какое отношение израиль имеет к россии

Российско-израильские отношения

Дипломатические отношения между СССР и Израилем установлены в мае 1948 г. В июне 1967 г. дипотношения были разорваны. В 1987 г. возобновлены отношения по консульской линии, а 18 октября 1991 г. восстановлены в полном объеме. В декабре 1991 г. были открыты израильское посольство в Москве и российское посольство в Тель-Авиве.

Важным фактором двусторонних отношений является наличие в Израиле многочисленной (порядка 1,5 млн чел.) общины выходцев из бывшего СССР.

В настоящее время между нашими странами поддерживается активный политический диалог. Сложилась практика регулярных политических консультаций, осуществляется делегационный обмен на различных уровнях. Значительными событиями в этом плане стали визиты Президента Российской Федерации В.В.Путина в Израиль в апреле 2005 г., июне 2012 г. и январе 2020 г.

Премьер-министр Б.Нетаньяху семнадцать раз посещал Россию: в сентябре 2009 г., феврале 2010 г., марте 2011 г., мае и ноябре 2013 г., сентябре 2015 г., апреле и июне 2016 г., марте и августе 2017 г., январе, мае и июле 2018 г., феврале, апреле и сентябре 2019 г., январе 2020 г.

В ноябре 2015 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин провел переговоры с Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху в Париже. В ноябре 2018 г. лидеры встретились там же «на полях» мемориальных мероприятий, посвященных столетию окончания Первой мировой войны.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев совершил рабочий визит в Израиль в ноябре 2016 г.

В мае 2005 г. Москву посетил Президент Израиля М.Кацав. Россию также трижды посещал Президент Израиля Ш.Перес: в августе 2009 г., в мае 2010 г., ноябре 2012 г. В марте 2016 г. состоялся официальный визит в Россию действующего Президента Израиля Р.Ривлина.

Развитию духовных связей между нашими странами способствовала историческая поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Святую Землю (Израиль, Палестина и Иордания) в ноябре 2012 г.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посещал Израиль в сентябре 2004 г., октябре 2005 г., сентябре 2006 г., июне 2007 г., марте 2008 г., феврале 2009 г., июне 2010 г. и в июле 2018 г. в рамках рабочих поездок по странам Ближнего Востока. В сентябре 2019 г. «на полях» сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке и в декабре 2019 г. в Риме в ходе конференции «Средиземноморье: римский диалог» прошли беседы министров иностранных дел России и Израиля С.В.Лаврова и И.Каца.

В январе 2015 г. Министр иностранных дел Израиля А.Либерман находился в России с рабочим визитом.

В январе 2017 г. А.Либерман в качестве Министра обороны принимал в Израиле Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучкова.

В октябре 2017 г. состоялся рабочий визит С.К.Шойгу в Израиль, прошли его встречи с Б.Нетаньяху и Министром обороны А.Либерманом. Обсуждались ситуация на Ближнем Востоке, в т.ч. в Сирии, вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества.

В феврале 2014 г. в Израиле с официальным визитом находился Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкин.

В феврале и сентябре 2016 г. в Израиле находилась Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

В июне 2017 г. состоялся официальный визит Председателя Кнессета Израиля Ю.Эдельштейна в Москву.

Поддерживаются тесные контакты по линии советов безопасности двух стран.

Между Россией и Израилем действуют следующие межправительственные соглашения:

О воздушном сообщении (1993 г.); О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.); О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.); О сотрудничестве в области культуры и образования (1994 г.); О сотрудничестве в области туризма (1994 г.); Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 г.); О сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 г.); Об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 г.); О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 г.); О сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 г.); О специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 г.); О сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 г.); О сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.); О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.); Об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль (2008 г.); О сотрудничестве в области промышленных НИОКР (2010 г.); О сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (2011 г.).

В ходе официального визита Б.Нетаньяху в июне 2016 г. были подписаны следующие двусторонние соглашения: Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения, Протокол об обмене статистическими данными о взаимной торговле товарами, Совместное заявление Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Государства Израиль, Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области внедрения газомоторного топлива на транспорте.

В ходе рабочего визита Д.А.Медведева в Израиль в ноябре 2016 г. были подписаны следующие двусторонние соглашения: Протокол об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Государством Израиль, Совместная декларация о намерениях относительно развития взаимодействия в сферах строительства и жилищного хозяйства между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством строительства и жилищного хозяйства Государства Израиль, Соглашение о побратимстве между Инновационным центром «Сколково» и городом Йокнеам Илит, Дорожная карта технического сотрудничества в аграрной сфере между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и аграрного развития Государства Израиль.

«На полях» визита В.В.Путина в Израиль 23 января 2020 г. был подписан Договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, а также План межмидовских консультаций на 2020-2021 гг.

В рамках сотрудничества в области освоения космоса с 1995 г. российскими ракетами-носителями на орбиту было выведено 8 израильских спутников.

В июне 1995 г. в Москве состоялось первое заседание Смешанной Российско-Израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (СМПК). Последнее, 15-е заседание прошло в октябре 2018 г. В феврале 2020 г. Председателем Российской части СМПК был назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко. Председателем Израильской части с июня 2015 г. является Министр по делам высшего образования и Министр по вопросам водных ресурсов Государства Израиль З.Элькин. Товарооборот между Россией и Израилем в 2019 г. составил 2,3 млрд долл. США

Активно развивается гуманитарное взаимодействие. Россия занимает третье место в тройке лидеров по турпотоку в Израиль, уступая лишь США и Франции. В 2019 г. Израиль с туристическими целями посетило 362 тыс. российских граждан. Количество поездок израильтян в Россию из года в год растет: в 2018 г. – 219 тыс., в 2019 г. – 257 тыс. человек.

В Москве и Тель-Авиве функционируют культурные центры двух стран.

В июне 2012 г. в г.Нетания открыт Мемориальный комплекс «Крылья» в честь Победы Красной армии над нацистской Германией. В ноябре 2012 г. в Москве открыт Российский еврейский музей и центр толерантности. 23 января 2020 г. в Иерусалиме состоялось открытие памятника «Свеча памяти», посвященного героическому подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда.

В сентябре 2019 г. в Москве впервые прошла конференция всемирной еврейской организации «Керен ха-Йесод», осуществляющей сбор пожертвований для Израиля. На конференции выступил Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Источник

«Граждане России и Израиля связаны семейными, родственными, дружескими узами. Это настоящая такая сетевая общая семья, без всякого преувеличения говорю. Почти два миллиона русскоязычных граждан Израиля проживают в этой стране. Мы считаем Израиль русскоязычным государством».

Отношения России и Израиля. Что дальше?

Часть Русского мира?

Безусловно, есть и политическая часть речи. Бондаренко считает, что Россия заинтересована в Израиле на партнерском уровне, и вот почему:

Никакой личностной дружбы

Но как Израиль преследует исключительно собственные интересы, так и Россия должна отвечать тем же. Сегодня мы сотрудничаем с Биньямином Нетаньяху как премьер-министром. Но если он потеряет свои позиции, это не должно означать, что Москва теряет Израиль как партнера, продолжил эксперт.

Что касается взаимодействия с нынешними властями Израиля, можно отметить множество спорных моментов. Это и постоянные бомбардировки Сирии со стороны Израиля, и провокационные заявления в адрес Ирана. Все это политика вектора, не совпадающего с российским. О настороженности в связи с одной из таких линий ранее говорили в МИД России. Дипломаты распространили комментарий в связи с заявлением премьера Израиля Биньямина Нетаньяху о том, что Израиль готовится «распространить суверенитет» на Иорданскую долину.

В связи с полученной информацией министерство заявило, что в Москве «разделяют озабоченность» в связи с озвученными планами руководства Израиля. Их реализация может повлечь в регионе резкую эскалацию напряженности, а также «подорвать надежды» на установление мира между Израилем и арабами, отметили в МИД.

Именно в контексте сказанного и следует понимать: Израиль, безусловно, русскоязычное государство, там живет много наших соотечественников, пусть и решивших покинуть страну. Но следует понимать: у наших государств есть собственные интересы, которые должны и будут отстаиваться, невзирая ни на что.

Гигантское влияние Путина на Ближнем Востоке

Надо помнить и еще об одном моменте. Влияние Путина на Ближнем Востоке сегодня огромно, что признают и западные политики. А значит, и Израилю выгодно не терять связи с Москвой при всей своей союзнической любви с США.

«Как человек, систематически встречающийся с высшими должностными лицами стран арабского Востока, могу сказать, что наше желание жить в мире и согласии встречает горячую поддержку, носит обоюдосторонний характер».

Источник

Российский вектор внешней политики Израиля

какое отношение израиль имеет к россии

Возвращение России на Ближний Восток и повышение уровня ее вовлеченности в региональные процессы привело к активизации контактов со странами региона. Израиль, будучи самостоятельным центром силы, не стал исключением. Интенсивность контактов Москвы и Тель-Авива обусловлена взаимной заинтересованностью в развитии диалога с целью координации действий на ближневосточном треке, который позволит нивелировать потенциальные риски. Несмотря на это, в последние годы отношения двух стран прошли через кризисные периоды, которые, пусть и частично, удалось преодолеть. Особую роль в урегулировании кризисных ситуаций играл личный фактор — особые отношения между лидерами двух государств. Несмотря на то, что в результате выборов в Израиле руководство может смениться, а фактор личных отношений — отойти на второй план, существует более серьезный фундамент, на который могут опереться межгосударственные отношения.

Место России в списке внешнеполитических приоритетов

Израиль — одно из государств, не публикующих доктринальные внешнеполитические документы. Несмотря на это, анализ внешнеполитической активности позволяет установить, что доминирование американского вектора сохраняется ввиду стратегического характера отношений. Подтверждение тому — подписание Меморандума на 2019-2028 гг., предусматривающего оказание военной помощи США Израилю объемом 38 млрд долл. (предыдущий аналогичный документ предусматривал оказание помощи в 30 млрд долл. в течение 10 лет); сохранение лидирующей позиции Вашингтона в торговом балансе Израиля (доля 27%); высокий уровень дипломатической поддержки, о чем свидетельствует произраильская риторика Белого дома. Другим традиционно важным для еврейского государства внешнеполитическим направлением является Европа (Великобритания, Германия и Франция). Однако, согласно индексу израильской внешнеполитической активности за 2019 г., который регулярно представляет Институт региональной внешней политики, израильтяне видят Россию второй после США в списке приоритетных партнеров. В то же время исследователи Института изучения национальной безопасности считают, что если в отношении России необходимо сохранение постоянного диалога, то на европейском направлении необходимо его возобновление. При этом израильские эксперты полагают, что на российском треке Израиль должен работать открыто и в кооперации с США.

Несмотря на то, что в контексте продолжающейся поляризации международных отношений израильские специалисты рекомендуют координировать действия в отношении России со стратегическим союзником, повестка двусторонних отношений Москвы и Тель-Авива включает ряд сближающих факторов стратегического характера. Ключевым из них является схожесть в позиции относительно необходимости борьбы с героизацией нацизма и переписыванием истории. Так, 26 июля 2017 г. Кнессет единогласно принял закон, в соответствии с которым 9 мая получил статус официального праздника в Израиле. Спустя год, 9 мая 2018 г. израильский лидер Б. Нетаньяху принял участие в праздничных мероприятиях на Красной площади и в шествии «Бессмертный полк». Историческим в этом смысле можно считать визит В. Путина в Израиль в январе 2020 г. для участия в памятных мероприятиях, приуроченных к 75-й годовщине освобождения Красной армией концлагеря Освенцим и Дню памяти жертв Холокоста. Для Израиля героизация нацизма и отрицание Холокоста находятся в одной плоскости, в связи с чем имеет место сотрудничество двух стран в борьбе с этими проявлениями.

Несмотря на стратегический характер союзнических отношений с США, Израиль не придерживался мейнстримной позиции некогда «коллективного Запада» в отношении России, что выразилось в отказе от присоединения к санкционному режиму. Во многом это обусловлено необходимостью оставлять возможность диалога с новой внешней силой в регионе, играющей определяющую роль на сирийском направлении.

Опыт преодоления кризисных ситуаций

В истории отношений двух государств было немало кризисных периодов. Наиболее острым остается кризис 1967 г., когда в связи с Шестидневной войной СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. На современном этапе контакты стали более динамичными с активизацией Россией ближневосточного направления внешней политики. Основываясь на взаимном уважении интересов сторон, был создан так называемый механизм деэскалации, основная цель которого заключается в поддержании связи между израильскими военными и российским контингентом, дислоцированным на территории Сирии, в режиме реального времени для недопущения инцидентов. ЦАХАЛ наносил удары по основным источникам угроз на территории САР (по позициям, личному составу и инфраструктуре «Кудс» и «Хезболлы», а также по складам с ракетами, предназначенными для «Хезболлы») с 2013 г.

На протяжении трех лет этот механизм успешно зарекомендовал себя, и инцидентов удавалось избегать как в период проведения операций израильскими ВВС, так и в ситуациях, когда российские самолеты нарушали воздушное пространство Израиля. Первый трагичный случай произошел в 2018 г., когда сирийские средства ПВО сбили российский самолет Ил-20. Российское оборонное ведомство возложило ответственность за инцидент на израильскую сторону, чьи самолеты использовали российский Ил-20 в качестве прикрытия. Сразу после инцидента состоялся телефонный разговор В. Путина и Б. Нетаньяху (по израильской инициативе), в результате которого командующий ВВС Амикам Норкин направился в Москву для встречи с российскими коллегами.

Несмотря на то, что версии сторон о произошедшем кардинально расходились, было очевидно, что Израиль не заинтересован в ухудшении отношений с Россией на сирийском направлении, поскольку ключевые угрозы национальной безопасности исходят именно с территории Арабской республики. Понижение уровня диалога с Москвой может привести к ограничению возможностей ЦАХАЛ в сирийском небе. Поэтому вероятность того, что израильская сторона, осознавая потенциальные негативные последствия, специально воспользовалась возможностью прикрыться российским самолетом, представляется минимальной. Этот инцидент — показатель расхождения позиций российского военного и политического руководства. Очевидно, что удары израильских ВВС по позициям организаций, являющихся ситуативными союзниками Москвы в Сирии, создают помехи для российских военных. В то же время существует принципиальная политическая договоренность на высшем уровне, предоставляющая Израилю свободу действий в Сирии.

Другим резонансным кризисным событием в отношениях Израиля и России можно считать ситуацию с задержанной Наамой Иссахар, обвиняемой в контрабанде наркотиков. В действительности сложно объяснить, почему именно этот случай получил широкую огласку в Израиле, поскольку порядка 10 граждан еврейского государства отбывают наказание за аналогичные нарушения на территории других стран. Однако именно эта новость обрела общенациональный масштаб и на протяжении более полугода продолжала находиться на повестке дня в Израиле.

Ситуация была урегулирована благодаря подключению израильского руководства в лице президента Р. Ривлина и премьер-министра Б. Нетаньяху. В данном случае решающую роль сыграла также личная дипломатия. В результате договоренностей на высшем уровне Наама Иссахар вернулась домой бортом номер один в сопровождении премьер-министра. Должной оценки со стороны израильской общественности это помилование не получило. Если в период тюремного заключения Н. Иссахар израильские СМИ акцентировали внимание на несправедливости ее задержания, то затем фокус сместился на критику необоснованно высокого уровня, на котором была решена проблема.

Обе кризисные ситуации были урегулированы благодаря использованию личных контактов лидеров двух государств. Этот инструмент может сыграть позитивную роль — возникают возможности оперативно решить кризисную задачу в личном порядке; однако не исключена и его негативная роль, поскольку подобный формат носит несистемный характер. Поэтому при изменении региональной или внутриполитической конфигурации подобный механизм может дать сбой.

Фактор личности

Активизацию личных контактов можно было наблюдать с началом российской военной операции в Сирии. За период с сентября 2015 г. по декабрь 2019 г. лидеры России и Израиля провели 12 личных встреч и 37 телефонных переговоров, ключевой темой был Иран и его активность в Сирии. Для Израиля было жизненно необходимо довести до российского руководства свои красные линии на сирийском направлении. В ходе встреч они регулярно упоминались и конкретизировались.

Особое значение имеют места и даты встреч. Лишь одна из них проходила на полях климатического саммита, все остальные — на территории России. Два визита были совершены в особо памятные даты — 29 января (в День памяти жертв Холокоста) и 9 мая.

Именно возможность поддерживать качественно высокий уровень отношений с российским и американским лидерами — один из главных козырей Б. Нетаньяху, который он использовал для указания на свою безальтернативность на внешнеполитическом направлении. Свои ресурсы израильский лидер попытался использовать для создания Иерусалимского формата, который мог служить площадкой для прямых контактов России и США. Несмотря на свою актуальность, на современном этапе перспективы у подобного такого формата нет.

Итог третьих внеочередных выборов может повлиять на российско-израильский диалог. В случае изменения внутриполитической конфигурации кризисные ситуации не получится урегулировать в оперативном режиме. При этом сами отношения от этого не пострадают, поскольку многовекторное сотрудничество основано на национальных интересах двух стран и не зависит от политической конъюнктуры.

Проблемные точки в отношениях

Сирийское измерение двусторонних отношений России и Израиля остается наиболее актуальным. Для достижения компромисса обе стороны пошли на уступки: Израиль отказался от риторики о необходимости смещения Б. Асада (об этом свидетельствую результаты анализа выступлений израильского военного и политического руководства до и после начала российского участия в конфликте); Израиль также согласился информировать российских военных о своей активности на территории САР. Россия при этом не препятствует действиям ВВС ЦАХАЛ и выступает в качестве стороны, которая может частично сдержать продвижение проиранских сил на юг Сирии.

Проблема заключается в том, что Москве широкое иранское присутствие выгодно до полного окончания гражданской войны в Сирии, поскольку его доминирование в период постконфликтного урегулирования может ограничить возможности России. На сегодняшний день Москва и Тегеран — главные провайдеры безопасности Дамаска, в связи с чем они являются ситуативными союзниками на время конфликта. Однако эти игроки по-разному видят будущее САР. Ирану важно сохранить свое военное присутствие и политическое влияние в Сирии. При изменении конъюнктуры в ходе внутриполитического урегулирования иранское влияние может оказаться под вопросом. Для России же важно найти приемлемый и жизнеспособный для большинства сил формат, который позволит восстановить Арабскую республику. Возможно, отчасти из-за необходимости сохранения своего доминирования на сирийском поле Москва не препятствует действиям израильских военных.

Сегодня Иран выступает в качестве ключевого союзника России как за столом переговоров о политическом урегулировании, так и на театре военных действий. Поэтому его участие необходимо для возвращения всей территории страны под контроль Дамаска. В связи с этим Москва старается не допустить серьезного ослабления иранского присутствия, а также де-факто взяла на себя координирующую роль в ирано-израильском противостоянии на территории Сирии ввиду двух факторов: только она способна параллельно вести диалог с обеими сторонами, а также — заинтересована в сохранении стабильности на сирийском театре, поскольку появление нового измерения конфликта сведет к нулю все успехи, достигнутые Москвой на этом направлении.

Сегодня можно наблюдать и расхождение в подходах Москвы и Тель-Авива к палестино-израильскому урегулированию. Б. Нетаньяху придерживается политики извлечения максимальных возможностей в период каденции Д. Трампа. Российская сторона традиционно выступала против односторонних действий, поэтому не считает легитимным признание Иерусалима единой и неделимой столицей Израиля, а также закрепление за еврейским государством Голанских высот. Продолжение подобной политики, например, аннексия Иорданской долины, может встретить в Москве более жесткое недовольство несмотря на то, что Россия старается дистанцироваться от этого конфликта, урегулирование которого на современном этапе не имеет перспектив.

Еще одна проблема в российско-израильских отношениях связана с контактами, которые Москва поддерживает с лицами и организациями, которых считают серьезной угрозой в еврейском государстве. Регулярные визиты делегации движения «ХАМАС» и встречи заместителя руководителя Политбюро Абу Марзука с заместителем главы МИД России Михаилом Богдановым, последний из которых состоялся 18 февраля, негативно воспринимаются в израильских общественно-политических кругах. При этом экспертное руководство и политический истеблишмент осознают, что подобными шагами Россия старается сбалансировать американское влияние в регионе. В этом и заключается дилемма: c одной стороны, Москва не стремится принимать активное участие в палестино-израильском урегулировании, с другой, палестинская сторона обращается к ней, как в противоположному полюсу.

Хотелось бы отметить, что возвращение на Ближний Восток несовместимо с дистанцированием от урегулирования палестино-израильского конфликта. Очевидно при этом, что региональная повестка намного шире, и желания обременять себя тяжелым грузом подобного конфликта у России нет. В связи с этим политика равноудаленности от всех игроков является наиболее успешной до тех пор, пока она не исчерпает свой потенциал. При этом палестинская сторона продолжает видеть в России единственного партнера, который способен сбалансировать американское влияние. Несмотря на то, что одностороннее признание со стороны США Иерусалима в качестве столицы Израиля и суверенитета еврейского государства над частью Голанских высот противоречит нормам международного права, фактически ситуация не изменилась. Поэтому российская сторона ограничилась выражением своего негативного отношения. Но аннексия Иорданской долины способна изменить статус-кво, который сложился на данной территории. В данном случае Москва не сможет остаться в стороне и проигнорировать подобные односторонние шаги, которые также будут поддержаны США.

В целом, российско-израильские отношения на современном этапе не лишены кризисного потенциала ввиду того, что интересы двух государств в регионе частично пересекаются. В то же время, вне зависимости от развития внутриполитической ситуации, Израиль будет учитывать российский фактор в реализации своего внешнеполитического курса на Ближнем Востоке. Наличие схожей повестки, которая имеет общенациональный и во многом государствообразующий характер для обоих государств, может служить прочной опорой для нивелирования потенциальных издержек в краткосрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе наиболее проблемной точкой в отношениях может стать вопрос иранского присутствия на территории Сирии. Ввиду того, что у Москвы нет прямых инструментов оказания давления на Дамаск и Тегеран по данному вопросу, Россия будет стараться сохранять баланс между двумя сторонами. Однако сохранение тенденции на инкорпорирование проиранских формирований в состав ВС САР приведет к тому, что основными целями ударов ЦАХАЛ станут правительственные силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *