какое определение больше подходит к понятию стратегия
Ответы на тесты по теме Менеджмент
Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»
гибко изменяющийся долгосрочный план действий компании с целью достижения конкурентных преимуществ
Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте
К какой разновидности эталонных стратегий относится создание собственной системы сбыта продукции
стратегия интегрированного роста
—> В чем особенность матричной структуры
матричная ячейка подчиняется одновременно руководителю функционального и продуктового подразделений
Кто не относится к категории стейкхолдеров
Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения
механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства
Какому типу организации, согласно У.Оучи, свойственна неспециализированная карьера
Кто был основателем административной школы
Партисипативность – это
вовлечение работников в анализ проблем и их решения
Планирование действий — это
создание следующего звена между постановкой цели и программой ее реализации
Какой элемент относится к числу связующих процессов в процессном подходе
Отличительной чертой формальной организации является
сознательная координация действий двух или более лиц
—>
Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:
Основное отличие открытой системы от закрытой заключается
в наличии взаимодействия с внешней средой
Процесс составления бюджета состоит из ____________________ этапов.
К компонентам входов организации как элемента открытой системы относятся:
К факторам прямого воздействия внешней среды на организацию относятся(-ится):
источники трудовых ресурсов
Процесс стратегического планирования включает ____________________ этапа(-ов).
Вопрос о необходимости реформы управления в России первым поставил:
Понятие «стратегия»: определение и классификация
Понятие и сущность стратегии
Стоит отметить, что разные экономисты и ученые могут иметь противоположные взгляды на такое понятие, как стратегия. Так, в первом случае подразумевается план, составленный на длительный срок, конечным этапом которого является достижение конкретной цели. Исследователи, придерживающиеся данного мнения, делают допущения, что все процессы, происходящие во внутренней и внешней среде, поддаются прогнозированию, управлению и контролю.
Другой взгляд на понятие «стратегия» основан на том, что это всего лишь долгосрочное направление деятельности, которое определяет позицию в конкурентной среде, использование ресурсов, объемы производства и прочее. Таким образом, она лишь задает предприятию ориентир, а не является четким сценарием действий.
Стратегия имеет долгосрочный характер, а потому разрабатывается на несколько лет вперед. При этом она может касаться как работы предприятия в целом, так и отдельных проектов. Стратегия не имеет конкретных постулатов, а формулируется в общих фразах и выражениях.
Отличительные особенности стратегии
Понятие «стратегия» неразрывно связывается с рядом особенностей:
Разновидности стратегии
Понятие и виды стратегий могут быть описаны следующим образом:
Понятие стратегии организации
Работа любого предприятия не представляется возможной без составления долгосрочного плана. Понятие стратегии организации представляет собой систему перспективных мер, направленных на достижение конкретных коммерческих целей. На ее разработку и реализацию оказывают влияние такие факторы, как:
Понятие и виды стратегии предприятия могут быть описаны следующим образом:
Стратегия управления
Понятие стратегии управления представляет собой постановку долгосрочных целей, которые будут определять деятельность фирмы на определенный период. Она состоит из таких элементов:
При разработке стратегии управления для начала должна быть четко определена сфера деятельности предприятия. Далее руководитель должен составить представление о том, какой он видит фирму в будущем. Также важно понимать, что от поставленной стратегической цели предприятие может отклониться под воздействием внутренних и внешних факторов. Для этого разрабатываются альтернативные варианты.
Стратегия поведения
Понятие стратегии поведения заключается в выработке у человека определенной ориентации в окружающей ситуации и по отношению к тем или иным явлениям. Наиболее часто данная категория используется применительно к управлению конфликтами. Так, попадая в спорную ситуацию, индивид может применить одну из следующих стратегий:
Маркетинговая стратегия
Понятие маркетинговой стратегии подразумевает постановку целей по развитию и реализации каждого отдельно взятого товара с целью повышения объемов его сбыта и популяризации среди покупателей. Данная программа постоянно корректируется в соответствии с изменением рыночной ситуации. Наиболее часто используются следующие виды маркетинговых стратегий:
Оценка эффективности стратегии
Понятие «стратегия» неразрывно связано с категорией эффективности. При разработке долгосрочных планов важно учитывать желаемый результат в разных его аспектах. Так, стратегия может быть оценена в соответствии со следующими аспектами:
Классификация стратегий
Для успешной работы предприятия непременно должна быть разработана стратегия. Определение понятия говорит о долгосрочности, а также приблизительности установленных ориентиров. Также стоит отметить следующую классификацию стратегий:
Стратегия и тактика
Понятие стратегии, тактики не просто взаимосвязаны, но также взаимозависимы. Отличие между ними состоит в масштабе. Так, если стратегия разрабатывается на длительный срок, то тактика представляет собой текущие шаги, которые предпринимаются на пути к достижению конкретной цели.
Тактика имеет достаточно узкую направленность. Это конкретное мероприятие, которое является этапом на пути реализации глобальной стратегии. Она нужна для решения конкретных и четких задач. Таким образом, можно сказать, что стратегия состоит из множества тактических шагов.
Данная категория, помимо всего прочего, отличается также четкостью и детальностью. Также стоит отметить кратковременность тактики. Но это достаточно относительно. Так, если составлять стратегический план на год, расписание по месяцам будет называться тактикой. Но если детализировать деятельность по неделям, то предыдущая программа займет более глобальную позицию, и так далее.
Этапы реализации стратегии
Понятие «стратегия развития организации» подразумевает не только ее разработку, но также и последовательную ее реализацию, которая состоит из следующих этапов:
Выводы
Понятие стратегии предприятия подразумевает составление долгосрочного плана, который служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Стоит отметить, что не у всех экономистов и ученых есть единое мнение по данному вопросу. Так, некоторые считают стратегию приблизительным направлением работы. Часть же исследователей сходится на том, что это четкий план по достижению конкретного состояния организации через определенный период времени.
Важно понимать, что в разных сферах общественной и экономической жизни применяется термин «стратегия». Основные понятия связаны именно с деятельностью предприятий. В этом контексте важную роль играет наличие, а также механизм распределения ресурсов. Также стоит внимательно изучить рыночную ситуацию, чтобы спрогнозировать возможные колебания в будущем. Также не последнюю роль играет отрегулированность внешних и внутренних связей, которые могут повлиять на процесс реализации стратегических программ.
Если говорить о промышленном предприятии, то стратегия может подразумевать рост с целью наращивания производства и увеличения объемов чистой прибыли. Также могут возникнуть амбиции по поводу внешнего развития, которое связано с открытием новых подразделений и представительств. Что касается внутренних процессов, то стратегия может быть направлена на расширение ассортимента продукции или внедрение новых экономичных технологий. При этом всегда стоит учитывать внешние и внутренние ограничители, а также непредвиденные ситуации. В некоторых случаях, когда предприятие работает в убыток, возможно сворачивание производства или отсечение неэффективного подразделения. Руководитель предприятия может использовать данные стратегии отдельно или в комбинации.
Тесты по «Менеджменту»
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:09, тест
Описание работы
Работа содержит ответы на 188 экзаменационных вопросов по дисциплине «Менеджмент»
Работа содержит 1 файл
Менеджмент тестовые задания с ответами.doc
8. К основным критериям оценки эффективности планирования относят следующие:
9. Case-метод предполагает?
10. Главным фактором формирования механизма управления является:
№ Вопроса | ответ |
1 | Е |
2 | А |
3 | А,Б,В,Г,Д |
4 | Г |
5 | Б |
6 | Б |
7 | В |
8 | Д |
9 | Г |
10 | А |
Стратегия. Стратегическое управление
1. Какое определение больше подходит к понятию «стратегия»?
2. Верно ли, что фирма не может реализовывать несколько стратегий одновременно?
3. Стратегии концентрированного роста — это стратегии, связанные:
а) с изменением продукта или рынка;
б) с изменением отрасли, в которой действует фирма;
в) с изменением технологии производства продукта;
г) с расширением фирмы.
4. Для каких из перечисленных стратегий характерно сокращение затрат на рабочую силу:
б) сокращения расходов;
в) обратной вертикальной интеграции;
5. Укажите, что из перечисленного характеризует стратегическую единицу бизнеса (СЕБ):
а) единица, используемая при анализе портфеля продукции;
б) продуктово-рыночный сегмент, используемый для позиционирования продукта компании;
в) подразделение или группа подразделений, производящих одинаковый продукт;
г) самостоятельная производственная единица.
6. Возможность реализации стратегии роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, может быть использована, если новая продукция фирмы:
а) является сопутствующей уже производимому продукту;
б) является заменителем уже производимого продукта;
в) ориентирована на потребителя уже производимого продукта;
г) является высокотехнологичным аналогом уже производимого продукта.
7. Стратегии интегрированного роста – это стратегии, связанные:
а) с изменением продукта или рынка;
б) с изменением отрасли, в которой действует фирма;
в) с изменением технологии производства продукта;
г) с расширением фирмы
8. Стратегии диверсифицированного роста реализуются когда:
9. Стратегия «сбора урожая» используется когда
10. На какой рынок ориентирована стратегия дифференциации?
11. К какой разновидности эталонных стратегий относится создание
собственной системы сбыта продукции?
12. Что означает стратегия «центрированной диверсификации»?
13.Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели — это стратегия:
14. Что из перечисленного является исходным процессом стратегического управления:
а) формулирование миссии организации;
б) определение целей организации;
в) анализ внешней среды организации;
д) анализ внутренней среды организации
15. Какие черты не характерны для стратегического управления?
16. Какие из перечисленных компонентов не исследуются при анализе непосредственного окружения организации:
а) правовое регулирование;
б) политические факторы;
17. Что из перечисленного позволяет сделать SWOT-анализ как метод:
а) провести изучение внешней среды организации;
б) проанализировать принятую в организации стратегию;
в) провести анализ структуры организация;
г) выбрать наименее рискованную стратегию развития организации
18. Что из перечисленного представляет собой составление профиля среды:
а) метод анализа сильных и слабых сторон организации;
б) этап составления матрицы SWOT;
в) метод интеграции оценок внутренней и внешней среды организации;
г) метод оценки важности факторов макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды для данной организации
19. Для чего используется в стратегическом менеджменте матрица А.
Томпсона и А.Стрикланда?
20. Какие параметры используются в матрице А.Томпсона и А.Стрикланда :
Понятие стратегии. Классика и современность
Если бы перед войной ставили такие же стратегические цели, которыми руководствуются современные компании, то битвы были бы проиграны.
Трудно найти предприятие, которое бы не заявляло, что ведет стратегическое управление. Однако сам термин «стратегия» все понимают по-своему. Приведем только несколько из многих десятков современных определений.
Эти определения показывают, что поставленная цель для стратегии не важна, что у нас все предприятия, какое ни возьми, имеют стратегию. Но, почему-то, их эффективность в три-четыре раза ниже, чем у развитых стран.
Не меньше вопросов и с такими понятиями как «тактика», «политики». А в целом и с тем как вести эффективное управление предприятием.
Классическое определение
При этом первое полное всестороннее и исчерпывающее определение военной стратегии дал Карл фон Клаузевиц в своем трактате «О войне» еще 1834 году. А первое определение стратегии в менеджменте сформулировал Альфред Чандлер: «Это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
Джеймс Куинн так охарактеризовал составляющие стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие:
1) основные цепи деятельности;
2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности;
3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики».
Однако далее каждый ищет свое собственное («под себя») определение стратегии, при этом опуская цели предприятия.
Рассмотрим нашу трактовку. Исходя из положений основоположников, можно заключить, что в менеджменте:
1. Стратегия исходит из поставленной внешней цели, принятых политик, и направлена на ее достижение (Чандлер, Куинн).
2. Стратегия предприятия является частью стратегии собственника (Клаузевиц), соответственно стратегии подразделений являются частью стратегии предприятия.
3. Стратегия ставит ряд взаимоувязанных внутренних целей подчиненных поставленной внешней цели (Клаузевиц, Куинн).
4. Внутренние цели и программы их достижения определяются принятыми политиками (принципами, нормами, и.д.) ограничивающими и направляющими поле деятельности.
5. Программы деятельности взаимосвязываются и обеспечиваются требуемыми ресурсами (Клаузевиц, Чандлер, Куинн).
Более конкретное определение
Исходя из изложенного, можно дать следующее определение стратегии: это система принятых политик, взаимоувязанных внутренних целей и программ деятельности, обеспеченных соответствующими ресурсами, по достижению поставленной внешней цели.
Это определение более конкретное, но под него попадают лишь единицы наших компаний – только те, перед которыми поставлена четкая цель, ведь без цели не может быть и стратегии ее достижения. А цель, которую в основном ставят наши компании – это увеличить, повысить, и прочее, без всякой конкретики.
При этом повысить на 20% – это одна стратегия, повысить на 100% – совершенно другая, повысить на сколько можно – стратегия не определена.
Так, если перед войной поставлена четкая цель – захватить страну противника, то из этой цели формируется взаимоувязанный план всей кампании. А если поставить цель просто захватить у противника побольше, то мы выбираем цели, которые попроще захватить – и однозначно проиграем войну, нас очень быстро разобьют. Но примерно так в большинстве наших компаний и разрабатывается стратегия (в понимании определений, данных в начале статьи).
Составляющие стратегии с учетом собственника будет иметь следующий вид:
1. Политики собственника, включая миссию предприятия.
2. Социально-экономическая цель предприятия, поставленная собственником.
3. Политики определения внутренних целей.
4. Видение и внутренние цели по реализации видения, достижения цели предприятия.
5. Политики деятельности.
6. Планы и проекты деятельности, не выходящие за рамки политик.
Политики
Политики являются составной частью стратегии и принятыми принципами, нормами, положениями, правилами, ограничивающими и направляющими поле деятельности. Практически политики предопределяют каждое принимаемое решение, они ограничивают необозримое поле альтернативных решений до приемлемой области, что собственно и позволяет принимать решение уже из конечного числа альтернатив.
При этом вместо термина «политики» (принципы, правила) часто используется термин «стратегия» (путь достижения поставленной цели): финансовая стратегия, рыночная стратегия, и т.д. При условии, что не ставят конкретных программ деятельности по достижению поставленной цели – политики.
Тактика
В менеджменте имеется целый набор разграничений стратегии и тактики. Стратегия – это верхние уровни управления, а тактика – нижние. То, что для вышестоящего уровня – тактика, для нижестоящего – стратегия, и т.д.
Этот вопрос был однозначно решен еще Клаузевицем, который писал, что имеется разделение на два «совершенно различных вида деятельности»: стратегия составляет план войны, намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям; тактика – организация самих по себе этих отдельных боев и ведение их. Но, если отдельный бой распадается на несколько «с особыми целями, подчиненными общему целому», то их организация – это опять же стратегия.
Собственно, практически любая задача может быть решена и стратегически и тактически. Можно, например, собрать всю армию в один кулак и последовательно громить укрепления противника (тактика). А можно распланировать уничтожение даже отдельного объекта противника одновременными взаимоувязанными боями (стратегия).
Очевидно, что второй путь – более эффективен. Как отмечал Клаузевиц: «тактика представляет для теории гораздо меньше трудностей, чем стратегия», но стратегия более эффективна.
Однако без тактики нет стратегии: «Лишь тогда, когда успехи частных боев свяжутся в одно самостоятельное целое, наступает стратегический результат». Именно тактические результаты отдельных операций дают, в совокупности, стратегический результат.
Дадим определение тактике.
Тактика – система последовательных шагов по достижению поставленной единой неразделяемой цели. В стратегии всегда присутствует декомпозиция цели, в тактике ее нет. Тактика содержит несколько шагов, каждый из которых имеет свой промежуточный результат и можно дать определение этому элементарному шагу.
Операция (элементарная) – деятельность по достижению единой цели, проводимая за один шаг, это деятельность по преобразованию ресурсов в продукцию. Управление операциями – это «операционный менеджмент». Операция не имеет промежуточных результатов.
Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей – ССП (Balansed Storecarls – BSC) провозглашена основателями Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном как система стратегического управления. На первый взгляд в ней совершенно отличное от других понятие стратегии: «Это набор неких гипотез о причинах и следствиях».
Александр Кочнев, развивая концепцию ССП, предлагает другое определение: «Стратегия относится к числу многозначных понятий. Существуют также другие определения, каждое из которых по-своему верно. Стратегия – это:
Он отметил, что будет опираться на последнее определение, поскольку его удобно использовать в качестве инструмента для описания стратегии и организации стратегического контроллинга, но не отвергает других определений, каждое из них найдет свое применение.
Однако все это говорит только о том, что стратегия является не многозначным, а однозначным комплексным понятием и не определяется сколь-нибудь адекватно ни одним из приведенных определений.
Но она полностью определяется и приведенным определением стратегии, и приведенной стратегической цепочкой. А отличие ССП от классической стратегии только в том, что в п. 3 «Политики определения частных целей» приведенной стратегической цепочки, политика постановки внутренних целей в классике задает цели как предвидение конечного результата, а в ССП – как предвидение заданных показателей деятельности.
Стратегическое управление
Программы деятельности – это иерархическая система, в которой программы верхнего уровня имеют горизонты до нескольких лет, но не имеют детальности, в то время как программы нижнего (операционного) уровня имеют горизонты в дни и часы, но детально расписывают все действия. При этом выполнение программ нижнего уровня определяет стратегический результат: «стратегия использует результат (отдельного боя) так, как это представляется возможным в соответствии с целью войны» и «Лишь тогда, когда успехи частных боев свяжутся в одно самостоятельное целое, наступает стратегический результат» (Куинн). И этот результат определяет дальнейшие планы этого уровня, возможные коррекции вышестоящего. Эти коррекции необходимы, поскольку ситуация непрерывно изменяется и эти коррекции и должны обеспечивать стабильность и реализацию стратегии верхних уровней при изменении условий.
Стратегия – это не что-то единожды разработанное и действующее на всем времени до достижения поставленной цели. Это касается только самого высшего уровня, а на самом нижнем уровне разрабатываются только ближние операции, дальние же, в условиях неопределенности, разрабатываются только после достижения результатов ближних, и зависят от этих достигнутых результатов.
Михаил Жемчугов, главный специалист в «Корпоративные системы управления», Александр Жемчугов
Какое определение больше подходит к понятию стратегия
Но надо сознавать, что стратегия не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, но и требует его изменения. Поэтому сотрудники организации относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.
Понятие стратегия, как известно, очень древнее и происходит оно от греческого strategia. Оно поначалу представляло собой часть военного искусства и охватывало вопросы подготовки и ведения войн, искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удач-ливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.
Конечно, историческая ясность в вопросах авторства безусловно важна. Но для нас наиболее важным кажется сам факт того, что уже 23 века тому назад понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. Стратегии придавался смысл, который можно сегодня было бы назвать нормой оптимального поведения, будь то организации или же отдельного человека. Сунь-цзы, например, писал: «Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт.»
В Древней Греции титул «стратег» означал «руководитель, облеченный высокими полномочиями».
Долгое время под стратегией понималось управление ресурсами. Данная концепция зародилась во 2-й половине 30-х годов текущего столетия в США. Это положило начало разработке конкретных подходов к формированию стратегии.
В научной литературе можно встретить много определений стратегии, понимаемой как искусство проведения больших операций, включающих их подготовку, организацию и использование имеющихся в распоряжении средств таким образом, чтобы в фактически существующих условиях достигнуть поставленной цели.
Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Таким образом, руководство фирмы должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи фирмы, иными словами, должно разработать целостную концепцию развития своего предприятия и его будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию фирмы.
Стратегия фирмы обязательно должна учитывать продуманные долго-временные цели и задачи этой фирмы (новые ценности для ее клиентов: изде-лия, услуги, формы продажи и т.д.), а также направления вложения тех средств, которые имеются в ее распоряжении и предназначаются для достижения поставленных целей. Подражание стратегии других фирм вместо создания своей собственной чаще всего не приносит успеха.
В большинстве случаев фирмы не располагают ясной и четко сформулированной стратегией деятельности. На вопрос о стратегии фирмы чаще всего приходится слышать в ответ, что речь идет о развитии, а это не совсем точно. Опыт фирм, которые смогли добиться успеха, свидетельствует о том, что они располагали очень продуманной, выверенной, четко определенной стратегией деятельности.
Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.
Эволюция термина «стратегия»
Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах ХХ столетия, Но понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента лишь в 50-е годы, когда реакция компаний и фирм на неожиданные изменения во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение.
Вначале смысл понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военной терминологии, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя» или как «планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств».
Это понятие употребляется и в общем смысле, обозначая понятие широких долгосрочных мер или подхода. Оно вошло в лексикон делового управления для обозначения того, что раньше называлось политикой или деловой политикой.
В те дни многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. Такое понимание восходит к так называемой «кривой опыта», выведенной в 1926 году, которая определяла зависимость затрат на единицу продукции от объемов производства. «Кривая опыта» породила ряд моделей, основанных на крупномасштабном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Самой известной из них является матрица Бостонской консультативной группы.
Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего ру-ководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов (см. табл. 1.1). Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание.
Д.Стейнер, 1977 г.,
П. Лоранж, 1977 г.,
и другие авторы
1987 г.
1989 г.
1995 г.
Многие авторы пытались сформулировать определение понятия «стратегия»:
Квинн считает, что стратегия должна:
— содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;
— поддерживать инициативу;
— концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;
— предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;
— обозначать скоординированное руководство;
— предполагать корректное расписание действий;
— обеспечивать гарантированные ресурсы.
Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Довольно трудно оказывается дать однозначное определение понятия стратегии, поскольку оно настолько многогранно, что при даже незначи-тельном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно.
Современные исследователи понятия стратегии в общем его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.
Стратегия объединяет все части организации в единое целое.
Стратегия охватывает все основные аспекты организации.
Стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации.
Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации:
Что из себя представляет наш бизнес сегодня?
Каким наш бизнес должен стать завтра?
Каковы наши товары, функции, рынки?
Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?
Стратегия как метод достижения стратегических целей организации
Стратегию рассматривают и как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей организации. Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Та-ким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.
Таким образом, стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:
— эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;
— взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.
Следует иметь в виду, что для достижения одних и тех же стратегических целей и задач можно разработать несколько стратегий, выбор которых осуществляется в зависимости от условий внешней среды: рыночной конъюнктуры, конкуренции, политических и социальных событий и др. Во многом стратегия определяется внутренним стратегическим потенциалом организации и особенностями стратегического видения топ-менеджмента. При изменении состояния среды, смене руководящего состава организации, других изменениях внутренней и внешней среды происходит переход от одной стратегии к другой.
Реальные стратегии базируются на целях и задачах, конкретизирующих миссию организации. Они представляют собой план действий или путеводитель для организации, обеспечивающий ее стратегическое развитие. При разработке стратегий определяющим является стратегическое видение высшего руководства, которое заключается в способности не только определять пути и методы достижения поставленных целей, но и интуитивно предугадывать развитие событий во внешней среде. Однако в реальности предвидение не всегда оказывается оправданным: для обеспечения реализации стратегических задач необходима адекватная реакция на изменение условий рынка, свежие решения конкурентов, новые технологии, модификацию предпочтений потребителей, политические и нормативно-правовые новации, появление новых возможностей, неожиданные критические ситуации.
Вопросы для повторения и закрепления
1. Когда появился термин «стратегия»?
2. Какая дисциплина занимается проблематикой стратегии деятельности?
3. Когда понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента?
4. Какие определения стратегии существуют в настоящее время?
5. Каким требованиям должна отвечать стратегия?
6. На какие ключевые вопросы относительно сущности организации дает ответ стратегия?
7. Что представляет собой стратегия как план?
Выходные данные учебника: