какое полушарие работает у людей
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Какое полушарие работает у людей
От того, какая рука у человека является ведущей, очень часто зависит, какое полушарие отвечает за двигательный контроль. У правшей доминирует левое полушарие. Благодаря совершенствованию ультразвуковых технологий удалось установить, что доминирование той или иной руки (и полушарная асимметрия) у ребенка имеется еще до его рождения. Судить об этом можно по тому, большой палец какой кисти ребенок предпочитает сосать во время внутриутробной жизни.
У 96% правшей за язык отвечает левое полушарие. В то же время у левшей языковые функции распределены в головном мозге асимметрично, причем выраженность асимметрии зависит от «выраженности» леворукости. У явных левшей вероятность того, что за языковые функции отвечает правое полушарие, оказывается выше (27%), у обоеруких лиц правое полушарие доминирует в 15% случаев.
Преобладание той или иной руки, межполушарная языковая асимметрия и другие асимметрии между правой и левой половинами тела могут представлять собой полигенный признак, который, впрочем, встречают не только у людей, но также у гоминидов и других позвоночных.
Модульная организация языка и высших когнитивных функций. В процессе изучении функций и взаимосвязей различных структур мозга мы зашли дальше простого наблюдения за больными, перенесшими локальные повреждения головного мозга. Появление новых технологий, например методов нейровизуализации с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и нейрофизиологических методик (транскраниальная магнитная стимуляция), позволило исследовать работу головного мозга в норме и при различных заболеваниях. В результате этих исследований некоторые из ранних теорий удалось подтвердить, другие же были пересмотрены или поставлены под сомнение.
Эти «новообретенные» познания привели к тому, что в настоящее время головной мозг рассматривают в качестве сети («коннектома»), имеющей свои центры, или «хабы», которые отвечают за целостную обработку информации и адаптивное поведение. Поскольку эти центры играют важную интегративную роль, их повреждение сопровождается нарушениями значительно более серьезными, чем можно было бы предположить по одному лишь размеру поврежденного участка коры. (Ранее для обозначения нейрофизиологических изменений, возникающих вдали от места непосредственного повреждения, использовали термин диашиз.
В настоящее время с появлением коннектомики под этим термином понимают изменения на структурном и соединительном уровнях, которые возникли на удалении от места повреждения.) Развитие некоторых заболеваний, например болезни Альцгеймера или шизофрении, связано с нарушением работы определенных центров. Иногда подобный центр имеет отличительные морфологические особенности, в других же случаях их обнаружить не удается. Учитывая этот «новый взгляд» на кору больших полушарий, для объяснения различных клинических «несостыковок» следует пересмотреть наше понимание языка.
На практике мы часто отмечаем, что дети гораздо легче, чем взрослые, усваивают второй язык. Благодаря фМРТ и другим методикам удалось установить, что до семилетнего возраста участок мозга, отвечающий за изучение второго языка, сильно пересекается с участком, отвечающим за родной язык. В более позднем возрасте такую особенность уже не встречают. Возможно, у детей синтаксический аппарат, отвечающий за понимание существительных, глаголов и других частей речи, способен справляться с двумя языками одновременно.
Интересно, что после небольшого сосудистого поражения взрослые перестают владеть либо вторым, либо родным языком, однако один из них остается сохранным.
Вычитание изображений и усреднение изображений при позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ).
Верхний. Контрольное среднее изображение получено у пациента в покое. Захват 15 O происходит во всех отделах коры и подкоркового серого вещества.
Левое изображение получено у того же пациента, следящего за движущимися по экрану точками.
Высокий уровень фоновой активности скрывает результат исследования. Правое изображение получено вычитанием контрольного изображения и позволяет увидеть повышенную активность зрительной коры при выполнении зрительной задачи.
Средний. Аналогичную задачу выполняли другие четыре пациента. Вычитание фонового «шума» позволило выявить значительные различия между пациентами.
Поскольку размеры мозга у людей варьируют, активность мозга у этих пятерых пациентов была наложена на общий, «средний» мозг (хотя мозг на всех рисунках изображен одинаково). Нижний. Усредненное значение пяти исследований указывает на среднюю разницу в этой группе.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018
Различия между мужским и женским мозгом
Доказано, что женский мозг примерно на 8-12 процентов меньше, чем мужской, что, впрочем, отнюдь не говорит о том, что представительницы слабого пола по природе глупее. Тем не менее разница существует. Некоторые вещи мужской и женский мозг воспринимают по-разному. Исследователи узнали, почему так происходит и в чем главное различие между мозгом мужчины и женщины.
Существуют ли различия
Веками не утихают споры о разнице мышления, поведения и восприятия ситуаций мужчинами и женщинами. Но если раньше дискуссии больше напоминали обвинения, за которыми ничего не стоит, то сегодня на данную тему можно серьезно полемизировать, основываясь на реальных научных фактах.
В своем большинстве межполовые различия между мужчиной и женщиной – это результат особенностей строения и работы головного мозга. Именно от него зависят когнитивные и поведенческие различия, присущи обоим полам. Было время, когда исследователи даже говорили о «поле» мозга. Сторонники данной теории утверждали, что мозг всех мужчин работает по обобщенной схеме, в то время как у серого вещества всех женщин есть своя унифицированная «программа».
Правда, со временем от этой теории пришлось отказаться. Все потому, что, как оказалось, в природе почти не существует чисто «женских» или чисто «мужских» типов мозга. Хотя тот факт, что «центр управления» у слабого и сильного пола имеет некие половые особенности, ученые не отрицают.
Международная группа исследователей в течение многих лет наблюдала за поведением почти 500 тысяч людей разного возраста, а также изучила примерно 2,5 тысячи снимков МРТ головного мозга мужчин и женщин в возрасте от 44 до 77 лет. Это позволило ученым сделать ряд потрясающих открытий. Специалистам удалось исследовать и измерить 68 разных участков центральной нервной системы. Результаты показали, что у женщин кора головного мозга, как правило, более толстая, чем у мужчин, зато у сильного пола мозг больше по размерам.
Вес и объем
Первая и самая очевидная отличительная черта между мужским и женским мозгом – это физиологическое строение органа. Во-первых, у мужчин он примерно на 100 г тяжелее, а также больше по объему. Правда, этот факт исследователи часто объясняют не столько особенностями самого органа, сколько общими физиологическими характеристиками человеческого тела.
Мужские тела в принципе больше и объемнее, нежели женские. Возможно поэтому и мозг у сильного пола более крупный. Как свидетельствуют данные современной науки, эта характеристика никак не влияет на когнитивные или другие способности. Вспомнить хотя бы мозг неандертальца. Он был куда весомее, чем у современного человека. Но делало ли это его умнее? Поэтому специалисты акцентируют, что для хорошей работы мозга важно не его объем и вес, а качество связей между нейронами.
Интересно и то, что разные части мужского и женского мозга также отличаются по параметрам. К примеру, у барышень больше по размерам правый лобный полюс, треугольная часть, нижняя и средняя лобные извилины, височная плоскость, передняя часть поясной извилины и левая парагиппокампальная, теменная покрышка, островковая кора, таламус, извилины Гешля, предклинье, а также боковая часть затылочной коры. У мужского пола по размерам больше гиппокамп, миндалины, задняя часть поясных и передняя часть парагиппокампальных извилин, височные полюса, скорлупа и некоторые области мозжечка.
Развитие полушарий
Наверное, многие знают, что левое полушарие головного мозга отвечает за рациональность мышления, логику и способность к анализу. Правое контролирует эмоции и интуицию. Оба они по-разному развиты у мужчин и женщин. Скорее всего, большинство из читающих эти строки подумали, что левая часть мозга больше развита у мужского пола, а правая – у женского. И ошиблись.
Полушария головного мозга у мужчин и женщин на самом деле развиты неодинаково. Еще в утробе матери у мальчиков более медленно развивается левое полушарие, но относительно быстро «набирает вес» правое. Специалисты предполагают, что так происходит из-за воздействия тестостерона. А вот у женщин в равной степени задействованы в работе обе полусферы. В результате дамам легче управлять навыками, характерными для левого полушария (вербальные умения, коммуникация), а у мужчин более развиты способности, которыми управляет правая часть мозга (активное действие, конкуренция).
Эта особенность строения головного мозга влияет на способность полов проявлять пространственные и социальные навыки. Мужчины больше ориентированы на развитие пространственного мышления, им легче воспринимать действительность и быстро координировать с ней свои действия. Строение женского мозга рассчитано на развитие социальных навыков, работу в аналитическом и интуитивном режиме, а также на мультизадачность (выполнение нескольких задач одновременно).
Разница существует и на клеточном уровне. В мозгу женщин нервные клетки располагаются плотнее друг к другу, нежели в мужском. И эта особенность имеет решающее значение, когда речь идет о скорости передачи сигналов между разными частями мозга. Кроме того, у мужчин более тесно «общаются» отдельные области внутри полушария, в то время как у женщин больше развиты межполушарные связи. Это объясняется тем, что у барышень правая и левая полусферы соединены более плотными нервными волокнами, чем у мужчин. Этот фактор влияет на особенности, о которых поговорим дальше.
Вербальные навыки
О том, что все женщины – большие любительницы поговорить, даже анекдоты слагают. Но как оказывается, желание поболтать у прекрасного пола заложено самой природой. И опять-таки все дело в особенностях строения ЦНС.
Мы уже говорили о том, что полушария мозга у представителей полов развиты неодинаково. Отсюда и различие в работе с вербальной информацией. Для «переваривания» услышанного женщины используют сразу оба полушария (в том числе и левое, ответственное за восприятие вербальной информации). Мужчинам свойственно делать это преимущественно правым.
К тому же (и об этом мы также уже говорили) оба полушария в женском организме связаны с помощью мощных нервных волокон, благодаря чему происходит более эффективный обмен информацией. В мужской голове для данной цели природа использовала более тонкие волокна. Кстати, именно особенностями строения волокон, связывающих полушария, врачи объясняют, почему женщины, как правило, легче восстанавливают вербальные навыки (речь) после перенесенного инсульта.
Эта же особенность конструкции мозга объясняет, почему мальчики начинают говорить и читать позже, нежели девочки.
Но почему природа решила, что вербальные навыки у обоих полов должны быть развиты неодинаково? Теорию, объясняющую эти различия, выдвинул американский психолог Дж. Леви. Согласно его гипотезе, причина всему – эволюционные процессы. Основная задача первобытного мужчины заключалась в охоте. А для этого ему жизненно важно было хорошо ориентироваться в пространстве, а не разговаривать.
Что касается женщины, то даже в каменном веке она была хранительницей домашнего очага, занималась детьми и создавала семейный уют. Было важно обмениваться опытом, решать вопросы с другими женщинами. И в этом ей помогали коммуникативные навыки, которые в ходе эволюции более усовершенствовались вместе с левым полушарием головного мозга.
Восприятие
Знаете ли вы, что у женщин более развиты слух, обоняние и вкусовые рецепторы? Зато мужчин (охотников по своей сути) природа наделила способностью лучше различать мелкие движущиеся объекты. И в этих различиях главную роль также сыграли особенности функционирования головного мозга.
Еще одно различие – разное восприятие цветов. Помните анекдот, где мужчина видит все платья синими, а для женщины это больше десятка принципиально разных оттенков? Так вот, не спешите смеяться над мужем, если в очередной раз он не увидит цветовых различий между двумя, скажем, красными вещами. Дело в том, что так устроен мужской мозг – он просто не воспринимает некоторые оттенки настолько остро, как женщины. Взять хотя бы оранжевый цвет. Любая барышня не только отчетливо рассмотрит среди цветовых пятен оранжевые, но и сможет распознать несколько апельсиновых оттенков. А вот для мужского мозга оранжевый цвет всегда выглядит больше как красный. Кроме того, сильному полу трудно улавливать разницу между оттенками желтого, синего и зеленого.
Стресс
Мужской и женский мозг по-разному реагируют на стресс. В состоянии эмоционального потрясения у мужчин активизируется левое полушарие, отвечающее за рациональное мышление, а правое на это время остается в состоянии спокойствия. Что касается женщин, то в стрессовых ситуациях у них, наоборот, активизируется правая часть мозга, отвечающая за эмоции.
По этой причине мужчины в состоянии стресса склонны запоминать детали самого происшествия, а женщины – эмоции, вызванные им. Кроме того, в ходе научного эксперимента было доказано, что барышни лучше запоминают события, вызвавшие у них всплеск эмоций. И в этом разгадка на вечный вопрос мужчин, почему женщины донимают их: «Как? Ты не помнишь, какой сегодня день?!». Все просто: причина не в том, что мужчина плохой и забыл о чем-то, просто его мозг по другой системе классифицирует события и воспоминания, связанные с ними.
Память
Кстати, о памяти. У большинства женщин она и вправду лучше, чем у мужчин. Но только до определенного возраста. После менопаузы, когда в женском организме снижается концентрация эстрогена, память резко ухудшается. С изменением гормонального фона женщины теряют свое превосходство над мужчинами в плане памяти, и в пожилом возрасте представители обоих полов идут «на равных». Кроме того, у женщин климактерического возраста снижается способность к обучению и усвоению новой информации, бывает трудно вспомнить то, что она знала и хорошо помнила раньше. Поэтому в пожилом возрасте дамы больше, чем мужчины подвержены когнитивным нарушениям, в том числе деменции.
В 2016 году исследователи выяснили, что женщины лучше мужчин проходят тесты на запоминание слов и знание языка. Но что самое интересное, в некоторых случаях эта способность женского мозга делает своей обладательнице медвежью услугу. Дело в том, что ранние стадии болезни Альцгеймера, как правило, диагностируют с помощью именно таких тестов – на запоминание слов. Вот и получается, что женский мозг, обладающий хорошей вербальной памятью, может маскировать начальную стадию болезни. По этой причине диагностировать раннюю стадию Альцгеймера у женщин намного сложнее, чем у представителей сильного пола.
Работа в коллективе
Исследования показали, что женщины и мужчины по-разному приспосабливаются к работе в коллективе. Представительницы прекрасного пола больше склонны к тому, что в шутку называют «дружить против кого-то». Женщины легко объединяются в группы, только в том случае если понимают, что за их поведением наблюдают другие женщины. В обычных условиях двум дамам бывает довольно сложно найти общий язык. Мужчинам работать в паре куда легче, хотя, как показывают исследования, сильный пол больше предрасположен работать в большом коллективе, нежели разбиваться на «группировки». Интересно и то, что если паре из мужчины и женщины приходится работать над одним проектом, то дама обычно настроена более дружелюбно и готова к мирному сотрудничеству, чего не скажешь о ее коллеге.
Кроме того, исследователи сопоставили активность головного мозга и эффективность работы в коллективе. Оказалось, что работоспособность мужчин и женщин регулируют разные группы нейронов, поэтому эффективность работы более высокая в однополых группах напарников. По сравнению с мужским, женский мозг способен быстрее и легче перестраиваться с одной задачи на другую. Сильному полу для переключения между делами требуется довольно много энергии и усилий, мужчинам трудно одновременно выполнять несколько задач.
Сексуальное поведение
Высказывание о том, что мужчины любят глазами имеет под собой вполне реальное научное обоснование. Мужской мозг запрограммирован так, что лучше воспринимает визуальные образы. Также хорошо на сильный пол воздействуют запахи. Вот и весь секрет, как завоевать расположение мужского пола.
Женский мозг настроен по-другому и склонен оценивать сексуального партнера комплексно. Эволюция позаботилась о том, чтобы женщина подсознательно выбирала пару, учитывая то, насколько здоровое потомство он может ей дать.
Наш мозг усыхает по-разному
Объем головного мозга – показатель не статический. С возрастом (примерно после 30 годов) орган начинает усыхать. За год человек может терять до 0,2 % от общего объема серого вещества. Таким образом, к 70 годам мозг может весить примерно на 200 г меньше, чем в 25-летнем возрасте. Но что интересно, у представителей разных полов мозг усыхает по-разному.
В 2016 году финские ученые в ходе исследования обнаружили, что женский мозг стареет быстрее, чем мужской. Причем эта тенденция сохраняется в течение всей жизни, начиная примерно с 35 лет. Специалисты определили, какие части головного мозга усыхают больше всего. Как оказалось, этот процесс у мужчин и женщин протекает по разным схемам.
Мужской мозг с годами теряет объемы преимущественно за счет усыхания лобной и височной доли органа. Они отвечают за эмоциональность и познавательные функции. Женский уменьшается за счет гиппокампуса и теменной доли, задействованных в визуальном и пространственном восприятии, функции памяти и изучения языков.
На сегодняшний день у специалистов нет единого мнения, как эти возрастные изменения влияют на общее состояние здоровья. Ученые предполагают, что именно эти трансформации являются причиной, почему женщины преклонного возраста более склонны к болезни Альцгеймера, а у мужчин чаще диагностируют недуг Паркинсона.
Так почему мы такие разные
Однозначного ответа, который бы объяснил, почему возникают различия между мужским и женским мозгом, не существует. Согласно одной из теорий, виной половые хромосомы. Но по мнению большинства исследователей, их роль в дифференциации полов далеко не самая главная. Более серьезное влияние на функционирование мозга играют гормоны – эстроген, прогестерон и андрогены. Также ученые соглашаются с тем, что то, каким будет мозг взрослого человека, во многом зависит от условий, в которых растет ребенок, а также от питания. Доказано и то, что структура мозга, его работоспособность в течение жизни могут меняться под воздействием неких внешних обстоятельств и опыта. Именно поэтому ученым трудно с точностью определить, какие из различий между мужским и женским мозгом врожденные, а какие приобретенные.
Современным исследователям о строении и работе головного мозга известно куда больше, чем их коллегам 150 и даже 50 лет тому назад. Но ученый мир соглашается: даже этой информации недостаточно, чтобы разгадать все тайны человеческого мозга. Исследования продолжаются, и кто знает, что обнаружат ученые в ближайшем времени: еще больше различий между мужским и женским мыслительным центром или, наоборот – факты, подтверждающие наше сходство.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru