какое полушарие мозга отвечает за интуицию
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Как развивать мозг ребенка? Советы психолога (+упражнения)
Вспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.
Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности
УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.
УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.
УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.
АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА
Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.
Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.
Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.
Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.
Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.
Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.
Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.
Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.
Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.
Психолог Сергей Ключников
Консультация психолога, психологическая помощь,
коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.
+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07
Интуиция и мозг. Как активизировать интуицию и мозговые процессы?
Ясно, что интуиция связана с областью духа, но человек устроен так, что его дух может проявляться через мозг.
Тема интуиция и мозг активно изучается современной наукой.
Каким бы таинственным даром природы не выглядела интуиция все равно ее включение и работа прямым образом связаны деятельностью человеческого мозга.
Исследования мозговых аспектов интуиции имеют более, чем вековой стаж. Они выявили целый ряд законов и механизмов в работе мозга, один из которых получил название межполушарной асимметрии.
В процессе исследования интуиции и мозга было обнаружено, что правое и левое полушарие по-разному участвуют в психической деятельности человека и имеют отличное друг от друга анатомическое строение.
Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление в широком смысле.
Речь, чтение, письмо, счет, словесная память, склонность к абстракции, выстраиванию логических цепочек, создание алгоритмов, детализация, планирование будущих действий, математические способности – все это находится в ведении левого полушария.
Правое полушарие отвечает за восприятие информации в целом.
При недостатке информации оно достраивает целостность картины, отталкиваясь от восприятия частей.
Оно специализируется на работе с той разновидностью информации, которая имеет дело не со словами и понятиями, а с символами, образами, пространственной ориентациями.
Узнавание человеческих лиц и их понимание, способность воспринимать музыку, воображение, мечты, художественная одаренность, этика, умение адаптироваться к сложным ситуациям, мир эмоций, образное мышление, сексуальные переживания, предвидение будущего, интуиция – все это находится под юрисдикцией и контролем со стороны правого полушария.
Если левое полушарие планирует будущее, правое его предвидит, в то же время воспринимая настоящее.
Исследуя тему интуиция и мозг ученые вышли на понимание механизма межполушарной ассиметрии.
Понимание этого процесса позволяет понять, как активизировать интуицию и мозговые процессы.
Каждое из полушарий контролирует противоположную сторону человеческого тела.
Левое полушарие управляет правой частью тела, а правое полушарие левой частью.
Когда мы поднимаем левую руку или топаем левой ногой, то это означает, что команду сделать подобные движения отдало правое полушарие.
Когда мы пишем правой рукой или пинаем мяч правой ногой, то это значит, что приказ совершить это движение отдало левое полушарие.
Неправильно считать, что каждая из перечисленных функций человеческой психики закреплена за тем или иным полушарием стопроцентно.
Практические исследования проблемы интуиции и мозга выявило один фундаментальный закон: во всех проявлениях нашей психики участвуют оба полушария, но в каждом случае преобладает какое-то одно.
Идеальным случаем взаимодействия двух полушарий при решении жизненных задач будет их слаженная, взаимодополняющая работа.
В этом случае работа интуиции и работа мозга синхронизируются.
Например, изобретатель, придумывая некий механизм, облегчающий жизнь людей, активно использует интуицию и образное мышление.
Однако для обоснования своих открытий, диалога с патентным бюро или возможным спонсором он включает левое полушарие.
Писатель, пребывающий в состоянии вдохновения в большей степени задействует правое полушарие.
Но при оформлении мыслей в слова и особенно при общении с издателем он вынужден становиться «левополушарным»
Но бывают случаи, когда полушария входят в состояния конфликта.
Например, человек, вступающий в близкие отношения с другим, любимым человеком, делает это под влиянием чувств, и его сердце вместе с интуицией подсказывают ему, что сближаясь, он действует правильно.
Однако в тонкий процесс эмоционального сближения вмешивается левое полушарие, задающее прагматические вопросы – насколько богат будущий спутник (спутница) жизни, что я буду иметь, вступив в брак, насколько такой шаг ограничит мою свободу.
Далеко не всякая попытка поверить алгеброй гармонию приведет к хорошему результату.
Потому нужно стремиться к достижению гармоничного баланса и слаженности в работе двух полушарий. Тогда интуиция и мозг тоже будут синхронизировать свою активность.
Для достижения подобной слаженности в работе полушарий полезно научиться понимать природные циклы попеременно возникающей активности полушарий.
Исследования психологов и нейрологов из Далхаузского университета обнаружили 90-минутный цикл работы полушарий головного мозга.
Выяснилось, что на пике активности левого полушария активность правого полушария минимальна и наоборот.
Однако за несколько тысячелетий до этого открытия индийские йоги не просто знали этот механизм, но и умели его использовать. Они знали как синхронизировать активность интуиции и мозга.
Они исследовали природу человеческого дыхания и установили, что у подавляющего большинства людей поток воздуха, проходящего через правую и левую ноздрю неравномерен.
Иногда свободно и естественно дышит правая ноздря, и объем воздуха, проходящий через нее максимален, то левая ноздря в этот момент дышит более стесненно и наоборот.
Примерно через 90 минут ноздри меняют свою «воздухопропускаемую» систему на 180 градусов.
Левая ноздря начинает дышать более свободно и пропускать через себя больший объем воздуха, а правая ноздря как бы закрывается и пропускает через себя меньший объем воздуха.
Вдох через левую ноздрю управляется правым полушарием и активизирует правую часть внутренних органов, а вдох через правую ноздрю левую половину тела и внутренние органы, находящиеся на ней.
За открытие этого механизма канадский нейрофизиолог Р. Сперри получил Нобелевскую премию.
Это механизм синхронизации интуиции и активности мозга позволяет управлять когда необходимо активизировать мозговые механизмы и входить в состояние повышенной восприимчивости к тонким интуитивным сигналам.
Йога утверждает, что для гармонизации полушарий очень важно достичь естественного дыхания, когда при дыхании обеими ноздрями объем воздуха, проходящий через каждую ноздрю, становится одинаковым.
В этом случае активные (мужские) и пассивные (женские) энергии в организме и психике достигают баланса и равновесия.
Подобное дыхание активизирует автономные нервные центры, находящиеся в слизистой оболочке носа.
Нейрофизиологические исследования показывают, что в этих оболочках содержится огромное количество нервных волокон, в 20 раз больше, чем в центральной нервной системе человека.
Скорее всего подобное дыхание может активизировать состояние каждой ноздри, уравновешивать активную и пассивную энергию внутри себя, и в результате запустить интуитивную систему в своем сознании.
Для активизации правого полушария, выравнивания межполушарного баланса и включения интуиции очень полезны физические упражнения и одновременные движения левой и правой частью тела.
Полезно также научиться писать левой рукой, или двумя руками одновременно.
Вначале потренируйтесь в умении бегло писать левой рукой слова и предложения.
Потом пробуйте писать двумя руками одновременно одни и те же слова, предложения и тексты.
Затем попытайтесь написать разные слова разными руками.
После этого перейдите к написанию предложения обеими руками сразу – это значительно труднее.
Попробуйте писать одни и те же, а затем и разные слова на двух языках, например, русском и английском.
Затем перейдите к предложениям.
Можно разнообразить это упражнение еще одним способом – рисовать обеими руками одновременно слова и геометрические фигуры.
Выполнение всех этих практик позволяет активизировать интуицию и мозговые процессы.
Делая эти упражнения, вы в какой-то момент, возможно, почувствуете, что мозги как будто разъезжаются, настолько непривычно для них действие, которое вы выполняете.
Но через какое-то время вы будете проделывать эти упражнения абсолютно свободно как легендарный Штирлиц, способный написать письмо cвоей жене на французском языке левой рукой.
Это будет означать, что ваши полушария синхронизировали свою работу, что интуиция и мозг смогут услышать друг друга и что вас можно смело брать в разведку.
Логика или интуиция? Зачем развивать правое полушарие
Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас — о них мы получаем представление со школьной скамьи (а кто-то и раньше) и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, — это люди с доминирующим левым полушарием.
Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария — ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно». В ходе экспериментов (перечень некоторых из них приводится, в частности, в книге Р. Дальке и Т. Детлефсена «Болезнь как путь») было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.
Однако для успешной и активной жизни нужна слаженная работа обоих полушарий мозга, и в норме у каждого из нас они работают в разных ситуациях с различной степенью активности. Логическое мышление, чтение, письмо активизирует левое полушарие, а слушание музыки, мечтания, медитация, любая работа воображения — правое. В зависимости от нашей деятельности, то или другое полушарие становится активным.
Обратите внимание на то, что интеллект с его выводами, рациональностью и рассудочностью — компетенция левого полушария, а образность, символика, целостность и интуиция — компетенция правого полушария. С детства у нас обычно хорошо развито левое полушарие, мы умеем мыслить логически, анализировать, классифицировать, однако, когда доходит дело до использования своей интуиции, многие теряются: этому нас в школе не учили! И возникает перекос, с которым живет большинство: думать умеем, а с ощущениями проблема. Логика правит, а интуиция — молчит?
Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому — не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?
Самый простой и естественный путь — те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни — на работе, в семье, с друзьями.
Однако никто не запрещает нам заниматься этим в свободное время: творить и переходить в режим активности правого полушария, медитировать, мечтать, рисовать картины внутренним взором. Если путь самостоятельного освоения творчества вам не подходит, то можно прийти на специализированный тренинг развития интуиции. Какой бы путь вы ни избрали — главное, не останавливайтесь. Мы натренировали логику, так же можем натренировать и интуицию. Добро пожаловать в мир безграничных возможностей! Через активизацию правого полушария.