какое положение характеризует программы дополнительного образования детей

Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 ноября 2018 г. N 196

Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

С изменениями и дополнениями от:

5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.

Информация об изменениях:

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Информация об изменениях:

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

Информация об изменениях:

16. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).

17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

18. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

19. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

20. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

21. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217; ст. 4257; ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53; ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670, N 31, ст. 4765, N 50, ст. 7563, N 1, ст. 57; 2018, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591, N 27, ст. 3945, N 27, ст. 3953, N. 32, ст. 5110, N 32, ст. 5122.

2 Часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании.

3 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании.

4 Часть 4 статьи 17 Федерального закона об образовании.

5 Часть 5 статьи 17 Федерального закона об образовании.

6 Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.

7 Часть 3 статьи 13 Федерального закона об образовании.

8 Часть 9 статьи 13 Федерального закона об образовании.

9 Часть 5 статьи 14 Федерального закона об образовании.

10 Пункт 3.1 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 52016).

11 Часть 1 статьи 46 Федерального закона об образовании.

Информация об изменениях:

12 Часть 5 статьи 46 Федерального закона об образовании.

Информация об изменениях:

13 Часть 4 статьи 46 Федерального закона об образовании.

14 Часть 3 статьи 79 Федерального закона об образовании.

15 Часть 1 статьи 79 Федерального закона об образовании.

16 Часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Какое положение характеризует программы дополнительного образования детей

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В МБОУ-СОШ № 2

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

2. Цели и задачи Программы.

2.1. Целями и задачами Программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

2.1.1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям школы, города и края.

2.1.2. Соответствующему уровню образования (начальному общему, основному общему, среднему общему образованию).

2.1.3. Направленностям дополнительных образовательных программ (спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной).

2.1.4. Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

3. Содержание рабочей программы дополнительного образования детей

3.1. Содержание Программы должно быть направлено на:

3.1.1. Создание условий для развития личности ребенка;

3.1.2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

3.1.3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

3.1.4. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

3.1.5. Профилактику асоциального поведения;

3.1.6. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;

3.1.7. Укрепление психического и физического здоровья детей;

3.1.8. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

4. Технология разработки рабочей программы.

4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по определенной направленности дополнительного образования детей, на учебный год.

4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

5. Структура рабочей программы.

5.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

5.1.1. Титульный лист.

5.1.2. Пояснительную записку.

5.1.3. Учебно-тематический план.

5.1.4. Календарно-тематический план.

5.1.5. Содержание изучаемого курса.

5.1.6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

5.1.7. Список литературы (основной и дополнительной).

6. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы дополнительного образования детей

6.1. На титульном листе рекомендуется указывать:

6.1.1. Наименование образовательного учреждения;

6.1.2. Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

6.1.3. Название дополнительной образовательной программы;

6.1.4. Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

6.1.5. Срок реализации дополнительной образовательной программы;

6.1.6. Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы, категория;

6.1.7. Год разработки дополнительной образовательной программы.

6.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

6.2.1. Направленность дополнительной образовательной программы;

6.2.2. Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

6.2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

6.2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

6.2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

6.2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

6.2.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

6.2.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

6.3. Учебно-тематический план должен содержать:

6.3.1. Перечень разделов и тем;

6.3.2. Количество часов по каждой.

6.4. Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы должен содержать:

6.4.1. Перечень разделов, тем;

6.4.2. Количество часов по каждой.

6.4.3. Планируемую и фактическую даты проведения занятия.

6.5. Содержание программы дополнительного образования детей отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

6.6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

6.6.1. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

6.6.2. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

6.6.3. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6.7. Список литературы – структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

7. Оформление рабочей программы.

7.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом TimesNewRoman, или сходным по начертанию, кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

7.2. Примерное календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы:

Источник

Положение о рабочей программе в учреждении дополнительного образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассмотрено и принято

Протокол № от 2020 г.

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 года № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной ДООП.

— дать представление о практической реализации определенной ДООП;

— конкретно определить содержание, объем, порядок и технологии изучения ДООП с учетом целей и особенностей контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

— целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в практику деятельности детского объединения;

— определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);

— процессуальная, то есть определяет последовательность усвоения элементов содержания;

— итоговая, то есть выявляет ожидаемый результат освоения программы обучающимися (требования к уровню подготовки обучающихся).

Технология разработки рабочей программы

Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе на каждый учебный год.

Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (направленности).

Рабочая программа должна быть рассчитана на часы, которые заложены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, и соответствовать расписанию детского объединения.

Структура рабочей программы

Структура Программы является формой (Приложение 1) представления ДООП как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист – структурный элемент Программы, представляющий следующие сведения: полное название учреждения, информация о рассмотрении на научно-методическом совете (номер протокола и дата), об утверждении директором (номер приказа и дата), название рабочей программы, год обучения, возрастная категория обучающихся, номер группы, фамилия педагога, населенный пункт и год составления программы.

Пояснительная записка – структурный элемент программы, указывающий, на основании какой ДООП разработана данная рабочая программа, проясняющий цель и задачи обучения, ожидаемые результаты, этапы, сроки и формы контроля, характеристику группы, количество учебных часов, предпочтительные формы организации учебного процесса, режим занятий.

Учебно-тематический план – структурный элемент программы, включающий в себя название тем, количество часов на их изучение, включая теоретические и практические занятия.

Список литературы – структурный элемент программы, указывающий список источников, использованных при ее составлении.

Оформление рабочей программы

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения. Номер страницы ставится в правом нижнем углу листа.

Список литературы строится в алфавитном порядке по библиографическим нормам с указанием города и названия издательства, года выпуска.

Рабочая программа скрепляется и заверяется подписью директора и печатью образовательного учреждения.

Утверждение рабочей программы

Рабочая программа рассматривается на заседании научно-методического совета образовательного учреждения. Решением НМС рабочая программа одобряется к реализации или отправляется на доработку с указанием срока исполнения.

Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного учреждения.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть рассмотрены на заседании научно-методического совета образовательного учреждения.

Рабочая программа хранится в методическом кабинете, копия Программы находится на рабочем месте педагога дополнительного образования, который несет полную ответственность за реализацию Программы.

Образец оформления рабочей программы

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассмотрена и одобрена

Протокол № от 2020 г.

первый год обучения

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Фамилия, Имя, Отчество,

педагог дополнительного образования

Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название», первый год обучения, принятой на заседании педагогического совета, протокол № от 2020 г.

Программа имеет … направленность, т.к. реализуется в сфере …, … (указать вид или предметную сферу деятельности).

Цель программы, задачи (образовательные, р азвивающие, воспитательные)

Ожидаемые результаты, этапы и формы контроля.

Предпочтительные формы организации учебного процесса. Количество учебных часов. Режим занятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *