какое оптимальное соотношение похвалы к замечаниям для ребенка с сдвг вопрос 7
В классе ребёнок с СДВГ: что делать учителю
Ирина Лукьянова
Если ребёнок в классе часто отвлекается и отвлекает других, не может сосредоточиться на занятии, постоянно крутит что-то в руках и ему тяжело сидеть на месте, это не обязательно происходит потому, что он намеренно хочет вести себя плохо. Иногда у таких детей есть серьезная медицинская проблема: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). О том, это за расстройство, и как педагогу вести себя с такими детьми, рассказывает автор курса Яндекс.Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю» и мать ребёнка с СДВГ Ирина Лукьянова.
Как распознать СДВГ:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детстве. При таком синдроме человек слишком активен и импульсивен, ему сложно концентрироваться и удерживать внимание.
Выделяют три основные группы симптомов СДВГ:
Эти симптомы могут быть выражены по-разному: или один сильнее других или все три в равной степени. Проявляются в любой обстановке, не соответствуют возрасту и создают трудности для самого ребенка и окружающих.
СДВГ часто сочетается с расстройством аутистического спектра, расстройствами учебных навыков: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (моторной неловкостью), тиками и синдромом Туретта.
Конечно, эти симптомы не означают стопроцентного наличия у вашего ученика СДВГ, это могут быть проявления и других расстройств. Поэтому диагноз может поставить только квалифицированный врач.
Большинство учёных сегодня сходится на том, что в основном за возникновение синдрома отвечает генетика, но свой вклад вносят и неврологические нарушения. Это могут быть осложнения в период беременности и родов, сложности послеродового периода, внешние факторы (например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ). У большинства людей симптомы после подросткового возраста сглаживаются или уходят совсем. Сохраняется синдром примерно у 40 процентов людей. Им приходится учиться с ним жить.
Для детей с СДВГ учеба в школе – это вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, примерного поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителям, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это, да еще и сопутствующие расстройства вроде тика часто становятся поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.
Как создать комфортную среду для ученика с СДВГ, его одноклассников и учителя:
1. Установите дисциплину в классе
Правила поведения и пребывания в классе должны быть общими для всех учеников и максимально четкими. Это защитит ребёнка с СДВГ от претензий со стороны одноклассников, что он находится в особых условиях, и поможет ему привыкнуть к распорядку. Желательно разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много информации. Все ученики должны осознавать, какие последствия наступят за несоблюдение правил.
2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести
Это нужно сделать в первые недели вашей совместной работы. Например, отследить, сколько минут подряд такой ученик может читать текст или решать задачи до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность – это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и не сделать ничего.
3. Выясните, как привлечь его внимание
В первое время когда ученик отвлекается, попробуйте вернуть его внимание (например, договоритесь с ним о секретном сигнале: подойдите и покажите ему какой-то знак, постучите по столу, щелкните пальцами вместо громкого замечания вслух – это может значить «ты отвлекся, вернись к работе»). Иногда стоит сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием. Когда у вас появятся наработанные варианты, вам будет легче выстраивать работу дальше.
4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций
5. Помогайте разрешать возникающие конфликты
Ребёнок с СДВГ не всегда может понять, почему поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо. Ученик кого-то обидел? Объясните ему, почему человек расстроился, в чём была проблема, как можно было избежать такой ситуации. Если это случилось во время урока и отвлекло весь класс, лучше сразу разобраться в произошедшем. В любом случае нужно дать школьнику понять, что в его поведении вызывает проблемы и как с ними можно справиться.
Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:
Хвалите его даже за небольшие достижения
Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее. Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение. Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа.
Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз.
Поддерживайте его работоспособность
У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть. Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах.
Помогайте организовывать рабочий процесс
Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки.
Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:
Работа с детьми с СДВГ для учителя – это профессиональный вызов. Она требует усилий, специальных знаний и терпения. Не пытайтесь справиться с этим в одиночку – так вы сэкономите силы и здоровье. Педагогу могут помогать сотрудники администрации школы, более опытные учителя, школьный психолог, родители ребёнка.
С администрацией можно заранее обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, что делать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе. Если ребенок вышел из себя и не может успокоиться, можно позвать психолога или дежурного администратора, чтобы он отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Таким местом может быть и кабинет врача, и библиотека. Если школьник плохо себя чувствует, если у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы и сами можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь. Иногда даже простой разговор со школьным психологом, завучем и классным руководителем приносит облегчение: вы не один на один с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.
В особо сложных ситуациях попытайтесь найти приемлемый способ выразить эмоции: позвольте себе ненадолго выйти из класса, оставив открытой дверь, чтобы присматривать за происходящим, и немного подышать. Или же спокойно проговорите свои эмоции и дайте понять ученику, что он что-то сделал не так. Главное – не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценочных суждений: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо». Здесь очень помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то».
Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех. Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию. Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.
Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.
В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» Яндекс запустил бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Она подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка и как поддерживать дисциплину. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.
Соколова И. И. Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью? № 2 2016
Соколова Ирина Ивановна старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Минского областного института развития образования
Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью?
Период школьного детства — один из важнейших периодов в жизни человека, который накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Сколько радужных надежд связано у семьи с поступлением ребёнка в школу: каждый малыш хочет учиться только отлично. Однако уже в начальных классах многие дети испытывают не только трудности в обучении, но и в соблюдении правил поведения и работы в классе. Кроме того, у них возникают проблемы при общении со своими одноклассниками.
Что делать, если ребёнок постоянно находится в движении, не может спокойно играть со своими сверстниками, легко отвлекается, забывчив и невнимателен, моментально переключается на любую постороннюю мелочь и, кажется, совсем не учится на своих ошибках, действует импульсивно, не думая, что это приводит ко многим неприятным ситуациям и замечаниям в его адрес? Что кроется за этим: вариант нормы или патология?
Весь этот перечень отклонений объединяется общим названием — «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — нейропсихологическое детское расстройство, которое входит в число самых распространённых хронических состояний детей школьного возраста. Это серьёзная проблема как для медицины, так и для общества в целом, так как она связана с заболеванием и нарушением трудоспособности детей и подростков. СДВГ не относится к числу лёгких расстройств, он может стать причиной разрушительных проблем. В результате дополнительного изучения клинических случаев выявлено, что дети с СДВГ чаще бросают школу, реже заканчивают вуз, имеют меньше друзей или вообще их не имеют, учатся ниже своих способностей, бывают вовлечены в антисоциальную деятельность, употребляют алкоголь и наркотики, переживают депрессивные состояния и расстройства личности. У девочек с СДВГ чаще регистрируется беременность в подростковом возрасте. Необходимо помнить, что СДВГ — это не результат плохого семейного воспитания, а заболевание, занесённое в Международный классификатор болезней десятого пересмотра в раздел F90-F98 (Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте) под шифром F90 (Гиперкинетические расстройства).
Раннее распознавание, постановка диагноза и вовремя оказанная помощь могут направить в другое русло обучение и психосоциальное развитие детей с этим заболеванием. Однако, несмотря на его серьёзные последствия, необходимое лечение и помощь получают минимальное количество нуждающихся детей.
В Беларуси синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более пятнадцати лет назад после проведённых исследований европейскими и американскими учёными. Вначале его рассматривали только в сочетании с гиперактивным поведением, описывая двигательное беспокойство ребёнка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Изучались дети с нормальным интеллектом, так как учащиеся этой категории часто оказывались неуспевающими или относились к «проблемным» детям. В это время СДВГ рассматривался как вид задержки психического развития или вариант минимальной мозговой дисфункции (ММД). Такой подход был обусловлен тем, что причинами возникновения ММД и СДВГ являлись одни и те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга ребёнка в перинатальный период или в первые месяцы его жизни. Несколько позже специалисты сделали заключение, что синдром дефицита внимания можно наблюдать также и у детей без признаков гиперактивного поведения.
Надо заметить, что в Республике Беларусь психологическая диагностика СДВГ разработана слабо: диагноз «синдром дефицита внимания» врачи ставят детям и с интеллектуальной недостаточностью, и с психопатией, и даже больным шизофренией. Обусловлено это тем, что нарушение внимания диагностируется практически при любом виде детской психопатологии: когда нарушен ход психического развития ребёнка в той или иной форме нарушаются разные стороны внимания: концентрация, распределение, переключение, объём. При нарушении развития произвольности психических процессов, естественно, страдает и произвольное внимание. При органических повреждениях головного мозга страдает непроизвольное внимание, связанное с нарушением ориентировки в окружающем мире. Поэтому в настоящее время диагноз СДВГ ставится детям с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, в том случае, когда трудности, возникающие при их обучении, можно объяснить особенностями поведения: плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью.
Ребёнок с СДВГ может вносить в учебный процесс и в семейную жизнь разрушительную стрессовую атмосферу. К сожалению, это мало зависит от того, насколько родители и учителя пытаются сделать «всё правильно». Такие дети продолжают нарушать дисциплину в классе, забывать записывать, выполнять и приносить даже выполненные домашние задания, не соблюдать ни дома, ни в школе режимные моменты. Часто своим поведением они отличаются друг от друга. Это связано с тем, что существует несколько типов СДВГ: гиперактивность без синдрома дефицита внимания, синдром дефицита внимания без гиперактивности и самый распространённый вариант: синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.
Гиперактивные дети без синдрома дефицита внимания проявляют агрессию и эксцентричное поведение, они импульсивны и очень подвижны. Они более шумные, буйные, суматошные, безответственные и незрелые в своём поведении, чем их сверстники, поэтому они подвержены серьёзному риску возникновения агрессивного поведения, бунтарского проявления протеста, совершения антисоциальных или насильственных поступков.
В противоположность им, дети с синдром дефицита внимания без гиперактивности (в основном они невнимательны) обычно бывают тревожными, стеснительными, необщительными, не пользуются популярностью у сверстников, не делают больших успехов в спорте. Они часто сидят, «уставившись» в одну точку, или грезят на ходу и имеют низкую успеваемость в школе, часто забывчивы, недостаточно энергичны, вялы и медлительны. Эти ученики нередко теряют мысль; апатичные, сонные; в силу этого часто получают прозвища «тюфяк» или «мямля». Они менее агрессивны, импульсивны и подвижны в школе и дома, чем дети с синдромом гиперактивности, у них возникает меньше проблем в общении со сверстниками. Родители таких детей и учителя редко обращаются за помощью к специалистам, в силу чего чаще всего они остаются один на один со своими проблемами.
Наибольший процент из обследованных детей (тех, кто обратился за помощью) сочетают в себе черты невнимательности и гиперактивности. Они проявляют большинство признаков дефицита внимания: делают ошибки по невнимательности, не могут сосредоточиться на деталях, легко отвлекаются на посторонние раздражители; но в дополнение к этому они обладают чертами гиперактивности / импульсивности: беспокойно ёрзают, не зная, куда девать руки и ноги; не способны усидеть на месте; постоянно находятся в движении, перебивают других, не могут дождаться своей очереди. Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребёнок с СДВГ уже на седьмой-восьмой минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом: исполняя роль «классного шута».
Следует отметить, что все дети бывают иногда невнимательными, импульсивными или очень активными. Однако для ребёнка с СДВГ характерно тотальное проявление данных характеристик. Такое поведение является неотъемлемой частью его повседневной жизни, а не исключением. Ребёнок проявляет одни и те же качества и дома, и в школе, и в гостях, и на улице при общении со сверстниками. Более того поведение такого ребёнка среди незнакомых или большого количества людей ухудшается.
Учителя должны хорошо запомнить, что СДВГ редко проявляется в одиночку, часто ему сопутствуют следующие нарушения: тревожные расстройства, депрессивные состояния, расстройства поведения (агрессивное поведение), биполярные расстройства, синдром Туретта, тики, энурез.
Несмотря на то, что СДВГ — одно из наиболее тщательно изучаемых нарушений в школьном возрасте, точные причины этого заболевания пока ещё не установлены. Проведённые исследования говорят о скрытых биологических причинах: при проведении электроэнцефалографического обследования дети с СДВГ показывают меньшую электрическую активность мозга и меньшую реактивную способность на стимуляцию в одной или более областях головного мозга. Нейротомографические исследования также демонстрируют меньшую метаболическую активность этих же структур. Таким образом, в основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга и лобных областей коры головного мозга. У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у их сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю (И. Н. Садовникова, 1997). Это затрудняет процесс их обучения и вынуждает педагога искать способы, позволяющие помочь таким детям. На первых этапах это может быть индивидуальная, затем — групповая работа. Кроме того, СДВГ входит в число наиболее общепризнанных генетически обусловленных расстройств в психиатрии.
В результате проведённых исследований выявлены следующие причины СДВГ:
Однако на данный момент не существует какого-либо простого теста или медицинского описания физиологического состояния, которые могли бы чётко указать на то, что ребёнок страдает СДВГ. Постановка диагноза — сложный процесс, для этого нужен опытный специалист в области медицины: детский психиатр или детский психоневролог. Важно заметить, что школы не могут провести диагностику СДВГ, так как это медицинский диагноз, который выходит за рамки компетенции работников школы.
Обследование должно быть комплексным: его проводят психолог и детский психоневролог. Правильно поставленный диагноз должен включать в себя данные, представляющие различные аспекты из жизни ребёнка. Особую роль при этом играет психолого-педагогическая характеристика учащегося из того учреждения образования, где он обучается; а также информация, полученная в результате клинической беседы с членами семьи ребёнка.
Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:
Как известно, главный метод в работе психолога — это метод наблюдения. Рассмотрим основные критерии, на которые следует обратить внимание учителю и родителям ребёнка.
Диагностические критерии СДВГ.
Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении, дома, в труде и в играх); не обусловлены какими-либо психическими расстройствами; вызывают психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
А. Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум шесть должны проявляться непрерывно не менее полугода):
Б. Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум шесть должны проявляться непрерывно не менее полугода):
Следует сразу заметить, что не существует никакого быстродействующего лекарства или средства для устранения СДВГ. Однако существуют многочисленные стратегии и методы, помогающие улучшить поведение, самооценку и общее качество жизни ребёнка с СДВГ.
Эти средства вмешательства делятся на пять категорий:
Организуя образовательный процесс для ребёнка с СДВГ необходимо помнить, что при увеличении нагрузок на нервную систему, а образовательный процесс способствует этому, симптомы СДВГ могут проявляться и усиливаться, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения (Т. А. Аристова, 1998). В следствие этого, нежелательно перегружать ребёнка занятиями с репетитором, переписыванием неаккуратных работ, бесконечными работами над ошибками, длительным выполнением домашних заданий. Принимая всё это во внимание, при выборе школы родителям лучше остановить свой выбор на обычном классе, а не на классе с усложнённой программой. Получая комплексную помощь (медицинскую, педагогическую, психологическую), ребёнок быстрее адаптируется к школьной жизни, находясь в комфортных для него условиях; а при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга полностью нормализуется (Л. А. Ясюкова, 1997). В противном случае интеллектуальные и физические перегрузки только усилят симптоматику СДВГ, и ребёнок, даже обладая большим потенциалом, не сможет соответствовать школьным требованиям.
Особо следует остановиться на медикаментозном лечении. Для многих родителей сама мысль об этом кажется непереносимой: одни готовы водить ребёнка к «бабкам», другие уповают только на занятия с психологом. Однако при органических нарушениях любые, даже очень эффективные психологопедагогические методы будут работать вполсилы. Медикаменты, назначаемые психиатром, всегда бывают окружены множеством мифов и ложных утверждений, один из которых гласит, что детям назначают психотропные препараты или нейролептики. Эти препараты назначают детям очень редко в случаях тяжёлых форм шизофрении, эпилепсии и т. п. Проведённые исследования говорят о том, что наиболее существенным компонентом в лечении СДВГ являются успешно подобранные и правильно применяемые медицинские препараты.
Хотя медикаментозное лечение было признано наиболее эффективным, чем поведенческая терапия, однако комбинация этих методов приводила не только к стойким улучшениям, но и к снижению доз употребляемых медикаментов. Лекарства сами по себе не помогают ребёнку заводить дружбу и не учат его решать конфликты приемлемыми способами. Ребёнка с СДВГ необходимо обучать социальным навыкам и контролю над вспышками гнева.
Только комплексный подход приносит длительный и стойкий эффект. Медикаменты не сделают ребёнка умнее и не заставят его себя хорошо вести во всех ситуациях, но они уменьшают трудности с концентрацией внимания и помогают успешнее справляться со своими проблемами.
Одной из основных проблем ребёнка с СДВГ является отсутствие специальных программ обучения для детей данной категории. Многие родители, пройдя полное комплексное обследование и придя в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, получают только общие рекомендации для учителя и психолога об учёте индивидуальных особенностей ребёнка, который затем оказывается полностью зависим от того, как и насколько будут учтены эти индивидуальные особенности в школе и дома.
Учитывая, что самому ребёнку с СДВГ трудно структурировать своё время, на первых этапах обучения (как и на любом другом этапе, если это не было сделано раньше) родители должны помочь ему так распределить время, чтобы не было перегрузок, а школьные задания были выполнены.
Даже отдавая изрядную долю ответственности за обучение самому ребёнку, родители всё же должны контролировать выполнение им домашних заданий на протяжении всех лет обучения в школе. Недостаток понимания и помощи со стороны взрослых (родителей и учителей) может привести к проявлениям агрессивности со стороны ребёнка, к отказу выполнять учебные задания или к выполнению их только под страхом наказания. Необходимо заметить, что занятия ребёнка с гиперответственным родителем, которому хочется добиться идеального выполнения им домашних заданий, может привести к снижению мотивации, агрессивным вспышкам и, как следствие, конфликтам в семье.
Коррекция детей с СДВГ должна включать упражнения на развитие произвольности и самоконтроля, элиминации импульсивности, дыхательные, глазодвигательные упражнения и др. (А. Л. Сиротюк, 2001; Л. С Сиротюк, 2000). Часть упражнений можно выполнять на занятиях с психологом, часть — на уроке со всем классом, часть — дома. Важно отметить, что на начальных этапах обучения у таких детей отсутствует учебная мотивация, поскольку мотивационный уровень обучения обеспечивается лобными долями коры головного мозга, которые формируются у детей этой категории позже, чем у их сверстников. Поэтому одним из важнейших направлений работы с учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.
Необходимо помнить, что меры педагогического воздействия будут эффективны только при систематическом их применении. Единичные мероприятия, даже с участием медицинских специалистов, педагогов, родителей и психологов, не приведут к ожидаемому результату, так как детям с СДВГ трудно самим структурировать время и пространство, они должны знать, что на каждое их действие следует определённое педагогическое воздействие. Причём для ощущения безопасности ребёнок должен быть уверен, что данное воздействие не зависит от настроения родителей, психолога, учителя, а является постоянным правилом.
Для коррекции поведения ребёнка с СДВГ родители должны соблюдать следующие правила:
Для предупреждения переутомления необходимо выполнять следующие правила:
Помощь ребёнку в обучении и выполнении домашних заданий:
Если ребёнок с СДВГ имел индивидуальное сопровождение в воспитании и обучении в дошкольный период (а таким детям противопоказано посещение учреждений дошкольного образования) и в начальных классах, то к 10–11 годам происходит устойчивая нормализация работы мозга, и далее он может учиться в том же режиме, что и его сверстники.
Дети с СДВГ не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу.
Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях — «острых ощущениях». Именно поэтому в детстве они могут часами смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, но не в состоянии 45 минут делать грамматические упражнения или слушать объяснения учителя. Им нужен постоянный эмоциональный «допинг», поэтому подростками они чаще всего увлекаются рискованными видами спорта или придумывают себе опасные забавы.
Процесс коррекционно-развивающего обучения детей с СДВГ состоит из нескольких блоков, каждый из которых, будучи связанным с другими, имеет свою наиболее значимую для данного направления цель. Основные задачи учителя или педагога-психолога на специальных занятиях — создать условия для формирования у учащихся мотивационной обусловленности обучения; развивать объём восприятия, характеристики внимания, памяти, мышления и др.; для осуществления постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю: самостоятельному анализу учебного материала, процессу произвольного выполнения учебных заданий и самоанализу допущенных ошибок; снижения уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижения уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность и на процесс освоения грамотного письма.
Таким образом, работа по обучению школьников с СДВГ имеет несколько направлений, однако деление на блоки носит условный характер, поскольку в конкретных видах заданий все они являются взаимосвязанными. Например, формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения и снижение негативных эмоциональных переживаний — необходимое основание реализации содержания остальных блоков работы педагога.
Следует отметить, что без индивидуализации обучения (Л. В. Занков, М. В. Зверев, 1973; А. А. Кирсанов, 1963; Г. Б. Монина, 2004) невозможно эффективное формирование учебных навыков. По мнению И. С. Якиманской (1966), образовательная программа должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В процессе работы всякий педагог стремится, учитывая особенности ребёнка с СДВГ, создать самые благоприятные условия для его обучения. Однако это далеко не всегда приводит к глубокой личностной включённости ученика, поскольку инициатива исходит от учителя. Кроме того, в условиях классно-урочной системы учитель не всегда может уделять индивидуальное внимание столько, сколько необходимо ребёнку с СДВГ. В этом случае усилия учителя должны быть направлены на создание условий для «самоиндивидуализации» ученика, на выявление каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции (И. С. Якиманская, 1999). Таким образом, специфика обучения учащихся с СДВГ заключается в реализации таких принципов, как комплексность, системность, поэтапность, при осуществлении индивидуализации.
Истинная индивидуализация предполагает при выборе конкретных мер педагогического воздействия учителем на каждого конкретного ученика учёт не только индивидуальных особенностей самого ученика, но и учёт индивидуальных возможностей самого учителя. Кроме того, большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель: профилактическая помощь ребёнку или коррекция уже имеющихся затруднений.
Рекомендации для учителя
Рекомендации для организации внимания ученика с СДВГ на уроке: