какое полушарие развито больше у людей

Какое полушарие развито больше у людей

От того, какая рука у человека является ведущей, очень часто зависит, какое полушарие отвечает за двигательный контроль. У правшей доминирует левое полушарие. Благодаря совершенствованию ультразвуковых технологий удалось установить, что доминирование той или иной руки (и полушарная асимметрия) у ребенка имеется еще до его рождения. Судить об этом можно по тому, большой палец какой кисти ребенок предпочитает сосать во время внутриутробной жизни.

У 96% правшей за язык отвечает левое полушарие. В то же время у левшей языковые функции распределены в головном мозге асимметрично, причем выраженность асимметрии зависит от «выраженности» леворукости. У явных левшей вероятность того, что за языковые функции отвечает правое полушарие, оказывается выше (27%), у обоеруких лиц правое полушарие доминирует в 15% случаев.

Преобладание той или иной руки, межполушарная языковая асимметрия и другие асимметрии между правой и левой половинами тела могут представлять собой полигенный признак, который, впрочем, встречают не только у людей, но также у гоминидов и других позвоночных.

Модульная организация языка и высших когнитивных функций. В процессе изучении функций и взаимосвязей различных структур мозга мы зашли дальше простого наблюдения за больными, перенесшими локальные повреждения головного мозга. Появление новых технологий, например методов нейровизуализации с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и нейрофизиологических методик (транскраниальная магнитная стимуляция), позволило исследовать работу головного мозга в норме и при различных заболеваниях. В результате этих исследований некоторые из ранних теорий удалось подтвердить, другие же были пересмотрены или поставлены под сомнение.

Эти «новообретенные» познания привели к тому, что в настоящее время головной мозг рассматривают в качестве сети («коннектома»), имеющей свои центры, или «хабы», которые отвечают за целостную обработку информации и адаптивное поведение. Поскольку эти центры играют важную интегративную роль, их повреждение сопровождается нарушениями значительно более серьезными, чем можно было бы предположить по одному лишь размеру поврежденного участка коры. (Ранее для обозначения нейрофизиологических изменений, возникающих вдали от места непосредственного повреждения, использовали термин диашиз.

В настоящее время с появлением коннектомики под этим термином понимают изменения на структурном и соединительном уровнях, которые возникли на удалении от места повреждения.) Развитие некоторых заболеваний, например болезни Альцгеймера или шизофрении, связано с нарушением работы определенных центров. Иногда подобный центр имеет отличительные морфологические особенности, в других же случаях их обнаружить не удается. Учитывая этот «новый взгляд» на кору больших полушарий, для объяснения различных клинических «несостыковок» следует пересмотреть наше понимание языка.

На практике мы часто отмечаем, что дети гораздо легче, чем взрослые, усваивают второй язык. Благодаря фМРТ и другим методикам удалось установить, что до семилетнего возраста участок мозга, отвечающий за изучение второго языка, сильно пересекается с участком, отвечающим за родной язык. В более позднем возрасте такую особенность уже не встречают. Возможно, у детей синтаксический аппарат, отвечающий за понимание существительных, глаголов и других частей речи, способен справляться с двумя языками одновременно.

Интересно, что после небольшого сосудистого поражения взрослые перестают владеть либо вторым, либо родным языком, однако один из них остается сохранным.

какое полушарие развито больше у людейВычитание изображений и усреднение изображений при позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ).
Верхний. Контрольное среднее изображение получено у пациента в покое. Захват 15 O происходит во всех отделах коры и подкоркового серого вещества.
Левое изображение получено у того же пациента, следящего за движущимися по экрану точками.
Высокий уровень фоновой активности скрывает результат исследования. Правое изображение получено вычитанием контрольного изображения и позволяет увидеть повышенную активность зрительной коры при выполнении зрительной задачи.
Средний. Аналогичную задачу выполняли другие четыре пациента. Вычитание фонового «шума» позволило выявить значительные различия между пациентами.
Поскольку размеры мозга у людей варьируют, активность мозга у этих пятерых пациентов была наложена на общий, «средний» мозг (хотя мозг на всех рисунках изображен одинаково). Нижний. Усредненное значение пяти исследований указывает на среднюю разницу в этой группе.

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018

Источник

Научная электронная библиотека

какое полушарие развито больше у людей

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Источник

Тест на полушария мозга: как определить, какое развито сильнее, и что это означает

какое полушарие развито больше у людей

Мы мыслим по-разному в зависимости от доминирующей половины мозга. Узнай, какое полушарие мозга за что отвечает и как проверить, какое является главным именно у тебя.

какое полушарие развито больше у людей

Мозг — это единая сложная система, контролирующая огромное количество функций нашего организма. Однако его полушария отвечают за разные задачи. Например, левое лучше справляется с аналитикой, логикой, расчетами, а правое ответственно за творческое мышление. Но если ты пишешь правой рукой (как большинство), это вовсе не означает, что у тебя доминирует левое полушарие, как и наоборот. Существует несколько способов того, как определить ведущее полушарие мозга.

За что отвечают полушария

какое полушарие развито больше у людей

Левое

Правое

Тест: какое полушарие мозга развито больше: 12 способов определения

Одной руки, которой мы пишем, для определения недостаточно. Во-первых, некоторых переучивали. Во-вторых, кого-то учили писать правой, даже не узнав, нет ли у него способностей к леворукости. В-третьих, существуют те, кто изначально может писать обеими руками — амбидекстры.

Поэтому узнать доминирующую половину мозга можно с помощью нескольких простых методов. Лучше пройти их все. После прохождения записать результат каждого, а потом вычислить общий.

1. Сложи ладони, переплети пальцы. Какой из больших пальцев сверху? Значит, доминирует противоположное полушарие.

2. Необходимо скрестить руки в так называемую позу Наполеона.

какое полушарие развито больше у людей

Какой локоть оказался выше? Ведет противоположная сторона мозга.

3. Возьми карандаш, поставь его перед собой на уровне глаз, внимательно посмотри сначала одним глазом, потом — вторым. Сравни, при просмотре каким глазом изображение больше смещается в сторону. Вести будет противоположная часть мозга.

4. Подмигни. Если ты делаешь это левым глазом, возможно, ты — правополушарный человек.

5. Похлопай в ладони так, чтобы одна из рук была сверху. Какая для тебя удобнее? Значит, в ответе за нее противоположная часть мозга.

6. Сядь и положи ногу на ногу.

какое полушарие развито больше у людей

Если сверху правая нога, ведет левая часть, и наоборот.

7. Встань, покрутись вокруг себя. Если ты двигалась по часовой стрелке — ведет правая сторона.

8. Посмотри на изображение танцующей балерины.

какое полушарие развито больше у людей

В случае, если ты видишь, что она вращается по часовой стрелке — развита левая сторона головного мозга, если в противоположную сторону — правая. Попробуй взглянуть так, чтобы она изменила направление — чем легче тебе это удалось сделать, тем более богатые у тебя воображение, интуиция. Если удалось, но сложнее — ты — человек более практичный.

9. Нарисуй на бумаге окружность одной линией и закончи ее стрелкой. Если ты рисовала против часовой стрелки, доминирует левая часть, и наоборот.

10. Возьми белый (без линеек и клеток, это важно) лист бумаги. Вертикальной линией раздели его на глаз пополам, затем померяй обе половины. Если больше левая — ведет противоположная сторона.

11. Бери еще один лист. Обеими руками на разных его частях нарисуй 3 квадрата и 3 треугольника. На какой стороне получилось лучше? Значит, противоположная — ведущая.

12. И еще один лист понадобится. Обеими руками начерти вертикальные штрихи. Какой рукой нарисовалось большее количество? Работает противоположное полушарие.

Как узнать результат

Вычти из количества левополушарных ответов количество правополушарных, раздели на 11 и переведи в проценты.

Итог:

Но даже несмотря на результат, важно помнить, что мозг устроен и работает очень сложно. Не стоит думать, что, если у тебя ведет одна его сторона, значит, функции второй выполняются по минимуму или вообще у тебя не развиты. К тому же, каждое полушарие можно развивать, чтобы нормализовать баланс их работы.

Как развить полушарный баланс

какое полушарие развито больше у людей

Способов развития существует очень много. Все они направлены на увеличение работы «отстающей» половины и связаны с их функциями. То есть, к примеру, для развития левой стороны полезны логические задания — кроссворды, головоломки, а для правой — любое творчество.

Также важно задействовать ту сторону тела, за которую отвечают части мозга. То есть если хочешь развить правую — делай все, что можно, противоположными рукой и ногой (можно чаще прыгать на одной ноге), и наоборот.

Существует медитативная техника осознания гармонии между полушариями:

Источники и литература:

2) Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М: Научный мир, 2009.

3) Функциональная межполушарная асимметрия — Хрестоматия. Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. М: Научный мир, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *