какое основное новообразование появляется после кризиса первого года жизни тест с ответами
Понятие новообразований кризиса 1 года и что к ним относят?
Жизнь любого человека – это попеременная смена кризисных этапов.
Суть каждого из них заключается в формировании новообразований – знаний, умений, навыков, которые несут практическую пользу для роста, развития человека.
Кризис возникает в момент, когда наличные ресурсы не отвечают требованиям, предъявляемым окружающей средой. Возникает необходимость в приспосабливании, адаптации, овладению новыми моделями поведения, способами реагирования.
Что это такое?
Кризисы длятся недолго, при благоприятных обстоятельствах – несколько месяцев. Это бурные сдвиги в развитии, которые способствуют резким переменам в психической сфере ребёнка. Кризис начинается незаметно, достигая более яркого выражения только к своей середине. Симптомы исчезают на этапе обретения, формирования особых новообразований.
К ним относят:
Почему возникает необходимость в психической перестройке?
Кризис 1 года жизни связан с увеличением возможностей ребёнка, появлением новых требований, предъявляемых к нему. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций на непонимание взрослыми – это самые явные признаки наступления кризисного периода.
В первый год жизни ребёнок:
Если раньше организацией его времени занимались взрослые, то теперь осознаннее, значимее стали собственные желания, интересы.
Новые возможности рушат привычную картину мира, вызывают сильные переживания. Появляется необходимость в поиске новых способах взаимодействия с окружающими – формировании новообразований.
Новое в психическом и эмоциональном развитии в один год
Помимо овладения ходьбой, становлением автономной речи, у ребёнка активно развивается мелкая, крупная моторика (как средство познания мира), мышление, воображение. Язык, на котором говорит ребёнок, со временем становится понятен, близким взрослым. Малыш учится задавать вопросы, повторять слова за взрослыми.
Даже при отсутствии необходимых навыков ребёнок пытается делать всё самостоятельно. Наблюдается избирательность в общении – неприятие чужих или излишняя требовательность к близким. Закономерно, что к новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности добавляются первые запреты, обуславливающие заботу родителей о здоровье малыша.
Когда ребёнок принципиально не согласен с предъявляемыми условиями, он начинает остро реагировать:
Такой своеобразный протест транслируется с целью манипуляции, чтобы заставить взрослых пойти на поводу желаний ребёнка. Даже самый тихий и спокойный малыш становится непослушным, упрямым и обидчивым. В то же время у него развивается повышенная чувствительность не только к поощрениям, но и порицаниям.
К концу кризисного периода характерными новообразованиями являются:
Ввиду особенностей развития и воспитания, обстановки в семье и ряда других факторов степени сформированности новообразований может быть качественно различной.
Самостоятельная ходьба
По мере взросления стопы ребёнка претерпевают глобальные изменения. Малыш постепенно осваивает новые навыки, связанные с разными видами активности.
По достижению 1 года в жизни наступает этап самостоятельной ходьбы. После первых шагов происходит приспособление ритма ходьбы к её скорости, ребёнок учится держать равновесие.
Автономная речь
Если раньше эмоциональный дискомфорт транслировался с помощью криков или гуления, то с возрастом малыш начинает лепетать, повторять отдельные слоги, подражать звукам речи взрослых. К году появляются первые осмысленные слова.
Мотивирующие представления
Это основное новообразование первого года жизни, которые способствуют становлению личности и появлению независимости. Мотивирующие представления – это удерживаемый ребёнком образ объекта, который побуждает к действию. Малыш становится способным к активности не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под действием всплывающих в памяти образов и представлений.
Мотивирующие представления принципиально изменяют поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающей действительностью, они превращают его из объекта в субъект деятельности.
Самосознание
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им становятся присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков формируется предметно-орудийная направленность:
Это способствует развитию отвлечённого, абстрактного мышления.
У девочек на основе речевой деятельности формируется коммуникативная деятельность, которая предполагает освоение логики человеческих отношений (социальное мышление).
Изменение социальной ситуации развития
Характеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов.
Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет.
Что возникает после кризиса?
После окончания кризиса первого года жизни ребёнок начинает ощущать себя как отделённого от взрослого индивида, приобретает контроль над своим телом, осуществляет произвольные движения и жесты. Ребёнок овладевает новыми способами взаимодействия с миром и начинает активно ими пользоваться.
Почему важно знать родителям?
Родителям стоит проявить терпение и позволить ребёнку знакомиться с самостоятельностью, если это безопасно. От поведения и реакций взрослых напрямую зависит силы и выраженность негативных реакций, дальнейшая ситуация развития.
Заключение
Суть кризиса первого года – противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых. В ходе его протекания ребёнок учится взаимодействовать с миром так, чтобы не нарушать границы других, оставаться в безопасности, но одновременно удовлетворить свои желания.
Активный поиск способов удовлетворить естественный интерес благоприятно влияет на развитие малыша. В этот период ошибочно ставить психические диагнозы или заключения, проявления кризиса свойственны для любого ребёнка.
Какое основное новообразование появляется после кризиса первого года жизни тест с ответами
Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Предметом науки детской психологии являются:
+а) закономерности формирования психики ребенка;
б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;
в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.
2. К методам детской психологии не относятся:
а) тестирование, анкетирование;
+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;
3. Детская психология как наука является ветвью:
+б) общей психологии;
в) психиатрии детского возраста.
4. Возникновение детской психологии как науки произошло:
+а) в середине XIX века;
б) в начале XIX века;
в) в середине XX века.
5. Принципы детской психологии:
а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;
+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;
в) истины, конкретности, объективности, системности.
6. Этапы развития детской психологии как науки:
+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;
б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;
в) зарождения, современного развития.
7. К областям детской психологии можно отнести:
+а) психологию младенчества, дошкольного детства;
б) психологию зрелого и старческого возраста;
в) педагогическую психологию.
8. Специальная детская психология изучает:
+а) закономерности психического развития с отклонениями;
б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;
в) принципы наследственной передачи заболеваний.
9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):
+а) коррекционная психология;
б) психология младенчества;
в) психология подростка.
тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:
а) проективные методы;
+б) психодиагностические методы;
в) эмпирические методы.
11. К группе проективных методов можно отнести:
+б) тест пятен Роршаха;
12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:
+а) бихевиористская теория;
б) теория трех ступеней Бюллера;
в) теория бессознательного Фрейда.
13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:
14. Пиаже выделил 4 стадии развития:
15. Стадия формальных операций приходится на возраст:
16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:
17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:
+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;
б) бихевиористская теория;
18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:
19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:
тест_20. Термин «зона ближайшего развития» введен:
21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:
22. Создателем теории психоанализа был:
23. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:
24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:
25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:
26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:
27. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:
28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:
+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;
б) овладение орудийными действиями;
в) развитие предметных действий.
29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:
+а) становление «Я» и самооценки;
б) выделенность себя;
в) специфически-предметные действия.
тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:
31. Ведущая деятельность в дошкольный период:
+а) сюжетно-ролевая игра;
б) общение со взрослым;
в) предметная деятельность.
32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:
+а) для старшего дошкольника;
б) младшего дошкольника;
33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:
+а) эгоцентрическая речь;
б) диалогическая речь;
в) контекстная речь.
34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:
35. Ведущая деятельность подросткового периода:
+б) интимно-личностное общение со сверстниками;
36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:
37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:
38. Младшие дошкольники в игре:
а) предварительно планируют игру;
б) включают в игру до 10 человек;
+в) отображают трудовые действия взрослых.
39. Первым компонентом учебной деятельности являются:
а) учебные действия;
+в) учебная мотивация.
40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:
+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;
б) чрезмерной мягкости родителей;
в) отвергающей позиции родителей.
41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:
42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:
+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;
б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;
в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.
43. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:
44. Нерасчлененность детского мышления называют:
45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:
46. Младший школьный возраст сензитивен:
а) к освоению своего внутреннего мира;
+б) учебной деятельности;
в) игровой деятельности.
47. Четвертый компонент усвоения — это:
+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;
б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;
в) положительное отношение учащихся.
48. Сензитивный период развития речи:
+б) от 1 года до 3 лет;
49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:
Тестовые задания по дисциплине Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Выбрать правильный ответ. Психологические границы раннего возраста
а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам!
б) от рождения до кризиса прямохождения
в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»
г) от кризиса прямохождения до кризиса « Я сам»
2. Выбрать правильный ответ. Возрастные границы раннего возраста:
а) от 1 года до 2 лет;
б) от 1,5 года до 3 лет;
в) от 1 года до 3 лет.
3. Выбрать правильный ответ. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:
г) предметная деятельность;
д) учебная деятельность.
4. Выбрать правильный ответ. Ранний возраст сензитивен для развития:
а) способов передвижения;
б) предметных действий;
г) продуктивных видов деятельности.
5. Выбрать правильный ответ. Первым носителем обобщения для ребенка является:
б) используемое орудие;
в) собственное действие.
6. Выбрать правильный ответ. Предметом возрастной психологии является:
а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;
б) процесс развития психологической науки;
в) особенности индивидуального развития людей;
г) особенности развития педагогических навыков и умений.
7. Выбрать правильный ответ. Возрастной период – это:
в) хронологический период;
8. Выбрать правильный ответ. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:
а) также, как в нормальных условиях;
б) быстрее, чем в нормальных условиях;
в) иначе, чем в нормальных условиях;
г) медленнее, чем в обычных условиях.
9. Выбрать правильный ответ. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
г) сложно сказать что-то определенное.
10. Выбрать правильный ответ. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:
11. Выбрать правильный ответ. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:
а) отсутствие комплекса оживления;
г) боязнь безопасных предметов.
12. Выбрать правильный ответ. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
г) отслеживание особенностей развития теорий личности.
13. Выбрать правильный ответ. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
а) неравномерность развития;
б) цикличность развития;
в) метаморфозы развития;
г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
14. Выбрать правильный ответ. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
15. Выбрать правильный ответ. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
б) с употребления местоимения «Я»;
в) с осознания собственных желаний;
г) с усвоения своего имени.
16. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
а) системы обучения;
б) общения с матерью;
в) системы социального обеспечения;
г) системы воспитания.
17. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
18. Выбрать правильный ответ. Полное понимание речи окружающих складывается:
19. Выбрать правильный ответ. Основными условиями психического развития являются:
а) применяемые технологии обучения;
б) предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними;
в) уровень развития материальной культуры;
г) применяемые технологии воспитания.
20. Выбрать правильный ответ. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:
а) неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого;
б) отсутствие чувства стыда;
в) отсутствие эмоционального сопереживания;
г) амбивалентное поведение.
21. Выбрать правильный ответ. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:
б) орудийные действия;
г) учебная деятельность.
22. Вставить пропущенные слова.
Знаковая функция сознания состоит в возникновении _замены____ одного объекта в качестве заместителя другого.
23. Дополнить предложение. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является действенное.
24. Дополнить предложение. Отличительной особенностью программы «От рождения до школы» является
25. Дополнить предложение. К критериям успешной адаптации ребенка относятся:
26. Дать определение понятию «адаптация»
27. Дать определение понятию «депривация»
28. Дополнить предложение. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода—
29. Дополнить предложение. Первой формой идентификации отношений взрослого и ребенка является
30.Перечислите факторы, определяющие успешность адаптации.
31. Перечислите условия социальной ситуации развития детей.
32. Перечислите компоненты процесса социально-психологической адаптации
33. Найти соответствие
1 Основные линии развития детей раннего возраста
А) негативизм, упрямство, строптивость, ревность
2 Симптомы кризиса трех лет
Б) знакомство с предметами и их функциями;
общение и совместная деятельность со взрослым;
освоение предметных действий;
3 Приемы торможения отрицательных эмоций
В) переключение; игры с песком, водой;
игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки)
34. Найти соответствие
1 В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались
А) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.
2 В период Средневековья, с III по XIV в
Б) условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.
3 В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)
В) большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.
34. Найти соответствие
1 Оральная стадия психосексуального развития
2 Анальная стадия психосексуального развития
Б) от рождения до 1 года
3 Фаллическая стадия психосексуального развития
В) от 1 года до 3-х лет
35. Найти соответствие
А) Учение о стадиях когнитивного развития
Б) Учение о социальной ситуации развития ребенка
В)Учение о влияние на развитие социальных факторов
36. Найти соответствие
1 Сенсомоторная стадия развития по Ж. Пиаже
А) Дети приобретают и используют
познавательные операции (мыслительные действия,
являющиеся компонентами логического мышления)
2. Дооперациональная стадия по Ж. Пиаже
Б) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.
3. Стадия конкретных операций по Ж. Пиаже
В) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.
38. Дать определение понятию «протоязык»
39. Дополнить предложение. Поведение, при котором ребенок настаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует, называется …
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
План работы учителя в межаттестационный период
Тесты по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» по теме «Банковская система РФ»
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Презентация по МДК «Маркетинг в организациях общественного питания» по теме: «Предмет, цели и функции маркетинга»
Тесты по Профессиональному модулю «Маркетинговая деятельность в организациях общественного питания»
Методическая разработка урока Моделирование 3D объектов в CAD/CAM /ADEM
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267634 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.