какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды
Тест по окружающему миру (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Полезные ископаемые» 3 класс
1.Какое полезное ископаемое горючее?
2.Какое полезное ископаемое самое прочное?
1)глина 3) известняк
3. Что образуется при разрушении гранита?
1)известняк 3)каменный уголь
4. Какой из драгоценных камней является известняком?
5. Камнем плодородия называют:
1)железную руду 3)торф
6.Установите соответствие между полезным ископаемым и способом его добычи.
Каменный уголь Карьер
7.В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, чёткие их отпечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идёт речь?
8. Это полезное ископаемое входит состав грифеля простых карандашей. От его количества зависит твёрдость карандаша. Знаете ли вы, что для производства пластилина необходимы жир и это же полезное ископаемое? О каком полезном ископаемом идёт речь?
9.В 7 веке арабы напали на греков. Огромное количество кораблей окружили город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, греки выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, греки подожгли её. Море вокруг кораблей стало гореть. Загорелись и корабли. О каком полезном ископаемом идёт речь?
10. В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые росли тысячи лет тому назад. Это полезное ископаемое хорошо горит, его используют как топливо и удобрение для растений. О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
Какое полезное ископаемое используют в производстве чугуна?
Какое полезное ископаемое используют в производстве чугуна?
1)каменный уголь 2)железная руда 3)нефть 4)торф.
Как человекего использ.
Какие полезные ископаемые добывают в России \ в Волгограде?
Какие полезные ископаемые добывают в России \ в Волгограде?
Как используют нерудные полезные ископаемые?
Как используют нерудные полезные ископаемые.
Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла глина кварцевый песок известняк торф?
Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла глина кварцевый песок известняк торф.
Какое из перечисленных полезных ископаемых обладает плавкастью?
Какое из перечисленных полезных ископаемых обладает плавкастью?
Каково происхождение добываемого в настоящее время полезного ископаемого каменного угля как люди его используют?
Каково происхождение добываемого в настоящее время полезного ископаемого каменного угля как люди его используют.
Какие полезные ископаемые используются в строительстве зданий или в их облицовке (отделке)?
Какие полезные ископаемые используются в строительстве зданий или в их облицовке (отделке)?
Как люди его используют?
Ракообразные нужны для тех людей которые живут рядом с морем.
Неходи по тонкому льду Упадёшь окажешься в аду.
В F1 1 : 1, в F2 9 : 3 : 3 : 1 (по таблице Пеннета).
A) Напиши два фактора, которые в данной ситуации угрожают здоровью мальчика! • Бессонница (т. К. мальчик заснул в три часа ночи) • Нарушение нервной системы головного мозга ( т. К. мальчик читал учебник по истории в полутьме) b) Напиши один пример..
Певчие дрозды крупнее.
Певчие дрозды крупнее городских ласточек.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Безумова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
показать их важную роль в экономике страны.
развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
показать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны;
поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
воспитывать товарищеские чувства и способность радоваться успехам других.
-знать понятие «полезные ископаемые»;
-знать свойства полезных ископаемых; их применение и способы добычи;
-уметь определять полезные ископаемые;
-уметь объяснить значение полезных ископаемых для экономики и хозяйственной деятельности людей.
Личностные УУД: понимать и оценивать роль изучения предмета, свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к мнениям других детей и чужим ошибкам, доброжелательное отношение между учащимися при работе в паре; понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, принимать участие в обсуждениях, возникающих на уроке, выполнять работу в соответствии с заданием, применять самооценку.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, при работе в группе, слушать и понимать собеседника, ясно формулировать ответы на вопросы педагога и других детей.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать информацию для получения необходимого результата, находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт, делать выводы на основе обобщения знаний.
Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь) А.А. Плешакова;
презентация, проектор, компьютер, карточки;
образцы полезных ископаемых: глины и песка, гранита, каменного угля, железной руды, известняка, нефти; оборудование для опытов: магнит, молоток.
Дидактическая структура урока
Универсальные учебные действия
Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
— Какой раздел изучаем?
— Что составляет основу экономики?
— Какие природные богатства составляют основу экономики?
— Приведите примеры использования природных богатств.
-Чему учит экономика?
— Природные богатства и труд людей.
— Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке
Самоопределение к деятельности. Определение темы урока
-Как вы думаете, из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?
— Из чего делают сталь, металл?
— Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них?
— Из чего делают горючее?
Учитель вывешивает карточки, на которых написаны слова: железная руда, нефть.
— Как можно это всё назвать?
2.Постановка проблемы на уроке
— Как вы считаете, можно ли обойтись без полезных ископаемых?
1) да, можно; 2) нет, нельзя.
-Какие вопросы у вас возникают при изучении этой темы?
— На ваш взгляд, как можно ответить на эти вопросы?
Презентация слайд 1
Каменный уголь, торф, гранит и т.д.
— Это полезные ископаемые.
Что такое полезные ископаемые?
Свойства полезных ископаемых.
Где используют полезные ископаемые?
Как добывают полезные ископаемые?
Какие полезные ископаемые добывают у нас в округе?
Как надо охранять полезные ископаемые?
— Можем провести опыты, прочитать в учебнике, книгах, энциклопедиях…
Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока,
постановка учебной задачи.
ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
постановка учебной задачи.
Открытие нового знания
Работа по теме урока
— От какого слова произошло слово «ископаемые»?
— Почему они полезные?
— Попробуйте дать определение, что такое полезные ископаемые.
— Прочитайте, какое определение даёт нам учебник, с.46. Сравните.
2. Практическая работа
— Чтобы знать, как использовать полезные ископаемые, где применять, что ещё мы должны о них знать?
— Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
— Представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства.
— У вас в коробке полезные ископаемые. Отгадайте загадку о полезном ископаемом, найдите его среди полезных ископаемых и исследуйте. Данные запишите.
Название полезного ископаемого ___________________________
Твёрдое или жидкое ______________________________________
Прозрачное или непрозрачное ______________________________
Горючее или негорючее ___________________________________
Проверка работы. Выступление групп
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
— Давайте выясним с помощью опыта ещё одно свойство гранита.
Постучать молоточком по образцам мела и гранита. Мел разломился, а гранит нет.
-Какой можно сделать вывод?
Покрывают им дороги,
А еще он есть в цементе,
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
— Смочите малым количеством воды кусочек глины, разомните и скатайте шарик. Сделайте выводы.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Мы исследовали … (Рассказывают по карточке.)
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи.
— Давайте выясним с помощью опыта ещё одно железной руды.
Поднесите магнит к кусочку руды. Что наблюдаете?
Вывод: обладает магнитными свойствами.
Главное свойство – плавкость.
— Какой можно сделать вывод о свойствах полезных ископаемых?
3.Рассказ ученика о профессии геолога
Презентация слайд 2
Мы геологами станем
Да? – да! ( Хлопок над головой.)
Будут все гордиться нами.
Да? – да! ( Хлопок над головой.)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( Хлопок над головой).
4. Работа с научно – популярной литературой
— Следующий вопрос, на который мы должны дать ответ, это…
— Зная свойства полезных ископаемых, выскажите свои предположения, где можно использовать полезные ископаемые?
Учитель вывешивает карточки на доску.
Для получения металлов и т.д.
— У вас возникло несколько предположений. Как проверить?
Я вам раздам отрывки из научно – популярных статей. Вы их прочитайте, обсудите и выступите перед нами с доказательствами или опровержениями ваших предположений.
Проверка работы. Выступление групп
— 1 группа готова выступить перед нами?
— Какие предположения подтвердила статья? Что нового узнали из статьи о применении полезного ископаемого?
Презентация слайды 3-8
— В ваших статьях есть факты, которые подтверждают все ваши гипотезы?
— Где используют полезные ископаемые?
-Все полезные ископаемые делятся на три группы:
— Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы
5. Работа с иллюстрациями
— На какой вопрос мы ещё должны ответить?
— Предположите, как люди добывают полезные ископаемые? Используя иллюстрации, ответьте на вопросы:
— Какое полезное ископаемое добывают в шахте?
Расскажите о добыче каменного угля.
Презентация слайд 9.
— Какие полезные ископаемые добывают в карьере?
Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где её обрабатывают.
— Какие полезные ископаемые добывают из скважин?
Расскажите о добыче нефти.
Презентация слайд 10
— Сделайте вывод о добыче полезных ископаемых.
— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?
— Как надо охранять полезные ископаемые? Прочитать в учебнике.
— Потому что многие находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь из-под земли, «ископать» говорили в старину.
-Приносят пользу человеку.
Учащиеся пробуют сформулировать определение.
Чтение определения в учебнике
— Свойства полезных ископаемых.
Работа в группах, дети исследуют полезное ископаемое, результаты записывают. Выбирают учащегося для
представления своей работы.
Представитель группы рассказывает о свойствах полезного ископаемого.
Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции.
— Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
Учащиеся делают вывод, что гранит прочный.
— Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
— Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
— Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
Учащиеся делают вывод, что глина вязкая, пластичная, можно придать любую форму.
— Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
— Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
Учащиеся делают вывод, что железная руда обладает магнитными свойствами.
Главное свойство – плавкость.
Мы уже сказали, что изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения … геологи. Это очень интересная профессия. Нередко геологи несколько месяцев проводят вдали от дома: в тайге, в горах, в море. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов – дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.
-Где используют полезные ископаемые?
— Можно прочитать в учебнике, посмотреть научный фильм.
Учащиеся читают статьи
Из статьи мы узнали…
Для получения металлов и т.д.
Учащиеся приводят примеры
— Как добывают полезные ископаемые?
Рассказ учащегося о добыче каменного угля.
— Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.
— Нефть, природный газ.
Рассказ учащегося о добыче каменного угля.
Полезные ископаемые добывают по – разному: одни – в карьерах (открытых котлованах), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Чтение статьи в учебнике
анализ, подведение под понятие.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, при работе в группе, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные УУД: понимать свой вклад в решение общих задач.
поиск решения задачи в зависимости от конкретных условий.
умение извлекать информацию, представленную в тексте,
умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих при работе в группе, оформлять свои мысли в устной речи.
умение извлекать информацию, представленную на иллюстрации.
участвовать в обсуждениях,
ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.
Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте первое предложение. Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идёт речь?
— Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
— Продолжите выполнение задания.
— Какие полезные ископаемые записали?
— Оцените свою работу.
— Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
— Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов?
— Ставим знак «+» в соответствующей графе.
— Продолжите выполнение задания.
— Оцените свою работу.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
— Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.
Проверяют работу, обсуждают, исправляют ошибки.
— Используется в строительстве.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
Проверяют работу, обсуждают, исправляют ошибки.
Самостоятельное решение проблемы, доказательство.
выполнять работу в соответствии с заданием,
контроль, самоконтроль, оценка.
выполнять работу в соответствии с заданием,
контроль, самоконтроль, оценка.
Домашнее задание каждый выберет себе сам из предложенных
1) Самостоятельно определи свойства песка, результаты запиши в тетрадь.
2) Выполни задания в рабочей тетради, с.31, № 8
3) Составь кроссворд на тему «Полезные ископаемые»
4) Выясни, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае, подготовь сообщение об одном из них.
Решение проблемного вопроса.
Можно ли обойтись без полезных ископаемых? Почему нельзя?
Прочитать вывод в учебнике, стр. 50
Спасибо за работу. Вспомните свои чувства, впечатления на уроке и закончите предложения
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. Я чувствовал себя….
4. Я испытывал затруднения, когда.
Чтение вывода в учебнике
решение проблемы, доказательство,
умение делать выводы на основе обобщения знаний.
установление связи между учебной задачей и мотивом деятельности.
Наша страна очень богата нефтью. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Много веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин. Тракторы, комбайны не могут обойтись без дизельного топлива, корабли — без мазута. Асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке.
Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.
Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной. Глина используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич.
Хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды, из неё делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду и другие изделия.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Осадочная горная порода органического происхождения состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе
Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
Ответы 10
4.Ломбард и ещё один хз
1.Бюджет это накопленная сумма
2.Из разных Фондов
3.семейные накоплений это каждый член семьи копит на определённой товар
3.Пользовать меньше
4.смог это дым
А2-3 в полярных поясах
А10-2 Древнего мира
17-2,4 телевидение, холодильник
Пишу только ответы на вопросы:
1. Из пшеницы, овса, ржи, ячменя, гречихи, кукурузы
3. На поле в виде сахарной свеклы
4. Из подсолнечника, льна, сои
2. Тепловая электростанция.
5. За счет потока воды, падающей с плотины.
4. Бартер, купля-продажа.
5. Люди, которые коллекционируют монеты
6.Государственный и семейный бюджеты
1. План расходов и доходов
2. По большей части за счет налогов
3. То, что остается от дохода семьи после расходов.
4. Следит за тем, чтобы все граждане и предприятия платили налоги
5. Авторское вознаграждение
7.Экономика и экология
3. Ставить фильтры на трубы, выливать в водоемы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоемов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течет вода.
4. Загрязненный воздух, дымный туман над городом
5. Реки затапливают плодородные земли, леса, города.