какое определение общества наиболее полно и корректно общество это то же что и государство

Тест по социологии

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Кого можно считать основателем социологии?
1. М. Вебер
2. Платон
3. Э. Дюркгейм
4. О. Конт
5. Аристотель

2. Какое определение социологии более точное?
1. Социология – наука об обществе
2. Социология изучает поведение людей
3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью
4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами
5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…
1.О.Конт
2. Г. Спенсер
3. М.Вебер
4. Э. Дюркгейм
5. Т. Парсонс

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?
1. Г. Спенсер
2. М. Вебер
3. В. Паретто
4. К. Маркс
5. Т. Парсонс

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?
1. Социальная группа
2. Гражданское общество
3. Социальный институт
4. Социальная общность.
5. Трудовой коллектив

6. Какое определение общества наиболее полно и корректно?
1. Общество – это то же, что и государство
2. Общество всегда совпадает с территорией определенной страны,
поэтому основной признак – это географические границы
3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура»
4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру
5. Общество – самая крупная группа людей

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?
1. Массовое общество
2. Индустриальное общество
3. Постиндустриальное общество
4. Постмодерное общество
5. Традиционное общество

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?
1. Дифференциация и интеграция
2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности
3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции
адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца
4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны
5. Всевозрастающая рационализация общества

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?
1. Аграрное общество
2. Традиционное общество
3.Общество охотников и собирателей
4. Индустриальное общество
5. Индустриальное и постиндустриальное общество

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?
1. Модернизация
2. Индустриализация
3. Информатизация
4. Глобализация
5. Интеграция

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:
1. Описание методы обработки и анализа данных
2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных
4. Организационный план исследования
5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов

12. Что такое объект социологического исследования?
1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели
2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования
3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению
4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу
5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. Опрос
2.Наблюдение
3. Эксперимент
4. Социометрический тест
5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:
1. Теоретическая интерпретация понятий
2. Эмпирическая интерпретация понятий
3. Операционализация понятий
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных
5. Системный анализ объекта исследования

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
1. Предположение о свойствах изучаемых объектах
2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации
3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления
4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности
5. Социальное противоречие, требующее разрешения

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?
1. Количество участников
2. Степень формализации статусов и ролей
3. Длительность существования
4. Тесные межличностные контакты, близость участников и взаимодействия
5. Наличие системы контроля

17. Что такое конформизм?
1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос
2. Поведение, контролируемое посредством группового давления
3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера
4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений
5. Вид группового мышления

18. Примером квазигруппы будет…
1.Толпа
2. Студенческая группа
3. Семья
4. Дружеская тусовка
5. Трудовой коллектив

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…
1. Социализация
2. Идентификация
3. Институционализация
4. Приспособление
5. Ассимиляция

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?
1. Семья
2. Школа
3. Воспитатели
4. Трудовой коллектив
5. Сверстники

21. Вторичная социализация включает в себя…
1. Профессиональную социализацию
2. Воспитание в школе
3. Воспитание в семье
4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей

22. Социальный статус – это…
1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе
2. Определенная позиция в социальном пространстве
3. Устойчивая связь элементов в социальной системе
4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия
5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?
1.Мужчина
2. Афроамериканец
3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры
4. Муж
5. Пожилой человек

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.
1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход
2. Образование, профессия, доход, престиж
3. Профессия, национальность, доход
4. Профессия, доход, половозрастные характеристики
5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества
1. Стратификация
2. Социализация
3. Социальная мобильность
4. Маргинальность
5. Социальный класс

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:
1. Это получение человеком новой профессии
2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения
3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития
4. Это изменение условий жизни индивидов
5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или
горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.
1. Социальные действия
2. Социальная общность
3. Социальные отношения
4. Социальные институты
5. Социальная организация

28. Что такое девиантное поведение?
1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей
2. Система взаимообусловленных социальных действий
3. Поведение, ориентируемое на действия других людей
4. Поведение, которое характеризует лидера в группе
5. Поведение, направленное на социальные изменения

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это
1. Социальный институт
2. Социальная общность
3. Формальная группа
4. Организация
5. Институт социализации

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?
1. Социализация
2. Организация
3 Институционализация
4. Модернизация
5. Стратификация

Источник

Общество в широком и узком смыслах

какое определение общества наиболее полно и корректно общество это то же что и государство

Что такое общество?

В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.

Общество в узком смысле слова

Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение

Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе

Этап исторического развития человечества

Спортивное, поэтическое общество и т. д.

Российское, испанское, чилийское общество и т. д.

Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д.

Признаки и функции общества

Давайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть:

целостно — все элементы в нем едины;

социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;

стабильно — его состояние устойчиво;

автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;

способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.

Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:

Люди производят материальные блага и услуги

Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок

Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род

Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение

Продукты труда люди распределяют между собой

Какими бывают общества?

Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.

По управлению и социальному расслоению

По уровню общего развития

По уровню технологического развития

Дописьменные и письменные

Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои)

Закрытые и открытые

Развитые, развивающееся, отсталые

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное

Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.

Проверь себя

Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.

Задание 1

Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?

Задание 2

Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.

Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги.

Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.

По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.

Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.

По одному из определений общество — это этап развития человечества.

У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.

Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.

Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.

В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.

Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.

Задание 3

Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.

Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на ЕГЭ и ОГЭ есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания ОГЭ и ЕГЭ.

Источник

Социология: конспект лекций.

1. Понятие общества.

Системный подход к анализу общества.

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Источник

Общество

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».

Современное общество

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *