какое первоначальное название рассказа матренин двор
«Матрёнин двор» (А. Солженицын)
Цитата: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
История создания
В рассказе Солженицын описал вполне конкретную женщину — Матрёну Васильевну Захарову. Героя-рассказчика зовут Игнатич, что созвучно отчеству самого Солженицына — Исаевич.
Проблематика: философская (мотив неузнанного святого).
Смысл названия: первоначально автор планировал назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Праведник — это высоконравственный религиозный человек.
Название было изменено по требованию цензуры, но фактически это изменение переменило и смысл рассказа: двор Матрёны, её дом стали единственным средоточием жизни и правды. Без Матрёны село не рухнет — оно и раньше «не стояло», настолько далеки её соседи от праведной жизни.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: нам уже знаком такой тип рассказа, когда, повествуя о судьбе простого человека, автор возвышается до общечеловеческих ценностей («Судьба человека» Михаила Шолохова). «Матрёнин двор» также следует отнести к «монументальным рассказам». В качестве отличительной особенности можно назвать сближение рассказа «Матрёнин двор» с традиционными житиями святых. Мотив неузнанности и жертвенности святого характерен для житийных произведений.
Время и место действия: действие рассказа происходит в деревне Тальново в 1950-е годы.
Действующие лица
Краткое содержание
Рассказчик едет в российскую глубинку на постоянное жительство. Из контекста мы догадываемся, что рассказчик — это сам Солженицын: тоже воевал, но после войны на десять лет «задержался». Теперь ему хочется спокойной жизни на учительской должности.
Рассказчику не удаётся прижиться в деревне Высокое Поле (там не продают хлеб и вообще еду). В результате он устраивается работать в посёлке Торфопродукт, а живёт в деревне Тальново — снимает комнату у Матрёны Григорьевой.
Беседуя иногда с хозяйкой дома, рассказчик узнаёт её судьбу. Матрёна должна была выйти замуж за Фаддея, но он ушёл воевать (имеется в виду Первая мировая война) и пропал без вести. Семья Фаддея настояла, чтобы Матрёна вышла за его младшего брата — Ефима. Но спустя некоторое время Фаддей всё же вернулся — он был в плену.
Фаддей подыскал себе жену с таким же именем. Называли её «вторая Матрёна». У Фаддея и «второй Матрёны» было шестеро детей. А все дети Матрёны Григорьевой и Ефима умирали в младенчестве. О Матрёне стали говорить, что она «порченая». Сама же Матрёна очень любила детей, поэтому взялась растить дочку «второй Матрёны» — Киру. Кира прожила у Матрёны Васильевны до самого замужества.
Рассказчик постепенно начинает осознавать, что жизнь Матрёны — одна огромная жертва всем близким и даже случайным людям. Матрёна всегда помогает тем, кому нужна помощь, и у неё очень много сил в этой работе.
Заканчивается рассказ трагически: Матрёна завещала половину своей избы дочери Фаддея Кире, а Фаддей решил забрать наследство ещё при жизни Матрёны. Матрёна помогает перевозить часть избы на санях и гибнет. Фаддей даже не приходит её поминать.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как первоначально назывался рассказ Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. «Не стоит село без праведника».
Кто выступает рассказчиком в «Матрёнином дворе»?
Ответ. Рассказчика называют Игнатичем. Это автобиографический персонаж: человек, который после войны был арестован и десять лет был лишён свободы, а теперь стремится к свободной жизни подальше от столицы. Отчество «Игнатич» созвучно отчеству Солженицына — Исаевич.
Матрёнин двор
«Матрёнин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына. Авторское название — «Не стоит село без праведника», было изменено по требованию редакции.
Содержание
История создания и публикации
Рассказ начат в конце июля — начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми, которые поселились там в 1958 году. Рассказ закончен в декабре того же года.
Солженицын передал рассказ Твардовскому 26 декабря 1961 года. Первое обсуждение в журнале состоялось 2 января 1962 года. Твардовский считал, что это произведение не может быть напечатано. Рукопись осталась в редакции. Узнав, что цензура вырезала из «Нового мира» (1962, № 12) воспоминания Вениамина Каверина о Михаиле Зощенко, Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью. Вот и сбывается пророческая клятва Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Сохранил — возродил — з/к Солженицын [2]
После успеха рассказа «Один день Ивана Денисовича» Твардовский решился на повторное редакционное обсуждение и подготовку рассказа к печати. В те дни Твардовский записал в своём дневнике:
Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:
В отличие от первого опубликованного произведения Солженицына — «Одного дня Ивана Денисовича», в целом положительно принятого критикой, «Матрёнин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась в центре критической дискуссии на страницах «Литературной России» зимой 1964 года. Ее началу послужила статья молодого писателя Л. Жуховицкого «Ищу соавтора!».
В 1989 году «Матрёнин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией текстов Александра Солженицына в СССР. Рассказ был напечатан в двух номерах журнала «Огонёк» (1989, № 23, 24) огромным тиражом более 3 миллионов экземпляров. Солженицын объявил публикацию «пиратской», так как она была осуществлена без его согласия.
Сюжет
Летом 1956 года «на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани», с поезда сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере и был в ссылке, о чём говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…
Это примиряет рассказчика со своей долей: «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.
Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в Первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просила за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть … тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?
Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.
Каково было первоначальное название рассказа «Матренин двор»?
Авторское название рассказа Матренин двор, почему оно было изменено?
Какое название лучше отражает основную мысль рассказа?
Александру Солженицину, пришлось изменить название рассказа по просьбе Твардовского, который в то время занимал должность главного редактора журнала «Новый мир», куда Солженицын свой рассказ отправил для публикации.
По мнению Твардовского, название «Не стоит село без праведника», являлось достаточно прямолинейным в раскрытии смысла как главного персонажа, так и всего рассказа.
Конечно, касаемо названия, то действительно первоначальное название «Не стоит село без праведника», которое дал рассказу Солженицын, более точное и раскрывающее смысл произведения.
Рассказ Солженицына о Матрене, известный нам как «Матренин двор», сам автор назвал иначе. Заголовок произведения пришлось сменить по требованию редакции «Нового мира», куда Солженицын отнес рассказ для публикации.
Помимо изменения названия изменен был и год действия.
Матрёнин двор. Рассказ Солженицына (хотя, можно и небльшой повестью назвть это произведение по личному моему мнению) Касаемо описания избы Матрёны, в которой автор произведения арендовал себе жильё, то лично мне, как читателя, немного удивляет и смущает наличие бесконечного количества мышей и тараканов.
Причём мыши обитали между бревенчатыми стенами и обоями, а вот тараканы, как описывает автор, просто кишели на кухне, впрочем, не нарушая границы комнаты.
Получается, что автор даже свыкся с этим явлением и даже свыкся с плакатом, кторый никак не вязался с внутренним убранством жилища, но, тем не менее, там присутствовал.
Христианская мораль призывает нас быть добрым ко всем: и к добрым, и ко злым. Ко злым даже больше, так как наше добро может растопить и изменить их злое сердце, пускай не сейчас, а когда-то в их жизни может произойти это чудо.
Матрена была из тех людей, которые просто делали добро. ЕЕ просили что-то сделать, она шла и помогала, не рассуждая, нужно ли это делать и заслуживает ли ее добра этот человек.
Благодаря таким Матренам и держится мир, как держалось то село, в котором она жила.
Делать добро тем, кто тебя обидел, очень сложно. Мы не знаем, что станет с нашей добротой, будут ли какие-то результаты. В Библии написано сеять, а взращивать будет Бог.
Да никто не виноват. Судьба виновата, история нашей страны XX века виновата. Тяжёлая жизнь была тогда у большинства русских женщин.
Ну вот, давайте посмотрим на примере Матрёны.
Умерли все её дети. Кто виноват? Никто. Судьба такая. Тогда умирало много детей. Антибиотики изобрели только в конце 20-х годов, а применять стали лишь перед самой войной, поэтому дети умирали от воспаления лёгких и многих других заболеваний, которые сейчас с успехом лечатся.
Далее Вторая мировая, забирают уже её мужа. И он тоже пропадает без вести. Тогда у миллионов наших женщин погибли или пропали без вести мужья. Кто виноват? Те, кто развязали войну виноваты. Гитлер виноват. Некоторые командиры нашей армии виноваты, которые зачастую не жалели жизней солдат.
Но Матрёну такая тяжёлая, несправедливая к ней судьба не озлобила. Она до конца дней своих осталась добрым, светлым, бескорыстным человеком, готовым помочь всем вокруг.
Даже в нелепой и трагической гибели Матрёны по большому счёту нельзя обвинить жадного Фаддея и не соблюдающего технику безопасности зятя-железнодорожника. Ведь Матрёну не звали везти брёвна с мужиками. Она пошла сама. По своей всегдашней привычке помогать. И потому ещё, наверное, что до сих пор испытывала по отношению к Фаддею чувство вины за то, что не дождалась.
Нашла фотографию настоящей Матрёны (ведь всё, что написано в рассказе, происходило на самом деле). Александр Солженицын сфотографировал её возле её дома. Посмотрите, какое у неё доброе, хорошее лицо. Благодаря в том числе и таким вот простым женщинам выстояла наша страна во всех тяжелейших испытаниях XX века.
Тест на тему «Матренин двор» (9класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына
1.Первоначальное название рассказа : а) «Не стоит село без праведника» б) «Не стоит село без Матрены» в) «Матренины страдания» г)«Житие Матрены-праведницы»
2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова
3.Какая характеристика подходит для главной героини: а) «крестьянка 80 лет, безработная» б)«крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза» в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная» г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»
4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила
5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …. да …?….»
а) «котята да козлята» б) «корова да теленок» в) «мыши да тараканы» г) «собака да овечка»
6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но « они не стояли »
а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали
7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:
а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной
8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире
9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза
10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом
11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд
12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?
а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша
13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем
14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец
15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира
Смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
«Матренин двор» — не первое заглавие рассказа Александра Солженицына. Изначально произведение называлось «Не стоит село без праведников». Но кто же они, эти праведники? Это люди, которые чётко следуют религиозным правилам. Праведник наделён душевными и духовными качествами, которые помогают ему жить в согласии не только с самим собой, но и с обществом. Эти люди не понаслышке знают, что такое моральные границы и нравственные ценности. Изначальный смысл рассказа был в том, что вся деревня держится на искренних ответственных праведниках. Образ жизни села неотрывно связан с общечеловеческими ценностями, в которых особое место занимают труд, добро, сострадание, помощь и сочувствие.
Но А.И. Солженицын не остановился на первом заглавии. Писатель решил немного изменить границы общечеловеческих ценностей. Теперь они распространялись не на всю деревню, а лишь на Матренин двор. для более широкого масштаба они не применимы, они просто размываются. А.И. Солженицын подчёркивает, что все люди разные. Даже ближайшее окружение героини отличается от неё личностными качествами, чертами характера, жизненными ценностями.
С помощью заглавия рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицын словно акцентирует внимание читателей. Автор захотел, чтобы каждый прикоснулся к удивительному и неповторимому миру простой русской женщины. Именно Матренин двор стал ключевым образом произведения.
При описании двора А.И. Солженицын не использует ярких красок. Он сосредотачивает внимание читателей на различных деталях, не желая упускать ни одного важного момента. Но все какое-то блеклое, словно безжизненное. Женщина не живет яркой насыщенной жизнью, она существует «в запущи». Ее дому не знакомы кардинальные изменения, обновления. Но ее все устраивает. Главное, в ее сердце живет доброта, она умеет сострадать и сочувствовать ближним. А.И. Солженицын с помощью названия произведения показал, какое большое значение в жизни каждого имеет дом. Жилище неразрывно связано с хозяйкой. Если дом будет разрушен, то и хозяина ждёт та же участь.
Еще одна версия, почему А.И. Солженицын изменил первоначальное название. Главный редактор журнала «Новый мир » А.Т. Твардовский посоветовал писателю рассмотреть другие варианты заглавия. Если бы автор остановился на первом название, оно бы могло стать причиной цензурных препятствий. Книга могла попасть под запрет.
В заглавии произведения заключён глубокий смысл. Именно Матренин двор стал символом сострадания, мироустройства. Люди в этом мире живут по законам любви, доброты, взаимопомощи. Все поступки, которые совершаются в этом обществе, лишены корыстных целей и мотивов. В Матрене — главной героине — сосредоточен главный источник, на котором все держится. Женщина не боится делиться с ближними всем, что у неё есть. Именно в этом и заключается для неё главный смысл существования. Именно в этом она и видит своё призвание.
Пристанищем для Матрены стал ее двор. Только в этом месте она чувствует себя спокойно и умиротворённо. Ее жилище наполнено особым светом, в нем царит атмосфера доброты и тепла. Рассказчик, оказавшись в этом невероятном месте, остро ощущает его преимущества. Он поминает, что всему миру не достаёт душевной теплоты, отзывчивости, искренности. А в этом доме все это есть. На долю женщины выпало немало испытаний, но ее сердце не стало черствее от этого. Она также с теплотой и любовью относится к людям. Разрушение дома стало большой трагедией не только для Матрены, но и для рассказчика. Это событие символизирует утрату чего-то важного, духовного.