какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Оттепель в СССР: характеристика периода, основные события

Содержание:

Вторая половина пятидесятых годов считается началом смягчения обстановки в СССР. Оттепель в Советском Союзе длилась до середины шестидесятых годов. Население страны истинно верило в социализм, изменения в государстве. Поводом для появления надежды стал двадцатый съезд КПСС. Народ стремился к пониманию государства, люди искали творческую свободу, духовную волю. Они были нацелены на выражение собственных взглядов, мыслей через литературные произведения, искусство. Основные изменения, которые должны были начаться в период оттепели в СССР:

Оттепель СССР, годы которой пришлись на экономический кризис в стране, вызывала у властей опасения. Настроения большинства людей говорили о нежелании признавать авторитет правителей во многих направлениях. Войско, крестьяне, работники культуры устали от постоянных гонений, тюрем и расстрелов. В то же время государство не могло отказаться от контроля научной, культурной сфер жизни страны.

Оттепель в СССР завершилась в шестидесятые годы, когда культурная среда снова оказалась под давлением. Особенно это коснулось литературы. Правители требовали допускать к печати исключительно идейные произведения в официозном стиле, однако в них практически отсутствовал художественный стиль. Личность писателя снова была зажата рамками властей.

Период оттепели – годы, основные даты

Оттепель, годы которой ограничиваются 1950-1960, приходится на период правления Хрущева. Никите Сергеевичу удалось продержаться на посту почти девять лет. Он успел провести тотальное реформирование, о результатах которого до сих пор спорят политологи и историки.

Хрущев начал оттепель с важнейшего события – амнистии. В 1953 году были прекращены многие дела сталинского режима. Второй задачей было восстановление внешнеполитических контактов с соседями, обеспечение эффективного взаимодействия. Первыми странами, с которыми удалось наладить связь, стали Югославия и Австрия.

По приказу власти стартовало массовое возвращение народностей, переживших депортацию, на Родину. Земля вернулась к калмыкам, чеченцам, балкарцам, ингушам и карачаевцам. Было уделено особое внимание восстановлению их республик. Другие важные аспекты:

Лишь в 1964 г после снятия Никиты Сергеевича с управленческих должностей завершился этап оттепели. Однако реализация ряда идей продолжалась вплоть до семидесятого года.

Период оттепели в СССР – годы Хрущева, отображение в искусстве

Когда умер советский диктатор Сталин, члены партии приняли решение управлять страной по коллективному принципу. Договор был подписан незадолго до назначения Хрущева. Сталинскими протеже также оставались Маленков и Берия. Никита Сергеевич самостоятельно выдвинул свою кандидатуру на пост правителя. Его отец – простой крестьянин, сам Хрущев был необразованным человеком, поэтому в другое время ему вряд ли удалось бы занять руководящую должность. Но после ухода Сталина у него появился шанс. Управленец показал себя как полную противоположность диктатору. Это снисходительный, общительный человек, вызывающий положительное отношение со стороны низших по должности лиц. Это обеспечило ему колоссальную поддержку.

Основные политические и идейные приоритеты в период оттепели:

Никита Сергеевич не стал генеральным секретарем, несмотря на предложения со стороны правительства. Его полностью устраивала должность первого секретаря. С 1956 года появились шестидесятники. Это люди, молодые годы которых пришлись на начало смягчений диктаторского режима. Они рассматривали коммунистические идеалы, но оставались верны свободе, были заинтересованы в знакомстве с жизненным укладом других государств на западе.

Что такое оттепель в СССР – политические, идеологические аспекты

Свобода слова, как ракета, ворвалась в круги творческой интеллигенции. Люди почувствовали освобождение от диктатуры, что способствовало культурному развитию всего народа. Важные политические и идейные моменты правления Хрущева:

Источник

Хрущевская Оттепель

Иногда думаешь: все кончено, точка, а на самом деле — это начало. Только другой главы.

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Хрущевская оттепель характеризовалась следующими изменениями в СССР:

Многие говорят, что Хрущев дал стране свежий глоток воздуха после жесткого сталинского правления. Однако, проблема заключается в том, что оттепель в СССР была крайне противоречивой и непоследовательной. Фактически за внешними элементами демократизации были запущены процессы, перевернувшие управление страной, закрепившие власть Хрущева, и заложившие фундамент для будущего развала.

Противоречивость оттепели

Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.

Изменения в культуре

Изменения в просвещении

Наука была одной из приоритетных областей СССР в послевоенные годы. Достаточно сказать, что расходы на науку за 20 лет увеличились в 12 раз. Результаты были отличные:

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Тест по теме «Хрущевская оттепель»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по теме «Хрущевская оттепель»

1. Первая волна реабилитации жертв, заключенных в сталинские лагеря, охватила 1,2 млн. человек и пришлась на период:

1) 1953-1955 гг. 2) март-июнь 1953 г.

3) июль-декабрь 1953 г. 4) 1953-1954 гг. 5) февраль-декабрь 1956 г.

2. Критика культа личности без указания этой личности могла привести не только к осуждению инициатора репрессий, но и политического режима. Так считал:

1) Н.С. Хрущев 2) Г.М. Маленков 3) Г.К. Жуков

4) Н.А. Булганин 5) К.Е. Ворошилов

3. ХХ съезд КПСС состоялся в феврале … года:

1) 1954 2) 1955 3) 1956 4) 1957 5) 1958

4. Ликвидация отраслевых министерств и создание на местах территориальных советов народного хозяйства началась в… году:

1) 1955 2) 1956 3) 1957 4) 1958 5) 1959

5. Введенные Н.С. Хрущевым новшества вызвали недовольство:

1) партийных работников 2) госаппарата и кадровых военных

3) интеллигенции, рабочих и крестьян

4) верно 1 и 2 5) верно 1, 2 и 3

6. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был:

1) обвинен в «волюнтаризме» 2) обвинен в «субъективизме»

3) отстранен от руководства партией и страной

4) отправлен на пенсию 5) верно все указанное

7. Пенсии колхозникам были введены:

1) с завершением коллективизации 2) во исполнение Конституции 1936 г.

3) лично Г.М. Маленковым 4) при Н.С. Хрущеве

5) по решению мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС

8. Первый искусственный спутник земли был запущен в … году:

1) 1953 2) 1954 3) 1955 4) 1956 5) 1957

9. Первый полет человека в космос состоятся в … году:

1) 1958 2) 1959 3) 1960 4) 1961 5) 1962

10. Успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты СССР провел в … году:

1) 1955 2) 1956 3) 1957 4) 1958 5) 1959

11. О прекращении состояния войны с Японией СССР объявил в … году:

1) 1955 2) 1956 3) 1957 4) 1958 5) 1959

12. 8-летнее образование вместо обязательной семилетки ввели в … году:

1) 1958 2) 1959 3) 1960 4) 1961 5) 1962

13. В период «хрущевской оттепели» приоритет в научных разработках отдавался:

1) генетике и кибернетике 2) космическим программам

3) военно-промышленному комплексу 4) теории научного коммунизма

5) глубокому изучению истории КПСС

14. Настоящим потрясением для миллионов людей стала публикация в период «оттепели» произведения (ний) А. Солженицына:

1) «Один день Ивана Денисовича» 2) «Матренин день»

3) «Архипелаг ГУЛАГ» 4) всех указанных 5) верно 1 и 2

15. Термин оттепель по отношению к периоду пребывания у власти Н.С. Хрущева позаимствован из одноименного произведения:

1) А.Т. Твардовского 2) В. Овечкина 3) К. Симонова

4) А.И. Солженицына 5) И.Г. Эренбурга

16. Варшавский договор, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил социалистических стран был подписан в … году:

1) 1953 2) 1955 3) 1957 4) 1959 5) 1950

17. Кто из советских писателей получил Нобелевскую премию, но был вынужден отказаться от нее:

1) А. Солженицын 2) Е. Евтушенко 3) Б. Пастернак 4) В.Маяковский

18 . Когда произошел Карибский кризис:

1) в 1959 г. 2) 1962 г. 3) в 1964 г. 4) в 1967 г.

19. Какое из названных понятий стало распространяться в СССР в период «оттепели»?

1) многопартийность 2) реабилитация

3) акционирование 4) репарации

20. Какое последствие для СССР имело проведение десталинизации во второй половине 1950-х годов?

1) прекращение преследования инакомыслящих

2) начало реабилитации ранее репрессированных людей

3) отмена положения о руководящей роли партии

4) ликвидация идеологического контроля в обществе

21. Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе:

1) Н. С Хрущева 2) Л. И. Брежнева

3) Ю. В. Андропова 4) М. С. Горбачева

22. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил положение о:

1) необходимости принятия новой Конституции СССР

2) переходе к политике гласности

3) переходе к рыночным отношениям

4) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем

23. Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?

1) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали

2) строительство Днепрогэса

3) запуск первого в мире искусственного спутника Земли

4) строительство Магнитогорского металлургического комбината

24. В каком году было начато освоение целинных и залежных земель?

1) 1954 г. 2) 1961 г. 3) 1965 г. 4) 1982 г.

25. Что из перечисленного характеризовало экономику СССР в 1960 – 1964 гг.?

1) деятельность совнархозов 2) существование акционерных банков

3) свободное хождение иностранной валюты

4) частная собственность на средства производства

26. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) начало реабилитации жертв политических репрессий

2) отмена карточной системы

3) запуск первого искусственного спутника Земли

27. Какие из названных мер относились к социальной политике Н. С. Хрущёва?

А) повышение зарплаты рабочим

Б) увеличение продолжительности рабочей недели

В) выдача паспортов колхозникам

Г) увеличение пенсионного возраста

Д) установление государственных пенсий колхозникам

Е) проведение антиалкогольной кампании

Укажите верный ответ.

1) АБЕ 2) АВД 3) БВГ 4) ГДЕ

28. Какие события, явления свидетельствовали о кризисе политики Н. С. Хрущева в начале 1960-х гг.?

А) прекращение критики культа личности И. В. Сталина

Б) недовольство военных сокращением армии

В) закрепление в Конституции СССР руководящей роли КПСС

Д) сокращение посевных площадей

Е) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

Укажите верный ответ.

1) АВД 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД

29. Преобразования в области сельского хозяйства, проведенные в период руководства Н. С. Хрущева

1) сокращение государственных заготовок сельскохозяйственной продукции

2) предоставление полной самостоятельности колхозникам

3) укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств

4) увеличение налогообложения сельхозпредприятий

30. Какие из названных событий относятся к культурной жизни в СССР в период «оттепели»?

А) издание постановления с критикой романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия»

Б) проведение первого в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

В) сокращение численности научных и культурных учреждений

Г) проведение Международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского

Д) запрет публикации произведений А. А. Ахматовой и М. А. Зощенко

Е) публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГД

31. Какое внешнеполитическое событие произошло в 1956 г.?

1) Разрыв отношений СССР с Югославией

2) Подписание руководителем СССР Хельсинкских соглашений

3) Подавление советскими войсками восстания в Венгрии

4) Урегулирование Карибского кризиса.

32. Что было одним из результатов освоения целины?

1) Повышение уровня продуктивности сельского хозяйства в Центрально-Нечерноземном районе

2) Увеличение урожайности на Украине

3) Включение в севооборот пастбищных земель в Казахстане

4) Введение частной собственности на землю.

33.Берлинский кризис был:

1) в 1958г. 2) в 1961г. 3) в 1964г. 4) в 1965 г.

34.В организацию ОВД не вошли:

1) Румыния 2) ГДР 3) Куба 4) Польша

35. Что стало причиной сокращения урожаев через несколько лет после освоения целины?
1) Неурожайные годы в начале 1960-хгг.
2) Эрозия почвы, вызванная хищническим использованием ресурсов земли
3) Недостаток рабочих рук после отъезда домой первых добровольцев

36. В период правления Н.С. Хрущева произошло следующее событие:

2) правозащитное движение;

3) вывод советских войск из Афганистана;

4) расширение прав союзных республик.

37. Одной из причин демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году было недовольство:

1) увеличением пенсионного возраста;

2) ликвидацией подсобных хозяйств;

3) повышением цен на мясо и молоко;

4) отменой паспортов у колхозников.

38. Стиль управления, который не считается с объективными законами, реальными условиями и возможностями, называется:

1) «субъективизм»; 2) «культ личности»;

3) «волюнтаризм»; 4) «гедонизм».

39. Какое прозвище получил Н.С. Хрущев в народе:

1) «кремлевский мечтатель»; 2) «Никита-говорун»;

3) «Коба»; 4) «кукурузник».

40. На заседании какой организации Н.С. Хрущёв стучал по столу ботинком?

3) СЭВ; 4) Лига Наций.

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Номер материала: ДБ-119727

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема 31. СССР в период оттепели (1953-1964 гг.)

Внутренняя политика СССР в период оттепели (Power Point * PDF)

Власть и общество в период оттепели. Культурная и социальная политика (Power Point * PDF)

Внешняя политика СССР в период оттепели (Power Point * PDF)

Хронология:

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Знать на карте: государства — члены НАТО, государства — члены ОВД

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

Знать на карте: США, Куба, Гавана, Вашингтон, Майами, Гуантанамо, зона морской блокады Кубы 180 кораблями США в октябре 1962 г.

Имена (обязательные для ЕГЭ по истории имена выделены жирным шрифтом):

Великобритания: Уинстон Черчилль * Энтони Иден

Франция: Эдгар Фор * Ги Молле * Шарль де Голль

Югославия: Иосип Броз Тито

Албания: Энвер Ходжа

Венгрия: Матьяш Ракоши * Ласло Райк * Янош Кадар * Имре Надь * Эрнё Герё

Китай (КНР): Мао Цзэдун

Китай (Гоминьдан) Чан Кайши

Северная Корея: Ким Ир Сен

Южная Корея: Ли Сын Ман

Израиль: Моше Даян

Термины (обязательные для заданий № 3 и № 4 ЕГЭ термины выделены жирным шрифтом):

ЦК КПСС * ГУЛАГ * МГБ * МВД * КГБ * АЭС * ТУ-104 * КВН

КПЮ * КПЧ * ФРГ * ГДР * НАТО * КПК * НОАК * КНР * КНДР * ОВД

События всеобщей истории из списка ФИПИ в период 1945-1953 гг. (для заданий ЕГЭ № 1 и № 11):

Практика:

Вопросы (для устного ответа):

Тема «Внутренняя политика СССР в период оттепели»:

1) С чем было связано сокращение членов Президиума ЦК КПСС сразу после смерти Сталина?

2) Что такое система «коллективного руководства» и в чем она выражалась?

3) Перечислите всех членов Президиума ЦК КПСС на момент марта 1953 г., указав пост, который занимал каждый из членов Президиума. Как вы считаете, кто из этих политиков обладал наибольшей властью весной 1953 г. и почему?

4) Оцените характер и масштабы амнистии 1953 года.

5) Почему именно Берия — виновник массовых репрессий времен сталинизма — выступил инициатором первой послесталинской амнистии?

6) Каковы причины поражения Берии в борьбе за власть в 1953 году?

7) Какие недостатки советской экономики обсуждались в высших эшелонах власти в 1953 г.? Какие позиции были высказаны по решению этих проблем?

8) Чем отличались позиции Маленкова и Хрущева по аграрному вопросу?

9) С какими проблемами столкнулась политика по освоению целины, начатая в 1954 году?

10) Какие изменения в социальной политике провозгласил XX съезд КПСС?

11) Какие решение по внешней политике СССР были приняты на XX съезде? Объясните понятие «мирное сосуществование». Почему СССР перешел к политике «мирного сосуществования»? Приведите несколько причин.

12) Кто из членов Президиума ЦК до XX съезда выступал против публичной десталинизации, а кто — за нее?

13) Можно ли считать сталинистами противников публичной десталинизации из Президиума ЦК? Свое мнение аргументируйте.

14) Приведите факты, доказывающие, что курс на десталинизацию взял в 1953-1956 гг. не только Хрущев, но и некоторые другие члены Президиума ЦК КПСС. При ответе на этот вопрос обязательно воспользуйтесь материалами «Новой газеты».

15) Доклад Хрущева о культе личности часто называют «секретным». Что позволяет и что не позволяет считать доклад таковым?

16) Чем вызвано появление постановления ЦК о преодолении культа личности и его последствий от 30 июня 1956 г.?

17) Сравните текст этого постановления ЦК от 30 июня 1956 г. с докладом о культе личности Хрущева на XX съезде. Приведите цитаты, показывающие расхождения в трактовке культа личности в этих двух документах.

18) Как, с вашей точки зрения, повлияло разоблачение сталинских преступлений на ХХ съезде на прочность советского общественного строя?

19) В чем противоречия отношений власти и интеллигенции в первые годы после XX съезда КПСС?

20) Расскажите о реабилитации жертв политического террора, проведенной после XX съезда.

21) Чем была вызвана совнархозная реформа 1957 года? Чем объясняется ее неудача?

22) Объясните, каким образом Хрущев удержался у власти в ходе июньских событий 1957 г., несмотря на то, что против него выступили 7 из 11 членов Президиума ЦК КПСС.

23) Каковы основные политические итоги разгрома «антипартийной группы» в 1957 г.? Как вы считаете — к усилению или ослаблению власти Хрущева привели события 1957 года? Свое мнение аргументируйте.

24) Объясните, что крамольного было в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

25) Что с вашей точки зрения является основной причиной травли поэта Бориса Пастернака в 1958-1959 гг. — содержание романа «Доктор Живаго» или тот факт, что роман был опубликован за границей? Свою точку зрения аргументируйте.

26) С чем связан запрет публикации романа Гроссмана «Жизнь и судьба»?

27) Какие изменения во внутренней политике принесли XXI и XXII съезды КПСС? Сравните их с XX съездом 1956 года.

28) Чем вызвана публикация таких смелых произведений как стихотворения «Наследники Сталина» Евтушенко (1962, газета «Правда») и повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицына (1962, журнал «Новый мир»).

29) Прочитайте отклики советских читателей на повесть «Один день Ивана Денисовича» (представлены в презентации). За что читатели «Нового мира» хвалили и за что клеймили повесть Солженицына?

30) Охарактеризуйте роль редактора «Нового мира» Александра Твардовского в событиях оттепели.

31) Чем вызваны знаменитые выступления Хрущева на выставке авангардистов в Манеже в 1962 г. и на встречах с творческой интеллигенцией в Кремле (где Хрущев громил Вознесенского и др.)? Являются ли эти действия исключительно спонтанной реакцией эмоционального первого секретаря ЦК КПСС?

32) Какова роль Сергея Королева в выдающихся достижениях космонавтики конца 1950-х — начала 1960-х годов?

34) С чем был связан созыв внеочередного XXI съезда КПСС в 1959 г. и переход к семилетнему плану?

35) Объясните понятие «штурмовщина». Прочтите о «Рязанской афере» и перескажите этот сюжет.

36) Расскажите о «кукурузной эпопее». Почему события кукурузной лихорадки часто приводят в качестве примера хрущевского «экономического волюнтаризма»?

37) Назовите недостатки и преимущества «хрущевок», массовое строительство которых началось в период «оттепели».

38) Приведите примеры, доказывающие непоследовательность и противоречивость социальной политики времен «оттепели».

39) Перечислите причины недовольства Хрущевым со стороны разных слоев советского общества (крестьяне, горожане, интеллигенция, номенклатура).

Тема «Внешняя политика СССР в период оттепели»:

1) Как была пересмотрена внешнеполитическая доктрина СССР в первые годы после смерти Сталина?

2) Чем были вызваны волнения в странах Восточной Европы в 1953-1956 гг.?

3) Перечислите государства, входившие в ОВД (Организацию Варшавского договора) и государства, входившие в НАТО на момент 1955 г. При ответе на вопрос используйте карту (см. раздел «География»).

5) Какие вопросы рассматривались на Женевском саммите 1955 г.? Какие предложения были сделаны США и СССР по решению этих вопросов?

6) Как связаны улучшение отношений СССР и Югославией с роспуском Коминформа в 1956 г.?

7) Докажите, что несмотря на потепление отношений с СССР, Югославия оставалась нейтральной социалистической страной.

8) Сравните Венгерский кризис 1956 г. с волнениями в ГДР в 1953 г. Назовите сходства и различия этих событий.

9) Как египетская революция 1952 г. повлияла на международную обстановку на Ближнем востоке и на арабо-израильский конфликт в частности?

10) Прочтите основную информацию об идеологии, которую проповедовал Насер будучи руководителем Египта. Расскажите о ней.

11) С чем было связано сближение СССР с режимом Насера в 1950-е годы? Приведите несколько объяснений.

12) Кто из непосредственных участников Суэцкого кризиса (Великобритания, Франция, Египет, Израиль) с вашей точки зрения в большей степени виноват в развязывании конфликта? Свое мнение аргументируйте.

13) Какие цели преследовал каждый из прямых (Великобритания, Франция, Египет, Израиль) и косвенных (США, СССР) участников Суэцкого кризиса?

14) Чем объясняется поражение Франции, Великобритании и Израиля в Суэцком конфликте?

15) Охарактеризуйте деятельность СССР при разрешении Суэцкого кризиса.

16) Какие вопросы должны были рассматриваться на парижском саммите 1960 г.?

17) Что такое инцидент U-2 по Свердловском и какую роль он сыграл в развитии Холодной войны на рубеже 1950-х-1960-х годов? Почему СССР столь последовательно отвергал идею «открытого неба»?

18) Охарактеризуйте действия Никиты Хрущева на Парижской конференции 1960 года. Насколько оправданной была столь эмоциональная реакция на шпионский скандал? Свое мнение аргументируйте.

19) Расскажите о новом (на 1961 год) президенте США Джоне Кеннеди. Что позволяет о нем судить как о политике нового поколения?

20) Как «немецкое экономическое чудо» связано с обострением германской проблемы в начале 1960-х годов?

21) Кто был в большей степени заинтересован в строительстве Берлинской стены — руководство СССР или руководство ГДР? Свое мнение аргументируйте.

22) Какими причинами была обусловлена Кубинская революция 1953-1959 гг.?

23) Как, с вашей точки зрения, грамотнее назвать революцию на Кубе 1959 г. — национально-освободительной или социалистической? Свое мнение аргументируйте.

24) Какие действия Фиделя Кастро привели к конфликту революционной Кубы и США?

25) Сравните историю сближения Кубы с СССР в 1960-е гг. с историей сближения Египта с СССР в 1950-е гг. Приведите сходства и различия.

26) Охарактеризуйте действия США и СССР в ходе Карибского кризиса. Какое из государств, с вашей точки зрения, в большей степени виновато в том, что мир находился в октябре 1962 г. на волоске от ядерной войны? Свое мнение аргументируйте.

27) Смоделируйте ситуацию, при которой война между СССР и США 27 октября 1962 г. стала реальностью. По какому сценарию стали бы разворачиваться события?

28) Охарактеризуйте личную роль, которую сыграли Никита Хрущев и Джон Кеннеди в том, что Карибский кризис не привел к ядерной войне.

29) Кто из участников противостояния выиграл в результате Карибского кризиса? Свою точку зрения аргументируйте.

30) Как вы думаете, почему коммунистическое руководство Кубы во главе с Кастро расценило компромисс Кеннеди и Хрущева в ходе Карибского кризиса как «предательство» со стороны Советского Союза?

№ 3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям), происходившим в СССР в период 1953-1964 гг.

1) дефолт; 2) совнархоз; 3) спутник; 4) мирное сосуществование; 5) целина; 6) референдум.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

№ 3. Ниже приведён перечень аббревиатур. Все они, за исключением двух, появились в период 1945–1955 гг.

1) НАТО; 2) АЭС; 3) ГОЭЛРО; 4) СЭВ; 5) КПСС; 6) ГКЧП.

Найдите и запишите порядковые номера аббревиатур, относящихся к другому историческому периоду.

№ 4. Напишите пропущенное слово.

Комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954-1960 гг. путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке получил название «освоение _________________».

№ 7. Какие из перечисленных ниже событий относятся к 1953-1964 гг.? Выберите три события.

1) создание Коминформа

2) исключение СССР из Лиги Наций

3) запуск первого искусственного спутника Земли

4) вывод советских войск из Австрии

5) советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском

6) первый визит руководителя СССР в США

№ 10. Прочтите отрывок из постановления Президиума ЦК КПСС и укажите фамилию, дважды пропущенную в тексте.

«Учитывая также поданное т. ____________________ заявление, Президиум ЦК КПСС постановляет:

Удовлетворить просьбу т. ____________________ об освобождении его от обязанностей Первого секретаря, члена Президиума ЦК и председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.

Признать нецелесообразным в дальнейшем объединять в одном лице обязанности Первого секретаря ЦК и председателя Совета Министров СССР».

№ 12. Прочтите отрывок из исторического источника.

Как репрессии 1935-1937 гг., так и репрессии послевоенного времени – 1949-1950 гг. были совершены или по прямым указаниям Сталина, или с его ведома и одобрения. Какой огромный вред стране нанесло это истребление кадров, ставшее возможным только в условиях безудержного господства во всей жизни культа личности Сталина!

Вред культа личности далеко не исчерпывается истреблением ленинских кадров, людей, выросших и воспитанных под непосредственным руководством Владимира Ильича Ленина. Как на XX, так и на настоящем съезде с достаточной полнотой был вскрыт большой, нередко непоправимый вред культа личности в различных областях хозяйственной, политической и идеологической жизни.

Ленинградская партийная организация, как и вся партия, единодушно осудила культ личности Сталина, одобрила меры, направленные на ликвидацию его вредных последствий. В ходе обсуждения итогов XX съезда КПСС на многих партийных собраниях и собраниях трудящихся Ленинграда уже тогда принимались решения о том, что пребывание тела тов. Сталина в Мавзолее Владимира Ильича Ленина, рядом с телом великого вождя и учителя мирового рабочего класса, создателя нашей славной партии и первого в мире пролетарского государства, несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями. (Возгласы из зала: «Правильно!». Бурные аплодисменты).

Теперь, когда делегатам съезда, всей партии и всему народу стали известны многие другие факты беззакония и несправедливости, совершённые как самим Сталиным, так и участниками антипартийной группы – Молотовым, Кагановичем, Маленковым, теперь вопрос о переносе тела Сталина из Мавзолея Владимира Ильича Ленина коммунисты и беспартийные выдвигают вновь и ещё более настойчиво. (Аплодисменты)».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В тексте пропущено имя А.А. Жданова.

2) Вопрос об упоминаемой в тексте антипартийной группе рассматривался на пленуме ЦК КПСС в 1957 г.

3) Партийный съезд, на котором прозвучало данное выступление, проходил в годы руководства страной Л.И. Брежнева.

4) На упоминаемом в выступлении предшествующем съезде КПСС Н.С. Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях».

5) Делегаты партийного съезда, на котором прозвучало данное выступление, поставили вопрос о выносе тела И.В. Сталина из Мавзолея.

6) Участниками партийного съезда, на котором прозвучало данное выступление, были Н.А. Вознесенский и Л.П. Берия.

№ 13-16 (усложненный формат). Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

№ 13. Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Границы СССР, обозначенные на схеме, оформились в 19____ годах».

№ 14. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».

№ 15_1. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

№ 15_2. Заполните пропуск в предложении: «На схеме заштрихованы районы освоения ____________»

№ 16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите пять суждений из семи предложенных.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «4», был столицей союзной республики в составе СССР.

2) Цифрой «1» на схеме обозначен Ташкент.

3) На схеме обозначена и подписана столица Азербайджанской ССР.

4) На схеме обозначена и подписана столица Грузинской ССР.

5) На схеме обозначено и подписано место запуска советских космических кораблей.

6) На схеме обозначены границы Монгольской Народной Республики.

7) На схеме обозначен и подписан город, где была построена первая в мире атомная электростанция.

№ 13-16 (усложненный формат). Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

№ 13. Напишите аббревиатуру, обозначающую название военного блока, в который в первое десятилетие его существования вошли закрашенные на данной схеме страны.

№ 14. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «4».

№ 15_1. Напишите фамилию руководителя государства, обозначенного на схеме цифрой «1», в период образования военного блока, в который вошли закрашенные на данной схеме страны.

№ 15_2. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».

№ 16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из семи предложенных.

1) На схеме обозначены не все страны, входившие в военный блок, противостоявший СССР в момент, когда этот блок был образован.

2) В страну, обозначенную на схеме цифрой «3», в 1968 г. были введены войска стран социалистического содружества.

3) Согласно данной схеме, Греция входила в состав военного блока, противостоявшего СССР.

4) Все города, обозначенные на схеме, в настоящее время имеют те же названия.

5) В период, к которому относится схема, Испания входила в состав военного блока, противостоявшего СССР.

6) Территория Германии, обозначенная на схеме, состоит из двух государств.

7) На схеме показана территория государства Израиль.

№ 13-16. Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

какое понятие относится к политике советского руководства в период оттепели

№ 13 Заполните пропуск в предложении. «События, обозначенные на схеме, происходили в 19_____ году».

№ 14. Напишите название обозначенного на схеме цифрой «1» острова.

№ 15. Назовите советского исторического деятеля, к периоду руководству которого страной относятся обозначенные на схеме события.

№ 16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Обозначенные на схеме события были одним из проявлением Холодной войны.

2) Президентом государства под цифрой «2» в период обозначенных на схеме событий был Франклин Рузвельт.

3) В том же десятилетии, к которому относятся обозначенные на схеме события, советский человек впервые полетел в космос.

4) Государство под цифрой «2» участвовало в Первой мировой войне на стороне Антанты.

5) В том же десятилетии, к которому относятся обозначенные на схеме события, в СССР была принята Конституция «развитого социализма».

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада политического деятеля на съезде партии:

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, – речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (…) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (…)

Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».

№ 20. В каком году был сделан данный доклад? Назовите фамилию и должность докладчика в это время.

№ 21. Используя текст, укажите не менее трёх обвинений, предъявляемых И.В. Сталину как руководителю государства.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Укажите не менее трёх последствий данного доклада для страны и международных отношений.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника:

«После XX съезда последние остатки былой некогда скромности _______ исчезли – как говорится, “шапка на ём встала торчком”.

Почувствовав себя “вождём”, он, во-первых, перестал старательно готовить вопросы к заседаниям Президиума. Коллективность в руководстве была грубо нарушена, а главное – это приводило к грубым ошибкам в существе политического и экономического руководства.

Вообще ___________ “разошёлся” и начал давать интервью иностранцам без предварительного согласования с Политбюро, то есть нарушая установившийся ранее порядок.

Вдруг, например, Политбюро узнаёт, что Первый секретарь выступил по телевидению по международным вопросам, ничего никому заранее не сказав. Это было грубым нарушением всех основ партийного руководства внешними делами. Политбюро никогда не давало такого права выступать публично без его разрешения и предварительного просмотра даже высокоэрудированным дипломатам, а тут мы тем более знали недостаточную компетентность, “изящность” и обороты его ораторского искусства, и мы были обеспокоены, что он может “заехать не туда”. »

№ 20. Укажите десятилетие, к которому относятся описываемые события. Назовите политического деятеля, имя которого пропущено в тексте. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

№ 21. Какие недостатки в работе политического деятеля, имя которого пропущено в тексте, называет автор? Укажите любые три недостатка.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Как произошло сложение властных полномочий политическим деятелем, имя которого пропущено в тексте? Привлекая исторические знания, назовите две не упомянутые в отрывке причины, которые привели к его отставке.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записки руководителя СССР, рассмотренной на заседании Президиума ЦК КПСС.

«…В настоящее время при существующей системе ведомственного управления промышленностью и строительством в результате негосударственного подхода к делу каждое министерство стремится изготовить для себя все, не считаясь с огромными потерями средств и материалов…

Я бы хотел еще сказать о связях между территориальными управлениями. При новой структуре следовало бы поощрять развитие производственных связей между отдельными экономическими районами…

Например, один район дает одно сырье, другой взамен этого другое. Такая связь может быть обусловлена соответствующими договорами, основана на взаимных расчетах и осуществляться непосредственно, минуя центральные органы…

Следовало бы отказаться от таких министерств и в союзных республиках. Если в республиках будут образованы территориальные управления промышленностью и строительством, то и там отпадет необходимость в существовании министерств. Такие управления на территориях союзных республик должны объединять все предприятия данного района, независимо от их нынешней подчиненности, исключение будут составлять только предприятия Министерства среднего машиностроения и Министерства авиационной промышленности… Когда мы перенесем центр тяжести управления хозяйством на места – в области, края и республики, функции союзного правительства, видимо, выльются в форму координации политической и хозяйственной деятельности республик, а союзные республики всем хозяйством будут управлять сами…

Необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях следует перейти от прежних форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу».

№ 20. Назовите фамилию руководителя СССР, представившего записку. Укажите название периода, к которому относились описанные события, и хронологические рамки этого периода.

№ 21. На основе текста приведите не менее трех аргументов автора, показывающих необходимость изменения системы управления хозяйством.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Назовите не менее трех итогов осуществления предложенной экономической меры.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из законодательного акта:

«Миролюбивая политика Советского Союза и других стран лагеря социализма, встречающая понимание и поддержку всех миролюбивых сил земного шара, обеспечила известное улучшение международной обстановки. Напряжённость в отношениях между государствами, принадлежащими к различным общественным системам, впервые за многие годы начала ослабевать. Важнейшую роль для ослабления этой напряжённости сыграли прошлогодний визит Председателя Совета Министров СССР в Соединенные Штаты Америки и его переговоры с президентом США Эйзенхауэром.

В основе внешней политики Советского Союза лежит ленинский принцип мирного сосуществования государств с различными общественными системами. Руководствуясь этим принципом, Советское государство с первых дней своего существования последовательно и настойчиво добивается сохранения и упрочения мира на земле. Наиболее надёжным и верным средством обеспечить прочный мир и дружбу между народами и навсегда избавить человечество от бедствий кровопролитных войн является всеобщее и полное разоружение.

Стремясь к достижению этой благородной цели, Советское правительство внесло на рассмотрение Организации Объединенных Наций программу всеобщего и полного разоружения. Это предложение Советского правительства встретило широкую поддержку всех народов мира. Идея всеобщего и полного разоружения получила единодушное одобрение государств – членов Организации Объединенных Наций.

№ 20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в законодательном акте. Назовите политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

№ 21. Какой принцип назван в законодательном акте основой внешней политики СССР в этот период? Какие мероприятия советского правительства, доказывающие приверженность данному принципу, названы в законодательном акте? (В ответе укажите принцип и не менее двух мероприятий).

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. События, описанные в отрывке, иллюстрируют изменения, произошедшие в международных отношениях в данный период. Привлекая знания курса истории, укажите три причины изменений в отношениях между СССР и странами Запада по сравнению с концом периода нахождения у власти предыдущего советского лидера.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записки руководителя СССР:

«Поездка в Соединенные Штаты Америки, наше предложение в Организации Объединенных Наций по всеобщему разоружению встречено во всём мире хорошо и даже реакционными кругами различных стран не может быть просто отвергнуто и оставлено без внимания

Мне думается, что следовало бы сейчас пойти на дальнейшее сокращение вооружений в нашей стране, даже без условий о взаимности со стороны других государств, и на значительное сокращение личного состава вооружённых сил. Я считаю, что можно было бы сократить, может быть, на миллион, на полтора миллиона человек Думаю, что такое значительное сокращение не подорвало бы нашей обороноспособности. Но выйти с таким решением и проведение его – это имело бы очень большое положительное влияние на международную обстановку, и наш престиж невероятно вырос бы в глазах всех народов.

Почему я считаю сейчас это возможным и не опасным? Моё такое мнение основывается на том, что, во-первых, мы сейчас достигли хорошего положения в развитии экономики Советского Союза; во-вторых, мы имеем прекрасное положение с ракетостроением; мы, собственно говоря, сейчас имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы как дальнего, так и ближнего боя

Держать такую большую армию — значит понижать наш экономический потенциал. Страны, которые теперь будут содержать большие армии будут как бы сосать бюджеты, истощать экономику стран».

№ 20. Назовите автора записки. Укажите год, когда была совершена поездка, о которой сказано в первом предложении отрывка. Укажите общепринятое название противостояния между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой – в период, когда была составлена данная записка.

№ 21. Используя текст, укажите три причины, по которым автор записки считает возможным и необходимым пойти на сокращение вооружений.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. В каких международных событиях, произошедших в период руководства СССР автора данной записки, проявились противоречия между СССР и странами Запада? Назовите любые три события.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада политического деятеля:

«События развивались в быстром темпе. Американское командование привело в полную боевую готовность все свои вооружённые силы, включая войска, находящиеся в Европе, а также шестой флот, находящийся в Средиземном море, и седьмой флот, базирующийся в районе Тайваня. Только для нападения на Кубу было выделено несколько парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий, насчитывавших около 100 тысяч военнослужащих. Кроме того, к берегам Кубы было выдвинуто 183 корабля, на борту которых находилось 85 тысяч моряков.

В полную боевую готовность были приведены и войска союзников США по НАТО в Европе.

В результате этих агрессивных шагов Правительства США над миром нависла угроза термоядерной войны.

Требовались немедленные действия, чтобы предотвратить нападение на Кубу и сохранить мир. Президенту США было направлено послание, которое подсказывало взаимоприемлемое решение. В этот момент было ещё не поздно погасить начавший тлеть фитиль войны. Направляя это послание, мы учитывали, что и в посланиях самого Президента были выражены тревога и стремление найти выход из создавшегося положения.

Так, коротко говоря, было достигнуто взаимоприемлемое решение, означавшее победу разума, успех дела мира».

№ 20. Укажите десятилетие, когда происходили события, о которых идёт речь в документе. Под каким названием вошли в историю эти события? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем СССР в период, когда происходили эти события.

№ 21. Какие действия стран–участниц событий, названные в документе, поставили мир перед «угрозой термоядерной войны»? Укажите любые три действия.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх обязательств, взятых на себя странами – участницами событий, которые позволили выйти из сложившейся ситуации.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний:

К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения. Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в сознании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Малиновскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Подсчитали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты с миллионным по мощности зарядом каждая.

…Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха… Американцы проводили наглую политику, бесцеремонно вторгаясь на территорию соседей, да и не только соседей. Они летали там, где считали это выгодным для обороны США, игнорируя суверенитет соседних стран. Нас интересовало, насколько можно сохранить секретность в таких условиях? Разработали план: что надо сделать, чтобы не допустить преждевременного выявления с воздуха наших замыслов.

…Нужно было, чтобы США не смогли упредить нас и высадить прежде того свой десант под американским флагом или флагом кубинских контрреволюционеров. Форма не имела значения, нас интересовала суть: чтобы […] оставалась при своих революционных завоеваниях и чтобы стала флагманом социалистических стран на Американском континенте, вела бы своё развитие под марксистско-ленинским знаменем. Вот наше желание».

№ 20. Укажите название страны, пропущенное в тексте. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите год, когда они произошли.

№ 21. Каких целей, согласно версии автора мемуаров, стремилось достичь советское руководство в результате действий, о которых идёт речь в данном отрывке? Укажите любые три цели.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Укажите любые три условия, которые согласно договорённости между лидерами СССР и США, достигнутой в ходе описанного в отрывке политического кризиса, необходимо было выполнить для преодоления этого кризиса.

№ 23. В 1954 г. в СССР был принят курс на освоение целинных земель Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего востока. В первые годы освоения целины производительность сельского хозяйства повысилась. Однако освоение целины столкнулось с определенными проблемами, и ряд историков считают целинную эпопею ошибочной. Приведите три положения, доказывающих такую точку зрения.

№ 23. В 1956 г. состоялся XX съезд КПСС. На нем были приняты решения о десталинизации, а также о переходе к политике мирного сосуществования, заключавшейся в возможности мирного сотрудничества стран с разным общественным строем. Однако, несмотря на оттепельные тенденции во внутренней и внешней политике, в том же 1956 г. советские войска были введены в Венгрию. Назовите не менее двух причин, приведших к такому развитию событий. Укажите одно последствие Венгерского кризиса 1956 г.

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Никиты Хрущева в 1953-1964 гг. носила либеральный характер»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Децентрализация государственного управления, осуществленная в 1957 г., позитивно повлияла на развитие народного хозяйства СССР»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Строительство типовых жилых домов, запущенное в СССР в конце 1950-х гг., было верным способом решения жилищной проблемы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Политика советского руководства 1953–1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внешняя политика СССР в период руководства страной Никиты Хрущева приняла мирный характер»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:

1) Социальная и культурная политика периода оттепели (1953-1964 гг.); 2) Холодная война в период руководства СССР Никиты Хрущева; 3) Десталинизация в СССР в период оттепели (1953-1964 гг.).

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.

№ 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *