какое определение философии вы считаете наиболее приемлемым
Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
Правильный ответ: а) что такое истина?
Правильный ответ: б) в чем смысл жизни человека?
— в) что такое экономика?
— г) каковы свойства твердого тела?
Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным? Философия – это…
— а) система научных знаний о мире и человеке;
— в) искусство познания истины;
Правильный ответ: г) рационально-теоретическая форма мировоззрения
Что такое мировоззрение?
— а) эмоционально-чувственное отражение мира;
— б) совокупность знаний об окружающей действительности;
Правильный ответ: в) система взглядов на мир в целом и место человека в нем.
Какие функции выполняет философия?
Правильный ответ: а) мировоззренческую;
Правильный ответ: б) методологическую;
Правильный ответ: в) познавательную;
Правильный ответ: г) критическую
Основателем даосизма в Китае был
Правильный ответ: б) Лао-цзы
Укажите философские школы эпохи эллинизма:
Правильный ответ: а) стоицизм;
Правильный ответ: в) кинизм;
Правильный ответ: г) неоплатонизм;
Сократ в молодости обучался в школе
Правильный ответ: а) софистов
Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?»)
Правильный ответ: в) Милетская школа
Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»?
Правильный ответ: 3. Платон
Назовите древнегреческих философов – атомистов:
Правильный ответ: в) Демокрит;
Правильный ответ: г) Эпикур.
О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил
Правильный ответ: в) Платон
В каких регионах мира зародилась философия?
Правильный ответ:б) Греция
Правильный ответ:в) Индия
Кто является автором термина «философия»?
Правильный ответ: б) Пифагор
Основателем какого философского направления считается Платон?
Правильный ответ:б) объективный идеализм
— в) субъективный идеализм
Автором атомистического учения является:
Правильный ответ: б) Демокрит
Правильный ответ: в) Левкипп
Открытие сферы бессознательного связано с именем
Правильный ответ: З.Фрейда
Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:
1. Онтология, а) учение о человеке
2. Гносеология, б) учение о бытии
3. Философская антропология, в) учение о познании
4. Социальная философия г) учение об обществе
Назовите представителей философского идеализма:
— а) К.Маркс Правильный ответ: г) Г.Гегель
— б) Демокрит Правильный ответ: д) Д.Беркли
Основателем буддизма был:
Правильный ответ: в) Сидхартха Гаутама
Вопрос: Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию
— б) любовь Правильный ответ: г) страдание
— а) Диоген Правильный ответ: в) Сократ
— а) Фалес Правильный ответ: в) Гераклит
Главной проблемой философии Возрождения является:
— а) познаваемость мира
— б) доказательство бытия Бога
— в) поиски субстанции мира
Правильный ответ: г) человеческая личность
Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи пантеизма?
Правильный ответ:в) Н Кузанский
Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения
-а) противопоставляет природу Богу
Правильный ответ: б) отождествляет природу и Бога
Правильный ответ: в) наделяет природу божественными атрибутами
-г) отрицает существование Бога.
Главной проблемой философии Нового времени является:
а) проблема соотношения материального и идеального
б) проблема человека и его бытия в мире
в) проблема материальности мира.
— 2. Вектор мирового движения
Правильный ответ: 3. Форма бытия материи, выражающая последовательность и
длительность существования ее параметров.
— 4. Все перечисленное.
Когда возникло диалектическое мышление?
— 3. В философии Гегеля
— 4. В учении К. Маркса
Правильный ответ: 5. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних
Кто из перечисленных философов относится к материалистам?
Правильный ответ: в) Гераклит
Какими проблемами занималась средневековая философия?
Какое определение философии вы считаете наиболее приемлемым?
1. система общих теоретических взглядов на мир и человека, на их взаимоотношения, на отношения человека к человеку;
2. искусство познания истины;
3. мировоззрение и идеология.
Какой из способов исследования НЕ является философским методом?
5. Идеализм — это:
1. Стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;
2. Признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;
3. Стремление к идеалам.
6. Какое из утверждений не свойственно агностицизму (как правило, идеалистам)…
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума;
3. Только наука может дать человеку истинное знание.
8. Воздух – первоначало мира. Так считал:
9. Основной чертой средневековой теологической философии является…
Представителями какого направления философии эпохи Возрождения являются Томас Мор и Томмазо Кампанелла?
11. Укажите источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).
2. «Манифест Коммунистической партии»
12. Укажите, какая из проблем является главной проблемой диалектики…
1. Что такое развитие;
2. Из чего состоит Вселенная;
3. Есть ли Бог, или Бога нет.
Укажите правильное определение понятия «развитие».
2. Движение по кругу;
3. Движение от менее совершенного к более совершенному
Выберите верное определение.
1. Личность — это продукт общественных отношений;
3. Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества.
15. Теорию ноосферы (сферы разума) подробно обосновал:
16. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации?
1. Россия ближе к цивилизации Запада;
2. Россия ближе к культуре Востока;
3. России свойствен евразийский тип цивилизации.
17. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму:
1. Материя — абстракция, не имеющая под собой реального основания;
2. Материя — это постоянная возможность ощущений;
3. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. I
Какое из приведенных ниже определений истины считается «классическим»?
1. Истина — это то, что интуитивно ясно и самоочевидно;
2. Истина — это соответствие знаний действительности;
3. Истина — это конвенция, соглашение.
19. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?
1. Процесс погружения «ума» в действительность;
2. Воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;
3. Отражение объективной действительности в сознании человека;
20. Цель науки…
2. Борьба с религией;
3. Пропаганда научных знаний.
Выберите наиболее полную формулировку понятию «ценности»
22. Направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире, называется…
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Ответы к тесту по философии 88 вопросов
в) пифагорейцев
г) милетцев.\/
/\ Какая философская школа впервые поставила исходный философский
вопрос о природе всего («Откуда все?»)
— а) софисты
— б) пифагорейцы
— в) Милетская школа
— г) Элейская школа;\/
/\ Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»?
— 1.Гераклит
— 2 Демокрит
— 3 Платон
— 4 Аристотель
— 5 Декарт
— 6 Гегель\/
/\ Назовите древнегреческих философов – атомистов:
— а) Зенон;
— б) Левкипп;
— в) Демокрит;
-г) Эпикур. \/
/\ О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил
— а) Сократ
— б) Демокрит
— в) Платон
— г) Аристотель.\/
/\ В каких регионах мира зародилась философия?
-а) Египет
-б) Греция
-в) Индия
— г) Рим \/
/\ Кто является автором термина «философия»?
— а) Аристотель
— б) Пифагор
— в) Сократ \/
/\ Основателем какого философского направления считается Платон?
— а) материализм
-б) объективный идеализм
— в) субъективный идеализм
— г) софистика \/
/\ Автором атомистического учения является:
— а) Платон
— б) Демокрит
— в) Левкипп
— г) Зенон \/
/\ Открытие сферы бессознательного связано с именем_(З.Фрейда)? \/
— а) идеализма
— б) скептицизма
— в) эмпиризма
— г) позитивизма.\/
/\ Главным атрибутом материи
по Декарту является:
— а) делимость
— в) вечность
— б) протяженность
— г) изменчивость.\/
/\ По Ф.Бэкону, эмпиризм – это:
— а) опыт, опирающийся на
эксперимент
— б) чувственное восприятие
— в) форма, присущая самой
вещи
— г) мыслительный образ
вещи \/
/\ Что означает понятие «вещь в
себе» у И.Канта?
— а) закон,
— б) скрытый смысл вещи;
— в) закрытую для других
личность;
— г) сущность.\/
/\ Что означает понятие
«антропогенез»?
— а) раздел науки о человеке;
— б) процесс возникновения и
становления человека;
— в) совокупность
генетических признаков
человека.\/
/\ Подчеркните представителей
немецкой классической
философии:
Декарт, Демокрит, Кант,
Ницше, Фейербах, Локк, Гегель.
\/
/\ Кто из русских философов
является автором «философии
всеединства»?
— а) Н.Бердяев;
— б) Н.Лосский;
— в) В.Соловьев;
-г) Ф.Достоевский \/
/\ Кто открыл закон
определяющей роли
материального производства в
жизни общества?
— а) Г.Гегель
— б) К.Маркс
— в) В.И.Ленин
— г) Н.Бердяев.\/
/\ Кто из философов считал
важнейшим мотивом
деятельности волю к власти?
— а) Аристотель,
— б) Шопенгауэр,
— в) Ницше
— г) К.Маркс \/
/\ Какие признаки человека
отличают его от животного?
— а) разумность;
— б) бессознательное
— в) осознанная деятельность
— г) действия.\/
/\ Какое определение понятия
«человек» наиболее полно
раскрывает его сущность?
Человек – это…
— а) индивид с
присущей ему
генетической
программой;
— б) животное,
способное
изготавливать и
использовать орудия
труда;
— в) социальное
существо;
— г) биосоциальное
существо, способное к
мышлению и
целенаправленной
деятельности.\/
/\ Выделите формы чувственного
познания:
— а) понятие,
— б) представление;
— в) ощущение;
-г) восприятие.\/
/\ Что такое истина?
— а) знание,
соответствующее предмету
действительности и своему
понятию;
— б) это конвенция,
соглашение;
— в) это знание
рационально и просто
описывающее опыт;
— г) это то, что
подтверждается опытом\/
/\ С каким определением
понятия «свобода» вы согласны?
Свобода – это…
— а) полная
независимость от обстоятельств;
— б) осознанная
необходимость и возможность
выбора;
— в) способность
субъекта принимать решения со
знанием дела.\/
/\ Какой критерий является
основанием для формационного
подхода к общественному
развитию?
— а) рыночные
отношения;
— б) тип культуры;
— в) уровень развития
производительных сил;
— г) способ
производства материальных
благ; \/
/\ Какое определение понятия
«бытие» является наиболее
правильным?
Бытие – это …
— А) вселенная;
— Б) материя;
— В) вся совокупная
объективная и субъективная
действительность;
— Г) окружающая нас
действительность\/
/\ Выделите формы
рационального познания:
— а) представление
— б) понятие;
— в) суждение;
— г) ощущение.\/
/\ Определите понятие
«общество»:
— а) совокупность
людей, проживающих на
определенной территории;
— б) союз людей,
объединенных
производственными,
религиозными, национальными
и др. интересами.
— в) обособившиеся от
природы специфически
материальное образование,
воспроизводящее все стороны
человеческой жизни и
представляющее собой
исторически сложившуюся
форму жизнедеятельности. \/
/\Что такое диалектика?
— а) искусство спора;
— б) учение о наиболее общих
законах развития природы,
общества и мышления;
— в) наука о закономерностях
самоорганизации открытых,
нелинейных систем. \/
/\ Как вы определяете понятие»
материя»?
— а) это все то, что не является
сознанием;
— б) это абсолютная
неизменная субстанция;
— в) это объективная
реальность, независимая от
человеческого сознания и
данная человеку в его
ощущениях.\/
/\ Что вы понимаете под
бессознательным?
— а) все, что не осознается
человеком;
— б) интуитивные действия;
— в) явления и процессы,
влияющие на поведение
человека, но не осознаваемые
им.\/
/\ Детерминизм – это…
— а) учение о
взаимообусловленности в мире;
— б) учение о невозможности
познания причинности событий
и явлений в мире;
— в) учение о том, что все
причины познаваемы наукой
или философией. \/
/\Определите понятие
«личность»:
— а) это зрелый человек;
— б) синоним человека;
— в) сознательный
исторический деятель;
— г) человек с присущими
ему социально значимыми
качествами,
обеспечивающими
использование прав и
выполнение обязанностей.\/
/\ Сознание – это …
— а) свойство мозга
формировать понятия;
— б) свойство мозга
отражать объективную
действительность;
— в) свойство
человеческого мозга
отражать объективную
реальность в чувственных
или логических образах?\/
/\ С каким определением
понятия «язык» вы согласны?
Язык – это…
— А) средство общения;
— Б) средство
выражения мыслей;
— В) орган речи;
— Г) знаковая система,
служащая для фиксации,
хранения и передачи
информации \/
/\ Выделите уровни научного
познания:
— а)
естественнонаучный и
гуманитарный;
— б) чувственный и
рациональный;
— в) эмпирический и
теоретический \/
/\ Непосредственной целью
науки является:
— а) связь с практикой;
— б) достижение
истины и открытие
объективных законов;
— в) развитие
материального производства;
— г) получение новых
знаний. \/
/\ Что изучает логика?
— а) законы развития
общества;
— б) законы развития
природы;
— в) законы и формы
мыслительной
деятельности.\/
/\ Укажите эмпирические
методы научного познания:
— а) наблюдение;
— б) эксперимент
— в) абстрагирование
— г) математизации.\/
/\ Укажите теоретические
методы научного познания:
— а) синтез
— б) измерение
— в) наблюдение
— г) абстрагирование
— д) формализация \/
. /\ Выделите современное понимание цивилизации:
— а) это синоним культуры;
— б) уровень развития общества и культуры
— в) ступень развития общества, следующая за варварством;
— г) культурно-историческое сообщество, отличающееся
общностью духовных, сходством социально-экономического и
политического развития и образа жизни людей. \/
/\ Укажите определяющий критерий общественного прогресса:
— а) уровень развития производительных сил;
— б) степень развития свободы и демократии.
— в) уровень развития духовной культуры.
— г) эффективность решения глобальных проблем.\/
/\ Какие факторы в развитии общества являются определяющими?
— а) народные массы;
— б) выдающиеся личности;
— в) способ материального производства;
— г) национальные проблемы.\/
/\ Идеализм – это:
– 1 Учение об идеалах и их роли в жизни.
— 2.Мечтательность души, не замечающей житейской реальности.
— 3.Учение о первичности сознания и вторичности материи
— 4 Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально
истинной, доброй, красивой.\/
/\ Материя – это:
– 1.Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной.
— 2.То, что первично по отношению к духовному и доступно
познанию.
– 3.Первовещество; то, что есть во всем.
— 4.То, что независимо от сознания человека \/
/\ Детерминизм – это:
— 1.Учение о том, что все в мире имеет причину, причинно
взаимосвязано.
— 2.Учение, представители которого утверждают, что причину
событий до конца познать невозможно.
— 3 Учение о том, что все причины познаваемы наукой или
философией.
— 4.Все перечисленное.\/
/\ Какие из перечисленных отношений не входят в производственные
отношения?
— 1 Отношения собственности
— 2 Правовые отношения
повторяющаяся связь между явлениями. \/
/\ Выберите правильный ответ:
— А) сознание – духовный феномен
— Б) сознание – идеальное явление, качественно отличное от
материального.
— В) сознание – отражение субъектом окружающего мира в
идеальных образах.\/
/\ Учение о методах научного познания – это:
— А) гносеология
— Б) Аксиология
— В) Праксиология.\/
/\ Какие формы знаний относятся к донаучным?
— А) искусство
— Б) философия
— В) религия
— Г) магия./\
/\ Какими чертами характеризуется научное познание?
— А) стихийностью
— Б) объективностью
— В) обоснованностью
— Г) догматичностью.\/
/\ Истина – это:
— А) то, что является общепринятым
— Б) то, что приносит конкретную пользу
— В) результат соглашения между учеными
— Г) объективное содержание наших знаний.\/
/\ Критерием истины является:
-А) суждение
— Б) опыт
— В) практика
— Г) абсолютная идея.\/
/\ Как вы определяете человека?
— А) бессознательное существо
— Б) биологический вид «homo sapiens»
— В) биосоциальное существо\/
/\ Как вы определяете личность?
— а) индивид
— б) биосоциальное существо
— в) творческая индивидуальность
— г) социальное существо.\/
/\ Общество представляет собой:
— А) результат божественного творения
— Б) сообщество автономных индивидов
— В) совокупность общественных отношений.