какое понятие находится в отношении пересечения объемов для понятия обеденный перерыв
Тест по логике с ответами
Укажите важнейшие причины зарождения логики как науки:
Выберите один ответ.
a. необходимость исторического видоизменения форм религии под видом рационального знания
b. чрезмерное количество мифов в древнем мире
c. развитие математики, естествознания и ораторского искусства Верно
d. рост числа педагогов без рабочих мест в древнем мире
e. политический вес Аристотеля
f. отсутствие развития в других областях духовной жизни
Баллов за ответ: 1/1.
Законы объективного мира представляют собой:
Выберите один ответ.
a. устойчивую, повторяющуюся связь явлений и событий Верно
b. зафиксированные людьми в письменном виде открытия
c. продукт конвенции ученых
d. лучшее доказательство хаотичности и бессмысленности мира
e. универсальное опровержение теодицеи
Баллов за ответ: 1/1.
Логика как наука зародилась:
Выберите один ответ.
a. в древности Верно
d. в эпоху Возрождения
Баллов за ответ: 1/1.
Найдите правильно построенное умозаключение:
Выберите один ответ.
a. Все адвокаты имеют юридическое образование. Этот человек имеет юридическое образование. Значит, он адвокат.
b. Если человек ничего не потерял, то он это имеет. Это человек не терял рога. Значит, он рогат.
c. Все, что золото, блестит. Эта вещь блестящая. Значит, она золотая.
d. Все лица, имеющие высшее образование, имеют диплом о высшем образовании. Перед нами человек с высшим образованием. Значит, у него есть диплом о высшем образовании. Верно
e. Многие студенты, получающие неудовлетворител ьные оценки на экзаменах, не готовятся к занятиям. Многие из тех, кто не готовится к занятиям, имеют серьезное хобби. Значит, многие из тех, кто получают неудовлетворител ьные оценки, имеют серьезное хобби.
f. Все, кто с нами, не против нас. Этот человек не с нами. Значит, он против нас.
Предметом изучения логики является:
Выберите один ответ.
a. правильность мышления Верно
b. истинность суждений
c. логическая непротиворечивос ть суждений друг другу
d. соотношение стандартности и нестандартности мышления
e. правильный путь в жизни без ошибок и промахов
Объектом изучения логики является:
Выберите один ответ.
a. мыслящий человек
b. ошибающийся человек
c. поиск правильного пути в жизни
d. психическая деятельность во всем многообразии ее форм
f. ошибки в мышлении
Баллов за ответ: 1/1.
Какая функция речи рассматривается в логике как наиважнейшая:
Выберите один ответ.
a. объяснения в любви
b. средство манипулирования людьми
c. передача информации и развитие знания Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Какой термин следует исключить из перечня важнейших форм чувственного постижения мира:
Выберите один ответ.
b. потрясения Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Логика как наука представляет собой:
Выберите один ответ.
a. рассуждения философов о добре и зле, о смысле жизни
b. учение о внутреннем мире человека
c. учение о законах и формах правильного мышления Верно
d. представления человечества о самом целесообразном, прагматически верном пути развития
e. обобщение важнейших законов математики и физики
Баллов за ответ: 1/1.
Какой термин обозначает в логике и других науках целостный образ предметов или явлений, который был сохранен в памяти или является продуктом воображения:
Выберите один ответ.
a. представление Верно
Баллов за ответ: 1/1.
По сравнению с лингвистическими логических форм:
Выберите один ответ.
a. значительно больше
b. примерно одинаково
d. нельзя никак сравнивать
Баллов за ответ: 1/1.
Логическая форма – это:
Выберите один ответ.
a. структура, строение мыслей Верно
b. непререкаемый эталон мышления
c. то же самое, что и логический закон
d. необходимо упрощенная модель мышления
e. стандартный, общепринятый ход мыслей
Баллов за ответ: 1/1.
Объекты разных наук могут:
Выберите один ответ.
a. не существовать в реальной действительности
b. совпадать друг с другом Верно
c. взаимоисключать и взаимообуславлив ать друг друга
d. замалчивать друг друга
e. противоречить здравому смыслу
Баллов за ответ: 1/1.
Формальная логика является частью:
Выберите один ответ.
Баллов за ответ: 1/1.
Основателем логики как науки был древнегреческий философ:
Выберите один ответ.
d. Аристотель Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие в формальной логике считается регистрирующим:
Выберите один ответ.
c. пациент московской городской поликлиники № 7 Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Укажите несравнимое с точки зрения формальной логики понятие для понятия ВРАЧ:
Выберите один ответ.
a. больничный лист; Верно
b. человек без высшего образования;
c. инвалид 1 группы;
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие находится в отношении несовместимости объемов для понятия «преподаватель»:
Выберите один ответ.
a. мастер спорта по боксу
b. человек, имеющий вредные привычки
c. человек без ученой степени
d. новорожденный Верно
e. человек, имеющий судимость
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие находится в отношении пересечения объемов для понятия «обеденный перерыв»:
Выберите один ответ.
a. время с 12.00 до 13.30 Верно
d. обеденный перерыв в магазине
Баллов за ответ: 1/1.
Укажите понятие, которое в формальной логике считается конкретным:
Выберите один ответ.
d. преступник; Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие находится в отношении соподчинения для понятия «уголовное право»:
Выберите один ответ.
a. судебное заседание
d. гражданское право Верно
e. исправительно-тр удовое учреждение
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие является итогом логической операции ограничения понятия ДЕРЕВО:
Выберите один ответ.
d. корневая система;
Баллов за ответ: 1/1.
Укажите выражение, которое по своей логической форме является понятием:
Выберите один ответ.
a. собака громко лает
b. громко лающая собака Верно
c. не все собаки громко лают
d. та и не собака, которая громко не лает
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие в формальной логике считается единичным:
Выберите один ответ.
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие считается несобирательным в формальной логике:
Выберите один ответ.
d. салон автомобиля
Баллов за ответ: 1/1.
Можно ли уменьшить объем понятия «Московский Кремль» (т.е. ограничить его):
Выберите один ответ.
Баллов за ответ: 1/1.
Какое понятие в формальной логике можно считать логически несравнимым для понятия «лектор»:
Выберите один ответ.
Баллов за ответ: 1/1.
Укажите пример замены логической процедуры деления членением целого на части:
Выберите один ответ.
a. в составе слова существуют такие части, как приставка, корень, суффикс, окончание; Верно
b. среди слов существуют существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные и др. части речи;
c. слова могут быть изменяемыми и неизменяемыми по падежам и числам;
d. слова могут быть заимствованными из других языков и незаимствованным и;
Баллов за ответ: 1/1.
Можно ли увеличить объем понятия «Московский Кремль» (т.е. обобщить его):
Выберите один ответ.
Баллов за ответ: 1/1.
Укажите понятие, которое с точки зрения формальной логики является регистрирующим:
Выберите один ответ.
b. город, имеющий много исторических достопримечатель ностей промышленный город;
c. город, построенный на территории СССР в период 30-х гг. ХХ века; Верно
Какое понятие находится в отношении пересечения объемов для понятия обеденный перерыв
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»). Соотносительными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.
Определить, к какому виду относится понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. При характеристике понятия «невменяемость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистрирующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотносительным.
Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
Виды понятий представлены схемой (схема 1).
Вопросы для самопроверки
1. Какие понятия называются единичными и какие — общими, собирательными и несобирательными? Приведите примеры.
2. Что представляет собой употребление понятия в разделительном и собирательном смысле?
3. Какие понятия называются конкретными и какие — абстрактными, положительными и отрицательными? Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте безотносительные и соотносительные понятия. Приведите примеры.
§ 5. Отношения между понятиями
Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.
Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например: «квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «космическое пространство», «государство» и «симфоническая музыка». Они не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.
Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.
Совместимые понятия
Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).
1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъемности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.
Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше усвоить эти отношения.
Отношение между двумя равнообъемными понятиями изображается в виде двух полностью совпадающих кругов А и В (схема 2).
2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.
В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (схема 3).
В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся юристы, являющиеся преподавателями, а в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиеся преподавателями, в несовместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.
3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.
В таком отношении находятся, например, понятия «суд» (А) и «городской суд» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских судов существуют и другие виды судов — краевые, областные, районные и т. д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия «суд» (схема 4).
Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, — подчиненным (В).
Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголовное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на схеме 5.
Какое понятие находится в отношении пересечения объемов для понятия обеденный перерыв
Алексей Кузнецов запись закреплена
вторая лекция ответы
2 лекция
1)Укажите среди данных словесных выражений понятия:
Ваш ответ : Студент.
Верно!
2)Укажите понятие с наибольшим объёмом:
Ваш ответ : Европейские страны
Верно!
3)Укажите понятие с наибольшим содержанием:
Ваш ответ : Книги в библиотеке МГТА по специальности юриспруденция
Верно!
4)Укажите понятие с наибольшим объёмом:
Ваш ответ : Красные или сладкие яблоки
Верно!
5)Определите, какое из перечисленных понятий является конкретным
Ваш ответ : женщина
Верно!
6)Определите, какое из данных в следующих предложениях понятий употреблено в собирательном смысле:
Ваш ответ : Моря и океаны занимают 2/3 земной поверхности.
Верно!
7)Установите, какое из перечисленных понятий является пустым:
Ваш ответ : обобщение
Верно!
16)Правильно ли проведена операция обобщения трёх понятий? «Полярная звезда, созвездие Малой Медведицы, созвездие»
Ваш ответ : нет
Верно!
17)Правильно ли проведена операция ограничения трёх понятий? «Университет, факультет, студенческая группа».
Ваш ответ : нет
Верно!
18)Какие ошибки вы видите в данном определении?
Ваш ответ : слишком узкое определение
Верно!
19)Какие ошибки вы видите в данном определении?
Ваш ответ : слишком широкое определение
Верно!
20)Какие ошибки вы видите в данном определении?
«Соната — это музыкальное произведение, написанное в сонатной форме»
Ваш ответ : круг в определении
Верно!
21)Какие ошибки вы видите в данном определении?
«Информация — это не материя и не энергия»
Ваш ответ : отрицательное определение
Верно!
22)Какие ошибки вы видите в данном определении?
«Собака — это друг человека»
Ваш ответ : неясное определение
Верно!
23)Определите, в каких случаях у нас логическое деление в отличие от деления на части
Ваш ответ : Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных
Верно!
24)Определите, в каких случаях у нас логическое деление в отличие от деления на части
Ваш ответ : Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной
Верно!
25)Определите, в каких случаях у нас деление на части в отличие от логического деления
Ваш ответ : Тело человека делится на туловище, конечности, голову
Верно!
26)Определите, в каких случаях у нас деление на части в отличие от логического деления
Ваш ответ : Университет делится на факультеты
Верно!
27)Определите ошибку операции деления.
«Леса делятся на лиственные и хвойные».
Ваш ответ : неполное деление
Верно!
28)Определите ошибку операции деления.
«Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и парламентарные».
Ваш ответ : изменение основания деления
Верно!
29)Определите ошибку операции деления.
«Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные, зубы мудрости, а также зубы, подверженные кариесу»
Ваш ответ : члены деления не исключают друг друга
Верно!
30)Постройте классификацию для данных понятий:
«Католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм». Укажите понятие, соответствующее ближайшему роду для понятий «протестантство, православие, католичество».
Ваш ответ : христианство
Верно!
31)Постройте классификацию для данных понятий:
«Католичество, махаяна, христианство, ислам, хинаяна, протестантство, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм». Укажите понятия, соответствующие видовым, для понятия «буддизм».
Какое понятие находится в отношении пересечения объемов для понятия обеденный перерыв
346. По степени вероятности схема p ∨ q, p ├ q является умозаключением:
• достоверным умозаключением логики высказываний
347. Полная индукция — это:
• умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у каждого из явлений определенного класса заключают о принадлежности этого признака всему классу явлений
349. Понятие «истинно» относится к логике:
• истины
350. Понятие «ложно» относится к логике:
• истины
351. Понятие «лучше» относится к логике:
• оценок
352. Понятие «неопределенно» относится к логике:
• истины
353. Понятие «равноценно» относится к логике:
• оценок
354. Понятие «хуже» относится к логике:
• оценок
355. Понятие, большее по объему, называется:
• родовым
356. Понятия «опровержимо», «неразрешимо», «доказуемо», «убежден», «сомневается» изучает:
• эпистемическая логика
357. Понятия «береза» и «дерево» находятся в отношении:
• подчинения
358. Понятия «друг» и «враг» находятся в отношении:
• противоположности
359. Понятия «метро» и «трамвай» находятся в отношении:
• соподчинения
360. Понятия «москвич» и «студент» находятся в отношении:
• пересечения
Логика. Тест 6
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Совместимые понятия не могут находиться в отношениях
противоположности
равнозначности
перекрещивания
пересечения
подчинения
2. Понятия «Париж» и «столица Франции» находятся в отношении
равнозначности
подчинения
пересечения
соподчинения
противоположности
3. Понятия «береза» и «дерево» находятся в отношении
подчинения
равнозначности
пересечения
соподчинения
противоположности
4. Понятия «метро» и «трамвай» находятся в отношении
соподчинения
подчинения
противоречия
противоположности
пересечения
5. Определение «Экзистенциализм – это философское направление XX века, в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы»
неправильное (содержит в себе круг)
правильное
неправильное (слишком широкое)
неправильное (слишком узкое)
неправильное (двусмысленное)
6. Определение «Извлечение квадратного корня – это математическое действие, которое не является ни умножением, ни делением, ни возведением в степень».
неправильное (только отрицательное)
неправильное (несоразмерное)
неправильное (двусмысленное)
неправильное (содержит в себе круг)
правильное
7. Определение «Наступление – лучшее средство обороны»
неправильное (двусмысленное)
правильное
неправильное (содержит в себе круг)
неправильное (слишком узкое)
неправильное (слишком широкое)
8. Найдите суждение:
Мы сдали зачет.
Сданный зачет.
Несданный зачет по логике.
Самый сложный зачет в моей жизни.
Сданный зачет по логике.
9. В структуру простого суждения не входит
силлогизм
субъект суждения
предикат суждения
связка
квантор
10. Рассуждение «3 и 4 – это два разных числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7 – это два разных числа» является
софизмом
парадоксом
паралогизмом
поспешным обобщением
гипотезой
11. Способ связи аргументов с тезисом в доказательстве называется
демонстрацией
аргументацией
декларацией
обоснованием
опровержением
12. Простое суждение «У птиц есть крылья» является
общеутвердительным
частноутвердительным
общеотрицательным
частноотрицательным
единичным
13. Найдите общеутвердительное суждение:
Все люди смертные.
Некоторые люди видели солнечное затмение.
Большинство людей знают английский язык.
Многие все еще верят в злых духов.
Некоторые преступления не являются преднамеренными.
14. Найдите частноутвердительное суждение:
Многие все еще верят в злых духов.
Некоторые люди не видели солнечное затмение.
Большинство людей не знают английский язык.
Все люди смертные.
Некоторые преступления не являются преднамеренными.
15. Найдите частноотрицательное суждение:
Некоторые преступления не являются преднамеренными.
Некоторые люди видели солнечное затмение.
Большинство людей знают английский язык.
Многие все еще верят в злых духов.
Все люди смертные.