какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Образцы тестовых заданий

Предмет философии

1. Предметом философии является:

1) человек и его место в мире;

2) природа и ее законы;

3) общественно-исторические процессы;

4) универсальные законы и принципы.

2. Философия может быть определена как:

1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на мес­то человека в нем;

3) совокупность нравственных учений и норм;

4) система религиозных учений о мире и человеке.

3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?

1) материя — то, из чего все состоит;

2) материя — объективная реальность, существующая независи­мо от сознания;

3) материя — основная субстанция, первоматерия;

4) материя — комплекс «моих ощущений».

4. Онтология — это философское учение:

2) о ценностях мира;

3) о происхождении Вселенной;

4) о доказательствах.

5. Гносеология — это философское учение:

2) о непознаваемости бытия;

4) раннего христианства.

6. Метафизика — это:

7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской кате­гории:

1) элементарная частица;

8. Чем отличается философия от мифологии и религии?

1) учением об авторитетах;

2) рационально-теоретическим представлением о мире;

3) образностью представлений;

4) учением о сверхъестественном.

9. Укажите философское определение «природы»:

1) природа — это географическая среда;

2) природа — это вся Вселенная;

3) природа — это материя;

4) природа — это биосфера Земли.

10. Материалистическая точка зрения:

1) сознание свойство высокоорганизованной материи;

2) сознание свойство всей материи;

3) сознание материально;

4) сознание человека — проявление мирового духа.

11. Выделите метод познания, который относится только к теорети­ческому уровню:

12. Выделите метод познания, который применяется только на эм­пирическом уровне:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

13. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?

1) цель оправдывает средства;

2) основа мира — это число и гармония;

3) материя и сознание — две основы бытия;

4) наши знания — гипотезы и таковыми останутся.

Ответы

1. Термин «философия» означает:

2) компетентное мнение;

3) профессиональную деятельность;

4) любовь к мудрости.

2. Греческое слово «филео» означает любовь:

3. Что является источником философского знания, со­гласно Сократу?

1) процесс познания мира;

2) жизнь человека в обществе;

3) знание о неизбежности смерти;

4) постоянная духовная неудовлетворенность.

4. В развитии философии нет:

2) научных достижений;

3) ценностной составляющей;

5. Философские решения не могут быть:

6. Ответы на философские вопросы ищут в:

Источник

Материя (философия)

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Содержание

История понятия

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности. [3]

По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе. [4]

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует. [5]

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». [6]

Атрибуты и свойства материи

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. [7]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

Универсальными свойствами материи являются:

Универсальные законы существования и развития материи:

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [8]

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Источник

Материя, бытие, сущность

Всеобщими формами бытия (в смысле существования, движения – А.З.) материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Универсальное свойство материи – детерминированность (причинно-следственная связь – А.З.) всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий» (Философский энциклопедический словарь, 1989 год).

С этой точки зрения бытие существует только тогда, когда есть ощущение, сознание, мысль, идея. Разумеется, что обозначенная философская позиция в своей крайности отрицает материальный мир как объективную реальность. Каждому философу ясно и понятно, что в этом состоит суть субъективного идеализма. Ни один из современных философов-материалистов не унизит себя даже критикой указанной концепции, поскольку она однозначно преодолена развитием философской науки. Однако, в данном случае, речь идёт не о простом отрицании субъективным бытием материи и её сущности, а об отрицании такого отрицания.

Конечно, указанное бытие отрицает сущность, но и сущность отрицает бытие как своё отрицание. В результате двойного отрицания (созидания) сущность снимает (включает в себя), отрицающее её бытие, сохраняя при этом себя как сущность. Беркли и Г.Гегель останавливаются на одном отрицании. По этой причине сущность у Гегеля по отношению к бытию превращается в «ничто» и развивается от «ничто» к «ничто». По этому поводу В.И. Ленин выразил сомнение, заметив, что «пожалуй, это не так». Таким образом, сущность является и в моём, и в нашем бытии как субъективно-объективный феномен. На этом примере мы видим осуществление перехода противоположностей – субъективного идеализма в фундаментальный материализм.

С этим новым знанием, уже не опасаясь возможной критики со стороны философов – представителей материалистического учения о мире, вернёмся вновь к «нашему» бытию. Сущность, понимаемая здесь как объективная реальность, одинаково существенно (значимо) проявляется в содержании и форме бытия. Иными словами, сущность проявляется в социальном бытии, будучи в себе самой, как объективная реальность и её собственное отражение (рефлексия). Такое пояснение категории «бытие» ничуть не противоречит материализму, но и, даже, может способствовать дальнейшему развитию материалистической диалектики.

Таким образом, бытие есть, пока есть сознательная жизнь. Бытия нет, если жизни нет. При этом, мы понимаем, что сущность как материя и объективная реальность есть всегда, и тогда тоже, когда более не даётся нам в ощущениях. Пора уточнить позиции. Бытие есть и его нет, потому что его может не быть. Оно едино во множестве. Материя – единое, что есть всегда. Сущность – едина во множестве и есть всегда, даже если не всегда даётся нам в ощущениях, то есть, в неопосредствованном знании. Сущность (в изначально материалистическом понимании) – это материя в движении, во множестве его форм.

Сущность, по Г.Гегелю, становится материей благодаря форме, находясь в форме, то есть, будучи оформленной. Материя в его учении – это оформленная сущность. Сущность в материализме материальна по понятию, а в диалектике Гегеля, она оформляется в материю путём развития рефлексии (отражения) в форму. Никаких других разногласий с Гегелем по поводу сущности у материалистов нет. Сущность содержится внутри бытия лишь потому, что бытие находится внутри сущности. Бытие и сущность как моменты являются противоположностями, тесно взаимодействуют и переходят друг в друга, составляя единое понятие – бытие-сущность (курсив мой – А.З.).

Не исключено, что в философском словаре допущена неточность. Поскольку речь идёт о понятии «материя», то понятие «форма» должно быть истолковано как форма движения материи, а понятие «материя», кроме субстанции, неизбежно подразумевает движение, которое заключается в нём, в самом понятии. Только с этим уточнением мы можем говорить о том, что содержание включает «форму» и «материю» как снятые моменты. В таком случае мы можем определить содержание другим понятием: «материя в движении». Вот сейчас всё становится на свои места. Сущность как сущность, как объективная всеобщая реальность («вещь в себе», реальная действительность, материя в движении), снимает форму («движение материи» как понятие) и содержание («материю в движении» как понятие) в качестве противоположных моментов. – Курсив мой – А.З.

Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному – от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, не смотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «…может и должно проявить себя в любой форме, и новой, и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые…» (там же, т. 41, с. 89). Мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается (Философский энциклопедический словарь, 1989 год).

Нужно постараться представить простую логическую схему взаимосвязи и взаимоотношений выше перечисленных философских категорий.

Существует понятие «материя», отражающее объективную реальность,- единое, что есть. Её неотъемлемое свойство (атрибут) – движение. Движение имеет множество разнообразных форм. Материя в движении (объективная реальность), во всём разнообразии форм движения, есть сущность. Сущность в реальной действительности (в социальном бытие) имеет два варианта: сущность как сущность (всеобще-объективный феномен, то есть, мир «вещей», «материя в движении») и сущность как понятие (субъективно-объективный феномен бытия).

Сущность как понятие – это бытие (по Гегелю). Сущность как сущность развивается по законам всеобще-объективной диалектики – «диалектики вещей». Сущность как понятие (бытие) составляет субъективно-объективную диалектику. Бытие имеет содержание и форму. В них одинаково значимо является сущность как сущность – объективная реальность. Явление сущности придаёт бытию объективность. Таким образом, бытие становится субъективно-объективным феноменом, то есть снятой частью всеобще-объективной сущности – объективной реальности.

Гегель предлагает развивать диалектическую логику с самого начала, с бытия. Трудно не согласиться с великим философом. Только начинать нужно не с «чистого бытия», а с бытия определённого, наличного бытия, то есть с самой человеческой жизни. Человеческая жизнь определяется сознанием. Следовательно, бытие прочно и навсегда связано со знанием, со смыслом. Не может быть бытия без сознания, без знания. Стало быть, бытие – это, в первую очередь, субъективный феномен. Однако и сам субъективный мир, мир понятий, будучи всеобще-объективным движением отражения, также объективен. Разделение действительного реального «мира вещей» в бытии на субъективный и объективный, как и всякое знание, относительно. Оно относительно бытия и сущности как сущности.

Бытие у Гегеля, в итоге, проявляется (является) как определённое наличное бытие, как результат снятия становления. Если же в наличии бытия нет, то бытие – это ничто (небытие). Наличное бытие – это определённое, то есть социальное, человеческое бытие. Только в этом случае сущность является в бытие в форме понятия (истины). Бытие в таком случае есть явление и форма сущности.

14.04.2014 г. Доктор – социальный психотерапевт, социальный философ Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного местного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.

Источник

Философия: конспект лекций

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 10. Материя

Материя (от лат. material — «вещество») — философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки — как естествознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя — это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме противопоставление материи и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов: средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере зависят от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.

Источник

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Ленин также дал определение материи, описав его в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». Согласно его труду, это категория в философии, обозначающая объективную, а не субъективную реальность. Она дается человеку в его ощущениях, поэтому ее можно отобразить, копировать, фотографировать. Независимо от них материя также может существовать.

Свойства и атрибуты

Материя обладает тремя атрибутами — пространством, временем и движением. Вне субстанции они существовать не могут. Бытие материальных предметов, у которых нет свойств относительно пространства и времени, невозможно.

У движения несколько оснований — носитель, взаимодействие и закон. Универсальных правил постоянного развития и существования материи три:

Первый закон раскрывает первоисточник, касающийся развития. Его основой считается борьба противоположных явлений и качеств. При этом между ними всегда есть связь и взаимодействие, хотя присутствует и взаимоотрицание. Такие отношения были названы противоречиями.

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями одного целого. Качество — это определенность явления, с помощью которой его выделяют среди других таких же. Количество может выразить общие черты, это совокупность величин множества, которые используются для характеристики предмета.

Закон отрицания отрицания означает, что при переменах качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но уже в новом виде.

Универсальные свойства материи в философии:

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

После краха материализма в материю вошли не только вещества, но и поля. Сама по себе субстанция не может существовать. Она только проявляется через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое.

На все предметы и явления влияют структурные связи, а также причины и условия, которые порождают воздействия извне. Есть еще одно свойство — отражение. Оно может проявляться во всех процессах, а его развитие привело к появлению абстрактного мышления.

Формы движения

Аристотель считал движение изменением. Он определил четыре вида этого термина: качественный, количественный, перемещение, возникновение с уничтожением. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но их не используют в современной философии.

Изучением форм движения занимался Фридрих Энгельс. Много лет он потратил на проведение экспериментов. В ходе своих опытов он выявил, что каждая из них соответствует определенному виду материи. В философии существует несколько форм движения:

Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под ее влиянием происходит смена скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма является передвижением тел в пространстве.

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Химический вид — это обозначение взаимодействия молекул веществ органического и неорганического происхождения. Биологическое движение характеризует саму жизнь и изменения, которые происходят в организмах людей, животных и растений. Социальная форма означает развитие общества.

Каждому телу присущи разные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от расположения явления или предмета:

В первую группу входят перемещение в пространстве, движение полей и частиц, химические реакции, превращения молекул и атомов. Также сюда относятся изменения в структуре тел — звуковые колебания, тепловые процессы, агрегатные состояния. Входят в эту группу и перемены в космических системах, то есть движения планет, галактик и звезд.

В живой природе изменений гораздо больше. Они касаются обмена веществ, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. К этой группе относятся процессы внутри организмов, которые позволяют им сохранить свои особенности и поддерживать стабильное состояние при смене окружающих условий.

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Отношения между разными видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения постоянно происходят и в обществе, так как люди не остаются без деятельности. Из-за этого действительность преображается, на это и направлена работа человека.

В течение истории возникали и более высокие формы движения. Появляются они на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но сводить высшие и низшие формы нельзя, так как они отличаются.

Пространство и время

Остальные категории материи — это время и пространство. Первое характеризует последовательность развития процессов, их длительность и отдаленность друг от друга. Пространство определяет порядок расположения предметов, их протяженность. У времени есть свои свойства:

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Время всегда однородно. Если говорить кратко, то любой момент можно задать числом, когда есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные периоды времени события могут протекать одинаковым образом. К примеру, впервые действие выталкивающей силы на предмет, который погрузили в воду, открыл древнегреческий ученый Архимед еще 2,5 тысячи лет назад. Но и сегодня можно наблюдать этот эффект при одинаковых начальных условиях.

Необратимость времени означает, что оно не двигается вспять. На практике такое явление наблюдать не получится, но в четырехмерном пространстве Минковского, который добился всеобщего признания, существует случай с отрицательной категорией — обратным течением. В этой плоскости три координаты отведены пространству, а четвертая — времени.

Третья категория материи также обладает своими свойствами. Пространство характеризуется тремя показателями:

Основное свойство — протяженность. Ею обладают все материальные объекты. У них есть пространственная структура и объем. В природе нет предметов без этих показателей — безобъемных, бесструктурных и непротяженных. Также невозможно существование беспространственных объектов.

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

Пространство трехмерно, хотя есть теория о четырехмерном. Но чтобы определить информацию о положении объекта, достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их численное значение называется координатами точки.

Однородность также присуща пространству. Она характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, то протекает процесс одинаково. При этом должны быть идентичными изначальные условия события.

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *