какое определение соответствует понятию унитарное государство
Какое определение соответствует понятию унитарное государство
1) административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.
2) единое гражданство
3) единая структура гос. аппарата
4) единая система законодательства
5) единая система налогов и сборов.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает государство, а не территория.
Палаты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).
По степени централизации унитарные государства делятся на: децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)
В относительно децентрализованных унитарных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер.
В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)
Что такое унитарное государство — примеры и признаки
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями государственной власти — центральной и региональной.
Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.
Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.
Унитарное государство — это.
Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.
Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.
Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.
Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.
Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.
Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.
В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.
Признаки унитарной страны
В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:
В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).
Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.
При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.
Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.
Примеры унитарных государств
На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):
Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:
Факторы образования унитарного государства
На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:
Виды унитарных стран
Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:
Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).
Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.
Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).
Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.
Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:
Заключение
Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.
Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Здесь все достаточно условно, к примеру, Крым в составе Украины находился в статусе автономной республики со своей конституцией, плюс в конституции Украины есть положение об изменении границ этого государства, иными словами, будучи унитарным, оно имеет некоторые признаки свойственные федерации. В России же, напротив, существует полный запрет на выход из состава федерации, что свойственно унитарным государствам.
Да если народы захотят самоопределиться, то никакие унитарные системы этому не помешают, весь вопрос лишь в том, будет этот процесс мирным или перерастет в гражданскую войну, как в Югославии.
Относительно недавно проходил референдум о самостоятельности Шотландии, в отличии от Каталонии, шотландский референдум был одобрен самой королевой, так что, в этом случае всё прошло мирно, как и должно быть в демократической стране.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
унитарное государство — Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Унитаризм … Юридический словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь
Унитарное государство — (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права
Унитарное государство — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия
Теории возникновения государства
Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.
Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.
Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.
Общие понятия
Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.
Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:
Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.
По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.
Унитарная форма
До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.
Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».
Причины формирования
Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.
Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.
Главные признаки
Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:
Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.
Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.
Основные виды
Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:
Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.
Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).
Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).
География стран
УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:
Название | Географические особенности |
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу | Пересекаются экватором |
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь | Находятся в Европе |
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам | Азиатские страны |
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер | Страны Африканского континента |
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия | Северная и Южная Америка |
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити | Островные страны |
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия | Не сообщающиеся с Мировым океаном |
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея | Омываются водами Тихого океана |
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш | Имеют выход к Индийскому океану |
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия | Лежат на побережье Атлантического океана |
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль | Выходят на берега двух океанов |
На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.
Федеративное устройство
Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:
Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.
По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:
В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.
Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.
На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.
Заключительный тест
1. Какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «государство»:
а) все, окружающее государя (высшего правителя)
б) форма организации общества, основной институт политической системы
в) единственный собственник всех средств производства
2. Основными признаками государства являются:
а) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих власть в стране
б) определенная территория, имеющая свое название, население и т. д.
в) система законов, принятых государством
г) определенная территория, на которой действуют данные органы, учреждения и законы
д) определенная территория, на которой распространена та или иная денежная единица
Выберите правильный вариант из возможных сочетаний ответов:
1. а б в
2. б г д
3. а в г
4. б в д
3. Какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «унитарное государство»:
а) государство, части которого объединены одной религией и одними культурными традициями
б) государство, состоящее из единиц, не имеющих своих конституций, законов и правительств; в них назначаются управители, которые формируют местные органы управления
в) государство, в названии которого есть слово «союз»
4. В самом широком смысле слова власть представляет собой:
а) легитимное и институциональное использование силы
б) право влиять на других, основанное на знании, особых достижениях, явном превосходстве
в) способность индивида или группы контролировать, манипулировать или влиять на других людей (на их мысли и поведение)
г) право делать что то от имени государства
д) искусство жить вместе
5. К основным признакам правового государства относятся:
а) сильная армия
б) верховенство закона
в) обилие законов, регламентирующих мельчайшие акты человеческой деятельности
г) развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм их реализации и защиты
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
е) преобладание права над моралью в общественной жизни
ж) суровость наказаний за преступления
з) сильная судебная власть
и) единство прокуратуры и адвокатуры
Выберите правильный вариант из возможных сочетаний ответов:
1. а б ж з
2. б г д з
3. в е з и
4. в г ж и
5. Все ответы правильны.
6. Формирование гражданского общества и правового государства в России требует:
а) запрета «непримиримой оппозиции», в частности коммунистической партии
б) окончательного разгосударствления собственности
в) упразднения поста президента и перехода к парламентской республике
г) создание многопартийной политической системы с мощной оппозицией
д) формирование и развитие многоукладной экономики
Выберите правильный вариант из возможных сочетаний ответов:
1. а б в
2. б в г
3. в гд
4. а в д
5. а б
6. б в
7. в г
8. г д
9. Все ответы правильны.
7. В правовом государстве закон верховенствует:
а) над гражданами и организациями
б) над государством и его органами
в) в равной мере над гражданами, организациями и государством
8. Верховенство закона выражается, в частности, в том, что он:
а) определяет цели деятельности человека
б) определяет пространство деятельности человека, его официальные возможности
в) обеспечивает здоровый моральный климат в обществе
а) средство осуществления власти
б) основной закон государства
в) договор между государством и гражданами страны
г) признак любого государства
10. В соответствии с Конституцией РФ допускается:
а) однопартийность
б)двухпартийность
в) многопартийность
11. Государственную власть в России осуществляют:
а) Генеральный прокурор РФ
б) Президент РФ
в) Центральный банк РФ
г) Федеральное Собрание
д) Демократическая партия России
е) Правительство РФ
ж) Федерация товаропроизводителей России
з) аппарат Президента РФ;
и) суды РФ.
Выберите правильный вариант из возможных сочетаний ответов:
1. а б з и
2. б г е и
3. в г д ж
4. в е ж з
5. Все ответы правильные.
12. Главный вопрос политики:
а) как применять силу
б) вопрос общественного порядка
в) вопрос государственной власти, ее завоевания, удержания и использования
г) отношения между членами правящего класса
д) достижение социальной справедливости
е) эффективное управление экономикой
13. Равенство подразумевает, что все люди:
а) обладают одинаковыми правами
б) несут равную ответственность перед законом
в) должны иметь одинаковые возможности для удовлетворения своих потребностей
14. Политический строй, характеризующийся режимом личной власти, называется:
а) самодержавие
б) президентская республика
в) авторитаризм
г) культ личности
15. Политический режим, при котором власть находятся в руках народа и осуществляется им самим, именуется:
а) конституционная монархия
б) парламентская республика
в) демократия
г) анархия
16. Участие граждан в решении государственных вопросов через выборные органы является отличительным признаком:
а) взаимной ответственности государства и личности
б) прямой демократии
в) гражданского общества
17. Закончите предложение, выбрав один из трех вариантов: «В Российской Федерации органы местного самоуправления. »:
а) не входят в систему органов государственной власти
б) входят в систему органов государственной власти
в) могут входить в систему органов государственной власти, если это предусмотрено Конституцией или уставом субъекта Федерации
18. К субъектам Российской Федерации относятся:
а) республики
б) края
в) области
г) автономная область
д) автономные округа
е) города федерального значения
ж) все вышеперечисленные
19. К политическим правам и свободам человека в гражданина Российской Федерации относятся:
а) право на свободу передвижения
б) право на свободу убеждений
в) право на собственность
г) право на досуг и отдых
20. Закончите предложение, выбрав один из трех вариантов: «Суть разделения властей состоит в том, что. »:
21. Разделение властей при демократии имеет целью:
а) повысить эффективность работы правительства
б) предотвратить возможность сосредоточения власти в руках отдельной личности или группы лиц
в) упростить процесс принятия законов
г) сделать центральную власть более сильной, чем местная
д) облегчить наблюдение за соблюдением законов
22. Согласно Конституции, высшим органом законодательной власти в нашей стране является:
а) Правительство Российской Федерации
б) Федеральное Собрание Российской Федерации
в) Конституционный Суд Российской Федерации
г) Президент Российской Федераций
23. К полномочиям Совета Федерации относится:
а) принятие решения о возможности использования вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории РФ
б) решение вопроса о доверии Правительству
в) назначение выборов в Государственную Думу, референдумов и т. д.
24. К полномочиям Государственной Думы относится:
а) обеспечение безопасности страны
б) осуществление управления федеральной собственностью
в) утверждение предложенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства
25. Исполнительная власть в РФ принадлежит:
а) Правительству Российской Федерации
б) Президенту Российской Федерации
в) Верховному Суду Российской Федерации
г) Федеральному Собранию Российской Федерации
26. К задачам Правительства Российской Федерации относится:
а) забота о финансах страны
б) утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения
в) назначение и отстранения от должности председателя Центрального банка РФ
27. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом России по.
а) разрешению экономических споров
б) разрешению дел о соответствии законов Конституции РФ
в) гражданским, уголовным, административным и иным делам общей юрисдикции
28. Кто является Верховным главнокомандующим вооруженных сил РФ?
а) министр обороны
б) начальник Генерального штаба
в) Президент РФ
а) входит в законодательную ветвь власти
б) входит в исполнительную ветвь власти
в) входит в судебную ветвь власти
г) не входит ни в одну из ветвей власти, но обеспечивает взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти
30. Отлагательное вето, то есть право на возвращение закона для повторного обсуждения в Парламент, принадлежит в Российской Федерации:
а) Президенту РФ
б) Председателю Правительства
в) Генеральному прокурору РФ
г) Председателю Конституционного Суда РФ
д) министру юстиции РФ
31. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется:
а) консилиумом
б) всероссийским советом
в) референдумом
32. Путем референдума в РФ нельзя решать:
а) вопрос о помиловании
б) вопрос о принятии Конституции
в) вопрос о пересмотре действующего закона
1. Правильный ответ: (б)
17. Правильный ответ: (а)
2. Правильное сочетание ответов:
18. Правильный ответ: (ж)
3. Правильный ответ: (б)
19. Правильный ответ: (б)
4. Правильный ответ: (в)
20. Правильный ответ: (б)
5. Правильное сочетание ответов: (2)
21. Правильный ответ: (б)
6. Правильное сочетание ответов: (7)
22. Правильный ответ: (б)
7. Правильный ответ: (в)
23. Правильный ответ: (а)
8. Правильный ответ: (б)
24. Правильный ответ: (в)
9. Правильный ответ: (б)
25. Правильный ответ: (а)
10. Правильный ответ: (в)
26. Правильный ответ: (а)
11. Правильное сочетание ответов: (2)
27. Правильный ответ: (б)
12. Правильный ответ: (в)
28. Правильный ответ: (в)
13. Правильный ответ: (б)
29. Правильный ответ: (г)
14. Правильный ответ: (в)
30. Правильный ответ: (а)
15. Правильный ответ: (в)
31. Правильный ответ:(в)
16. Правильный ответ: (в)
32. Правильный ответ:(а)