какое освещение должно быть в стоматологическом кабинете

Санитарно-эпидемиологические требования к освещению кабинетов стоматологических поликлиник

«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Как известно, во всех медицинских учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства. В настоящей статье рассмотрены вопросы применения норм об освещении в стоматологических организациях.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58.

При этом, как отмечено в Постановлении ВС РФ от 16.02.2015 N 52-АД15-1, недостаточность выделенных из бюджета средств не может служить основанием для освобождения учреждения от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения. Неисполнение учреждением требований СанПиН 2.1.3.2630-10 может повлечь негативные последствия, поспособствовать возникновению повышенной заболеваемости и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья пациентов.

Основные требования к освещению в стоматологических организациях

Во вновь создаваемых стоматологических медицинских организациях окна стоматологических кабинетов по возможности следует ориентировать на северные направления.

В силу п. 6.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 при установке стоматологических кресел в два ряда в существующих кабинетах с односторонним естественным освещением следует пользоваться искусственным светом в течение рабочей смены, а врачи должны периодически меняться своими рабочими местами. Расположение столов зубных техников в основных помещениях зуботехнической лаборатории должно обеспечивать левостороннее естественное освещение рабочих мест (п. 6.7 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Светильники общего освещения должны размещаться с таким расчетом, чтобы не попадать в поле зрения работающего врача.

Примечание. Уровень освещенности от местных источников не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз (п. 6.13 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Также следует принимать во внимание, что светильники местного и общего освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предусматривающую их влажную очистку и предохраняющую органы зрения персонала от слепящего действия ламп. Если контролирующие органы при проверке настаивают на том, что в учреждении применялась ненадлежащая конструкция светильников, необходимо учитывать, что доказать факт слепящего действия ламп им будет весьма проблематично. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 25.10.2010 по делу N А31-2056/2010. При рассмотрении спора между контрольным органом и медицинской организацией суд указал следующее. Если светильники в своем устройстве имеют защитную решетку или пластиковый рассеиватель, которые могут быть демонтированы и очищены от загрязнения, о нарушении говорить нельзя. При этом необязательно, чтобы в паспортах светильников было дано указание на возможность их использования в стоматологических организациях.

Расходы на установку солнцезащитной пленки и жалюзи

Как было указано выше, в соответствии с п. п. 6.2 и 6.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 во вновь создаваемых стоматологических медицинских организациях окна стоматологических кабинетов по возможности следует ориентировать на северные направления. Это необходимо для того, чтобы избежать значительных перепадов яркостей на рабочих местах за счет попадания прямых солнечных лучей, а также перегрева помещений в летнее время. Особенно данное обстоятельство актуально в южных районах.

На северные направления по возможности должны быть ориентированы основные помещения и литейные зуботехнической лаборатории для предупреждения перегрева помещений в летнее время. Разумеется, выполнить указанные условия удается не всегда. На этот счет в санитарных нормах сказано, что при иной ориентации окон учреждениям рекомендуется прибегать к использованию солнцезащитных приспособлений (козырьков, солнцезащитных пленок, жалюзи).

По общему правилу расходы на установку на окна солнцезащитной пленки следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Вместе с тем расходы на оплату указанных работ могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Данная подстатья применяется в случае, если рассматриваемая операция связана, например, с приведением освещенности в помещениях в соответствие с утвержденными нормативами.

Как следует из Указаний N 65н, на подстатью 225 относятся расходы на оплату договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества. На практике у бухгалтеров возникает вопрос: являются ли нормы СанПиН 2.1.3.2630-10 теми самыми упоминаемыми в Указаниях N 65н нормативными предписаниями, особенно с учетом того факта, что в СанПиН 2.1.3.2630-10 прямо сказано о том, что установка солнцезащитной пленки рекомендуется? Таким образом, указаний на безусловную обязательность данного условия в нормах рассматриваемого документа нет.

Пример 1. Поликлиникой, являющейся бюджетным учреждением, для стоматологических кабинетов приобретена и установлена солнцезащитная пленка. Работы по ее установке выполнены завхозом медицинской организации. Расходы на приобретение пленки составили 8500 руб. (в том числе НДС). Оплата осуществлена за счет средств, полученных от оказания платных услуг, через подотчетное лицо.

Расходы на установку пленки учитываются в себестоимости платных услуг в составе прямых расходов.

В соответствии с Инструкцией N 174н в учете были отражены следующие операции:

Источник

Требования к стоматологическому кабинету

Стоматологическая практика относится к медицинским видам деятельности, а, стало бы, лицензируется. Но прежде чем вы приступите к получению этого важного для работы документа, вам понадобится согласовать ваше помещение, его расположение и отделку, оборудование и другие нюансы с Роспотребнадзором (на местном уровне с СЭС) и Госпожнадзором. Удовлетворить их требования будет непросто.

Требования Роспотребнадзора

Имейте в виду, открывая кабинет, что, согласно требованиям СЭС, стоматолог имеет право работать только при участии среднего медперсонала, который проводит подготовку и обеззараживание рабочих мест и инвентаря.

Нормативно-правовые документы

Основным документом, которым нужно руководствоваться при открытии стоматкабинета, является СанПиН 2.1.3.2630-10. Он содержит все важные моменты, касающиеся выбора территориального расположения кабинета, его помещения, его отделки, проведения инженерных сетей и гигиены персонала. Дополнительную информацию вы можете почерпнуть из СанПиН 2956а-83.

Вторым, по списку, а не по значимости, документом, с которым нужно считаться и «по которому» будет строго спрашивать комиссия СЭС, является ЗоЗПП.

Есть много ГОСТов, СанПиНов, которым должны соответствовать вода и канализация, освещение и микроклимат в рабочей зоне. Но СанПиН 2.1.3.2630-10 учитывает большинство из их требований. Поэтому начать знакомство с регламентирующей документацией лучше именно с него.

Перед поиском базы для вашего кабинета, уточните, нет ли в вашем регионе разработанных специально для малых стоматпредприятий правил.

Требования к месту расположения кабинета

К размещению клиники со стационаром, рентгенкабинетом и собственной стерилизационной у СЭС будут довольно жесткие требования.

А вот, если вы открываете небольшой кабинет, его разместить вы можете практически на любой территории:

Если вы приобретете под свой кабинет квартиру из жилого фонда, вам потребуется перевести ее в нежилой. Это довольно длительная процедура и вам может понадобиться согласование не только с пожарной охраной и СЭС, но и:

Вы можете даже арендовать кабинет с оборудованием в муниципальном медучреждении. Это значительно упростить ваше сотрудничество с органами контроля.

Если вы расположились в жилом доме, то должны обустроить отдельный выход для своего кабинета.

Требования к помещению

При выборе помещения у вас, конечно, будут некоторые ограничения. Например, нужно выбирать комнаты:

Кроме этого, рекомендуется выделять:

При количестве кресел до 3 шт. разрешено делать один санузел для персонала и клиентуры. При большем количестве кресел придется обустраивать для клиентов отдельную туалетную комнату. Подробно можно посмотреть требования к площадям стоматкабинетов в Приложении № 2 к указанному выше СанПиНу.

Набор помещений, который должен быть обязательно при стоматологическом кабинете зависит от вида оказываемых услуг, планируемых вами к лицензированию и от количества устанавливаемых кресел.

Если вы планируете осуществлять прием детей, это делается в отдельно выделенном блоке с отдельной установкой и туалетом. Принимать малышей и взрослых по графику, используя одно и то же оборудование запрещено.

Если вы планируете оказание хирургических услуг, для этого нужно подготовить отдельную комнату, разделив ее на две зоны: «гнойную» и «чистую».

Требования к отделке

Все поверхности стоматологических кабинетов должны быть ровными, гладкими, легко моющимися и покрыты материалами, которые не портятся от частого контакта с дезредствами. Стыки между полами и стенами должны быть скругленными, без щелей, куда может забиваться пыль и грязь. Пол в самом кабинете допустим даже линолеумный, но при этом края линолеума «запускаются» под плинтус, стыки полотен пропаиваются.

Санузел, стены вокруг раковины и оборудование, эксплуатация которого может привести к увлажнению стен, отделываются плиточкой.

Причем раковина и стены кабинета :

Цвета, которые вы выбираете для окраски вашего кабинета, должны быть нейтральными и светлыми. Это обосновано тем, что их покрытие не должно нарушать восприятие цвета зубной, эмали, десен или крови врачом.

Если вы планируете работу с амальгамой на основе ртути покрывать стены можно штукатуркой (кирпичные) или затиркой (панели) с примесью 5% серы в отделочном материале для связывания ртутных испарений. Никакие украшения на стенах такого кабинета недопустимы.

Требования к микроклиматическим условиям стоматкабинета

Условия для работы врачей обеспечиваются за счет правильной вентиляции и отопления. Система отопления должна быть автономной и поддерживать чистоту воздуха (в том числе по показателям обсемененности воздушной среды патогенными микроорганизмами) согласно ПДК, указанным в СанПиНе.

Температурно-влажностные показатели должны находиться в пределах:

Поддержание комфортных условий в стоматологиях менее 500 м 2 допустимо проводить с помощью:

Прокладка инженерных сетей в стоматологических кабинетах проводится скрыто. При наличии любых неисправностей в вентиляционной системе, они должны устраняться незамедлительно. Воздух по микробиологическим и химическим показателям должен соответствовать СанПиНу. При этом перетекание воздуха из «загрязненных» зон в «чистые» считается недопустимым. Это нужно учитывать еще на этапе планирования вентиляции.

Требования к водоснабжению и канализации

Стоматологический кабинет должен иметь горячее и холодное водоснабжение. Вода должна подаваться поточным методом. При отсутствии централизованной подачи воды, разрешено получение воды от собственного источника при наличии на него разрешительного заключения от СЭС.

Сточные воды очищаются в общегородских сооружениях, но если таковых нет, то полная биоочистка и обеззараживание проводится в местных установках, которые надлежит предусмотреть (Постановление Гл.врача санитарной службы № 76).

Требования к оборудованию

При выборе и установке оборудования нужно руководствоваться указанными выше нормативами и СанПиНом 2.6.1.1192-03 (если вы планируете установку рентгеноборудования).

Если кабинет оборудован в комнате с односторонним поступлением естественного (солнечного) света, то все кресла монтируются вдоль одной стены (светонесущей). Между креслами обязательны непрозрачные разделительные перегородки не ниже 1,5 метров.

В стоматологическом кабинете обязательно должно быть оборудование для стерилизации инструментария и раковины:

В кабинетах должно быть установлено оборудование для дезинфекции воздуха, в том числе бактерицидные лампы.

Если вы планируете работать с гипсовым материалом в вашем кабинете, необходимо позаботиться о наличии гипсоуловителей, осаждающих этот вещество из сточных вод.

Уровень шумво-вибрационных показателей при работе оборудования стоматкабинета должен соответствовать нормативам утвержденным постановлением Главного санврача №58 от 18.05.10 (в ред. №76 от 10.06.16), указанным в Приложении №9 к СанПину.

Обратите внимание, что короб, в котором монтируются соединения кресла с канализаций, водопроводом, электросетью, вакуумной магистралью и сжатым воздухом монтируется у каждого стоматологического кресла. Устанавливается такая коробка не далее, чем в 50 см от рабочего места.

Освещение: основные требования

Все стоматкабинеты должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Выбирать лучше помещение с ориентацией окон на северную сторону, если это невозможно на окнах устанавливают светозащитные приспособления:

Все осветители должны легко мыться, светильники иметь взрывобезопасную арматуру и не допускать ослепления персонала при работе.

Требования к медицинскому персоналу

Мадработки стоматологического кабинета должен иметь:

Весь персонал (от врача до санитарки) должен тщательно мыть руки и соблюдать следующие условия:

Гигиеническая обработка рук может проводиться с помощью теплой воды и мыла, либо специального антисептика, снижающего количество микроорганизмов на коже медперсонала.

Требования Госопжнадзора

Требования этой организации будут зависеть от того оборудуете ли вы рентгенологический кабинет или нет. Обычно, в небольших стоматкабинетах, подобное оборудование отсутствует. Данная структура предъявляет требования как к помещению и организации мер по ПБ (пожарной безопасности), так и к документации (наличию приказов, инструкций по ТБ, журналов, знаков и памяток).

Вы можете самостоятельно подготовить большую часть этих документов или заказать готовый их пакет в организации, оказывающей подобные услуги.

Нормативно-правовые акты

Требования помещению и его отделке

Согласно требованиям пожарной безопасности отделка помещений проводится материалами, не поддающимися горению:

Требования к документации

Для организации любой формы собственности обязательным является наличие:

Требования к электропроводке

Разводку и контур заземления делает лицензированная организация. Проведение испытаний системы заземления тоже проводятся специализированной организаций либо работником, имеющим право на проведение спецработ такого рода. Подобные испытания обязательны (согласно ПП № 291 от 16.04.12). Обязательными также являются периодические проверки заземления.

При расчете количества розеток учтите, что в кабинете обязательно должны быть установлены обеззараживающие воздух лампы (бактерицидные), по возможности рециркуляторные установки.

Требования к противопожарному оборудованию

В стоматкабинете должны быть средства первичного тушения пожара. В первую очередь огнетушители, как минимум два. Их количество зависит от площади помещения. Огнетушители должны быть занесены в журнал учета, проверены, должны иметь бирку с датой поверки и инструкцию по их применению. Они должны располагаться в легкодоступном месте.

В стоматкабинете обязательно должна быть система, оповещающая о пожаре. Обычно используют неадресные системы, требования к ним минимальные и они с успехом обслуживают небольшие площади. Монтировать и обслуживать такую систему должна лицензированная организация.

Для небольших стоматологических клиниках (на 3-4 кабинета) достаточно использовать систему модели «Сигнал-10″+СОУЭ, для более крупных клиник лучше использовать ППК-2 со звуковыми оповещателями 3 типа с подсоединением системы посредством ТРВ-1x2x0,5 (провода), СВВ-2х0,5/СВВ-6х0,5 (кабеля).

Требования к персоналу

Персонал должен быть грамотным в отношении правил ТБ, знать правила отключения/подключения оборудования, не использовать неисправные установки или поломанные розетки.

Весь персонал должен:

Перед открытием организации проверяйте актуальность требований к ваших местных органах контроля.

Источник

Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям

4,03 (Проголосовало: 136)

какое освещение должно быть в стоматологическом кабинете

СанПиН для стоматологического кабинета — это нормативный документ, устанавливающий требования к организации работы такого медицинского учреждения. Эти правила и нормы приведены в СанПиН 2.1.3.2630-10, содержащем нормативы, применяемые в деятельности разных типов медицинских организаций.

Нормативная база

В Российской Федерации для всех медицинских учреждений действуют общие санитарные правила и нормы организации их деятельности. Но в зависимости от конкретного профиля работы медучреждения для него применяются дополнительные нормативы, обеспечивающие безопасность пациентов. Требования к стоматологической клинике сформулированы в федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, посвященном вопросам охраны здоровья граждан и медицинского обслуживания, и в СанПин 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Изменения на 2021

На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».

С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.

Актуальные статусы санитарно-гигиенических правил и нормативов

СанПиН 2.4.1.2660-10, статус на 2021 год

СанПиН 2.1.3.2524-09, статус на 2021 год

СанПиН 2.1.3.1375-03, статус на 2021 год

Санитарно-гигиенические требования к медицинским организациям

Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:

Санитарно-гигиенические правила 2.1.3.2630-10

Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.

Санитарно-гигиенические правила 2.4.3.1186-03

Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.

Санитарно-гигиенические правила 2.6.1.1192-03

Эти нормы и правила утверждают порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских установок. Они широко применяются в медицинских учреждениях различного профиля, поскольку рентгеновское оборудование используется в разных областях медицины – от стоматологии до хирургии.

Требования к размещению стоматологических медицинских организаций

Действующие санитарно-гигиенические требования, определяющие площадь стоматологического кабинета и другие аспекты его размещения, включают следующие позиции:

Дополнительные требования к размещению стоматологической медицинской организации приводятся в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3.2630-10. В этом разделе указывается, что любое такое учреждение обязано иметь минимальный набор помещений, включающий вестибюль, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет и кладовую.

Вестибюль, в котором размещаются гардероб, регистратура и холл для ожидания приема

Минимальная площадь определяется по числу ожидающих пациентов: минимум на одного взрослого — 1,2 кв.м, на взрослого с ребенком — 2 кв.м

Для каждой дополнительной стоматологической установки потребуется еще 10 кв.м, для каждого дополнительного кресла без стоматологической установки — 7 кв.м

Комната медицинского персонала с гардеробом

На каждого работника выделяется не меньше 1,5 кв.м. Верхняя одежда размещается в шкафу-купе

Если в организации не больше 3 стоматологических кресел, туалет для пациентов и персонала разрешается объединить

Может размещаться в шкафу-купе в коридоре или в подвале

Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции

Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:

В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.

Требования к оборудованию

Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:

Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов

Работа стоматологических медицинских учреждений характеризуется специфическими рисками. Они учитываются СанПиН 2 1 3 2630-10 с изменениями на 2021 год, который регламентирует санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к работе таких учреждений. Действующие сангигнормы стоматологического кабинета касаются:

Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений

При организации содержания помещений руководство стоматологической медицинской организации обязано следить за соблюдением нормативов, приведенных в части 8.2 раздела V СанПиН для стоматологии на 2021 год:

Дополнительные требования к проведению уборки приведены в разделах I и II интересующего нас нормативного документа.

Требования к аптечкам

Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 07.12.2011 № 1496н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:

какое освещение должно быть в стоматологическом кабинете

Дезинфекция и стерилизация изделий медицинской техники и медицинского назначения

Этот вопрос действующий СанПиН по стоматологии освещает в части 3 раздела V. Она содержит следующие нормы:

В рассматриваемом разделе приводятся сведения об особенностях санитарно-гигиенической обработки и обеззараживания разных типов оборудования и инструментов.

Санитарно-гигиеническая обработка рук

Порядок санитарно-гигиенической обработки рук медперсонала в стоматологических организациях осуществляется в соответствии с общими требованиям, которые применяются ко всем категориям медицинских работников. Они сформулированы в части 12 раздела I СанПиН 2.1.2.2631-10 с изменениями на 20210 год для медсестер в стоматологии и другого медперсонала. Обязательными условиями для всех работников согласно инструкции по охране труда становятся отсутствие лака на ногтях и украшений на руках, коротко стриженые ногти, использование средств ухода для предотвращения контактных дерматитов. Санитарно-гигиеническая обработка рук осуществляется с соблюдением следующих условий:

Санитарно-гигиеническая обработка проводится посредством мытья рук с мылом либо нанесения антисептика. После мытья руки вытираются тканевыми или бумажными полотенцами, а после обработки антисептиком – высушиваются. Во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями либо иными выделениями пациента, рекомендуется применение перчаток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *