какое отношение к детям инвалидам пропагандировал в античную эпоху закон ликурга
Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.
Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания упомянутых законов.
Верхней границей условно можно считать ХII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.
От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской цивилизации.
В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было.
Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой традиции агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками.
Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов.
Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники.
При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди.
За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специального светского убежища для слепых, точнее — ослепших воинов (Бавария, Франция; ХII в.). Постепенно на континенте складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная светская или городская власть.
Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.
Первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в Х в., а заканчивается только в начале ХVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).
Не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения в Х в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник, один из основателей Киево – Печерского монастыря — преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым.
Знакомство с историей и культурой восточнославянских племен, Киевской Руси дает основание утверждать:
Таким образом, Киевская Русь в Х—XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV—VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (Х – ХI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.
Напомним, европейская цивилизация прошла долгий и мучительный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инвалидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых». Русь же вместе с православием заимствовала характерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурны ми традициями. Первому историческому прецеденту организованного призрения на Руси — княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта — не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессии общества по отношению к людям с отклонениями в развитии.
Феодальные междоусобицы (ХI—ХV вв.), столетия ига (ХIII— ХV вв.), смутное время (начало ХVI — начало ХVII в.) привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участливого отношения к немощным и увечным. Ослабление православной церкви, ее подчинение государству, секуляризация культуры значительно ограничили развитие на Руси церковно-христианской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.
Русь станет на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром 1. Организация светского призрения в России, как и первые законодательные акты, положившие начало государственной политике социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом.
Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу. В основе новой политики, строящейся по западноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христианско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных государству.
Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное отношение к увечным, обогащенное христианскими идеалами милосердия и добродеяния, оформилось в национальную традицию, которая была на протяжении последующих веков значительно ослаблена. Отношение русских князей и царей к интересующим нас людям на протяжении многих столетий окрашивалось нищелюбием, но не сопровождалось активными действиями — попытками власти как-то изменить их положение.
Исключение составляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на отечественную почву современную ему византийскую модель монастырского призрения, второй взял за образец западноевропейскую практику помощи инвалидам.
Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до ХVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в развитии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодательный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представителей последнего.
Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.
Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на ХII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале ХVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества.
Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в России протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заимствованием западной системы монастырского призрения инвалидов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого и возникает первый прецедент государственной заботы об инвалидах.
В России, как и на Западе, период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.
Помощь людям с ОВЗ в Средневековье.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Выполнила:Джелялова Г.Л.
По дисциплине: Введение в инклюзивное образование
Тема занятия: Эволюция отношения к инвалидам в истории человечества
Цель занятия: закрепить знания студентов по теме практической работы
Вопросы для защиты практической работы:
Воспитание и обучение детей с ОВЗ в античном мире и Киевской Руси.
Чем более суровыми были условия жизни, тем более жестоким — отношение к слабым. Если человек не может трудиться, если не приносить пользу стране — он не нужен. Долгое время в большинстве стран подход был именно таким. В VIII в. до н.э закон Ликурга, древнеспартанского законодателя, закреплял право на уничтожение больных детей — слабых, немощных, с выраженными физическими недостатками. А древнеримский философ Сенека призывал топить хилых и безобразных младенцев: он считал необходимым отделять «негодное от здорового».
Были и исключения, например, мыслитель Древнего Китая VI–IV веках до н. э., Сунь-Цзы призывал сильных мира сего к помощи и поддержке людей с физическими недостатками.
В Киевской Руси, а затем в Московском государстве при церквях строили приюты, где таких людей, чаще детей, воспитывали и приучали к труду. Обучение религии и обучение вере воспринимались как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей). Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В 11 веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К 13 веку школы существовали уже во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах. Содержание обучения в обычных школах: чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.
Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало.
Принципы инклюзивного образования.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· каждый человек способен чувствовать и думать;
· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· все люди нуждаются друг в друге;
· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Помощь людям с ОВЗ в Средневековье.
В средние века в связи с распространением в Европе христианства отношение к инвалидам и взгляды на их положение в обществе существенно меняются. Можно наблюдать как происходит становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблеме помощи через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Труды мыслителей церкви оказали большое влияние на формирование общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Факты милосердного отношения к «убогим» представляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений. Духовенство, имевшее большую силу, стремилось утвердить в общественном сознании мысль о том, что любое отклонение в развитии человека является проявлением «злого духа». Это суеверное представление римско-католическая церковь старалась закрепить именем Бога и Папы.
Инквизиция стремилась устранить от участия в общественной жизни всех инвалидов, даже независимо от их классовой принадлежности. Средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям римского права, не признает инвалидов дееспособными, светский и церковный законы, народные традиции едины в отношении к «неполноценному меньшинству» как к отверженным, «иным» людям и видит своей задачей ограждение общества от их присутствия. В этих условиях, независимо от сословия, инвалиды становятся изгоями общества. Их удел – просить милостыню, в которой по религиозным канонам общество не только не отказывает, но и вменяет в обязанность государству и отдельному гражданину. Социальные потрясения, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоянной общественной поддержке. Постепенно начали открываться первые приюты – «убежища» для слепых (1198 г. – Бавария, 1225 г. – Франция). Конечно, основная масса нуждающихся находилась вне общественной опеки и влачила жалкое существование.
Отвержение. Жалость. Милосердие: из истории отношения к особым людям
— Каковы, на ваш взгляд, истоки базовых моделей общественного отношения к особым людям?
Подобным отношением к особым людям пропитаны тексты из ветхозаветной еврейской истории, содержащие много негативных упоминаний о людях с инвалидностью. Например, в Главе 21 Книги Левит говорится, что человек, «у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (Лев. 21, 21).
Западноевропейская христианская цивилизация выработала устойчивую религиозно-догматическую установку, которая четко прописывала место и значение особого человека в земном мире. Квинтэссенцией католического вероучения о природе инвалидности является книга Якова Шпренгера и Генриха Инститориса «Молот ведьм». Согласно этому авторитетному источнику средневековой богословской мысли, колдовство ассоциировалось с инвалидами, а матери, родившие инвалидов, сжигались на кострах как ведьмы. Приведу некоторые тексты.
Почему все это допускается Божьей любовью? На это имеется два основания:
1) потому что родители слишком сильно любят детей; на пользу таких родителей и совершается подобное;
2) потому что женщины, с которыми это происходит, в большинстве случаев суеверны и совращались уже демонами до того много раз.
В 2010 году на семинаре «Социальной школы КАРИТАС», посвященном изменениям отношения общества к людям, имеющим инвалидность (на примере Германии и России), я познакомился с одним из крупнейших ныне здравствующих специалистов по истории социальной работы профессором Бодо Шуманом. Доктор Бодо Шуман, педагог, исследователь, основатель и бывший руководитель Эльбских мастерских для инвалидов в Гамбурге предложил нам в ходе дискуссии поработать с переводами немецких текстов, относящихся к 20-м годам XX столетия. Эти документы указывают на истоки проводимой в Третьем Рейхе тотальной и утопической программы чистки нации.
Я задал профессору Шуману несколько вопросов. Первый из них: не является ли марксисткой пропагандой упоминание в учебниках по истории социальной работы того факта, что основатели протестантизма относились к умственно-отсталым людям, как неким объектам, недостойным жизни? На что профессор Шуман, трижды в разных вариантах возвращаясь к этому вопросу, подтвердил, что это не пропаганда и не ошибка, что это действительно так. Рождение особого ребенка воспринималось тем же Лютером, как проявление сатанинского влияния на человеческое сообщество.
— Но ведь в Третьем Рейхе это появилось в том варианте, как было у язычников в Древней Спарте, то есть подход был утилитарный. Какая же тут связь с представлениями основателей протестантизма?
«Так тягостно представлять, что целые поколения ухаживающего персонала стареют рядом с этими пустыми человеческими оболочками, многие из которых достигают возраста 70 лет и старше. Вопрос, оправданы ли необходимые во всех направлениях для содержания этих категорий балластных личностей издержки, был не актуален в былые зажиточные времена, но сейчас все изменилось, и нам следует серьезно им заняться».
«Акт исполнения должен быть результатом изъявления свободного сострадания к больному, а умерщвление должно восприниматься как избавление, по меньшей мере, для него».
Я не буду давать свой комментарий к этим текстам, каждый читатель может самостоятельно исследовать собственные мысли по поводу аргументов немецких ученых. Постарайтесь вдуматься в мотивацию Биндинга и Хохе, не напоминает ли она высказывания наших современных медицинских авторитетов и публичных политиков? (См., напр., высказывание академика Андрея Ивановича Воробьева http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=61&id=5977).
— В обыденном сознании протестантизм воспринимается, как реакция, в том числе, на жесткости средневекового католицизма, на инквизицию.
Во время правления нацистов в период с 1933 по 1945 год кроме общечеловеческих потерь, составивших 54.800.000 человек, жертвами террора стали люди с ограниченными возможностями. «Акция Т 4» получила свое название по адресу: Тиргартенштрассе, 4 в Берлине. Там тогда располагалась компания, которая по всей Германии организовывала умерщвление нежелательных людей и депортацию в концентрационные лагеря.
Итоги «Акции Т 4» для людей с ограниченными возможностями:
— Как вообще могло получиться, что в недрах христианства появилась такая теория и практика? Что ответил профессор Шуман?
Уроки Второй Мировой войны не прошли даром, сейчас протестантские церкви Германии одни из самых активных общественных структур в сфере общественного служения. Так протестанты осознают свой исторический долг и платят по своим долгам. Сегодня немецкое общество однозначно воспринимает режим Гитлера как антихристианский и языческий. Нация понимает, что десятилетия войн и революций в первой половине XX века возвратили немецкий народ к утилитарным установкам архаических обществ, языческому отторжению особых людей, когда общество и государство решило не тратить материальные и душевные ресурсы на содержание людей, непригодных для процветания социума (полиса, семьи, рода, страны, партии, муниципального образования и т.п.). На мой взгляд, в нынешней России происходят процессы, напоминающие события столетней давности в постреволюционной Германии. И нам еще сто лет ждать осознания страшной вины и покаяния за собственное революционное мракобесие и коммунистические зверства XX века.
— Что же происходило у славян? Ведь они тоже были когда-то язычниками. Как повлияло отношение к особым людям древних славян на дальнейшее развитие заботы об этих людях в России?
— А. К.: Надеюсь подробно рассмотреть эти вопросы в отдельной беседе. Тем более, что отправными точками могут быть сравнения текстов «Молота ведьм», мифопоэтического наследия европейских народов (в особенности, восточных славян) и современной художественной литературы.
Фоминых А.М. Отношение к инвалидам в античной цивилизации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ В АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Современное общество предпринимает усилия для интеграции инвалидов в социальную жизнь. Инвалиды сегодня являются полноценными субъектами общества. В основе такого общества лежит гуманистическая аксиологическая парадигма, способствующая адекватному и толерантному восприятию людей с ограниченными возможностями, признанию их социальной субъектности.
Однако общество на разных исторических этапах демонстрировало проявление иной негуманистической парадигмы к проблеме инвалидности. В настоящей статье мы рассмотрим отношение общества к инвалидам в античной цивилизации.
В античном мире отношение к инвалидам было негативным. В античную эпоху людей с физическими дефектами считали «нечистыми», т.е. носителями злых магических сил. Физические отклонения воспринимались членами античного общества как наказание богов за грехи. В обществе испытывали страх перед калеками. В античности был развит культ полноценного физически развитого тела, поэтому людям с ограниченными возможностями не находилось места в этом обществе [5].
История знает ряд примеров физического уничтожения инвалидов: в древней Спарте, где неполноценных детей сбрасывали в пропасть, а «лиц, достигших преклонного возраста убивали». В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Римский философ Сенека писал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового [3].
Людей с ограниченными возможностями в древнегреческом обществе подвергали всяческим оскорблениям и безжалостным насмешкам. Так, в IV в. до н. э. в Древней Греции стали появляться «ущербные» имена, указывающие на характер телесного недостатка, например, Мискелос (Хромой) или Роикос (Кривой). Данная практика была распространена в среде низших слоев общества, среди аристократов, у которых имелся какой-либо физический недостаток, подобных имен не встречалось, т.к. приходилось считаться с высоким статусом такого человека. Иное положение было в Риме. Там, особенно в республиканские времена, «ущербные» имена – прозвища носили сентиментальный характер и были распространены именно у аристократов, в тех случаях, когда в их семьях появлялись дети с телесными дефектами. Наделяя такого ребенка ласкательным прозвищем, родители выражали этим свое нежно-сострадательное отношение к нему [6].
Рассмотрев положение инвалидов в античном обществе, можно констатировать существование дискриминационного отношения к ним в Древней Греции и Древнем Риме. Люди с ограниченными возможностями игнорировались членами античного общества, вплоть до физического уничтожения данной категории людей. Существенная трансформация отношения к инвалидам в античном обществе произошла под влиянием идей и ценностей христианства. Положение инвалидов в античном обществе является антитезой осмыслению места и роли людей с ограниченными возможностями в современном обществе.
1. Волкова В.М. Краткий этнокультурный экскурс о положении инвалидов и отношении к ним в разных обществах и в различные исторические периоды. URL : http:// www.bezgraniz-couture.com/wp-content/uploads/2011/06/ (дата обращения 01.03.2018 г.)
2. Гребёнкин А.Ю. Отношение к инвалидам в Европе в различные исторические эпохи // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 2. С. 27-30.
3. Киселев М.И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 412-415.
4. Тоттон М . Лекции по истории церкви / пер. В.В. Меркулова. – М.: Русские словари, 1997.
5. Фоминых А.М. Исторические аспекты становления идей инклюзивного образования детей. URL : http://кампк.рф (дата обращения 22.02.2017 г.)
6. Циткилов П.Я. История социальной работы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с. 279.