какое понятие не входит в модель базовой структуры читательской грамотности
Чтение и читательская грамотность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чтение и читательская грамотность
Определение понятия «читательская грамотность».
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей. Определение читательской грамотности дано PISA :
Читательская грамотность – это
способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Умения читательской грамотности
Одним из главных критериев уровня навыка чтения является полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста свидетельствуют следующие критерии:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла,
рефлексия содержания текста, рефлексия на форму текста.
Умения с опорой на текст:
— умение найти извлечь информацию из текста;
— умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Умение с опорой на внетекстовое содержание:
— умение осмыслить и оценить содержание текста и форму текста
Уровни читательской грамотности
В науке выделено и описано 5 уровней читательской грамотности. Они характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из умений читательской грамотности (возможно использование данных уровней читательской грамотности учителями разных учебных дисциплин).
1 уровень (самый низкий уровень читательской грамотности)
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации (таблицы, диаграммы и т. д.)
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются.
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различный формах (вербальной, числовой и т. д.) в их взаимосвязи и сделать выводы.
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию, либо сделать выводы философского характера.
Несплошные тексты: найти отдельную часть информации, сравнить или обобщить их.
5 уровень – самый высокий
Несплошные тексты – установить характер связи частей информации, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например сноски.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия. Примеры планируемых метапредметных результатов на уроках по анализу исходных текстов.
-умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
-умение работать с разными источниками информации.
-умение выдвигать гипотезу, подбирать необходимые образные средства для комментария.
-умение выделять причинно-следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения
-умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
-адекватное понимание содержания прочитанного текста
-владение изучающим чтением
-умении адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
-умение работать с разными источниками информации.
Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):
1. У выпускников будет сформирована потребность в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Формирование читательской грамотности младших школьников как базовой основы ключевых УУД
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование читательской грамотности обучающихся
как базовой основы ключевых УУД
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
«Не всякий, кто читает, в чтении силу знает»
Русская народная пословица
1. Читательская грамотность – базовая основа УУД, требование ФГОС
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Почему же уделяется огромное внимание читательской грамотности? Давайте рассмотрим модель выпускника средней школы. Каким он должен быть?
Выпускник средней школы должен обладать определенными способностями, то есть:
Управленческие (способность к решению возникших проблем)
Информационные (способность к самообразованию на протяжении всей жизни)
Коммуникативные (владение устной и письменной речью на родном языке и других языках)
Социальные (готовый к взаимодействию в обществе)
Личностные (обладающий способностью самоорганизации, самореализации)
Гражданские (патриот своего государства; знающий и владеющий своими гражданскими правами)
Технологические (эффективный пользователь технологиями разного направления)
На основе выше изложенного делаем вывод, что чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять потоки информации в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.
2. Понятие «читательская грамотность»
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
делать прямые умозаключения из этой информации;
интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими сообщениями.
Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
• умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.
Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. Но в то же время необходимо помнить, что темп чтения – не главный компонент обучения.
Ещё раз о ключевых понятиях
Понятие и структура читательской грамотности
По определению «читательская грамотность» понимается как
—- способность к осмыслению письменных текстов
—-способность использовать их содержание для достижения различных целей.
Овладеть читательской грамотностью – это значит
размышлять над его содержанием
оценивать его смысл и значение
излагать свои мысли о прочитанном.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
3. Выявление уровня чтения
Анкета для читателя «Хороший ли я читатель?»
Инструкция: Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов: Да – 2 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 1 балл.
Анализ результатов: 24 баллов – очень хороший читатель; 12 баллов – средний уровень; Менее 12 – надо улучшать умения читать.
4. Система работы по формированию ЧГ
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального и общего образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с начальной школы (3-4 класс) и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения иобработки информации от класса к классу.
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Предположите, что будет если…?
Почему вы считаете….?
2. Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
4. Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы.
Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
6. Прием «6 шляп мышления»
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.
Примеры использования приема
После изучения произведения, например, «Акула» Л.Н. Толстого, учитель предлагает для групп следующие задания:
Белая — факты из истории создания произведения, объяснить почему выбрана именно такая структура, такой жанр.
Желтая — найти аргументы, почему это произведение предлагают изучать авторы комплекта.
Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что это произведение неактуально в наши дни.
Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
Зеленая — доказать, что произведение актуально в наши дни, чему он учит современных школьников.
Это лишь вариант использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
8. Приём «Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
9. Приём «Верные и неверные утверждения»
У ниверсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
10. Приём «Верите ли вы…»
Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,
синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).__
12.Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
13. Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
14. Приём «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
15. Проект «Месяц «Золотой книги»»
Правила участия в проекте : каждый ученик за месяц должен прочитать книгу, а затем презентовать ее классу.
Каждый ученик оценивает книгу по 10-балльной шкале (понравилась – не понравилась).
Пять книг, набравшие большее количество баллов, становятся «золотыми» книгами класса.
При использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
2.Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
3.Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.
4.Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
5.Сосновская О.В . Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.
Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?
Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет.Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Печальный и, я бы даже сказала,постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?
Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.
В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На мой взгляд,их много:
-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).
-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).
-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?
Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.
Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.
Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.
Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.
Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.