серьезное хобби. Значит, многие из тех, кто получают неудовлетворител ьные оценки, имеют серьезное хобби.

f. Все, кто с нами, не против нас. Этот человек не с нами. Значит, он против нас.

Предметом изучения логики является:

Выберите один ответ.

a. правильность мышления Верно

b. истинность суждений

c. логическая непротиворечивос ть суждений друг другу

d. соотношение стандартности и нестандартности мышления

e. правильный путь в жизни без ошибок и промахов

Объектом изучения логики является:

Выберите один ответ.

a. мыслящий человек

b. ошибающийся человек

c. поиск правильного пути в жизни

d. психическая деятельность во всем многообразии ее форм

f. ошибки в мышлении

Баллов за ответ: 1/1.

Какая функция речи рассматривается в логике как наиважнейшая:

Выберите один ответ.

a. объяснения в любви

b. средство манипулирования людьми

c. передача информации и развитие знания Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Какой термин следует исключить из перечня важнейших форм чувственного постижения мира:

Выберите один ответ.

b. потрясения Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Логика как наука представляет собой:

Выберите один ответ.

a. рассуждения философов о добре и зле, о смысле жизни

b. учение о внутреннем мире человека

c. учение о законах и формах правильного мышления Верно

d. представления человечества о самом целесообразном, прагматически верном пути развития

e. обобщение важнейших законов математики и физики

Баллов за ответ: 1/1.

Какой термин обозначает в логике и других науках целостный образ предметов или явлений, который был сохранен в памяти или является продуктом воображения:

Выберите один ответ.

a. представление Верно

Баллов за ответ: 1/1.

По сравнению с лингвистическими логических форм:

Выберите один ответ.

a. значительно больше

b. примерно одинаково

d. нельзя никак сравнивать

Баллов за ответ: 1/1.

Логическая форма – это:

Выберите один ответ.

a. структура, строение мыслей Верно

b. непререкаемый эталон мышления

c. то же самое, что и логический закон

d. необходимо упрощенная модель мышления

e. стандартный, общепринятый ход мыслей

Баллов за ответ: 1/1.

Объекты разных наук могут:

Выберите один ответ.

a. не существовать в реальной действительности

b. совпадать друг с другом Верно

c. взаимоисключать и взаимообуславлив ать друг друга

d. замалчивать друг друга

e. противоречить здравому смыслу

Баллов за ответ: 1/1.

Формальная логика является частью:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Основателем логики как науки был древнегреческий философ:

Выберите один ответ.

d. Аристотель Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие в формальной логике считается регистрирующим:

Выберите один ответ.

c. пациент московской городской поликлиники № 7 Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Укажите несравнимое с точки зрения формальной логики понятие для понятия ВРАЧ:

Выберите один ответ.

a. больничный лист; Верно

b. человек без высшего образования;

c. инвалид 1 группы;

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие находится в отношении несовместимости объемов для понятия «преподаватель»:

Выберите один ответ.

a. мастер спорта по боксу

b. человек, имеющий вредные привычки

c. человек без ученой степени

d. новорожденный Верно

e. человек, имеющий судимость

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие находится в отношении пересечения объемов для понятия «обеденный перерыв»:

Выберите один ответ.

a. время с 12.00 до 13.30 Верно

d. обеденный перерыв в магазине

Баллов за ответ: 1/1.

Укажите понятие, которое в формальной логике считается конкретным:

Выберите один ответ.

d. преступник; Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие находится в отношении соподчинения для понятия «уголовное право»:

Выберите один ответ.

a. судебное заседание

d. гражданское право Верно

e. исправительно-тр удовое учреждение

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия ДЕРЕВО:

Выберите один ответ.

d. корневая система;

Баллов за ответ: 1/1.

Укажите выражение, которое по своей логической форме является понятием:

Выберите один ответ.

a. собака громко лает

b. громко лающая собака Верно

c. не все собаки громко лают

d. та и не собака, которая громко не лает

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие в формальной логике считается единичным:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие считается несобирательным в формальной логике:

Выберите один ответ.

d. салон автомобиля

Баллов за ответ: 1/1.

Можно ли уменьшить объем понятия «Московский Кремль» (т.е. ограничить его):

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Какое понятие в формальной логике можно считать логически несравнимым для понятия «лектор»:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Укажите пример замены логической процедуры деления членением целого на части:

Выберите один ответ.

a. в составе слова существуют такие части, как приставка, корень, суффикс, окончание; Верно

b. среди слов существуют существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные и др. части речи;

c. слова могут быть изменяемыми и неизменяемыми по падежам и числам;

d. слова могут быть заимствованными из других языков и незаимствованным и;

Баллов за ответ: 1/1.

Можно ли увеличить объем понятия «Московский Кремль» (т.е. обобщить его):

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Укажите понятие, которое с точки зрения формальной логики является регистрирующим:

Выберите один ответ.

b. город, имеющий много исторических достопримечатель ностей промышленный город;

c. город, построенный на территории СССР в период 30-х гг. ХХ века; Верно

Источник

Какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

361. Понятия «Париж» и «столица Франции» находятся в отношении:
равнозначности

362. Понятия «четное число» и «нечетное число» находятся в отношении:
противоречия

363. Понятия, позволяющие охарактеризовать высказывание или описываемую в нем ситуацию с той или иной точки зрения, называются:
модальными понятиями

364. Понятиям — 1) девушка, 2) футболист, 3) юноша — соответствует отношение по объему:
какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

365. Понятиям — 1) мужчина, 2) женщина, 3) незамужняя женщина — соответствует отношение по объему:
какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

366. Понятиям — 1) успевающий студент, 2) студент, 3) человек — соответствует отношение по объему:
какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

367. Популярная индукция — это:
обобщение, в котором путем перечисления устанавливают повторяемость признака у некоторых явлений класса, на основе чего проблематично заключают о его принадлежности всему классу явлений

368. Построение и выдвижение аргументационной конструкции — это:
деятельность аргументатора

369. Постулаты, выражающие такие отношения между понятиями, которые безусловно верны и не требуют доказательства, характерны для использования метода
аксиоматического

370. Посылками называются(-ется):
суждения, из которых выводится новое знание (также имеющее форму суждения)

371. Правдоподобное умозаключение — это:
умозаключение, в котором вероятность следования меньше 100%

372. Правильное умозаключение — это:
то, в котором между посылками и заключением имеет место отношение логического следования

374. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:
единичное понятие

375. Предикатом называется та часть высказывания, в которой
отображается признак предмета мысли

Источник

Какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

Алексей Кузнецов запись закреплена

вторая лекция ответы

2 лекция
1)Укажите среди данных словесных выражений понятия:
Ваш ответ : Студент.
Верно!
2)Укажите понятие с наибольшим объёмом:
Ваш ответ : Европейские страны
Верно!
3)Укажите понятие с наибольшим содержанием:
Ваш ответ : Книги в библиотеке МГТА по специальности юриспруденция
Верно!
4)Укажите понятие с наибольшим объёмом:

Ваш ответ : Красные или сладкие яблоки
Верно!
5)Определите, какое из перечисленных понятий является конкретным
Ваш ответ : женщина
Верно!
6)Определите, какое из данных в следующих предложениях понятий употреблено в собирательном смысле:

Ваш ответ : Моря и океаны занимают 2/3 земной поверхности.
Верно!
7)Установите, какое из перечисленных понятий является пустым:

Ваш ответ : обобщение
Верно!
16)Правильно ли проведена операция обобщения трёх понятий? «Полярная звезда, созвездие Малой Медведицы, созвездие»
Ваш ответ : нет
Верно!
17)Правильно ли проведена операция ограничения трёх понятий? «Университет, факультет, студенческая группа».
Ваш ответ : нет
Верно!
18)Какие ошибки вы видите в данном определении?

Ваш ответ : слишком узкое определение
Верно!
19)Какие ошибки вы видите в данном определении?

Ваш ответ : слишком широкое определение
Верно!
20)Какие ошибки вы видите в данном определении?

«Соната — это музыкальное произведение, написанное в сонатной форме»

Ваш ответ : круг в определении
Верно!
21)Какие ошибки вы видите в данном определении?

«Информация — это не материя и не энергия»

Ваш ответ : отрицательное определение
Верно!
22)Какие ошибки вы видите в данном определении?

«Собака — это друг человека»

Ваш ответ : неясное определение
Верно!
23)Определите, в каких случаях у нас логическое деление в отличие от деления на части
Ваш ответ : Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных
Верно!
24)Определите, в каких случаях у нас логическое деление в отличие от деления на части
Ваш ответ : Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной
Верно!
25)Определите, в каких случаях у нас деление на части в отличие от логического деления

Ваш ответ : Тело человека делится на туловище, конечности, голову
Верно!
26)Определите, в каких случаях у нас деление на части в отличие от логического деления

Ваш ответ : Университет делится на факультеты
Верно!
27)Определите ошибку операции деления.

«Леса делятся на лиственные и хвойные».

Ваш ответ : неполное деление
Верно!
28)Определите ошибку операции деления.

«Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и парламентарные».

Ваш ответ : изменение основания деления
Верно!
29)Определите ошибку операции деления.

«Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные, зубы мудрости, а также зубы, подверженные кариесу»

Ваш ответ : члены деления не исключают друг друга
Верно!
30)Постройте классификацию для данных понятий:

«Католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм». Укажите понятие, соответствующее ближайшему роду для понятий «протестантство, православие, католичество».

Ваш ответ : христианство
Верно!
31)Постройте классификацию для данных понятий:

«Католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм». Укажите понятия, соответствующие видовым, для понятия «буддизм».

Источник

Тестирование по логике (ответы на вопросы теста)

Ответы на билеты по предмету: Логика (Пример)

Содержание

1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Логика как наука представляет собой

Объектом изучения логики является

Предметом изучения логики является

Объекты разных наук могут

Законы объективного мира представляют собой

Закон и закономерность – это термины, между которыми имеется следующее соотношение

Формальная логика является частью

Термин, ближайший по смыслу термину символическая логика

Какой термин следует исключить из перечня важнейших форм чувственного постижения мира

Какой термин обозначает в логике и других науках целостный образ предметов или явлений, который был сохранен в памяти или является продуктом воображения

Логическая форма – это

Исключите термин, который обозначает явление, не принадлежащее к числу важнейших форм мышления

Укажите термин, наиболее близкий термину понятие

Правильность в логике определяется как

Укажите верное соотношение свойств истинности и правильности

Найдите правильно построенное умозаключение

Найдите вопрос, который может быть рассмотрен в логике как риторический

Определите неправильно построенное умозаключение

Найдите неправильно построенное умозаключение со скрытой ложностью посылок

Какой язык не используется в формальной логике

Логика как наука зародилась

Основателем логики как науки был древнегреческий философ

Укажите важнейшие причины зарождения логики как науки

Какой из названных ниже мыслителей практически не занимался вопросами формальной логики

Какой термин не имеет отношения к формальной логике

Какая функция речи рассматривается в логике как наиважнейшая

2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Найдите выражение, которое по своей логической форме не является понятием

Укажите выражение, которое по своей логической форме является понятием

Каков объем понятия «аудитория»?

Каков объем понятия «отделение милиции»?

Каков объем понятия «компьютер»?

Если увеличить содержание понятия «студент», что произойдет с его объемом

Если уменьшить содержание понятия «студент заочного факультета», что произойдет с его объемом

Можно ли уменьшить объем понятия «Московский Кремль» (т.е. ограничить его)

Можно ли увеличить объем понятия «Московский Кремль» (т.е. обобщить его)

Выберите правильный вариант выполнения логической операции обобщения понятия «Московский Государственный индустриальный университет»

Укажите неправильный вариант выполнения логической операции ограничения понятия «высшее учебное заведение»

Можно ли обобщить понятие «материя» (в значении философская категория)

Укажите правильный вариант выполнения логической операции обобщения понятия «студент»

Укажите правильный вариант обобщения понятия «профессор»

Укажите правильный вариант обобщения понятия «дерево»

Укажите правильный вариант ограничения понятия «дерево»

Укажите правильный вариант ограничения понятия «лес»

Укажите ошибку узкого определения

Укажите пример подмены определения метафорой

Укажите ошибку широкого определения (без нарушения правила ясности)

Укажите пример подмены логически правильного определения этимологией слова

Какое из следующих определений не является примером нарушения правила ясности

Укажите определение, которое является тавтологичным

Какое определение является широким в одном отношении и узким в другом

Какое из определений является номинальным (определение имени)

Какое из определений является реальным (определение предмета)

Какое из следующих выражений представляет собой определение через отношение к своей противоположности

3. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Что такое суждение с точки зрения формальной логики

В естественном языке суждение выражается

Понятие, которое соответствует предмету суждения, в формальной логике называется

Понятие, которое соответствует признаку предмета в суждении, называется

Количественная характеристика субъекта в суждении называется

Найдите сложное суждение

Какое суждение не является простым атрибутивным

Какое суждение является единичным

Какое суждение является частным

Какое суждение является общим

Какое суждение является общеутвердительным

Укажите частноотрицательное суждение

Укажите частноутвердительное суждение

Какое суждение является общеотрицательным

Какое суждение не является общеутвердительным

Какое суждение по своей логической форме является не общеотрицательным, а общеутвердительным (используется риторический прием усиления через двойное отрицание)

Какое суждение не соответствует логической форме «Некоторые S есть Р»

К какому виду принадлежит суждение «Многие люди близоруки»

К какому виду принадлежит суждение «Ни один дельфин не является рыбой»

К какому виду принадлежит суждение «Интеллектуальная собственность охраняется законом»

К какому виду принадлежит суждение «Некоторые преступления не являются раскрытыми»

В каком отношении находятся субъект и предикат в суждении «Ни одна сосна не является березой»

В каком отношении находятся субъект и предикат в суждении «Некоторые люди меланхолики»

В каком отношении находятся субъект и предикат в суждении «Большинство москвичей являются владельцами дачных участков»

В каком отношении находятся субъект и предикат в суждении «Все поэты пишут стихи»

Суждение «Бога нет» в формальной логике считается

К какому виду принадлежит суждение «Александр старше Сергея»

4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Какое выражение по своей логической форме не является умозаключением

Какое выражение по своей логической форме является умозаключением

Какое выражение будет являться правильным вариантом осуществления процедуры превращения суждения «Все адвокаты имеют юридическое образование»

Какое выражение будет являться правильным вариантом осуществления процедуры обращения суждения «Все розы имеют шипы»

Какое выражение будет являться итогом правильного выполнения процедуры противопоставления предикату для суждения «Металлы электропроводны»

К какой разновидности принадлежит следующее умозаключение: «Все металлы электропроводны. Железо – металл. Поэтому железо электропроводно»

Как правильно осуществить обращение суждения «Большинство людей психически вменяемы»

Как называется следующая разновидность преобразования суждения «Все адвокаты являются юристами по образованию» – «Ни один адвокат не является человеком без юридического образования»

Одной из разновидностей дедуктивных умозаключений являются

Простой категорический силлогизм имеет

Связь между субъектом и предикатом вывода в простом категорическом силлогизме выполняет

Фигура и модус простого категорического силлогизма это

Какая ошибка допущена в следующем рассуждении, построенном по типу простого категорического силлогизма: «Движение вечно. Хождение в институт вечно. Следовательно, хождение в институт вечно»

Какая ошибка допущена в следующем умозаключении, построенном по типу простого категорического силлогизма: « Многие дикари любят ярко раскрашивать свое лицо. Многие современные женщины любят ярко раскрашивать свое лицо. Следовательно, многие современные женщины – дикари»

Какая ошибка допущена в следующем рассуждении «Все аудитории нуждаются в проветривании. Моя комната – не аудитория. Поэтому, она не нуждается в проветривании»

Какая ошибка допущена в следующем рассуждении: «Все поэты крайне впечатлительны. Валентин крайне впечатлителен. Следовательно, он поэт»

Какая ошибка допущена в следующем рассуждении, построенном по типу простого категорического силлогизма: «Все произведения Чехова нельзя прочитать за один день. Рассказ «Попрыгунья» — произведение Чехова. Следовательно, рассказ «Попрыгунья» нельзя прочитать за один день»

К какому виду принадлежит следующее умозаключение «Все рыбы дышат жабрами, а окунь – рыба»

Определите вид следующего умозаключения: «Если сумма цифр числа

34. не делится на 3, то оно не делится на

3. Сумма цифр числа

3. Следовательно, число

34. не делится на 3»

Какая фигура простого категорического силлогизма представлена в следующем рассуждении: «Все художники тонко чувствуют природу. Петров тонко чувствует природу. Следовательно, Петров – художник»

5. ВОПРОС КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Что такое базис (матрица, предпосылка) вопроса

Укажите вопросительное предложение, которое с точки зрения формальной логики представляет собой риторический вопрос

Найдите вопрос, который содержит в себе уловку сокрытия необоснованности утверждения

Только один из следующих вопросов не содержит уловки сокрытия необоснованности утверждения. Найдите его.

Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «Какой вопрос считается логически некорректным?»

Укажите вопрос, который мог бы претендовать на статус логически провокационного

Укажите недоопределенный вопрос

Только один вопрос из следующего перечня может быть расценен как логически корректный. Укажите его.

Определите вид вопроса «Кто и когда стал первым президентом Российской Федерации»?

Определите вид вопроса «Кто был основателем логики как науки»?

Определите вид вопроса «Вы присутствовали вчера на лекции?»

Найдите сложный соединительный вопро

Выдержка из текста

Приводится вопрос и несколько вариантов ответа. Правильный вариант ответа подчеркнут

Источник

Какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия дерево тест

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления

Логика – один из обязательных предметов в высших учебных заведениях. В последнее время она также изучается в некоторых средних учебных заведениях. Практика показывает: тем, кто познакомился с логикой в школьные годы, намного легче осваивать эту науку в вузе. Книга состоит из четырёх основных глав, теста, ста занимательных задач. Первые три главы посвящены логическим формам: понятию, суждению и умозаключению, четвёртая – рассказывает о важнейших законах логики и распространённых нарушениях этих законов, которые делают наше мышление запутанным, речь – неясной, а значит, мешают полноценно общаться и понимать друг друга. Каждую тему завершают вопросы и задания для самопроверки и закрепления материала. Примеры, содержащиеся в книге, показывают практическую значимость логики для современного человека.

Тест состоит из ста заданий закрытого типа (при нескольких вариантах ответа на каждый вопрос, только один является правильным). Для выполнения теста обязательны теоретические знания по логике.

Сто занимательных логических задач, представленных в книге, различаются по типу построения и уровню сложности. Объединяет их то, что для правильного решения задач требуется нестандартный подход и творческая работа мысли. Задачи направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения; они могут развлечь в часы досуга. Для решения задач не обязательны теоретические знания по логике, достаточно жизненного опыта и смекалки, т. е. интуитивной логики, которой в большей или меньшей степени обладают все люди, независимо от пола, возраста и уровня образования. Ко всем задачам приведены ответы и комментарии.

Книгу завершает список литературы, рекомендуемый для дальнейшего, более широкого изучения предмета.

Надеемся, что книга вам понравится, а изучение логики станет интересным и увлекательным.

В словаре приведены определения наиболее важных логических терминов, его можно рассматривать как конспект курса логики, построенный по алфавитно-терминологическому принципу.

Логика – наука о формах и законах правильного мышления.

Эта наука появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Её создателем считается знаменитый древнегреческий философ и учёный Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет своё практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны исключительно как памятники старины, но некоторые из них пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно её) и логика Аристотеля. В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая (математическая, современная) логика, которая является разделом высшей математики. Однако наша книга посвящена исключительно аристотелевской логике.

Так зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни? Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях.

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чём угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе… Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причём если содержание нашего мышления чрезвычайно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.

Приведём простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все караси – это рыбы», «Все треугольники – это геометрические фигуры», «Все стулья – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трёх высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все сосны – это деревья», «Все города – это населённые пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все тигры – это хищники».

Другой пример: возьмём три различных по содержанию высказывания: «Если наступает осень, то опадают листья», «Если завтра пройдёт дождь, то на улице будут лужи», «Если вещество – металл, то оно электропроводно». Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если A, то B». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: «Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку», «Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать», «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы».

Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; её интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.

Если по содержанию высказывание: «Все комары – это насекомые», – является нормальным, а высказывание: «Все Чебурашки – это инопланетяне», – абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, так как она занимается формами мышления, а форма у этих высказываний одна и та же: «Все A – это B».

Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения.

Существует всего три формы мышления:

1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.

2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».

3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *