какое октановое число у нефраса
Бензин «Калоша». Свойства и области применения
Низкооктановые бензины помимо топлива для поршневых авиадвигателей и карбюраторных автомобилей используются также и в качестве растворителя. Их относят к группе нефрасов (образовано из начальных букв слов «нефтяной растворитель»), производство которых у нас в стране регламентируется требованиями ГОСТ 443-76. К нефрасам принадлежит и бензин Бр-2, не вполне точно именуемый также бензином Калоша. Существует много вариантов появления этого названия, наиболее распространённая версия, что этот бензин впервые получил венгерский химик-органик Галоши, искажённая фамилия которого и закрепилась в современном варианте.
Характеристики
Данная разновидность нефраса довольно широко используется в промышленности, хотя постепенно вытесняется из применения менее канцерогенными, и менее опасными с точки зрения лёгкости воспламенения марками растворителей.
Основные технические характеристики:
Прочие показатели бензина Калоша разнятся, в зависимости от отрасли его применения. Общим является то, что алканы, входящие в химическую формулу всех нефрасов, близки к циклопарафинам сырой нефти. В результате основной технологией для получения бензина Калоша является фракционирование с умеренной интенсивностью.
Получаемый нефтепродукт используется для растворения печатных красок, пестицидов, гербицидов, покрытий, жидкого асфальта и других органических веществ, включая и резину. Используются также для очистки от загрязнений подвижных деталей машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования в ремонтном производстве (что сближает этот продукт с некоторыми другими марками бензинов, в частности, бензина Б-70). Не допускается использование продукта в условиях окружающих температур более 30 0 С.
Марки и требования безопасности
Нефрасы производят двух сортов: С2 80/120 и С3 80/120, которые различаются лишь технологией получения и очистки. В частности для производства С2 80/120 в качестве исходных полуфабрикатов применяют бензин, который прошёл каталитический риформинг, а для С3 80/120 – бензин, полученный методом прямой перегонки. Для нефраса С2 80/120 первого сорта плотность несколько ниже.
Часто в технологических требованиях к бензинам-растворителям возникает путаница, обусловленная различием в стандартах, которые руководствуются производители. Так, нефрасы (в том числе и наиболее распространённый Нефрас С2 80/120) производится по ГОСТ 443-76, а бензин Калоша – по техническим условиям, которые заведомо менее жёсткие. Однако по формуле и свойствам это – идентичный товар, различающийся лишь степенью рафинирования (для бензина Калоша эта степень ниже). Поэтому с фактической точки зрения бензин Бр-2, бензин Калоша и нефрас С2 80/120 – одно и то же вещество.
Применение
По совокупности своих свойств бензин Калоша считается в первую очередь бензином-растворителем, но практическая область его использования гораздо шире:
Бензин Калоша не следует полностью отождествлять с бензином Бр-2. Они производятся из разного сырья и проверяются на содержание компонентов различными методами, особенно, когда в основной состав производитель вводит специфические присадки. Кроме того, все нефрасы, производимые по техническим требованиям ГОСТ 443-76, отличаются стабильным показателем своего октанового числа, что прочим маркам, рассматриваемым в этой статье, не свойственно.
Цены на данную продукцию определяются фасовкой товара. Для бензина Калоша, который разливается в ёмкости 0,5 л, цена колеблется в пределах 100…150 руб., для фасовки в канистрах по 10 л – 700…1100 руб., для оптовых поставок (бочки 150 л) – по 80…100 руб/кг.
Бензин галоша, его особенности и применение
Продукт чистой перегонки, без присадок. Таков бензин галоша. Октановое число у состава С2 80/120, БР-2 порядка 52-ух. Этот показатель выше, чем у любого автомобильного бензина. Октановое число говорит о способности смеси противостоять воспламенению при сжатии. Для бытовых нужд необходима высокая планка. А галошу применяют, в основном, именно в быту и на мелких производствах в качестве растворителя. Как топливо состав заливают лишь в каталитические горелки.
Особенности бензина галоша
Бензин галоша не имеет четкой химической формулы. Состав немного варьируется, ведь рассматривается не отдельное вещество, а комплекс из углеводородов. Используются и ароматические и линейные. Главное, условие для углеводородов, чтобы попасть в галошу – перегонка при 80-ти, 120-ти градусах Цельсия.
Бензин галоша – Нефрас. Это второе, более точное название смеси. Расшифровывается имя, как «нефтяной растворитель». Поскольку он легко воспламеняется, работы с жидкостью проводят вдали от источников искрообразования. Транспортируют смесь в плотно закрытых емкостях. При их открытии обеспечивают систему вентиляции, вытяжки, ведь, как и любой бензин, галоша резко, неприятно пахнет.
Влага, тепло, прямые лучи солнца – то, от чего предохраняют бензин калоша или галоша (встречаются оба варианта названия) при хранении. Кстати, хранится жидкость 24 месяца после изготовления.
Чем отличается галоша от обычного бензина
Автомобильный бензин – топливо. Специализация галоши – растворитель. Состав, к примеру, закупают предприятия резиновой промышленности. В ней используют марку «бензин БР 1 Галоша». Существует еще смесь БР-2. Она отличается от единицы повышенным содержанием серы до 0, 025%. Фраза «октановое число порядка 52-х» значит, что показатель приблизительный, зависит от состава галоши. У обычных же бензинов октановое число фиксированное. Не зря, существуют виды топлива. Так, октановый показатель 92-го бензина равен 92-ум, 95-го – 95-ти и так далее.
Отличие состоит и в более узком интервале температуры кипения, чем у стандартного бензина. Если бензин галоша купить, чувствуется, что пахнет смесь немного меньше, нежели обычное топливо. Дело в том, что в растворителе содержится меньше углеводородов ароматической группы.
Цена бензина галоша
Поскольку Нефрас часто применяют в бытовых нуждах, требуются небольшие объемы растворителя. Распространенная фасовка по 0,5 литра. В таком объеме на бензин галоша цена начинается от 26-ти рублей. Стандартная стоимость 30, 40 рублей, но встречаются и образцы за 50. Такую цену установило на свой товар одно из предприятий Тольятти. В Москве некоторые магазины просят за 0,5 литра галоши 68-70 рублей.
Редко, но встречается разлив по 0,9 литра. Стоит емкость около 70-ти, 100-а рублей. Следующая стандартная фасовка – 1 литр. Просят за нее примерно так же. 5 литров оценивают в 400, 500 рублей. Промышленной считается фасовка в 10 литров. Цена на нее от 630-ти рублей, но, средняя стоимость – 700, 800 рублей. За такую сумму предлагают купить бензин галоша в СПБ (сокращение Санкт-Петеребурга).
Где купить бензин галоша? В небольших объемах можно приобрести в точках, торгующих табаком. Бензин для зажигалок «Зиппо» — не что иное, как Нефрас. Состав в больших объемах продается в строительных магазинах и тех, что торгуют радио-оборудованием. Всего, в России Нефрас предлагают около 900-от компаний.
Применение в ювелирном деле бензина галоша
Мастера используют состав для очистки поверхностей. Это требуется, к примеру, при пайке деталей украшений. Для разжижения эмалей и красок так же требуется бензин Галоша. Применение актуально для разведения любых лакокрасочных материалов, используемых и для оформления драгоценностей и поделок из металлов и камней.
При ремонте дорогостоящих часов, к примеру, галошей промывают механизм аксессуаров. Бензин растворяет насевшую на детали грязь, мешающую работе часов. Драгоценный корпус часто нуждается в полировке. Прежде, чем ее провести, металл так же протирают Нефрасом. Протирка им подразумевается и после зачистки. Так поверхность обезжиривается.
Используют ювелиры галошу и в качестве топлива для бензиновой горелки. Она требуется для плавки металлов, соединения деталей украшений. Близка к ювелирной и работа зубопротезистов. При изготовлении металлических коронок, мастера так же применяют галошу.
Раньше, галошу делали по ГОСТу 443-76. Сейчас стандарт отменен. С чем и связано значительное расхождение по составу и качественным параметрам разных марок Нефраса. Их часто покупают путешественники для туристических горелок. Удобная небольшая фасовка позволяет взять в поход нужный объем высококачественного топлива, растворителя. При пеших путешествиях имеет значение вес рюкзака. Обычно, с собой берут тары в 0,5 литра.
Бензин калоша: свойства,характеристика,применение,цена,фото
История названия бензина «калоша» приобрела былинный оттенок. На слуху история о венгерском химике с фамилией Калош, который впервые получил необходимый состав легкокипящих фракций методом перегонки. Якобы, затем его фамилию трансформировали на русский лад и получился своеобразный каламбур. Это не так – никакого химика с такой фамилией не существовало, а бензин калоша на деле оказался просто товарной маркой одного крупного производителя. Разберемся и в других малоизвестных нюансах этой марки растворителя.
Свойства
«Калоша» — результат перегонки бензина, полученного в результате каталитического риформинга нефти или прямой отгонки нефтей с низким содержанием серы. Потом бензин проходит стадию удаления из него ароматических углеводородов (их может быть не более 2,5% от общего объема). Уже такой, деароматизированный бензин подвергается перегонке. Для «Калоши» собирают легкие фракции, кипящие в диапазоне температур 80÷120 °С.
Вещество представляет собой летучую прозрачную, маслянистую жидкость с выраженным, хотя и не очень сильным запахом нефтепродуктов. В воде не растворяется, зато само растворяет многие органические вещества и материалы. Очень токсично, пожаро- и взрывоопасно. Состоит из смеси разных углеводородов: нафтеновых, парафиновых, изопарафиновых и ароматических. Содержание ароматических углеводородов регламентируется: их может быть от 0,5 до 2,5 процентов. Остальных может быть не более половины от общего состава. В «Калоше» полностью отсутствуют водорастворимые щелочи и кислоты, а также вода.
Официальное название «Калоши» — нефрас С2 80/120. Цифро-буквенные обозначения как раз и поясняют, что данный вид нефтяного растворителя содержит смесь углеводородов, кипящих при температуре от 80 до 120 °С.
ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗИНА
- Вещество представляет собой смесь чистейшей перегонки с отсутствием присадок. Октановое число равно порядка 52. У бензина нет четкой химической формулы, его состав несколько варьируется. Легко воспламеняется, поэтому рекомендуется использовать подальше от источников огня. Транспортировка осуществляется в закрытых плотных емкостях. При хранении необходимо защищать от влаги, тепла и прямого солнечного света.
Чем бензин калоша отличается от галоши и от обычного бензина?
Бензин «калоша» — это бензин-растворитель, применяемый для промышленных и бытовых нужд. Главная особенность жидкости — высокое октановое число. В составе топлива присутствует минимальное количество углеводородов. Бензин можно заливать в горелки, обогреватели и каталитические грелки. С ним приборы прослужат дольше.
Другие особенности топлива
«Калоша» — отличный растворитель. Он испаряется с обрабатываемой поверхности быстрей, чем ацетон, и не оставляет специфический запах. Жидкость характеризуется средней растворяющей способностью и используется для расжиживания лакокрасочных материалов, эмали и красок.
Топливо может применяться для обезжиривания электрооборудования, промывки подшипников в автомастерской. В модной индустрии жидкость используется для снятия жирового слоя с кожи.
Бензин «калоша» — это токсичное химическое соединение. При работе с ним необходимо использовать индивидуальные средства защиты: респираторы и перчатки. При попадании жидкости на кожу возможно покраснение и высыпание. Следует немедленно промыть пораженный участок тела большим количеством воды.
Это легковоспламеняющаяся жидкость. При работе с ней необходимо устранить любые источники огня. Возможно воспламенение от искры от удара. Тушить возгоревшийся растворитель можно пеной из огнетушителя. Максимальная температура, при которой применяется бензин «калоша», — 75ºС.
Бесцветную прозрачную жидкость необходимо хранить в хорошо проветриваемых помещениях в закрытых тарах. Должно быть исключено попадание влаги и прямых солнечных лучей.
Срок хранения — 2 года.
Отличие «калоши» от других видов бензина
Бензин «калоша» изготавливается в соответствии с ГОСТ 443-76. Его обозначение — Б-70. Существует еще бензин «галоша», который изготавливается в соответствии с техническим условием 308.401-67108-92. При его создании не нарушаются правила стандартизации. В основе бензина лежит видоизмененная формула «калоши», а названия отличаются всего одной буквой.
Интересен тот факт, что в основе названия химических соединений лежит одна и та же обувь, надеваемая поверх резиновых сапог. До революции в обиходе широко использовались оба названия: калоша и галоша. Пришедшие к власти большевики взяли курс на искоренение простоязычных слов и калоша перестала существовать. Тоже самое характерно для обоих бензиновых составов. «Галоша» — это более поздний вариант, изготовленный не по ГОСТу. Несмотря на это, и «калоша», и «галоша» наделены одинаковыми функциями и стоят одинаково. Оба состава являются нефтяными растворителями.
Главное отличие «калоши» и «галоши» от обычного бензина — непостоянство октанового числа. В стандартном топливе этот показатель фиксированный, а у калоши и галоши он колеблется у отметки 52.
Из-за минимального количества углеводородов бензин «калоша» отличается менее пахучим запахом. В его составе практически отсутствуют присадки и добавки. Это чистая консистенция, с помощью которой можно очищать рабочие поверхности.
В отличие от стандартного бензина у «калоши» низкое бромное число. Это величина, характеризующая количество брома на 100 см³. У нефрасов этот показатель всего 0,02 грамма, у обычного бензина — 0,05 граммов.
Применение
Полезные свойства успели оценить не только в автомобильном секторе, но и в других областях бытового применения. На вопрос «Можно ли заправлять бензином калошей автомобиль?» — вопрос отрицательный, поскольку двигатель не рассчитан на подобные очищенные типы бензина, что неизбежно приведет к выводу основных узлов из строя.
Наиболее популярны следующие сферы применения:
К наиболее значительным преимуществам относится низкая способность к образованию сажи, минимальный запах и более высокая чистота по сравнению с АИ.
Цена бензина калоша
Стоимость нефрасов достаточно низкая, поскольку технология производства дешевая. На цену влияет объем тары, а также применение мер дополнительной очистки. В среднем за одну единицу «Калоши» придется заплатить:
Наиболее часто небольшие фасовки этого горючего встречаются в табачных магазинах под видом заправочной смеси для зажигалок. Более объемные упаковки можно найти в строительных магазинах. Также можно заказать любой понравившийся вариант через интернет.
Меры предосторожности
Если посмотреть формальную классификацию, то вещество будет относится к 4-му классу опасности (самому низкому) по характеру воздействия на человеческий организм, а вот согласно пожаро- и взрывоопасных характеристик относится к 1-му классу опасности.
Если вещество принять внутрь, то по характеру воздействия состояние будет похоже на наркотическое опьянение – будет проявляться анемия, разовьется поражение центральной нервной системы. При попадании на открытый участок кожи или на слизистую, следует немедленно промыть водой.
Использовать растворитель можно только в помещении с хорошей вытяжкой, только в средствах индивидуальной защиты:
Нельзя работать с «калошей» вблизи источников открытого огня, а также при превышении максимальной допустимой температуры – 75 градусов.
Хранить вещество необходимо в герметичной таре, не пропускающей солнечный свет, вдали от нагревательных приборов. Обязательно наличие вентиляции в таких помещениях. При возникновении возгорания для тушения можно использовать воду, пар, порошок или химическую пену.
Очумелые ручки: #2
Итак, господа, заседание продолжается.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Сегодня собрание клуба весёлых и находчивых очумелых ручек #2 — посвящено изготовлению низкооктанового бензина для ретротехники.
И мы все сегодня Василии Алибабаевичи:
— Какой культурный нашелся, а?
А когда ты у себя там на колонке бензин ослиной мочой разбавлял …
Почему лучше не использовать в наших 401-х двигателях со степенью сжатия 6,27 бензины АИ-92(А-83) и выше уже рассматривал — Тынц.
Ибо как говорится, будет горе — будет и ум, и я на самом деле не такой умный — как просто опытный, был бы умным — не был бы таким опытным.
Вот на этой оптимистичной ноте и вернусь к теме сегодняшнего доклада — есть ли жизнь на Марсе как сделать для моего Москвичка-401 бензин марки А-72 (наиболее оптимальное для меня октановое число).
Октановое число для бензинов по ГОСТ определяется двумя методами — исследовательским (ОЧМ) и моторным (ОЧИ).
Просто А (Автомобильный) в названии бензина — октановое число определено моторным методом.
АИ — Автомобильный Исследовательским — октановое число определено исследовательским методом.
Бензинщики родом из 90-х знают, что при смешивании бензинов с разным октановым числом результат можно прикинуть по приблизительной формуле:
ОЧМ = ( (ОЧМ1 * %содержания) + (ОЧМ2 * %Содержания) ) / 100
где:
ОЧМ1 — октановое число по моторному методу первого бензина
ОЧМ2 — октановое число по моторному методу второго бензина
Эта формула лишь прикидочная, потому что буду мешать бензины с разной плотностью и разным фракционным составом, результат нужно обязательно проверять на установке УИТ-85.
Для начала необходимо выбрать хорошую сетевую заправку известного бренда, со стабильным качеством бензина.
В моём варианте это выбор между Лукойлом и Роснефтью, выбрал Лукойл — мне на него удобнее.
Взял канистру со своего Москвичка — Тынц — и купил на лукойловской заправке в неё 10 литров фирменного АИ-92 (А-83) экто-бензина с моющими присадками:
По ГОСТ этот бензин должен иметь ОЧМ не менее 83.
Далее, нужно приобрести Бензин-Растворитель БР-2 «Галоша» или Бензин-Растворитель БР-1 «Калоша»,
Эти бензины-растворители известны и продаются под названиями «Нефрас» (НЕФтяной РАСтворитель) марки БР-2 С2-80/120 «Галоша» и БР-1 С3-80/120 «Калоша».
Запомнить просто — калошу и галошу можно одевать на валенки и это именно БЕНЗИНЫ, а не какая-то хрень и янь.
Изготавливаются эти бензины-растворители на нефтеперегонных заводах выделением из бензинов каталитического риформинга (это получится Галоша) или бензинов прямой перегонки (Калоша) фракций с диапазоном кипения 80-120 градусов Цельсия, и очисткой этих фракции от ароматических и смолистых составляющих.
Это очень чистые бензины без посторонних запахов и вони, испаряющиеся без следов и сгорающие без каких-либо дыма и копоти.
Пробовал купить «Нефрас» в хозмагах в литровых бутылках от разных производителей, так одни воняют здорово и сами по себе и при горении (хрен знает что там налито вместо «нефраса»), а с другими вроде и всё нормально — но очень дорого в розницу что-то получается.
Плюнул, раскинул остатком мозга и выбрал для себя нефрас С2-80/120 по ТУ 308.401-67-108-92 Рязанского Нефтеперерабатывающего Завода (РосНефть), покупаю этот нефрас у себя в Ростове на базе химреактивов (фирма Улисс) на разлив из 200 литровых бочек, и пахнет правильным бензином, и при сгорании никаких посторонних запахов и дыма:
В зависимости от завода и сортов нефти, из которой производится конкретный нефрас — ОЧМ нефраса может лежать в интервале 42-56, октановое число для нефрасов ГОСТ’ом не регламентируется.
Отдал образцы этих бензинов №1 (Нефрас рязанского НПЗ) и №2 (лукойловский АИ-92) в специализированную лабораторию (на большинстве больших нефтебаз есть лаборатории с установками УИТ-85) для точного определения октанового числа моторным методом:
Получилось на образце №1 ОЧМ = 55, образец №2 ОЧМ = 84
Прикинул по формуле, что для изготовления бензина с нужным мне ОЧМ более-менее удобные для бурбулирования пропорции;
— 50% нефраса с ОЧМ-55 и 50% лукойловского АИ-92 (А-83) с ОЧМ-84;
( ( 55 * 50) + (84 * 50) ) / 100 = ОЧМ теоретический получается 69,50.
— 40% нефраса с ОЧМ-55 и 60% лукойловского АИ-92 (А-83) с ОЧМ-84;
( ( 55 * 40) + (84 * 60) ) / 100 = ОЧМ теоретический получается 72,40.
Следуя русской пословице, той, которая — доверяй, но проверяй — сбурбулировал образец №3 50/50 и образец №4 40/60, и снова отдал их в лабораторию для точного определения октанового числа моторным методом:
Получилось для образца №3 ОЧМ = 72, образец №4 ОЧМ = 75.
Что же, для этой парочки конкретного нефраса + конкретный бензин расхождение теории с практикой = + 2,5
Меня же для использования в моём Москвичке-401 вполне устраивает реальный ОЧМ 72 — вот и ладушки.
Технология бурбуляции простая — при необходимости в 20 литровую канистру вливаю 10 литров рязанского нефраса С2-80/120 по ТУ 308.401-67-108-92 и доливаю на заправке Лукойла в эту канистру 10 литров их фирменного АИ-92 экто.
Получаю 20 литров А-72, который и выливаю в бензобак своего Москвичка.
Срок хранения нефраса по ГОСТ — 5 лет, поэтому взял 60 литров рязанского нефраса в 10-ти литровых канистрах (который проверил на ОЧМ), его мне хватит года на 3 (как раз периодичность моего ТО).
Лукойловский АИ-92 экто набирать в запас не надо, он точно не исчезнет )))
Калоша (и Галоша) на базах хим-реактивов стоят в 1,5 — 1,8 раза дороже хорошего фирменного АИ-92 (смотря где брать и сколько), да, получилось вроде как и недёшево, но сколько того бензина А-72 мне нужно в своих выездах за год, ведь мой Москвич-401 — это совсем не автомобиль для ежедневной езды.
А-72 получился с современными моющими присадками (там же половина лукойловского АИ-92 экто, а вторая половина чистейший как слеза бензин), на нём исправный отрегулированный двигатель хорошо заводится и едет, он не будет перегреваться.
В выхлопе отсутствуют дым и копоть, потому что в сделанном бензине пониженное содержание ароматических углеводов и смолистых составляющих (это от нефраса), и нет всей той бодяги и непонятки, которую могут намешать умельцы в АИ-80 (газоконденсат и прочие прелести).
Бензин А-72 с нефрасом С2-80/120 и моющими лукойловскими присадками хорошо убирает нагар на свечах и стенках цилиндров, а так же смолистые отложения и всю вековую хрень и янь из бензобака — поэтому попервой обязательно пользоваться фильтром тонкой очистки, который на наших 401-х лучше всего поставить перед бензонасосом: