какое полушарие развито у левши а какое у правши

Левши и правши: интересные факты и отличия

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много гениальных людей.

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

Источник

ЗдоровьеЛевши, правши
и амбидекстры: Что знает наука о нашей ведущей руке

какое полушарие развито у левши а какое у правши

И с чем сталкивается десятая часть человечества

Несмотря на то что левшами принято считать людей, которые пишут соответствующей рукой, это не вполне верно: на самом деле левша — тот, у кого левая рука ведущая или доминирующая. В таком случае человек будет всё равно выполнять базовые действия именно ею, даже если в школе научили писать правой. В среднем примерно 10 % населения левши — возможно, именно этим и объясняется внушительное же количество исследований на тему. Рассказываем, что известно науке.

ТЕКСТ: Марина Левичева

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Леворукость и генетика

Многие животные отдают предпочтение той или иной стороне тела: семь из десяти шимпанзе — правши, но почти все кенгуру — левши. Что касается человека, то предпочтения в смысле правой или левой руки закладываются уже к восьмой неделе беременности, а с тринадцатой недели плод предпочитает сосать либо правый, либо левый большой палец. Окончательно дети определяются с ведущей рукой примерно в то же время, когда учатся говорить — в возрасте около четырёх лет. Кстати, научное название леворукости — синистральность. Хотя его, будем справедливы, никто особенно не использует.

Гены могут влиять на праворукость и леворукость, но не то чтобы сильно. Так, учёные выделили как минимум ген PCSK6, связанный с превращением шара из одинаково ориентированных клеток в эмбрион с различимыми правой и левой стороной. Но тот факт, что только 25 % детей, у которых оба родителя левши, будут действовать в основном левой рукой, позволяет говорить о значительном влиянии воспитания, среды и прочих негенетических факторов.

Миф о гениальности

Склонность левшей к творчеству — миф, основанный на исследовании 1995 года, которое показало, что левши прокручивают в голове больше вариантов решения проблемы. К творчеству это, впрочем, не имеет никакого отношения. Что касается скорости обработки информации, то новые исследования показывают, что между левшами и правшами не такая уж большая разница — когнитивные способности и языковое развитие и у тех и у других оказываются сопоставимы. А вот если доминантной руки нет, то с этим могут быть небольшие трудности.

Кстати, история о том, что у левшей и правшей разные доминирующие полушария мозга, тоже миф. Хотя это правда, что правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое полушарие — правую сторону тела (как верно и то, что полушария имеют специфические функции), мозг левшей не перевёрнут. Просто потому, что две половинки, соединённые сплетением нервных волокон (мозолистым телом), не работают изолированно. На самом деле 70 % левшей обрабатывают речь в левом полушарии, как и правши.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Есть ли амбидекстры
на самом деле

Люди, способные выполнять действия одинаковой сложности с одинаковой же скоростью и эффективностью, называются амбидекстрами. И такие люди крайне редки, потому что их в мире не больше 1 %. Остальные данные по поводу амбидекстров требуют проверки. Но если вам всё равно интересно, то знайте, что они, возможно, чаще сообщают о бисексуальности и легче поддаются эмоциональному влиянию группы.

Учитывая необычность явления, человечеству удивительно мало известно о его причинах. Статистика показывает, что чем старше человек, тем больше он склонен к амбидекстрии — правда, только потому, что с возрастом становится сложнее справляться с привычными делами одной рукой.

Правда ли обучение детей (да и взрослых) амбидекстрии развивает мозг? Учёные в этом не совсем уверены, даже несмотря на существование теории нейропластичности. Напротив, есть данные, что амбидекстры хуже справляются с некоторыми когнитивными тестами, чем левши и правши, особенно если речь идёт о счёте, запоминании и логическом мышлении. А другое исследование позволяет говорить о том, что амбидекстрия, возможно, связана с более сильным возрастным уменьшением объёма мозга. Так что вы, конечно, можете попробовать развить функциональность недоминирующей руки, но помните, что сопутствующие риски могут оказаться несоразмерны потенциальным преимуществам.

Плюсы, минусы, подводные камни

В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.

Источник

Какое полушарие развито у левши а какое у правши

Ожидайте

Перезвоните мне

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Аннотация: Как часто мы сталкиваемся с навешиванием ярлыков? К сожалению, в современном мире это происходит довольно часто.

Статья:

Как часто мы сталкиваемся с навешиванием ярлыков? К сожалению, в современном мире это происходит довольно часто. Буквально с рождения дети подвергаются четкому разделению в зависимости от социального статуса родителей, национальности и расовой принадлежности. А со временем количество ярлыков только увеличивается, но все же существует одна особенность, которая делит всех людей земного шара всего лишь на две категории — правшей и левшей. Таковыми мы являемся по праву рождения, и изменить данный факт невозможно. Да и не нужно. Уже давно прошли те времена, когда левшей сжигали на кострах как детей дьявола и переучивали их действовать правой рукой. Сегодня ребенок может быть таким, каким создала его природа. А вот понимать, чем отличаются левши от правшей, должны знать абсолютно все родители.

Леворукость и праворукость: краткая характеристика

Кем будет ваш ребенок — правшой или левшой — закладывается уже в момент зачатия. Ученые давно относят этот фактор к наследственным, ведь шансы рождения леворукого малыша у таких же родителей увеличивается до сорока пяти процентов. Хотя, когда оба родители являются правшами, эта цифра не превышает два процента. Однако ученые утверждают, что истинными левшами в мире являются не более двадцати процентов населения. Причем это количество практически всегда остается стабильным.

В научном мире существует четкое определение праворукости и леворукости. Например, правшой считается человек, у которого доминирующей является деятельность правой руки, уха, глаза и ноги. При этом первичная обработка информации и большинство мыслительных процессов проходит в левом полушарии мозга. У левшей все процессы протекают иначе, их мозговая деятельность связана с правым полушарием.

К счастью, сегодняшний мир весьма благосклонно относится к любым проявлениям индивидуальности. И левши считаются абсолютно нормальными детьми, которые от природы чуть более талантливы, чем большинство их сверстников.

Левша и правша: отличия

Скрытая леворукость может выражаться в доминирующей левой руке и, например, ведущем правом глазе. Из общего количества левшей таких людей насчитывается около половины. Причем они часто даже не догадываются о том, что их организм наполовину функционирует точно также как у правшей.

Истинно леворукие люди полностью ориентируются на органы чувств, расположенные в левой части тела. С этой же стороны расположена ведущая рука и нога. Таких людей не более двадцати процентов.

Естественно, что различия на этом не заканчиваются. Основные отличия левшей и правшей заключаются в мозговой деятельности. Ученые утверждают, что левши — это в своем большинстве креативные и творческие люди, готовые к решению любой проблемы подойти с энтузиазмом. Левши обрабатывают всю полученную информацию правым полушарием мозга, поэтому им свойственно проводить параллели, мыслить образно и с помощью ассоциативного ряда. Им легко дается запоминание различных текстов, и они довольно быстро схватывают суть любого вопроса. Считается, что левши способны «впитывать» информацию и видеть любую проблему целиком, будто свысока. Это позволяет им быстро принимать решение в критической ситуации. Левшу можно определить по эмоциональности, ранимости и быстрой речи, которая порой кажется другим людям абсолютно бессвязной. Левши часто застенчевы, совестливы, впечатлительны, не сдержаны, чувственны и более пессимистичны, чем правши или амбидекстры (люди, одинаково владеющие и правой и левой рукой).

Мозг правши функционирует совсем иначе. Вся информации попадает в левое полушарие, что позволяет праворуким успешно выстраивать причинно-следственные связи, продумывать стратегию поведения и раскладывать любую проблему на составляющие части. К тому же подобные люди имеют склонность к точным наукам, а подход к решению сложных вопросов позволяет им из массы вариантов выбрать самый эффективный и единственно правильный.

Родители часто не уделяют внимания таким характеристикам как леворукость и праворукость. Данный факт интересует их только в связи с бытовыми нюансами, но на самом деле особенности мыслительных процессов должны учитываться родителями при воспитании детей. Ведь, зная, левша или правша твой ребенок, гораздо легче донести до него нужную информацию. Но как же узнать это?

Мой ребенок левша или правша: как определить

Детские психологи утверждают, что уже в три месяца можно определить, является ли ваш малыш левшой. Но трудность заключается в том, что до пяти лет большинство детей относятся к амбидекстерам. Эта категория людей одинаково хорошо владеет правой и левой рукой, подобная способность сохраняется на протяжении первых четырех-пяти лет жизни и в дальнейшем пропадает. Именно к этому возрасту у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие, которое и будет руководить его деятельностью всю последующую жизнь.

Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы можете провести серию тестов и в игровой форме выяснить, левша или правша ваше чадо. Например, ребенка можно попросить причесаться, скрестить руки на груди или посмотреть в подзорную трубу. Таким образом можно выявить ведущую руку и глаз. Также можно завязать малышу глаза и дать в каждую руку по карандашу. Затем попросите его нарисовать одновременно два круга или квадрата. Обычно более ровная фигура получается доминирующей рукой.

Понаблюдайте, на каком боку любит спать ваш ребенок. Организм всегда гасит излишнюю активность во сне, поэтому правша будет укладываться на правую сторону в отличие от левши, стремящегося заснуть на левом боку.

Для детей более старшего возраста можно провести тесты другого уровня. К примеру, в каждое ухо с помощью наушников должен идти разный текст. Ведущее ухо определяется по количеству запоминаемой информации. Имейте в виду, что амбидекстеры выдают абсолютно различные результаты. Они могут иметь ведущую правую руки и левую ногу, это вполне распространено среди подобных людей.

Для того, чтобы не ошибиться с тестами, обязательно проведите их несколько раз. Только в этом случае можно считать результаты максимально достоверными.

Особенности воспитания левшей

Если вы обнаружили, что ваш малыш левша, то постарайтесь воспитывать его таким образом, чтобы выявить все скрытые таланты и способности. Ведь доказано, что леворукие детишки имеют склонность к занятиям искусством. Понаблюдайте за ребенком — он сам подскажет вам, какое занятие вызывает у него интерес. И тут родителям необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы их чадо полностью раскрыло свои таланты.

Имейте в виду, что левши очень эмоциональны и часто капризны, поэтому постарайтесь научить ребенка брать себя в руки и справляться с нахлынувшими эмоциями. Не забывайте и о ранимости леворуких детишек, они очень тяжело переносят критику и любое негативное мнение о них. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая ребенка. Ведь, чтобы добиться от него выполнения своих просьб, необходимо доносить информацию спокойно и доброжелательно.

Стоит ли переучивать левшу?

В советские времена левшу всегда переучивали, что вызывало у несчастных детей стойкую ненависть к школе и окончательно портило почерк. Поэтому сейчас подобная методика не практикуется. Ученые утверждают, что переучивать левшу крайне опасно. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка, а также вызывает ряд трудностей:

Поэтому не стоит создавать своему малышу дополнительных трудностей, просто позвольте ему быть самим собой. Ведь неважно, кто он — правша или левша — в любом случае главное, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком.

Знаменитости среди левшей

Немало леворуких и среди знаменитостей? Кто из известных и знаменитых обладал или обладает ведущей левой рукой? Как выяснилось, среди левшей много талантливых ученых, а также людей творческих профессий. Имеется много примеров «леворукости» и среди них есть философы, ученые, военные, политики, путешественники-первооткрыватели, писатели, поэты и художники, актеры. Вот только некоторые из них: Аристотель и Фридрих Ницше, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Наполеон и Адольф Гитлер, Лев Толстой и Александр Пушкин, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Чарли Чаплин, Пол Маккартни и Дэвид Боуи, Анджелина Джоли и Скарлетт Йоханссон и т. д.

Леворукие президенты

Среди левшей были и руководители государств:

Бенджамин Франклин
Уинстон Черчилль
президент Форд
Рональд Рейган
Джорж Буш Старший
Джорж Буш Младший (наш позор!)
Билл Клинтон
Фидель Кастро
Махатма Ганди
Биньямин Нетаньяху
Коллин Пауэл
Альберт Гор
королева Виктория
Барак Обама

Ну а что касается президента нашей страны Владимира Путина, то многие утверждают, что он тоже является скорее левшой, чем правшой и некоторые признаки являются тому свидетельством — к примеру, тот факт, что Владимир Владимирович жестикулирует преимущественно левой рукой, кроме этого наш президент носит часы не на левой, как это принято у праворуких, а на правой руке. Хотя по этому поводу, он как-то ответил в прямом эфире на встрече с соотечественниками — «Я ношу часы на правой руке, потому что так заводная головка не натирает мне кисть, вот и весь секрет». Но, также возможно, что российский президент является амбидекстром, т. е. человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками.

С каждым годом в мире всё больше рождается детей-левшей и сейчас армия леворуких насчитывает миллионы людей, где-то около 10% от всего населения планеты. И ученые-психологи убеждены, что будущее – за левшами. И кто знает, что ждет нас этом в будущем, если по статистике — каждый пятый гений — левша…

Источник

Левши. Доминируем, унижаем

Снова о межполушарной асимметрии. Сегодня посмотрим, как оно все отличается у левшей, женщин и детей. Потому что как-то так получилось, что все исследования, о которых мы говорили, в основном относятся к «дефолтному» мозгу взрослых, правшей и (о ужас!) мужчин. Еще бы белых гетеросеков, и был бы полный набор угнетателя.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Но сначала разберемся с важным термином: доминантность

Миф: одно полушарие всегда доминирует над другим. Это значит, что мы всегда предпочитаем использовать одно полушарие, оно развито больше. А другое атрофировано и меньше используется.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Вот тут небольшая ошибка. Первые отличия в полушариях были найдены в речи, это функция левого полушария. А вот каких-то явных функций правого вот так сразу выявлено не было. Поэтому левое полушарие сразу обозвали доминантным, потому что оно делает всю работу. А правое – подчиненным, оно как трутень ничего не делает.

Но со временем и для правого нашлась работа. И о доминантности стали говорить как о склонности выполнять определенные функции. То есть левое доминантно по функции речи и другим задачам, правое доминантно по пространственному восприятию и другим своим задачам.

А все-таки, может ли одно полушарие активней работать, быть более развитым и следовательно определять поведение человека?

Ученые такое не одобряют. Принято считать, что в большинстве задач мы используем оба полушария. И нет между ними такой глобальной разницы в активности. В общем и целом они работают наравне.

Итак, сегодня мифы о доминировании на примере левшей

Миф: полушария у левшей перевернутые, то есть у левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое. Именно активность того или другого полушария определяет будет ли человек правшой или левшой.

Есть такое древнее правило Брока – полушарие, отвечающее за речь, всегда противоположно ведущей руке.

Ключевое слово тут – «древнее».

Есть такой крутой тест Вада. Это когда вводят снотворное в сонную артерию только на одной стороне, таким образом усыпляют только одно полушарие, и можно смотреть, какие функции отключаются. Пример тут Про необычные болезни. Тест Вада (ч.3)

Так вот, с помощью теста Вада можно определить ведущее полушарие по речи. И у нас есть статистика:

— Берем правшей. У 95% из них речь контролируется левым полушарием. У остальных 5% – правым.

— Берем левшей. У 70% из них речевые функции тоже в левом полушарии. У 15% – в правом, у оставшихся 15% – в обоих.

То есть как-то не срастается с мифом. Доминантным по речи в большинстве случаев все равно остается левое полушарие.

В этой статистике, кстати, отражается настоящее отличие между правшами и левшами. У левшей меньше межполушарная асимметрия, то есть полушария меньше разделены по функциям, могут лучше выполнять функции друг друга.

Но возможно миф совсем о другом, скажете вы. Он о том, что несмотря на принадлежность к речи, у левшей правое полушарие развито больше, активней работает и вообще молодец. И это влияет на различия в характере правшей и левшей

Миф: так как у них развито правое полушарие, левши более чувствительные, эмоциональные и творческие люди. Они целостно и интуитивно воспринимают мир. Они индивидуальности и стремятся к переменам. Среди левшей куча одаренных людей: художники (Рафаэль Санти, Пабло Пикассо, Микеланджело Буонаротти), музыканты (Людвиг ван Бетховен и Карл Бах), писатели (Марк Твен, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс), политики (Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Юлий Цезарь).

А правши – унылое говно. Им легче даются точные науки и логическое мышление. Но все равно среди математиков и ученых больше левшей (Эйнштейн, Леонардо да Винчи).

— Исследования показывают очень противоречивые результаты: вербальные, невербальные тесты, умственные способности, характер – то леворукие хуже проходят тесты, то лучше, то также как праворукие. Какого-то единого знаменателя нет (исключение в следующем мифе). В общем различия неочевидны и невелики.

— Хотя отмечается повышенный процент левшей в некоторых профессиях (архитекторы, юристы, музыканты) и видах спорта (бокс).

— Насчет творчества. Некоторые исследователи отмечают повышенный процент левшей среди одаренных или творческих людей. А некоторые не отмечают, так что вопрос спорный.

— Есть мнение, что левши более разнообразны, то есть их больше как среди выдающихся, так и среди людей ниже нормы. Об этом, кстати, следующий миф

Миф: левшу можно переучить в правшу. И нужно! Леворукость – это патология и болезнь. Левши страдают всякими неврологическими и психологическими проблемами, больше болеют, эмоционально возбудимые, умственно отсталые и вообще не гуд.

— Было такое распространенное мнение, что всякая леворукость – это результат повреждений мозга в раннем возрасте. То есть повреждается левое полушарие, его функции берет правое, и у нас получается леворукий с центрами речи в правом полушарии. Статистика подтверждает это: среди людей, получивших повреждения левого полушария в раннем возрасте, 70% леворуких. И большинство из них с центрами речи в правом полушарии.

— Сейчас представления о причинах левшества изменились. Да, часть левшей стали левшами по причине травм. И проблемы, что описаны в мифе, у них скорее всего связаны именно с травмами мозга.

Но есть другая часть – левши без ранних травм. Тут возможно играет роль генетика или влияние среды. И у них, кстати, центры речи расположены в левом полушарии. Это в копилку того, что рукость и доминантность полушарий не сильно связаны.

— Теперь про переучивание: мозг таким образом не изменишь, полушария не перевернутся и сильно здоровей от этого левша не станет. Скорее наоборот, приобретет те самые психо-неврологические болячки – страхи и неврозы.

Миф: ведущую руку определить очень просто. Все всегда интуитивно правильно знают, какая рука у них ведущая.

— Сцепите пальцы рук в замок. Большой палец какой руки сверху, та рука и ведущая.

— Встаньте в позу Наполеона, скрестите руки на груди. Ведущая рука ляжет сверху.

— Поаплодируйте себе. Какая рука сверху, та и ведущая.

— А пишете правой рукой? Вы правша, однозначно!

Более того, все эти тесты определят ваш характер, карму и гороскоп на неделю!

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Еще тест: Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то у вас активно левое полушарие (логика и анализ). Если против часовой, то активно правое (эмоции и интуиция).

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Не всегда так просто определить рукость человека:

— Есть амбидекстрия – человек одинаково хорошо владеет правой и левой руками. Есть амбисинистрия – также известная как кривота или изжопость обеих рук.

— Есть смешаннорукость – человек одни вещи лучше делает правой рукой, другие – левой.

— Есть переученные левши. Многие из них, переученные рано в детстве, не знают о своем левшестве, не замечают, что многое делают левой рукой.

— Есть еще ногость, глазость и ухость. И они бывают чистые (все правые, например) или смешанные – ведущие руки, ноги, глаза и уши перемешаны.

Левшей в мире плюс-минус 10%. В то время как тест со сцепленными руками показывает распределение примерно 50:50. Как и с Наполеоном, и с аплодисментами. И с письмом не все так просто, ведь есть переученные левши.

Поэтому, чтобы точней узнать рукость, используют множество тестов и вопросов.

И конечно же этими тестами вы определите только рукость, а никак не характер.

А вот с девушкой интересная история. Так-то понятно, что это дичь: картинка никак не связана с полушариями и левшами. Но исследователям не лень было померить, и оказывается, при переключении вращения активируется часть правого полушария.

На сегодня все, женщин и детей унизим в следующий раз.

По роду деятельности пришлось обучить обе руки работать одинаково. Не сказать, что идёт на пользу мышлению, как говорят всякие блохеры и психологи.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Правда ли, что нервные клетки человека не восстанавливаются?

какое полушарие развито у левши а какое у правши

«Нервные клетки погибают от стресса и не восстанавливаются», можно услышать, когда нам советуют не нервничать по пустякам. Мы решили проверить, подтверждается ли связь стресса с гибелью нервных клеток и восстанавливаются ли они.

(Спойлер для ЛЛ: одни восстанавливаются, другие нет. При необратимых повреждениях существуют сложные и, увы, не идеальные механизмы для решения этой проблемы)

Контекст. В художественных произведениях часто можно встретить утверждение, что не стоит нервничать, а то нервные клетки не восстанавливаются. Причём эта мысль встречается не только в художественной прозе второй половины XX века, когда нейробиология только становилась как наука, но и во вполне современной литературе. Этот же тезис используется в популярных мемах:

— Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются!
— Не умничай. Зубы тоже))0)

Все клетки человеческого организма имеют схожий жизненный цикл. Обычно он состоит из образования клетки, деления и гибели. Но в двух типах клеток процесс деления генетически отключён — в зрелых нейронах и в клетках сердечной мышцы. К гибели клетки могут приводить физиологические (обеспечивающие его целостность и приспособительные реакции) и патологические (направленные на компенсацию воздействия и/или последствий воздействия повреждающего фактора) процессы. Патологическое влияние (например, гипоксия) может быть необратимым и обратимым. В случае необратимого влияния клетка погибает, в случае обратимого — имеет шанс на восстановление. Это касается и нервных клеток.

Нервная система человека подразделяется на центральную и периферическую. Клетки периферической системы способны к относительно неплохой регенерации — за счёт этого, например, может восстановиться чувствительность в отрезанной и заново пришитой конечности. Клетки центральной нервной системы восстанавливаются дольше и сложнее, этим обуславливается долгая реабилитация после инсульта или спинальных травм.

Обе наши нервные системы состоят из нервных клеток двух типов: нейронов и клеток глии. Клетки глии осуществляют вспомогательные функции. Они, словно изолента, покрывают собой нейроны. При некоторых болезнях эта оболочка разрушается — например, при рассеянном склерозе. Однако она способна и к восстановлению. К сожалению, этот процесс протекает не быстро и ещё больше замедляется по мере прогрессирования заболевания. На сегодняшний день проходят клинические испытания нескольких препаратов, способных, как предполагают их разработчики, восстанавливать повреждённую оболочку.

Теперь перейдём к главным нервным клеткам — нейронам. Нейрон — это электрически возбудимая клетка, которая принимает извне, обрабатывает, хранит, передаёт и выводит вовне информацию. Она состоит из ядра, тела и отростков, похожих на щупальца: аксона и одного или нескольких дендритов.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

В случае повреждения не только оболочки, но и их самих, нейроны всё ещё имеют потенциал восстановления. Недавно группа учёных из Кембриджского университета открыла особый белок, который позволяет им восстанавливаться. Введение этого белка потенциально способно лечить глаукому у человека (так как при глаукоме атрофируется зрительный нерв).

Учёные подсчитали, что у человека около 86 млрд нейронов, 16 млрд из которых находятся в коре больших полушарий. Для сравнения, в коре полушарий чёрного дельфина (или гринды) 37,2 млрд нейронов, а у африканского слона суммарно 257 млрд — правда, 98% его нейронов расположены в мозжечке, а не в коре мозга. В день в организме человека может погибать до десятка тысяч нервных клеток. Тогда как же человек сохраняет память и интеллект до весьма преклонных лет? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, гибель нейронов — абсолютно естественный процесс для человеческого организма. И во многом благодаря этому процессу наша нервная система настолько пластична. Например, у круглых червей на протяжении всей жизни ровно 162 нейрона. Они не погибают. Подобным же образом устроена нервная система моллюсков и насекомых. Именно из-за фиксированного количества нейронов эти животные не способны значительно изменять своё поведение и обучаться.

Так как нейроны — одни из самых ресурсозатратных клеток в нашем теле, организм сам избавляется от наименее активных нейронов, которые имеют мало связей с другими клетками. Функции «убитого» нейрона тут же берут на себя соседние, укрупняясь в размерах и формируя новые связи.

Во-вторых, нейрогенез (формирование новых нейронов взамен утраченных) всё-таки существует. Впервые о нём сообщил Джозеф Альтман в 1962 году. Он опубликовал в журнале Science статью «Формируются ли новые нейроны в мозге млекопитающих?», в которой рассказал о своём эксперименте. Электрическим током он разрушил участок в мозге крысы и ввёл туда радиоактивное вещество, способное проникать в новые клетки. Через несколько месяцев в других участках мозга животного появились новые радиоактивные нейроны. Однако тогда его открытие не вызвало широкого научного интереса. Во второй раз нейрогенез «открыли» почти через 20 лет. Профессор Фернандо Ноттебом из Рокфеллеровского университета доказал, что брачные песни самцов канареек изменяются от сезона к сезону именно из-за значительного обновления клеток в вокальном центре мозга. Параллельно с ними советский профессор А. Л. Поленов обнаружил нейрогенез у амфибий. В 1998 году Питер Эрикссон и Фред Гейдж доказали нейрогенез и у человека. На сегодняшний день известно, что существует как минимум три места образования новых нейронов: гиппокамп, обонятельные луковицы и миндалевидное тело.

Однако нейрогенез представляет собой не классическое деление, а скорее процесс трансформации. Клеткой-предшественником в случае нейрогенеза выступают не нейроны, а другие типы клеток — например, клетки глии или стволовые клетки.

❗️ Согласно новейшему исследованию есть даже немедикаментозные способы улучшать нейрогенез — в частности, активные занятия спортом и прогулки, а также 3D-видеоигры.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Сейчас исследование нейрогенеза — одна из самых перспективных областей медицины. Ведь если получится контролируемым образом запускать образование новых нейронов у человека, то можно значительно продвинуться в терапии болезней Паркинсона и Альцгеймера, а также дать возможность реабилитации пациентов со спинальными травмами.

Между прочим, самое большое количество нервных клеток человек теряет не в последние годы жизни, а ещё во внутриутробный период — порядка 70% от заложенных изначально. Существует множество причин гибели нейрона, одна из которых, конечно же, стресс. Однако речь идёт не о банальных переживаниях по поводу проблем на работе или сложностей в личной жизни. Если бы организм на каждый стресс реагировал уничтожением части нервной ткани, то мы бы очень быстро теряли дееспособность и умирали. Речь идёт о действительно серьёзных внешних воздействиях. Например, в эксперименте с крысами в качестве источника стресса использовали периодические удары током, включение резких и громких звуков, а также помещение животных в узкие клетки. Более того, после того как источник стресса убрали, органические повреждения их мозга остались. Учёные считают, что у людей, как и у всех других млекопитающих, подобные процессы происходят под воздействием стресса.

Таким образом, по совокупности имеющихся на сегодня научных данных мы можем говорить, что стресс действительно выступает одним из факторов гибели клетки наряду со многими другими. При этом при обратимых повреждениях нервные клетки могут восстанавливаться, а при необратимых человеческий мозг имеет достаточно возможностей «поставки» новых нейронов.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Наш вердикт: большей частью неправда (если не читали статью и сразу пролистали сюда — прочитайте развернутый вывод в последнем абзаце))

какое полушарие развито у левши а какое у правши

какое полушарие развито у левши а какое у правши

какое полушарие развито у левши а какое у правши

10 мифов о мозге

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Мозг использует лишь часть своих ресурсов. Он обладает „логической“ и «творческой» половинами и значительно отличается у мужчин и женщин. Мозг, о котором мы сегодня поговорим, — это совершенно особенный мозг. Особенный, потому что его попросту не существует. Хотя в некоторых головах он все же живет.

Есть множество причин существования таких мифов о мозге. Некоторые научные открытия искажаются испорченным телефоном на пути от исследовательской лаборатории через средства массовой информации к потребителю. Другие нейронные сказки когда-то действительно были правдой. Однако сегодня эти выводы устарели и лежат в архивах университетов мертвым грузом. Тем не менее, общество быстро укоренило эти сказки.

И конечно же целые отрасли промышленности, советчики и самопровозглашенные эксперты заинтересованы в том, чтобы питать и использовать эти сказки в своих целях – например, чтобы принести якобы эффективные методы тренировки мозга мужчине и женщине. Чтобы не попадаться на эту удочку, рассмотрим наиболее распространенные мифы.

1. Мозг активен всего на десять процентов

Просто так не развеять длящийся десятилетиями миф о том, что мы не используем весь потенциал наших серых клеток. Напротив, мозг — не что иное, как растратчик ресурсов. Медицинская интроскопия показала, что наш мыслительный центр активен во всей своей полноте. В зависимости от задачи отдельные области мозга загружены по-разному. Даже если мы сейчас ничего не делаем, мозг все равно работает. Так называемая мозговая цепочка отдыха повышает свою активность в таких ситуациях. Даже во сне наш мозг не отдыхает. Он обрабатывает впечатления, которые мы пережили накануне, и сортирует их в память.

Если часть мозга фактически не используется, клетки берут на себя задачи соседних областей мозга. Например, у слепых от рождения людей область мозга, отвечающая за зрение, очень активна при чтении шрифта Брайля, так как обработкой зрительной информации эта область не занята. Мозг чрезвычайно способный и может меняться в зависимости от требований.

То, что мозг оставил бы обширные области неиспользованными, также имеет мало смысла с эволюционной точки зрения. Мозг — большой пожиратель энергии. Его потребление превышает около 20 процентов наших потребностей в энергии. Эволюция на самом деле имеет тенденцию отсеивать малоэффективное. Поэтому маловероятно, что такой дорогостоящий орган с такой неиспользованной емкостью вообще развился бы.

2. Левое полушарие логическое, правое творческое

Согласно этому мифу, мы аналитически или творчески предрасположены, в зависимости от того, какое полушарие мозга мы используем больше. Игры – например, Left Brain Right Brain от Nintendo, приложения, а также самопровозглашенные гуру продают эту легенду, обещая улучшить связь между полушариями мозга или прокачать более слабое полушарие.

В этом мифе есть зерно истины. Существует определенное разделение задач, но оно относится к совершенно другим навыкам. Левое полушарие мозга, как правило, специализируется на лингвистических достижениях. Пространственное мышление, понимание чисел или распознавание лиц, скорее всего, расположены справа.

Однако нет четкого разделения. Наша правая сторона также обладает определенными языковыми „талантами“ и может улавливать речевую мелодию, интонацию и акцент разговорной речи. Кроме того, нет нейробиологических доказательств того, что у людей на самом деле доминирует левое или правое полушарие мозга.

3. Мозг мужчин и женщин по-разному устроен

Сразу скажем: да, есть различия между мужским и женским мозгом. Например, мозг мужчин, как правило, больше, чем у женщин, даже учитывая их разные размеры тела.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

Но следует иметь в виду две вещи: во-первых, это статистические средние значения, и они часто имеют мало общего с индивидуальным мозгом. Таким образом, конкретная женщина вполне может обладать большим мозгом, чем конкретный мужчина. А во-вторых, больший объем мозга мужчин не есть показателем более высокого интеллекта.

Особенно проблематично, когда реальные или просто предполагаемые биологические различия полов связывают с поведением. Сказка-полусказка: у женщин два полушария мозга лучше общаются друг с другом, и поэтому они, в отличие от мужчин, могут решать сразу несколько задач. Этому нет никакой научной основы, пишет исследователь мозга Кристиан Джаррет в своей книге Great Myths of the Brain. Например, мозолистое тело, оплетка нервных волокон, соединяющее два полушария мозга, у женщин не больше, чем у мужчин. К такому выводу пришел нейробиолог Миккель Валлентин из Орхусского университета (Дания) в 2009 году. Канал связи между левым и правым мозгом у женщин отнюдь не шире, чем у мужчин.

4. Зеркальные нейроны заставляют нас сопереживать

Все началось в 1990-х годах. Тогда итальянские исследователи во главе с нейробиологом Джакомо Риццолатти из Пармского университета столкнулись с странным поведением нервных клеток коры головного мозга обезьяны-макаки. Нейроны, важные для движений, срабатывали не только, когда животное схватывалось за плоды, но и тогда, когда оно наблюдало за одним из исследователей при том же движении. Видимо, некоторые клетки мозга обезьяны отзеркаливали увиденное.

Возможно, нервные клетки, названные зеркальными нейронами, имеют решающее значение для понимания намерения, лежащего в основе движений, подозревали Риццолатти и его коллеги. И они продолжали размышлять: возможно, зеркальные нейроны также могут помочь человеку внутренне воспроизвести чужие движения и классифицировать их как действия с намерением.

Зеркальные нейроны стали медиа-звездами в последующие годы: бесчисленные газетные статьи и популярные книги представляли эти нервные клетки как решающую фундамент для понимания других людей. Но не тут-то было: существование зеркальных нейронов у человека до сих пор спорно. Эмпатические способности зеркальных нейронов также кажутся мифом, предупреждает нейробиолог Кристиан Джарретт. Наконец, мы также понимаем намерение движений и действий, которые сами не можем выполнить и внутренне имитировать, например, полет птицы.

Кроме того, предполагаемые зеркальные нейроны активны у человека даже тогда, когда у движений вообще нет намерений, потому что они выполняются, например, бездушными роботами. Это заметил невролог Кристиан Кайзерс из University Medical Center Groningen. Таким образом, зеркальные нейроны, более важны для отслеживания и понимания внешних движений. Если вы смотрите за движениями и пытаетесь понять человека, очевидно, вступают в игру другие области мозга.

5. Гимнастика для ума делает нас умными

Кроссворды, судоку и многочисленные коммерческие программы гимнастики для мозга обещают повысить нашу умственную пригодность. Но у исследователей есть для нас отрезвляющая информация. Многие исследования показывают, что с помощью умственной тренировки вы становитесь умнее только тех, кто практикуется или выполняет аналогичные задачи. Если мы регулярно занимаемся кроссвордами, мы становимся лучше в этом. Но наше понимание чисел не улучшается от этого.

Даже небольшая научная сенсация оказалась скорее мыльным пузырем. Речь шла о целенаправленной тренировке рабочей памяти, с помощью которой мы можем хранить информацию, такую как номер телефона. Согласно некоторым исследованиям, эта тренировка также должна положительно повлиять на IQ.

Но позже последовало опровержение: исследования более строгими методами дали неутешительные результаты. Правда, испытуемые приводили в движение свою рабочую память. Но с точки зрения интеллекта тренировка не дала положительного результата. Все остальное тоже было бы настоящим сюрпризом. Большинство психологов считают, что мы больше не можем повысить наш рабочий интеллект, нашу умственную гибкость во взрослой жизни. Но хорошая новость такова: фундаментальный интеллект, наши запасы знаний и компетенций, накопленные в течение жизни, увеличиваются до глубокой старости. Тот, кто хочет мысленно дополнить себя, должен иметь в виду: прежде всего разнообразие. Каждый день просто играть в судоку, безусловно, слишком односторонне.

6. Исследователи мозга могут читать наши мысли

„Чтение мыслей в голове другого», журнал Die Welt писал: «стеклянный мозг может читать мысли». Исследователи мозга могут читать мысли! Поводом стали исследования 2013 года: исследователям из Университета Карнеги-Меллона удалось идентифицировать эмоции своих испытуемых только на основе моделей мозга.

Но действительно ли это было чтение мыслей? В лучшем случае в совершенно косвенном смысле. Прежде всего, методы визуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, не могут сделать ни одну из наших мыслей непосредственно видимой. Они просто регистрируют активацию мозга. Чтобы перейти от мозговых функций к душевным, как например чувствам, программному обеспечению еще нужно долго учиться.

Кроме того, в упомянутом исследовании компьютерная программа в тренировочных условиях научилась связывать эмоции, которые испытуемые внутренне переживали по желанию исследователей, с определенными шаблонами мозга. Только на втором этапе компьютерная программа смогла „сопоставить“ мозговые активности с соответствующими эмоциями.

Задача „чтения мыслей», вероятно, будет заключаться в том, чтобы в будущем присвоить психическому явлению уникальную мозговую модель. Хотя, например, страх часто сопровождается более сильной деятельностью миндального ядра. Но, наоборот, активация миндального ядра не всегда означает страх. Потому что, будучи частью «центра чувств», эта область мозга возбуждает и другие эмоции.

7. Психические заболевания основаны на химическом дисбалансе в мозге

Это простое решение сложных заболеваний: за депрессию и другие психические страдания, такие как тревожные расстройства, отвечает дисбаланс определенных нейротрансмиттеров в мозге. Лекарства, такие как антидепрессанты, могут исправить этот дисбаланс. Это сообщение, которое фармацевтические компании смогли успешно внедрить людям, особенно в США, где разрешена прямая реклама – например, в газетах и журналах.

Отчасти успешное действие антидепрессантов первое время оправдывает фармацевтические компании. В конце концов, антидепрессанты применяются именно к нейротрансмиттерам. Так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, например, повышают доступность серотонина в местах контакта нервных клеток.

Но с самого начала были нестыковки. Антидепрессанты повышают уровень серотонина в течение короткого времени. Но почему они обычно действуют только через несколько недель? Кроме того, например, попытки искусственно снизить уровень серотонина и тем самым имитировать депрессивные состояния в лаборатории не увенчались успехом. Нет никаких сомнений в том, что нейрохимия играет важную роль в лечении депрессии, пишет нейробиолог Кристиан Джарретт в своей книге о нейронных мифах. Но это не означает, что психические расстройства просто вызваны химическим дисбалансом, как это пытаются представить. По правде говоря, никто не знает, какое нужное количество серотонина и других нейротрансмиттеров должно быть в мозге.

8. Первые три года жизни имеют решающее значение для развития мозга

В последние годы в умах родителей, педагогов и учителей утвердилось представление: развитие мозга главным образом происходит в первые три года жизни. В этой чувствительной фазе малышам легче всего удается научиться, что приводит к быстрому росту нервных связей. После этого наши серые клетки, по большому счету, жестко сформированы. Эта идея имеет вполне истинную суть. После родов нервные связи закладываются в изобилии. Однако, вопреки мифу о решающих первых трех годах жизни, отдельные области мозга развиваются в разном темпе. Например, в частях лобной доли созревание длится до молодой взрослой жизни. С его помощью соответствующие умственные навыки, такие как планирование действий и контроль импульсов, развиваются вплоть до подросткового возраста.

Кроме того, на самом деле существуют критические периоды развития. Они относятся к запущенным детям, которые получили мало стимулов в своей молодой жизни. Вы можете догнать приемных родителей, если они все еще приходят в раннем возрасте, в своем первоначально отсталом умственном и эмоциональном развитии. Но это как раз не обязательно означает, что дополнительные интеллектуальные стимулы могут пропустить нормально развитые дети. Это утверждает психолог Пол Говард-Джонс из University of Bristol. По словам Говарда-Джонса, представление о трех важных первых годах ошибочно заставило родителей начать настоящую гонку, чтобы вовремя обеспечить достаточную умственную стимуляцию своим малышам.

9. Подростки импульсивны из-за своего недоразвитого мозга

Раньше виноваты были “гормоны», когда пубертаты занимались незащищенным сексом или отправлялись в поездку на машине родителей без водительских прав. Сегодня исследователи мозга и психологи развития любят прибегать к дополнительному объяснению. Таким образом, у подростков преобладают „импульсивные“ по сравнению с „разумными“ областями мозга. Вот что пишет, например, голландский психолог развития Эвелин Крон в своей популярной книге Das pubertierende Gehirn. Дело в том, что в подростковом возрасте от 10 до 22 лет мозг полностью перестроен. Прежде всего отстает лобная доля головного мозга, отвечающая за контроль импульсов. Кроме того, система вознаграждения, по-видимому, особенно активна в мозге подростков, что может сделать их восприимчивыми к моментальному побуждению.

Эти выводы, несомненно, интересны. Но якобы причинно-следственная связь между развитием мозга и импульсивным, рискованным поведением подростков до сих пор отнюдь не доказана. И, кроме того, в средствах массовой информации и в книгах советов обосновалась соблазнительная, но и последовательная метафора. Подростковый мозг при этом любят сравнивать с автомобилем. Этот автомобиль имеет чувствительную педаль акселератора (сверхактивная система вознаграждения), но только слабый тормоз (еще не зрелая система управления).

Как интуитивно не понимать эту метафору, у нее есть и заковыристый аспект, по словам Пола Говарда-Джонса. Метафора предполагает, что мало смысла повышать компетентность водителя, если слабые тормоза нельзя отремонтировать. Импульсивное и рискованное поведение, согласно этой логике, является нормальным состоянием подросткового бытия. Это создает дилемму о том, как должны реагировать учителя с мешающими подростками в классе.

какое полушарие развито у левши а какое у правши

10. Нарушения развития относятся только к мозгу

Миф довольно широко распространен, особенно среди учителей: таким образом, нарушения обучения, которые также отражаются в мозге, не относятся к воспитанию. Исследование, проведенное психологом Саймоном Гиббсом из Университета Ньюкасла, дало представление о том, какие ложные представления может вызвать ярлык „дислексия“ у учителей в 2015 году. Когда учителя начальной школы читали на анкете «дети с дислексией», они гораздо чаще считали, что это биологически прочно закрепленная, постоянная слабость чтения и орфографии, в которой они не могут помочь маленьким. С другой стороны, говоря о „трудностях в чтении“, учителя были гораздо более уверены в себе и считали слабость скорее временной.

При этом недавние исследования в области нейробиологии рисуют совершенно другую картину нарушений обучения. Различия между детьми с такими трудностями выражаются в мозге. Тем не менее, нейронные аномалии пострадавших детей можно изменить тренировками. Это показало исследование, проведенное нейробиологом Карин Куциан из Университетского детского госпиталя в Цюрихе. В своем исследовании дети с дискалькулией больше получили пользы от пятинедельной компьютерной тренировки по пониманию чисел, чем дети без вычислительной слабости. Кроме того, после тренировки активность в районах, обрабатывающих цифры, особенно у пострадавших детей, снизилась. Очевидно, по мнению Куциана, обучение автоматизировало некоторые процессы, необходимые для выполнения задачи. Таким образом, нарушения обучения не приговор. Мифы о мозге, подобные этому, должны исчезнуть из нашего сознания.

Christian Jarrett: Great myths of the brain. Wiley-Blackwell, Chicester

Paul Howard-Jones: Neuroscience and education: myths and

messages. Nature Reviews Neuroscience, 15/12, 2014, 817–824.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *