какое определение наиболее верно характеризует статус беспризорного несовершеннолетнего
Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
В современных условиях в связи с ухудшением социально-экономической, политической обстановки в России значительно возросло число детей, которые до последнего времени пребывают, как бы в статусе «ничейных». По разным оценкам, в России насчитывается от 150 тыс. до 5 млн. беспризорных и безнадзорных детей. Часто они «живут» под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Родительская семья не только не выполнила по отношению к ним своих функций, но и стала фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу для его психофизического здоровья, интеллектуального и нравственного развития.
В настоящее время в Федеральном законе РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается современное определение понятий «беспризорность», «безнадзорность»:
Современными исследователями безнадзорность определяется как «вариант девиантного поведения подростков и результат социально-психологической дезадаптации личности. Это поведение, которое препятствует включению в общество, усвоению общественных норм, правил поведения» (А.Л. Арефьев, 2003, с.61).
По определению О.А. Селивановой, «безнадзорность можно рассматривать как модель поведения, избранную подростком в результате осознанного отказа от не устраивающей его ситуации в семье или в социальном учреждении» (2004, с.56).
Российская юридическая энциклопедия объясняет «беспризорность» как особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся: а) отсутствием постоянного места жительства, жилья для проживания (бездомностью); б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.; в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений); г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой) (1999, с.254).
К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, A.M. Нечаева относит:
– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
– проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
– добывание средств к существованию способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и др.);
– подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
«Определить сроки трансформации безнадзорности в беспризорность практически невозможно, но несомненно, что безнадзорность является этапом социализации, благоприятной для возникновения беспризорности» (А.М. Нечаева, 2001, с.57-65).
Выбор «бездомной» жизни обусловлен рядом причин:
– Выбор бездомной жизни обусловлен еще и представлениями подростков о жизни. Их поведение выражено в потребности пережить новый эмоционально насыщенный опыт, качественно отличный от ранее переживаемого в основных институтах социализации. Улица воспринимается ими как пространство свободы, которое открывает путь в неопределенную независимость. Улица притягивает тем, что позволяет избегать педагогически контролирующих инстанций и санкций.
– К бродяжничеству склоняются дети и подростки, которые испытывают значительные социально-психологические нагрузки. К их числу необходимо отнести социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве, опосредованно действующую на детей через конкретную семью: это закрытие предприятий, массовая безработица, миграция, реформирование социальной сферы, внутрисемейные конфликты и многое другое. Ценности и нормы в этих семьях перестают быть устойчивыми и в результате не являются более ясными указаниями должного поведения или теряют свою значимость для подростка.
– Многие учителя, психологи, социальные педагоги главной причиной беспризорности считают неуспехи ребенка в настоящем или будущем. В качестве важнейших причин выделяют их неуспешность в учебе, провоцирующие уходы с уроков, длительные пропуски занятий в школе.
– Другой причиной, приводящей детей к беспризорности, специалисты считают нахождение ребенка в атмосфере враждебности и развитие его в условиях, противоречащих требованиям общества, когда ребенок считает, что его не ценят, что он ничего не значит, что его не замечают. Систематическое унижение личностного достоинства тяжело переживается ребенком, изменяя его поведение и личность в целом.
Групповые нормы поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков большей частью не фиксируются в каком-либо определенном виде: это просто обычные реакции на стандартные ситуации, которые в данной группе достаточно общеприняты. В любой группе важно именно то, что считается само собой разумеющимся, что молчаливо и бессознательно принимается всеми. Это и опасно, потому что под такую категорию само собой разумеющихся поступков могут подпадать и мелкие кражи, и сквернословие, и хулиганские выходки в общественных местах. Групповая мораль подобного типа тесно связана с низким уровнем правового и нравственного сознания. Происходит деформация многих моральных понятий, и это становится психологическим оправданием противоправных поступков.
А. Адлер отмечает (1991), что предоставленные сами себе, подростки забрасывают учебу, отдают все время уличным компаниям, бесцельному времяпрепровождению, приобретают опыт правонарушений. Этих детей обычно отталкивает от себя и школа. Интернатные учреждения обычно не берут под свою крышу детей, родители которых не лишены родительских прав, даже если пребывание ребенка в семье противоестественно и представляет угрозу для его выживания и развития. Жизнь ребенка на улице оборачивается тяжелейшими последствиями для его психологического и физического развития. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психологическое здоровье подорвано. Многие, сбежав от жестокого обращения в семье, попадают в руки взрослых, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, приобщают к проституции. Все это деформирует психофизическое, личностное развитие детей.
З.В. Буркова (1997) описывает безнадзорных и беспризорных подростков, исходя из опыта работы в социальном приюте (гостиной). Она отмечает, что подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, то есть были жертвами домашнего насилия, однако часть детей школьного, особенно подросткового возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Часто в приют поступают дети, которые в течение длительного времени подвергались жестокому обращению, у которых произошли серьезные изменения в психике личности, в том числе и мотивационно-потребностной сфере. Часть детей, поступают в приют вскоре после совершения насилия, например, после изнасилования, имеют тяжелые психические последствия, которые проявляются в острой, кризисной форме. У ребенка происходят нарушения нормального функционирования, особенно в первое время после события.
Исследования А.Н. Майорова (2001) показывают, что для многих безнадзорных и беспризорных детей характерна деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях, и, главное с повышением личностной значимости последних. Об этом же говорят и исследования М.И. Рожкова и М.А. Ковальчук (2003). Они выделяют применительно к особенностям личности безнадзорных и беспризорных детей, следующие характеристики: а) отрицательная оценка подростком семьи, школы, производственного коллектива, б) положительная оценка неформального коллектива, в который он включается.
Таким образом, личность безнадзорного ребенка развивается в условиях депривации семейных связей и повышенной роли сверстников в системе социальных взаимоотношений. Группа сверстников постепенно становиться для безнадзорного ребенка референтной, а транслируемые ей нормы и ценности принимаются им как личные.
У безнадзорных детей, вследствие семейного неблагополучия, наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии, отсутствует правильная нравственная оценка окружающей действительности, не воспитаны необходимые гигиенические и трудовые навыки. Они, как правило, уклоняются от выполнения любого дела, требующего даже минимальной затраты сил, склонны к бродяжничеству, имеют немало вредных привычек, от которых отказываются с трудом. Интересы их неустойчивы, они не умеют доводить начатое дело до конца.
Ф.А. Мустаева (2002) отмечает, что в эмоционально-волевой сфере безнадзорных подростков, фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность и даже грубость, лживость, несамокритичность. Об этом же пишет В.В. Терехина: «Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних, имеющих продолжительный опыт безнадзорности. Речь здесь идет не о возрастных особенностях, которые присущи основной массе подростков вообще, а о деформациях в морально-эмоциональной сфере» (2002, с.19).
Как отмечает А. В. Гоголева (2004), у безнадзорных и беспризорных детей и подростков очень специфичны самооценка и ценностные ориентации. Самооценка их редко бывает адекватной, часто она завышена или же наоборот занижена, это связано с отсутствием «зеркала», коим для ребенка является семья. Отражение, которое получает безнадзорный ребенок, в оценках и действиях окружающих зачастую оказывается искаженным, что затрудняет адекватную самооценку. Среди значимых ценностей они выделяют, в основном, ценности материального характера, а также возможность развлечения, получения удовольствия.
Говоря об особенностях развития личности безнадзорного, А.В. Гоголева (2004) подчеркивает, что их отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка и др.) Специалисты отмечают также, что безнадзорных отличает выносливость, точность восприятии, смелость, активность, солидарность в групповых действиях, то есть то, что необходимо для самостоятельного выживания.
Для безнадзорного ребенка, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов, дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. При этом несовершеннолетний безнадзорный теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения (Л.Т. Дулинова, А.Л. Маршак, Е.И. Холостова, 2000).
В ходе наблюдения, проведенного И.Ю. Тархановой (2004), было отмечено, что большинство подростков, характеризующихся длительным периодом безнадзорности, имеют неаккуратный внешний вид, небрежны в одежде, характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, замкнуты, склонны к агрессии. Результаты беседы показали, что большинство подростков, относящихся к категории безнадзорных, среди личностных ценностей выделяют ценности преимущественно материального характера, а также независимости от взрослых, родственные отношения как ценность выделяют немногие. У большинства опрошенных выявляется неадекватное понимание свободы как безнаказанности, стремление поскорее стать самостоятельным и освободиться из-под опеки взрослых (инспекторов и педагогов школ).
Изучение личных дел дало возможность И.Ю. Тархановой (2004) проанализировать семейно-бытовую сферу безнадзорных детей и подростков. По ее данным большинство детей и подростков, оказавшихся в социально опасной ситуации безнадзорности, имеют неблагополучную семью, практически все семьи можно отнести к группе риска вследствие различных причин: материальных трудностей, антисоциального поведения родителей, недостатка времени у родителей, интолерантности семейных взаимоотношений.
Эти данные подтверждают положение о том, что одной из основных причин безнадзорности является семейное неблагополучие.
В целом таковы основные психологические особенности личности и социальной направленности безнадзорных и беспризорных детей, описываемые в научной и методической литературе.
Понятия безнадзорности и беспризорности. Причины возникновения
Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
К безнадзорным относятся дети и подростки:
— потерявшие семейные и родственные связи;
— брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обесцечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними;
— убежавшие из интернатных учреждений;
— выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию;
— занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством;
— совершающие мелкое воровство;
— получившие отсрочку отбывания наказания;
— являющиеся жертвами сексуальных преступлений;
К отличительным признакам беспризорности относятся:
— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
— обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
— добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными;
— подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами».
Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.
Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Среди бродяжничающих, беспризорных подростков, в зависимости от срока их пребывания в уличной среде, выделяют три уровня.
Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство.
К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению.
Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.
В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентации, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения.
Медицинское обследование беспризорных и безнадзорных детей показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Дети по нескольку лет не бывают на приеме у врача, а поскольку зачастую они не посещают детские дошкольные учреждения и школы, то полностью лишены какого-либо медицинского наблюдения. Здесь могут быть отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенного поведения.
Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус. Большинство беспризорных и безнадзорных детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям.
У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны ситуации, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием; стремление его избежать. Они привыкли к различным асоциальным формам жизнедеятельности: жизнь в подвалах, на чердаках и помойках, попрошайничество, воровство, бродяжничество.
Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:
К социально-экономическим относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания.
Политическая ситуация во многих регионах напряжена. К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и т. д.
Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей. Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.
Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками.
Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате без одного родителя остаются около 1300 детей. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих.
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:
1) социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
2) медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3) социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
4) социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.
Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска.
При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.
Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т. д.). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.
Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью.
В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.