какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

Презентация по развитию креативного мышления в рамках PISA

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

Описание презентации по отдельным слайдам:

Многие мои коллеги в этом году прошли серьезные курсы повышения квалификации по программе Развитие креативного мышления школьников на базе Университета Дубна. Поэтому задачей моего короткого выступления является лишь краткий экскурс по теоретической части данной тематики, и основной акцент я предлагаю сделать на практическом задании. Итак, что такое креативное мышление? Одно из многочисленных определений гласит: Креативность – способность быстро и оптимально решить задачу, поставленную ситуацией. Продукт креативного решения – практичен здесь и сейчас, но не обязательно идеален и часто не предназначен для долгосрочного использования. Как правило для креативных решений нет и не нужен образец. Почему в современном мире остро встала потребность в развитии данного типа мышления? Дело в том, что мы, в условиях стремительно меняющейся реальности, вдруг оказались в мире новой «нормальности», который уже получил название мира «VUCA»

Перед учителями встала сверх задача в максимально сжатые сроки самим адаптироваться к новым реалям и научить учиться детей жить и жить успешно в прилагаемых условиях. «Ученик не может научиться тому, что не умеет учитель»

Существует большое количество разработанных стилей и моделей, технологий и техник позволяющих развить креативное мышление. Я хотела привести примеры всего лишь некоторых тестов:

Источник

PISA — тест на компетентность

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

какое определение креативного мышления предложено в исследовании pisa

Читайте другие материалы по теме:

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Источник

Статья на тему «Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Креативное мышление как важнейший компонент

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Изучение проблемы «креативного мышления» началось уже с античных времен (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращается до настоящего времени. Умы ученых и философов занимал вопрос о том, как развивать креативное мышление человека. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами (Р.М. Грановская, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Р.Л. Солсо, В.А. Якунин и др.).

Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд как целостного, интуитивного, релятивного. Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Креативное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес. Мотивируется такое решение тем, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.

В исследовании PISA-2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Так по каким проявлениям можно судить о наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity).

Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью.

Учитывая специфику исследования PISA— охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира,— в данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»).

Это в свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических. Принятие такой позиции определяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

• задания, требующие использования художественных средств— словесных и изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),

• задания на разрешение проблем— социальных и научных.

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений.

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.

Тематическая модель. Представляет собой две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение социальных и межличностных проблем.

Компетентностная модель. Модель предполагает, что процесс креативного мышления включает выдвижение и совершенствование разнообразных и креативных идей, их оценку и отбор тех, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены.

Кратко хотелось бы остановиться на визуальном самовыражении.

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели:

1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать) учащийся создает несколько различных визуальных объектов, разными способами комбинируя предоставленные формы;

2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;

3)совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией

4) оценка сильных и слабых сторон идей (учащийся может указать как улучшить например дизайн, предложенный другим учеником)

5) отбор креативных идей (учащийся ранжирует предложенные художественные дизайны, располагая их от наиболее до наименее креативного)

Проведенная апробация показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся.

Развитие и оценка креативного мышления, по мнению специалистов, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.

Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А. и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282–304.

Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

Любарт Т., Муширу К., Торджман С. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. 206 с.

Рожкова С.В. Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Статья «Взгяды отечественных и зарубежных учёных на проблему изучения креативного мышления».

Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538

Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Таким образом креативное мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию креативного мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире.

Зачем предлагается начинать оценивать креативное мышление?

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение? Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше и общественное развитие, и развитие материальной и духовной культуры, и развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий [11; 6; 3]. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности [12]. Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования [1]. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности. Включение этого направления, по нашему мнению, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.

Что мы будем понимать под креативным мышлением?

Вслед за концептуальными рамками, предложенными в исследовании PISA-2021 [8], под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (Комментарий 1) и эффективных (Комментарий 2) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (Комментарий 3) выражения воображения. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы [2]— знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия [5]. Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Как может проявляться креативность?

В качестве основы для разработки инструментария проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» приняты концептуальные подходы исследования PISA. В связи с этим считаем целесообразным дать краткое описание этих подходов с комментариями разработчиков. С позиций оценки и прежде всего— ее обоснованности— важно правильно интерпретировать различные реакции учащихся на задаваемые им вопросы. В нашем случае принципиальным является вопрос о том, по каким проявлениям мы может судить о наличии либо отсутствии креативности. Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как уникальный творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом [4]. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity). Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Вот типичный пример, с которым наверняка встречались многие родители. В девять вечера ваш малыш вспоминает, что завтра ему надо прийти в школу или детский сад в костюме редиски. Спросите себя: сможете ли вы соорудить из подручных материалов нечто подходящее— оригинальное, привлекательное, по возможности простенькое, но выразительное, или вы способны только сердиться— на ребенка, на идиотские требования учителей, на закрытые магазины, на дороговизну и т.д.? Способность к продуктивному творческому подходу в таком случае будем называть «малой креативностью» (little-c creativity) [9]. Учитывая специфику исследования PISA— охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира,— в данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»). Это в свою очередь налагает определенные ограничения на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, связанный с проявлением креативности и влияющий на конструирование измерительных материалов, может быть сформулирован следующим образом: что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или пред- метная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических [10; 7]. Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

• задания, требующие использования художественных средств— словесных и изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),

• задания на разрешение проблем— социальных и научных. Модель креативного мышления, изучаемая в исследовании PISA, таким образом, охватывает внешние и внутренние факторы, влияющие на способность мыслить креативно, и способы проявления креативного мышления в учебном процессе. Схематически она изображена на Рис. 1. 7 Рисунок 1. Стимуляторы и способы демонстрации креативного мышления в учебном процессе

Как строится модель оценки креативного мышления? Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Внутренние стимуляторы Знание предмета Навыки умственных действий Открытость Мотивация на выполнение задания Подходы в образовани и Климат в школе и классной комнате Разрешение проблем Получение нового знания Творческое выражение Внешние стимуляторы Достижения и прогресс Культурные нормы и ожидания Целеустремленность и уверенность в своих силах Сотрудничество

Рисунок 1. Стимуляторы и способы демонстрации креативного мышления в учебном процессе

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений. Так, в качестве предметного материала в тесте возможно использовать только такие задания, способы работы с которыми известны всем учащимся. К ним относятся работа в текстовом редакторе (создание письменных высказываний и текстов) и работа в графическом редакторе (создание изображений). Ограниченное время выполнения теста не позволяет предъявлять в рамках компьютерного тестирования каждому ученику все разнообразие заданий, что означает, что получаемые данные характеризуют выборку в целом, а не каждого отдельного ученика. При разработке моделей заданий учитывались возможности стандартной платформы PISA, которая, как известно, поддерживает следующие типы вопросов и ответов: (a) множественный выбор; (b) ввод текста (свободно конструируемый ответ); (c)«перетаскивание» и заполнение ячейки (словом, текстом, символом, изображением, формулой и др.); (d)«горячие зоны» (активация областей, внутри которых размещены тексты или изображения); (e) области взаимодействия и переговоров (область для чата, e-mail рассылки); (f) интерактивные схемы и графики; (g) инструменты для рисования. Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: – тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные проН.А.Авдеенко, М.Ю.Демидова, Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, А.М. Михайлова, С.Г.Яковлева 130 цессы, используемые при разработке заданий. Тематическая модель. С учетом принятых подходов и имеющихся ограничений в исследовании PISA-2021 выделяются две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA-2021 строится на основе описанных выше подходов к определению этого понятия и его основных компонентов, а также учитывает ряд ограничений, связанных как с возрастными возможностями учащихся, так и с технической стороной исследования, проводимого, как известно, в компьютерном варианте. Важнейшими из этих ограничений являются фиксированный объем времени и возможности платформенных решений. Так, в качестве предметного материала в тесте возможно использовать только такие задания, способы работы с которыми известны всем учащимся. К ним относятся работа в текстовом редакторе (создание письменных высказываний и текстов) и работа в графическом редакторе (создание изображений). Ограниченное время выполнения теста не позволяет предъявлять в рамках компьютерного тестирования каждому ученику все разнообразие заданий, что означает, что получаемые данные характеризуют выборку в целом, а не каждого отдельного ученика. При разработке моделей заданий учитывались возможности стандартной платформы PISA, которая, как известно, поддерживает следующие типы вопросов и ответов: (a) множественный выбор; (b) ввод текста (свободно конструируемый ответ); (c)«перетаскивание» и заполнение ячейки (словом, текстом, символом, изображением, формулой и др.); (d)«горячие зоны» (активация областей, внутри которых размещены тексты или изображения); (e) области взаимодействия и переговоров (область для чата, e-mail рассылки); (f) интерактивные схемы и графики; (g) инструменты для рисования. Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента: – тематическую модель, в которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов; – компетентностную модель, определяющую мыслительные проН.А.Авдеенко, М.Ю.Демидова, Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, А.М. Михайлова, С.Г.Яковлева 130 цессы, используемые при разработке заданий. Тематическая модель. С учетом принятых подходов и имеющихся ограничений в исследовании PISA-2021 выделяются две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели: (1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать); (2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны; (3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, сопереживать потребностям отдельных социальных групп, а также выявлять и оценивать эти потребности; распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы, предлагать инновационные и одновременно функциональные решения. В заданиях используются следующие модели: (1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус; (2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; (3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений; (4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.

Креативное мышление в области точных наук может проявлять

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *