какое положение играет роль первой аксиомы в системе р декарта

АКСИОМЫ, ПРИНЯТЫЕ ДЕКАРТОМ

Эта аксиома очевидна из простого рассмотрения наших идей, в существовании которых мы уверены, так как они лишь состояния мышления; ибо мы знаем, сколько реальности или совершенства идея субстанции утверждает о субстанции и сколько, напротив, идея состояния утверждает о состоянии.

5. Мыслящая вещь, узнав некоторые недостающие ей совершенства, тотчас усвоит таковые, если это в ее власти.

Это каждый замечает в себе, поскольку он мыслящая вещь, поэтому мы вполне уверены в этом (по сх. к т. 4), и по той же причине мы не менее уверены в следующей аксиоме, а именно:

6. В идее или понятии любой вещи содержится возможное или необходимое существование (ср. акс. 10 у Декарта).

Необходимое существование содержится в понятии бога или совершеннейшего существа; ибо иначе он представлялся бы несовершенным, что противоречит предположению; напротив, случайное или возможное существование содержится в понятии ограниченной вещи.

7. Ни одна вещь или никакое действительно существующее совершенство вещи не может иметь причиной своего существования ничто или несуществующую вещь.

В сх. к т. 4 я показал, что эта аксиома так же ясна, как «я есмь мыслящий».

8. Всякая реальность или совершенство, заключенное в какой-либо вещи, находится формально или эминентно в ее первой и адекватной причине.

Под «эминентным» я разумею случай, когда причина содержит всю реальность действия более, совершенно, чем само действие; под «формальным» — случай, когда причина содержит реальность одинаково совершенно.

Эта аксиома зависит от предыдущей; ибо если принять, что в причине нет ничего или находится меньше, чем в действии, то в причине ничто было бы причиной действия.

9. Объективная реальность наших идей требует причины, в которой та же самая реальность содержится не только объективно 10, но формально или эминентно.

Эта аксиома признается всеми, хотя ею много злоупотребляли. Именно когда кто-нибудь представляет нечто новое, то каждый спрашивает о причине такого понятия или такой идеи и успокаивается лишь, когда можно указать такую причину, которая формально или эминентно включает столько же реальности, сколько объективно содержится в том понятии. Эта теорема достаточно выясняется примером машины, представленным Декартом в § 17, ч. 1 его «Начал». Точно так же если кто-нибудь спросит, откуда человек имеет идеи своего мышления и своего тела, то каждый видит, что он имеет их из себя самого, так как он содержит формально все то, что идея содержит объективно. Поэтому если бы человек имел идею, содержащую более объективной реальности, чем он сам имеет формальной, то мы, побуждаемые естественным разумом, необходимо стали бы искать вне самого человека другой причины, которая содержала бы всю эту реальность формально или объективно. Кроме этой, никто не мог указать другой причины, которая бы воспринималась так же ясно и отчетливо. Далее, что касается истины этой аксиомы, то она очевидна из предыдущего. Ибо (по акс. 4) в идеях бывают различные степени реальности или бытия, и потому они требуют, смотря по степени своего совершенства, и более совершенной

причины (по акс. 8). Но степени реальности *, замечаемые в идеях, находятся в них же не поскольку они рассматриваются как модусы мышления, но поскольку одна представляет «субстанцию, а другая лишь модус субстанции или, одним словом, поскольку они рассматриваются как изображение вещей. Отсюда очевидно, что для идей не мажет быть другой первой причины, кроме той, которую все своим естественным разумом видят ясно и отчетливо, именно той (мы ее только что показали), в которой содержится формально или объективно та же реальность, которая в идеях заключается объективно.

* И в этом мы уверены, так как замечаем это в себе, поскольку мы мыслим (см. пред. сх.).

мание на самую картину, то необходимо искать первую причину, содержащую формально или эминентно то, что эта картина содержит в виде представления. Я не знаю, что еще можно требовать для подтверждения и объяснения этой аксиомы.

10. Для сохранения вещи нужна не меньшая причина, чем для ее первого произведения.

Из того, что мы мыслим в данный момент, не следует необходимо, что мы и впоследствии будем мыслить.

11. Не существует ни одной вещи, о которой нельзя спросить, какова причина (или основание) ее существования (см. акс. 1 у Декарта).

Так как существование — нечто положительное, то нельзя сказать, что оно имеет причиной ничто (по акс. 7); поэтому надо указать какую-нибудь положительную причину или положительное основание для его бытия, будет ли это внешняя причина, т.е. такая, которая содержится вне самой вещи, или внутренняя, т.е. такая, которая содержится в природе и определении существующей вещи.

Следующие ниже четыре теоремы заимствованы у Декарта.

* Это открывает каждый в себе самом, поскольку он является мыслящей вещью.

Источник

Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Декартовское сомнение призвано снести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания культуры рациональной в самом своем существе. Антитрадиционализм — вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: «…никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью… включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению».

Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно отныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен контролировать историю во всех ее формах, начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой. Прежняя наука выглядит, по Декарту, так, как древний город с его внеплановыми постройками, среди которых, впрочем, встречаются и здания удивительной красоты, но в котором неизменно кривые и узкие улочки; новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что применение последнего сулит человечеству неведомые прежде возможности, что он сделает людей «хозяевами и господами природы».

Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Декарт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено в традиции; отбрасывая одни аспекты последней, Декарт опирается на другие. Философское творчество никогда не начинается на пустом месте.

Декартова связь с предшествующей философией обнаруживается уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике — в самосознании. «Мыслю, следовательно, существую» — вот самое достоверное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августином, в полемике с античным скептицизмом указавшим на невозможность усомниться по крайней мере в существовании самого сомневающегося. И это не просто случайное совпадение: тут сказывается общность в понимании онтологической значимости «внутреннего человека», которое получает свое выражение в самосознании. Не случайно категория самосознания, играющая центральную роль в новой философии, в сущности, была незнакома античности: значимость сознания — продукт христианской цивилизации. И действительно, чтобы суждение «мыслю, следовательно, существую» приобрело значение исходного положения философии, необходимы, по крайней мере, два допущения. Во-первых, восходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувственным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всего мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное тело. Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное христианством сознание высокой ценности «внутреннего человека», человеческой личности, отлившееся позднее в категорию «Я». В основу философии нового времени, таким образом, Декарт положил не просто принцип мышления как объективного процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно отделить мыслящего. «…Нелепо,— пишет Декарт,— полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит…».

Однако есть и серьезное различие между картезианской и августинианской трактовками самосознания. Декарт исходит из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом субъект гносеологически, то есть как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект — вот то принципиально новое, чего в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая философия. Противопоставление субъекта объекту характерно не только для рационализма, но и для эмпиризма XVII века. Благодаря этому противопоставлению гносеология, то есть учение о знании, выдвигается на первый план в XVII веке, хотя, как мы отмечали, связь со старой онтологией не была полностью утрачена.

С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декарта поиски достоверности знания в самом субъекте, в его самосознании. И тут мы видим еще один пункт, отличающий Декарта от Августина. Французский мыслитель считает самосознание («мыслю, следовательно, существую») той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание. «Я мыслю», таким образом, есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения евклидовой геометрии.

Аналогия с геометрией здесь вовсе не случайна. Для рационализма XVII века, включая Декарта, Мальбранша, Спинозу, Лейбница, математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения. Что касается Декарта, то он сам был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. И не случайно именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название «универсальной математики» и с помощью которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой. А что именно господство над природой является конечной целью научного познания, в этом Декарт вполне согласен с Бэконом.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой. Образно говоря, метод превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного обнаружения истин — в систематическое и планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, так сказать, «сплошным фронтом», не оставляя лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, а в последней, как известно, главное — непрерывность. Вот почему непрерывность — один из важнейших принципов метода Декарта.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение. Чтобы понять, каким образом Декарт дал новую трактовку природы, рассмотрим особенности картезианской метафизики.

Источник

Лигостаев Александр Георгиевич

Декарт Рене (1596—1650) — основоположник новоевропейского рационализма. В течение XVIII—XIX веков историки весьма единодушно считали его основоположником всей новоевропейской философии. Эта точка зрения весьма популярна и в наше время. Конечно, тщательное продумывание и сопоставление его взглядов с учениями старших современников, особенно Фр. Бэкона, показывает, что Декарт хотя и оказал мощное воздействие на всю историю новоевропейской философии и культуры, тем не менее здание самой новой философии закладывал с одной стороны. А именно, он был основоположником новоевропейского рационализма. Декарт был также и крупнейшим математиком своего времени.

Образование Декарт получил в лучшей школе Европы того времени (Коллеж-ройяль в г. Ла Флешь). И уже в школе он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни. Но Декарт страстно любил истину, поиск и созерцание которой он считал благороднейшим занятием человека и высочайшим наслаждением. Однако главное, что должно давать обладание истиной (совершенное знание), это обеспечение человека всем необходимым в жизни, сохранение и укрепление здоровья людей и указание добродетельного и благого образа поведения. Совершенное знание этих трех вещей (достаток, здоровье и добродетельность) Декарт и называл мудростью. Как видим, отношение Декарта к современным ему наукам, а также понимание назначения знания очень роднит его с Бэконом. Но в объяснении того, каков источник истинного знания и как его добыть, Декарт выработал позицию, противоположную взглядам Бэкона.

Многие сочинения Декарта написаны с элементами интеллектуальной автобиографии. Он сообщает читателям, что еще в школе принял решение не искать больше никакой науки, кроме той, которую найдет в великой книге мира или в себе самом. Для изучения мира он отправляется путешествовать и очень скоро находит, что для отыскания истины в мире мнений людей и в их жизни нет надежного критерия истины. Поэтому в повседневных делах, заключает Декарт, достаточно руководствоваться только вероятными предположениями. Затем Декарт принял решение изучить также в самого себя. Соединив итоги самоизучения с опытом изучения мира, Декарт получил, по его словам, половину своей философии, суть которой сводится к следующим положениям: 1. В отыскании истины нужно руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни особенно чувствам, т. к. они часто обманывают нас. 2. Поэтому надо отвергнуть все прежние знания и мнения, а на их место поставить или вновь добытые, или старые, но проверенные разумом. 3. Отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая правильным методом.

Обратим внимание, что здесь начинаются существенные расхождения во взглядах Бэкона и Декарта. Общие оценки состояния знания и его задач у обоих мыслителей почти дословно совпадают. Но по вопросу, что делать дальше, они вырабатывают по сути противоположные позиции. Бэкон хотя и не доверяет чувствам, но считает, что без их осведомления познать природу невозможно. Поэтому он ищет средство исправить их обман и находит его в эксперименте. А Декарт полагает, что раз чувства обманывают, то их вообще нельзя принимать в качестве начал познания. Обман может привести только к обману. Поэтому он формулирует строгое требование: единственное, чем следует пользоваться в познании истины, есть один только разум, который извлекает знания из себя самого. В этом суть рационализма Декарта.

Дальше Декарт занимается поиском эффективного метода для управления разумом. Будучи математиком, он обдумал вначале возможность использовать в качестве правил для руководства ума успешно развивавшиеся в его время алгебру и геометрию. Но увидел, что в качестве универсального метода математические правила не годятся, так как перегружают ум мелкими деталями и сложной символикой. И он пришел к выводу, что для отыскания истины разуму достаточно пользоваться, неукоснительно соблюдая, всего четырьмя правилами: 1) принимать за истинное только такое знание, которое не дает никакого повода к сомнению; 2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы; 3) выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность (даже если и кажется, будто такой последовательности не может быть); 4) составлять полные без всякого исключения перечни этих элементов. Декарт писал, что неукоснительное соблюдение этих правил помогло ему очень быстро овладеть не только многими готовыми математическими знаниями, но и открыть совершенно новые. Однако применить эти правила для создания философии, более достоверной, чем существующая, он решился только после девяти лет тренировки в области математики и других более легких занятий.

Декарт считает, что найти такое начало — важнейшая задача философа, и осуществлять его поиски надо с предельной тщательностью и строгостью. Процедура, при помощи которой, по мнению Декарта, единственно может быть обнаружено первое начало метафизики, и есть знаменитое «картезианское сомнение». Для того, чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. И сомнение здесь означает не колебание, а решительное отбрасывание того, что дает повод к сомнению. Поэтому «картезианское сомнение» может быть названо радикальным. Сомневаться надо не хаотично, а строго последовательно, начиная с того, что «обманывает» прежде всего. Декарт считает, что таковы наши чувства, которые говорят нам о существовании внешних вещей. Поэтому мы считаем, что внешнего мира нет. А что же после этого остается? Только сам человек с его познающим умом.

Какие же знания остаются в уме? Прежде всего это образы (воображение). Но они связаны с чувствами, поэтому отбрасываем и их. После этого из знаний у нас остаются только понятия, среди которых важнейшие — математические. Они тоже дают повод к сомнению, так как многие люди ошибаются в математических расчетах. Поэтому отбрасываем и математические истины. Наконец, осталось усомниться и в собственном существовании. Ведь мы слышали, говорит Декарт, что существует Бог, который создал нас. А вдруг Он не праведен, а обманщик, и создал нас такими, что мы заблуждаемся даже насчет собственного существования. В этот момент, когда мы пыта емся представить несуществующими даже нас самих, и возникает усмотрение истины, что отбросить собственное существование мы не можем. Ведь сомневаясь в собственном существовании, мы не можем «отбросить», устранить самое действие сомнения. А сомнение есть наша мысль.

Мысль же не может существовать без того, кто мыслит. Так Декарт получает свое знаменитое положение «мыслю, следовательно существую». Что же позволяет, спрашивает Декарт, считать данное положение абсолютно истинным? И отвечает: только его ясность и отчетливость. Следовательно, ясность и отчетливость и есть настоящий критерий истинности знаний. Ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) доставляет нам действие ума, которое Декарт называет интуицией. Интуитивные понятия просты, самоочевидны и не требуют доказательств, хотя и не приходят сами собой. Чтобы интуиция осуществилась, как раз и надо разложить сложную проблему на простые элементы. А сложные знания ум приобретает при помощи другого своего действия — дедукции. Дедукция — способность ума устанавливать связь между двумя интуитивно ясными положениями. Кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего.

Итак, Декарт выработал для европейской философии позицию рационализма, основные положения которой во многом определяют философские поиски и в наше время. Они суть следующие. 1) Истинное знание может быть получено только из ума. 2) Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта). 3) Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание). В этом смысле роль Декарта в истории европейской философии переоценить невозможно.

Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы

Источник

Тест Философия с ответами. Тема Философия как форма культуры

Тема 1. Философия как форма культуры
01.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:

02.Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется:

4) научным03. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является:

04. Термин «философия» был введен в научный оборот:

05. Термин «философия» означает:

2) компетентное мнение

3) профессиональную деятельность

4) любовь к мудрости

06.Философские решения не могут быть:

07. Основной вопрос философии – это:

1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному

2) каковы критерии истины

4) что есть добро и зло

08. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:

3) прагматика
4) гносеология

10. Ответы на философские вопросы ищут

1) в религиозных верованиях

2) в мифологических представлениях

3) в научных исследованиях

4) в доводах и заключениях разума

12. Мир идей, согласно учению Платона, образует истинное бытие, существующее вне нас. А мир вещей – это вторичное и производное от него. Это положение выражает точку зрения

1) антропологического материализма

2) объективного идеализма

3) субъективного идеализма

4) диалектического материализма

13. Стремление построить окончательную схему-систему мира, неприятие идеи развития характерны для:

14.Что в основании мира лежит одно начало считают:

Тема 2. Возникновение философии. Философия античности.
15. Исходной истиной буддизма является утверждение, что

1) жизнь есть радость и наслаждение

2) жизнь есть страдание

3) жизнь есть борьба

4) жизнь есть форма существования белковой материи

16. Кому принадлежит высказывание: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»:

3) Вардхамане Махавире

4) Сиддхартхе Гаутаме

17. Почему европейская философия возникла именно в Греции?

1) случайно, так совпало

2) удачное географическое положение страны

3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера

18. Кто из ранних греческих философов считал началом всего сущего воду?

19. Формула «Все есть число» является краеугольным камнем учения

20. Демокрит полагал началом всего сущего

21. Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки:

1) «все течет, все изменяется»

3) «все имеет начало и конец»

4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте»

4) Платон23. Наиважнейшим принципом для Парменида является истина, что:

1) «бытие есть, и небытие тоже есть»

2) «человек есть мера всех вещей»

3) «бытие есть, небытия нет»

4) «в одну реку нельзя войти даже один раз»

24. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но. «

1) знания увеличивают скорбь

2) попытаюсь узнать

3) все знать и невозможно

4) другие не знают и этого

25. Главной проблемой, которая интересовала Сократа, был вопрос о

26. «Майевтика» Сократа означает не что иное, как:

1) умение защитить свою точку зрения

2) метод рождения истины путем наводящих вопросов

3) борьба с пороками

4) формальная логика

27. Согласно Платону, познание это

1) припоминание того, что душа уже знала всегда

2) обобщение информации, полученной из опыта

3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями

4) конструирование мира познающим субъектом

28. Согласно Платону, вещи – это

2) сформованная материя

3) устойчивые пучки восприятий

4) продукты активности человеческого воображения

29. Государство в философии Платона означало

2) религиозное государство

3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека

4) деспотию восточного типа

30. Один из жизненных императивов античной философии:

1) «Познай самого себя»

2) «Узнай как можно больше»

3) «Следуй установленным правилам»;

31. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл

1) существо двуногое без перьев

2) существо двуногое и неблагодарное

3) общественное животное

4) душа в темнице тела

33. В своей этической концепции стоики выдвинули:

1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы

2) анархические принципы социальной жизни

3) идеал героя, противостоящего всему миру

4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины

Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения.
34. Основная задача средневековой философии состояла в

1) выработке методологической базы частных наук

2) построении учения о душе

3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

4) обосновании идеи прекрасного

35. Среди философов средневековья можно выделить:

1) киников и эпикурейцев

2) идеалистов и материалистов

3) метафизиков и эмпириков

4) номиналистов и реалистов

36. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители:

37. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим филоссофом средневековья?

1) был истинным христианином

2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум

3) опирался на космологию Птолемея

4) занимал высокий пост в церковной иерархии38. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является

39. Характерной чертой Ренессанса является

40. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как

41. Что сделал Коперник?

1) сформулировал законы механики

3) доказал, что Земля круглая

4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака

Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения.
42. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны:

43. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является

44. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом

45. Учение о дуализме субстанций развивал

4) Т. Гоббс46. Учение о множественности субстанций развивал

47. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта:

1) «страшусь, следовательно существую»

2) «ощущаю, следовательно существую»

3) «мыслю, следовательно существую»

4) «говорю, следовательно существую»

48. На какие два типа делит Декарт все существующее?

1) активное и пассивное

2) обладающее и не обладающее тяжестью

3) мыслящее и протяженное

49. Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится

50. Впервые выдвинул идею «общественного договора»:

51. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

3) ученые и невежды

4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)

52. Принцип разделения властей был сформулирован в работах

1) Эпикура и Лукреция

2) Галилея и Декарта

3) Локка и Монтескье

4) Фейербаха и Маркса

53. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они

1) существуют независимо от сознания человека

2) существуют как свойство субстанции

3) существуют в человеческом воображении

4) воспринимаются человеческими ощущениями

54. Д. Юм утверждал, что причинность – это:

1) механическая связь

2) привычная связь ощущений

3) естественная закономерность

4) временная и пространственная связь вещей

Тема 5. Немецкая классическая философия.
55. Согласно Канту, «вещь в себе» это

1) замкнутый человек

2) вещь, данная нам на опыте

3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия

4) математическая конструкция

56.Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена:

2) критике доктрины католической церкви

3) критика системы мира Декарта-Ньютона

4) анализу этических систем прошлого

57. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту, это:

1) пространство и время

2) ощущение и представление

3) бытие и сознание

4) восприятие и представление

58. И. Кант считал категорический императив принципом

59. Философия Г.-В. Ф. Гегеля – это:

1) диалектический материализм

2) абсолютный объективный идеализм

3) антропологический материализм

4) субъективный идеализм

60. Согласно Гегелю, все существующее – это

1) этапы самопознания Мирового духа

2) проявления материальной субстанции

3) продукт активности моего воображения

4) совокупность воспринимаемых феноменов

61. В «Науке логики» Г.-В. Ф. Гегель обосновывает тезис:

1) сущность предшествует существованию

2) сила действия равна силе противодействия

3) человек есть мера всех вещей

4) все действительное разумно и все разумное действительно

62. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как:

1) механистический материализм

2) метафизический материализм

3) антропологический материализм

4) диалектический материализм

63. Согласно К. Марксу, современные друг другу антагонистические классы отличаются

2) отношением к средствам производства

3) количеством свободного времени

4) культурным уровнем

64. В учении Маркса движущей силой истории является

1. развитие научного знания

2. классовая борьба

3. преодоление человеком зависимости от природы

4. борьба с предрассудками

65. Согласно Марксу, формационный подход к анализу общества предполагает

1) приоритет идеологической сферы общества

2) приоритет политической сферы общества

3) приоритет экономической сферы общества

4) равнозначность различных общественных сфер

Тема 6. Русская самобытная философия
66. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск

1) законов диалектики

2) пути развития России

3) методов познания

4) направлений научно-технического прогресса

67. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего заимствовать у Запада, утверждали

68. Создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии был:

69. В чем суть идеи Всеединства В. С. Соловьева?

1) в синтезе восточной и западной церквей

2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания

3) в синтезе религиозных конфессий

4) в соединении Бога и человека

70.Книга «Философия общего дела» была написана:

71. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других, считал

Тема 7. Современная западная философия
72. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается

73. Инстанция психического аппарата, содержащая, согласно Фрейду, социальные нормы и ориентиры

74. Разработкой концепции «коллективного бессознательного» занимался

75. В философии экзистенциализма под «экзистенцией» понимается

1) существование человека

3) метод познания истины

4) общественный институт

76. Кто из философов утверждал, что жизнь человека в сущности бессмысленна и абсурдна?

77. Преувеличение относительности знания называется:

Тема 8. Общие вопросы философии
78. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания?

79. Основной формой рационального познания является:

80. Какое из нижеперечисленных утверждений является наиболее полным?

81. Мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:

2) экологическое мировоззрение

1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний

2) знание о незнании

3) противоречие между устоявшимся знанием и новым

1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека

2) борьба против суеверий

3) вера в будущее научно-технического процесса

4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники

84. «Релятивизм» в философии означает

1. Различное понимание людьми единой истины

2. Постепенное приближение к истине

3. Историчность истины

4. Относительность точек зрения и отсутствие единой истины

85. В философии не используют

86. Свойствами сознания не являются:

87. «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте». Эта фраза выражает позицию

88. В учении о познании признает приоритетным разум:

89. Вид познания, основанный, прежде всего, на интуиции и здравом смысле:

90. Представлению о науке, как знании, построенном на взаимосвязанной совокупности математически сформулированных законов, соответствует

1) классический тип науки

2) неклассический тип науки

91. Современная философия представляет общество как:

1) совокупность индивидов

2) неотъемлемую часть природы

3) людей, объединенных общими стремлениями и интересами

4) упорядоченную систему социальных взаимодействий

92. Основная
идея концепции «конца истории» (Ф. Фукуяма) заключается в том, что:

1) в будущем человечество ожидают ожесточенные столкновения между западной, исламской и другими цивилизациями

2) человечество столкнется с международным терроризмом, экономическими кризисами и экологическими проблемами

3) либерализм, рыночная экономика и демократия окончательно утвердятся на нашей планете

4) усилятся противоречия между богатыми странами Севера и бедным Югом93. Философский подход к истории, рассматривающий ее как историю отдельных народов и культур (каждая из которых имеет свою внутреннюю логику, начало и конец) носит название

4) коммуникационного94. Человек, согласно Марксу, это

1) двуногое бесперое

3) совокупность общественных отношений

4) единственный в своем роде

95. «Научная революция» в концепции Т. Куна это:

1) смена научных парадигм

2) выдающееся открытие

3) внезапное ускорение развития науки

4) смена одной научной элиты другой

96. Важнейшим понятием концепции научных революций Т.Куна является:

97. Понятие «парадигма» формируется в модели научного знания:

98. Неклассическая наука преимущественно основывается на методе:

4) системно-структурном99. Какое из нижеперечисленных определений культуры является наиболее точным и универсальным?

1) культура – это обычай и язык

2) культура- это общепринятый способ мышления

3) культура – это прежде всего явления искусства

4) культура – это способ существования человека

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *