какое обязательное образование в беларуси
Образование
Система образования Республики Беларусь
Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых:
По показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь занимает 17 место среди 163 стран мира.
Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием за 2019 год составляет 94%. В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.
Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование на основном, дополнительном и специальном уровнях. Всего в стране насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников (каждый 10-й занятый в экономике).
Таким образом, в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образование через всю жизнь».
Однако наряду со вступлением в Болонский процесс республика не отказалась и от лучших приобретений единой советской системы образования (интернациональность, государственная поддержка, доступность, бесплатность, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий).
Основным источником финансирования системы образования по-прежнему является бюджетное финансирование, рассматриваемое как государственные инвестиции в человеческий капитал.
С целью создания единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечения систематизации и упорядочения правовых норм, а также полной кодификации законодательства об образовании принят Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. В настоящее время с учетом происходящих и планируемых изменений в системе образования подготовлен проект новой редакции документа.
Важным является то, что белорусское законодательство в этой сфере органично сочетается с планами социально-экономического развития не только нашей страны, но и Союзного государства, Содружества Независимых Государств, ЕАЭС.
Белорусское образование включает в себя как процесс обучения, так и воспитания, в котором на первое место ставится любовь и уважение к своему Отечеству, народу, языку, культуре, традициям и обычаям.
Образование в интересах устойчивого развития обеспечивает возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни общества.
Дошкольное и общее среднее образование
Дошкольное образование
В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают учреждения дошкольного образования.
Сохраняется достигнутый в предыдущие годы 100%-ный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования.
Общее среднее образование
С 2002 года внедрена 10‑балльная система оценки результатов учебной деятельности.
Функционируют классы профессиональной направленности, учащиеся которых, кроме предметов на повышенном уровне, обязательно посещают факультативные занятия по таким направлениям, как педагогическое («Введение в педагогическую профессию»), аграрное («Введение в аграрные профессии»), спортивно-педагогическое («Введение в спортивно-педагогические профессии»).
В учреждениях общего среднего образования для учащихся X-XI классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, введен предмет «Трудовое обучение». Он реализует образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию.
В образовательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. Идет формирование облачной информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.
Республика Беларусь впервые участвовала в тестировании PISA. В исследовании PISA-2018 в нашей стране принимали участие 236 учреждений образования. Выборка учреждений и учащихся, принявших участие в исследовании, осуществлялась случайным образом организацией Westat (США). Оценивались знания около 6 тыс. 15-летних школьников: языковая и компьютерная грамотность, знание естественных наук. Среди 79 стран, участвовавших в 2018 году в PISA, Республика Беларусь заняла по читательской грамотности 36-е место; по математической грамотности 38-е место; по естественно-научной грамотности 37-е место.
С 2015/2016 учебного года идет поэтапное обновление содержательной части общего среднего образования, в связи с чем обновлены учебные стандарты, планы и программы, учебники и учебно-методические пособия. По новым учебным программам в 2019/2020 году обучаются I- IX классы. Переход на новые программы полностью завершится в 2021/2022 учебном году.
В новых пособиях активно используются информационные технологии: реализуется технология дополненной реальности, разрабатываются электронные приложения, позволяющие работать с учебным пособием в интерактивном режиме; электронные версии новых учебников дополнены гиперссылками на электронные образовательные ресурсы. Электронные версии всех учебников, которые используются в образовательном процессе, размещены на Национальном образовательном портале.
Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день (шестой) для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.
Специальное образование
Республика Беларусь добилась хороших результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами. Обеспечивается возможность получения образования всеми детьми, независимо от характера и степени выраженности имеющихся нарушений, от момента выявления нарушения до получения профессионального образования и трудоустройства. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2019 году составил 99,9%.
Создана система учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, обеспечивающая не только получение образования, но и социально-педагогическую поддержку, социальную реабилитацию, оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи, персональное сопровождение в образовательном процессе.
Функционируют 237 учреждений специального образования, которые концентрируют материальные, информационные, методические и иные ресурсы по работе с детьми с особенностями психофизического развития, являются базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогических работников. Координацию деятельности в сфере специального образования осуществляют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Закон об образовании
Юридически верное название этого нормативного акта – Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». Он был принят 13 января 2011 г. под номером 243 – З. В него вносились некоторые изменения и дополнения. Последние дополнения опубликованы от 23 июля 2019 г. № 231-З.
Это весьма объемный документ, не поддающийся подробному рассмотрению в рамках одного материала.
Чтобы оценить масштаб охваченных Кодексом об образовании вопросов вспомним очевидную логическую последовательность:
Все сферы деятельности в современной жизни требуют определенного уровня образования – любое образование приобретается в учебных заведениях – все учебные заведения подчиняются законодательству – главный нормативный правовой акт в отношении образования – Кодекс об образовании.
Положения Кодекса прямо определяют жизнь всех граждан Республики Беларусь в детском и подростковом возрасте, т.к. среднее образование в нашей стране является всеобщим и обязательным.
Большинство жителей Беларуси могут не ощущать на себе влияния Кодекса, однако это вовсе не принижает его значения. Дело в том, что на основе норм этого документа (и предшествовавших ему законодательных актов) давно построена и функционирует образовательная система страны.
Для полноты охвата попробуем рассмотреть здесь только общее содержание основных разделов Кодекса, их направление и сферы действия.
Общие положения Кодекса об образовании
Общие понятия и термины Кодекса раскрываются в статье 1 этого документа. Приведем некоторые из них, чтобы с большей определенностью изучать следующие разделы Кодекса об образовании.
Образование – совокупность воспитания, обучения, приобретения навыков, формирования личности.
Образовательный процесс – образование, организованное уполномоченным для этого учреждением образования, в соответствии с образовательной программой.
Образовательная программа – сочетание документов объединенных в систему для организации образовательного процесса с целью достижения заранее определенных результатов. Для большей ясности можно представить образовательную программу для школьного класса, рассчитанную на один учебный год. Предполагается, что в начале года ученики обладают определенным объемом знаний. В конце учебного года, при выполнении программы, им полагается приобрести новый объем знаний, получить конкретные результаты, вроде умения решать математические задачи определенного уровня сложности, выучить некоторое количество иностранных слов и выражений и др.
Учреждение образования – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является обучение.
Обучающийся – лицо, проходящее процесс обучения, образования. Так могут называть посетителей детских садов, школьников, студентов, курсантов специальных учреждений.
Выпускник – тот, кто уже закончил образовательную программу в учреждении образования. Специально отметим, что и после окончания учебы у выпускника могут оставаться связанные с этим обязательства: распределение, направление на работу.
Ради экономии места и времени, ограничимся пока этими терминами, однако 1 статье Кодекса и других его разделах содержится еще масса названий и определений.
Особую важность имеет 3 статья 1 главы Кодекса, где названы и подробно разъясняются государственные гарантии гражданам в отношении образования. Право на бесплатное дошкольное, общее среднее и профессионально-техническое образование имеют все граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие иностранцы, лица без гражданства, беженцы и белорусы по национальности живущие за границей.
Также в 1 главе Кодекса обозначаются основы государственной политики в области образования и другие фундаментальные положения.
2 глава Кодекса посвящена законодательной базе системы образования Беларуси.
Организация системы образования в Республике Беларусь
Эта тема подробно и обстоятельно рассматривается в 3 главе Кодекса об образовании. Отметим только некоторые важные моменты.
Компонентами системы образования считаются все лица и организации имеющие отношение к образовательному процессу и его результатам. Это и учреждения образования, и обучающиеся в них, и педагоги, и многие другие, включая предприятия-заказчики кадров. Их список приводится в 11 статье Кодекса.
12 статья этого нормативного акта перечисляет элементы системы основного образования. Это:
13 и 14 статьи рассказывают о дополнительном и специальном образовании, для лиц с особенностями развития.
16 статья раскрывает некоторые аспекты формирования образовательных программ.
17 статья называет формы получения образования, признанные в РБ.
Содержание 18 статьи Кодекса имеет темой воспитание как составную часть образовательного процесса. Эта статья складывается из множества тезисов, описывающих принципы, направления, идеологические основы воспитания.
Следующий 2 раздел Кодекса начинается главой 4, содержащей описание субъектов образовательных отношений. Здесь можно найти перечисление видов учреждений образования, их особенности, права, нюансы открытия, управления и др.
Даже перечисление рассматриваемых в 4 главе тем оказалось бы слишком утомительным для неподготовленного читателя. Изучать весь этот раздел можно советовать только профессионалам.
Не менее объемной, хотя и более понятной рядовому обывателю, представляется 5 глава Кодекса. Ее тема обучающиеся, их права и обязанности. Кроме самого процесса учебы в главе поднимаются многие другие вопросы, включая питание, обеспечение жильем, поддержку выпускников и др. Эту главу разумнее будет читать фрагментарно, выбирая интересующие в данный момент темы.
6 глава Кодекса об образовании полностью посвящена педагогическим работникам и всем прочим сотрудникам учреждений образования. Статьи этой главы раскрывают требования к педагогам, сообщают их обязанности и права.
3 раздел Кодекса об образовании имеет основной темой отношения в сфере образования. Список тем этого раздела настолько обширен, что даже простое их перечисление заняло бы слишком много места. Такое разнообразие представляется совершенно неизбежным, т.к. весь процесс образования это и есть система отношений: между учителями, учениками, их родителями и всеми прочими лицами. В этом разделе также будет удобнее искать нужную тему в названиях статей.
Контролю, управлению и международному сотрудничеству в области образования посвящен 4 раздел Кодекса. Многие вопросы этого раздела весьма специфичны и заинтересуют более специалистов занятых организацией системы образования.
Такая острая тема как дисциплинарная ответственность обучающихся полностью занимает 5 раздел Кодекса. Не станем рассматривать отдельные статьи этого раздела без необходимости. Перечислим только виды наказания применимые к учащимся в рамках Кодекса.
Эти меры перечислены и уточняются в статье 128, там же названы ограничения на отчисление некоторых групп обучающихся: не получивших базового образования, не достигших 16 лет.
Все прочие наказания, связанные с участием милиции, судом, штрафами и др, основаны не на нормах Кодекса об образовании, а на других законодательных актах.
6 раздел Кодекса еще более специфичен, в нем рассматриваются вопросы финансирования образования. Эта тема мало касается рядовых граждан.
Виды образования в Республике Беларусь
Принятая в Республике Беларусь система образования разделяется на несколько отличных друг от друга видов, направлений, структур, каждому из которых посвящен соответствующий раздел Кодекса «Об образовании».
Дошкольное образование – раздел 7. В эту структуру относят: ясли и детские сады, в том числе санаторного типа, дошкольные центры развития.
Общее среднее образование – раздел 8. Сюда входят: начальная, базовая и общая средняя школа. А также довольно большой список названий: лицеев, гимназий и др., дающих знания в пределах среднего образования.
Профессионально-техническое образование – раздел 9. К этой категории относятся учреждения дающие профессию в рамках среднего образования. Их по привычке называют ПТУ, в современном прочтении профессионально-технические училища, лицеи и колледжи.
Следующий, 10 раздел Кодекса также рассматривает получение среднего специального образования, но более высокого уровня. В терминах советского периода: 9 раздел посвящен ПТУ, 10 – техникумам.
Высшее образования стало темой 11 раздела. Не станем объяснять и так широко известные критерии отличий ВУЗов от всех прочих учреждений.
12 раздел Кодекса посвящен послевузовскому образованию. Оно касается подготовки аспирантов, присвоения научных степеней и пр.
В 13 разделе поднимается тема дополнительного образования детей и молодежи. Это разного рода кружки, студии и т.п.
В 14 говорится о дополнительном образовании взрослых. Такое образование дается в учреждения повышения квалификации, переподготовки кадров и др.
Образование лиц с особенностями психического или физического развития рассмотрено в 15 разделе Кодекса.
В рамках 16 раздела Кодекса об образовании рассматриваются некоторые вопросы поддержки учащихся:
На этом список разделов рассматривающих виды образования в Республике Беларусь заканчивается. Их содержание весьма велико, охватывает практически все аспекты организации образования, процессов обучения, отношений в рамках этих процессов, прав и обязанностей всех сторон и пр.
Знание всех рассмотренных в Кодексе тем может оказаться полезным разве что некоторым специалистам в сфере управления образованием и юристам соответствующего профиля. Всем прочим заинтересованным лицам будет удобнее искать интересующие вопросы в названиях статей и читать именно их, а также связанные с ними разделы.
Кодекс об образовании: грядут большие изменения
В первом чтении на заседании пятой сессии Палаты представителей 07.04.2021 депутатами принят законопроект «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
1. В общей части проекта Кодекса об образовании в сравнении с действующей редакцией среди прочих предусмотрены:
— грант на обучение — средства из республиканского бюджета, ежегодно выделяемые в целях освоения иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, содержания образовательных программ высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования;
— возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования;
— выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму;
— возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении;
— исключение из перечня прав законных представителей несовершеннолетних обучающихся права на получение информации о медицинских обследованиях обучающихся ввиду их проведения организациями здравоохранения. Также устанавливается, что ознакомление родителей с ходом образовательного процесса осуществляется в порядке, определяемом учреждением образования, т.к. на практике имеют место случаи необоснованного вмешательства родителей (законных представителей детей) в деятельность, относящуюся к компетенции педагога;
— системно урегулированы вопросы направления в организации иностранных государств для получения высшего образования за счет средств республиканского бюджета по специальностям, необходимым для Республики Беларусь, подготовка по которым в Республике Беларусь не осуществляется.
2. Изменения в особенной части проекта Кодекса об образовании.
На уровне дошкольного и общего среднего образования, в частности, предусмотрены:
— оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключены ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад);
— наделение местных исполкомов полномочиями по изменению норм наполняемости в учреждениях дошкольного образования при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в целях обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования в микрорайонах-новостройках;
— возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов исходя из численности детей, зачисленных в эти учреждения по направлению, выданному местными органами, при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования;
— прием детей для получения начального образования по достижении на начало учебного года возраста 6 лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению законного представителя несовершеннолетнего учредитель учреждения общего среднего образования имеет право разрешить прием в I класс в более раннем возрасте (сейчас такое разрешение выдается Минобразованием);
— установление в средних школах — училищах олимпийского резерва режима шестидневной учебной недели и возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V — XI (XII) классов;
— продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI (XII) классов — с 1 сентября по 25 мая;
— оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов, как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», учебно-педагогический комплекс с сохранением видов «гимназия — колледж искусств», «училище олимпийского резерва» и предоставлением возможности в начальных школах, базовых и средних школах реализовывать образовательную программу дошкольного образования;
— возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования (решение о возможности такого сочетания принимается на основании заключения ВКК и заявления законного представителя учащегося).
На уровне профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых предусмотрены:
— возможность получения образования в дистанционной форме, реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия;
— уменьшение срока получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме получения образования. Такой срок составит от 6 месяцев до 1 года (вместо 1 года — 1,5 лет);
— изменение структуры высшего образования, обеспечивающее повышение его привлекательности для иностранных граждан, усиление международного имиджа, гармонизацию системы белорусского высшего образования с международными стандартами (условия для расширения экспорта образовательных услуг) и повышение качества образования.
На уровне высшего образования предусматривается:
— бакалавриат (общее высшее образование 4 — 4,5 года);
— магистратура (углубленное высшее образование 1 — 2 года);
— непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5 — 6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «Здравоохранение» с дипломом о высшем образовании по специальностям «Здравоохранение»).
Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адьюнктура) со сроком подготовки не более 3 лет.
В системе образования предусмотрена выдача диплома бакалавра, диплома магистра, диплома о высшем образовании по направлению образования «Здравоохранение», в системе научно-ориентированного образования — диплома исследователя.
3. Предусмотрено закрепление такого вида дополнительного образования, как дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Законопроект дополнен новым разделом «Дополнительное образование одаренных детей и молодежи», в рамках которого регламентируются вопросы системы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, организации образовательного процесса при реализации образовательной программы одаренных детей и молодежи, научно-методического обеспечения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Также определено учреждение дополнительного образования одаренных детей и молодежи.
4. В рамках регулирования вопросов трудоустройства и распределения выпускников учреждений профессионального образования предусматривается:
— зачет в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника периода военной службы по контракту, периода альтернативной службы;
— освобождение выпускников, включенных в списочные составы национальных сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта, от возмещения средств за обучение, если они приступили к работе, но не отработали установленный срок обязательной работы;
— закрепление статуса молодого специалиста за выпускниками, получившими образование на условиях оплаты и направленными на работу;
— введение механизма обеспечения первым рабочим местом путем бронирования для выпускников из числа лиц с особенностями психофизического развития, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессионально-техническое и среднее специальное образование, если их не представляется возможным распределить из-за отсутствия мест.
5. В структуре учреждений образования также предусматриваются изменения. В частности, сокращаются и оптимизируются виды учреждений образования на всех уровнях основного образования (исключены 3 из 6 видов учреждений образования на уровне дошкольного образования, 14 из 25 на уровне общего среднего образования). На уровне профессионально-технического и среднего специального образования будет функционировать единый вид учреждения образования — колледж, на уровне высшего образования — 3 вида: университет, академия, институт (исключаются понятия «классический» и «профильный» в отношении университета, исключен как вид высший колледж).
6. Пересмотрены компетенции государственных органов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Совмина передана на уровень республиканских органов госуправления. За местными исполкомами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной деятельности) — контроль за обеспечением качества образования.