какое отношение было у твардовского к коллективизации
Тест с ответами: “Биография и творчество А.Т.Твардовского”
I вариант.
1. Твардовский родился в семье:
а) В семье деревенского старосты
б) В семье деревенского плотника
в) В семье деревенского кузнеца+
2. По вечерам в семье Твардовских:
а) Отец учил сыновей вырезать из дерева
б) Занимались чтением вслух произведения русских классиков+
в) Доделывали работу по дому
3. В 1936 году А. Твардовский поступил в:
а) МИФЛИ;+
б) МГЛУ;
в) МИФИ.
4. Первая поэма Твардовского:
а) Страна Муравия
б) Путь к социализму+
в) Василий Теркин
5. Во сколько лет будущий Твардовский начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты?
а) 14 лет;+
б) 15 лет;
в) 16 лет.
6. Благодаря какому произведению жизнь А.Твардовского изменилась и он переехал в Москву, закончил институт и выпустил книгу стихов?
а) «Сельская хроника»;
б) «Страна Муравия»;+
в) «Дом у дороги».
7. Какое отношение было у Твардовского к коллективизации?
а) Осуждал ее, так как его собственная семья была раскулачена и сослана
б) Он поддерживал коллективизацию, несмотря на то, что его семья была раскулачена+
в) Он относился к этой теме нейтрально и не спешил высказывать свое мнение
8. Как называется книга прозы А. Т. Твардовского,которая была опубликована в 1947 году и повествовала о войне?
а) «По праву памяти»;
б) «Родина и чужбина»;+
в) «За далью – даль».
9. Какое самое известное произведение Твардовского?
а) Страна Муравия
б) Василий Теркин+
в) Путь к социализму
10. Кто из газеты «Рабочий путь» принял юного А. Твардовского, вдохновил его своей поэзией и помог ему напечататься?
а) М. Исаковский;+
б) С. Маршак;
в) И. Бунин.
11. В этой войне Твардовский принимал участие в качестве военного корреспондента?
а) В советско-финской+
б) В Великой Отечественной войне
в) В Первой мировой войне
12. Что необычного в поэме «Василий Теркин» в отличие от других поэм военного времени?
а) Отсутствием идеологического начала+
б) Критикой Сталина
в) Активным обращением автора к народным песням
13. Какой журнал возглавлял в качестве главного редактора А. Т. Твардовский многие годы?
а) «Октябрь»;
б) «Знамя»;
в) «Новый мир».+
14. Ощущение какого писателя чувствуется в поэме «Василий Теркин»?
а) К. Симонова
б) П. Ершова+
в) С. Маршака
15. Когда умер Твардовский?
а)В 55 лет
б) В 60 лет
в) 61 год+
II вариант.
1. Какие слова пропущены: «Когда говорят …., …. молчат».
а) солдаты, поэты;
б) орудия, лиры;
в) пушки, музы; +
г) военные, художники.
2. Подзаголовок поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»:
а) Книга про войну;
б) Книга про сражения;
в) Книга про подвиги;
г) Книга про бойца.+
3. Вспомните, кто из русских писателей дал такую характеристику поэме «Василий Теркин»: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык…»?
а) И.А. Бунин; +
б) М.А. Шолохов;
в) В.В. Набоков;
г) А.Н. Толстой.
4. Место рождения А.Т. Твардовского:
а) в Брянской области;
б) в Орловской области;
в) в Смоленской области; +
г) в Курской области.
5. Определите, в какой поэме Твардовский написал об отцовской кузнице: «Была она для всех вокруг Тогдашним клубом, и газетой, И Академией наук»?
а) За далью – даль; +
б) По праву памяти;
в) Страна Муравия;
г) Василий Теркин.
6. Какой журнал А.Т.Твардовский возглавлял в послевоенные годы?
а) «Знамя»
б) «Огонёк»
в) «Новый мир»+
г) «Нева»
7. В каком году А.Т.Твардовский переехал в Смоленск?
а) 1925
б) 1928+
в) 1927
8. Когда А.Т. Твардовскому был вручен орден Ленина за заслуги в области литературы?
а) 1929 год
б) 1939 год+
в) 1949 год
9. В 1954 году А.Т.Твардовский пишет поэму:
а) «Теркин на том свете»+
б) «Теркин на небесах»
в) «Василий Теркин. Часть вторая»
10. В 1970-м году А.Т.Твардовский уходит:
а) семьи
б) журнала+
в) воевать
11. Основная тема творчества А.Т.Твардовского:
а) тема бессмертного воинского подвига в лирике+
б) любовь
в) Россия
12. Как называлась первая поэма А.Т.Твардовского?
а) “За далью даль”
б) “По праву памяти”+
в) “Василий Теркин”
13. Какое самое известное произведение Твардовского?
а) Страна Муравия
б) Василий Теркин+
в) Путь к социализму
14. Кто из газеты «Рабочий путь» принял юного А. Твардовского, вдохновил его своей поэзией и помог ему напечататься?
а) М. Исаковский;+
б) С. Маршак;
в) И. Бунин.
15. В этой войне Твардовский принимал участие в качестве военного корреспондента?
а) В советско-финской+
б) В Великой Отечественной войне
в) В Первой мировой войне
Творчество Твардовского 1930-1950-х годов. Поэма о коллективизации «Страна Муравия». «Книга про бойца» «Василий Теркин». Своеобразие поэм «Теркин на том свете», «Дом у дороги».
Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, которым он заявил о себе в литературе, была поэма «Страна Муравия» (1934-1936), посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт рассматривал как социальный заказ. В год крутого перелома хозяйственных отношений в деревне от крестьянина требовалось окончательно и бесповоротно отказаться от старого единоличного хозяйства и перейти в колхоз. Твардовский понимал необратимость исторического процесса и необходимость коллективизации в сложившихся условиях, поэтому в его произведении звучат мотивы «за» коллективное хозяйство на селе. Однако попутно как литератор Твардовский исследует деревню, ее жителей. Автору важно показать людям, почему иные сопротивляются коллективизации, какой в этом смысл. Среди галереи характеров, представленных в поэме «Страна Муравия», есть и кулаки, и бандиты, и ярые приверженцы старины, и те, кто боится грядущих изменений, и те, кто просто желает счастья — в своем понимании. К числу последних относится главный герой «Муравии» — Никита Моргунок. Он не против колхоза, но боится, что будет жить в колхозе бедно. Накрепко сидит в этом немолодом уже мужчине убеждение, что крепким хозяином надо успеть стать до сорока лет. Если не успеешь, то и прозябать тебе в нищете. А представление у Моргунка о крепком хозяйстве свое: такое хозяйство видится ему прежде всего как единоличное. Хотя бы год так пожить, а потом можно смело и в колхоз. Середняк, он желает выбиться в сельские богатеи. Такое возможно, по слухам, в стране Муравии. И Никита пускается на поиски загадочной Муравской страны, где все живут каждый «по себе» и все — богато. Изображая перипетии нелегкого пути Моргунка, автор показывает нелепость таких поисков, а также и то, что подобные Никите люди не понимают происходящих вокруг изменений. Понимание приходит к Моргунку лишь тогда, когда он удаляется от кулацкой среды, которой некогда завидовал, и приближается к крестьянам-колхозникам. Знакомясь ближе с их бытом и трудом, Моргунок начинает полнее осознавать преимущества новой жизни. Он понимает, что единоличный хозяин теперь не у дел, подлинным хозяином на селе становится колхозник — тот, кто идет в ногу со временем, как бы ни был труден этот путь. И Никита Моргунок делает свой выбор как человек, который любит и уважает труд.
Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Жанр книга – любой напечатанный и сшитый текст, про – предлог, подчеркивающий просторечность содержания.
Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее.
«О награде». Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщеславия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу становишься первым парнем на любой сельской гулянке. А главное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.
«О герое». Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал настоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за родной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и словно все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную землю он старался, а не за личную славу.
В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.
Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Псковский областной центр чтения
А каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный, всю жизнь промолчавший подряд.
Коллективизация, репрессии семьи
В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936), изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.
Несмотря на то, что родители Твардовского были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств. Однако впоследствии поэт радикально изменил свое отношение к коллективизации.
Член ВКП(б) с 1938 года. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне.
В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.
В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.
В дни прощания советского народа с вождём А. Т. Твардовский написал следующие строки:
В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…
В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели» писатель осуждает Сталина за перегибы того времени, а также, как и в лирике Книга «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967), размышляет о движении времени, долге советского художника, о жизни и смерти.
Предлагаем Вашему вниманию информацию о популярной премии «Просветитель»: итоги, лауреаты, книги.
О сталинисте Твардовском, который терпел и молчал
Александр Твардовский. |
Осудить неправильную линию журнала «Новый мир» в вопросах литературы, а также идейно-порочную и политически вредную поэму А.Твардовского «Теркин на том свете».
Освободить т. Твардовского А.Т. от обязанностей главного редактора журнала «Новый мир» и утвердить главным редактором этого журнала т. Симонова К.М.
Рекомендовать президиуму Союза советских писателей СССР обсудить ошибки журнала «Новый мир» и принять развернутое решение по данному вопросу» (см. «Дружба народов», 1993, # 11).
В свете сказанного, я думаю, читателю легче будет оценить по достоинству следующую обобщающую характеристику редакторства Симонова и Твардовского. Сближая их жизненные позиции с логикой поведения героя рассказа Д. Гранина «Собственное мнение» («Он приучал себя терпеть и молчать. Во имя того дня, когда он сможет сделать то, что надо┘ Он поддакивал тупым невеждам. Он голосовал «за», когда совесть его требовала голосовать «против»), Виктория Шохина пишет: «Собственно, в редакторской практике Твардовского и Симонова никакой принципиальной разницы быть не могло. Оба они принадлежали к литпартноменклатуре, оба были сталинистами, оба любили литературу и знали толк в ней, оба умели вести игру на тех (далеко не всем доступных!) площадках, которые предлагали время и партия. Они вели эту игру точь-в-точь, как описано у Гранина. Но в отличие от гранинского героя им не раз удавалось стать честными сегодня. Кроме того, они умели выигрывать, то есть дожидаться того дня, когда можно будет сделать что надо┘».
Вот такая смесь великодушной снисходительности и высокомерия. Впрочем, без особой злобы. Просто такова у нас теперь критическая манера: мазнул походя дегтем чьи-то ворота и, посвистывая, поскакал дальше. Толковать в таком снисходительном духе о «старом» «Новом мире» и вообще о 60-х годах у нас сделалось хорошим тоном, своего рода визитной карточкой развитого современного вкуса, неоспоримым свидетельством интеллектуального и художественного превосходства нынешнего литературного поколения над тогдашним.
Таковы факты. Может быть, Виктория Шохина знает какие-то другие? Если нет, то в таком случае утверждать, что Твардовский был сталинистом, может только «тупой невежда» или человек, который сознательно лжет. Пусть Виктория Шохина сама выберет, какая из названных категорий подходит ей больше.
Однако, если ярлык «сталиниста» невозможно приклеить к собственному творчеству автора «Василия Теркина» и «Теркина на том свете», то, может быть, его общественное поведение в самом деле определялось причастностью к «литпартноменклатуре», а редакторская практика соответствовала жизненным установкам гранинского героя? Опять-таки ничего похожего. По всем наиболее острым политическим вопросам 60-х гг., будь то отмена цензуры и ждановских постановлений о литературе и искусстве (за что в 1962 г. поэт агитирует Хрущева), арест Синявского и Даниэля, травля Солженицына, психиатрическая расправа над Жоресом Медведевым или ввод войск в Чехословакию, он занимает позицию, диаметрально противоположную официально-партийной, и не «молчит», а «голосует против».
1964 г. Очерк Е.Дороша «Дождь пополам с солнцем».
1967 г. Повесть Б.Можаева «Из жизни Федора Кузькина» (1966 г.); статья В.Лакшина «Писатель, читатель, критик» (1966 г.).
1968 г. Роман А.Солженицына «Раковый корпус» (запрещен); статья К.Паустовского «Будущее нашей литературы» (1967 г.); статья А.Лебедева «Судьба великого наследия» (1967 г.); стихотворение Д.Самойлова «Александр Блок в 1917-м» (1967 г.); статья Ю.Буртина «О частушках» (панически боюсь язвительной Виктории Шохиной, но из песни слова не выкинешь); его же (под псевдонимом Ю.Васильев) рецензия-«коротышка» на книгу И.Грошева о национальной политике КПСС (снята, опубликована полтора года спустя без упоминания о выпаде Грошева против Солженицына); редакционная статья к столетию Горького «Великий художник»; другие материалы о Горьком из той же подборки (запрещены); очерк Е.Дороша «Иван Федосеевич уходит на пенсию» (снят, опубликован в 1969 г.); очерк В.Некрасова «Дедушка и внучек» (снят, опубликован в том же году позднее); статья М.Хитрова «Полесская хроника» продолжается» (снята, опубликована в том же году); рецензия Г.Березкина на поэму С.Смирнова «Свидетельствую сам» (снята, опубликована в том же году позднее); рецензия Р.Музафарова на книги, оправдывающие депортацию крымских татар (запрещена); письма К.Чуковского и группы ученых в защиту повести И.Грековой «На испытаниях» (запрещены); очерк И.Кона «Размышления об американской интеллигенции»; статья Д.Мельникова и Л.Черной «Преступник #1 Адольф Гитлер и его хозяева» (запрещена); статья Л.Фризмана «Ирония истории» (запрещена); публикация А.Володина и Б.Итенберга «П.Л. Лавров о Марксе и Интернационале» (запрещена); повесть В.Быкова «Атака с ходу»; роман Н.Воронова «Юность в Железнодольске».
1969 г. Поэма Твардовского «По праву памяти» (запрещена); статья Е.Плимака «Чернышевский и Шлоссер» (запрещена).
Об отношении ЦК КПСС к ряду других готовившихся публикаций «Нового мира» приходится говорить с долей условности. Дело в том, что в отличие от предыдущих лет, когда доносы Главлита сопровождались докладными идеологических отделов ЦК, по 1969 г. такая докладная не выявлена. По-видимому, на сей раз, в обстановке уже начавшегося разгрома журнала, сама записка Главлита, весьма необычная по своему характеру, была исполнением заказа этих отделов и не нуждалась в их визировании. Так что, судя по всему, именно с согласия ЦК журналу не разрешили опубликовать стихотворение Новеллы Матвеевой «Поэт и царь», рецензии Г.Федорова на «Историю Крыма», Н.Реформатской на собрание сочинений Маяковского и Л.Лазарева на повесть Д.Гранина «Наш комбат», статью О.Лациса «Опыт полувека».
«Необходимо отметить, что редакция «Нового мира», непосредственно его главный редактор А.Твардовский делали неоднократные попытки опубликовать в журнале повесть А.Солженицына «Раковый корпус». В конце декабря по указанию главного редактора часть рукописи была уже направлена в набор┘» (докладная записка заведующих отделами пропаганды и культуры ЦК КПСС В.Степакова и В.Шауро от 24 мая 1968 г.).
«В мае прошлого года Отделы пропаганды и культуры ЦК КПСС докладывали ЦК КПСС о серьезных идейных ошибках, которые содержались в материалах, подготовленных редакцией журнала «Новый мир» для публикации в четвертом номере за 1968 год┘ Однако редакция журнала не делала необходимых выводов из этой критики. В записке вносилось предложение поручить секретариату правления СП СССР решить вопрос о руководстве журнала «Новый мир».
Секретариат правления СП СССР, рассмотрев вопрос об укреплении состава руководства журналом, предложил т. Твардовскому на должность зам. главного редактора нескольких авторитетных литераторов┘ Тов. Твардовский все рекомендованные кандидатуры отклонил. В то же время он настойчиво предлагал утвердить заместителем главного редактора В.Лакшина, неоднократно выступавшего в журнале с ошибочных идеологических позиций. Литературного критика А.Дементьева, ранее снятого с поста главного редактора этого журнала за серьезные недостатки в работе, т. Твардовский предложил вновь ввести в состав редколлегии.
Секретари правления СП СССР (тт. Марков и Воронков) рекомендовали т. Твардовскому перейти на штатную работу в секретариат правления СП СССР. Тов. Твардовский отклонил это предложение┘ В последнее время в советской печати. опубликованы серьезные критические материалы в адрес журнала «Новый мир» и его редактора А.Твардовского. В связи с этим в Отделе культуры ЦК КПСС состоялась беседа с руководством Союза писателей СССР (т. Марков). Было указано на необходимость ускорения решения вопроса об укреплении руководства редакции «Нового мира».
Так обстояло дело со «сталинизмом» Твардовского, с его «принадлежностью к литпартноменклатуре» и с его редакторскими установками. Нужно ли добавлять, что своими суждениями на эти темы Виктория Шохина поставила себя в глупое положение, а сблизив Твардовского с героем Гранина, поступила «точь-в-точь», как гоголевская унтер-офицерская вдова.
Твардовский и его «Новый мир» принадлежат к тому лучшему, что есть в нашей истории после 1917 г. Но пошлость не терпит истинно высокого, в его присутствии ей неуютно, неловко, и ей крайне важно снизить его до себя. О, бедная, бедная.
12+Литературные вариации «Все бури века нес в себе», к 110-летию со дня рождения поэта А. Т. Твардовского
И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Что так и так – летит планета,
Годам и дням ведя отсчет,
И что не взыщется с поэта,
Когда за призраком запрета
Смолчит про то, что душу жжёт…
Здравствуйте, наши уважаемые читатели! Сегодня мы встретимся – а кое-кто, наверное, впервые – со стихами человека, чья поэзия – верный друг наших отцов и дедов.
На портрете вы видите Александра Трифоновича Твардовского – одну из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи.
По воспоминаниям художника 0. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая…Военная форма очень шла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб, очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щёк была какая-то женственная мягкость».
А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо Смоленской губернии в многодетной семье деревенского кузнеца. Мать, Мария Михайловна, была из дворян-однодворцев.
Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о детстве.
Отец, Трифон Гордеевич, был человеком грамотным, начитанным по деревенским понятиям.
Твардовский вспоминал: «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским” Пушкина, “Тарасом Бульбой” Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина произошло таким именно образом. Отец и на память знал “Бородино”, чуть ли не всего Конька-Горбунка» Ершова, много других стихов.»
Однажды в школе учительница прочла ребятам вслух гоголевскую «Ночь перед Рождеством». Этот день был «одним из счастливейших» в его школьной жизни.
С какой нежностью рисует поэт картины родной природы! Так говорить может только тот, кто по-настоящему проникнут любовью к ней.
С самого раннего возраста Саша впитал любовь и уважение к земле, нелегкому труду крестьянина. Вместе со старшим братом он пас скотину, гонял коней в ночное, участвовал в сенокосе, помогал отцу в кузнеце. Ну а долгие зимние вечера посвящались чтению вслух книг.
Есть обрыв, где я, играя,
Обсыпал себя песком.
Есть лужайка у сарая –
Там я бегал босиком.
Есть речушка – там я плавал,
Как бывало, не дыша.
Там я рвал зеленый явор,
Плётки плёл из камыша.
Есть берёза вполобхвата,
Та берёза на дворе,
Где я вырезал когда-то,
Буквы САША на коре…
Но во всей отчизне славной
Нет такой земли, чтоб равно
Мне была не дорога.
Сочинять стихи начал еще до овладения грамотой. Первое стихотворение, обличающее сверстников, разорителей птичьих гнезд, он пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения.
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей.
Рано приобщенный к крестьянскому труду, будущий поэт не сумел получить систематического школьного образования, но зато накопил жизненный опыт и пристрастился к чтению.
Однажды, собрав несколько стихотворений, принёс их своему земляку поэту Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.
Юность.
В 1928 году деревенский парень А. Твардовский в 18 лет ушёл из отцовского дома в Смоленск, унося в фанерном чемоданчике томик стихов Некрасова, привезённый отцом из города и ставший семейной реликвией, бережно хранимой Александром Трифоновичем до последних дней.
В Смоленске он поступил в педагогический институт. Женился. И через два года у них с женой родилась дочь. А семье Твардовских коллективизация принесла много горя: раскулачивание, разорение и высылку в северные края, на уральский лесоповал. Их хутор был сожжен односельчанами.
После написания и публикации поэмы «Страна Муравия» получивший признание Александр Твардовский приехал за родными и привёз их в Смоленск.
Твардовский вскоре после выхода книги «Страна Муравия» перебирается в Москву. Там он переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием.
В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии. Во время начала войны с Финляндией он получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты.
Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».
Несколько раз Твардовский попадал в окружение и спасался чудом.
Остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной:
То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Войну он прошёл «от звонка до звонка». Появились пронзительные стихи о войне.
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Но самое известное произведение о войне у А.Т.Твардовского, конечно,
Памятником тех лет стала книга “Василий Теркин”. Это книга о “Правде сущей, правде, прямо в душу бьющей”. В одной из глав, “Переправа”, поэт пишет о том, что “бой идет не ради славы — ради жизни на земле”.
Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии:
«Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».
Главный герой этой книги – народ на войне. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации.
Твардовский ставил определенную цель: помочь фронтовику преодолеть трудности войны, облегчить и хоть как-то скрасить его суровый быт, вселить чувство веры в свои силы и возможности.
Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин».
После войны возглавлял журнал «Новый мир»
Но проходили годы, война отодвигалась все дальше в прошлое, но боль от ощущения потерь у Твардовского не уходила. Чем лучше становилась жизнь, тем острее он чувствовал необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей жизнью.
(Под мелодию «Хотят ли русские войны» звучит стихотворение А. Твардовского):
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвеньи!
Поэт ощущает высокую ответственность перед памятью погибших, ответственность за то, как человек распорядился своей судьбой, выкупленной у Смерти ценой жизни другого. Кто-то из писателей назвал Твардовского “совестью послевоенной литературы”.
До конца своих дней Александр Трифонович Твардовский пронес как бы чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:
Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же..
Поэзию Твардовского можно назвать, без сомнения, энциклопедией жизни народа середины 20 века. Слово «Родина» для него – не пустой звук, это то священное, родное, что объединяет людей, живущих на одной территории. Каждое стихотворение поэта, каждая его поэма – своеобразный гимн родной земле и русскому человеку.
И вот 75 лет прошло со Дня Победы…
Уходят ветераны-участники боёв Великой Отечественной войны, но страна чтит своих героев, восхищается их мужеством и патриотизмом.
Твардовский пишет о празднике Победы:
Но праздник свят и величав.
В огне полки сменяя,
Огонь врага огнем поправ,
Идет страна родная.
Ее святой, великий труд,
Прославят и превознесут
И скажут, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Песня на стихи А.Т.Твардовского «В дружбе есть святая проба…»