какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Тест по социологии

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Кого можно считать основателем социологии?
1. М. Вебер
2. Платон
3. Э. Дюркгейм
4. О. Конт
5. Аристотель

2. Какое определение социологии более точное?
1. Социология – наука об обществе
2. Социология изучает поведение людей
3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью
4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами
5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…
1.О.Конт
2. Г. Спенсер
3. М.Вебер
4. Э. Дюркгейм
5. Т. Парсонс

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?
1. Г. Спенсер
2. М. Вебер
3. В. Паретто
4. К. Маркс
5. Т. Парсонс

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?
1. Социальная группа
2. Гражданское общество
3. Социальный институт
4. Социальная общность.
5. Трудовой коллектив

6. Какое определение общества наиболее полно и корректно?
1. Общество – это то же, что и государство
2. Общество всегда совпадает с территорией определенной страны,
поэтому основной признак – это географические границы
3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура»
4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру
5. Общество – самая крупная группа людей

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?
1. Массовое общество
2. Индустриальное общество
3. Постиндустриальное общество
4. Постмодерное общество
5. Традиционное общество

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?
1. Дифференциация и интеграция
2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности
3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции
адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца
4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны
5. Всевозрастающая рационализация общества

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?
1. Аграрное общество
2. Традиционное общество
3.Общество охотников и собирателей
4. Индустриальное общество
5. Индустриальное и постиндустриальное общество

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?
1. Модернизация
2. Индустриализация
3. Информатизация
4. Глобализация
5. Интеграция

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:
1. Описание методы обработки и анализа данных
2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных
4. Организационный план исследования
5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов

12. Что такое объект социологического исследования?
1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели
2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования
3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению
4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу
5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. Опрос
2.Наблюдение
3. Эксперимент
4. Социометрический тест
5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:
1. Теоретическая интерпретация понятий
2. Эмпирическая интерпретация понятий
3. Операционализация понятий
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных
5. Системный анализ объекта исследования

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
1. Предположение о свойствах изучаемых объектах
2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации
3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления
4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности
5. Социальное противоречие, требующее разрешения

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?
1. Количество участников
2. Степень формализации статусов и ролей
3. Длительность существования
4. Тесные межличностные контакты, близость участников и взаимодействия
5. Наличие системы контроля

17. Что такое конформизм?
1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос
2. Поведение, контролируемое посредством группового давления
3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера
4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений
5. Вид группового мышления

18. Примером квазигруппы будет…
1.Толпа
2. Студенческая группа
3. Семья
4. Дружеская тусовка
5. Трудовой коллектив

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…
1. Социализация
2. Идентификация
3. Институционализация
4. Приспособление
5. Ассимиляция

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?
1. Семья
2. Школа
3. Воспитатели
4. Трудовой коллектив
5. Сверстники

21. Вторичная социализация включает в себя…
1. Профессиональную социализацию
2. Воспитание в школе
3. Воспитание в семье
4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей

22. Социальный статус – это…
1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе
2. Определенная позиция в социальном пространстве
3. Устойчивая связь элементов в социальной системе
4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия
5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?
1.Мужчина
2. Афроамериканец
3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры
4. Муж
5. Пожилой человек

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.
1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход
2. Образование, профессия, доход, престиж
3. Профессия, национальность, доход
4. Профессия, доход, половозрастные характеристики
5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества
1. Стратификация
2. Социализация
3. Социальная мобильность
4. Маргинальность
5. Социальный класс

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:
1. Это получение человеком новой профессии
2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения
3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития
4. Это изменение условий жизни индивидов
5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или
горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.
1. Социальные действия
2. Социальная общность
3. Социальные отношения
4. Социальные институты
5. Социальная организация

28. Что такое девиантное поведение?
1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей
2. Система взаимообусловленных социальных действий
3. Поведение, ориентируемое на действия других людей
4. Поведение, которое характеризует лидера в группе
5. Поведение, направленное на социальные изменения

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это
1. Социальный институт
2. Социальная общность
3. Формальная группа
4. Организация
5. Институт социализации

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?
1. Социализация
2. Организация
3 Институционализация
4. Модернизация
5. Стратификация

Источник

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ВАРИАНТ 1

О.Конт был сторонником направления в социологии

а) позитивизма; б) социал-механицизма; в) социал-дарвинизма.

2. Какое определение более полно выражает сущность социологии как науки:

а) социология – это наука об обществе;

б) социология – это система знаний об обществе как социальной системе, о закономерностях социальных образований различных уровней, о деятельности личности;

в) социология – это наука о социальных институтах и организациях.

3. Совокупность людей, объединенных совместной жизнедеятельностью – это:

а) социальная группа; б) общество; в) социальный институт.

4. Действие, когда индивид осознает цель, средства и последствия, относится к:

а) целерациональному; б) ценностнорациональному; в) традиционному.

а) стабильность; б) открытость; в) неизменность.

6. Социальное взаимодействие – это:

а) состояние зависимости; б) эпизодические, кратковременные отношения;

в) социальное отношение, когда действие одного субъекта является причиной и следствием действия другого.

7. Основным признаком толпы служит:

а) случайность; б) экспрессивность; в) временность объединения людей.

8. Перемещение индивида, социальной группы без изменения их социального статуса – это:

а) вертикальная мобильность; б) горизонтальная мобильность; в) миграция.

9. Средством реализации политики выступает:

а) закон; б) право; в) власть.

10. Теология и ее приверженцы:

а) раскрывают внутренние механизмы политики;

б) рассматривают влияние на политику других сфер общественной жизни;

в) объясняют государственную власть сверхъестественным происхождением.

11. Какая оппозиция относится к теории элит:

а) профессионалы и дилетанты;

б) властвующее большинство и подвластное меньшинство;

В) стадность и одаренность.

а) ресурсы власти; б) виды власти; в) формы власти

13. Законодательная власть обычно представлена:

а) правительством; б) президентом; в) парламентом.

14. Легитимность – это:

а) независимость государственной власти;

б) признание гражданами законности власти;

в) терпимость по отношению к полярным точкам зрения.

15. Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма:

а) наличие в обществе политической оппозиции;

б) безусловное подчинение индивида коллективу;

в) относительная неприкосновенность частных сфер жизни.

16. Как называются прямые и косвенные проявления инакомыслия и недовольства существующим режимом:

а) аномия; б) оппозиция; в) фракция.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ВАРИАНТ 2

а) социальная группа; б) социальная общность; в) общественный класс.

а) идеал; б) идеология; в) нормы.

а) социальная реакция; б) социальное действие; в) социальная девиация.

4. Главным фактором, определяющим процесс формирования личности, является:

а) биологическая наследственность; б) культура; в) индивидуальный опыт.

5. Социализация индивида – это:

а) развитие личности; б) воспитание личности;

В) постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.

6. Основоположником социологии является:

а) М. Вебер; б) О. Конт; в) К. Маркс.

7. Концепцию общественно-экономической формации разработали:

а) Т. Парсонс; б) К. Маркс и Ф. Энгельс; в) П. Сорокин.

8. На информационной основе базируется общество:

а) традиционное; б) промышленное; в) постиндустриальное.

9. Терпимость к чужому мнению называется:

а) плюрализмом; б) толерантностью; в) консенсусом.

10. Форма уклонения избирателей от участия в голосовании:

а) анархизм; б) популизм; в) абсентеизм.

11. Страна, в которой формой правления является президентско-парламентская республика:

а) Великобритания; б) Франция; в) Германия.

12. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий:

а) сепаратизм; б) изоляционизм; в) лоббизм.

13. Страна, в которой формой правления является президентская республика:

а) Франция; б) США; в) Нидерланды.

14. Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов – это:

а) корпоративизм; б) коммунитаризм; в) лоббизм.

15. С какого возраста граждане РФ обретают избирательные права:

а) с 16-ти лет; б) с 18-ти лет; в) с 21 года.

16. Что характеризует государственный суверенитет:

а) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти для всех государственных институтов;

В) независимость государства от других государств.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ВАРИАНТ 3

1. Социальное действие на основе сложившегося стереотипа поведения – это действие:

а) целерациональное; б) традиционное; в) ценностнорациональное.

2. Изменение индивидом, социальной группой места в социальной структуре общества – это:

а) социальная стратификация; б) социальная мобильность;

в) социальная дифференциация.

3. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей со сходными особенностями культуры, психики и самосознания – это:

а) поселенческая группа; б) общественный класс; в) этнос.

4. Свойство предмета удовлетворять определенные потребности людей – это:

а) нормы; б) ценности; в) мотивы.

5. Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу:

а) предписанному; б) исходному; в) достигаемому.

6. Радикальные изменения, коренные преобразования всей системы общества – это:

а) революция; б) инновация; в) реформа.

7. Перемещение индивида, социальной группы, влекущее изменение их социального статуса, можно отнести к:

а) миграции; б) горизонтальной мобильности; в) вертикальной мобильности.

8. Процесс социализации завершается:

а) в юношеском возрасте; б) в зрелом возрасте; в) продолжается всю жизнь.

9. Президент РФ, согласно Конституции, избирается сроком на:

а) 6 лет; б) 4 года; в) 3 года.

10. Президент РФ, согласно Конституции, является:

а) главой государства; б) главой правительства;

в) главой государства и правительства.

11. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет:

а) председатель правительства; б) глава Государственной Думы;

в) Председатель Совета Федерации.

12. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной:

а) наличием двух монархов;

б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;

в) правом монарха назначать правительство.

13. В президентской республике правительство несет политическую ответственность:

а) перед парламентом; б) перед президентом; в) перед судом.

14. В парламентской республике правительство несет ответственность:

а) перед парламентом; б) перед президентом; в) перед судом.

15. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу:

а) по мажоритарной; б) по пропорциональной; в) по смешанной.

16. Кто ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»:

а) А.Гитлер; б) В.Ленин; в) Б.Муссолини.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ВАРИАНТ 4

1. Переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация общества, его элементов – это:

а) социальное развитие; б) социальное изменение; в) социальный прогресс.

а) социальное неравенство; б) социальная мобильность; в) социальная стратификация.

3. Что является объектом социологии:

а) общество; б) человек; в) государство

4. Каким словом определяется положение человека в обществе, осуществляющее доступ к образованию, богатству, власти и проч.:

а) статус; б) роль; в) должность

5. Как называют ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом:

а) должность; б) роль; в) профессия

6. Как называется социология, ориентированная на практическую пользу:

а) прикладная; б) теоретическая; в) макросоциология

7. Кто ввел в научный оборот само слово «социология»:

а) К.Маркс; б) О.Конт; в) М.Вебер

8. Кто был автором органической теории:

а) Г.Спенсер; б) К.Маркс; в) Т.Парсонс

9.Автор типологии политической легитимности – это:

а) М.Вебер; б) А.Вебер; в) Б.Рассел.

10.В традиционном смысле харизмой может обладать лишь:

а) племенной вождь; б) духовное лицо; в) политический лидер.

11. Основное различие между правой и левой разновидностями тоталитаризма:

а) отсутствие преследований по политическим убеждениям;

б) отношение к частной собственности; в) принцип однопартийности.

12. «Ахиллесова пята» демократии – это:

а) культура и искусство; б) образование; в) экономика.

13. Формы правления – это:

а) унитарное государство, федерация, конфедерация; б) монархия и республика;

в) тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

14. Конфедерацией не является:

а) Швейцария; б) Евросоюз; в) СНГ.

15. Признание законности и правомерности официальной власти обществом, ее права управлять им – это:

а) легальность; б) легитимность; в) независимость.

16. Союзное государство, состоящее из равноправных, относительно самостоятельных государственных образований – это:

а) конфедерация; б) автономия; в) федерация.

Источник

Социология

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Социология», разработанного на кафедре. К каждой теме предлагаются контрольные вопросы, усвоение ответов на которые позволяет успешно пройти аттестацию. Усвоение материала по конкретно-социологическим исследованиям позволит студентам успешно работать над дипломной. Вопросы плана каждой темы являются также вопросами для зачета. Пособие адресовано студентам очной и заочной формы обучения

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии.

2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.

3. Уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Краткая история развития социологической мысли.

Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».

Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.

Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.

Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.

Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.

Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.

Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.

Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.

Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.

Естественно, что социология не может не опираться на достижения философской мысли, поскольку социологу необходимо целостное видение проблемы, умение в единичном увидеть общее, существенное. Вместе с тем, социологу требуется знание реальных социальных процессов, а их невозможно постичь умозрительно, не опираясь на чувственный опыт и не используя эмпирические методы (например, наблюдение, эксперимент и т.д.). Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.

Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.

Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).

1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).

Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.

2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.

3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.

Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.

До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.

Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.

1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.

Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.

2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.

3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.

Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.

Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:

1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.

2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.

Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.

Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.

3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.

Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.

Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.

По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.

Мы предлагаем выделять следующие функции:

1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.

2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.

3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.

4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.

Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.

Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.

Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.

Классическая социология развивалась в работах ее классиков: О. Конта (1798-1857), Г. Спенсера (1820-1903) и Э. Дюркгейма (1858-1917).

Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.

О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.

Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.

Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.

1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.

2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.

3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.

4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.

Другой тип социологии — неклассический разрабатывался Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе их методологии лежит представление о противоположности законов природы и общества. На этой основе выделяется два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные). Каждому типу знания соответствуют свои методы. Для гуманитарных наук характерен метод понимания и отношения к ценностям.

Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.

Кроме классической и неклассической социологии в истории социологии встречается их синтез. Он был реализован в социальной теории К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Они сформулировали принципы материалистического учения об обществе. Они, как и позитивисты, рассматривали социальные явления как факты и стремились объяснить социальные процессы по образцу естественных наук. Предметом социологии они считали изучение основных закономерностей развития общества.

Их принципы сводятся к следующему:

1. Признание закономерности общественного развития.

2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.

3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.

4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.

Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.

Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.

Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.

Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).

Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).

Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.

Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.

1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.

3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.

5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.

4. Что общего между социологией и философией.

5. Отличие социологии от философии.

6. Отличие социологии от других социальных наук.

7. Назовите уровни социологического знания.

8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.

9. Роль эмпирии в социологическом знании.

10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.

11. Что познают теории среднего уровня.

12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.

13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.

14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.

15. Назовите основные функции социологии.

16. Суть классической социологии.

17. Отличие классической социологии от неклассической.

18. Основные черты «смешанной» социологии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Как собрать данные в полевом качественном исследовании. Учебное пособие

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Социология международных отношений

Немирова Наталья, 2017

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Основы социологии и политологии

Николай Демидов, 2015

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Социология труда: Методические указания к курсовым работам

Андрей Алексеевич Булков, 2018

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Трехсекторальное социальное партнерство

Н. Г. Хорошкевич, 2018

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Социология. Краткий курc

Коллектив авторов, 2014

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Переговоры в социальной работе

Ольга Аллахвердова, 2017

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Общество как объект социологического анализа

Николай Вахнин, 2019

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Группа авторов, 2013

какое определение более полно выражает сущность социологии как науки

Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *