какое определение гостеприимству дает д уэбстеру
ПОНЯТИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
Гостеприимство можно отнести к одному из фундаментальных понятий человечества. Человеку как биологическому существу всегда было непросто выживать на планете. Для того чтобы жить, ему необходимо покидать дом, место своего постоянного пребывания. Иногда время отсутствия человека растягивается на дни, недели, месяцы, ему требуется поддержка и помощь «чужих» людей в обмен на гарантию такого же отношения к себе, когда они окажутся на его территории. Это и есть не что иное, как гостеприимство.
Согласно толковому словарю Уэбстера, «индустрия гостеприимства — это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям». Следовательно, индустрию гостеприимства можно рассматривать как разнообразие форм предпринимательства, специализирующихся на рынке услуг, связанном с приемом и обслуживанием гостей.
И. В. Зорин и В. А. Квартальнов предлагают следующее определение: «гостеприимство есть гармоничное сочетание производства туристских услуг, комфортности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения потребностей гостей при гарантиях их безопасности, физического и психологического комфорта. Гостеприимство – важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту, что ему рады, с достоинством продемонстрировать ему уважение, оказывать любезность».
Понятие «индустрия гостеприимства» столько же многогранно и, соответственно, сложно для определения, как и понятие «гостеприимство». Современные модели индустрии гостеприимства, досуга и туризма, представленные выше, явно показывают неоднозначность концептуального определения содержания и границ индустрии гостеприимства, а также сложность ее соотнесения с индустрией туризма и индустрией досуга.
По меткому выражению Г. Пейджа, гостеприимство – самое первое и самое главное дело для человека. Гостеприимство это философия поведения, но индустрия это уже сервис за вознаграждение. Индустрия гостеприимства, согласно Д. Уэбстеру, это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.
Однако Б. Л. Соловьев и Л. А. Толстова полагают, что главной составляющей индустрии гостеприимства является не перечень перечисленных выше видов деятельности, а основной принцип гостеприимства: «Потребитель всегда прав!» Этот принцип является основным критерием эффективной деятельности в бизнесе гостеприимства.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
ТИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
гостиница, отель: Предприятие, предоставляющее услуги размещения и, в большинстве случаев, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
апартотель: Гостиница, номерной фонд которой состоит из номеров категории «студия» или «апартамент».
база отдыха (туристская база); центр отдыха; туристская деревня (деревня отдыха): Предприятие, предлагающее размещение, а также возможности и соответствующее оборудование для занятия спортом и развлечений, рестораны и магазины.
шале, бунгало: Отдельно стоящие домики с кухонным оборудованием.
ТИПЫ НОМЕРОВ
одноместный номер: Номер со спальным местом для одного человека.
двухместный номер «дабл»: Номер, в котором возможно размещение двух человек на одной двуспальной кровати либо на двух односпальных кроватях, сдвинутых вместе.
двухместный номер «твин»: Номер, в котором возможно размещение двух человек на двух отдельно стоящих кроватях.
сюит: Номер, состоящий из нескольких смежно-раздельных жилых комнат со спальным/спальными местом/местами и отдельным/отдельными помещением/помещениями для отдыха и/или работы.
апартамент: Номер, состоящий из нескольких жилых комнат со спальным/спальными местом/местами и отдельным, предназначенным для отдыха, помещением с кухонным уголком.
студия: Номер, состоящий из одной комнаты с кухонным уголком.
СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА ВИДЫ И КАТЕГОРИИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ:
— по времени функционирования;
— по уровню технического оснащения;
— по состоянию материальной базы и номерного фонда;
— по уровню сервиса и качеству оказываемых услуг;
— по контингенту проживающих;
— по другим параметрам, имеющим значение для оказания услуг средств размещения и/или информированию потребителей услуг средств размещения.
По местонахождению/расположению средства размещения подразделяют на городские, загородные, сельские, горные, лесные, речные и др.
По времени функционированиясредства размещения подразделяют:
— на круглогодичного действия;
— сезонного действия;
— выходного дня;
— круглосуточного, дневного или ограниченного по времени суток пребывания/действия.
В зависимости от номерного фонда средства размещения подразделяют:
По контингенту проживающих и специализации средства размещения подразделяют:
— на туристские, спортивные, физкультурно-оздоровительные, детские, молодежные, студенческие, семейные, для пожилых людей, для туристов с ограниченными физическими возможностями, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для командировочных и т.д.
По виду используемых зданий (помещений) средства размещения подразделяют на расположенные:
— в отдельно стоящих зданиях (кроме индивидуальных жилых домов);
— в индивидуальных жилых домах;
— в квартирах многоквартирных жилых домов;
— в иных зданиях, частях зданий и помещениях.
По способу и форме организации работы/деятельности средства размещения подразделяют:
— сетевые (гостиничные цепи, объединения) и другие.
Откуда берется гостеприимство?
Все будет стремительно меняться в гостиничной отрасли – технологии работы, требования гостя, оснащение номеров – неизменными останутся только принципы гостеприимства, сказал недавно один известный отельер. Что это за принципы? Как можно узнать, обладает ли человек этим самым гостеприимством, без которого, как опять же утверждают отельеры, невозможно полноценно работать в отрасли? Как измерить некое абстрактное понятие – то, что измерить нельзя? Или все-таки можно? Татьяна Веллер, управляющий директор HVS Executive Search утверждает, что, тестируя претендентов на работу в гостиницах, в агентстве используют «особый, созданный докторами наук в психологии и аналитических инструментах, тест, называемый 2020 Skills™ (www.2020skills.com), который измеряет профессиональные качества и умения человека, работающего или имеющего желание работать в отрасли. В составе этого теста есть и вопросы для определения у человека «гена гостеприимства» – складывающегося из клиентоориентированности, интерперсональных качеств, коммуникативных навыков, чувства юмора, умения решать проблемы и самодостаточности».
H&R решил узнать мнения и других представителей гостиничной отрасли, которым мы задали четыре вопроса на тему гостеприимства.
Марина Хлюстова (фото), заместитель начальника службы обслуживания номеров по общественной зоне московского отеля «Radisson Royal Украина»
1. Какое определение вы дали бы понятию «гостеприимство»?
– Гостеприимство в бытовом смысле – это щедрость, радушие, дружелюбие по отношению к гостям. В индустрии гостеприимства – гостиницах, ресторанах, в сфере развлечений – стремление максимально удовлетворить потребности и желания гостя, здесь гостеприимство направлено на привлечение гостя, на то, чтобы он вернулся.
2. Как проявляется это качество в той сфере гостиничного бизнеса, которой посвятили себя вы?
– В гостинице гостеприимство должно исходить от каждого сотрудника. Оно, прежде всего – в слаженной работе команды, которая зависит от профессиональных качеств каждого игрока. Например, горничная-профессионал не заметна гостю, если она все делает правильно, он ее не видит, он видит только идеальный порядок в номере. Профессиональные горничные всегда знают и привычки, предпочтения постоянных гостей: какие подушки класть, сколько чая и кофе ему нужно, есть гости, которые любят, чтобы им разбирали чемоданы – и есть горничные, которые прекрасно помнят, на каких полках, какие вещи у этих гостей должны лежать.
Гостеприимство в гостинице – это и умение предугадать и предвосхитить желания гостя. Скажем, приезжает семья с маленькими детьми. Пока глава семейства оформляет документы, маму с малышами можно проводить в номер и как можно быстрее доставить туда все необходимое: кроватку, коляску, сборник для памперсов, стерилизатор. Это высшее проявление гостеприимства: предоставить все необходимое гостю еще до того, как он об этом попросит.
3. Как, на ваш взгляд, можно протестировать наличие гостеприимства?
– Сделать это сложно, на собеседовании выявить не всегда получается. Обычно новому сотруднику нужно поработать в гостинице месяца три – тогда понятно, какие качества проявляются у него в процессе работы.
4. Бытует мнение, что гостеприимство, как правило – женская черта. Согласны ли вы с этим?
– Трудно ответить однозначно. Но, по-моему, многое поменялось за последнее время: женщины стали менее мягкими, вероятно, благодаря лидерским позициям, которые они все чаще занимают на работе. А мужчины – как раз наоборот: лучше чувствуют гостя, более чутко реагируют на его запросы, находят правильный подход, когда нужно решить проблемы гостя. Не случайно на должности guest relations – менеджера все чаще оказываются представители сильного пола – и гостям это нравится.
Оксана Леоненко (фото), директор глобального офиса продаж Marriott International в России и СНГ
1. Какое определение вы дали бы понятию «гостеприимство»?
– Гостеприимство – это образ жизни, определенное отношение к себе и окружающему миру. Гость – это «корень» индустрии гостеприимства! Сотрудники, работающие в этой сфере, должны заставлять мир крутиться вокруг этого человека!
2. Как проявляется это качество в той сфере гостиничного бизнеса, которой посвятили себя вы?
– Я не люблю называть клиентами компании, которые с нами работают. Это прежде всего наши гости, партнеры, коллеги и друзья. Мы помогаем им в достижении их целей! Собственно, это, по-моему,и есть проявление гостеприимства в гостиничной отрасли. Не важно, говорим ли мы о госте как о человеке, который остановился в отеле на одну ночь, или однажды провел переговоры в ресторане отеля, или воспользовался услугами бизнес-центра, является ли он агентом по бронированию гостиничных услуг, тревел-менеджером компании или сотрудником отдела продаж, планирующим очередное клиентское мероприятие – по отношению ко всем, кто обратился в отель, нужно проявить гостеприимство.
3. Как, на ваш взгляд, можно протестировать наличие гостеприимства?
– Только опытным путем. И лучше спросить гостей о том, гостеприимны ли сотрудники.
4. Бытует мнение, что гостеприимство, как правило – женская черта. Согласны ли вы с этим?
– Нет! Хотя бы потому, что лучшие повара – мужчины.
Мария Маттис (фото), менеджер по маркетингу и PR гостиничной сети «Славянка»
1. Какое определение вы дали бы понятию «гостеприимство»?
– Это не только предоставление крова, но и создание определенной атмосферы – доброжелательности, комфорта, дома.
2. Как, на ваш взгляд, можно протестировать его наличие?
– Понять, является ли дом гостеприимным очень просто – по лицам хозяев. В нашем случае, если мы говорим непосредственно о гостиничном бизнесе, то это, в первую очередь, отношение персонала. Можно построить очень красивый отель, оформить его самой дорогой мебелью, напичкать современной техникой, но гости будут ощущать себя в нем крайне неуютно. Давайте признаем: впечатления о времени, проведенном в той или иной гостинице, как правило, опираются не на цвет обоев или величину телевизора, а на приветливость сотрудников службы приема, вежливость официанта, профессионализм горничной.
3. Как проявляется это качество в той сфере гостиничного бизнеса, которой посвятили себя вы?
– Гостиница, ее персонал – это всегда не просто коллеги, это наша вторая семья. И если отношения внутри такой семьи выстроены правильно, если все проблемы решаются мгновенно, а причин для обид не остается, то тогда и гости чувствуют, что попали не в учреждение, а в добрый, гостеприимный дом.
4. Бытует мнение, что гостеприимство, как правило – женская черта. Согласны ли вы с этим?
– Возможно. В конце концов, самой известной хозяйкой гостиницы была именно Мирандолина. Наверное, именно в женском характере преобладающей чертой будет желание обогреть, накормить, окружить заботой. Только вот до недавнего времени владельцами и основными работниками гостиниц и постоялых дворов были именно мужчины. Именно они создали этот бизнес. Да и наиболее известные управляющие, владельцы отелей, повара и сегодня – представители сильной половины человечества. Так что это – спорный вопрос.
Туристская индустрия
6.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства
Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.
По мнению В.А. Квартальнова, основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]:
Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]:
Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:
Структура туриндустрии схематично представлена на рис. 6.1.
В работах В.И. Азара, В.А. Квартальнова и В.М. Козырева туристская индустрия (индустрия туризма) определяется как «экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений». Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру.
Особенности предприятий туристской отрасли: во-первых, преимущественно непроизводственный характер деятельности, во-вторых, специфика потребителей, в большинстве своем туристов и путешественников, отсутствие которых существенно сократило бы (рестораны, кафе, сувенирные магазины) или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий (гостиницы, билетные агентства, курорты) в данной местности.
Различные компоненты индустрии туризма не существуют автономно, а вступают в постоянное взаимодействие друг с другом. Схема их взаимодействия представлена на рис. 6.7.[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]
Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая служит основой развития организованного туризма. К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. д. В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов ( рис. 6.8).
В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Необходимо, чтобы такая база была аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладала нетронутой природой. Природные территории должны быть соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами; защищены от различных рисков, таких как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).
Понятие «индустрия гостеприимства» столько же многогранно и соответственно сложно для определения, как и понятие «гостеприимство». Современные модели индустрии гостеприимства, досуга и туризма, представленные выше, явно показывают неоднозначность ее концептуального определения содержания и границ, а также сложность соотнесения с индустрией туризма и индустрией досуга.
По мнению Н.Б. Щениковой, туризм тесно связан с индустрией гостеприимства, но еще включает турагентские и туроператорские предприятия. Поэтому индустрия гостеприимства и туризм взаимодействуют друг с другом, неотделимы друг от друга.
Теоретические основы формирования и развития индустрии гостеприимства
Тлеубердинова Айжан Тохтаровна, заведующая кафедрой маркетинга Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, доктор экономических наук, профессор.
Усенова Дана Мадиевна, старший преподаватель кафедры маркетинга Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, магистр экономических наук.
В статье рассматриваются теоретические основы формирования индустрии гостеприимства. В статье проведен библиографический обзор степени разработанности проблемы, уточнено содержание понятия «индустрия гостеприимства». Авторы отмечают необходимость учета внешних и внутренних факторов формирования индустрии гостеприимства при выборе стратегии ее развития, приведено обоснование выбора внутренних факторов.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, туризм, сфера размещения, гостиничное хозяйство, гостиничная индустрия.
Theoretical Basis of Formation and Development of the Hospitality Industry
A.T. Tleuberdinova, D.M. Usenova
Tleuberdinova Ayzhan T., Head of the Marketing Department at E.A. Buketov Karaganda State University, Doctor of Economics, Professor.
Usenova Dana M., Senior Lecturer of the Marketing Department at E.A. Buketov Karaganda State University, Master of Economic Sciences.
The article discusses the theoretical bases of the formation of hospitality industry. There are given a bibliographical review of the extent of a problem, clarified the concept of «hospitality». The authors have considerd the needs to consider internal and external factors of the formation of hospitality industry in the selection of its development strategy, given rationale for the selection of internal factors.
Key words: hospitality industry, tourism, the area of accommodation, hospitality, hotel industry.
В настоящее время одним из важнейших факторов обеспечения привлекательности государства, в том числе и инвестиционной, становится развитие туристской сферы, и в частности индустрии гостеприимства.
Сфера гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма. Понятие «гостеприимство» столь же старо, как сама человеческая цивилизация. Любопытным является тот факт, что английское слово hospitality (гостеприимство) происходит от старофранцузского hospice (хоспис), что означает место, в котором путники могли получить кров и еду. Однокоренными словами являются host (хозяин), hostel (гостиница, отель). Наиболее известным учреждением такого рода являлся Hospice de Beaune (Оспис де Бон) в Бургундии, основанный в 1443 году, также известный как Hotel Dieu (Отель Дье), что означает «Дом Бога» [14].
Если в бытовом понимании термин «гостеприимство» определяется как доброжелательное отношение к гостю, то экономическая нагрузка определения носит более сложный характер, в связи с чем имеет место некоторое различие в понимании содержания индустрии гостеприимства специалистами (см. таблицу).
Обзор определения термина «индустрия гостеприимства»
Сторонники данного подхода
Сфера деятельности, связанная с добрым отношением предоставления услуг гостеприимства
М. Уэбстер [15], Г.А. Яковлев [18]
Совместная деятельность сферы размещения и сферы питания
Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз [9], Дж.Р. Уокер [14], В.А. Квартальнов [7]
Деятельность гостиничного хозяйства
И.В. Зорин, В.А. Квартальнов [8]
Совместная деятельность различных отраслей, направленная на удовлетворение разнообразных потребностей туриста
Е.А. Джанджугазова [3], Роберт А. Браймер [1], Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина [4], Т.А. Фролова [16]
Зарубежные исследователи Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз называют индустрию гостеприимства основным компонентом в секторе туризма и указывают на неразрывную связь с путешествием. Эти же авторы в своей работе индустрию гостеприимства отождествляют со сферой гостинично-ресторанного бизнеса [9. С. 9]. Такого же мнения Дж.Р. Уокер: в своих трудах исследователь акцентирует внимание на гостеприимстве как сфере, объединяющей туризм, гостиничный и ресторанный бизнес [14. С. 92].
Другой исследователь, Ю.Ф. Волков, также уделяет большое внимание гостиничному хозяйству в индустрии туризма и гостиничного сервиса, выделяя гостиничную индустрию как отдельную отрасль в развитии туристского бизнеса [2. С. 53].
Большинство же специалистов сходятся во мнении, что индустрия гостеприимства все же является совместной деятельностью различных сфер, направленной на удовлетворение разнообразных нужд туристов. Например, Е.А. Джанджугазова подчеркивает индустрию гостеприимства как сложную, комплексную сферу профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов (гостей), как туристов, так и местных жителей [3. С. 32]. Сторонниками такого подхода являются Роберт А. Браймер [1], Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина [4], Т.А. Фролова [16].
Таким образом, следует отметить, что в настоящее время отсутствует единый подход к определению термина «индустрия гостеприимства». В профессиональной литературе исследователями в области туризма и гостиничного бизнеса данное понятие трактуется по-разному.
На наш взгляд, сложность конкретного определения «индустрия гостеприимства» в первую очередь связана с масштабностью этой отрасли, характеризующейся огромным количеством ее составляющих, представляющих различные области и секторы сферы услуг. Кроме того, следует учитывать систему взаимоотношений, существующих между индустрией гостеприимства и другими индустриями.
На наш взгляд, индустрию гостеприимства следует понимать как комплексную отрасль, включающую в себя совокупность предприятий в сфере обслуживания, которые выполняют специфические функции, опираясь на принципы гостеприимства, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей. Исходя из такого понимания, следует выделить составляющие секторы индустрии гостеприимства: размещения, питания, транспорта, развлечения и досуга, торговли.
Справедливо считать, что доминирующее положение в индустрии гостеприимства занимает гостиничный бизнес. Причем во многих трудах специалистов под гостиничным бизнесом подразумевается гостиничная индустрия [5. С. 24; 6. С. 34].
В связи с этим следует выделить гостиничную индустрию, или гостиничный бизнес, как крупнейшую комплексную составляющую индустрии туризма и гостеприимства и рассматривать ее самостоятельно.
Отдельные исследователи выделяют такой термин, как индустрия гостиничного сервиса. Так, Ю.Ф. Волков дает следующее определение индустрии гостиничного сервиса: «Важная составная часть всей сферы услуг, представляющая собой совокупность видов деятельности, направленных на обслуживание населения. Гостиничное предприятие предлагает своей клиентуре продукт в виде услуги» [2. С. 54].
Анализ вышеназванных определений различных специалистов и наши представления о предмете исследования позволяют выделить целый ряд моментов, безусловно важных для экспликации понятия индустрии гостеприимства и определения его места среди других экономических категорий:
На основе проведенного обзора теоретических выкладок результатов исследований различных специалистов нами разработана схема внешних и внутренних факторов индустрии гостеприимства (рисунок).
На результатах управленческого обследования факторов строится выработка действенной конкурентной стратегии.
Влияние таких внешних факторов, как социально-демографические, финансово-экономические, политико-правовые, технологические, инфраструктурно-коммуникационные, культурные, не вызывает сомнения. Для туристов немаловажными также являются безопасность путешествий и посреднические, торговые организации, оказывающие дополнительные услуги и услуги по организации туров.
Помимо внешних факторов, определяющих развитие международного туризма, необходимо выделить и конкретизировать достаточно большую группу внутриотраслевых факторов, к которым относятся: совершенствование гостиничного продукта, развитие сферы гостиничных услуг, создание гостиничных цепей и ассоциаций, развитие систем дистрибуции, фактор трудовых ресурсов, маркетинговые факторы.
Важным фактором, влияющим на индустрию гостеприимства, является гостиничный продукт. В связи с этим большое внимание уделяется качеству и дальнейшей модернизации гостиничного продукта.
Кроме того, по результатам многолетних наблюдений специалистов UNWTO, спрос на услуги индустрии гостеприимства оценивается по-разному, в зависимости от специфики факторов. Так, спрос на этнические и деловые поездки, не имеющие приемлемой альтернативы для туриста, имеет меньшую эластичность по цене, чем путешествия с целью развлечения и отдыха [11. С. 162]. Это объясняется тем, что поездки с целью изучения этнических материалов и проведения бизнес-мероприятий обусловлены профессиональными интересами туристов, реализация которых требует безусловного выполнения планов поездок, даже при повышении их стоимости. Познавательный туризм, организуемый с целью знакомства, изучения, практической деятельности на каких-либо уникальных природных, исторических, промышленных объектах, зачастую не имеет альтернативы для туриста. В то же время массовые виды туризма отличаются высокой эластичностью по цене. Поэтому, по нашему мнению, при формировании стратегий совершенствования гостиничного продукта и развития сферы гостиничных услуг следует учитывать данную особенность.
Туристский персонал выполняет функцию обслуживания отдыхающих и производственно-технологического обеспечения туристских предприятий. Профессионализм персонала, его коммуникабельность, приветливость дополнительно вызывают удовлетворение туриста предоставляемыми услугами, создают общее благоприятное впечатление от полученных услуг, и удовлетворенный потребитель, возможно, повторит тур либо сам, либо расскажет о нем своим знакомым, что послужит дополнительной рекламой.
В соответствии с современными тенденциями развития сферы размещения весьма важными факторами становятся создание гостиничных цепей и ассоциаций, развитие систем дистрибуции, обеспечивающие дополнительные удобства в обслуживании и приверженность к конкретным гостиничным сетям, гарантируя высокое качество обслуживания.
Особое место среди внутренних факторов индустрии гостеприимства отводится фактору сезонности, который можно отнести к ряду специфических факторов, поскольку он требует пристального внимания и системных исследований. Фактор сезонности оказывает весьма значительное влияние на функционирование любого предприятия размещения, так как гостиницы зависят прежде всего от мощности туристских потоков в дестинацию. Выделяют три группы факторов, оказывающих влияние на сезонность обслуживания: природно-климатические; особенности вида туризма; особенности труда и отдыха потребителей гостеприимства [3. С. 12].
В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.