какое определение характеризует понятие дефектология

Дефектология

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии.

Содержание

Основные направления дефектологии

Известные дефектологи

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Дефектология» в других словарях:

дефектология — дефектология … Орфографический словарь-справочник

дефектология — сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 • логопедия (3) • … Словарь синонимов

дефектология — (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и. логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Дефектология

Полезное

Смотреть что такое «Дефектология» в других словарях:

дефектология — дефектология … Орфографический словарь-справочник

дефектология — сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 • логопедия (3) • … Словарь синонимов

дефектология — (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и. логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии

Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. λόγος учение, наука) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов… … Википедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Дефектология

Полезное

Смотреть что такое «Дефектология» в других словарях:

дефектология — дефектология … Орфографический словарь-справочник

дефектология — сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 • логопедия (3) • … Словарь синонимов

дефектология — (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и. логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии

Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. λόγος учение, наука) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов… … Википедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Значение слова дефектология

Педагогический терминологический словарь

Как область научного знания Д. начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области Д. стал Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), открытый в 1929 на базе созданной В.П. Кащенко Медико-педагогической станции. В 1943 ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей Д. (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизическом развитии, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики Д. как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности Д. сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. 20 в. были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, осн. на культурно-исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология).

В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями) (см. Нарушения сложные). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с нарушениями двигательными, с выраженными нарушениями интеллекта, а также исследования детей дошкольного возраста.

В ходе этих исследований, проведённых в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями).

Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.

Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определённым уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы.

Приоритетными задачами современной дефектологической науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребёнка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования; разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии.

Д. продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребёнка.

Противоречие между этимологией термина «Д.» и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 Рос. Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин «Д.», который, также как термины «аномальные дети», «аномальное развитие», начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина «Д.», социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин «Д.» продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, до дискуссий в области методологических основ самой науки и её места в системе современных наук.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 67-68)

наука о психофизиологических особенностях развития больных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики:

См. также Коррекционная педагогика, Специальная педагогика

Источник

Значение слова «дефектология»

какое определение характеризует понятие дефектология

[От лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дефектоло́гия

1. научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания ◆ Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов Олег Сыропятов, ‎Наталия Дзеружинская, ‎Андрей Мухоморов, «Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов», 2013 г. (цитата из библиотеки Google Книги)

Делаем Карту слов лучше вместе

какое определение характеризует понятие дефектологияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова двухлопастный (прилагательное):

Синонимы к слову «дефектология&raquo

Предложения со словом «дефектология&raquo

Сочетаемость слова «дефектология&raquo

Понятия со словом «дефектология»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «дефектология&raquo

В хрестоматию вошли теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных авторов в области дефектологии, детской психиатрии, нейро– и патопсихологии.

Каждая из отраслей дефектологии ставит своей целью создание оптимальных условий, в которых наиболее эффективно осуществлялись бы воспитание, обучение и всестороннее развитие детей с отклонениями в развитии.

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *