какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Область применения

В основном, применение ABA более всего известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом, сохранение природных ресурсов, образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), геронтологию, поддержание здорового образа жизни и физическую культуру, промышленную безопасность, изучение языков, загрязнение природы, медицинские процедуры, воспитание детей, использование ремней безопасности, терапию при тяжёлых психических нарушениях, спорт, управление зоопарками и уход за животными.

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики метода

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

Основные понятия в ABA

Поведение

Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением. Поведение что-то или нет можно определить, применив так называемый «тест мертвеца»:

«Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И если мёртвый это сделать не может, значит это поведение».

Оперантное научение (обусловливание)

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления). Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.

Окружающая среда

Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм. Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.»

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

Подкрепление (усиление)

Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Наказание (ослабление)

Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение. Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции

Угасание реакции — это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)(Купер и др.). Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначеного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики, б) появление новых видов поведения. которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

Продолжительность — сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

Анализ изменений в поведении

Метод формирования реакции

Этот метод подразумевает под собой постепенное изменение существующей формы поведения в ту, которая нам нужна. Например, если обучаемый играет с собакой очень грубо (не гладит, а бьёт, например), то мы, работая методом формирования реакции, будем подкреплять только то поведение, при котором обучаемый касается собаки более мягко.

Эффективность при аутизме

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при аутизме выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой аутизма, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда — как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior).

Источник

Какое описание соответствует определению топографического класса реакций

какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Важность топографии

Четкое определение топографии поведения особенно важно для разработки соответствующих вмешательств для детей, инвалидность которых частично определяется поведением, например эмоциональными и поведенческими расстройствами и расстройствами аутистического спектра. Учителя и администраторы, не имеющие большого опыта или подготовки в работе с поведенческими нарушениями, часто слишком остро реагируют и создают больше проблем, сосредотачиваясь на социальных конструкциях, окружающих ненадлежащее поведение, без наблюдения за фактическим поведением.

Топография против функции

Топография и функция представляют собой два очень разных способа описания поведения. Например, если ребенок устраивает истерику, чтобы объяснить топографию своего поведения, учителю будет недостаточно просто сказать «ребенок устроил истерику». Топографическое определение может гласить: «Ребенок бросился на пол, пинал и кричал высоким голосом. Ребенок не вступал в физический контакт с другими людьми, мебелью или другими предметами в окружающей среде».

Загруженные описания в сравнении с топографией

Чтобы по-настоящему понять, как топография может описывать поведение, может быть полезно сравнить загруженные (эмоционально окрашенные) описания данного поведения с топографическими описаниями (объективные наблюдения). Решения для поведенческого обучения предлагают этот метод сравнения двух:

Загруженное описание

Топография

Салли разозлилась и начала бросать предметы во время круга, пытаясь поразить ими других.

Ученица бросала предметы или выпускала предметы из руки.

Маркус делает успехи и при появлении запроса может сказать «бух» пузырям.

Студент может издавать вокальный звук «бух».

Карен, как всегда счастливая, помахала учителю на прощание.

Студентка махала рукой или двигала рукой из стороны в сторону.

Когда помощник попросил убрать блоки, Джои снова разозлился и бросил блоки в помощника, пытаясь ударить ее.

Студент бросал блоки на пол.

Рекомендации по топографии поведения

При описании топографии поведения:

Топография поведения также может называться операционным определением поведения.

Источник

Криминалистическое исследование письма и письменной речи

Понятие и научные основы криминалистического исследования письма

Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепления их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).

Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка – почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь – это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление вовне в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.

На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки пишущего, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа.

Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи

Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим – документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.

В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.

Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:

Форма документа – внешнее выражение его содержания – характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.

Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания – одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий – присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний – отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий – отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препинания.

Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:

Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» – типичны для лиц образованных и начитанных.

Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

Подготовка материалов для криминалистического исследования письменной речи

Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.

К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования с точки зрения их объема, происхождения, времени исполнения и тематики.

Рекомендуется, чтобы образцы по объему были до пяти страниц машинописного и до десяти страниц рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.

По своему происхождению различают свободные и экспериментальные образцы письма.

Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.

Экспериментальные образцы – это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.

В этих образцах обязательно должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.

При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.

При автороведческих экспертизах экспертам можно предложить следующие вопросы:

Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка

Криминалистическое почерковедение – это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач.

В своем научном развитии криминалистическое почерковедение опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно-двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почерку устанавливается исполнитель документа.

Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.

Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.

Вариационность почерка – результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные – это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные – подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого почерка или маскировке своего собственного.

Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом – бегло, малоразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.

Вариационность почерка не препятствует идентификации, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

Индивидуальность почерка – это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков у конкретного человека. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после завершения обучения, он зависит от количества и характера почерковой практики.

Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные.

Топографические признаки почерка – это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на бумаге, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.

К топографическим признакам относятся:

1. Поля – отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) – ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.

2. Абзацы – части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.

3. Расположение строк возможно горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

По форме они бывают прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге – над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления.

4. Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки переноса могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке – посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали – горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

5. Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, а также равномерными и неравномерными. К средним относятся, если между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).

6. Выделение слов – их подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.

7. Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.

8. Положение нумерации страниц текста – слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.

Общие признаки почерка

Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, – это:

1. Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанное выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы отличаются от стандартных прописей.

Средневыработанный почерк имеет средний темп письма, среднюю координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах выполнения письменных знаков.

Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, с другой стороны – однотипное выполнение разных букв.

2. Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется упрощенными движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.

Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

3. Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

4. Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

5. Наклон. По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85–95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

6. Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. По разгону почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины – почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины – почерк размашистый.

7. Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. По степени связности различают связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять или более букв, средним – три-четыре буквы и отрывистым – когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

8. Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень вдавленности штрихов. По этому соотношению почерки подразделяются на имеющие:

Почерки выделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя вдавленность наблюдается на двух последующих листах; слабая, когда вдавленность может наблюдаться только на оборотной стороне листа.

Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и сравниваемых образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка – это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (рис. 18), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (рис. 19), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 20).

какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Все многообразие частных признаков может быть классифицировано на четыре группы:

1. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов (рис. 21).

какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Рис. 21. Левоокружное выполнение буквы «Ш» и первого полуовала буквы «Ж», одноштриховой вариант буквы «Т», правоокружное выполнение строчных элементов буквы «В» и «Ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «Л»

2. Особенности связывания письменных знаков и их элементов (рис. 22).

какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Рис. 22. Особенности связывания письменных знаков и их элементов

Упрощенная связь букв «С» и «Р», непрерывное выполнение букв «Б» и «Р», различные способы связи элементов букв «Н» и «К»

3. Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону (рис. 23).

какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Рис. 23. Особенности соотношения письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону. Расположение верхних окончаний основных штрихов буквы «Н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха буквы «Ж» за верхнюю и нижнюю строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «Т» и «У», различные интервалы между основными штрихами буквы «Т»

4. Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способов их выполнения (рис. 24).

какое описание соответствует определению топографического класса реакций

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.

Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

Составление розыскной таблицы

Составление розыскной таблицы. Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.

Возможности криминалистического исследования почерка

Кроме исследуемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.), аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2–3 листам писчей бумаги, а подлинных подписей должно быть не менее 15–20.

Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в диктуемый текст слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, не менее двадцати, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.

Таким образом, основные направления применения методов криминалистического почерковедения – это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе.

Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *