какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

Гимнастическая терминология

В энциклопедической трактовке терминология — это совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства и т.д. Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности c целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов. B физическом воспитании, в частности на занятиях физической культурой, терминология играет очень важную роль.

Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить объяснение и описание гимнастических упражнений. В учебном процессе краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков, способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Требования, предъявляемые к терминологии – создание современной гимнастической терминологии, осуществленное на базе словарного фонда родной речи, сделало ее понятной, удобной для изучения, доступной широким кругам специалистов физической культуры и спорта. От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вис, упор, мост, выпад, спад, наклон и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных понятий.

K терминам предъявляются определенные требования:

Правила сокращений. Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Обычно опускаются следующие слова:

Основные термины гимнастических упражнений

Исходные положения (И. п.) — это положения, из которых выполняются упражнения.

Основная стойка (О. с.) — соответствует строевой стойке. Из низких исходных положений переход в любое положение стоики обозначается термином встать.

Сед — положение сидя на полу или снаряде.

Присед — положение занимающегося на согнутых ногах.

Выпад — движение (или положение) c выставлением и сгибанием опорной ноги.

Упор — положения, в котором плечи выше точек опоры.

Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.
Наклон — термин, обозначающий сгибание тела.

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Смешанные висы и упоры — это такое положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Maх — свободное движение относительно оси вращения.

Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами. Опорный прыжок выполняется c дополнительной опорой (толчком) руками. Различают прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.

Кувырок — вращательное движение тела c последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Переворот — вращательное движение тела c полным переворачиванием (c опорой руками, головой или тем и другим) c одной или двумя фазами полета.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Шпагат — сед c предельно разведенными ногами (c касанием опорой всей длиной той или другой ноги).

Полушпагат — аналогичное положение, но c согнутой ногой, находящейся впереди.

Одноименные — подразделяются на одновременные, поочередные, последовательные, одноименные и разноименные, однообразные. Одноименные, совпадающие по направлению co стороной конечности (руки, ноги).

Одновременные — выполняемые конечностями в одно и тоже время.

Поочередные — выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

Последовательные — выполняемые одно за другим c отставанием одной конечности на половину амплитуды.

Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому.

Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях:

Круговые движения руками: из исходного положения руки вниз и руки вверх выполняется круг руками вперед, круг руками назад, круг руками наружу, круг руками вовнутрь, круг руками вправо и круг руками влево; из исходного положения руки вперед и в стороны выполняется круг руками книзу и круг руками кверху.

Стойка– это положение на ногах.
1. Основная стойка (О.С.) (она соответствует строевой стойке, но, в отличие от этого, возможны различные положения рук). 2. Узкая стойка (ст.) ноги врозь. 3. Стойка ноги врозь. 4. Широкая ст. ноги врозь. 5. Сомкнутая стойка (носки и пятки плотно сжаты). 6. Ст. ноги врозь правой (левой) (когда одна нога ставится на шаг вперед на носок). 7. Скрестная ст. правой (левой). 8. Ст. ноги врозь скрестно правой (левой). 9. Ст. на правой (левой), левую (правую) в сторону (ст. на одной ноге, другую ногу в сторону). 10. Ст. на правой (левой), левую (правую) в сторону (назад) на носок. 11. Ст. на коленях. 12. Ст. на правом колене (левая нога впереди) и наоборот.

1. Сед. 2. Сед, ноги врозь. 3. Сед, согнув ноги. 4. Сед углом. 5. Сед согнувшись (ноги вертикально). 6. Сед на правом бедре (на левом). 7. Сед согнув ноги скрестно правой (левой).

Упор – положение с опорой руками и (чаще) другими частями тела (смешанные упоры).
1. Упор стоя согнувшись. 2. Упор присев. 3. Упор лежа. 4. Упор стоя на коленях. 5. Упор стоя на одном колене. 6. Упор лежа на бѐдрах. 7. Упор лежа на предплечьях. 8. Упор лежа сзади прогнувшись. 9. Упор лежа на правом (левом) боку. 10. Упор лежа на согнутых руках.

Положения лежа
1. Лежа на спине. 2. Лежа на животе. 3. Лежа на правом (левом) боку. 4. Лежа на груди с опорой коленом. 5. Лежа кольцом (рыбка).

Положения рук (положения рук и других частей тела указывается по отношению к телу)
1. Руки вперед (ладони друг к другу). 2. Руки вверх. 3. Руки в стороны (ладони вниз). 4. Руки назад. 5. Руки вниз. 6. Промежуточные положения: вперед-вверх, вперед-в стороны и др.

Положения с согнутыми руками
1. Руки (Р.) на пояс. 2. Р. перед грудью. 3. Р. к плечам. 4. Р. за голову (в замок). 5. Р. на голову (в замок). 6. Р. за спину. 7. Р. перед собой. 8. Р. Скрестно. 10. Р. к плечам. 11. Р. к плечам, локти в сторону (локти вперед).
Положения кисти
1. Кисть в кулак. 2. Кисть свободно (пальцы расслаблены). 3. Кисть расслаблена (вся кисть расслаблена). 4. Кисть поднята (опущена). 5. Кисть вправо (влево). 6. Пальцы врозь. 7. Пальцы согнуты.

Движения кистью
1. Сгибания и разгибания пальцев. 2. Волна кистью. 3. Восьмѐрка кистью.
Положения ног и движения ног
1. Правая вперед на носок. 2. Правая вперед (900). 3. Правая вперед-кверху (450 от вертикали).

Движения согнутыми ногами

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе подаѐтся команда «Согнуть».
1. Согнуть правую (стопа касается голени). 2. Согнуть правую вперед (стопа вертикально). 3. Согнуть правую назад. 4. Согнуть правую в сторону (отвести ногу в сторону и согнуть в коленном суставе). 5. Согнуть праву, колено в сторону. Движения туловища и головы

1. Наклон (имеется в виду вперед). 2. Наклон влево (вправо, назад). 3. Наклон прогнувшись. 4. Полунаклон. 5. Наклон с захватом (хват за голеностопы). 6. Пружинистые наклоны.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты отдельными частями тела, поворот туловища и поворот всего тела.
1. Поворот направо (налево) (900), 2. Поворот кругом (1800), 3. Полповорота (450), 4. Остальные повороты выражаются в градусах, например: поворот на 30 градусов.

Круговые движения
(2 термина): Круг – полное круговое движение. Дуга – неполный круг. Направление круговых движений: 1. В лицевой плоскости (вверх, внутрь, наружу, вниз). 2. В боковой плоскости (вперед, книзу, кверху, назад). 3. В горизонтальной плоскости (внутрь, наружу, вперед, назад).

Правила и формы записи упражнений

K правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнении; соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Запись общеразвивающих упражнений осуществляется следующим образом.

При записи отдельного движения надо указывать:

Терминология строевых упражнений

Назначение и особенности строевых упражнений. Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания и коллективной деятельности. Строевые упражнения служат средством постепенного и умственного разогревания мышц, а так же формируют правильную осанку и регулируют эмоциональный настрой учащихся.

Классифицируются на четыре группы:

Основные строевые понятия:

Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Шеренга – размещение занимающихся на одной линии.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Фланги – правая и левая сторона оконечности строя.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Интервал – расстояние по фронту между занимающимися Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину.

Направляющий – занимающийся, идущий в колоне первым.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колоне последний.

«Становись!» — по этой команде занимающийся встает в строй, принимает строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!», «Налево — равняйсь!», «На середину — равняйсь!» — по этой команде все занимающиеся, кроме (право-) левофлангового или среднего поворачивают голову направо (налево).

«Смирно!» — по этой команде занимающиеся принимают строевую стойку.

«Отставить!» — по этой команде занимающиеся принимают предшествующее ей положение.

«Вольно!» — по этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене. В разомкнутом строю занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и ставит руки за спину.

«Разойдись!» — по этой команде занимающиеся действуют произвольно. Повороты на месте (команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», «Полповорота налево!»).

Расчет: команды «По порядку — рассчитайсь!», «На первый и второй – рассчитайсь!», расчет начинается с правого фланга; каждый называя свой номер, четко поворачивает голову к стоящему слева и затем принимает исходное положение.

Построения и перестроения

Построение в шеренгу: команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него (или самостоятельно).

Построение в колонну: команда «В колонну по одному (два, три, четыре и т.д.) — становись!». Группа выстраивается за преподавателем в затылок (или за направляющим).

Построение в круг: по распоряжению «Встаньте в круг!». Перестроения — переходы из одного строя в другой. Перестроение из одной шеренги в две: после предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают левой нагой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют ногу (счет «три»). Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке обратном построению.

Перестроение из одной шеренги в три: после предварительного расчета (по три) подается команда «В три шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, первые становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаѐтся команда: «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке, обратном построению.

Передвижения осуществляются по прямым, косым и закругленным линиям. По мере овладения техникой передвижений, фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т.д. Занимающиеся должны знать, что все строевые движения начинаются с левой ноги, а танцевальные — с правой.

Переход из движения на месте к передвижению: команда Прямо!» подается под левую ногу, затем делается шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение вперед. Походный шаг (обычный): нога поднимается свободно, ставится на пол как при обычной ходьбе.

Разновидности ходьбы: походная (или обычная); на носках; на пятках; на внутренней и наружной стороне стоп; с опорой руками о колени; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; в приседе; выпадами; приставными, скрестными шагами вперед и в сторону; пружинный шаг — с различными положениями рук.

Разновидности бега: обычный бег; с высоким подниманием бедра; со сгибанием ног назад; со взмахом прямых ног вперед, назад или в стороны; скрестным шагом вперед и в сторону; спиной вперед; с поворотами с различными положениями рук. Разновидности прыжков и подскоков: на двух и на одной ноге; ноги врозь и вместе; ноги врозь скрестно; с ноги на ногу; с различными положениями рук; с поворотами; с движениями рук, туловища, ног.

Фигурная маршировка:

Размыкания и смыкания

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.
Размыкания и смыкания в движении: команда “Вправо (влево, от середины) на 2-3 шага разомкнись!” Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал.

Методические указания при проведении строевых упражнений:

Методика обучения терминологии

Чтобы исключить разночтение отдельных положений и движений, предлагается терминология ОРУ с рисунками и техническим описанием их выполнения. Правильное применение терминологии способствует более точному и краткому объяснению упражнений. Кроме того, необходимо знакомить учащихся с терминологическим названием упражнений и их назначением.

Для обучения терминологии можно применять следующие методические приемы:

Источник

Глава 4 ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, про­цессов.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, распола­гающей безграничным множеством применяемых упражнений, тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает

упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике. Гимнастическая терминология широко при­меняется на занятиях не только гимнастикой.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целе­направленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это систе­ма специальных наименований (терминов), применяемых для крат­кого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержани­ем данной науки, ее теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и в других областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь тер­минами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и пол­ностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а следовательно, жизненной и устойчиЕОЙ. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущ­ности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точ­ность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб­
ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений,
облегчающие наименование и запись упражнений.

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии
какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии
какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

4.3. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

4.3.1. Способы образования терминов

Наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике отно­сятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, на­пример: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1,а), упор на пред­плечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е) — и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнув­шись (рис. 2, в).

Термины маховых упражнений образуются с учетом особеннос­тей того или иного двигательного действия, например: подъем ма­хом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреде­ляются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике — от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

4.3.2. Правилаприменения терминов

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производствен­ной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные тер­мины ОРУ, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики не­обходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упраж­нений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины — для определения отдельных групп упраж­нений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно опреде­лять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указы­вающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упраж­нения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняю­щие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, дви­жение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

4.3.3.Правила сокращений (опускание
отдельных обозначений]

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

«спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед): при нахождении гимнаста передней сто­роной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова «спереди»);

указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соот­ветствует установленному стилю;

«туловище» — при наклонах;

«нога» — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставле­ниях ее на носок;

«поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

«хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

«ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

«ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (впра­во);

«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражне­ния.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Исходныеположения (и. п.)—стойки* или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки:основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкну­тую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лежа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы— положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.

Присед— положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), полуприсед с наклоном (рис. 6, г) и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д), полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др

Вььпад— движение (или положение) с выставлением и сгибани­ем опорной ноги (рис. 7, а), наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис 7, г), разно­именный выпад (указывается нога и направление выпада). Напри­мер, выпад левой вправо (рис 7, д).

Упоры—положения, в которых плечи выше точек опоры. Раз­личают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.

* Термин «стойка» имеет и другое значение. См. ниже. 32

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии
какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

Движения руками и но­гами.Различают движения одновременные, поочеред­ные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (на­чало движения в противо­положную сторону), па­раллельные (обеими рука­ми), симметричные и не­симметричные. Они выпол­няются в основных и про-

межуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во вто­ром случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть пра­вую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).

Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.

Направление движения руками и ногами определяется по отно­шению к туловищу независимо от его положения в пространстве.» На рис. 10 показаны движения руками: а — правую вниз, б — пра­вую в сторону-книзу, в — правую в сторону, в, з — руки в стороны, г—правую вверх-наружу, г, ж— руки вверх-наружу, д — пра­вую вверх, д, е — руки вверх, ж — левую вверх-наружу, з — ле­вую в сторону, з, и — руки влево, к — левую в сторону-книзу, л — левую вниз, а, л — руки вниз.

На рис. 11 показаны положения ног (в боковой плоскости): а — вперед на носок, б — вперед-книзу, в — вперед, г — вперед-кверху, д — назад на носок, в — назад-книзу, ж — назад.

Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой плоскос­ти: а — книзу, б — кверху, в — внутрь, г, д — наружу. В боковой плоскости: а — вперед, б — книзу, в — кверху, г — вперед д, е — назад. В горизонтальной плоскости: а — внутрь, б — наружу, б — вперед, г — назад, д — вперед, е — назад.

Круг— движение руками, ногами, туловищем, головой по ок­ружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон— термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рие. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рие. 13, в), наклон вперед-книзу (рие. 13, г), наклон назад касаясь (рие. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захва­том (рис. 13, ж).

Равновесие— устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном на­зад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), е захватом (рие. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).

При наименовании упражнений с предметами основным призна­ком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.

Основные положения е гимнастической палкой: палку вниз (рис. 15, о), палку на грудь (риа. 15, б), палку вперед-вверх (рис, 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.

. 2* 35

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии
какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

Несимметричные поло­жения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указыва­ются дополнительно. На-

пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).

Основные термины упражнений со скакалкой:

Подскок— небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием; двойной подскок— два пружинящих подскока: первый ос­новной, второй дополнительный (меньше по амплитуде).

Подскок петлей (рис. 16, а), подскок с правой на левую (рис. 16,6), (рис. 16, б) подскок с двойным вращением (двойное вращение ска­калки при одном подскоке), подскок меняя ногу (рис. 16, в), под­скоки с передачей скакалки и др.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис сог­нувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.

Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные поло-

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

жения уточняются. Напри­мер, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).

Упор— положение зани­мающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на пред­плечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках сог­нувшись (рис. 19, а), упор

сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». На­пример (на брусьях), подъем махом назад — махом вперед угел или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологииСед— положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.

Начало упражнения на снарядах принято определять терми­нами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад.

Подъем— переход в упор из виса или из более низкого упора вболее высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.

Спад— движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.

Оборот— круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (пе­рекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.

Стойка— вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах— свободное движение относительно оси вращения. (Спо­собы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание — мах, выполнен­ный несколько раз.

Махдугой — переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач— однократное маятникообразное движение занимающего­ся вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей — раскачивание.

Выкрут— оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Для обозначения маховых движений (махов) применяются тер­мины:

Перемах— движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг— целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо на­зад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнуты­ми прямыми ногами; круг поперек, крут прогнувшись и др.

Скрещение— два встречных перемаха. Разновидности скреще­ний уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скре­щение, скрещение с поворотом.

Вход— термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у сна­ряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).

Переход— смещение исполнителя вправо или влево на снаряде сперехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход— движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелет— перемещение гимнаста содной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или содной жерди на другую.

Соскок— спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Разли­чают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, обо­ротом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).

Прыжок— преодоление расстояния: высоты, длины, препятст­вия или снаряда — в свободном полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжоквыполняется с дополнительной опорой (толч­ком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

4.6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ*

Перекат— вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, всторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись, выполняемый из седа.

Группировка— согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку лежа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.

Кувырок— вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок спрыжка с фазой полета до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчиваю­щимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад вупор на колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.

Переворот— вращательное движение тела сполным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону, переворот сголовы, переворот на одну ногу, переворот спрыжка и др.

Переворот назад— вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекидка— равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выпол­няется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат— переворот споворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет— прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом— вскок на ноги, выполненный из упора

* Более сложные упражнения см. в учебниках «Спортивная гимнастика», «Спортивная акробатика».

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии
какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологии

согнувшись (g лопаток). Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д.

Поворот разгибом выполняется движением подъема в поворотом кругом в упор лежа (g поворотом на 360° указывается особо).

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе. Различа­ют: сальто вперед, маховое сальто (рис. 22), сальто назад, в сторону, а также сальто g полуповоротом, сальто е поворотом и др.

Темповой подскок — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 23, а), моет на одной руке (рив. 23, б), мост на одной ноге (рис. 23, в), мост на предплечьях (рис 23, г), мост разноименный, например в опорой левой ногой и правой рукой (рив. 23, д), и др.

Шпагат — сед в предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: шпагат (рис 24, о), шпагат правой (рис. 24, б), левой (указывается нога, находя­щаяся впереди); одноименный (рис. 24, в), разноименный, шпагат о наклоном и др.

Полу шпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис 24, г), полушпагат g наклоном (рис. 24, д), с наклоном назад и др.

Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1, г), на голове (см. рис. \, д), на руках (см. рис. 1, е); в последнем случае стойка может быть уз­кой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги — в тазобедренных); перекатом (вращательным движением в по­следовательной опорой), махом (правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах); прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым); прыжком (на руки); переворотом на­зад и др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное и конечное положение каждого исполнителя (какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего). Например, вход о бедра, вход сзади или стойка на плечах в кистях лежащего партнера, стойка на коленях нижнего.

Для упражнений на батуте применяются специфические тер­мины.

Кач — отдача сетки после прихода на нее прыгуна.

Подскоки — (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлета исполнителя. Остальные термины образуются в соответетвии с правилами гимнастической терминологии.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Бег—передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот — вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Различают: поворот переступанием (одноимен­ный, разноименный), на носках, скрестный, махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии (с сохранением положения тела) и др.

Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами. В за­висимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, открытый, закрытый, шагом, скачок, перекидной, подбивной, выпадом, полу­кольцом (кольцом) и др.

Пружинное движение руками — целостное пружинное движе­ние со сгибанием во всех суставах. Выполняется в различных на­правлениях.

Волна — оложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Раз­личают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), на-

какое описание стойки не соответствует гимнастической терминологиичинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем раз­гибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положе­ние кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *