какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Консультация для родителей «Развиваем правое полушарие головного мозга»

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества Пышина Александра Алексеевна
Консультация для родителей «Развиваем правое полушарие головного мозга»

Уважаемые родители!

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!», параллельное (одновременное, а не последовательное, дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством, или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т. п. – «правополушарные» люди.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди».

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих «минусов» можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человек

Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария. Опишем здесь некоторые из них.

1. Упражнения на визуализацию.

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему,напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!».

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть.Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется «Стирание из памяти стрессовой информации».

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка.После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

3. «Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т. е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. И напоследок еще одно забавное упражнение для детей, которые уже умеют хорошо читать.

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь» «Развиваем пальчики — улучшаем речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание» Консультация для родителей на тему: «Развиваем слуховое внимание» Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Ребенок не только слышит.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Для детей от 6 до 7 лет «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчестваКонсультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «С пальчиками играем-речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Упражнения для головного мозга, в которых задействованы обе руки Упражнения для головного мозга для взрослых и детей Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников,.

Источник

Правое и левое полушария и их функции в творчестве

Сейчас очень распространена точка зрения, что правое и левое полушария человеческого мозга работают по разному и выполняют разные функции. Я не возьмусь с уверенностью утверждать, есть ли действительно разделение в работе полушарий, оставим разбираться в этом вопросе ученым. Однако, идею о том, что существует как минимум два способа восприятия действительности можно принять и использовать для собственного более эффективного развития.

Левому полушарию приписывается логический подход к восприятию мира, оперирование знаками и символами, язык и речь, аналитическая работа, линейность и рациональность. В противоположность ему для правого полушария характерны интуитивный подход и образное восприятие, работа воображения, мечты, чувство ритма, восприятие цвета и музыки, чувство целого. В этой идее нет ничего нового, каждому из нас знакома двойственность человеческой природы и восприятия, чаще всего при этом противопоставляются разум и чувства, мышление и эмоции, логика и интуиция. Всем нам знакомы оба способа познания мира. Ежедневно мы поглощаем множество вербальной информации – читаем, пишем, выстраиваем свои действия в логической последовательности, например, умываемся и чистим зубы по утрам, завтракаем, идем на работу. Мы учитываем и следим за ходом времени, особенно тщательно в конце рабочего дня, стараемся распределять время на различные дела наиболее рационально. Всё это функции левого полушария.

И при этом каждому из нас знакомо любование красотой природы, чувство восхищения при взгляде на горы или море, или на утренний туман над рекой. Мы понимаем язык метафор, любим время от времени помечтать и можем увидеть неожиданное сходство между разными на первый взгляд вещами, например очертания зверей в облаках на небе. И со многими наверняка случались моменты внезапных озарений, когда ответ на мучающий вопрос приходил неожиданно, словно ниоткуда, или непонятная сила не поддающаяся рациональному объяснению толкала сделать то, что в конечном итоге оказывалось наилучшим решением в данной ситуации. Именно так по мнению ученых и исследователей работает правое полушарие.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Cейчас также много говорится о том, что за творческие способности полностью отвечает правое полушарие, и много людей загорается идеей его развития. В этом нет ничего плохого, безусловно для творчества важно иметь богатое воображение и чувство прекрасного, но мне хотелось бы привести цитату из книги Зденек Мерили “Развитие правого полушария”: “люди, у которых разделены полушария головного мозга, не могут выражать в словах свои чувства и не в состоянии передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует немного фантазии. [. ] разделение полушарий головного мозга приводит к снижению творческих способностей. Творческие люди, и в особенности художники, остро нуждаются в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией.”

Таким образом, для развития творческих способностей важно не только тренировать свой мозг и правую его половину, ведь она у нас уже есть и на самом деле прекрасно работает, хотя часто мы не отдаем себе в этом отчета, не замечаем или считаем это глупостями. Скорее для творчества важно наладить совместную работу двух полушарий, найти своеобразный “смеситель”, который позволит объединять два вида восприятия и на их основе создавать что-то третье – то, что станет результатом творчества. Не достаточно просто мечтать, иметь воображение и интересные идеи, нужно еще уметь воплощать их в жизнь, брать в руки нужные инструменты, чтобы с их помощью выразить свои чувства, и здесь уже приходит на помощь логическое полушарие.

Рисование на первый взгляд является чисто образным искусством, однако для создания этих образов в рисунке мы активно используем также и логику. Чисто правополушарным является, по-видимому, только интуитивное рисование. Оно хорошо помогает понять себя и свой внутренний мир, выразить свои ощущения, но не предполагает передачу сходства натуры с изображением на бумаге, а именно к этому и стремятся многие художники. В рисовании два подхода, которые позволяют объединить работу разных полушарий заключаются с одной стороны в умении видеть натуру так как она есть, а с другой в умении понимать и анализировать изображаемые объекты. Чтобы хорошо рисовать не достаточно знать все каноны рисования, построения композиции, правила перспективы, колористику, нужно еще уметь по особому видеть и чувствовать натуру, улавливать ее красоту и особенность, уметь передать чувства в рисунке. И также способности хорошо копировать натуру не достаточно для правдоподобного рисования, особенно если вы хотите иметь возможность нарисовать что угодно и когда угодно даже без непосредственного созерцания этого, из собственного воображения. Рисование модели с натуры – это не только копирование того, что мы видим, но еще и исследование, помогающее лучше понять формы модели и логику ее движения, будь то человеческое тело или волны на море. Понимание визуальной информации и возможность создавать правдоподобные позы и движения помогает оживить рисунок. Таким образом умение видеть натуру – это функция правого полушария, а умение ее понимать – левого. Объединяя их вместе в процессе нашей работы мы и получаем творчество.

Источник

Чем отличается мозг творческого человека

И отличается ли вообще? Предлагаем заглянуть внутрь и узнать.

Творческий человек – это необязательно гений. Это и тот, кто может, например, найти неординарный подход к решению проблемы или нестандартное применение привычным вещам. Как же так вышло, что одни могут отыскать этот креативный путь, а другие нет? Пора узнать правду и развеять несколько мифов.

Творческое полушарие мозга

Это не совсем так (даже почти совсем не так). Полагать, что человеческий мозг делится на два полушария и на этом все, – это грубое упрощение. Мозг – слишком сложное устройство, которое до сих пор до конца не изучено. Действительно, в разные моменты нашей жизни активируются разные части мозга. Но это отнюдь не левая и правая сторона. Ученые выяснили, что теория о том, что одно полушарие отвечает за логику и рационализм, а другое за креативность и творчество – это заблуждение (подробнее мы писали об этом тут). На деле все куда сложнее.

Творчество – дар с рождения

У кого-то это действительно так. Но если это не ваша история, переживать не стоит. Творческие способности можно развивать. Исследователь Института психологии Университета Граца Андреас Финк провел эксперимент. В ходе него испытуемые две недели решали креативные задачи – придумывали слоганы, названия и так далее. Постепенно они справлялись все лучше и лучше. Изменения наблюдались не только в качестве результатов участников эксперимента, но и в работе их головного мозга.

Детектор ошибок

В журнале «Химия и жизнь» кандидат биологических наук Надежда Маркина рассказывает, что тот же Андреас Финк с помощью ЭЭГ изучал ритмы головного мозга в то время, как люди решали творческие задания. Ученый пришел к выводу, что креативность не связана с одной определенной зоной мозга.

Что такое креативный мозг

Физиолог и исследователь мозга Наталья Бехтерева еще в 1960-е годы изучала особенности работы мозга творческих людей. Среди всего прочего она обнаружила детектор ошибок, и в связи с этим открытием появилась любопытная теория.

Детектор ошибок – это механизм в головном мозге человека, который реагирует на несоответствие события или действия той или иной привычной модели. Исследование говорит о том, что «в мозге есть система, которая отслеживает, правильно ли вы все делаете, то есть дает типовые решения вопросов».

Например, когда вы выходите из дома, а ключи забыли и чувствуете «что-то странное», – это, вероятно, детектор ошибок сигнализирует вам о забытой вещи.

В общем-то, это неплохой механизм для человека – он контролирует нас и бережет от недоразумений. Но иногда чересчур контролирует – даже сковывает. То есть не дает придумывать что-то новое и креативное.

Бехтерева предполагает, что у творческих людей детектор ошибок перестраивается на другой лад. Вместо того чтобы предлагать стереотипные варианты, он от них ограждает.

Есть и искусственный способ «отключить» на время этот механизм головного мозга – с помощью алкоголя, например. Но это вредно для здоровья, и долгосрочно заниматься творчеством в таком состоянии вряд ли получится.

Три нейронные сети решают

Результаты более свежего исследования были опубликованы в 2018 году. Его провела группа ученых из Гарвардского университета во главе с Роджером Бити. Более сотни испытуемых решали тест на дивергентное мышление (это такой метод, при котором одну и ту же проблему человек решает несколькими разными способами). Во время эксперимента мозг добровольцев сканировали при помощи МРТ.

В итоге пришли к выводу, что во время занятия творческой деятельностью активируются три участка головного мозга – островковая доля (конкретнее – левая передняя), префронтальная кора и кора задней части поясной извилины.

Проще говоря, у креативного человека задействованы сразу три нейронные сети. Одна отвечает за воображение, какие-то спонтанные идеи и мысли. Вторая сеть контролирует эти внезапные варианты и придает им осознанность. Третья работает в качестве своего рода «переключателя» между первыми двумя.

Озарение

В 2019 году ученые из Дрексельского университета тоже провели эксперимент. Добровольцы решали анаграммы. Чтобы найти ответ в такой задачке, можно пойти двумя путями: методично прорабатывать разные варианты или ждать озарения. Это и отличает творческих людей – они обычно выбирают второе.

Но это отличие наблюдается не только во время активной работы мозга, но и в состоянии покоя. Так, люди с креативным мышление в большей степени задействуют височные и теменные доли. Люди с аналитическим складом ума используют лобную долю. Она помогает организовать мышление и контролировать другие участки мозга.

Получается, творческие люди в меньшей степени скованы сознанием и внутренним контролем – это помогает им генерировать оригинальные идеи и нестандартно подходить к решению задач. Порой им не нужно последовательно и алгоритмично прорабатывать варианты, чтобы получить ответ.

Как развить творческие способности

Не спешите отчаиваться, если вы недостаточно креативны. Сейчас мы будем исправлять ситуацию.

Бегите от стереотипов

Есть вероятность, что детектор ошибок можно «переучивать» самостоятельно. От знакомого дизайнера слышали такой совет. Если вам нужно придумать, например, логотип компании, первые три или даже пять ассоциаций можно смело отметать. Они будут самыми распространенными и банальными. После начнут появляться более креативные идеи.

Решайте анаграммы и необычные загадки

Детские задачки тоже подойдут. Наблюдайте за тем, по какому пути вы идете, чтобы найти ответ. Пробуйте не применять привычные логичные алгоритмы. Одну задачку мы уже подготовили для вас.

Однажды мой младший брат (ему было лет восемь) рассказал мне загадку, которую придумал сам. Она звучит так.

Есть два острова, между ними мост. На одном растут яблони, на другом – ничего нет. В воде – акулы, они моментально нападут на человека, если он решит поплавать. Мост может выдержать только мальчика и два яблока. Как мальчику за один раз перейти на пустой остров вместе с тремя яблоками?

Погодите сразу смотреть ответ – попробуйте пофантазировать.

Спойлер: по версии ребенка, мальчик будет жонглировать яблоками – так в руках всегда будет только два фрукта. Но это не значит, что этот ответ – единственный верный.

Не пренебрегайте внезапными мыслями

Не стоит сразу отметать то, что хочется назвать бредом или чем-то невозможным. Если хочется тренировать креативность – стоит научиться фантазировать и ловить случайные идеи.

Игра в ассоциации

Вам даже не понадобиться другой человек, чтобы начать тренировку. Выберите объект или явление и придумывайте как можно больше ассоциаций к нему. Чем дальше – тем оригинальнее будет получаться. Можно играть с друзьями, усложнять процесс и придумывать ассоциации вместе.

Придумывайте новое применение старым вещам

Или просто нестандартное. Необязательно воплощать эти идеи в жизни. Достаточно просто потренироваться и включить воображение.

Вероятно, вам также будет интересно:

10 советов, которые помогут вам сформировать здоровое отношение к технологиям

Теперь можно подключить компьютер к мозгу по венам

Источник

Межполушарная асимметрия: Творчество

Разбираем мифы о межполушарной асимметрии. И у нас последняя тема – творчество.

Миф: все творческие способности сконцентрированы только в правом полушарии. Это и интуиция, и озарение, и способность создавать все новое и прекрасное.

Занимаясь творчеством, вы развиваете правое полушарие. И развивая правое полушарие, вы развиваете творческие способности

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Давайте отдельно рассмотрим творческие профессии. И отдельно рассмотрим разные когнитивные механизмы, влияющие на творчество.

Художка. Рисуем ли мы только правым полушарием?

Особенно за это агитировала учительница ИЗО Бетти Эдвартс. Очень интересная у нее теория, что мы рисуем не то, что истинно видим (правым полушарием), а то, что упрощенно представляем (левым полушарием). Поэтому при рисовании надо отключать левое и подключать правое полушарие. И в результате научиться рисовать правильно.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Ученые не одобрили эту светлую мысль и всячески гнобили Эдвардс за ненаучность и бездоказательность.

Если опять обратиться к исследованиям, то мы увидим, что способность рисовать страдает как при повреждении правого, так и левого полушария.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Причем левое отвечает за внимание к отдельным деталям, что, кстати, Бетти Эдвартс и тренирует у своих учеников.

А вот правая половина мозга отвечает за восприятие всего образа целиком.

Что, кстати, еще важно для понимания и создания художественной ценности картины. Люди с повреждением правого полушария не понимали общий замысел картин, давали буквальные детальные описания без сути изображенного.

Ну и плюс вспомним, что правое полушарие ответственно за восприятие сложных образов, объема и пространства.

В общем, оба полушария важны для рисования, но правое все-таки побеждает по очкам.

Музыка. Пожалуй музыкальные способности – это единственная область, надежно приписываемая правому полушарию. Именно при его повреждении человек перестает воспринимать и создавать музыку. В то время как при повреждении левого полушария музыкальные способности иногда даже усиливаются.

Да, есть такое, что левое полушарие разбирается в ритме и анализе музыки. Но без талантов правого все это теряет смысл.

Писательские таланты. Тут, сами понимаете, без левого вербального полушария не обойтись. Но и правое не ваньку валяет, например, при чтении художественной литературы оно активируется сильнее, чем при чтении технической. Оно отвечает за многообразие, сложность, метафоричность, глубокий смысл речи и письма, поэтому вклад правого полушария тоже важен.

Актерское мастерство и танцы. Вспомним, что выражение эмоций во многом зависит от правого полушария. К тому же правое лучше управляет образом тела и пространственным положением, поэтому и тут ему плюсик.

Теперь о внутренних процессах, отвечающих за творчество

Инкубация. Бывает так, что сознательный активный творческий акт застопоривается, решение не находится. Если в этот момент отвлечься от проблемы и отдохнуть, заняться какой-то необременяющей мозг ерундой, то иногда в таком расслабленном состоянии появляются новые творческие идеи.

Миф: именно в этом состоянии инкубации сознательное левое полушарие отключается и в работу вступает бессознательное творческое правое полушарие.

При инкубации наблюдается активность сети пассивного режима и еще нескольких участков, которые расположены далеко не только в правом полушарии. Поэтому связать инкубацию с правым полушарием не получается.

Сон. Таким же образом решение творческой проблемы может прийти во сне. В отличие от инкубации, во время быстрого сна отмечается повышенная активность правого полушария. Но и тут не все так однозначно, и пока что надежно связать сон, правое полушарие и творчество мы не можем.

Озарение. Что происходит на пике творческого акта, когда вынашиваемая идея наконец рождается на свет?

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Возникает момент инсайта, озарения или ага-эффекта.

Миф: именно этот момент сопровождается резкой вспышкой активности в височной извилине только правого полушария.

При решении задач на инсайт исследователи отмечают активность в разных областях, в том числе и в левом полушарии. Но чаще всего отмечается активность именно в правом полушарии, поэтому оно скорее всего играет важную роль в озарении.

Конвергентное и дивергентное мышление. Если вкратце, при конвергентном мышлении мы ищем и находим однозначное прямое значение слова или фразы. При дивергентном – ищем многозначные нестандартные значения. Пример дивергентной задачи – кирпич: «найдите как можно больше новых, нестандартных применений обычного кирпича».

Миф: именно в правом полушарии живет ваш личный дивергент.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Исследования поврежденных полушарий подтверждают это. При повреждении правого полушария действительно страдает дивергентная обработка, в то время как конвергентная остается не тронутой. Отсюда кстати трудности с пониманием метафор, многозначного контекста и юмора у левого полушария.

Мания. Способность к творчеству иногда сопровождается некоторыми психическими расстройствами, типа биполярного расстройства. И поэтому есть гипотеза, что многие известные творцы работали именно в режиме мании (в легкой ее форме), когда они максимально активны, продуктивны, креативны. Закончив творить, они часто впадают в депрессию и отдыхают, вынашивая новые идеи.

И опять же мы не можем связать манию только с одним полушарием, мания повсюду.

Подводя итоги, так все таки миф о творчестве – миф или нет? А вот хз. Ученые спорят. Одни говорят, что оба полушария и их взаимодействие жизненно важны для творчества. Другие настаивают на ведущей роли правого полушария.

А на самом деле плевать. В повседневной жизни эта информация о полушариях никак не пригодится.

Взять тех же поппсихологов и гуру. Все транслируемые ими мифы о полушариях абсолютно оторваны от их же практики. Они все равно не проверяют изменения в мозге.

Нам, за редкими исключениями узкопрофильных врачей, не важно, что там где происходит в мозге. Вы хотите развивать логику или креативность? Вперед, развивайте. Знания о межполушарной асимметрии вам никак не помогут в этом.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Поэтому при рисовании надо отключать левое и подключать правое полушарие. И в результате научиться рисовать правильно.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Правда ли, что нервные клетки человека не восстанавливаются?

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

«Нервные клетки погибают от стресса и не восстанавливаются», можно услышать, когда нам советуют не нервничать по пустякам. Мы решили проверить, подтверждается ли связь стресса с гибелью нервных клеток и восстанавливаются ли они.

(Спойлер для ЛЛ: одни восстанавливаются, другие нет. При необратимых повреждениях существуют сложные и, увы, не идеальные механизмы для решения этой проблемы)

Контекст. В художественных произведениях часто можно встретить утверждение, что не стоит нервничать, а то нервные клетки не восстанавливаются. Причём эта мысль встречается не только в художественной прозе второй половины XX века, когда нейробиология только становилась как наука, но и во вполне современной литературе. Этот же тезис используется в популярных мемах:

— Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются!
— Не умничай. Зубы тоже))0)

Все клетки человеческого организма имеют схожий жизненный цикл. Обычно он состоит из образования клетки, деления и гибели. Но в двух типах клеток процесс деления генетически отключён — в зрелых нейронах и в клетках сердечной мышцы. К гибели клетки могут приводить физиологические (обеспечивающие его целостность и приспособительные реакции) и патологические (направленные на компенсацию воздействия и/или последствий воздействия повреждающего фактора) процессы. Патологическое влияние (например, гипоксия) может быть необратимым и обратимым. В случае необратимого влияния клетка погибает, в случае обратимого — имеет шанс на восстановление. Это касается и нервных клеток.

Нервная система человека подразделяется на центральную и периферическую. Клетки периферической системы способны к относительно неплохой регенерации — за счёт этого, например, может восстановиться чувствительность в отрезанной и заново пришитой конечности. Клетки центральной нервной системы восстанавливаются дольше и сложнее, этим обуславливается долгая реабилитация после инсульта или спинальных травм.

Обе наши нервные системы состоят из нервных клеток двух типов: нейронов и клеток глии. Клетки глии осуществляют вспомогательные функции. Они, словно изолента, покрывают собой нейроны. При некоторых болезнях эта оболочка разрушается — например, при рассеянном склерозе. Однако она способна и к восстановлению. К сожалению, этот процесс протекает не быстро и ещё больше замедляется по мере прогрессирования заболевания. На сегодняшний день проходят клинические испытания нескольких препаратов, способных, как предполагают их разработчики, восстанавливать повреждённую оболочку.

Теперь перейдём к главным нервным клеткам — нейронам. Нейрон — это электрически возбудимая клетка, которая принимает извне, обрабатывает, хранит, передаёт и выводит вовне информацию. Она состоит из ядра, тела и отростков, похожих на щупальца: аксона и одного или нескольких дендритов.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

В случае повреждения не только оболочки, но и их самих, нейроны всё ещё имеют потенциал восстановления. Недавно группа учёных из Кембриджского университета открыла особый белок, который позволяет им восстанавливаться. Введение этого белка потенциально способно лечить глаукому у человека (так как при глаукоме атрофируется зрительный нерв).

Учёные подсчитали, что у человека около 86 млрд нейронов, 16 млрд из которых находятся в коре больших полушарий. Для сравнения, в коре полушарий чёрного дельфина (или гринды) 37,2 млрд нейронов, а у африканского слона суммарно 257 млрд — правда, 98% его нейронов расположены в мозжечке, а не в коре мозга. В день в организме человека может погибать до десятка тысяч нервных клеток. Тогда как же человек сохраняет память и интеллект до весьма преклонных лет? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, гибель нейронов — абсолютно естественный процесс для человеческого организма. И во многом благодаря этому процессу наша нервная система настолько пластична. Например, у круглых червей на протяжении всей жизни ровно 162 нейрона. Они не погибают. Подобным же образом устроена нервная система моллюсков и насекомых. Именно из-за фиксированного количества нейронов эти животные не способны значительно изменять своё поведение и обучаться.

Так как нейроны — одни из самых ресурсозатратных клеток в нашем теле, организм сам избавляется от наименее активных нейронов, которые имеют мало связей с другими клетками. Функции «убитого» нейрона тут же берут на себя соседние, укрупняясь в размерах и формируя новые связи.

Во-вторых, нейрогенез (формирование новых нейронов взамен утраченных) всё-таки существует. Впервые о нём сообщил Джозеф Альтман в 1962 году. Он опубликовал в журнале Science статью «Формируются ли новые нейроны в мозге млекопитающих?», в которой рассказал о своём эксперименте. Электрическим током он разрушил участок в мозге крысы и ввёл туда радиоактивное вещество, способное проникать в новые клетки. Через несколько месяцев в других участках мозга животного появились новые радиоактивные нейроны. Однако тогда его открытие не вызвало широкого научного интереса. Во второй раз нейрогенез «открыли» почти через 20 лет. Профессор Фернандо Ноттебом из Рокфеллеровского университета доказал, что брачные песни самцов канареек изменяются от сезона к сезону именно из-за значительного обновления клеток в вокальном центре мозга. Параллельно с ними советский профессор А. Л. Поленов обнаружил нейрогенез у амфибий. В 1998 году Питер Эрикссон и Фред Гейдж доказали нейрогенез и у человека. На сегодняшний день известно, что существует как минимум три места образования новых нейронов: гиппокамп, обонятельные луковицы и миндалевидное тело.

Однако нейрогенез представляет собой не классическое деление, а скорее процесс трансформации. Клеткой-предшественником в случае нейрогенеза выступают не нейроны, а другие типы клеток — например, клетки глии или стволовые клетки.

❗️ Согласно новейшему исследованию есть даже немедикаментозные способы улучшать нейрогенез — в частности, активные занятия спортом и прогулки, а также 3D-видеоигры.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Сейчас исследование нейрогенеза — одна из самых перспективных областей медицины. Ведь если получится контролируемым образом запускать образование новых нейронов у человека, то можно значительно продвинуться в терапии болезней Паркинсона и Альцгеймера, а также дать возможность реабилитации пациентов со спинальными травмами.

Между прочим, самое большое количество нервных клеток человек теряет не в последние годы жизни, а ещё во внутриутробный период — порядка 70% от заложенных изначально. Существует множество причин гибели нейрона, одна из которых, конечно же, стресс. Однако речь идёт не о банальных переживаниях по поводу проблем на работе или сложностей в личной жизни. Если бы организм на каждый стресс реагировал уничтожением части нервной ткани, то мы бы очень быстро теряли дееспособность и умирали. Речь идёт о действительно серьёзных внешних воздействиях. Например, в эксперименте с крысами в качестве источника стресса использовали периодические удары током, включение резких и громких звуков, а также помещение животных в узкие клетки. Более того, после того как источник стресса убрали, органические повреждения их мозга остались. Учёные считают, что у людей, как и у всех других млекопитающих, подобные процессы происходят под воздействием стресса.

Таким образом, по совокупности имеющихся на сегодня научных данных мы можем говорить, что стресс действительно выступает одним из факторов гибели клетки наряду со многими другими. При этом при обратимых повреждениях нервные клетки могут восстанавливаться, а при необратимых человеческий мозг имеет достаточно возможностей «поставки» новых нейронов.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Наш вердикт: большей частью неправда (если не читали статью и сразу пролистали сюда — прочитайте развернутый вывод в последнем абзаце))

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

10 мифов о мозге

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Мозг использует лишь часть своих ресурсов. Он обладает „логической“ и «творческой» половинами и значительно отличается у мужчин и женщин. Мозг, о котором мы сегодня поговорим, — это совершенно особенный мозг. Особенный, потому что его попросту не существует. Хотя в некоторых головах он все же живет.

Есть множество причин существования таких мифов о мозге. Некоторые научные открытия искажаются испорченным телефоном на пути от исследовательской лаборатории через средства массовой информации к потребителю. Другие нейронные сказки когда-то действительно были правдой. Однако сегодня эти выводы устарели и лежат в архивах университетов мертвым грузом. Тем не менее, общество быстро укоренило эти сказки.

И конечно же целые отрасли промышленности, советчики и самопровозглашенные эксперты заинтересованы в том, чтобы питать и использовать эти сказки в своих целях – например, чтобы принести якобы эффективные методы тренировки мозга мужчине и женщине. Чтобы не попадаться на эту удочку, рассмотрим наиболее распространенные мифы.

1. Мозг активен всего на десять процентов

Просто так не развеять длящийся десятилетиями миф о том, что мы не используем весь потенциал наших серых клеток. Напротив, мозг — не что иное, как растратчик ресурсов. Медицинская интроскопия показала, что наш мыслительный центр активен во всей своей полноте. В зависимости от задачи отдельные области мозга загружены по-разному. Даже если мы сейчас ничего не делаем, мозг все равно работает. Так называемая мозговая цепочка отдыха повышает свою активность в таких ситуациях. Даже во сне наш мозг не отдыхает. Он обрабатывает впечатления, которые мы пережили накануне, и сортирует их в память.

Если часть мозга фактически не используется, клетки берут на себя задачи соседних областей мозга. Например, у слепых от рождения людей область мозга, отвечающая за зрение, очень активна при чтении шрифта Брайля, так как обработкой зрительной информации эта область не занята. Мозг чрезвычайно способный и может меняться в зависимости от требований.

То, что мозг оставил бы обширные области неиспользованными, также имеет мало смысла с эволюционной точки зрения. Мозг — большой пожиратель энергии. Его потребление превышает около 20 процентов наших потребностей в энергии. Эволюция на самом деле имеет тенденцию отсеивать малоэффективное. Поэтому маловероятно, что такой дорогостоящий орган с такой неиспользованной емкостью вообще развился бы.

2. Левое полушарие логическое, правое творческое

Согласно этому мифу, мы аналитически или творчески предрасположены, в зависимости от того, какое полушарие мозга мы используем больше. Игры – например, Left Brain Right Brain от Nintendo, приложения, а также самопровозглашенные гуру продают эту легенду, обещая улучшить связь между полушариями мозга или прокачать более слабое полушарие.

В этом мифе есть зерно истины. Существует определенное разделение задач, но оно относится к совершенно другим навыкам. Левое полушарие мозга, как правило, специализируется на лингвистических достижениях. Пространственное мышление, понимание чисел или распознавание лиц, скорее всего, расположены справа.

Однако нет четкого разделения. Наша правая сторона также обладает определенными языковыми „талантами“ и может улавливать речевую мелодию, интонацию и акцент разговорной речи. Кроме того, нет нейробиологических доказательств того, что у людей на самом деле доминирует левое или правое полушарие мозга.

3. Мозг мужчин и женщин по-разному устроен

Сразу скажем: да, есть различия между мужским и женским мозгом. Например, мозг мужчин, как правило, больше, чем у женщин, даже учитывая их разные размеры тела.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

Но следует иметь в виду две вещи: во-первых, это статистические средние значения, и они часто имеют мало общего с индивидуальным мозгом. Таким образом, конкретная женщина вполне может обладать большим мозгом, чем конкретный мужчина. А во-вторых, больший объем мозга мужчин не есть показателем более высокого интеллекта.

Особенно проблематично, когда реальные или просто предполагаемые биологические различия полов связывают с поведением. Сказка-полусказка: у женщин два полушария мозга лучше общаются друг с другом, и поэтому они, в отличие от мужчин, могут решать сразу несколько задач. Этому нет никакой научной основы, пишет исследователь мозга Кристиан Джаррет в своей книге Great Myths of the Brain. Например, мозолистое тело, оплетка нервных волокон, соединяющее два полушария мозга, у женщин не больше, чем у мужчин. К такому выводу пришел нейробиолог Миккель Валлентин из Орхусского университета (Дания) в 2009 году. Канал связи между левым и правым мозгом у женщин отнюдь не шире, чем у мужчин.

4. Зеркальные нейроны заставляют нас сопереживать

Все началось в 1990-х годах. Тогда итальянские исследователи во главе с нейробиологом Джакомо Риццолатти из Пармского университета столкнулись с странным поведением нервных клеток коры головного мозга обезьяны-макаки. Нейроны, важные для движений, срабатывали не только, когда животное схватывалось за плоды, но и тогда, когда оно наблюдало за одним из исследователей при том же движении. Видимо, некоторые клетки мозга обезьяны отзеркаливали увиденное.

Возможно, нервные клетки, названные зеркальными нейронами, имеют решающее значение для понимания намерения, лежащего в основе движений, подозревали Риццолатти и его коллеги. И они продолжали размышлять: возможно, зеркальные нейроны также могут помочь человеку внутренне воспроизвести чужие движения и классифицировать их как действия с намерением.

Зеркальные нейроны стали медиа-звездами в последующие годы: бесчисленные газетные статьи и популярные книги представляли эти нервные клетки как решающую фундамент для понимания других людей. Но не тут-то было: существование зеркальных нейронов у человека до сих пор спорно. Эмпатические способности зеркальных нейронов также кажутся мифом, предупреждает нейробиолог Кристиан Джарретт. Наконец, мы также понимаем намерение движений и действий, которые сами не можем выполнить и внутренне имитировать, например, полет птицы.

Кроме того, предполагаемые зеркальные нейроны активны у человека даже тогда, когда у движений вообще нет намерений, потому что они выполняются, например, бездушными роботами. Это заметил невролог Кристиан Кайзерс из University Medical Center Groningen. Таким образом, зеркальные нейроны, более важны для отслеживания и понимания внешних движений. Если вы смотрите за движениями и пытаетесь понять человека, очевидно, вступают в игру другие области мозга.

5. Гимнастика для ума делает нас умными

Кроссворды, судоку и многочисленные коммерческие программы гимнастики для мозга обещают повысить нашу умственную пригодность. Но у исследователей есть для нас отрезвляющая информация. Многие исследования показывают, что с помощью умственной тренировки вы становитесь умнее только тех, кто практикуется или выполняет аналогичные задачи. Если мы регулярно занимаемся кроссвордами, мы становимся лучше в этом. Но наше понимание чисел не улучшается от этого.

Даже небольшая научная сенсация оказалась скорее мыльным пузырем. Речь шла о целенаправленной тренировке рабочей памяти, с помощью которой мы можем хранить информацию, такую как номер телефона. Согласно некоторым исследованиям, эта тренировка также должна положительно повлиять на IQ.

Но позже последовало опровержение: исследования более строгими методами дали неутешительные результаты. Правда, испытуемые приводили в движение свою рабочую память. Но с точки зрения интеллекта тренировка не дала положительного результата. Все остальное тоже было бы настоящим сюрпризом. Большинство психологов считают, что мы больше не можем повысить наш рабочий интеллект, нашу умственную гибкость во взрослой жизни. Но хорошая новость такова: фундаментальный интеллект, наши запасы знаний и компетенций, накопленные в течение жизни, увеличиваются до глубокой старости. Тот, кто хочет мысленно дополнить себя, должен иметь в виду: прежде всего разнообразие. Каждый день просто играть в судоку, безусловно, слишком односторонне.

6. Исследователи мозга могут читать наши мысли

„Чтение мыслей в голове другого», журнал Die Welt писал: «стеклянный мозг может читать мысли». Исследователи мозга могут читать мысли! Поводом стали исследования 2013 года: исследователям из Университета Карнеги-Меллона удалось идентифицировать эмоции своих испытуемых только на основе моделей мозга.

Но действительно ли это было чтение мыслей? В лучшем случае в совершенно косвенном смысле. Прежде всего, методы визуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, не могут сделать ни одну из наших мыслей непосредственно видимой. Они просто регистрируют активацию мозга. Чтобы перейти от мозговых функций к душевным, как например чувствам, программному обеспечению еще нужно долго учиться.

Кроме того, в упомянутом исследовании компьютерная программа в тренировочных условиях научилась связывать эмоции, которые испытуемые внутренне переживали по желанию исследователей, с определенными шаблонами мозга. Только на втором этапе компьютерная программа смогла „сопоставить“ мозговые активности с соответствующими эмоциями.

Задача „чтения мыслей», вероятно, будет заключаться в том, чтобы в будущем присвоить психическому явлению уникальную мозговую модель. Хотя, например, страх часто сопровождается более сильной деятельностью миндального ядра. Но, наоборот, активация миндального ядра не всегда означает страх. Потому что, будучи частью «центра чувств», эта область мозга возбуждает и другие эмоции.

7. Психические заболевания основаны на химическом дисбалансе в мозге

Это простое решение сложных заболеваний: за депрессию и другие психические страдания, такие как тревожные расстройства, отвечает дисбаланс определенных нейротрансмиттеров в мозге. Лекарства, такие как антидепрессанты, могут исправить этот дисбаланс. Это сообщение, которое фармацевтические компании смогли успешно внедрить людям, особенно в США, где разрешена прямая реклама – например, в газетах и журналах.

Отчасти успешное действие антидепрессантов первое время оправдывает фармацевтические компании. В конце концов, антидепрессанты применяются именно к нейротрансмиттерам. Так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, например, повышают доступность серотонина в местах контакта нервных клеток.

Но с самого начала были нестыковки. Антидепрессанты повышают уровень серотонина в течение короткого времени. Но почему они обычно действуют только через несколько недель? Кроме того, например, попытки искусственно снизить уровень серотонина и тем самым имитировать депрессивные состояния в лаборатории не увенчались успехом. Нет никаких сомнений в том, что нейрохимия играет важную роль в лечении депрессии, пишет нейробиолог Кристиан Джарретт в своей книге о нейронных мифах. Но это не означает, что психические расстройства просто вызваны химическим дисбалансом, как это пытаются представить. По правде говоря, никто не знает, какое нужное количество серотонина и других нейротрансмиттеров должно быть в мозге.

8. Первые три года жизни имеют решающее значение для развития мозга

В последние годы в умах родителей, педагогов и учителей утвердилось представление: развитие мозга главным образом происходит в первые три года жизни. В этой чувствительной фазе малышам легче всего удается научиться, что приводит к быстрому росту нервных связей. После этого наши серые клетки, по большому счету, жестко сформированы. Эта идея имеет вполне истинную суть. После родов нервные связи закладываются в изобилии. Однако, вопреки мифу о решающих первых трех годах жизни, отдельные области мозга развиваются в разном темпе. Например, в частях лобной доли созревание длится до молодой взрослой жизни. С его помощью соответствующие умственные навыки, такие как планирование действий и контроль импульсов, развиваются вплоть до подросткового возраста.

Кроме того, на самом деле существуют критические периоды развития. Они относятся к запущенным детям, которые получили мало стимулов в своей молодой жизни. Вы можете догнать приемных родителей, если они все еще приходят в раннем возрасте, в своем первоначально отсталом умственном и эмоциональном развитии. Но это как раз не обязательно означает, что дополнительные интеллектуальные стимулы могут пропустить нормально развитые дети. Это утверждает психолог Пол Говард-Джонс из University of Bristol. По словам Говарда-Джонса, представление о трех важных первых годах ошибочно заставило родителей начать настоящую гонку, чтобы вовремя обеспечить достаточную умственную стимуляцию своим малышам.

9. Подростки импульсивны из-за своего недоразвитого мозга

Раньше виноваты были “гормоны», когда пубертаты занимались незащищенным сексом или отправлялись в поездку на машине родителей без водительских прав. Сегодня исследователи мозга и психологи развития любят прибегать к дополнительному объяснению. Таким образом, у подростков преобладают „импульсивные“ по сравнению с „разумными“ областями мозга. Вот что пишет, например, голландский психолог развития Эвелин Крон в своей популярной книге Das pubertierende Gehirn. Дело в том, что в подростковом возрасте от 10 до 22 лет мозг полностью перестроен. Прежде всего отстает лобная доля головного мозга, отвечающая за контроль импульсов. Кроме того, система вознаграждения, по-видимому, особенно активна в мозге подростков, что может сделать их восприимчивыми к моментальному побуждению.

Эти выводы, несомненно, интересны. Но якобы причинно-следственная связь между развитием мозга и импульсивным, рискованным поведением подростков до сих пор отнюдь не доказана. И, кроме того, в средствах массовой информации и в книгах советов обосновалась соблазнительная, но и последовательная метафора. Подростковый мозг при этом любят сравнивать с автомобилем. Этот автомобиль имеет чувствительную педаль акселератора (сверхактивная система вознаграждения), но только слабый тормоз (еще не зрелая система управления).

Как интуитивно не понимать эту метафору, у нее есть и заковыристый аспект, по словам Пола Говарда-Джонса. Метафора предполагает, что мало смысла повышать компетентность водителя, если слабые тормоза нельзя отремонтировать. Импульсивное и рискованное поведение, согласно этой логике, является нормальным состоянием подросткового бытия. Это создает дилемму о том, как должны реагировать учителя с мешающими подростками в классе.

какое полушарие мозга ребенка свободно для мечтаний фантазий воображения творчества

10. Нарушения развития относятся только к мозгу

Миф довольно широко распространен, особенно среди учителей: таким образом, нарушения обучения, которые также отражаются в мозге, не относятся к воспитанию. Исследование, проведенное психологом Саймоном Гиббсом из Университета Ньюкасла, дало представление о том, какие ложные представления может вызвать ярлык „дислексия“ у учителей в 2015 году. Когда учителя начальной школы читали на анкете «дети с дислексией», они гораздо чаще считали, что это биологически прочно закрепленная, постоянная слабость чтения и орфографии, в которой они не могут помочь маленьким. С другой стороны, говоря о „трудностях в чтении“, учителя были гораздо более уверены в себе и считали слабость скорее временной.

При этом недавние исследования в области нейробиологии рисуют совершенно другую картину нарушений обучения. Различия между детьми с такими трудностями выражаются в мозге. Тем не менее, нейронные аномалии пострадавших детей можно изменить тренировками. Это показало исследование, проведенное нейробиологом Карин Куциан из Университетского детского госпиталя в Цюрихе. В своем исследовании дети с дискалькулией больше получили пользы от пятинедельной компьютерной тренировки по пониманию чисел, чем дети без вычислительной слабости. Кроме того, после тренировки активность в районах, обрабатывающих цифры, особенно у пострадавших детей, снизилась. Очевидно, по мнению Куциана, обучение автоматизировало некоторые процессы, необходимые для выполнения задачи. Таким образом, нарушения обучения не приговор. Мифы о мозге, подобные этому, должны исчезнуть из нашего сознания.

Christian Jarrett: Great myths of the brain. Wiley-Blackwell, Chicester

Paul Howard-Jones: Neuroscience and education: myths and

messages. Nature Reviews Neuroscience, 15/12, 2014, 817–824.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *